4.2.2. Миштекская группа

 КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.2. Грибы в доис­пан­ских пик­то­гра­фи­че­ских кодексах

image001

4.2.2. Миш­тек­ская группа

image057Вен­ский мек­си­кан­ский кодекс

Един­ствен­ный пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент докон­кист­ской Мек­сики, где при­сут­ствуют изоб­ра­же­ния, кото­рые с боль­шой долей уве­рен­но­сти можно назвать изоб­ра­же­ни­ями гри­бов, – это Вен­ский мек­си­кан­ский кодекс. Он, веро­ятно, при­над­ле­жал послед­нему доис­пан­скому пра­ви­телю цар­ства Тилантонго – гос­по­дину 4 Олень и был пере­дан испан­цам вскоре после их при­бы­тия в 1519 г.[i]. В этом же году кодекс был послан в Севи­лью вме­сте с Кодек­сом Зуш-Наттолл в каче­стве подарка импе­ра­тору Свя­щен­ной рим­ской импе­рии Карлу V. В даль­ней­шем он ока­зался в Пор­ту­га­лии, затем в Риме, Вей­маре и, нако­нец, в Вене. Пере­ходя от вла­дельца к вла­дельцу, кодекс 18 раз менял свое назва­ние[ii]. Сей­час его ори­ги­нал хра­нится в Австрий­ской наци­о­наль­ной биб­лио­теке Вены и поэтому назы­ва­ется Вен­ским мек­си­кан­ским кодек­сом. В циф­ро­вом виде он пред­став­лен, как и Кодекс Зуш-Наттолл, только фак­си­миль­ными изда­ни­ями 20-х гг. XIX – начала XX в. Поэтому при их иссле­до­ва­нии при­хо­дится наде­яться на вер­ный глаз и высо­кую ква­ли­фи­ка­цию художников-копиистов.

image001Фото 1[iii]. Карта Ацтек­ской импе­рии в 1427 – 1520 гг.

Вен­ский кодекс отно­сится к куль­туре миш­те­ков, кото­рые и теперь насе­ляют штат Оахака и штаты, рас­по­ло­жен­ные к северу от него в высо­ко­гор­ной Мек­сике. На языке науа «Mixtec» озна­чает «народ из страны обла­ков». Миш­теки назы­вали себя «Ñuudzahui», что пере­во­дится с их языка как «люди дождя»[iv].

image003Фото 2[v]. Тер­ри­то­рия Миш­теки на физи­че­ской карте Мек­сики с ука­за­нием круп­ных горо­дов раз­ных исто­ри­че­ских периодов

Местом изго­тов­ле­ния Вен­ского кодекса, по одной вер­сии, был город Сантьяго-Апоала, а по дру­гой – город Тилантонго. Он был создан для жре­че­ства и пра­вя­щей элиты в начале XVI в. до кон­ки­сты[vi]. Ката­лог Бри­тан­ского музея дати­рует кодекс 1500 г.[vii]. Суще­ствует и дру­гая дати­ровка кодекса, согласно кото­рой, он был изго­тов­лен раньше: аверс – до 1350 г., а реверс – после 1350 г.[viii]. На 52 стра­ни­цах аверса изло­жены мифы, свя­зан­ные с кос­мо­ло­гией миш­те­ков, вклю­чая миф о тво­ре­нии. Реверс из 13 стра­ниц опи­сы­вает исто­рию и гене­а­ло­гию пра­ви­те­лей Тилантонго – одного из круп­ней­ших миш­тек­ских царств, а также боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние дина­стий из места под назва­нием Апо­ала или Юта-Тноо (Yuta Tnoho) в Миш­теке[ix].

По сло­вам Карла Бор­хеги, тысяча лет исто­рии запи­сана в Миш­тек­ском кодексе, и Кецаль­ко­атль в нем упо­ми­на­ется в каче­стве вели­кого осно­ва­теля всех цар­ских дина­стий. К. Бор­хеги утвер­ждает, что Кецаль­ко­атль (Quetzalcōātl – «Пер­на­тый змей») в ацтек­ской и толь­тек­ской мифо­ло­гии был «богом-царем, кото­рый сошел с неба, чтобы при­не­сти чело­ве­че­ству свя­щен­ные грибы». Именно он «научил людей, как совер­шать жерт­во­при­но­ше­ния крови в обмен на бес­смер­тие»[x]. Согласно пись­мен­ным источ­ни­кам, Кецаль­ко­атль, извест­ный в эру майя как Кукуль­кан и Куку­мац, был пра­ви­те­лем толь­те­ков. Он отож­деств­лялся с Вене­рой и почи­тался как Венера. Гриб­ной ритуал Кецаль­ко­атля, кото­рый пред­по­ла­гает ягу­а­ро­вую транс­фор­ма­цию в Под­зем­ном мире и вос­кре­ше­ние Венеры, был «настолько свя­щен­ным, что, если чело­век отда­вал свою соб­ствен­ную жизнь в жертву, его дея­ние ими­ти­ро­вало самого Кецаль­ко­атля»[xi].

