1.3.3.2. Пополь-Вух

КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жерт­во­при­но­ше­ния в Месо­аме­рике
1.3. Жерт­во­при­но­ше­ния и игра в мяч
, окон­ча­ние

image001

1.3.3.2. Пополь-Вух

Обра­тимся теперь к Пополь-Вуху – собра­нию мифов и пре­да­ний народа киче циви­ли­за­ции майя пост­клас­си­че­ского пери­ода (1000 – 1500 гг. н.э.). Здесь в мифе о тре­тьем дне тво­ре­ния рас­ска­зы­ва­ется о двух парах близ­не­цов, кото­рых вла­сти­тели Под­зем­ного мира с име­нами 1-Смерть и 7-Смерть позвали поиг­рать с ними в мяч на своей территории.

image013Фото 1. Игрок в мяч. Раз­меры: 88×127×124 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура майя. Период: позд­ний клас­си­че­ский (600 – 900 гг. н.э.). Про­ис­хож­де­ние: ост­ров Хайна (Jaina), штат Кам­пече (Campeche), Мек­сика. Ста­ту­этка най­дена во время рас­ко­пок погре­бе­ния № 39. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[1]

Первую пару бра­тьев звали 1-Хунахпу (1-Охотник, или 1-Владыка) и 7-Хунахпу (7-Охотник, или 7-Владыка). Их вла­сти­тели обма­нули. Они не стали с ними играть, а при­несли в жертву и зако­пали на пло­щадке для игры в мяч. Но перед этим они отде­лили голову 1-Хунахпу от тела и выста­вили ее на дереве рядом с доро­гой. Впо­след­ствии дерево при­несло плоды. Когда дочь одного из вла­сти­те­лей Под­зем­ного мира попы­та­лась собрать их, череп плю­нул ей в руку и она забе­ре­ме­нела. Отец жен­щины узнал об этом и при­ка­зал при­не­сти ее в жертву. Но она сбе­жала в Сред­ний мир и нашла убе­жище в доме бра­тьев 1-Хунахпу и 7-Хунахпу. Вскоре жен­щина родила близ­не­цов. Было оче­видно, что эти близ­нецы обла­дают боль­шой вла­стью[2]. Дума­ется, что ей бра­тья обя­заны тому факту, что они явля­ются вну­ками одного из богов Под­зем­ного мира. Близ­не­цам дали имена Хуна­хпу и Шба­ланке. Совет­ский исто­рик и пере­вод­чик Р. Кин­жа­лов, ука­зы­вая на то, что ш– в май­ян­ских язы­ках явля­ется обыч­ным пре­фик­сом жен­ских имен, пола­гает, что на началь­ном этапе суще­ство­ва­ния легенды вто­рой близ­нец был жен­щи­ной и интер­пре­ти­рует ее имя как «Ягуариха-олениха»[3].

image015Фото 2. Игрок в мяч. Раз­меры: 113×144×91 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура майя. Период: позд­ний клас­си­че­ский (600 – 900 гг. н.э.). Про­ис­хож­де­ние: ост­ров Хайна, штат Кам­пече, Мек­сика. Ста­ту­этка най­дена во время рас­ко­пок погре­бе­ния № 77. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[4]

