1. Северная платформа

1. Север­ная плат­форма[i]

Покры­тую пес­ком зону к северу от пира­миды Чор­нан­кап в период с 1980 по 1982 г. иссле­до­вал аме­ри­кан­ский архео­лог Кри­сто­фер Б. Дон­нан. Он рас­ко­пал ряд архи­тек­тур­ных соору­же­ний, опре­де­лил после­до­ва­тель­ные фазы их окку­па­ции и видо­из­ме­не­ния. В 1982 г. К. Дон­нан частично задо­ку­мен­ти­ро­вал архи­тек­тур­ное соору­же­ние, кото­рое он назвал дво­ром с поли­хром­ными настен­ными рос­пи­сями (courtyard with polychrome murals) и отнес его к про­ме­жу­точ­ной фазе ком­плекса Чотуна – Чор­нан­кап (1100 – 1300). Испа­но­языч­ные авторы это зда­ние опре­де­ляют сло­вом «патио» (Patio de los Murales – Патио настен­ных рос­пи­сей). Англий­ское слово «courtyard» и ита­льян­ское слово «patio» в пере­воде на рус­ский язык озна­чают «внут­рен­ний двор» и дают иска­жен­ное пред­став­ле­ние об объ­екте, поскольку он пред­став­ляет собой зда­ние со сте­нами без крыши – ресинто. Поэтому пред­ла­гаю име­но­вать его Рас­пи­сан­ным ресинто.

По сло­вам Кар­лоса Вестера, постройка с живо­пи­сью на сте­нах сви­де­тель­ство­вала о том, что рядом должно нахо­диться более мас­штаб­ное архи­тек­тур­ное соору­же­ние. Поэтому в 2009 г. он начал рас­копки север­ной плат­формы. В конце 2009 г. перу­ан­ским архео­ло­гам под руко­вод­ством Кар­лоса Вестера уда­лось совер­шить сен­са­ци­он­ное откры­тие – в 6,5 м от пира­миды они обна­ру­жили архи­тек­тур­ный ком­плекс с тро­ном. Он полу­чил назва­ние Храма свя­щен­ного трона (Templo del Trono Sagrado).

image001Фото 1. 3D-реконструкция север­ной плат­формы архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Чор­нан­кап. Утоп­лен­ный пан­дус с зиг­за­го­об­раз­ным про­хо­дом соеди­няет Рас­пи­сан­ное ресинто (слева) и Храм свя­щен­ного трона (справа)

 

1.1. Рас­пи­сан­ное ресинто

image003Фото 2. 3D-воссоздание Рас­пи­сан­ного ресинто, пока­зы­ва­ю­щее часть запад­ной стены с живо­пис­ным фризом

Кар­лос Вестер фак­ти­че­ски заново рас­ко­пал Рас­пи­сан­ное ресинто и обсле­до­вал его, поста­вив перед собой задачу «понять смысл сцен на поли­хром­ной рос­писи и их вза­и­мо­связь с архи­тек­тур­ным и цере­мо­ни­аль­ным кон­тек­стом куль­туры Ламбайеке».

image005Фото 3[ii]. Остатки живо­пис­ного фриза Рас­пи­сан­ного ресинто

Поли­хром­ная рос­пись пред­став­ляет собой фриз, укра­ша­ю­щий верх­нюю часть стен ресинто раз­ме­рами 21 м с севера на юг и 20 м с востока на запад. Для созда­ния рос­писи худож­ники исполь­зо­вали шесть мине­раль­ных пиг­мен­тов: крас­ный, жел­тый, темно-зеленый, светло-зеленый, чер­ный и белый. Живо­пись фриза нахо­дится в пло­хой сохран­но­сти и частично утра­чена. В наи­бо­лее пол­ном объ­еме она сохра­ни­лась на части запад­ной стены – справа от вер­ти­каль­ной щели, или закры­того про­ема (фото 2). Фриз рас­по­ло­жен на высоте 2,70 м от пола. Под ним вся запад­ная стена была покрыта белой шту­ка­тур­кой, закрыв­шей более ран­ний декор стены. Про­ри­совка фриза пока­зана на фото 4, а его рекон­струк­ци­он­ный рису­нок – на фото 5.