image005Фото 3[xii]. Стра­ница 24. Вен­ский мек­си­кан­ский кодекс-1 (Codex Vindobonensis Mexicanus 1). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ский доку­мент. Объем: 52 листа. Раз­меры листа: 22×26 см. Общая длина кодекса: 13,5 м. Вес: 2,687 кг. Куль­тура миш­те­ков. Место созда­ния: Сантьяго-Апоала (Santiago Apoala) или Тилантонго (Tilantongo), штат Оахака. Время созда­ния: начало XVI в. н.э. (до кон­ки­сты). Фак­си­миль­ное изда­ние изда­тель­ского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Наци­о­наль­ная биб­лио­тека, Вена, Австрия[xiii]

Грибы в их при­род­ном виде пока­заны на двух стра­ни­цах Вен­ского кодекса. Стра­ница 24 (фото 3 и 4), по сло­вам К. Бор­хеги, каса­ется цере­мо­ни­аль­ной роли гри­бов у миш­те­ков и ее пик­то­гра­фи­че­ский текст повест­вуют о том, как Кецаль­ко­атль в образе Бога ветра Эекатля пода­рил грибы человечеству.

image007Фото 4. Стра­ница 24. Фак­си­миле Вен­ского мек­си­кан­ского кодекса-1. Музей­ные № Am2006,Drg.226. Раз­меры: высота 22,6 см, длина 1316 см. Мате­риал: бумага. Копи­ро­ва­ние рисун­ков: Аго­стино Аглио (Agostino Aglio). Время и место созда­ния ори­ги­нала: 1500 г., Мек­сика. Время и место созда­ния фак­си­миле: 1825 – 1831 гг., Вена, Австрия, по заказу лорда Кингсборо. Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия[xiv]

Карл Бор­хеги так ком­мен­ти­рует изоб­ра­же­ния этой страницы:

image009«Во вто­ром ряду сверху, пред­по­след­няя фигура слева, кото­рая носит маску птицы, была опре­де­лена как Бог ветра Эекатль – вопло­ще­ние Кецаль­ко­атля. Он пока­зан дару­ю­щим боже­ствен­ные грибы чело­ве­че­ству. Согласно ацтек­ской легенде, Эекатль-Кецалькоатль создал чело­ве­че­ство из костей, кото­рые он украл из Под­зем­ного мира бога смерти, чью отруб­лен­ную голову Кецаль­ко­атль дер­жит в руке. Обра­тите вни­ма­ние на слезы бла­го­дар­но­сти у чело­века, сидя­щего прямо напро­тив Кецаль­ко­атля. Этот чело­век и те, кто сидит за Кецаль­ко­ат­лем слева, также дер­жат свя­щен­ные грибы, и у всех, как пред­став­ля­ется, есть клыки. Клыки пред­по­ла­гают, что под маги­че­ским вли­я­нием гриба, они были пре­об­ра­зо­ваны в Под­зем­ном мире в ягу­ара Под­зем­ного мира.

image011В сере­дине стра­ницы на пра­вой сто­роне Кецаль­ко­атль изоб­ра­жен пока­зы­ва­ю­щим жестами богу Тла­локу (или куриль­нице почи­та­ния бога Тла­лока), нахо­дя­ще­муся прямо перед ним, чтобы тот открыл пор­тал в Под­зем­ный мир. (Тла­лок – Бог дождя и пло­до­ро­дия, был свя­зан с водя­ным миром мерт­вых и с зем­лей. – Ф.Ó.) Согласно Фер­сту, кото­рый опи­сы­вает эту ико­но­гра­фию, сцена изоб­ра­жает боже­ственнimage013ое уста­нов­ле­ние риту­аль­ного потреб­ле­ния свя­щен­ных гри­бов. Он иден­ти­фи­ци­рует рас­се­лину тре­уголь­ной или V-образной формы в бас­сейне воды слева как кос­ми­че­ский канал, по кото­рому боже­ства, люди, живот­ные и рас­те­ния пере­хо­дят из одной кос­ми­че­ской плос­ко­сти в другую.