В свое время вто­рая пара близ­не­цов также была при­гла­шена вла­сти­те­лями Под­зем­ного мира для игры в мяч. На сей раз игра состо­я­лась и затем пере­росла в серию мат­чей, кото­рые про­во­ди­лись днем. А каж­дую ночь бра­тья успешно пре­одо­ле­вали те испы­та­ния, кото­рые под­го­то­вили для них 1-Смерть и 7-Смерть. Однако в одну из ночей Хуна­хпу был обез­глав­лен, а на сле­ду­ю­щий день его голова заме­нила в игре мяч. Но Шба­ланке уда­лось ожи­вить брата. В конце кон­цов, хотя близ­нецы и не были побеж­дены, они сами при­несли себя в жертву, чтобы не доста­вить такого удо­воль­ствия про­тив­ни­кам, кото­рые, как можно пред­по­ло­жить, все равно сде­лали бы это обма­ном. Вла­сти­тели высы­пали кости близ­не­цов в реку, откуда позже они появи­лись как бро­дяги, кото­рые могли делать чудес­ные трюки. Хуна­хпу и Шба­ланке совер­шали жерт­во­при­но­ше­ния, а затем воз­вра­щали жертв к жизни. Вла­сти­тели были так пора­жены спо­соб­но­стями бра­тьев, что стали кри­чать: «Сде­лай это с нами! При­неси в жертву нас! При­неси в жертву обоих нас!» 1-Смерть стал пер­вой жерт­вой, но бра­тья не воз­вра­тили жизнь этому вла­сти­телю. 7-Смерть удо­сто­ве­рился в том, что 1-Смерть не вер­нулся к жизни, и тогда он попро­сил о пощаде. Так Хуна­хпу и Шба­ланке уда­лось взять верх над боже­ствами Под­зем­ного мира. Одер­жав победу, близ­нецы под­ня­лись в небо и рас­по­ло­жи­лись на троне небес­ных тел Солнца и Луны[5].

Этот миф можно трак­то­вать как ино­ска­за­ние о про­хож­де­нии Солнца и Луны (пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных боже­ствен­ными близ­не­цами) через Под­зем­ный мир перед воз­вра­ще­нием их на небо. В лице бра­тьев Солнце и Луна неиз­менно одер­жи­вают победу над его вла­сти­те­лями. Но они не могут вырваться из Под­зем­ного мира. Войти в силу бра­тьям поз­во­ляет само­по­жерт­во­ва­ние (видимо, само­о­без­глав­ли­ва­ние) и после­до­вав­шее за ним воз­рож­де­ние в реке. В резуль­тате им дается власть при­но­сить в жертву людей и божеств и спо­соб­ность воз­рож­дать их к жизни, а также воз­мож­ность воз­не­стись в Верх­ний мир. Однако миф не про­яс­няет роли самой игры в опи­сан­ных собы­тиях. Более того, скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что она здесь вовсе ни при чем. Ведь победа в ней никак не помогла близ­не­цам одо­леть вла­сти­те­лей Под­зем­ного мира.

image011Фото 3. Вид на ста­дион для игры в мяч в хра­мо­вом ком­плексе Чичен-Ицы[6]

Тем не менее, ком­плекс­ное изу­че­ние изоб­ра­зи­тель­ных, уст­ных и пись­мен­ных сви­де­тельств поз­во­лило уче­ным выдви­нуть сле­ду­ю­щие пред­по­ло­же­ния. Ста­дион для игры в мяч пред­став­лял собой свя­щен­ное и риту­аль­ное про­стран­ство и счи­тался поро­гом между Сред­ним миром и Под­зем­ным миром. Целью игры явля­лось под­дер­жа­ние посто­ян­ного дви­же­ния мяча, кото­рый, по всей веро­ят­но­сти, сим­во­ли­зи­ро­вал Солнце, Луну или Венеру. «Эзо­те­ри­че­ские зна­че­ния, свя­зан­ные с дви­же­ни­ями рези­но­вого мяча, рас­по­ло­же­нием полей, дей­стви­ями игро­ков, резуль­та­том и жерт­во­при­но­ше­ни­ями после игры, – писал аме­ри­кан­ский май­я­нист Ли А. Пар­сонс, – фун­да­мен­тально имели отно­ше­ние к кон­цеп­циям пер­вич­ных кос­ми­че­ских цик­лов рав­но­ден­ствий, а также сезон­ного пло­до­ро­дия сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур»[7].

