Церемониальные дубинки Властительницы Као

image001

Цере­мо­ни­аль­ные дубинки Вла­сти­тель­ницы Као

image001Фото 1[1]. Рекон­струк­ция облика Вла­сти­тель­ницы Као. Сни­мок 2007 г. Музей Као, район Магдалена-де-Као (Magdalena de Cao), про­вин­ция Аскопе (Ascope), депар­та­мент Ла-Либертад (La Libertad), Перу

Гроб­ница Вла­сти­тель­ницы Као (Señora de Cao) была открыта 15 мая 2006 г. груп­пой перу­ан­ских архео­ло­гов под руко­вод­ством Регуло Франко Хор­дана (Régulo Franco Jordán) в про­ме­жу­точ­ной плат­форме пира­миды Уаки Као-Вьехо. Нетро­ну­тое уакеро погре­баль­ное фардо вла­сти­тель­ницы весило 100 кг и имело высоту 180 см. Ранее, в 2005 г. были най­дены четыре сопут­ству­ю­щих захо­ро­не­ния[2].

image003Фото 2[3]. Гроб­ницы Вла­сти­тель­ницы Као (на перед­нем плане) и ее спут­ни­ков рядом с цере­мо­ни­аль­ным поме­ще­нием (слева). Пира­мида Уаки Као-Вьехо

Уака Као-Вьехо нахо­дится на пра­вом берегу реки Чикамы в 6 км от города Магдалена-де-Као (район Магдалена-де-Као, про­вин­ция Аскопе, депар­та­мент Ла-Либертад) и вхо­дит в архео­ло­ги­че­ский ком­плекс Эль-Брухо (El Brujo).

image003Фото 3[4]. Фрон­таль­ное голов­ное укра­ше­ние с орна­мен­том в чавин­ском стиле.  В цен­тре изоб­ра­жена голова дра­кона, снизу – его лапы. В раз­вилке между высту­пами рас­по­ло­жен фриз с двумя драконами-птеродактилями. Мате­риал: позо­ло­чен­ная медь

Счи­та­ется, что Вла­сти­тель­ница Као пра­вила Доли­ной Чикамы в IV в. и умерла в воз­расте 20 или 25 лет при­бли­зи­тельно в 400 г.[5] О ее ста­тусе пра­ви­тель­ницы и жрицы сви­де­тель­ствуют рос­кош­ные укра­ше­ния и одежды, кото­рые были най­дены в гроб­нице. Мумия жен­щины ростом 1,45 м была покрыта 18 оже­ре­льями из золота, серебра, лазу­рита, кварца, бирюзы, 30 нари­ге­рами из золота и серебра, 4 фрон­таль­ными укра­ше­ни­ями головы в ком­плекте с узор­ными коро­нами цилин­дри­че­ской формы из позо­ло­чен­ной меди.

image005Фото 4[6]. Нари­геры

Руки, щико­лотки и стопы вла­сти­тель­ницы были тату­и­ро­ваны, что ука­зы­вает на ее функ­ции жрицы. При­ческа вла­сти­тель­ницы была типич­ной для жен­щин Моче: две косы с челкой.

image007Фото 5[7]. Рису­нок пра­вой руки

Мумия вла­сти­тель­ницы и пред­меты, обна­ру­жен­ные в ее гроб­нице, где она была похо­ро­нена вме­сте со сто­ро­жем гроб­ницы (под­рост­ком), а также в сосед­них гроб­ни­цах, при­над­ле­жав­ших трем ее спутникам-мужчинам, выстав­лены в Музее Као, кото­рый нахо­дится непо­да­леку от архео­ло­ги­че­ского сайта.

image009Фото 6[8]. Осмотр погре­баль­ного фардо Вла­сти­тель­ницы Као

image009Фото 7[9]. Вскры­тие фардо

При вскры­тии погре­баль­ного фардо вла­сти­тель­ницы (фото 6 и 7) под гру­бой хлоп­ко­вой тка­нью внеш­него слоя уче­ные обна­ру­жили два цере­мо­ни­аль­ных посоха в форме риту­аль­ной дубинки, а также нечто вроде брони, состо­я­щей из 1100 листов позо­ло­чен­ной меди весом 200 кг[10]. Эта «броня» покры­вала внут­рен­нее фардо (с мумией и погре­баль­ным при­да­ным вла­сти­тель­ницы), кото­рое также было зашито в гру­бую ткань.

image011Фото 8[11]. Копье­ме­талки и покровы из пла­стин посе­реб­рен­ной меди

Листы позо­ло­чен­ной меди были изна­чально при­креп­лены к тка­ням из хлопка и имели форму покро­вов. При­чем один из них, состо­я­щий из неболь­ших пря­мо­уголь­ни­ков на основ­ном поле и тре­уголь­ни­ков по узким краям, схож с цере­мо­ни­аль­ным обла­че­нием правителей-воинов, погре­бен­ных в Уаке Рахаде, и, в част­но­сти, моло­дого пра­ви­теля Сипана. Оно соот­вет­ствует образу божества-прародителя дина­стии Сипана, Боже­ству уллючо, т.е. основ­ному боже­ству Моче, кото­рое известно также под име­нами Сови­ного бога и Аяпа­эка. Исходя из этого, можно пред­по­ло­жить, что при рестав­ра­ции арте­факта (фото 8) не была учтена веро­ят­ность того, что истлев­шая ткань основы могла иметь про­резь для головы. То есть покров вполне мог быть пред­ме­том одежды властительницы.