image006Фото 4. Про­ри­совка фриза запад­ной стены (дана в два ряда)

Фриз изоб­ра­жает шествие пер­со­на­жей по направ­ле­нию к суще­ству, кото­рое лежит на животе, вытя­нув руки и ноги, на низ­кой пря­мо­уголь­ной плат­форме, кото­рая, по всей веро­ят­но­сти, явля­ется тро­ном. Кар­лос Вестер опре­де­ляет боже­ство как лам­бай­е­кен­скую вер­сию так назы­ва­е­мого Лун­ного, или мифи­че­ского коша­чьего, «важ­ный образ, при­сут­ству­ю­щий в искус­стве Лам­бай­еке, кото­рый также пред­став­лен на рос­пи­сях сосу­дов Моче и появ­ля­ется на кера­мике Рекуай», а саму про­цес­сию – как шествие плен­ни­ков с отруб­лен­ными голо­вами. Поз­волю себе при­ве­сти соб­ствен­ную интер­пре­та­цию сюжета стенописи.

image008Фото 5. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок фриза запад­ной стены

Основ­ная часть пер­со­на­жей пока­зана сбоку со слегка согну­той спи­ной и про­тя­ну­тыми впе­ред руками, в кото­рых они дер­жат некие пред­меты. Их поза, кото­рая выра­жает под­чи­не­ние, отчет­ливо демон­стри­рует, что они при­шли на поклон к лежа­щему боже­ству и при­несли ему некие дары.

image010Фото 6. Фраг­мент сте­но­писи с двумя пер­со­на­жами, пока­зан­ными сбоку

Тела пер­со­на­жей окра­шены в жел­тый цвет и покрыты мел­кими гео­мет­ри­че­скими фигу­рами. В боль­шин­стве слу­чаев – это кружки. Они делают рас­краску тел ягу­а­ро­вой и поз­во­ляют гово­рить о том, что пер­со­нажи пред­став­лены в образе человека-ягуара, при­су­щем куль­ту­рам Месо­аме­рики, где культ ягу­ара был одним из самых силь­ных. С дру­гой сто­роны, канон их изоб­ра­же­ния соот­вет­ствует тому, кото­рый исполь­зу­ется в слож­ных ком­по­зи­циях позд­него Лам­бай­еке на пред­ме­тах из дра­го­цен­ных метал­лов, о кото­рых гово­ри­лось во Вве­де­нии. Там образы пер­со­на­жей харак­те­ри­зу­ются глад­кой голо­вой, огром­ными гла­зами и боль­шим носом кар­тош­кой, а также ластами на руках и ногах. Правда, на фризе Рас­пи­сан­ного ресинто раз­меры глаз пер­со­на­жей умень­шены, носу при­дана крюч­ко­ва­тая форма, кото­рая, видимо, соот­вет­ствует пти­чьему клюву, а рот изоб­ра­жен с высу­ну­тым язы­ком. (До сих пор не знаю, что обо­зна­чает высу­ну­тый язык, но мне известно, что он харак­те­рен для ико­но­гра­фии Моче.)

У пер­со­на­жей сзади чуть ниже шеи есть малень­кая голова дра­кона. Их талию обви­вает кушак с кон­цами в виде двух тра­пе­ций, ниж­няя из кото­рых при­креп­лена к верх­ней. Такие же тра­пе­ции исхо­дят из пасти неко­то­рых дра­ко­нов. Голов­ной убор боль­шин­ства пер­со­на­жей при­бли­зи­тельно соот­вет­ствует тому, в кото­ром изоб­ра­жа­ется Йам­пайек (Сикан­ское боже­ство, Най­ламп) на руко­яти туми и золо­тых керо Сикана. Он состоит из круг­лой каски и полу­лун­ного навер­шия. Из этого сле­дует, что на поклон к Лун­ному коша­чьему идут пред­ста­ви­тели рода Йампайека–Найлампа.

