2. Храм антропоморфной волны

2. Храм антро­по­морф­ной волны[1]

Уака антро­по­морф­ной волны рас­по­ло­жена на рас­сто­я­нии около 220 м к северу от Уаки Чотуны. Она была почти пол­но­стью покрыта дюной высо­той 20 м и пло­ща­дью 1500 м2.

Во время рас­ко­пок архео­логи иден­ти­фи­ци­ро­вали две плат­фор­мен­ные струк­туры (сту­пен­ча­тые пира­миды), рас­по­ло­жен­ные парал­лельно друг другу на оси восток – запад и раз­де­лен­ные цен­траль­ным кори­до­ром шири­ной при­бли­зи­тельно 3 м. Поли­хром­ные сте­но­писи были обна­ру­жены в пира­миде, рас­по­ло­жен­ной к северу от кори­дора, и поэтому в 2009 г. уче­ные про­вели пол­но­мас­штаб­ные рас­копки двух ее плос­ких пря­мо­уголь­ных плат­форм, обо­зна­чив верх­нюю плат­форму бук­вой «А», а ниж­нюю – бук­вой «В». При этом они не исклю­чают, что глубже могут нахо­диться и дру­гие платформы.

image001Фото 1. Уака антро­по­морф­ной волны и ее кон­струк­тив­ные этапы

В сере­дине 2009 г. архео­ло­гам уда­лось частично рас­крыть основ­ную архи­тек­туру уаки и обна­ру­жить сви­де­тель­ства ее цере­мо­ни­аль­ного исполь­зо­ва­ния. Они опре­де­лили суще­ство­ва­ние, по край­ней мере, четы­рех эта­пов стро­и­тель­ства пира­миды (фото 1), в ходе кото­рых изме­ня­лась ее модель (в неко­то­рых слу­чаях неоднократно).

image003Фото 2. 3D-реконструкция Уаки антро­по­морф­ной волны пер­вой модели пер­вого кон­струк­тив­ного этапа: А – верх­няя плат­форма с хра­мом, В – ниж­няя (сред­няя) платформа

Пер­вая модель пер­вого кон­струк­тив­ного этапа Уаки антро­по­морф­ной волны (фото 2) имела сле­ду­ю­щие харак­те­ри­стики. Ниж­няя плат­форма с запада, юга и востока была обне­сена сте­нами и соот­вет­ственно открыта на север. На север­ной сто­роне по цен­тру края плат­формы нахо­дился пан­дус, соеди­няв­ший ее с плат­фор­мой ниж­него уровня, если тако­вая была, или с поверх­но­стью земли. Длина плат­формы (восток – запад) состав­ляла более 20 м, а ширина (юг – север) – 10 м.

Верх­няя плат­форма со зна­чи­тельно мень­шими раз­ме­рами рас­по­ла­га­лась у южной стены ниж­ней плат­формы. Она также была обне­сена тремя сте­нами высо­той около 1,83 м и открыта на север, где раз­ме­щался пан­дус, соеди­няв­ший ее с ниж­ней плат­фор­мой. Эта верх­няя плат­форма и полу­чила назва­ние Храма антро­по­морф­ной волны (фото 3).

image005Фото 3[2]. 3D-реконструкция пер­вого Храма антро­по­морф­ной волны

На мой взгляд, по своей кон­струк­ции пер­вый Храм антро­по­морф­ной волны был бли­зок к Храму фри­зов, но зна­чи­тельно усту­пал ему раз­ме­рами и чис­лом внут­рен­них соору­же­ний. Он также имел нечто вроде пор­тика с шестью колон­нами и кры­шей. Пор­тик нахо­дился на узкой пря­мо­уголь­ной плат­форме (уже, полу­ча­ется, тре­тьей по счету) и соеди­нялся с платформой-А неболь­шим пан­ду­сом. Впро­чем, раз­меры тре­тьей плат­формы столь малы (ее высота состав­ляет только 0,38 м), что архео­логи рас­смат­ри­вают ее как ска­мью. Ошту­ка­ту­рен­ные гли­ной и покры­тые чер­ной крас­кой, колонны были круг­лыми 0,30 м в диа­метре. Об этом сви­де­тель­ствует осно­ва­ние одной из колонн, най­ден­ное в юго-западном углу портика.

