1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Представления ацтеков о священной войне, воинах – служителях Солнца, которые жертвуют своей кровью и жизнью, чтобы оно возродилось на рассвете, воплощены в символической резьбе церемониального военного барабана – тлальпануэуэтля (tlalpanhuehuetl), который считается шедевром ацтекского искусства. По типу он относится к деревянным вертикальным барабанам (уэуэтлям), которые обычно выдалбливались из ствола дерева и обтягивались сверху кожей ягуара. «Эти вертикальные барабаны, – пишет Уорвик Брэй, – можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками»[1].
Описание барабана Великого храма Теночтитлана содержится в «Правдивой истории завоевания Новой Испании» конкистадора Берналя Диаса де Кастильо. Он сопровождал покорителя Мексики Эрнана Кортеса, когда тот вместе с императором Монтесумой II и по его приглашению осматривал церемониальный комплекс ацтекской столицы в ноябре 1519 г.
«И там находился огромный, колоссальный барабан, – вспоминает Берналь Диас, – когда по нему били, звук от него был такой унылый и слышен оттуда на две легуа (около 11 км – Ф.Ó.) и, как они говорили, был похож на звучание инструмента из их преисподни; они сообщили, что кожа на этом барабане с исполинских змей»[2].
Барабан, о котором пойдет речь, происходит из церемониального комплекса в Малиналько (штат Мехико, Мексика). Он использовался местными жителями в некоторых церемониях до 1894 г., когда по приказу губернатора Хосе-Висенте Вильяды перешел к мексиканскому правительству и был передан в Музей города Толуки.
Фото 1[3]. Панорама храмового комплекса Малиналько
Город Малиналько был основан матлацинками и взят ацтеками в 1469 – 1476 гг. во время правления императора Ашайякатля. Он находился у края империи и служил ацтекам как город-крепость. Уникальный храмовый комплекс Малиналько расположен на уступах холма. Многие лестницы, возвышения и ленточные фундаменты его сооружений вырублены прямо в скале. Поэтому ацтеки называли Малиналько орлиным гнездом (Cuauhtinchan). Мексиканские ученые считают, что Малиналько был штаб-квартирой военных орденов (братств) Орла и Ягуара[4].
Фото 2. Реконструкционный рисунок Дома орлов в Малиналько[5]
Самым интересным сооружением Малиналько является круглый храм из обработанного камня с конической крышей из соломы (фото 1 – 2а). Его принято называть Куаукалли (Cuauhcalli) – Домом орлов. По конструкции он схож с храмом Кецалькоатля в церемониальном комплексе Теночтитлана, который описал Берналь Диас де Кастильо (см.: 1.2.8. Жертвоприношения в храмовом комплексе Теночтитлана глазами конкистадоров). Дверной проем храма вырезан в виде змеиной головы с загнутыми ядовитыми зубами и широко раскрытыми глазами. Рядом со входом находятся остатки двух изваяний воинов орденов Орла и Ягуара. Внутри помещения располагается полукруглая каменная скамья с резными фигурами орлов и ягуара. В центре пола изображен орел, клювом указывающий на вход. По мнению Уорвика Брэя, несмотря на круглую планировку, присущую храмам Кецалькоатля, наличие такого множества символов орлов и ягуаров позволяет предположить, что храм был посвящен Солнцу, которому служили эти воинские братства[6].
Фото 2а[6а]. Дом орлов в Малиналько
Исчерпывающее описание символики композиции, вырезанной на барабане, дает специалист по доколумбовым цивилизациям и колониальной истории Мексики Мануэль Агилар-Морено (Калифорнийский государственный университет Лос-Анджелеса) в своей книге «Ацтекское искусство»[7].
Фото 3[8]. Уэуэтль из Малиналько. Размеры: высота 97 см, максимальный диаметр 52 см. Материалы и техника: дерево, кожа оцелота; резьба. Место находки: Малиналько. Музей антропологии и истории, Толука, Мексика
Согласно Мануэлю Агилар-Морено, на барабане вырезан знак даты Nahui-Ollin – 4-Движение (Nahui – 4 и Ollin – движение, или землетрясение). Он означает Пятое Солнце – эру, в которую жили ацтеки и которая должна была закончиться уничтожающим мир землетрясением. Кроме того, этот знак связывает сюжетную композицию барабана с фестивалем Nahui-Ollin, на котором посланника Солнца приносили в жертву. Этот праздник описал доминиканский монах Диего Дюран (1538 – 1588) в своей книге «История Индий». На нем воины орденов Орла и Ягуара устраивали наряду с прочим ритуальные бои друг с другом, символизировавшие борьбу Солнца и света (орлы) с мраком и темнотой (ягуары)[9].