image012Фото 7. Фраг­мент фриза со ста­тус­ным пер­со­на­жем, пока­зан­ным спереди

Вто­рая часть участ­ни­ков шествия чис­ленно меньше, но их фигуры имеют более круп­ные раз­меры. Они пока­заны фрон­тально с раз­ве­ден­ными в сто­роны полу­со­гну­тыми руками (в позе боже­ства с двумя жез­лами). В них пер­со­нажи дер­жат некие пред­меты, кото­рые могут быть интер­пре­ти­ро­ваны как ору­жие или жезлы. Они носят голов­ной убор иной кон­фи­гу­ра­ции, кото­рый сво­ими огром­ными раз­ме­рами и рос­ко­шью сви­де­тель­ствует о высо­ком ста­тусе вла­дельца. Убор состоит из фрон­таль­ной пла­стины с зуб­ча­тыми кра­ями и полу­круга в форме рас­кры­того веера, кото­рый, видимо, изоб­ра­жает боль­шое укра­ше­ние из перьев. Бла­го­даря этому голов­ному убору пер­со­нажи еще более воз­вы­ша­ются над осталь­ными участ­ни­ками шествия, что также гово­рит об их более высо­ком ста­тусе. Его под­твер­ждают круг­лые оре­херы, а глав­ное – упо­мя­ну­тая осо­бая поза тела. Сле­дует отме­тить, что язык пред­ста­ви­те­лей элиты не высу­нут, а спря­тан за оска­лен­ными зубами. При пят­ни­стой рас­краске тела зве­ри­ный оскал еще более уси­ли­вают их ассо­ци­а­цию с человеком-ягуаром.

Один из ста­тус­ных пер­со­на­жей, кото­рый нахо­дится ближе всех к трону, пока­зан сбоку и в той же позе покор­но­сти, что и участ­ники шествия более низ­кого уровня. Его тело также покрыто ягу­а­ро­вой рас­крас­кой, но на голове он носит вме­сто веера из перьев фрон­таль­ную пла­стину в виде туми, кото­рая была харак­терна для знати Моче. Частично сохра­нив­шийся на рос­писи эле­мент, кото­рый отхо­дит сзади от его шеи, был интер­пре­ти­ро­ван уче­ными как веревка. Ее дер­жит в руках пер­со­наж более низ­кого уровня, иду­щий позади. На дан­ном осно­ва­нии ста­тус­ный пер­со­наж счи­та­ется плен­ни­ком, кото­рого ведут на веревке. В таком слу­чае сле­дует пред­по­ло­жить, что эта знат­ная пер­сона явля­ется глав­ным даром Лун­ному боже­ству и соот­вет­ственно будет при­не­сена ему в жертву. Впро­чем, дан­ному утвер­жде­нию про­ти­во­ре­чит то, что плен­ник не лишен голов­ного убора, ору­жия и отруб­лен­ной головы. Правда, воз­можно, ста­тус­ный пер­со­наж доб­ро­вольно согла­сился на отсе­че­ние головы. Счи­та­ется, что такой обы­чай само­по­жерт­во­ва­ния суще­ство­вал среди май­я­с­кой знати и само­от­се­че­ние головы совер­ша­лось в ходе так назы­ва­е­мой ягу­а­ро­вой цере­мо­нии воз­рож­де­ния Венеры.