image013Фото 9[12]. Одна из рекон­струк­ций облика вла­сти­тель­ницы. Музей Као

Впро­чем, такая веро­ят­ность была учтена в неко­то­рых теат­ра­ли­зо­ван­ных пред­став­ле­ниях. Так, певица и артистка Магали Сольер (Magaly Solier) испол­няла роль Вла­сти­тель­ницы Као в пла­тье, покры­том «метал­ли­че­ской» чешуей (фото 10).

image015Фото 10[13]. Магали Сольер в роли Вла­сти­тель­ницы Као. Сен­тябрь 2013 г.

Помимо метал­ли­зи­ро­ван­ного покрова/предмета одежды, в погре­баль­ное фардо вла­сти­тель­ницы вхо­дили и дру­гие арте­факты, кото­рые ранее не были най­дены ни в одном жен­ском захо­ро­не­нии и харак­терны только для воинов-мужчин Моче. Прежде всего, это, как уже отме­ча­лось, – два цере­мо­ни­аль­ных посоха-дубинки из дерева высо­той 1,7 м (фото 11). Изна­чально они были покрыты листами позо­ло­чен­ной меди, что отра­жено на пол­но­мас­штаб­ной рекон­струк­ции облика Вла­сти­тель­ницы Као (см. фото 1 и 9). Кроме того, поверх ее мумии лежали 23 копьеметалки.

image019Фото 11[14]. Дубинка. Мате­ри­алы: дерево, позо­ло­чен­ная медь. Высота: 1,7 м

Копье­ме­талки также были риту­аль­ным ору­жием Моче и исполь­зо­ва­лись в цере­мо­ни­аль­ной охоте на оленя с уча­стием высо­ко­по­став­лен­ных пер­сон (муж­чин). Уче­ные счи­тают, что охота имела при­мерно тот же сим­во­ли­че­ский смысл, что и риту­аль­ные бои. Пой­ман­ный олень при­но­сился в жертву богу (богам).

image019Фото 12[15]. Фигур­ные укра­ше­ния компьеметалок

Копье­ме­талки, кото­рые можно видеть на фото 8, сде­ланы из дерева и покрыты листами позо­ло­чен­ной меди. Их укра­шают фигурки антро­по­морф­ных пер­со­на­жей и птиц (фото 12).

 

image001Рекон­струк­ция по черепу лица Вла­сти­тель­ницы Као[16]

 image025 image027Фото 1[17] и 2[18]. Бюст, пред­став­ля­ю­щий рекон­струк­цию лица Вла­сти­тель­ницы Као, и точ­ная копия ее мумии на цере­мо­нии в Мини­стер­стве куль­туры Перу 4 июля 2017 г.

4 июля 2017 г. на цере­мо­нии в Мини­стер­стве куль­туры Перу были пред­став­лены рекон­струк­ция лица по черепу Вла­сти­тель­ницы Као и точ­ная копия ее мумии (фото 1 и 2), кото­рые яви­лись резуль­та­том 10-месячной работы меж­ду­на­род­ной команды архео­ло­гов, физи­че­ских антро­по­ло­гов, суд­мед­экс­пер­тов, худож­ни­ков и инже­не­ров – спе­ци­а­ли­стов по 3D-технологии.

image029Фото 3[19]. Ком­пью­тер­ная рекон­струк­ция лица Вла­сти­тель­ницы Као

Вна­чале были сде­ланы циф­ро­вые изоб­ра­же­ния мумии с помо­щью ска­нера. Затем экс­перты начали рекон­стру­и­ро­вать лицо гос­пожи с исполь­зо­ва­нием спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ного про­грамм­ного обес­пе­че­ния. После того как лицо было выстро­ено на ком­пью­тере (фото 3 и 4), всю голову напе­ча­тали в 3D.

image031Фото 4[20]. Ком­пью­тер­ная рекон­струк­ция облика вла­сти­тель­ницы в голов­ном уборе, с нари­ге­рой, пен­ди­енте и оже­ре­льями из ее фардо

Для музей­ной экс­по­зи­ции модель создали из стек­ло­во­локна, рас­кра­сили и наря­дили, исполь­зо­вав копии пред­ме­тов, содер­жав­шихся в фардо (фото 5).

image033Фото 5[21]. Рекон­струк­ция по черепу лица Вла­сти­тель­ницы Као

 

image062               image064



[1] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:La_Señora_de_Cao.JPG

[2] La Señora de Cao, lideresa de otros tiempos. 13.02.2017 (https://www.elbrujo.pe/blog/la-senora-cao-lideresa-otros-tiempos/).

[7] La enigmatica gobernante Mochica…

[14] La enigmatica gobernante Mochica…

[15] La enigmatica gobernante Mochica…

[21] http://larepublica.pe/cultural/892178-ministerio-de-la-cultura-develo-el-rostro-de-la-senora-de-cao-fotos

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>