ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП,
продолжение
1. Храм фризов[i]
Уака фризов расположена в 50 м к северу-востоку от Уаки Чотуны. Она представляет собой ступенчатую пирамиду из самана с наклонными сторонами и прямоугольным основанием. Ее длина равна примерно 35 м, а высота 13 м.
На северной стороне пирамиды находятся две зоны с квадратными или прямоугольными ресинто, открытыми к северу и разграниченными кирпичными стенами. Форма этих ресинто и их внутреннее распределение представляют собой классическое выражение прямоугольной модели, которая является типичной для древней архитектуры Северного побережья Перу.
Фото 2[ii]. 3D-реконструкция ресинто (храма) Уаки фризов: 1 – портик алтаря; 2 – пандус; 3 – центральный помост; 4 – скамьи; 5 – главный вход в храм; 6 и 7 – прямоугольные конструкции с нишами в форме половины Чаканы (жертвенники?)
Благодаря своему внутреннему декору одно из ресинто получило название Храма фризов. Храм сориентирован по оси север – юг с входом на северной стороне. В его южной части находится главный алтарь в форме портика (№ 1 на фото 2). Центральная и боковые стены портика покрыты фризом (фото 3), который прерывается проемом в центральной стене. Проем имеет ширину 1,5 м и делит стену на две части длиной по 7,8 м.
Фото 3[iii]. Раскопки восточной части портика алтаря
Перед портиком алтаря расположено открытое пространство размерами 30×16 м, называемое внутренним двором, или площадью. Портик размещен на возвышении высотой 1,48 м, которое соединено с двором при помощи пандуса (№ 2) 6,28 м в длину, 7,15 м в ширину и 1,48 м в высоту.
В центре внутреннего двора, всего в 4,4 м от пандуса, находится прямоугольное возвышение – помост (№ 3) с размерами сторон 7,45 и 6,80 м и высотой 0,60 м. На полу помоста обнаружены шесть лунок 0,30 м диаметром, выстроенных симметрично по три лунки в ряд. В них, по мнению Карлоса Вестера, могли быть установлены большие сосуды для еды и напитков (как на 3D-реконструкции на фото 2), которые употреблялись во время церемоний. Также он допускает, что в эти лунки могли вставляться небольшие столбы, поддерживавшие настил, который использовался для представления людей, предназначенных для жертвоприношения.
Практически по всему периметру двора расположены узкие скамьи.
Фото 4. 3D-реконструкция главного входа в ресинто
Главный вход в ресинто (№ 5) находится на противоположной алтарю стороне двора (фото 4). Он оформлен как проем шириной 1,7 м в центре стенки, идущей вдоль основной стены ресинто. В результате между стенами образуется коридор, по которому может пройти только один человек. Проем входа ограничен слева и справа двумя прямоугольными конструкциями с нишами в форме половины Чаканы (андского креста). Боковые поверхности ниш украшены барельефом, изображающим пикирующую птицу, которая хватает клювом рыбу (основным мотивом этого храма).
Фото 5. 3D-реконструкция южной части Храма фризов
Известно, что алтарь изначально имел крышу, на что указывают колонны (по три с каждой стороны от пандуса). Они состояли из стволов рожкового дерева, покрытых глиной, и были четырехугольной формы.
Фото 6[iv]. Остатки западной колонны с изображением пикирующей птицы, которая хватает клювом рыбу. Фото 7[v]. Остатки восточной колонны с изображением кошачьих
Частично сохранились только две колонны – одна с западной стороны от пандуса, другая – с восточной (фото 6 и 7). Размеры их боковых поверхностей составляют 0,30 и 0,42 м. Колонны были украшены рельефами с классическим ламбайекенским образом пикирующей птицы, которая хватает клювом рыбу. На некоторых поверхностях колонн были изображены кошачьи.
