ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЧОТУНА И ЧОРНАНКАП,
продолжение
2. Храм антропоморфной волны[1]
Уака антропоморфной волны расположена на расстоянии около 220 м к северу от Уаки Чотуны. Она была почти полностью покрыта дюной высотой 20 м и площадью 1500 м2.
Во время раскопок археологи идентифицировали две платформенные структуры (ступенчатые пирамиды), расположенные параллельно друг другу на оси восток – запад и разделенные центральным коридором шириной приблизительно 3 м. Полихромные стенописи были обнаружены в пирамиде, расположенной к северу от коридора, и поэтому в 2009 г. ученые провели полномасштабные раскопки двух ее плоских прямоугольных платформ, обозначив верхнюю платформу буквой «А», а нижнюю – буквой «В». При этом они не исключают, что глубже могут находиться и другие платформы.
Фото 1. Уака антропоморфной волны и ее конструктивные этапы
В середине 2009 г. археологам удалось частично раскрыть основную архитектуру уаки и обнаружить свидетельства ее церемониального использования. Они определили существование, по крайней мере, четырех этапов строительства пирамиды (фото 1), в ходе которых изменялась ее модель (в некоторых случаях неоднократно).
Фото 2. 3D-реконструкция Уаки антропоморфной волны первой модели первого конструктивного этапа: А – верхняя платформа с храмом, В – нижняя (средняя) платформа
Первая модель первого конструктивного этапа Уаки антропоморфной волны (фото 2) имела следующие характеристики. Нижняя платформа с запада, юга и востока была обнесена стенами и соответственно открыта на север. На северной стороне по центру края платформы находился пандус, соединявший ее с платформой нижнего уровня, если таковая была, или с поверхностью земли. Длина платформы (восток – запад) составляла более 20 м, а ширина (юг – север) – 10 м.
Верхняя платформа со значительно меньшими размерами располагалась у южной стены нижней платформы. Она также была обнесена тремя стенами высотой около 1,83 м и открыта на север, где размещался пандус, соединявший ее с нижней платформой. Эта верхняя платформа и получила название Храма антропоморфной волны (фото 3).
Фото 3[2]. 3D-реконструкция первого Храма антропоморфной волны
На мой взгляд, по своей конструкции первый Храм антропоморфной волны был близок к Храму фризов, но значительно уступал ему размерами и числом внутренних сооружений. Он также имел нечто вроде портика с шестью колоннами и крышей. Портик находился на узкой прямоугольной платформе (уже, получается, третьей по счету) и соединялся с платформой-А небольшим пандусом. Впрочем, размеры третьей платформы столь малы (ее высота составляет только 0,38 м), что археологи рассматривают ее как скамью. Оштукатуренные глиной и покрытые черной краской, колонны были круглыми 0,30 м в диаметре. Об этом свидетельствует основание одной из колонн, найденное в юго-западном углу портика.
Остатки росписей археологи обнаружили в двух местах храма: на переднем (северном) торце самой платформы-А, а также на западной стене.
На торце платформы слева от пандуса археологи зарегистрировали узор из чередующихся в шахматном порядке красных и белых квадратов со стороной, равной 0,25 м. Их разделяла красная полоса шириной 0,10 м. Ученые предполагают, что этот узор покрывал весь северный торец платформы и прерывался только пандусом.
Шахматный узор появляется в андской иконографии задолго до эпохи Моче и имеет глубокие корни в культуре Анд. Символика его до сих пор остается неясной. Карлос Вестер с соавторами считает, что узор выражает концептуальную схему двойственности мира, которая предполагает существование пар взаимодополняющих противоположностей: черное – белое, день – ночь, мужчина – женщина и т.д.
Фото 4. Остатки узора антропоморфной волны на внутренней части западной стены
На западной стене был открыт узор, основным мотивом которого является «волна, на гребне которой находится перевернутая голова персонажа в короне и/или головном уборе в виде полумесяца с пеначо, которое ниспадает в форме трапеции». По словам ученых, «эта антропоморфная волна шла непрерывно в направлении север – юг, давая ощущение морского движения».
Фото 5. Реконструкционный рисунок узора «морская антропоморфная волна»
Узор был выполнен черной краской на желтом фоне и ограничен снизу тонкой горизонтальной полосой черного цвета шириной 0,15 м, ниже которой стена была покрыта полосой белой штукатурки шириной 1,26 м. Эту стенопись археологи относят к классическому периоду культуры Ламбайеке.
Фото 5[3]. Карлос Вестер (на втором плане) оценивает соответствие реконструкционного рисунка узора антропоморфной волны оригиналу. Сентябрь 2009 г.
