Церемониальные барабаны

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001БАРАБАН ИЗ МАЛИНАЛЬКО

Пред­став­ле­ния ацте­ков о свя­щен­ной войне, вои­нах – слу­жи­те­лях Солнца, кото­рые жерт­вуют своей кро­вью и жиз­нью, чтобы оно воз­ро­ди­лось на рас­свете, вопло­щены в сим­во­ли­че­ской резьбе цере­мо­ни­аль­ного воен­ного бара­бана – тлаль­па­ну­эу­этля (tlalpanhuehuetl), кото­рый счи­та­ется шедев­ром ацтек­ского искус­ства. По типу он отно­сится к дере­вян­ным вер­ти­каль­ным бара­ба­нам (уэу­эт­лям), кото­рые обычно выдалб­ли­ва­лись из ствола дерева и обтя­ги­ва­лись сверху кожей ягу­ара. «Эти вер­ти­каль­ные бара­баны, – пишет Уорвик Брэй, – можно было настра­и­вать – тон повы­шался путем нагре­ва­ния инстру­мента возле жаровни. Обычно в уэу­этль били руками»[1].

Опи­са­ние бара­бана Вели­кого храма Тено­чтит­лана содер­жится в «Прав­ди­вой исто­рии заво­е­ва­ния Новой Испа­нии» кон­ки­ста­дора Бер­наля Диаса де Касти­льо. Он сопро­вож­дал поко­ри­теля Мек­сики Эрнана Кор­теса, когда тот вме­сте с импе­ра­то­ром Мон­те­су­мой II и по его при­гла­ше­нию осмат­ри­вал цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс ацтек­ской сто­лицы в ноябре 1519 г.

«И там нахо­дился огром­ный, колос­саль­ный бара­бан, – вспо­ми­нает Бер­наль Диас, – когда по нему били, звук от него был такой уны­лый и слы­шен оттуда на две легуа (около 11 км – Ф.Ó.) и, как они гово­рили, был похож на зву­ча­ние инстру­мента из их пре­ис­подни; они сооб­щили, что кожа на этом бара­бане с испо­лин­ских змей»[2].

Бара­бан, о кото­ром пой­дет речь, про­ис­хо­дит из цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса в Мали­налько (штат Мехико, Мек­сика). Он исполь­зо­вался мест­ными жите­лями в неко­то­рых цере­мо­ниях до 1894 г., когда по при­казу губер­на­тора Хосе-Висенте Вильяды пере­шел к мек­си­кан­скому пра­ви­тель­ству и был пере­дан в Музей города Толуки.

image001Фото 1[3]. Пано­рама хра­мо­вого ком­плекса Малиналько

Город Мали­налько был осно­ван мат­ла­цин­ками и взят ацте­ками в 1469 – 1476 гг. во время прав­ле­ния импе­ра­тора Ашай­я­катля. Он нахо­дился у края импе­рии и слу­жил ацте­кам как город-крепость. Уни­каль­ный хра­мо­вый ком­плекс Мали­налько рас­по­ло­жен на усту­пах холма. Мно­гие лест­ницы, воз­вы­ше­ния и лен­точ­ные фун­да­менты его соору­же­ний выруб­лены прямо в скале. Поэтому ацтеки назы­вали Мали­налько орли­ным гнез­дом (Cuauhtinchan). Мек­си­кан­ские уче­ные счи­тают, что Мали­налько был штаб-квартирой воен­ных орде­нов (братств) Орла и Ягу­ара[4].

image003Фото 2. Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок Дома орлов в Мали­налько[5]

Самым инте­рес­ным соору­же­нием Мали­налько явля­ется круг­лый храм из обра­бо­тан­ного камня с кони­че­ской кры­шей из соломы (фото 1 – 2а). Его при­нято назы­вать Куа­у­калли (Cuauhcalli) – Домом орлов. По кон­струк­ции он схож с хра­мом Кецаль­ко­атля в цере­мо­ни­аль­ном ком­плексе Тено­чтит­лана, кото­рый опи­сал Бер­наль Диас де Касти­льо (см.: 1.2.8. Жерт­во­при­но­ше­ния в хра­мо­вом ком­плексе Тено­чтит­лана гла­зами кон­ки­ста­до­ров). Двер­ной проем храма выре­зан в виде зме­и­ной головы с загну­тыми ядо­ви­тыми зубами и широко рас­кры­тыми гла­зами. Рядом со вхо­дом нахо­дятся остатки двух изва­я­ний вои­нов орде­нов Орла и Ягу­ара. Внутри поме­ще­ния рас­по­ла­га­ется полу­круг­лая камен­ная ска­мья с рез­ными фигу­рами орлов и ягу­ара. В цен­тре пола изоб­ра­жен орел, клю­вом ука­зы­ва­ю­щий на вход. По мне­нию Уорвика Брэя, несмотря на круг­лую пла­ни­ровку, при­су­щую хра­мам Кецаль­ко­атля, нали­чие такого мно­же­ства сим­во­лов орлов и ягу­а­ров поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что храм был посвя­щен Солнцу, кото­рому слу­жили эти воин­ские брат­ства[6].