image014Фото 8. Фраг­мент рекон­струк­ци­он­ного рисунка с Лун­ным кошачьим

Пред­меты, кото­рые дер­жат в руках участ­ники шествия, обычно интер­пре­ти­руют как отруб­лен­ные головы и ору­жие. Ору­жие, похоже, в основ­ном состоит из дро­ти­ков и дуби­нок. А что каса­ется отруб­лен­ных голов, то я рас­смат­ри­вала бы их как тро­фей­ные головы, про­шед­шие спе­ци­аль­ную обра­ботку, чтобы слу­жить инсиг­нией пер­со­нажа, кото­рую он носил, при­вя­зан­ной к кисти руки. Однако если с тем, что пер­со­нажи несут в дар Лун­ному коша­чьему отруб­лен­ные головы людей, при­не­сен­ных в жертву, еще можно как-то согла­ситься, то неясно, почему они несут ему ору­жие. Исходя из интер­пре­та­ции пред­ме­тов как ору­жия, сле­дует пред­по­ло­жить, что фриз изоб­ра­жает вой­ско, кото­рое сда­ется в плен, выра­жая свою покор­ность сда­чей ору­жия и тро­фей­ных голов. А поскольку дей­ствие про­ис­хо­дит не в мире людей, то, веро­ятно, фриз повест­вует о тор­же­стве Лун­ного коша­чьего боже­ства над чело­ве­че­ским вопло­ще­нием под­зем­ного ягу­ара – людьми-ягуарами, кото­рые, судя по всему, явля­ются дети­щами Йампайека–Найлампа.

image016Фото 9. Фриз с лам­бай­е­кен­ским коша­чьим боже­ством в Уаке Пло­тов (Huaca Las Balsas) в Тукуме (ука­зано пунк­тир­ной линией)

К сожа­ле­нию, изоб­ра­же­ние Лун­ного коша­чьего на сте­но­писи сохра­ни­лось лишь частично. А хуже всего то, что у него отсут­ствует голова. В каче­стве при­мера ико­но­гра­фии коша­чьего боже­ства Кар­лос Вестер при­во­дит пер­со­наж (фото 9) рельеф­ного фриза из Уаки Пло­тов в Тукуме (послед­ней сто­лице куль­туры Лам­бай­еке). Однако у него явно отсут­ствуют черты коша­чьего. Поэтому неясно, почему этот пер­со­наж был иден­ти­фи­ци­ро­ван К. Весте­ром как коша­чье боже­ство, разве только потому, что он лежит на удли­нен­ной низ­кой плат­форме трона, вытя­нув руки и ноги. Между тем Луис-Альфредо Нар­ваэс Вар­гас в своей работе «Вве­де­ние в мифо­ло­гию Лам­бай­еке» опре­де­ляет этот пер­со­наж как «боже­ство, кото­рое летает»[iii]. Поэтому и вто­рой при­мер изоб­ра­же­ния коша­чьего боже­ства, кото­рый при­во­дит Кар­лос Вестер, не может рас­смат­ри­ваться без извест­ной доли сомне­ния как соот­вет­ству­ю­щий этому образу.

image018Фото 10. Кера­мика Лам­бай­еке с коша­чьим божеством

Речь идет о скульп­тур­ном сосуде куль­туры Лам­бай­еке, кото­рый выпол­нен с хоро­шей про­ра­бот­кой дета­лей (фото 10). Здесь боже­ство пока­зано в голов­ном уборе, име­ю­щем схо­жие черты с голов­ным убо­ром Йампайека–Найлампа. Правда, вме­сто круг­лой каски боже­ство носит налоб­ник с зуб­ча­тыми кра­ями. К тому же лицо у боже­ства совер­шенно иное, нежели у Йам­пай­ека, и к его оре­хе­рам под­ве­шены не пики­ру­ю­щие птички, а дра­ко­ньи головы с высу­ну­тым язы­ком, кстати, весьма харак­тер­ные для куль­туры Моче. Тем не менее, в целом голов­ной убор отно­сит пер­со­наж кера­ми­че­ской скульп­туры к роду Йампайека–Найлампа. Поэтому для того, чтобы быть пол­но­стью уве­рен­ными в том, что жрецы – авторы кон­цеп­ции фриза Рас­пи­сан­ного ресинто пози­ци­о­ни­ро­вали Лун­ное коша­чье как без­услов­ного про­тив­ника Йам­пай­ека, а не его новое вопло­ще­ние, так важно было бы уви­деть голов­ной убор боже­ства. Впро­чем, тот факт, что боже­ство пред­став­лено в зве­ри­ном виде, да еще лежа­щим на троне, гово­рит в пользу того, что оно не может быть вопло­ще­нием Йампайека–Найлампа, кото­рый на кано­ни­че­ских изоб­ра­же­ниях пока­зан сидя­щим на троне со скре­щен­ными ногами.