Фото 8. Фрагмент фриза с основным мотивом
Фриз, украшающий стены алтаря, составлен из последовательно расположенных мотивов с двуглавой змей, которой придан вид арки с волнами по верхнему краю (фото 8). На центральной стене слева и справа от проема расположено по пять мотивов, по два мотива находятся на боковых стенах. Барельефы фриза окрашены преимущественно в желтый, черный и в меньшем масштабе в белый цвета. Карлос Вестер предполагает, что эти цвета могут символически отражать изменения наземной и морской фауны, которые связаны с феноменом Эль-Ниньо.
Фото 8а[va]. Очистка барельефов восточного угла портика
На фото 8а, которое показывает рабочий момент раскопок портика, видно, что поверх основного проходит еще один фриз. Он составлен из рамок, в каждую из которых помещена единственная фигура, соответствующая, как мне представляется, тому или иному персонажу основного фриза. Однако расположены они горизонтально и их размеры гораздо крупнее.
Фото 9[vi]. Вид на «священное пространство»: центральный проем в стене с фризами, подиум и западную колонну
Вдоль центральной стены портика алтаря по обе стороны от проема тянутся узкие ступени, которые считаются скамьями. В центральном проеме располагается небольшой подиум четырехугольной формы 2,15 м длиной, 1,55 м шириной и 0,32 м высотой. С внешней (северной) стороны к нему примыкает выступ с желобом посередине (его видно на фото 9). По мнению Карлоса Вестера, «этот подиум, который совпадает с проемом, может трактоваться как «священное пространство», зарезервированное для представления правителя, председательствовавшего на церемонии, которая разворачивалась на этой площади»[vii] (фото 9). 3D-воспроизведение подобного события дано на фото 2, 5 и 11.
Фото 10[viii]. Макет храма Чан-Чана с фигурами. Музей уак Моче, Трухильо, Перу
Таким образом, подиум в центре портика алтаря Карлос Вестер считает местом, где во время церемонии находился жрец-правитель, а не жертвенником, как это можно было бы предположить, глядя на присущий данной конструкции желоб. На мой взгляд, у такого желоба могло быть только одно применение – собирать и отводить с подиума жидкость, вероятно, кровь приносимых в жертву. Но а если придерживаться предположения, что подиум был предназначен для жреца-правителя, то его нужно считать местом сидения – троном, на котором, согласно иконографии Моче, тот сидел, скрестив ноги. В такой же позе сидит на своем троне и Йампайек, изображенный на навершии рукояти туми Сикана. Но главное – в ней находится мумия правителя, показанная на макете храма с человеческими фигурками (фото 10) культуры Чиму. Данный макет, скорее всего, и послужил основой для идентификации сооружений Храма фризов и его 3D-реконструкций (фото 2, 5 и 11), сделанных художником Робертом Гутьерресом Качайем (Robert Gutiérrez Cachay). Однако на этих 3D-реконструкциях жрец-правитель почему-то стоит на подиуме (троне), а люди более низкого статуса сидят в его присутствии.
Фото 11. 3D-реконструкция портика алтаря и прилегающей к нему области двора
Фризами, выполненными в низком рельефе и раскрашенными в черный и желтый цвета, украшена не только центральная стена портика алтаря, но и сооружения внутреннего двора. Однако они состоят из более простых мотивов, изображающих только одну фигуру – человека с чертами животного, птицу или кошачье.
Фото 12[ix]. Фрагмент фриза с зооантропоморфными фигурами западной боковины пандуса
Боковины пандуса декорированы барельефами с изображениями зооантропоморфных существ с западной стороны (фото 12) и кошачьих – с восточной (фото 13). Фриз с зооантропоформными существами, похоже, является уменьшенной копией второго (верхнего) фриза центральной стены портика.
Фото 13[x]. Фрагмент фриза с фигурами кошачьих восточной боковины пандуса
Вертикальные поверхности скамей, расположенных вокруг внутреннего двора, покрыты чередой рельефных фигурок птиц (фото 14).