Фото 4. Знак ollin (движение) из Кодекса Борджиа. Фото 5. Знак Nahui-Ollin (4-Движение) из Бурбонского кодекса
Символ ollin использовался ацтеками для изображения движения Солнца и динамики жизни Мира. От слова ollin происходят слова yollotl (сердце) и yoliztli (жизнь). «Внутри данного Ollin, – отмечает Мануэль Агилар-Морено, – мы находим луч, исходящий из солнечного глаза и chalchihuitl (драгоценный камень). Солнце считалось «Сияющим существом», «Драгоценным ребенком», «Нефритом» и «Xiuhpiltontli» («Бирюзовым ребенком»)».
Фото 6 (рис. 56)[10]. Прорисовка развертки барабана и одной из его сторон с изображением даты – Nahui-Ollin (4-Движение)
Справа и слева от даты 4-Движение художник вырезал танцующие фигуры ягуара (ocelotl) и орла (cuauhtli). Эти образы представляют воинов орденов Орла и Ягуара. Они держат флаг жертвоприношения (pámitl) и носят головной убор с перьями цапли (aztaxelli), символом иерархии. На нижних секциях, которые поддерживают уэуэтль, есть еще два воина-ягуара и один воин-орел.
Фото 7[11]. Воин-ягуар, танцующий слева от глифа Науи-Оллин
«Изо ртов и клювов воинов и вокруг их лап и когтей, – пишет Мануэль Агилар-Морено, – появляется глиф Atl-Tlachinolli, или Teuatl-Tlachinolli, что означает «божественная вода (кровь) – огонь»; он символизирует призыв войны и иногда – песню и танец войны. Эта метафора Atl–Tlachinolli изображалась в скульптуре, резьбе и кодексах как две переплетенные реки, одна – из воды, другая – из огня. Поток воды заканчивается жемчугом и раковинами, а поток огня заканчивается телом xiuhcoatl (змеи огня), которая испускает пламя.
Фото 8[12]. Крупный план головы воина-ягуара
Все воины, изображенные на уэуэтле, имеют в одном из своих глаз знак atl (вода), который указывает на то, что они плачут во время пения. Этот знак показывает двойственность чувств перед жертвоприношением. У одного из воинов позади одной из его лап изображен знак atl в сочетании с aztamecatl (веревка), указывающий на то, что он является Uauantin (пленником в красную полоску), который будет принесен в жертву на темалакатле (temalácatl). Это напоминает образ воина, несущего веревку в росписи Храма III участка. У воинов-орлов между перьями висят обсидиановые ножи (tecpatl)[13] – символы человеческих жертвоприношений.
Уэуэтль разделяет на две части полоса, которая изображает chimallis (щиты) с пучками хлопка и стрел (tlacochtli), жертвенные флаги (pamitl) и непрерывный поток глифа Atl-Tlachinolli. Все это – метафоры войны. Интересно, что уэуэтль представляет реальное событие в Малиналько: сцену с воинами-орлами и воинами-ягуарами, поющими, танцующими и плачущими на фестивале Nahui-Ollin, заканчивавшемся танцем посланника Солнца, в котором он поднимался по лестнице, чтобы добраться до портала Куаукалли. Там его приносили в жертву, и его сердце и кровь помещались в cuauhxicalli (орлиную чашу), которая стояла позади орлиноподобного образа Солнца… Солнце, когда оно находится в восхождении, называется Cuauhtehuanitl (Восходящим Солнцем), а днем, когда оно нисходит, – Cuauhtemoc (Заходящим Солнцем)».
Фото 9[14]. Сторона уэуэтля из Малиналько, изображающая Тонатиу, Бога Солнца, в его орлином воплощении (Уицилопочтли), восходящего к зениту. На спине взлетающего воина-орла изображены переплетающиеся реки метафоры войны – идеограммы Teuatl-Tlachinolli, которая означает «божественная вода (кровь) + огонь». Они перетекают в крылья орла, чтобы дать им силы лететь
«Солнце считалось молодым воином, который каждый день на рассвете сражается на небесах, чтобы победить тьму, звезды и луну (metztli), используя в качестве оружия xiuhcoatls (змей огня, солнечные лучи), – продолжает Мануэль Агилар-Морено. – Таким образом оно восходит к зениту, ему предшествует Tlahuizcalpantecuhtli, утренняя звезда (Венера).
