Ракета, пропеллер и/или гребной винт?

image001

Ракета, про­пел­лер и/или греб­ной винт?

Таким обра­зом, иссле­до­ва­ния ико­но­гра­фии Моче и архео­ло­ги­че­ских сви­де­тельств, содер­жав­шихся в гроб­ни­цах Уаки Рахады и Уаки Као-Вьехо, пока­зы­вают, что дубинка была не про­сто ору­жием. Она явля­лась сим­во­лом культа крови, кото­рый реа­ли­зо­вы­вался посред­ством риту­аль­ных боев, жерт­во­при­но­ше­ний и цере­мо­нии вру­че­ния. Худож­ники Моче часто давали ани­ми­ро­ван­ное изоб­ра­же­ние дубинки и пред­став­ляли ее как млад­шее боже­ство. Кроме того, будучи свя­щен­ным пред­ме­том, дубинка слу­жила инсиг­нией вла­сти пра­ви­теля и зна­ком при­над­леж­но­сти его к клану обо­жеств­лен­ного родо­на­чаль­ника дина­стии. Он же в свою оче­редь счи­тался потом­ком вер­хов­ного бога – бога-прародителя.

Образ бога-прародителя у анд­ских куль­тур фор­ми­ро­вался в резуль­тате кон­такта с богами во плоти (пред­ста­ви­те­лями высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций), кото­рых андцы счи­тали сво­ими боже­ствен­ными пер­во­пред­ками. Поэтому мно­гие атри­буты божеств, обла­да­ю­щие свя­щен­ным ста­ту­сом, отра­жают вид тех вещей, пред­ме­тов, кото­рые были у богов во плоти и явля­лись частями их машин. Изу­че­ние ико­но­гра­фии Моче пока­зы­вает, что сред­ства лич­ной защиты, лета­тель­ные и/или пла­ва­тель­ные аппа­раты богов во плоти прак­ти­че­ски не нашли в ней сво­его узна­ва­е­мого отра­же­ния, а образы божеств пол­но­стью постро­ены на основе системы сим­во­лов, что харак­терно для заклю­чи­тель­ного этапа раз­ви­тия ико­но­гра­фии божества-прародителя. Однако суще­ствуют ред­кие при­меры изоб­ра­же­ний, кото­рые поз­во­ляют понять, какой пред­мет или объ­ект был пере­осмыс­лен в дубинку.

Образ дубинки был настолько важен, что она пред­стает в искус­стве Моче не только в своем основ­ном виде – как ору­жие, но и как укра­ше­ние. Именно в каче­стве укра­ше­ния дубинка и откры­вает свою тайну.

image037Фото 1. Оже­ре­лье из бусин-дубинок. Инвен­тар­ный № 64.228.196. Мате­риал: камень. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: I – V вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[1]

Так, напри­мер, суще­ствует оже­ре­лье, состав­лен­ное из бусин-дубинок (фото 1), кото­рые очень напо­ми­нают ракеты.

image001Фото 2. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко в форме воина. Инвен­тар­ный № 63.226.8. Раз­меры: 23,18×24,51 см. Мате­риал: кера­мика. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: III – V вв. Метрополитен-музей искусств[2]

Согласно ком­мен­та­риям ката­лога Музея Ларко, кони­че­ские и бико­ни­че­ские навер­шия дуби­нок укра­шают голов­ные уборы пер­со­на­жей скульп­тур­ных сосу­дов Моче. С этим утвер­жде­нием я дол­гое время не могла согла­ситься, поскольку подоб­ное укра­ше­ние головы мне каза­лось неле­пым, а потому невоз­мож­ным. Между тем, скульп­тур­ных фигур и скульп­тур­ных порт­ре­тов пер­со­на­жей с навер­шием дубинки на голове в Музее Ларко и дру­гих музеях мира име­ется боль­шое мно­же­ство. Навер­шие дубинки может быть поме­щено спе­реди, сбоку и сзади на голове пер­со­нажа. Чаще всего оно пред­став­лено в един­ствен­ном числе. Но есть голов­ные уборы, укра­шен­ные двумя (фото 2) и даже тремя навершиями.

image055Фото 3[3]. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко в форме порт­рет­ной головы. Инвен­тар­ный № PM 16–62-30/F729. Раз­меры: 35,5×19×19,5 см. Мате­риал: кера­мика. Культура/период: Моче. Фаза IV. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу. Место: Долина Виру (Viru); Долина Кой­ка­мак (Cohicamac); Долина Чикама (Chicama). Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Кем­бридж, США[4]