Фото 14. Фрагмент фриза скамей[xi]
В заключении главы, посвященной Уаке фризов, Карлос Вестер указывает на упомянутую деревянную модель храма столицы культуры Чиму Чан-Чана (Chan Chan), где, по мнению специалистов Метрополитен музея искусств (США), представлена либо погребальная церемония, либо ритуал, связанный с культом предков (фото 10, 15 – 17). Модель была раскопана в Храме Луны (Уаке Луны), находящемся на Северном побережье Перу в регионе Ла-Либертад, примерно в 5 км от города Трухильо (Trujillo), и относящемся к культуре Моче.
Фото 15. Модель дворца с фигурами. Размеры: длина 48,5 см, ширина 40,5 см, высота 36,5 см. Материалы: дерево, хлопковая ткань, раковины. Культура: Чиму. Дата: 1440 – 1665 гг. География: Перу. Найдена при археологических раскопках на сайте Уаки Луны в 1995 г. Музей уак Моче, Трухильо, Перу; Министерство культуры Перу[xii]
По мнению Карлоса Вестера, конструкция ресинто храма Чан-Чана и его декоративные элементы имеют те же характеристики, что и ресинто Храма фризов. Хотя между деревянной моделью и ресинто Храма фризов, по словам ученого, нет прямой связи, их сходство «лишний раз показывает, что существует общая традиция на Северном побережье у Ламбайеке и Чиму»[xiii]. Об этом говорит также то, что Храму фризов присуща классическая планировка ресинто с входом на севере и ориентацией по оси север – юг.
Изучение архитектурных конструкций в Чан-Чане показывает, отмечает Карлос Вестер, что у ресинто с характеристиками, как у Храма фризов, существовали погребальные платформы, но фасады с фризами у них отсутствовали. Автор не может указать на то, что ресинто Храма фризов «имело погребальное использование». Он предполагает, что здесь проходили церемонии с небольшим количеством участников под руководством правителя или жреца, а их ритуалы были связаны с морем или дождем. Об этом свидетельствуют окрашенные в желтый цвет рельефы на стенах алтаря и прямоугольных колонн и их тематика. Такие рельефы Карлос Вестер называет классическими ламбайекенскими. В итоге портик алтаря он оценивает как соответствующий «поздней фазе памятников Ламбайеке», который претерпел изменения в эпоху Чиму и инков[xiv].
Фото 16. Вид на вход в Уаку Дракона. Снимок 2014 г.[xv]
Между тем очень похожие рельефные орнаменты можно видеть на стенах Уаки Дракона (или Уаки Радуги) культуры Чиму. Она расположена на окраине города Трухильо, в районе Ла-Эсперанса, и недалеко от Чан-Чана.
Фото 17[xvi]. Барельефы одной из стен Уаки Дракона после реставрации
В андской иконографии не так уж и редко встречаются изображения построек. К примеру, по данным Метрополитен-музея искусств, из тысяч керамических сосудов Моче, которые сохранились до наших дней, несколько сотен показывают архитектурные сооружения[xvii]. Однако в большинстве случаев их изображения довольно условны, а значит, недостаточно информативны. Среди них нечасто можно увидеть столь детальные композиции, как модель храма Чан-Чана, и вдобавок с представлением проходящих в них церемоний. Поэтому я решила остановиться на модели подробнее, приведя комментарий, который содержится в онлайновом каталоге выставки «Дизайн для вечности. Архитектурные модели из древних Америк» («Design for Eternity. Architectural models from the Ancient Americas»), которая проходила в 2015 – 2016 гг. в Метрополитен-музее искусств. В тексте комментария говорится следующее:
«Эта эффектная модель, или макет, показывает ритуал, происходящий в одном из дворцовых двориков в Чан-Чане. Среди персонажей – придворные, музыканты, горбуны (hunchbacks), подающие кукурузное пиво (чичу), и, сзади, три большие фигуры – предположительно мумии. Вырезанные из дерева и покрытые мозаикой из раковин конуса (Conus), мумии завернуты в грубые коричневые ткани, напоминающие погребальные саваны; следы желто-коричневого пигмента на их лицах могут изображать золотые погребальные маски. Сцена может представлять собой погребальную церемонию или более поздний ритуал, в котором прославлялись мумии, почитаемые как предки. В инкский период умерших представителей царского рода их потомки не хоронили, а держали в своих дворцах и периодически славили. Эта модель была обнаружена приблизительно в восьми милях от Чан-Чана на важном и гораздо более старом сайте Моче, вероятно, давно заброшенном. Радиоуглеродное датирование модели указывает на то, что она могла быть сделана либо в конце периода Чиму, во время оккупации долины инками, или в первые годы испанского господства. Вполне возможно, что Чан-Чан был под запретом во время иностранной оккупации и что модель была поэтому погребена в почитаемом месте, вне поля зрения новых правителей»[xviii].