image005Фото 2а[6а]. Дом орлов в Малиналько

Исчер­пы­ва­ю­щее опи­са­ние сим­во­лики ком­по­зи­ции, выре­зан­ной на бара­бане, дает спе­ци­а­лист по доко­лум­бо­вым циви­ли­за­циям и коло­ни­аль­ной исто­рии Мек­сики Ману­эль Агилар-Морено (Кали­фор­ний­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет Лос-Анджелеса) в своей книге «Ацтек­ское искус­ство»[7].

image005Фото 3[8]. Уэу­этль  из Мали­налько. Раз­меры: высота 97 см, мак­си­маль­ный диа­метр 52 см. Мате­ри­алы и тех­ника: дерево, кожа оце­лота; резьба. Место находки: Мали­налько. Музей антро­по­ло­гии и исто­рии, Толука, Мексика

Согласно Ману­элю Агилар-Морено, на бара­бане выре­зан знак даты Nahui-Ollin – 4-Движение (Nahui – 4 и Ollin – дви­же­ние, или зем­ле­тря­се­ние). Он озна­чает Пятое Солнце – эру, в кото­рую жили ацтеки и кото­рая должна была закон­читься уни­что­жа­ю­щим мир зем­ле­тря­се­нием. Кроме того, этот знак свя­зы­вает сюжет­ную ком­по­зи­цию бара­бана с фести­ва­лем Nahui-Ollin, на кото­ром послан­ника Солнца при­но­сили в жертву. Этот празд­ник опи­сал доми­ни­кан­ский монах Диего Дюран (1538 – 1588) в своей книге «Исто­рия Индий». На нем воины орде­нов Орла и Ягу­ара устра­и­вали наряду с про­чим риту­аль­ные бои друг с дру­гом, сим­во­ли­зи­ро­вав­шие борьбу Солнца и света (орлы) с мра­ком и тем­но­той (ягу­ары)[9].

image007 image009
Фото 4. Знак ollin (дви­же­ние) из Кодекса Бор­джиа. Фото 5. Знак Nahui-Ollin (4-Движение) из Бур­бон­ского кодекса

Сим­вол ollin исполь­зо­вался ацте­ками для изоб­ра­же­ния дви­же­ния Солнца и дина­мики жизни Мира. От слова ollin про­ис­хо­дят слова yollotl (сердце) и yoliztli (жизнь). «Внутри дан­ного Ollin, – отме­чает Ману­эль Агилар-Морено, – мы нахо­дим луч, исхо­дя­щий из сол­неч­ного глаза и chalchihuitl (дра­го­цен­ный камень). Солнце счи­та­лось «Сия­ю­щим суще­ством», «Дра­го­цен­ным ребен­ком», «Неф­ри­том» и «Xiuhpiltontli» («Бирю­зо­вым ребенком»)».

image011Фото 6 (рис. 56)[10]. Про­ри­совка раз­вертки бара­бана и одной из его сто­рон с изоб­ра­же­нием даты – Nahui-Ollin (4-Движение)

Справа и слева от даты 4-Движение худож­ник выре­зал тан­цу­ю­щие фигуры ягу­ара (ocelotl) и орла (cuauhtli). Эти образы пред­став­ляют вои­нов орде­нов Орла и Ягу­ара. Они дер­жат флаг жерт­во­при­но­ше­ния  image013 (pámitl) и носят голов­ной убор с перьями цапли (aztaxelli), сим­во­лом иерар­хии. На ниж­них сек­циях, кото­рые под­дер­жи­вают уэу­этль, есть еще два воина-ягуара и один воин-орел.

image015Фото 7[11]. Воин-ягуар, тан­цу­ю­щий слева от глифа Науи-Оллин

«Изо ртов и клю­вов вои­нов и вокруг их лап и ког­тей, – пишет Ману­эль Агилар-Морено, – появ­ля­ется глиф Atl-Tlachinolli, или Teuatl-Tlachinolli, что озна­чает «боже­ствен­ная вода (кровь) – огонь»; он сим­во­ли­зи­рует при­зыв войны и ино­гда – песню и танец войны. Эта мета­фора Atl–Tlachinolli изоб­ра­жа­лась в скульп­туре, резьбе и кодек­сах как две пере­пле­тен­ные реки, одна – из воды, дру­гая – из огня. Поток воды закан­чи­ва­ется жем­чу­гом и рако­ви­нами, а поток огня закан­чи­ва­ется телом xiuhcoatl (змеи огня), кото­рая испус­кает пламя.