Но верх подоб­ных эле­мен­тов в составе голов­ных убо­ров чаще всего покрыт круг­лыми пят­нами. Соот­вет­ственно при красно-сливочной рас­краске сосу­дов они выгля­дят как мухо­моры (фото 3). При этом есть осно­ва­ние пола­гать, что грибы в куль­туре Моче имели ста­тус свя­щен­ных объ­ек­тов, как уллючо и дру­гие рас­те­ния, изме­ня­ю­щие созна­ние и упо­треб­ляв­ши­еся в цере­мо­ни­аль­ной прак­тике. А зна­чит, их появ­ле­ние в составе голов­ного убора пер­со­нажа, на мой взгляд, было более оправ­дано, чем появ­ле­ние дубинки, кото­рую персонажи-воины и так имели при себе, держа ее в руках. Кроме того, дан­ный аксес­суар не все­гда точно повто­ряет форму навер­шия дубинки и появ­ля­ется не только в составе голов­ного убора знат­ной пер­соны, пра­ви­теля, воина, но и на голове пер­со­нажа с невы­со­ким соци­аль­ным ста­ту­сом, напри­мер, жреца-служки низ­шего уровня.

image057Фото 4. Скульп­тур­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая сидя­щего санов­ника. Высота: 24 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пер­ла­мутр. Куль­тура: Моче. Дата: 200 – 450 гг. Иллю­стра­ция из ката­лога: African, Oceanic and Pre-Columbian Art Including Property from the Pierre and Tana Matisse Foundation. New York, 2011[5]

Однако кера­ми­че­ская скульп­тура пер­соны высо­кого ранга, воз­можно, жреца-правителя, пока­зан­ная на фото 4, убе­дила меня отча­сти в правоте соста­ви­те­лей ката­лога Музея Ларко. На его голове кони­че­ское навер­шие дубинки рас­по­ло­жено сзади. А спе­реди нахо­дятся два эле­мента, кото­рые с одной сто­роны напо­ми­нают метал­ли­че­ские навер­шия бое­вой дубинки, кото­рые пока­заны на фото 5, а с дру­гой – про­пел­леры лета­тель­ного аппа­рата, кото­рый ясно чита­ется на голове пер­со­нажа с уче­том поло­же­ния головы пумы (ягу­ара), а также необыч­ных формы и поло­же­ния ее лап. (Такой же голов­ной убор, но в упро­щен­ном вари­анте, носит Аяпаэк, пока­зан­ный на фото 3 в ста­тье «Чаль­чальча».)

image005Фото 5. Бое­вые дубинки и их навер­шия. Север­ное побе­ре­жье Перу (1250 г. до н.э. – 800 г. н.э.). Музей Ларко, Лима, Перу[6]

Не менее стран­ным мне казался обы­чай укра­шать дубин­ками крыши хра­мов и алта­рей, в кото­рых на троне вос­се­дает боже­ство (фото 6).

image069Фото 6[7]. Рас­пис­ная бутыль стремя-горлышко, пред­став­ля­ю­щая пере­возку и вру­че­ние при­но­ше­ний рако­вин стром­буса. Код ката­ло­ги­за­ции: ML013653. Раз­меры: 29,0×14,1×15,2 см. Вес: 694 г. Мате­риал: кера­мика. Культура/стиль: Моче. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха апо­гея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Север­ное побе­ре­жье. Долина: Моче. Место: Уака Солнца. Музей Ларко[8]

Понять, образ какого именно объ­екта пере­да­вала дубинка, поз­во­лил орна­мент, выткан­ный на чуспе, кото­рая дати­ру­ется V – VII вв. (фото 7). Он явля­ется тем ред­ким при­ме­ром изоб­ра­же­ний, кото­рые, каза­лось бы, не пере­дают реаль­ный облик пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций и их аппа­ра­тов, но поз­во­ляют под­твер­дить факт при­сут­ствия богов во плоти на побе­ре­жье древ­него Перу.

image037Фото 7. Тка­ная сумка-мешочек для листьев коки (чуспа). Инвен­тар­ный № 1994.35.88. Раз­меры: 12,7×15,2 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: V – VII вв. Метрополитен-музей искусств[9]

Орна­мент пред­став­ляет кры­ла­тый пер­со­наж в маске с при­от­кры­тым длин­ным клю­вом, на чет­ве­рень­ках и с раз­лич­ными пред­ме­тами в руках, кото­рый как бы бежит, не каса­ясь земли. Опи­ра­ясь на опыт изу­че­ния ико­но­гра­фии Пара­каса, я могу ска­зать, что столь труд­ная поза пер­со­нажа объ­яс­ня­ется тем, что он пока­зы­вает обо­жеств­лен­ного предка, кото­рый в защит­ном сна­ря­же­нии плы­вет под поверх­но­стью воды, дви­га­ясь с помо­щью какого-то инди­ви­ду­аль­ного транс­порт­ного сред­ства. Спе­реди части аппа­рата изоб­ра­жены в виде пред­ме­тов, кото­рые пер­со­наж дер­жит в руках. Они напо­ми­нают дубинку с бико­ни­че­ской голо­вой и туми или керо на ножке для жерт­вен­ной крови. Сзади части аппа­рата пере­даны с исполь­зо­ва­нием навер­ший дуби­нок бико­ни­че­ской формы, кото­рые при­креп­лены к ногам пер­со­нажа. То, что пер­со­наж нахо­дится под поверх­но­стью воды, под­твер­жда­ется узо­ром из волн, кото­рый закры­вает ком­по­зи­цию сверху и снизу.