Фото 18. Крупный план внутреннего пространства модели
Замечу, что мумия, сидящая на троне (а значит – мумия правителя), пока еще не облачена в погребальное фардо. Оно находится под мумией. Это может говорить о том, что модель показывает церемонию погребения данного правителя. Если бы был изображен праздник поминовения предков, то вынесли бы, вероятно, все мумии. Однако они находятся за стеной ресинто, видимо, в помещении гробницы. Мумии сидят в позе со скрещенными ногами (фото 19), которую Идзуми Симада называет типично мочикской. Она осталась характерной для жрецов-правителей культуры Ламбайеке–Сикана. Кроме того, на головы мумий надеты круглые каски, а на лица – маски, присущие образу Йампайека–Найлампа. Руки мумии правителя прижаты к груди и будто держат невидимый предмет. Такой жест типичен для образа Йампайека–Найлампа.
[i] Основано на текстах и фотографиях из 1) книги: Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque. 2010 (http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque) и 2) статьи: Wester C. Investigaciones Arqueológicas en el Complejo Monumental Chotuna – Chornancap, Lambayeque // Cultura Lambayeque: en el contexto de la costa norte del Perú. Chiclayo: Universidad Católica Santo Toribio de Mogrovejo, 2014 (http://www.academia.edu/29886569/Libro_Coloquio_Cultura_Lambayeque_en_el_contexto_de_la_costa_norte_del_Perú).
[ii] http://proyectoespecialnaylamp-lambayeque.blogspot.ru/2011/03/turistas-nacionales-y-extranjeros.html
[iii] http://peru.com/viajes/noticia-de-viajes/construiran-via-hacia-complejo-arqueologico-chotuna-chornancap-noticia-104094
[iv] Wester C. Investigaciones Arqueológicas en el Complejo Monumental Chotuna – Chornancap, Lambayeque.
[v] Wester C. Investigaciones Arqueológicas en el Complejo Monumental Chotuna – Chornancap, Lambayeque.
[va] http://rpp.pe/peru/actualidad/excavaciones-demuestran-que-personajes-de-la-leyenda-naylamp-existieron-noticia-440811/1
[vi] Wester C. Investigaciones Arqueológicas en el Complejo Monumental Chotuna — Chornancap, Lambayeque.
[vii] Wester C. Investigaciones Arqueológicas en el Complejo Monumental Chotuna — Chornancap, Lambayeque.
[xii] http://metmuseum.org/exhibitions/view?exhibitionId=%7b96ba212a-7a70-41ec-8329-aee305a05f45%7d&oid=656354&pkgids=327&pg=0&rpp=20&pos=56&ft=*&offset=20
[xiii] Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque.
[xiv] Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque.
[xv] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Huaca_del_Drag%C3%B3n_(Huaca_Arco_Iris)_-_Vista_lateral_de_rampa_de_acceso.jpg
[xvi] http://farm1.staticflickr.com/113/299759473_b828be0c1a_b.jpg
[xvii] http://metmuseum.org/exhibitions/view?exhibitionId=%7b96ba212a-7a70-41ec-8329-aee305a05f45%7d&oid=656351&pkgids=327&pg=0&rpp=20&pos=35&ft=*&offset=20