1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
Храм священной войны, продолжение
Фото 1[i]. Типичный ацтекский храм, вид сбоку и спереди. Лист 42, фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис (Codex Telleriano-Remensis). Идентификационный №: Mexicain 385. Тип объекта: пиктографический документ. Объем: 50 листов. Материал: европейская бумага. Размеры листа: 21×30 см. Время и место создания: между 1549 и 1555 гг., Мехико. Национальная библиотека Франции, Париж
Очевидно, что скульптура, найденная во дворце Монтесумы II, является не моделью храма, а троном, сделанным в виде храма, поскольку форму этого сооружения он повторяет лишь отчасти. Ацтекский храм, типичный образец которого показан в профиль и анфас на листе 42 из Кодекса Теллериано-Ременсис (фото 1), представляет собой усеченную ступенчатую пирамиду. На ее плоской вершине находится святилище, к которому ведет лестница без перил.
Фото 2. Храм Акатитлана с главной лестницей спереди и двумя большими курильницами в верхней части. Культура: ацтекская. Период поздний постклассический (1200 – 1519). Поселок Санта-Сесилия (Santa Cecilia), муниципалитет Тлальнепантла-де-Бас (Tlalnepantla de Baz), штат Мехико, Мексика[ii]
Классический образец храма мешиков (фото 2) сохранился в поселке Санта-Сесилия, который находится близ города Мехико. Здесь на берегу ныне исчезнувшего озера Тескоко стоял город Акатитлан (Acatitlan – «Место среди тростников»). На примере пирамиды Акатитлана можно представить себе, как выглядел Великий храм Теночтитлана, разрушенный испанцами.
Фото 3[iii]. Рождение Бога войны Уицилопочтли на горе Коатепек и его первая военная победа. Лист 6, фрагмент. История мешиков, или Кодекс Ацкатитлана (Codex Azcatítlan). Тип объекта: пиктографический документ. Идентификационный № Mexicain 59–64. Материал: европейская бумага. Объем: 25 листов. Размеры листа: 21×28 см. Языки: классический науатль, испанский. Дата публикации: 1501 – 1600 гг., по другим данным – 1530 г. Национальная библиотека Франции
Божества или обожествленные правителя на миниатюрах кодексов обычно стоят на вершине пирамиды, как на горе, которую она и символизирует. Примером может служить рисунок из Кодекса Ацкатитлана (фото 3). На нем показан Уицилопочтли («Колибри-левша») в образе воина-колибри, стоящий на пирамиде, которая представляет гору Коатепек, где он родился и одержал первую военную победу. Кстати, храм Уицилопочтли, являющийся частью Великого храма Теночтитлана, символизируют именно эту гору.
Фото 4[iv]. «Кецалькоатльтопильцин, что значит «наш любимейший сынок»» – земное воплощение Кецалькоатля, правитель Тулы. Изображен как Кецалькоатль-жрец в головном уборе Тонатиу, Бога Солнца, и с атрибутами ритуала кровопускания. Лист 7v, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана
Еще один пример – миниатюра из Кодекса Риоса с изображением Кецалькоатля в ипостаси жреца, совершающего ритуал кровопускания на горé-пирамиде (фото 4). Между тем исследуемый нами артефакт – это пирамида, спрямленная с трех сторон и приспособленная для сидения. Поэтому его следует рассматривать и как трон, и как пирамиду, и как священную гору.
Фото 5[v] и 6[vi]. Вид монолита спереди и сзади
Итак, на фасаде святилища (или на спинке трона) вырезана композиция, в середине которой помещено типичное для ацтеков стилизованное изображение солнечного диска. В его центре расположен знак Науи Оллин (Четыре Движение) – обозначение Пятого Солнца, эры, в которой жили ацтеки.
Фото 7. Схема размещения изображений на монолите, основанная на рисунке из книги М. Гролиша «Монтесума»[vii]
На плоской вершине пирамиды перед святилищем (на сидении трона) изображена Тлальтеотль, Богиня Земли, вместе с двумя эмблемами войны (щитом и оружием) и символами смерти (фото 8).
Фото 8[viii]. Прорисовка композиции на сидении трона
На фасаде храма (фото 9) слева от солнечного диска вырезана стоящая фигура бога, который носит шлем в виде головы колибри. Данный атрибут говорит о том, что перед нами – покровитель мешиков, имперский Бог войны и Солнца Уицилопочтли. Ступня правой ноги Уицилопочтли превращается в змеиную голову, что связывает его с Черным Тескатлипокой. (Стопу Тескатлипоке откусил мифический крокодил, из которого он сделал землю – Тлальтеотль). Справа от солнечного диска стоит император Монтесума II.
Фото 9[ix]. Крупный план фронтальной части святилища
Мишель Гролиш считает, что Уицилопочтли представляет восходящее Солнце, а Монтесума воплощает Солнце на закате. Оба персонажа держат в одной руке сумку с копалом, а в другой – перфоратор. Тот и другой предметы являются неотъемлемыми принадлежностями ритуала кровопускания и атрибутами жреца. Таким образом Монтесума на этой композиции приравнивается к Богу войны Уицилопочтли, вместе с которым он не дает Солнцу упасть на землю – богиню Тлальтеотль, расположенную под их ногами.