Между тем, у пер­со­нажа есть пти­чьи кры­лья и маска с пти­чьим клю­вом. А зна­чит, боже­ство не только может пла­вать под водой, но и летать по воз­духу. Такими же силами обла­дает и боже­ство, кото­рое было глав­ным у куль­тур Моче, Сикана–Ламбайеке и дру­гих куль­тур Анд­ского мира. Оно носит раз­ные имена (Боже­ство уллючо, Божество-дракон, Дего­лья­дор, Аяпаэк, Йам­пайек, Най­ламп и др.) и, несо­мненно, явля­ется резуль­та­том объ­еди­не­ния в один образ черт и свойств чело­века в защит­ном костюме и корабля богов во плоти. Были ли у звезд­ных гостей такие инди­ви­ду­аль­ные аппа­раты, кото­рые могли одно­вре­менно слу­жить для пла­ва­ния под поверх­но­стью воды и для полета по воз­духу, как об этом гово­рит изоб­ра­же­ние боже­ства на орна­менте чуспы? Или же в образе этого боже­ства сли­лись в один два раз­ных аппа­рата? Эти вопросы оста­ются открытыми.

Однако рас­шиф­ровка орна­мента чуспы поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что бико­ни­че­ская и кони­че­ская формы навер­шия, столь харак­тер­ные для риту­аль­ной дубинки Моче, про­ис­хо­дят от неболь­шого дви­жи­теля, похо­жего на малень­кий вен­ти­ля­тор. Это пред­по­ло­же­ние также объ­яс­няет казав­ше­еся стран­ным обык­но­ве­ние худож­ни­ков Моче укра­шать крыши хра­мов и алта­рей, в кото­рых вос­се­дает на троне боже­ство или обо­жеств­лен­ный пра­ви­тель, рядами из верх­ней части дубинки. Теперь ста­но­вится понятно, что они явля­ются дви­жи­те­лями, а сам храм – кораб­лем. А поскольку сим­во­лов полета у хра­мов Моче, подоб­ных тому, что дан на фото 8, обычно не бывает, их можно счи­тать под­вод­ным кораблем.

image047Фото 8. Скульп­тур­ный сосуд. Инвен­тар­ный № 41.2⁄8022. Раз­меры: 24×13×17,5 см. Мате­риал: кера­мика. Гео­гра­фия: Перу. Куль­тура: Моче. Дата: 450 – 550 гг. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[10]

Если при­нять во вни­ма­ние то, что на орна­менте чуспы дубинка явля­ется атри­бу­том боже­ства, плы­ву­щего под водой, то ее сле­дует счи­тать сим­во­лом вод­ного мира, т.е. мира внизу (мира смерти и воз­рож­де­ния жизни), через кото­рый про­хо­дил путь в мир вверху. Соот­вет­ственно изоб­ра­же­ние дуби­нок на крыше храма гово­рит о том, что он нахо­дится под водой, в мире внизу.

image009Фото 9[11]. Осмотр погре­баль­ного фардо Вла­сти­тель­ницы Као

Осо­бенно важ­ные сви­де­тель­ства пони­ма­ния роли дубинки в путе­ше­ствии на землю пред­ков у куль­туры Моче дает погре­баль­ное фардо Вла­сти­тель­ницы Као. На фото 9 и 10 видно, что оно имеет вытя­ну­тую оваль­ную форму, напо­ми­на­ю­щую кап­сулу неболь­шого корабля, кото­рым может быть кос­ми­че­ский чел­нок или малень­кая под­вод­ная лодка. Сверху, как и корабль, оно покрыто «бро­ней» из метал­ли­че­ских листов. В дан­ном слу­чае – это листы позо­ло­чен­ной меди. А по бокам к нему при­креп­лены две боль­шие цере­мо­ни­аль­ные дубинки, кото­рые также изна­чально были лами­ни­ро­ваны позо­ло­чен­ной медью. Головы дуби­нок здесь четко ассо­ци­и­ру­ются с греб­ными вин­тами или соп­лами, что довер­шает сход­ство с кораблем.

image009Фото 10[12]. Вскры­тие погре­баль­ного фардо Вла­сти­тель­ницы Као

Таким обра­зом, фардо с умер­шей вла­сти­тель­ни­цей и ее погре­баль­ным при­да­ным внутри, явля­лось сво­его рода ана­ло­гом корабля богов во плоти, кото­рый мог пла­вать под водой и летать по воз­духу. Он дол­жен был доста­вить ее через воды мира внизу в мир вверху, на землю предков.

«Кро­вать» из четы­рех дуби­нок, на кото­рой лежало фардо Воина с путуто из Уаки Рахады, также, по всей веро­ят­но­сти, мыс­ли­лась как часть корабля.

 image062



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>