Остатки рос­пи­сей архео­логи обна­ру­жили в двух местах храма: на перед­нем (север­ном) торце самой платформы-А, а также на запад­ной стене.

На торце плат­формы слева от пан­дуса архео­логи заре­ги­стри­ро­вали узор из чере­ду­ю­щихся в шах­мат­ном порядке крас­ных и белых квад­ра­тов со сто­ро­ной, рав­ной 0,25 м. Их раз­де­ляла крас­ная полоса шири­ной 0,10 м. Уче­ные пред­по­ла­гают, что этот узор покры­вал весь север­ный торец плат­формы и пре­ры­вался только пандусом.

Шах­мат­ный узор появ­ля­ется в анд­ской ико­но­гра­фии задолго до эпохи Моче и имеет глу­бо­кие корни в куль­туре Анд. Сим­во­лика его до сих пор оста­ется неяс­ной. Кар­лос Вестер с соав­то­рами счи­тает, что узор выра­жает кон­цеп­ту­аль­ную схему двой­ствен­но­сти мира, кото­рая пред­по­ла­гает суще­ство­ва­ние пар вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих про­ти­во­по­лож­но­стей: чер­ное – белое, день – ночь, муж­чина – жен­щина и т.д.

image007Фото 4. Остатки узора антро­по­морф­ной волны на внут­рен­ней части запад­ной стены

На запад­ной стене был открыт узор, основ­ным моти­вом кото­рого явля­ется «волна, на гребне кото­рой нахо­дится пере­вер­ну­тая голова пер­со­нажа в короне и/или голов­ном уборе в виде полу­ме­сяца с пеначо, кото­рое нис­па­дает в форме тра­пе­ции». По сло­вам уче­ных, «эта антро­по­морф­ная волна шла непре­рывно в направ­ле­нии север – юг, давая ощу­ще­ние мор­ского движения».

image009Фото 5. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок узора «мор­ская антро­по­морф­ная волна»

Узор был выпол­нен чер­ной крас­кой на жел­том фоне и огра­ни­чен снизу тон­кой гори­зон­таль­ной поло­сой чер­ного цвета шири­ной 0,15 м, ниже кото­рой стена была покрыта поло­сой белой шту­ка­турки шири­ной 1,26 м. Эту сте­но­пись архео­логи отно­сят к клас­си­че­скому пери­оду куль­туры Ламбайеке.

image011Фото 5[3]. Кар­лос Вестер (на вто­ром плане) оце­ни­вает соот­вет­ствие рекон­струк­ци­он­ного рисунка узора антро­по­морф­ной волны ори­ги­налу. Сен­тябрь 2009 г.

Позже на пер­вом кон­струк­тив­ном этапе парал­лельно боко­вым сте­нам храма были постро­ены пря­мо­уголь­ные струк­туры, фасады кото­рых сверху укра­шал рельеф­ный фриз из боль­ших кру­гов, поме­щен­ных каж­дый в свою нишу (фото 7 и 8).

image013Фото 7[4]. 3D-реконструкция пятой ремо­де­ля­ции пер­вого кон­струк­тив­ного этапа Храма антро­по­морф­ной волны

Эти круги оце­ни­ва­ются уче­ными как сим­волы луны. Они допол­няют «алле­го­рию антро­по­морф­ной волны, воз­можно, посла­нием между морем и луной». Сле­до­ва­тельно, появ­ля­ются осно­ва­ния «доку­мен­ти­ро­вать архи­тек­тур­ный кон­текст, иден­ти­фи­ци­ро­ван­ный архео­ло­ги­че­ски», как отно­ся­щийся к клас­си­че­скому пери­оду куль­туры Лам­бай­еке, для кото­рого харак­терны изоб­ра­же­ния, пока­зы­ва­ю­щие вза­и­мо­связь между антро­по­морф­ной вол­ной и кругами.

image015Фото 8[5]. Фриз с кру­гами в нишах и сте­но­пись с узо­ром антро­по­морф­ной волны на даль­нем плане