Оче­видно, что живо­пис­ный фриз с покло­не­нием Лун­ному коша­чьему появился на сте­нах ресинто не слу­чайно, а по воле нового ино­зем­ного пра­ви­теля. Он запе­чат­лел на рос­писи свой три­умф в озна­ме­но­ва­ние победы над ста­рой дина­стией пра­ви­те­лей и обре­те­ния вла­сти над зем­лями Чор­нан­кап. Нет сомне­ний, что жрецы – идео­логи этой рос­писи были хорошо осве­дом­лены о про­ис­хо­дя­щих собы­тиях и доста­точно инфор­ми­ро­ваны о ста­рой дина­стии, ее кор­нях и куль­тах. Вла­дея в пол­ной мере язы­ком анд­ской сим­во­лики и хорошо зная при­двор­ные обы­чаи и соот­вет­ству­ю­щий им язык тела, они смогли раз­ра­бо­тать про­ект фриза, явля­ю­ще­гося алле­го­рией реаль­ных собы­тий. Худож­ни­кам оста­лось лишь вопло­тить его в сте­но­писи. Поэтому фриз Рас­пи­сан­ного ресинто пред­став­ля­ется мне очень важ­ным изоб­ра­зи­тель­ным сви­де­тель­ством, кото­рое может про­лить свет на исто­рию Чор­нан­кап и куль­туры Лам­бай­еке в целом, и, в част­но­сти, на ее про­ис­хож­де­ние и связи с куль­ту­рами Моче и Месоамерики.

Кроме того, сюжет фриза, гово­ря­щий о смене вла­сти и властно-религиозной идео­ло­гии, объ­яс­няет суще­ствен­ное отли­чие ико­но­гра­фии куль­туры Лам­бай­еке позд­него пери­ода от ико­но­гра­фии преды­ду­щего пери­ода, кото­рый был эпо­хой Сикана. Заметно изме­нился худо­же­ствен­ный стиль ком­по­зи­ций, в них появи­лись новые, незна­ко­мые пер­со­нажи и сюжеты. Раз­ница между сти­лем Чор­нан­кап и Батан-Гранде настолько велика, что, если и счи­тать их при­над­ле­жа­щими к одной куль­туре, то пери­оду, когда сто­лица цар­ства Лам­бай­еке нахо­ди­лась в Батан-Гранде, сле­до­вало бы дать отдель­ное назва­ние, с кото­рым он ассо­ци­и­ру­ется по рабо­там Идзуми Симады, т.е. назвать его пери­о­дом Сикана.

Воз­вра­ща­ясь к фризу Рас­пи­сан­ного ресинто в каче­стве исто­ри­че­ского источ­ника, сле­дует доба­вить, что его цен­ность воз­рас­тает на фоне край­ней недо­ста­точ­но­сти изоб­ра­зи­тель­ных сви­де­тельств среди нахо­док, сде­лан­ных в Чор­нан­кап. Судя по пуб­ли­ка­циям Кар­лоса Вестера, помимо архи­тек­тур­ных объ­ек­тов сайт Чор­нан­кап эпохи Лам­бай­еке хра­нил в своем песке лишь архи­тек­тур­ные объ­екты и несколько захо­ро­не­ний (в Рези­ден­ции элиты) с бед­ным погре­баль­ным при­да­ным, кото­рое, в част­но­сти, вклю­чало в себя кера­ми­че­ские сосуды. Кера­мика явля­ется одним из самых гово­ря­щих источ­ни­ков Анд­ского мира. Однако та посуда, кото­рая была обна­ру­жена на сайте Чор­нан­кап, не содер­жит сюжет­ных рос­пи­сей или скульп­тур, как, напри­мер, сосуды Моче, и поэтому по ней мало что можно прочесть.