Фото 10[x]. Копия композиции, помещенной на крыше святилища, которая изображает символы ритуала кровопускания и дату 2 Дом (1325) – год основания ацтекской столицы
На крыше святилища (фото 10) размещен рельеф с символами ритуала кровопускания – перфораторами, воткнутыми в шар из травы. Под стилизованным изображением шара вырезана дата основания Теночтитлана – 2 Дом (1325).
Изображение ритуала кровопускания и его символики весьма характерно для резных композиций из камня с образами правителей культур майя и ацтеков. По мнению специалистов, оно отражает представление о том, что жертвенная кровь властителей особенно высоко ценится богами, которые посылают их царствованию благополучие, а подданным – процветание. Между тем в данном случае эта символика вырезана на храме-горе, который одновременно является царским троном. Такая связь с очевидностью уподобляет Монтесуму земному воплощению Кецалькоатля – Се Акатлю Топильцину Кецалькоатлю («Один Тростник Наш принц Пернатый змей», 923 – 947 либо 947 – 1000-е гг.), правителю тольтеков, наследниками которых мешики себя позиционировали. Он царствовал в Туле (Толлане) около 20 лет. Кецалькоатль Топильцин жертвовал свою кровь богам, совершая ритуал кровопускания на вершине горы. Он молил богов о том, чтобы они смилостивились над его народом, простили его, прекратили череду голодных лет и даровали обильные урожаи. Именно этот эпизод запечатлен на рисунке из Кодекса Риоса, данном на фото 4. Он сопровождается следующим комментарием хрониста:
«Этот Кецалькоатльтопильцин, что значит «наш любимейший сынок, видел, что не прекращаются грехи и бедствия мира; говорят, что, так как он был первый, кто начал молиться Богам и совершать им жертвоприношения, он был первым, кто совершил покаяние с целью умилостивить богов, дабы они простили его народ. Говорят, что он жертвовал самим собой, пуская собственную кровь шипами и |совершая| другие виды покаяния. Он имел обыкновение бросать в огонь золото, драгоценные камни и ладан, когда ему казалось, что уже пришли бедствия к его народу по причине малого почтения, оказываемого людьми Богам… <…> Этим и другими покаяниями он умилостивил Богов, да так, что по прошествии долгого времени, как было совершено это покаяние, появилась над землей оцарапавшая её ящерица, давая понять, что уже закончилась кара небесная, и что земля с радостью принесет плоды, что вскоре и произошло; и так, говорят, внезапно наступило такое изобилие, что земля, многие годы бывшая бесплодной, подарила много плодов»[xi].
Резные композиции монумента показывают также, что, совершая ритуал кровопускания, Монтесума и его божественные спутники поют песню войны. Изо рта Уицилопочтли и Монтесумы исходит глиф атльтлачинолли (atltlachinolli), что переводится как «божественная вода (кровь) + огонь» и означает войну. Атльтлачинолли символизирует призыв войны, песню войны. «Те же самые слова, – отмечает М. Гролиш, – произносятся всеми персонажами монумента: четырьмя богами, изображенными на откосах пирамиды, и помещенным на тыльной стороне орлом, взгромоздившимся на кактус, – символ Мешико, города, которому предназначено вести священные войны»[xii].
В верхней части откосов лестницы вырезаны две «орлиные чаши» – куаушикалли, в которые помещались сердца и кровь воинов, принесенных в жертву (фото 11). (Они представлены впервые на царском монументе.) Куаушикалли украшены перьями орла и пятнами ягуара, а следовательно, они являются символами ацтекских военных орденов Орла и Ягуара[xiii]. Таким образом куаушикалли связывают тему войны с темой жертвоприношений и обозначают «пирамиду, увенчанную святилищем (teocalli, дом бога)», как место, где они совершались. «Храм – это место общения между людьми и богами, то самое место, где приносятся в жертву пленные священной войны, – пишет Мишель Гролиш о монументе. – На фасаде святилища изображен солнечный диск; на земле – Тлальтеотль, страшная Богиня Земли; таким образом, здесь представлены оба бенефицианта священной войны»[xiv].
Фото 11[xv]. Персонажи левой боковой поверхности монумента
Размещенные на боковых поверхностях пирамиды пары сидящих персонажей изображены с челюстями скелетов. Они носят треугольные набедренные повязки и головные уборы из перьев. По мнению специалиста по доколумбовым цивилизациям и колониальной истории Мексики Мануэля Агилара-Морено (Калифорнийский государственный университет Лос-Анджелеса), эти персонажи могут представлять предков ацтеков, древних правителей, или богов. У персонажа, расположенного на левой боковой поверхности (фото 11), есть усы и очки – атрибуты Тлалока, Бога дождя. Персонаж, изображенный на правой боковой поверхности (фото 12), носит королевскую диадему и может быть либо правителем, либо Шиутекутли (Xiuhtecuhtli – «Владыка года»), Богом огня.
