1. Северная платформа[i]
Покрытую песком зону к северу от пирамиды Чорнанкап в период с 1980 по 1982 г. исследовал американский археолог Кристофер Б. Доннан. Он раскопал ряд архитектурных сооружений, определил последовательные фазы их оккупации и видоизменения. В 1982 г. К. Доннан частично задокументировал архитектурное сооружение, которое он назвал двором с полихромными настенными росписями (courtyard with polychrome murals) и отнес его к промежуточной фазе комплекса Чотуна – Чорнанкап (1100 – 1300). Испаноязычные авторы это здание определяют словом «патио» (Patio de los Murales – Патио настенных росписей). Английское слово «courtyard» и итальянское слово «patio» в переводе на русский язык означают «внутренний двор» и дают искаженное представление об объекте, поскольку он представляет собой здание со стенами без крыши – ресинто. Поэтому предлагаю именовать его Расписанным ресинто.
По словам Карлоса Вестера, постройка с живописью на стенах свидетельствовала о том, что рядом должно находиться более масштабное архитектурное сооружение. Поэтому в 2009 г. он начал раскопки северной платформы. В конце 2009 г. перуанским археологам под руководством Карлоса Вестера удалось совершить сенсационное открытие – в 6,5 м от пирамиды они обнаружили архитектурный комплекс с троном. Он получил название Храма священного трона (Templo del Trono Sagrado).
Фото 1. 3D-реконструкция северной платформы археологического комплекса Чорнанкап. Утопленный пандус с зигзагообразным проходом соединяет Расписанное ресинто (слева) и Храм священного трона (справа)
1.1. Расписанное ресинто
Фото 2. 3D-воссоздание Расписанного ресинто, показывающее часть западной стены с живописным фризом
Карлос Вестер фактически заново раскопал Расписанное ресинто и обследовал его, поставив перед собой задачу «понять смысл сцен на полихромной росписи и их взаимосвязь с архитектурным и церемониальным контекстом культуры Ламбайеке».
Фото 3[ii]. Остатки живописного фриза Расписанного ресинто
Полихромная роспись представляет собой фриз, украшающий верхнюю часть стен ресинто размерами 21 м с севера на юг и 20 м с востока на запад. Для создания росписи художники использовали шесть минеральных пигментов: красный, желтый, темно-зеленый, светло-зеленый, черный и белый. Живопись фриза находится в плохой сохранности и частично утрачена. В наиболее полном объеме она сохранилась на части западной стены – справа от вертикальной щели, или закрытого проема (фото 2). Фриз расположен на высоте 2,70 м от пола. Под ним вся западная стена была покрыта белой штукатуркой, закрывшей более ранний декор стены. Прорисовка фриза показана на фото 4, а его реконструкционный рисунок – на фото 5.
Фото 4. Прорисовка фриза западной стены (дана в два ряда)
Фриз изображает шествие персонажей по направлению к существу, которое лежит на животе, вытянув руки и ноги, на низкой прямоугольной платформе, которая, по всей вероятности, является троном. Карлос Вестер определяет божество как ламбайекенскую версию так называемого Лунного, или мифического кошачьего, «важный образ, присутствующий в искусстве Ламбайеке, который также представлен на росписях сосудов Моче и появляется на керамике Рекуай», а саму процессию – как шествие пленников с отрубленными головами. Позволю себе привести собственную интерпретацию сюжета стенописи.
Фото 5. Реконструкционный рисунок фриза западной стены
Основная часть персонажей показана сбоку со слегка согнутой спиной и протянутыми вперед руками, в которых они держат некие предметы. Их поза, которая выражает подчинение, отчетливо демонстрирует, что они пришли на поклон к лежащему божеству и принесли ему некие дары.
Фото 6. Фрагмент стенописи с двумя персонажами, показанными сбоку
Тела персонажей окрашены в желтый цвет и покрыты мелкими геометрическими фигурами. В большинстве случаев – это кружки. Они делают раскраску тел ягуаровой и позволяют говорить о том, что персонажи представлены в образе человека-ягуара, присущем культурам Месоамерики, где культ ягуара был одним из самых сильных. С другой стороны, канон их изображения соответствует тому, который используется в сложных композициях позднего Ламбайеке на предметах из драгоценных металлов, о которых говорилось во Введении. Там образы персонажей характеризуются гладкой головой, огромными глазами и большим носом картошкой, а также ластами на руках и ногах. Правда, на фризе Расписанного ресинто размеры глаз персонажей уменьшены, носу придана крючковатая форма, которая, видимо, соответствует птичьему клюву, а рот изображен с высунутым языком. (До сих пор не знаю, что обозначает высунутый язык, но мне известно, что он характерен для иконографии Моче.)
У персонажей сзади чуть ниже шеи есть маленькая голова дракона. Их талию обвивает кушак с концами в виде двух трапеций, нижняя из которых прикреплена к верхней. Такие же трапеции исходят из пасти некоторых драконов. Головной убор большинства персонажей приблизительно соответствует тому, в котором изображается Йампайек (Сиканское божество, Найламп) на рукояти туми и золотых керо Сикана. Он состоит из круглой каски и полулунного навершия. Из этого следует, что на поклон к Лунному кошачьему идут представители рода Йампайека–Найлампа.