image017Фото 8[12]. Круп­ный план головы воина-ягуара

Все воины, изоб­ра­жен­ные на уэу­этле, имеют в одном из своих глаз знак atl (вода), кото­рый ука­зы­вает на то, что они пла­чут во время пения. Этот знак пока­зы­вает двой­ствен­ность чувств перед жерт­во­при­но­ше­нием. У одного из вои­нов позади одной из его лап изоб­ра­жен знак atl в соче­та­нии с aztamecatl (веревка), ука­зы­ва­ю­щий на то, что он явля­ется Uauantin (плен­ни­ком в крас­ную полоску), кото­рый будет при­не­сен в жертву на тема­ла­катле (temalácatl). Это напо­ми­нает образ воина, несу­щего веревку в рос­писи Храма III участка. У воинов-орлов между перьями висят обси­ди­а­но­вые ножи (tecpatl)[13] – сим­волы чело­ве­че­ских жертвоприношений.

Уэу­этль раз­де­ляет на две части полоса, кото­рая изоб­ра­жает chimallis (щиты) с пуч­ками хлопка и стрел (tlacochtli), жерт­вен­ные флаги (pamitl) и непре­рыв­ный поток глифа Atl-Tlachinolli. Все это – мета­форы войны. Инте­ресно, что уэу­этль пред­став­ляет реаль­ное собы­тие в Мали­налько: сцену с воинами-орлами и воинами-ягуарами, пою­щими, тан­цу­ю­щими и пла­чу­щими на фести­вале Nahui-Ollin, закан­чи­вав­шемся тан­цем послан­ника Солнца, в кото­ром он под­ни­мался по лест­нице, чтобы добраться до пор­тала Куа­у­калли. Там его при­но­сили в жертву, и его сердце и кровь поме­ща­лись в cuauhxicalli (орли­ную чашу), кото­рая сто­яла позади орли­но­по­доб­ного образа Солнца… Солнце, когда оно нахо­дится в вос­хож­де­нии, назы­ва­ется Cuauhtehuanitl (Вос­хо­дя­щим Солн­цем), а днем, когда оно нис­хо­дит, – Cuauhtemoc (Захо­дя­щим Солнцем)».

image015Фото 9[14]. Сто­рона уэу­этля из Мали­налько, изоб­ра­жа­ю­щая Тона­тиу, Бога Солнца, в его орли­ном вопло­ще­нии (Уици­ло­по­чтли), вос­хо­дя­щего к зениту. На спине взле­та­ю­щего воина-орла изоб­ра­жены пере­пле­та­ю­щи­еся реки мета­форы войны – идео­граммы Teuatl-Tlachinolli, кото­рая озна­чает «боже­ствен­ная вода (кровь) + огонь». Они пере­те­кают в кры­лья орла, чтобы дать им силы лететь

«Солнце счи­та­лось моло­дым вои­ном, кото­рый каж­дый день на рас­свете сра­жа­ется на небе­сах, чтобы побе­дить тьму, звезды и луну (metztli), исполь­зуя в каче­стве ору­жия xiuhcoatls (змей огня, сол­неч­ные лучи), – про­дол­жает Ману­эль Агилар-Морено. – Таким обра­зом оно вос­хо­дит к зениту, ему пред­ше­ствует Tlahuizcalpantecuhtli, утрен­няя звезда (Венера).

В сумер­ках Солнце, упре­жден­ное Xolotl, вечер­ней звез­дой (Вене­рой), садится в Tlillan Tlapallan, Землю Чер­ного и Крас­ного, и спус­ка­ется под землю, пре­вра­ща­ясь в ягу­ара, чтобы осве­тить мир мерт­вых. На сле­ду­ю­щем рас­свете, в бес­ко­неч­ном цикле, оно повто­рит свою кос­ми­че­скую битву, чтобы при­не­сти новый день чело­ве­че­скому роду. Уэу­этль из Мали­налько пред­став­ляет изоб­ра­же­ние Cuauhtehuanitl, Тона­тиу в его орли­ном вопло­ще­нии (Уици­ло­по­чтли), вос­хо­дя­щего к зениту в небе [рис. 56]. Лицо бога выхо­дит из клюва орла и содер­жит бирюзу (yacaxihuitl) в носу. Под его под­бо­род­ком появ­ля­ется знак пения, cuicatl, кото­рый ука­зы­вает, что боже­ство вос­хо­дит поя. Перья орла сти­ли­зо­ваны таким обра­зом, что напо­ми­нают дра­го­цен­ные перья кецаля.