Фото 12[xvi]. Рельефы правой боковой поверхности монумента
Согласно М. Агилару-Морено, ацтеки ассоциировали Тлалока и Шиутекутли с древними цивилизациями, особенно с тольтеками. Они считали, что Тлалок был богом-покровителем тольтеков. Ацтеки понимали важность почитания предков и стремились обрести их духовную поддержку для империи. Для толкования символики монумента важно также, что в Месоамерике храмы в форме пирамиды символизировали горы. В соответствии с этим М. Агилар-Морено называет монумент Горой Храма (la Piedra del Templo). «…Когда кто-то вроде Монтесумы II сидел на этом царском троне, – пишет ученый, – символическим образом он мог опираться на вершину земли, Подземный мир, водрузив на свои плечи солнце и древнее прошлое предков. Кроме того, глиф, представляющий собой 1 Кремень, рядом с Уицилопочтли, является мифической датой, когда ацтеки начали миграцию из Ацтлана. Монтесума II прославляет наследство свое и своих предков, надевая головной убор из перьев, прикрепленный к палочкам. Это был головной убор, который носили чичимеки, кочевые предки мешиков. Гора Храма передает представление о нерушимой непрерывности ацтекского и тольтекского господства и праве ацтеков занять место цивилизации тольтеков, основанном на войне, смерти через жертвоприношение и на божественном руководстве Уицилопочтли»[xvii].
Фото 13[xviii]. Теокалли священной войны, вид сзади
На задней поверхности монумента (фото 13) вырезан символ Теночтитлана – орел, сидящий на кусте кактуса опунции (нопала), на котором растут человеческие сердца. Орел – это Пятое Солнце – современная ацтекам эра, это Уицилопочтли, обещавший мешикам благополучие и рабскую покорность других племен[xix]. Примечательно, что опунция в Мексике (фото 14) действительно имеет вид и размеры куста, а ее плоды красного или насыщенного розового цвета на самом деле похожи на стилизованное изображение сердца, характерное для искусства ацтеков.
Фото 14[xx]. Плодоносящий нопал. Теуакан, Пуэбла, Мексика
На резной композиции монумента нопал растет из лежащей рядом с водной поверхностью Богини Земли Тлальтеотль (фото 15). А точнее, он растет изо рта черепа, который является грудной клеткой богини. При этом рот своей формой и местоположением вызывает ассоциацию с разверстой раной на груди человека, у которого вырвали сердце во время жертвоприношения.
Фото 15[xxi]. Прорисовка рельефа на задней поверхности монумента
«Сцена из мира природы с орлом и кактусом на задней части скульптуры, – пишет М. Агилар-Морено, – ссылается на основание Теночтитлана. Согласно легенде о странствиях, бог-покровитель мешиков Уицилопочтли сказал им основать поселение там, где они увидят орла, сидящего на кактусе, который растет на озере. Когда мешики увидели этот образ, они основали Теночтитлан на озере Тескоко»[xxii]. На традиционную дату его основания указывает знак 2 Дом (1325), вырезанный на верхней горизонтальной поверхности монолита (см. фото 10). «Весь памятник, – утверждает М. Агилар-Морено, – символизирует ацтекскую столицу Теночтитлан, поднимающуюся над озером Тескоко. <…> Для ацтеков главный храм в городе представлял собой символ этого города, а в рукописях горящий храм показывал, что город был завоеван. В Месоамерике храмы имели форму пирамиды, символизирующей горы, места плодородия и творения, где сохранились матрицы творения, которыми были также пещеры. Слово «город», на науатле – альтепетль, означает «гора-вода»»[xxiii].
[vii] Гролиш Монтесума / Перевод с французского Н.М. Кукиева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).
[viii] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).
[xi] Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С.А. Куприенко, В.Н. Талах. Київ: Издатель Куприенко С.А., 2014 (http://kuprienko.info/skazaniya-o-solntsah-mify-i-istoricheskie-legendy-naua/).
[xii] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).
[xiii] Aguilar-Morenо M. Arte azteca.
[xiv] Гролиш М. Указ. соч. (https://profilib.net/chtenie/71155/mishel-grolish-montesuma-44.php).
[xv] https://www.google.com/culturalinstitute/beta/u/0/asset/teocalli-de-la-guerra-sagrada/wQEibbbI4U34AQ
[xvi] Aguilar-Moreno M. Aztec Art. Part 2 (http://www.famsi.org/research/aguilar/Aztec_Art.pdf).
[xvii] Aguilar-Morenо M. Arte azteca.
[xix] Комментарии // Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании / Перевод Д.Н. Егорова и А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000 (http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Dias/frametext5.htm).
[xxi] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tenochtitlan_fundation_myth_in_the_Teocalli_of_the_Sacred_War_stone_sculpture_back_view.svg
[xxii] Aguilar-Morenо M. Arte azteca.
[xxiii] Aguilar-Morenо M. Arte azteca.