В то же время образ антро­по­морф­ной волны в ико­но­гра­фии Лам­бай­еке, по мне­нию иссле­до­ва­те­лей, явля­ется «резуль­та­том идео­ло­ги­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, кото­рая, веро­ятно, пере­да­ется от Моче».

image017Фото 9. Про­ри­совки рос­пи­сей кера­мики Моче с изоб­ра­же­нием мор­ской волны

В каче­стве при­мера Кар­лос Вестер и его соав­торы при­во­дят про­ри­совки рос­пи­сей кера­мики Моче с изоб­ра­же­нием антро­по­морф­ной волны (фото 9) и отме­чают сход­ство с ее пред­став­ле­нием на сте­но­писи гроб­ницы Уаки Окон (фото 10) цере­мо­ни­аль­ного цен­тра Батан-Гранде, кото­рая отно­сится, по Идзуми Симаде, к Сред­нему Сикану (900 – 1100).

image019Фото 10. Рекон­струк­ция рос­писи на ткани, укра­шав­шей стены гроб­ницы Уаки Окон[6]

Изоб­ра­же­ния антро­по­морф­ной волны встре­ча­ются также на изде­лиях из дра­го­цен­ных метал­лов – керо, жез­лах, оре­хе­рах и пр. При­ме­ром может слу­жить корона, кото­рая была обна­ру­жена в Восточ­ной гроб­нице Уаки Попу­гая цере­мо­ни­аль­ного цен­тра Батан-Гранде (фото 11).

image021Фото 11[7]. Корона, най­ден­ная в Восточ­ной гроб­нице Уаки Попу­гая цере­мо­ни­аль­ного цен­тра Батан-Гранде

Узор, состав­лен­ный из мотива антро­по­морф­ной волны, можно найти также на кера­мике куль­туры Лам­бай­еке клас­си­че­ского пери­ода в каче­стве основ­ного декора сосуда. В том числе он появ­ля­ется вме­сте со скульп­тур­ным изоб­ра­же­нием головы клас­си­че­ского пер­со­нажа Лам­бай­еке (фото 12). Чере­пок с антро­по­морф­ной вол­ной был рас­ко­пан и в самом Храме антро­по­морф­ной волны (фото 13)

image023 image025Фото 12. Бутыль с рельеф­ным узо­ром антро­по­морф­ной волны на кера­мике Клас­си­че­ского Лам­бай­еке. Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Брю­нинга. Фото 13. Фраг­мент кера­ми­че­ской бутыли Клас­си­че­ского Лам­бай­еке, най­ден­ный в Храме антро­по­морф­ной волны

Помимо того, суще­ствует много кера­ми­че­ских сосу­дов куль­туры Лам­бай­еке, где антро­по­морф­ная волна пока­зана в соче­та­нии с узо­ром из кру­гов. К при­меру, бес­чис­лен­ное коли­че­ство буты­лей с такой ком­по­зи­цией, кото­рые пред­на­зна­ча­лись для цере­мо­ни­аль­ного и быто­вого исполь­зо­ва­ния, было най­дено на сайте Ильимо реги­она Лам­бай­еке в 1996 г.

Осо­бенно четко выра­жена сим­во­ли­че­ская связь между морем и луной, по мне­нию Кар­лоса Вестера и его соав­то­ров, на кера­ми­че­ском сосуде из Наци­о­наль­ного архео­ло­ги­че­ского музея Брю­нинга (фото 14 и 15). Его сфе­ри­че­ское тулово чер­ными лини­ями раз­де­лено на две части. В верх­ней части чер­ной крас­кой напи­сан узор из антро­по­морф­ных волн, в ком­по­зи­цию кото­рых вхо­дят кружки с точ­кой в цен­тре. В ниж­ней части поме­щены боль­шие чер­ные круги.

image027 image029Фото 14 и 15. Фраг­мент кера­ми­че­ского сосуда Клас­си­че­ского Лам­бай­еке, рас­пи­сан­ного узо­ром антро­по­морф­ной волны в соче­та­нии с кру­гами, и его про­ри­совка. Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Брюнинга

Наи­бо­лее убе­ди­тель­ные сви­де­тель­ства ком­по­зи­ций, где антро­по­морф­ная волна соче­та­ется с кру­гами, пред­став­лены на двух тка­нях (фото 16), покры­вав­ших фардо Чор­нан­кап­ской жрицы, гроб­ница кото­рой будет открыта Кар­ло­сом Весте­ром позже – в 2011.