image019Фото 4. Игра в мяч между Кинич-Бакаль-Чака (K’inich B’aaknal Chaak; 688 – 715), пра­ви­те­лем Тонины (слева, бьет по мячу), и пред­по­ло­жи­тельно пра­ви­те­лем города Калак­муля. Состо­я­лась 28 октября 727 г. Мону­мент № 171. Раз­меры: 1360×500×190 см. Мате­риал: извест­няк. Про­ис­хож­де­ние: один из двор­цов города Тонины (Toniná), сто­лицы цар­ства Попо. Рас­по­ло­же­ние: шт. Чья­пас, Мек­сика. Куль­тура майя. Время созда­ния: 727 – 850 гг. н.э. Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[8]

Жерт­во­при­но­ше­ния игро­ков сим­во­ли­зи­ро­вали суточ­ную смерть и воз­рож­де­ние Солнца (и соот­вет­ственно Луны). Жерт­во­при­но­ше­ние Солнца на западе в лице игрока в мяч обес­пе­чи­вало его успеш­ный про­ход в Под­зем­ный мир и конеч­ную транс­фор­ма­цию, и воз­рож­де­ние на востоке. Так жерт­во­при­но­ше­ние игрока обес­пе­чи­вало про­дол­же­ние цикла кос­мо­ло­гии майя[9].

 image0571.3.3.3. Сви­де­тель­ства кам­не­рез­ных изоб­ра­же­ний
куль­тур Майя и Вера­крус

image013Фото 1. Камен­ный поста­мент цом­пантли в Чичен-Ице[10]

Почти все сви­де­тель­ства жерт­во­при­но­ше­ний в кон­тек­сте игры в мяч вклю­чают смерть путем обез­глав­ли­ва­ния. В хра­мо­вых ком­плек­сах рядом со ста­ди­о­ном обычно рас­по­ла­га­лась цом­пантли (стена чере­пов) – дере­вян­ная стойка на камен­ном поста­менте, где демон­стри­ро­ва­лись черепа при­не­сен­ных в жертву. Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что головы исполь­зо­ва­лись в каче­стве мячей, а их длин­ные волосы могли быть полезны игро­кам, поскольку облег­чали бро­сок голов через поле. Они, воз­можно, также слу­жили для под­счета очков в игре. Их вешали над сте­нами ста­ди­она как сим­вол победы и пора­же­ния. В доклас­си­че­ские и клас­си­че­ские вре­мена головы, веро­ятно, были мише­нями для мячей. Впо­след­ствии они были заме­нены камен­ными голо­вами и коль­цами[11].

Мяч являлся также сим­во­ли­че­ским пред­став­ле­нием чело­ве­че­ской головы. А поскольку целью игры было под­дер­жа­ние посто­ян­ного дви­же­ния мяча, дума­ется, его оста­новка по вине одной из команд озна­чала утерю мяча, а зна­чит смерть Солнца в Под­зем­ном мире. Чтобы его снова добыть, а зна­чит, воз­ро­дить Солнце, тре­бо­ва­лось уда­лить чью-то голову, либо сим­во­ли­че­ски, либо буквально.

image015Фото 2[12]. Фраг­мент настен­ного фриза, изоб­ра­жа­ю­щий жерт­во­при­но­ше­ние игрока. Южный ста­дион для игры в мяч в цере­мо­ни­аль­ном цен­тре Тахина (Tajín). Куль­тура: Вера­крус, клас­си­че­ский период, 600 – 1200 гг. Мексика

В изоб­ра­зи­тель­ном плане отчет­ли­вее всего связь игры в мяч с жерт­во­при­но­ше­ни­ями про­яви­лась у куль­тур майя и Вера­крус, кото­рые оста­вили наи­бо­лее пол­ные изоб­ра­же­ния на эту тему. Среди них – камен­ные фризы на сте­нах ста­ди­о­нов в хра­мо­вых ком­плек­сах Тахина (850 – 1100 гг. н.э.) – фото 2 и Чичен-Ицы (900 – 1200 гг.н.э.) – фото 3.