image015Слева внизу две фигуры стоят рядом с дру­гим V-образным пор­та­лом вос­кре­ше­ния в Под­зем­ном мире. Пер­со­наж слева, кото­рый ука­зы­вает на небо, также имеет клыки. Он пред­став­ля­ется чело­ве­ком, кото­рый транс­фор­ми­ру­ется в момент смерти в Под­зем­ном мире в Бога Солнца, или мифи­че­ского «человека-ягуара». Этот жест, веро­ятно, озна­чает вос­кре­ше­ние из Под­зем­ного мира. Дву­ли­кий бог перед ним дер­жит то, что пред­став­ля­ется свя­щен­ными пси­ло­ци­би­но­выми гри­бами, похо­жими по форме на сим­вол Fleur-de-lis (гераль­ди­че­ской лилии – Ф.Ó.) Ста­рого Света.

Это дву­ли­кое боже­ство, по всей веро­ят­но­сти, – дуа­ли­сти­че­ская пла­нета Венера и Бог Под­зем­ного мира, обез­глав­лен­ный и вос­кре­шен­ный. Обра­тите вни­ма­ние, что дву­ли­кое боже­ство окра­шено в чер­ный цвет (озна­ча­ю­щий Под­зем­ный мир) и носит голов­ной убор с двой­ным клю­вом орли­ной гар­пии (озна­ча­ю­щий вос­кре­ше­ние Солнца). Пять шлей­фов в голов­ном уборе орли­ной гар­пии отно­сятся к пяти сино­ди­че­ским цик­лам Венеры. Три гриба в его руке отно­сятся к месо­аме­ри­кан­ской тро­ице: трем осно­вам созда­ния, т.е. солнцу, утрен­ней звезде и вечер­ней звезде»[xv].

Дума­ется, что эле­мент, кото­рый К. Бор­хеги назы­вает гераль­ди­че­ской лилией, пред­став­ляет собой ветку или отруб­лен­ную вер­хушку древа Тамо­ан­чана или Тла­ло­кана с листьями-грибами, схо­жие изоб­ра­же­ния кото­рых при­сут­ствуют в Кодеке Бор­джиа (подроб­нее см.: 3.2.1. Группа Бор­джиа).

Тол­ко­ва­ние тек­ста стра­ницы 24 в изло­же­нии Карла Бор­хеги, осно­ван­ное на мне­нии аме­ри­кан­ского антро­по­лога и архео­лога Питера Фер­ста (Peter T. Furst), весьма впе­чат­ляет и, несо­мненно, пред­став­ляет боль­шой инте­рес. Однако стоит отме­тить, что свое заклю­че­ние К. Бор­хеги сде­лал на осно­ва­нии фото­гра­фий (см. фото 3) фак­си­миле кодекса изда­тель­ского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», кото­рые выло­жены на сайте FAMSI (Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies – Фонд содей­ствия раз­ви­тию месо­аме­ри­кан­ских иссле­до­ва­ний). А они имеют малень­кий раз­мер и низ­кое каче­ство вос­про­из­ве­де­ния, что не поз­во­ляет хорошо рас­смот­реть ни пер­со­нажи, ни их атри­бу­тику. Онлай­но­вый ката­лог Бри­тан­ского музея пред­ла­гает гораздо более чет­кие изоб­ра­же­ния стра­ниц дру­гого фак­си­миль­ного изда­ния кодекса. Оно было осу­ществ­лено по заказу лорда Кингсборо в 1825 – 1831 гг. и содер­жит рекон­стру­и­ро­ван­ные рисунки, кото­рые я и исполь­зую в своем тексте.