image031Фото 16[8]. Рекон­струк­ци­он­ные рисунки покро­вов фардо Чор­нан­кап­ской жрицы

В цити­ру­е­мой книге (2010) он ссы­ла­ется на очень похо­жий покров, хра­ня­щийся в Наци­о­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Брю­нинга (фото 17). Ком­по­зи­ции всех трех покро­вов прак­ти­че­ски оди­на­ковы и состоит из кру­гов (лун), запол­ня­ю­щих рядами пря­мо­уголь­ное поле, кото­рое обрам­лено узор­ной кай­мой с моти­вом антро­по­морф­ной волны. Но круги на покро­вах Чор­нан­кап­ской жрицы бор­до­вого цвета, и рас­по­ло­жены они на белом фоне, а на тек­стиле из Музея Брю­нинга круги белого цвета запол­няют чер­ное поле.

image033Фото 17. Тек­стиль с круг­лыми моти­вами и антро­по­морф­ной вол­ной. Раз­меры: 2,50×2,00 м. Кол­лек­ция музея Брюнинга

Кар­лос Вестер и его соав­торы утвер­ждают, что эле­менты дан­ного орна­мента – антро­по­морф­ная волна и круги – отно­сятся к морю и луне и явля­ются «рели­ги­оз­ными зна­ками или сим­во­лами пер­вого порядка». Эти эле­менты помо­гают им понять смысл изоб­ра­жен­ного на сте­но­писи Храма антро­по­морф­ной волны и заклю­чить, что ее сюжет «прямо отно­сится к повто­ря­ю­щейся теме моря и луны».

«Наши рас­копки в Храме антро­по­морф­ной волны, – пишут авторы, – поз­во­лили нам под­твер­дить, что покло­не­ние луне и морю… явля­ется одним из древ­них куль­тов, кото­рый допол­ня­ется риту­а­лами осо­бой важ­но­сти и зна­чи­мо­сти, такими, как риту­алы, свя­зан­ные с пло­до­ро­дием и чело­ве­че­скими жертвоприношениями».

«При­ни­мая во вни­ма­ние сим­волы, изоб­ра­жен­ные на фасаде Храма антро­по­морф­ной волны, мы утвер­ждаем, – про­дол­жают они, – что каж­дый раз ста­но­вится все более оче­вид­ным то, что глав­ное боже­ство Лам­бай­еке тесно свя­зано с морем и луной». Видимо, как резуль­тат такой убеж­ден­но­сти на 3D-воссоздании Храма антро­по­морф­ной волны пер­вого кон­струк­тив­ного этапа в цен­тре узора появился образ боже­ства (Йам­пай­ека, Сикан­ского боже­ства, Най­лампа), взя­тый с рос­писи на ткани из гроб­ницы Уаки Окон (ср. фото 1 и 2 с фото 10). По сло­вам Кар­лоса Вестера и его соав­то­ров, «изоб­ра­же­ние антро­по­морф­ной волны в Чотуне, при­ни­мая во вни­ма­ние дан­ные, заре­ги­стри­ро­ван­ные на дру­гих сай­тах, пред­по­ла­гает, что в цен­тре южной стены должно суще­ство­вать боже­ство, похо­жее на Бога Най­лампа». С таким утвер­жде­нием трудно согла­ситься, хотя бы потому, что изоб­ра­же­ний бога Най­лампа, при­бли­жа­ю­щихся к тому, что поме­щено на рос­писи ткани из Уаки Окон, да еще и ском­по­но­ван­ных с узо­ром из антро­по­морф­ных волн, на сайте Чотуна – Чор­нан­кап пока не обнаружено.