image017Фото 3[13]. Обез­глав­лен­ный игрок, из шеи кото­рого выхо­дит поток крови в виде пяти змей и длин­ного стебля цве­ту­щего рас­те­ния. Фраг­мент фриза восточ­ной стены боль­шого ста­ди­она для игры в мяч в Чичен-Ице. Мате­риал: песчаник

Между тем то, по какому прин­ципу игроки при­но­си­лись в жертву, допод­линно неиз­вестно. Поскольку доб­ро­воль­ное жерт­во­при­но­ше­ние было почетно, можно допу­стить, что по резуль­та­там игры в жертву при­но­си­лись самые достой­ные, напри­мер – капи­тан выиг­рав­шей команды. Суще­ствует также прямо про­ти­во­по­лож­ное мне­ние, согласно кото­рому в жертву при­но­си­лись игроки команды, потер­пев­шей пора­же­ние. Отдель­ные иссле­до­ва­тели допус­кают воз­мож­ность того, что головы отсе­кали всей про­иг­рав­шей команде. Однако как бы то ни было, само­по­жерт­во­ва­ние игрока рас­це­ни­ва­лось в обще­стве майя как свя­щен­ная жертва, кото­рая в Верх­нем мире поз­во­ляла достичь ему выс­шего уровня («рая»). Об этом сви­де­тель­ствует рельеф­ная ком­по­зи­ция пальмы, пока­зан­ной на фото 4.

image019Фото 4. Пальма, изоб­ра­жа­ю­щая сто­я­щую фигуру в глотке боль­шого змея с обра­зом лест­ницы как части верх­него нёба змея. Мате­риал: камень. Куль­тура: Майя. Изоб­ра­же­ние № 3006. Доко­лум­бо­вое порт­фо­лио Архива фото­гра­фий Джа­стина Керра (Justin Kerr)[14]

Пальма – один из трех эле­мен­тов защит­ной эки­пи­ровки игрока в мяч. Она полу­чила свое назва­ние бла­го­даря сход­ству с паль­мо­вым листом. Пальмы были пред­на­зна­чены для того, чтобы защи­тить основ­ные органы игрока от жест­кого мяча из кау­чука. В отли­чие от более лег­ких пальм, исполь­зу­е­мых в игре, кото­рые были сде­ланы из кожи и хлоп­ко­вой ваты, камен­ные пальмы, веро­ятно, явля­лись риту­аль­ными пред­ме­тами или слу­жили цен­ным тро­феем[15]. Воз­можно, они вру­ча­лись игро­кам, пред­на­зна­чен­ным для жерт­вен­ного обезглавливания.

Пальма, пока­зан­ная на фото 4, пред­по­ло­жи­тельно изоб­ра­жает про­фес­си­о­наль­ного игрока в мяч, сто­я­щего в глотке боль­шого змея, часть верх­него нёба кото­рого несет на себе образ лест­ницы. При этом глотка змея явля­ется одно­вре­менно высо­ким голов­ным убо­ром персонажа.

Кос­мос майя, как и анд­ский кос­мос, делится на три мира, кото­рые соеди­няет огром­ная змея, сто­я­щая вер­ти­кально. Верх­ний мир майя насчи­ты­вает 13 уров­ней. На пальме он изоб­ра­жен в виде лест­ницы из 13 сту­пе­ней. На вер­шине лест­ницы рас­по­ло­жен сти­ли­зо­ван­ный гриб, кото­рый, как счи­тает Карл Бор­хеги, был у майя сим­во­лом бессмертия.

 image013image015image017

 



[2] Zaccagnini J. Maya Ritual and Myth: Human Sacrifice in the Context of the Ballgame and the Relationship to the Popol Vuh (2003). Honors Theses. Southern Illinois University. Paper 336 (http://opensiuc.lib.siu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1335&context=uhp_theses).

[5] Zaccagnini J. Opus cit.

[7] Цит. по: Zaccagnini J. Opus cit.

[9] Zaccagnini J. Opus cit.

[11] Zaccagnini J. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>