Фото 7. Фрагмент фриза со статусным персонажем, показанным спереди
Вторая часть участников шествия численно меньше, но их фигуры имеют более крупные размеры. Они показаны фронтально с разведенными в стороны полусогнутыми руками (в позе божества с двумя жезлами). В них персонажи держат некие предметы, которые могут быть интерпретированы как оружие или жезлы. Они носят головной убор иной конфигурации, который своими огромными размерами и роскошью свидетельствует о высоком статусе владельца. Убор состоит из фронтальной пластины с зубчатыми краями и полукруга в форме раскрытого веера, который, видимо, изображает большое украшение из перьев. Благодаря этому головному убору персонажи еще более возвышаются над остальными участниками шествия, что также говорит об их более высоком статусе. Его подтверждают круглые орехеры, а главное – упомянутая особая поза тела. Следует отметить, что язык представителей элиты не высунут, а спрятан за оскаленными зубами. При пятнистой раскраске тела звериный оскал еще более усиливают их ассоциацию с человеком-ягуаром.
Один из статусных персонажей, который находится ближе всех к трону, показан сбоку и в той же позе покорности, что и участники шествия более низкого уровня. Его тело также покрыто ягуаровой раскраской, но на голове он носит вместо веера из перьев фронтальную пластину в виде туми, которая была характерна для знати Моче. Частично сохранившийся на росписи элемент, который отходит сзади от его шеи, был интерпретирован учеными как веревка. Ее держит в руках персонаж более низкого уровня, идущий позади. На данном основании статусный персонаж считается пленником, которого ведут на веревке. В таком случае следует предположить, что эта знатная персона является главным даром Лунному божеству и соответственно будет принесена ему в жертву. Впрочем, данному утверждению противоречит то, что пленник не лишен головного убора, оружия и отрубленной головы. Правда, возможно, статусный персонаж добровольно согласился на отсечение головы. Считается, что такой обычай самопожертвования существовал среди майяской знати и самоотсечение головы совершалось в ходе так называемой ягуаровой церемонии возрождения Венеры.
Фото 8. Фрагмент реконструкционного рисунка с Лунным кошачьим
Предметы, которые держат в руках участники шествия, обычно интерпретируют как отрубленные головы и оружие. Оружие, похоже, в основном состоит из дротиков и дубинок. А что касается отрубленных голов, то я рассматривала бы их как трофейные головы, прошедшие специальную обработку, чтобы служить инсигнией персонажа, которую он носил, привязанной к кисти руки. Однако если с тем, что персонажи несут в дар Лунному кошачьему отрубленные головы людей, принесенных в жертву, еще можно как-то согласиться, то неясно, почему они несут ему оружие. Исходя из интерпретации предметов как оружия, следует предположить, что фриз изображает войско, которое сдается в плен, выражая свою покорность сдачей оружия и трофейных голов. А поскольку действие происходит не в мире людей, то, вероятно, фриз повествует о торжестве Лунного кошачьего божества над человеческим воплощением подземного ягуара – людьми-ягуарами, которые, судя по всему, являются детищами Йампайека–Найлампа.
Фото 9. Фриз с ламбайекенским кошачьим божеством в Уаке Плотов (Huaca Las Balsas) в Тукуме (указано пунктирной линией)
К сожалению, изображение Лунного кошачьего на стенописи сохранилось лишь частично. А хуже всего то, что у него отсутствует голова. В качестве примера иконографии кошачьего божества Карлос Вестер приводит персонаж (фото 9) рельефного фриза из Уаки Плотов в Тукуме (последней столице культуры Ламбайеке). Однако у него явно отсутствуют черты кошачьего. Поэтому неясно, почему этот персонаж был идентифицирован К. Вестером как кошачье божество, разве только потому, что он лежит на удлиненной низкой платформе трона, вытянув руки и ноги. Между тем Луис-Альфредо Нарваэс Варгас в своей работе «Введение в мифологию Ламбайеке» определяет этот персонаж как «божество, которое летает»[iii]. Поэтому и второй пример изображения кошачьего божества, который приводит Карлос Вестер, не может рассматриваться без известной доли сомнения как соответствующий этому образу.