В сумерках Солнце, упрежденное Xolotl, вечерней звездой (Венерой), садится в Tlillan Tlapallan, Землю Черного и Красного, и спускается под землю, превращаясь в ягуара, чтобы осветить мир мертвых. На следующем рассвете, в бесконечном цикле, оно повторит свою космическую битву, чтобы принести новый день человеческому роду. Уэуэтль из Малиналько представляет изображение Cuauhtehuanitl, Тонатиу в его орлином воплощении (Уицилопочтли), восходящего к зениту в небе [рис. 56]. Лицо бога выходит из клюва орла и содержит бирюзу (yacaxihuitl) в носу. Под его подбородком появляется знак пения, cuicatl, который указывает, что божество восходит поя. Перья орла стилизованы таким образом, что напоминают драгоценные перья кецаля.
Восходящее Солнце (Cuauhtehuanitl) сопровождается xiuhcoatls (змеями огня), которые несут его во время его ежедневного цикла. Они также являются воплощениями солнечных лучей. Мы можем видеть изображение голов xiuhcoatls с открытым ртом и клыками, солнечным глазом и рогом. Одна из них имеет реалистичную форму, а другая – изображена с большей абстракцией, но показывает те же характерные элементы».
От себя добавлю, что прорези в нижней части барабана, сделаны в форме стрелы или дротика, указывающего вниз, что на миниатюрах Кодекса Борджиа, обозначает смерть.
БАРАБАН ИЗ ТОЛУКИ[15]
Фото 1. Тлальпануэуэтль. Размеры: высота 85 см, диаметр 49 см. Материалы и техники: ствол дерева, выдолбленный изнутри, покрытый резьбой и росписью яркими пигментами синего, желтого, красного и черного цветов (не сохранилась). Время создания: 1325/1521 гг. Место находки: Центральное нагорье, Долина Толуки, муниципалитет Тенанго-дель-Валье, штат Мехико, Мексика. Национальный музей антропологии, Мехико
Не менее искусно сделанный тлальпануэуэтль схожей конструкции происходит из Долины Толуки (фото 1). Верхняя часть барабана была покрыта кожей. Звук из него извлекали, ударяя ладонями и пальцами. На поверхности барабана были обнаружены следы краски, которые позволяют предположить, что он был расписан яркими пигментами синего, желтого, красного и черного цветов.
Фото 2. Крупный план композиции с орлом и грифом
В верхней части резной композиции барабана (фото 2) показаны орел и гриф. Орел держит в клюве знак чальчиуатль («драгоценной воды» – крови), представленный как поток воды, струи которого заканчиваются изображениями раковин и драгоценных камней. Гриф держит в клюве поток огня с образом пламени на конце в виде стилизованной бабочки. Сочетание этих знаков читается как атльтлачинолли (atl – вода (кровь), tlachinolli – огонь, сожжение) и является символом войны. Птицы стоят на переплетающихся потоках крови и огня, которые образуют еще один вариант знака атльтлачинолли. Снизу из него появляется (восходит) солнце, окруженное перьями.
[1] Брэй У. Ацтеки. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005 (https://www.e-reading.club/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html).
[2] Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext3.htm).
[5] Брэй У. Указ. соч.
[6] Брэй У. Указ. соч.
[6а] http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=774524&page=2
[7] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art_Part2.pdf).
[8] Aguilar-Moreno M. Opus cit.
[9] Баглай В.Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период) / Под ред. В.Б. Меньшикова. М.: Восточная литература, 1998 (https://www.indiansworld.org/znat-svetskaya-i-voennaya.html#.WhuSD3lx11A).
[10] Aguilar-Moreno M. Opus cit.
[11] http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/ask-us/symbol-for-war
[12] http://www.mexicolore.co.uk/aztecs/ask-experts/did-the-aztecs-carve-eagles-and-jaguars-on-their-drums-as-messengers
[13] Автор допустил ошибку в определении материла, из которого сделаны ножи, поскольку слово «текпатль» (tecpatl), часто употребляющееся как синоним термина «нож для жертвоприношений», означает «кремень».