Позже на первом конструктивном этапе параллельно боковым стенам храма были построены прямоугольные структуры, фасады которых сверху украшал рельефный фриз из больших кругов, помещенных каждый в свою нишу (фото 7 и 8).
Фото 7[4]. 3D-реконструкция пятой ремоделяции первого конструктивного этапа Храма антропоморфной волны
Эти круги оцениваются учеными как символы луны. Они дополняют «аллегорию антропоморфной волны, возможно, посланием между морем и луной». Следовательно, появляются основания «документировать архитектурный контекст, идентифицированный археологически», как относящийся к классическому периоду культуры Ламбайеке, для которого характерны изображения, показывающие взаимосвязь между антропоморфной волной и кругами.
Фото 8[5]. Фриз с кругами в нишах и стенопись с узором антропоморфной волны на дальнем плане
В то же время образ антропоморфной волны в иконографии Ламбайеке, по мнению исследователей, является «результатом идеологической преемственности, которая, вероятно, передается от Моче».
Фото 9. Прорисовки росписей керамики Моче с изображением морской волны
В качестве примера Карлос Вестер и его соавторы приводят прорисовки росписей керамики Моче с изображением антропоморфной волны (фото 9) и отмечают сходство с ее представлением на стенописи гробницы Уаки Окон (фото 10) церемониального центра Батан-Гранде, которая относится, по Идзуми Симаде, к Среднему Сикану (900 – 1100).
Фото 10. Реконструкция росписи на ткани, украшавшей стены гробницы Уаки Окон[6]
Изображения антропоморфной волны встречаются также на изделиях из драгоценных металлов – керо, жезлах, орехерах и пр. Примером может служить корона, которая была обнаружена в Восточной гробнице Уаки Попугая церемониального центра Батан-Гранде (фото 11).
Фото 11[7]. Корона, найденная в Восточной гробнице Уаки Попугая церемониального центра Батан-Гранде
Узор, составленный из мотива антропоморфной волны, можно найти также на керамике культуры Ламбайеке классического периода в качестве основного декора сосуда. В том числе он появляется вместе со скульптурным изображением головы классического персонажа Ламбайеке (фото 12). Черепок с антропоморфной волной был раскопан и в самом Храме антропоморфной волны (фото 13)
Фото 12. Бутыль с рельефным узором антропоморфной волны на керамике Классического Ламбайеке. Национальный археологический музей Брюнинга. Фото 13. Фрагмент керамической бутыли Классического Ламбайеке, найденный в Храме антропоморфной волны
Помимо того, существует много керамических сосудов культуры Ламбайеке, где антропоморфная волна показана в сочетании с узором из кругов. К примеру, бесчисленное количество бутылей с такой композицией, которые предназначались для церемониального и бытового использования, было найдено на сайте Ильимо региона Ламбайеке в 1996 г.
Особенно четко выражена символическая связь между морем и луной, по мнению Карлоса Вестера и его соавторов, на керамическом сосуде из Национального археологического музея Брюнинга (фото 14 и 15). Его сферическое тулово черными линиями разделено на две части. В верхней части черной краской написан узор из антропоморфных волн, в композицию которых входят кружки с точкой в центре. В нижней части помещены большие черные круги.
Фото 14 и 15. Фрагмент керамического сосуда Классического Ламбайеке, расписанного узором антропоморфной волны в сочетании с кругами, и его прорисовка. Национальный археологический музей Брюнинга
Наиболее убедительные свидетельства композиций, где антропоморфная волна сочетается с кругами, представлены на двух тканях (фото 16), покрывавших фардо Чорнанкапской жрицы, гробница которой будет открыта Карлосом Вестером позже – в 2011.
Фото 16[8]. Реконструкционные рисунки покровов фардо Чорнанкапской жрицы
В цитируемой книге (2010) он ссылается на очень похожий покров, хранящийся в Национальном археологическом музее Брюнинга (фото 17). Композиции всех трех покровов практически одинаковы и состоит из кругов (лун), заполняющих рядами прямоугольное поле, которое обрамлено узорной каймой с мотивом антропоморфной волны. Но круги на покровах Чорнанкапской жрицы бордового цвета, и расположены они на белом фоне, а на текстиле из Музея Брюнинга круги белого цвета заполняют черное поле.