Фото 10. Керамика Ламбайеке с кошачьим божеством
Речь идет о скульптурном сосуде культуры Ламбайеке, который выполнен с хорошей проработкой деталей (фото 10). Здесь божество показано в головном уборе, имеющем схожие черты с головным убором Йампайека–Найлампа. Правда, вместо круглой каски божество носит налобник с зубчатыми краями. К тому же лицо у божества совершенно иное, нежели у Йампайека, и к его орехерам подвешены не пикирующие птички, а драконьи головы с высунутым языком, кстати, весьма характерные для культуры Моче. Тем не менее, в целом головной убор относит персонаж керамической скульптуры к роду Йампайека–Найлампа. Поэтому для того, чтобы быть полностью уверенными в том, что жрецы – авторы концепции фриза Расписанного ресинто позиционировали Лунное кошачье как безусловного противника Йампайека, а не его новое воплощение, так важно было бы увидеть головной убор божества. Впрочем, тот факт, что божество представлено в зверином виде, да еще лежащим на троне, говорит в пользу того, что оно не может быть воплощением Йампайека–Найлампа, который на канонических изображениях показан сидящим на троне со скрещенными ногами.
Очевидно, что живописный фриз с поклонением Лунному кошачьему появился на стенах ресинто не случайно, а по воле нового иноземного правителя. Он запечатлел на росписи свой триумф в ознаменование победы над старой династией правителей и обретения власти над землями Чорнанкап. Нет сомнений, что жрецы – идеологи этой росписи были хорошо осведомлены о происходящих событиях и достаточно информированы о старой династии, ее корнях и культах. Владея в полной мере языком андской символики и хорошо зная придворные обычаи и соответствующий им язык тела, они смогли разработать проект фриза, являющегося аллегорией реальных событий. Художникам осталось лишь воплотить его в стенописи. Поэтому фриз Расписанного ресинто представляется мне очень важным изобразительным свидетельством, которое может пролить свет на историю Чорнанкап и культуры Ламбайеке в целом, и, в частности, на ее происхождение и связи с культурами Моче и Месоамерики.
Кроме того, сюжет фриза, говорящий о смене власти и властно-религиозной идеологии, объясняет существенное отличие иконографии культуры Ламбайеке позднего периода от иконографии предыдущего периода, который был эпохой Сикана. Заметно изменился художественный стиль композиций, в них появились новые, незнакомые персонажи и сюжеты. Разница между стилем Чорнанкап и Батан-Гранде настолько велика, что, если и считать их принадлежащими к одной культуре, то периоду, когда столица царства Ламбайеке находилась в Батан-Гранде, следовало бы дать отдельное название, с которым он ассоциируется по работам Идзуми Симады, т.е. назвать его периодом Сикана.
Возвращаясь к фризу Расписанного ресинто в качестве исторического источника, следует добавить, что его ценность возрастает на фоне крайней недостаточности изобразительных свидетельств среди находок, сделанных в Чорнанкап. Судя по публикациям Карлоса Вестера, помимо архитектурных объектов сайт Чорнанкап эпохи Ламбайеке хранил в своем песке лишь архитектурные объекты и несколько захоронений (в Резиденции элиты) с бедным погребальным приданым, которое, в частности, включало в себя керамические сосуды. Керамика является одним из самых говорящих источников Андского мира. Однако та посуда, которая была обнаружена на сайте Чорнанкап, не содержит сюжетных росписей или скульптур, как, например, сосуды Моче, и поэтому по ней мало что можно прочесть.
Исключение составляет только богатое погребальное приданое Чорнанкапской жрицы, Господина со спондилусами и их спутников. В обеих гробницах содержалось довольно много предметов, которые сами по себе являются красноречивыми свидетельствами эпохи и к тому же несут на себе соответствующие орнаменты, узоры и сюжетные композиции. Однако эти артефакты относятся лишь к нескольким лицам, жившим практически в одно время. Правда, двое из них – представители элиты высшего уровня, а остальные – их спутники, что значительно обогащает информативный контент погребений, позволяя составить более полное представление об уровне властных и религиозных полномочий погребенных. Однако для полного осмысления и корректного использования содержимого гробниц как исторического источника следует изучить его в контексте близкой по времени архитектуры и иконографии. В этой связи необходимо провести, насколько это возможно, радиоуглеродное датирование особенно значимых и информативных предметов, а также архитектурных сооружений комплекса Чорнанкап, чтобы синхронизировать по времени их конструктивные периоды и определить место в них каждого артефакта. Тогда можно будет правильно выстроить историю и комплекса, и региона. Особенно важно узнать время создания такого ключевого исторического источника, как фриз Расписанного ресинто. Хотя стенопись и была датирована ее первооткрывателем Кристофером Б. Доннаном 1100 – 1300 гг., эту датировку следует считать слишком общей и приблизительной. Поэтому требуется более точное определение возраста фриза с использование современных методов.
[i] Основано на тексте и фотографиях монографии: Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture. Resultados de investigaciones en Complejo Arqueológico Chornancap. 2016 (http://www.academia.edu/30948108/LIBRO_CHORNANCAP.pdf).
[ii] Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque. 2010 (http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque).
[iii] Narváez Vargas L.A. Introducción a la Mitología Lambayeque // Cultura Lambayeque: en el contexto de la costa norte del Perú. Chiclayo: Universidad Católica Santo Toribio de Mogrovejo, 2014 (http://www.academia.edu/29886569/Libro_Coloquio_Cultura_Lambayeque_en_el_contexto_de_la_costa_norte_del_Perú).