Исклю­че­ние состав­ляет только бога­тое погре­баль­ное при­да­ное Чор­нан­кап­ской жрицы, Гос­по­дина со спон­ди­лу­сами и их спут­ни­ков. В обеих гроб­ни­цах содер­жа­лось довольно много пред­ме­тов, кото­рые сами по себе явля­ются крас­но­ре­чи­выми сви­де­тель­ствами эпохи и к тому же несут на себе соот­вет­ству­ю­щие орна­менты, узоры и сюжет­ные ком­по­зи­ции. Однако эти арте­факты отно­сятся лишь к несколь­ким лицам, жив­шим прак­ти­че­ски в одно время. Правда, двое из них – пред­ста­ви­тели элиты выс­шего уровня, а осталь­ные – их спут­ники, что зна­чи­тельно обо­га­щает инфор­ма­тив­ный кон­тент погре­бе­ний, поз­во­ляя соста­вить более пол­ное пред­став­ле­ние об уровне власт­ных и рели­ги­оз­ных пол­но­мо­чий погре­бен­ных. Однако для пол­ного осмыс­ле­ния и кор­рект­ного исполь­зо­ва­ния содер­жи­мого гроб­ниц как исто­ри­че­ского источ­ника сле­дует изу­чить его в кон­тек­сте близ­кой по вре­мени архи­тек­туры и ико­но­гра­фии. В этой связи необ­хо­димо про­ве­сти, насколько это воз­можно, радио­угле­род­ное дати­ро­ва­ние осо­бенно зна­чи­мых и инфор­ма­тив­ных пред­ме­тов, а также архи­тек­тур­ных соору­же­ний ком­плекса Чор­нан­кап, чтобы син­хро­ни­зи­ро­вать по вре­мени их кон­струк­тив­ные пери­оды и опре­де­лить место в них каж­дого арте­факта. Тогда можно будет пра­вильно выстро­ить исто­рию и ком­плекса, и реги­она. Осо­бенно важно узнать время созда­ния такого клю­че­вого исто­ри­че­ского источ­ника, как фриз Рас­пи­сан­ного ресинто. Хотя сте­но­пись и была дати­ро­вана ее пер­во­от­кры­ва­те­лем Кри­сто­фе­ром Б. Дон­на­ном 1100 – 1300 гг., эту дати­ровку сле­дует счи­тать слиш­ком общей и при­бли­зи­тель­ной. Поэтому тре­бу­ется более точ­ное опре­де­ле­ние воз­раста фриза с исполь­зо­ва­ние совре­мен­ных методов.

image060   image062


[i] Осно­вано на тек­сте и фото­гра­фиях моно­гра­фии: Wester С. Chornancap: Palace of the Leader and Priestess of the Lambayeque Culture. Resultados de investigaciones en Complejo Arqueológico Chornancap. 2016 (http://www.academia.edu/30948108/LIBRO_CHORNANCAP.pdf).

[ii] Wester C. Chotuna – Chornancap: Templos, rituales y ancestros Lambayeque. 2010 (http://www.academia.edu/29886677/Chotuna_-_Chornancap_Templos_rituales_y_ancestros_Lambayeque).

[iii] Narváez Vargas L.A. Introducción a la Mitología Lambayeque // Cultura Lambayeque: en el contexto de la costa norte del Perú. Chiclayo: Universidad Católica Santo Toribio de Mogrovejo, 2014 (http://www.academia.edu/29886569/Libro_Coloquio_Cultura_Lambayeque_en_el_contexto_de_la_costa_norte_del_Perú).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>