Поз­волю себе также не согла­ситься с тол­ко­ва­нием сим­во­лики круга. Дей­стви­тельно круг, а чаще – круги явля­ются атри­бу­тами образа Йам­пай­ека (Сикан­ского боже­ства, Най­лампа), пред­став­лен­ного скульп­ту­рой на руко­яти туми, а также его изоб­ра­же­ний, выпол­нен­ных на пред­ме­тах из дра­го­цен­ных метал­лов Сред­него Сикана. При этом на голов­ном уборе боже­ства кру­гов (сфер или дис­ков) обычно изоб­ра­жа­ется несколько, а дер­жит оно, как пра­вило, одну сферу (диск), реже – две. Кроме того, довольно боль­шие полу­сферы и диски из золота как само­сто­я­тель­ные эле­менты вхо­дили в погре­баль­ное при­да­ное сикан­ской знати. Однако зна­че­ние сфер, дис­ков, кру­гов до сих пор оста­ется загад­кой. Наи­бо­лее убе­ди­тельно зву­чит пред­по­ло­же­ние о том, что они оли­це­тво­ряют небес­ные объ­екты и отра­жают аст­ро­но­ми­че­ские пред­став­ле­ния древ­них лам­бай­е­кен­цев. А зна­чит, ико­но­гра­фия Сред­него Сикана тесно свя­зы­вает образ дан­ного боже­ства со звез­дами и пла­не­тами, а не только с луной. К тому же луна на рос­писи ткани из Уаки Окон появ­ля­ется в виде полу­ме­сяца и как про­ти­во­по­став­ле­ние изоб­ра­жен­ному там солнцу с лицом Сикан­ского боже­ства. Поэтому трак­товка Кар­ло­сом Весте­ром и его соав­то­рами кру­гов как изоб­ра­же­ния луны вызы­вает у меня боль­шие сомне­ния, осо­бенно при­ме­ни­тельно к ком­по­зи­ции трех покро­вов. Можно было бы пред­по­ло­жить, что на них поме­щен лун­ный кален­дарь. Но число кру­гов на ком­по­зи­циях раз­ное – 90 у покро­вов Чор­нан­кап­ской жрицы и 117 у покрова из Музея Брю­нинга. Между тем по схо­же­сти ком­по­зи­ций, они отно­сятся к одному вре­мени, а сле­до­ва­тельно, в кален­даре должно было быть оди­на­ко­вое коли­че­ство лун.

Под­водя итоги архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний пира­миды, Кар­лос Вестер и его кол­леги пишут следующее:

«Работы, про­во­ди­мые в насто­я­щее время в так назы­ва­е­мой Уаке антро­по­морф­ной волны ком­плекса Чотуны, поз­во­лили нам на сего­дняш­ний день прийти к сле­ду­ю­щим пред­ва­ри­тель­ным выводам.

Нет сомне­ний, что Храм антро­по­морф­ной волны демон­стри­рует архео­ло­ги­че­ски, что он соот­вет­ствует рели­ги­оз­ному соору­же­нию для культа моря и луны, кото­рый раз­ви­вался на про­тя­же­нии самого важ­ного момента циви­ли­за­ции Ламбайеке.

Архи­тек­тура по фор­маль­ным при­зна­кам дизайна, форм и деко­ра­тив­ных эле­мен­тов сле­дует типич­ному шаб­лону соору­же­ний Лам­бай­еке с нало­же­нием плат­форм, откры­тых на север и соеди­нен­ных пря­мыми и непря­мыми пандусами.

Пред­став­ле­ние антро­по­морф­ной волны на одной из стен верх­ней плат­формы под­твер­ждает рели­ги­оз­ный харак­тер этого сце­на­рия, кото­рый четко сви­де­тель­ствует о нали­чии пра­вя­щей элиты, кото­рая обла­дала одно­вре­менно рели­ги­оз­ной и поли­ти­че­ской властью.

Хро­но­ло­ги­че­ски архи­тек­тура в соче­та­нии с деко­ра­тив­ными эле­мен­тами поме­щает нас с ясно­стью и оче­вид­но­стью в эпоху Сред­него Ламбайеке…».

image060   image062


[1] Осно­вано на тек­сте и фото­гра­фиях из: Wester La Torre C., Castillo Reyes S., Hernández Horna S., Sánchez Saavedra L. VII. Huaca de la Ola Antropomorfa // Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque. 2010 (http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque).

[5] Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture. Resultados de investigaciones en Complejo Arqueológico Chornancap. 2016 (http://www.academia.edu/30948108/LIBRO_CHORNANCAP.pdf).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>