Фото 17. Текстиль с круглыми мотивами и антропоморфной волной. Размеры: 2,50×2,00 м. Коллекция музея Брюнинга
Карлос Вестер и его соавторы утверждают, что элементы данного орнамента – антропоморфная волна и круги – относятся к морю и луне и являются «религиозными знаками или символами первого порядка». Эти элементы помогают им понять смысл изображенного на стенописи Храма антропоморфной волны и заключить, что ее сюжет «прямо относится к повторяющейся теме моря и луны».
«Наши раскопки в Храме антропоморфной волны, – пишут авторы, – позволили нам подтвердить, что поклонение луне и морю… является одним из древних культов, который дополняется ритуалами особой важности и значимости, такими, как ритуалы, связанные с плодородием и человеческими жертвоприношениями».
«Принимая во внимание символы, изображенные на фасаде Храма антропоморфной волны, мы утверждаем, – продолжают они, – что каждый раз становится все более очевидным то, что главное божество Ламбайеке тесно связано с морем и луной». Видимо, как результат такой убежденности на 3D-воссоздании Храма антропоморфной волны первого конструктивного этапа в центре узора появился образ божества (Йампайека, Сиканского божества, Найлампа), взятый с росписи на ткани из гробницы Уаки Окон (ср. фото 1 и 2 с фото 10). По словам Карлоса Вестера и его соавторов, «изображение антропоморфной волны в Чотуне, принимая во внимание данные, зарегистрированные на других сайтах, предполагает, что в центре южной стены должно существовать божество, похожее на Бога Найлампа». С таким утверждением трудно согласиться, хотя бы потому, что изображений бога Найлампа, приближающихся к тому, что помещено на росписи ткани из Уаки Окон, да еще и скомпонованных с узором из антропоморфных волн, на сайте Чотуна – Чорнанкап пока не обнаружено.
Позволю себе также не согласиться с толкованием символики круга. Действительно круг, а чаще – круги являются атрибутами образа Йампайека (Сиканского божества, Найлампа), представленного скульптурой на рукояти туми, а также его изображений, выполненных на предметах из драгоценных металлов Среднего Сикана. При этом на головном уборе божества кругов (сфер или дисков) обычно изображается несколько, а держит оно, как правило, одну сферу (диск), реже – две. Кроме того, довольно большие полусферы и диски из золота как самостоятельные элементы входили в погребальное приданое сиканской знати. Однако значение сфер, дисков, кругов до сих пор остается загадкой. Наиболее убедительно звучит предположение о том, что они олицетворяют небесные объекты и отражают астрономические представления древних ламбайекенцев. А значит, иконография Среднего Сикана тесно связывает образ данного божества со звездами и планетами, а не только с луной. К тому же луна на росписи ткани из Уаки Окон появляется в виде полумесяца и как противопоставление изображенному там солнцу с лицом Сиканского божества. Поэтому трактовка Карлосом Вестером и его соавторами кругов как изображения луны вызывает у меня большие сомнения, особенно применительно к композиции трех покровов. Можно было бы предположить, что на них помещен лунный календарь. Но число кругов на композициях разное – 90 у покровов Чорнанкапской жрицы и 117 у покрова из Музея Брюнинга. Между тем по схожести композиций, они относятся к одному времени, а следовательно, в календаре должно было быть одинаковое количество лун.
Подводя итоги археологических исследований пирамиды, Карлос Вестер и его коллеги пишут следующее:
«Работы, проводимые в настоящее время в так называемой Уаке антропоморфной волны комплекса Чотуны, позволили нам на сегодняшний день прийти к следующим предварительным выводам.
Нет сомнений, что Храм антропоморфной волны демонстрирует археологически, что он соответствует религиозному сооружению для культа моря и луны, который развивался на протяжении самого важного момента цивилизации Ламбайеке.
Архитектура по формальным признакам дизайна, форм и декоративных элементов следует типичному шаблону сооружений Ламбайеке с наложением платформ, открытых на север и соединенных прямыми и непрямыми пандусами.
Представление антропоморфной волны на одной из стен верхней платформы подтверждает религиозный характер этого сценария, который четко свидетельствует о наличии правящей элиты, которая обладала одновременно религиозной и политической властью.
Хронологически архитектура в сочетании с декоративными элементами помещает нас с ясностью и очевидностью в эпоху Среднего Ламбайеке…».
[1] Основано на тексте и фотографиях из: Wester La Torre C., Castillo Reyes S., Hernández Horna S., Sánchez Saavedra L. VII. Huaca de la Ola Antropomorfa // Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque. 2010 (http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque).
[5] Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture. Resultados de investigaciones en Complejo Arqueológico Chornancap. 2016 (http://www.academia.edu/30948108/LIBRO_CHORNANCAP.pdf).