КУЛЬТ ГРИБОВ
1. Жертвоприношения в Месоамерике
1.3. Жертвоприношения и игра в мяч, окончание
1.3.3.2. Пополь-Вух
Обратимся теперь к Пополь-Вуху – собранию мифов и преданий народа киче цивилизации майя постклассического периода (1000 – 1500 гг. н.э.). Здесь в мифе о третьем дне творения рассказывается о двух парах близнецов, которых властители Подземного мира с именами 1-Смерть и 7-Смерть позвали поиграть с ними в мяч на своей территории.
Фото 1. Игрок в мяч. Размеры: 88×127×124 см. Материал: керамика. Культура майя. Период: поздний классический (600 – 900 гг. н.э.). Происхождение: остров Хайна (Jaina), штат Кампече (Campeche), Мексика. Статуэтка найдена во время раскопок погребения № 39. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[1]
Первую пару братьев звали 1-Хунахпу (1-Охотник, или 1-Владыка) и 7-Хунахпу (7-Охотник, или 7-Владыка). Их властители обманули. Они не стали с ними играть, а принесли в жертву и закопали на площадке для игры в мяч. Но перед этим они отделили голову 1-Хунахпу от тела и выставили ее на дереве рядом с дорогой. Впоследствии дерево принесло плоды. Когда дочь одного из властителей Подземного мира попыталась собрать их, череп плюнул ей в руку и она забеременела. Отец женщины узнал об этом и приказал принести ее в жертву. Но она сбежала в Средний мир и нашла убежище в доме братьев 1-Хунахпу и 7-Хунахпу. Вскоре женщина родила близнецов. Было очевидно, что эти близнецы обладают большой властью[2]. Думается, что ей братья обязаны тому факту, что они являются внуками одного из богов Подземного мира. Близнецам дали имена Хунахпу и Шбаланке. Советский историк и переводчик Р. Кинжалов, указывая на то, что ш– в майянских языках является обычным префиксом женских имен, полагает, что на начальном этапе существования легенды второй близнец был женщиной и интерпретирует ее имя как «Ягуариха-олениха»[3].
Фото 2. Игрок в мяч. Размеры: 113×144×91 см. Материал: керамика. Культура майя. Период: поздний классический (600 – 900 гг. н.э.). Происхождение: остров Хайна, штат Кампече, Мексика. Статуэтка найдена во время раскопок погребения № 77. Национальный музей антропологии, Мехико[4]
В свое время вторая пара близнецов также была приглашена властителями Подземного мира для игры в мяч. На сей раз игра состоялась и затем переросла в серию матчей, которые проводились днем. А каждую ночь братья успешно преодолевали те испытания, которые подготовили для них 1-Смерть и 7-Смерть. Однако в одну из ночей Хунахпу был обезглавлен, а на следующий день его голова заменила в игре мяч. Но Шбаланке удалось оживить брата. В конце концов, хотя близнецы и не были побеждены, они сами принесли себя в жертву, чтобы не доставить такого удовольствия противникам, которые, как можно предположить, все равно сделали бы это обманом. Властители высыпали кости близнецов в реку, откуда позже они появились как бродяги, которые могли делать чудесные трюки. Хунахпу и Шбаланке совершали жертвоприношения, а затем возвращали жертв к жизни. Властители были так поражены способностями братьев, что стали кричать: «Сделай это с нами! Принеси в жертву нас! Принеси в жертву обоих нас!» 1-Смерть стал первой жертвой, но братья не возвратили жизнь этому властителю. 7-Смерть удостоверился в том, что 1-Смерть не вернулся к жизни, и тогда он попросил о пощаде. Так Хунахпу и Шбаланке удалось взять верх над божествами Подземного мира. Одержав победу, близнецы поднялись в небо и расположились на троне небесных тел Солнца и Луны[5].
Этот миф можно трактовать как иносказание о прохождении Солнца и Луны (персонифицированных божественными близнецами) через Подземный мир перед возвращением их на небо. В лице братьев Солнце и Луна неизменно одерживают победу над его властителями. Но они не могут вырваться из Подземного мира. Войти в силу братьям позволяет самопожертвование (видимо, самообезглавливание) и последовавшее за ним возрождение в реке. В результате им дается власть приносить в жертву людей и божеств и способность возрождать их к жизни, а также возможность вознестись в Верхний мир. Однако миф не проясняет роли самой игры в описанных событиях. Более того, складывается впечатление, что она здесь вовсе ни при чем. Ведь победа в ней никак не помогла близнецам одолеть властителей Подземного мира.
Фото 3. Вид на стадион для игры в мяч в храмовом комплексе Чичен-Ицы[6]
Тем не менее, комплексное изучение изобразительных, устных и письменных свидетельств позволило ученым выдвинуть следующие предположения. Стадион для игры в мяч представлял собой священное и ритуальное пространство и считался порогом между Средним миром и Подземным миром. Целью игры являлось поддержание постоянного движения мяча, который, по всей вероятности, символизировал Солнце, Луну или Венеру. «Эзотерические значения, связанные с движениями резинового мяча, расположением полей, действиями игроков, результатом и жертвоприношениями после игры, – писал американский майянист Ли А. Парсонс, – фундаментально имели отношение к концепциям первичных космических циклов равноденствий, а также сезонного плодородия сельскохозяйственных культур»[7].