Вос­хо­дя­щее Солнце (Cuauhtehuanitl) сопро­вож­да­ется xiuhcoatls (зме­ями огня), кото­рые несут его во время его еже­днев­ного цикла. Они также явля­ются вопло­ще­ни­ями сол­неч­ных лучей. Мы можем видеть изоб­ра­же­ние голов xiuhcoatls с откры­тым ртом и клы­ками, сол­неч­ным гла­зом и рогом. Одна из них имеет реа­ли­стич­ную форму, а дру­гая – изоб­ра­жена с боль­шей абстрак­цией, но пока­зы­вает те же харак­тер­ные элементы».

От себя добавлю, что про­рези в ниж­ней части бара­бана, сде­ланы в форме стрелы или дро­тика, ука­зы­ва­ю­щего вниз, что на мини­а­тю­рах Кодекса Бор­джиа, обо­зна­чает смерть.

 

image057БАРАБАН ИЗ ТОЛУКИ[15]

image017Фото 1. Тлаль­па­ну­эу­этль. Раз­меры: высота 85 см, диа­метр 49 см. Мате­ри­алы и тех­ники: ствол дерева, выдолб­лен­ный изнутри, покры­тый резь­бой и рос­пи­сью яркими пиг­мен­тами синего, жел­того, крас­ного и чер­ного цве­тов (не сохра­ни­лась). Время созда­ния: 1325/1521 гг. Место находки: Цен­траль­ное наго­рье, Долина Толуки, муни­ци­па­ли­тет Тенанго-дель-Валье, штат Мехико, Мек­сика. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико

Не менее искусно сде­лан­ный тлаль­па­ну­эу­этль схо­жей кон­струк­ции про­ис­хо­дит из Долины Толуки (фото 1). Верх­няя часть бара­бана была покрыта кожей. Звук из него извле­кали, уда­ряя ладо­нями и паль­цами. На поверх­но­сти бара­бана были обна­ру­жены следы краски, кото­рые поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что он был рас­пи­сан яркими пиг­мен­тами синего, жел­того, крас­ного и чер­ного цветов.

image019Фото 2. Круп­ный план ком­по­зи­ции с орлом и грифом

В верх­ней части рез­ной ком­по­зи­ции бара­бана (фото 2) пока­заны орел и гриф. Орел дер­жит в клюве знак чаль­чи­уатль («дра­го­цен­ной воды» – крови), пред­став­лен­ный как поток воды, струи кото­рого закан­чи­ва­ются изоб­ра­же­ни­ями рако­вин и дра­го­цен­ных кам­ней. Гриф дер­жит в клюве поток огня с обра­зом пла­мени на конце в виде сти­ли­зо­ван­ной бабочки. Соче­та­ние этих зна­ков чита­ется как атльт­ла­чи­нолли (atl – вода (кровь), tlachinolli – огонь, сожже­ние) и явля­ется сим­во­лом войны. Птицы стоят на пере­пле­та­ю­щихся пото­ках крови и огня, кото­рые обра­зуют еще один вари­ант знака атльт­ла­чи­нолли. Снизу из него появ­ля­ется (вос­хо­дит) солнце, окру­жен­ное перьями.

 

 


[1] Брэй У. Ацтеки. Быт, рели­гия, куль­тура. М.: Центр­по­ли­граф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).

[2] Бер­наль Диас де Касти­льо. Прав­ди­вая исто­рия заво­е­ва­ния Новой Испа­нии / Пере­вод Д.Н. Его­рова и А.Р. Заха­рьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext3.htm).

[5] Брэй У. Указ. соч.

[7] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art_Part2.pdf).

[8] Aguilar-Moreno M. Opus cit.

[9] Баг­лай В.Е. Ацтеки. Исто­рия, эко­но­мика, социально-политический строй (Доко­ло­ни­аль­ный период) / Под ред. В.Б. Мень­ши­кова. М.: Восточ­ная лите­ра­тура, 1998 (https://www.indiansworld.org/znat-svetskaya-i-voennaya.html#.WhuSD3lx11A).

[10] Aguilar-Moreno M. Opus cit.

[11] http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/ask-us/symbol-for-war

[12] http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/ask-experts/did-the-aztecs-carve-eagles-and-jaguars-on-their-drums-as-messengers

[13] Автор допу­стил ошибку в опре­де­ле­нии мате­рила, из кото­рого сде­ланы ножи, поскольку слово «тек­патль» (tecpatl), часто упо­треб­ля­ю­ще­еся как сино­ним тер­мина «нож для жерт­во­при­но­ше­ний», озна­чает «кремень».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>