Фото 4. Игра в мяч между Кинич-Бакаль-Чака (K’inich B’aaknal Chaak; 688 – 715), правителем Тонины (слева, бьет по мячу), и предположительно правителем города Калакмуля. Состоялась 28 октября 727 г. Монумент № 171. Размеры: 1360×500×190 см. Материал: известняк. Происхождение: один из дворцов города Тонины (Toniná), столицы царства Попо. Расположение: шт. Чьяпас, Мексика. Культура майя. Время создания: 727 – 850 гг. н.э. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[8]
Жертвоприношения игроков символизировали суточную смерть и возрождение Солнца (и соответственно Луны). Жертвоприношение Солнца на западе в лице игрока в мяч обеспечивало его успешный проход в Подземный мир и конечную трансформацию, и возрождение на востоке. Так жертвоприношение игрока обеспечивало продолжение цикла космологии майя[9].
1.3.3.3. Свидетельства камнерезных изображений
культур Майя и Веракрус
Фото 1. Каменный постамент цомпантли в Чичен-Ице[10]
Почти все свидетельства жертвоприношений в контексте игры в мяч включают смерть путем обезглавливания. В храмовых комплексах рядом со стадионом обычно располагалась цомпантли (стена черепов) – деревянная стойка на каменном постаменте, где демонстрировались черепа принесенных в жертву. Существует предположение, что головы использовались в качестве мячей, а их длинные волосы могли быть полезны игрокам, поскольку облегчали бросок голов через поле. Они, возможно, также служили для подсчета очков в игре. Их вешали над стенами стадиона как символ победы и поражения. В доклассические и классические времена головы, вероятно, были мишенями для мячей. Впоследствии они были заменены каменными головами и кольцами[11].
Мяч являлся также символическим представлением человеческой головы. А поскольку целью игры было поддержание постоянного движения мяча, думается, его остановка по вине одной из команд означала утерю мяча, а значит смерть Солнца в Подземном мире. Чтобы его снова добыть, а значит, возродить Солнце, требовалось удалить чью-то голову, либо символически, либо буквально.
Фото 2[12]. Фрагмент настенного фриза, изображающий жертвоприношение игрока. Южный стадион для игры в мяч в церемониальном центре Тахина (Tajín). Культура: Веракрус, классический период, 600 – 1200 гг. Мексика
В изобразительном плане отчетливее всего связь игры в мяч с жертвоприношениями проявилась у культур майя и Веракрус, которые оставили наиболее полные изображения на эту тему. Среди них – каменные фризы на стенах стадионов в храмовых комплексах Тахина (850 – 1100 гг. н.э.) – фото 2 и Чичен-Ицы (900 – 1200 гг.н.э.) – фото 3.
Фото 3[13]. Обезглавленный игрок, из шеи которого выходит поток крови в виде пяти змей и длинного стебля цветущего растения. Фрагмент фриза восточной стены большого стадиона для игры в мяч в Чичен-Ице. Материал: песчаник
Между тем то, по какому принципу игроки приносились в жертву, доподлинно неизвестно. Поскольку добровольное жертвоприношение было почетно, можно допустить, что по результатам игры в жертву приносились самые достойные, например – капитан выигравшей команды. Существует также прямо противоположное мнение, согласно которому в жертву приносились игроки команды, потерпевшей поражение. Отдельные исследователи допускают возможность того, что головы отсекали всей проигравшей команде. Однако как бы то ни было, самопожертвование игрока расценивалось в обществе майя как священная жертва, которая в Верхнем мире позволяла достичь ему высшего уровня («рая»). Об этом свидетельствует рельефная композиция пальмы, показанной на фото 4.
Фото 4. Пальма, изображающая стоящую фигуру в глотке большого змея с образом лестницы как части верхнего нёба змея. Материал: камень. Культура: Майя. Изображение № 3006. Доколумбовое портфолио Архива фотографий Джастина Керра (Justin Kerr)[14]
Пальма – один из трех элементов защитной экипировки игрока в мяч. Она получила свое название благодаря сходству с пальмовым листом. Пальмы были предназначены для того, чтобы защитить основные органы игрока от жесткого мяча из каучука. В отличие от более легких пальм, используемых в игре, которые были сделаны из кожи и хлопковой ваты, каменные пальмы, вероятно, являлись ритуальными предметами или служили ценным трофеем[15]. Возможно, они вручались игрокам, предназначенным для жертвенного обезглавливания.
Пальма, показанная на фото 4, предположительно изображает профессионального игрока в мяч, стоящего в глотке большого змея, часть верхнего нёба которого несет на себе образ лестницы. При этом глотка змея является одновременно высоким головным убором персонажа.
Космос майя, как и андский космос, делится на три мира, которые соединяет огромная змея, стоящая вертикально. Верхний мир майя насчитывает 13 уровней. На пальме он изображен в виде лестницы из 13 ступеней. На вершине лестницы расположен стилизованный гриб, который, как считает Карл Борхеги, был у майя символом бессмертия.
[2] Zaccagnini J. Maya Ritual and Myth: Human Sacrifice in the Context of the Ballgame and the Relationship to the Popol Vuh (2003). Honors Theses. Southern Illinois University. Paper 336 (http://opensiuc.lib.siu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1335&context=uhp_theses).
[5] Zaccagnini J. Opus cit.
[7] Цит. по: Zaccagnini J. Opus cit.
[9] Zaccagnini J. Opus cit.
[11] Zaccagnini J. Opus cit.
[13] https://classconnection.s3.amazonaws.com/60/flashcards/126060/jpg/pc_25679_104381320386014267.jpg