image015Вполне воз­можно, что низ­кое каче­ство фото­гра­фий кодекса на сайте FAMSI не поз­во­лило К. Бор­хеги уви­деть рядом со всеми пер­со­на­жами собы­тий, дан­ных на стра­нице 24, изоб­ра­же­ния гли­фов кален­дар­ных имен. Их нет только у Кецаль­ко­атля в ипо­стаси Эекатля и у тех пер­со­на­жей, кото­рые также отно­сятся к боже­ствам. Возь­мем для при­мера сцену, пока­зан­ную на фото слева. Пер­со­наж, «кото­рый ука­зы­вает на небо» и «имеет клыки», пред­став­ля­ется К. Бор­хеги «чело­ве­ком, кото­рый транс­фор­ми­ру­ется в момент смерти в Под­зем­ном мире в Бога Солнца, или мифи­че­ского «человека-ягуара»». Он носит кален­дар­ное имя 7 Дви­же­ние, а его про­звище, судя по костюму, шлему и лице­вому укра­ше­нию, – Ягуар, Рот Кро­ко­дила. «Дву­ли­кого бога» со «свя­щен­ными пси­ло­ци­би­но­выми гри­бами», ско­рее всего, зовут гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел. Рас­краска его лица соот­вет­ствует той, кото­рая харак­терна для Кецаль­ко­атля. Впро­чем, тот факт, что эти пер­со­нажи, оче­видно, явля­ются пред­ста­ви­те­лями дина­стии Тилантонго, не отме­няет сверхъ­есте­ствен­ного, мифи­че­ского харак­тера сцены. Однако голов­ные и лице­вые укра­ше­ния гос­по­дина 7 Дви­же­ние, Ягу­ара, Рта Кро­ко­дила, ввели К. Бор­хеги в заблуж­де­ние. Он не явля­ется «чело­ве­ком, кото­рый транс­фор­ми­ру­ется в момент смерти в Под­зем­ном мире в Бога Солнца, или мифи­че­ского «человека-ягуара»». Он про­сто носит шлем ягу­ара и маску кро­ко­дила. На мини­а­тюре стра­ницы 23 (фото 5) маска изоб­ра­жена как боль­шая нари­гера в виде верх­ней челю­сти крокодила.

image018Фото 5[xvi]. Стра­ница 23

На стра­нице 23 есть еще одна сцена с изоб­ра­же­нием гри­бов, кото­рая не была заме­чена К. Бор­хеги. С уче­том прин­ципа чте­ния справа налево, харак­тер­ного для наро­дов докон­кист­ской Мек­сики, собы­тия, запи­сан­ные на ней, должны сле­до­вать за теми, кото­рые были изло­жены на стра­нице 24.

image020Фото 6. 1 – гос­пожа 5 Кре­мень; 2 – гос­пожа 1 Орел; 3 – гос­пожа 9 Мали­налли, цици­митль; 4 – гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Ягуар, Рот Кро­ко­дила; 5 – гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел, 6 – гос­по­дин 2 Собака

На стра­нице 23 пока­заны неко­то­рые из пер­со­на­жей, кото­рые при­сут­ствуют в сце­нах, изоб­ра­жен­ных на стра­нице 24. Среди них (фото 6) – упо­мя­ну­тые гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Ягуар, Рот Кро­ко­дила (4), и гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел (5). Они раз­го­ва­ри­вают с гос­по­ди­ном 2 Собака (6), у кото­рого в углу рта нари­со­вано нечто, похо­жее на клык. (На стра­нице 24 этого гос­по­дина нет.). Выше нари­со­ваны при­ни­мав­шие уча­стие в гриб­ной цере­мо­нии гос­пожа 5 Кре­мень (1), гос­пожа 1 Орел (2) и гос­пожа 9 Мали­налли (3). Послед­няя, судя по черепу на месте головы, пред­став­ляет собой цици­митль. Воз­можно, все три гос­пожи явля­ются жри­цами. Как и у гос­по­дина 2 Собака, у гос­пожи 1 Орел есть клык. Только у нее среди всех людей – участ­ни­ков гриб­ной цере­мо­нии, пока­зан­ной на стра­нице 24, есть такой клык.

Гос­пожи, видимо, раз­го­ва­ри­вают о тон­ко­стях гриб­ной цере­мо­нии, кото­рой их научил Кецаль­ко­атль. В это же время гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел (5), обсуж­дает ее с гос­по­ди­ном 2 Собака (6), ука­зы­вая паль­цем на группу жен­щин с гри­бами, чтобы мы поняли, о чем идет речь. По всей веро­ят­но­сти, гриб­ная цере­мо­ния и ее обсуж­де­ние как-то свя­заны с палом­ни­че­ством пер­со­на­жей к свя­щен­ным местам, кото­рые изоб­ра­жены ниже. Это – храм красно-белого цвета с сим­во­лами горе­ния, кото­рый более подробно пока­зан на левой поло­вине стра­ницы. Рядом с хра­мом нари­со­вано солнце в радуж­ном венке – глиф назва­ния храма. Дума­ется, перед нами – Храм Нового Огня, кото­рый свя­зан с цере­мо­ни­ями конца ста­рого века и нача­лом нового. Храм рас­по­ло­жен рядом с гор­ной доли­ной (воз­можно, доли­ной Апо­алы), по кото­рой течет река с дра­го­цен­ной водой. Над рекой запи­саны год 5 Кре­мень, день 8 Дви­же­ние. На вер­шине одной из гор поме­щен глиф Солнца.

 

image013image015image017



[i] Pool C., Kidder B. A Glimpse into Ancient Mexico: Writings of the Aztecs, Mixtec and Maya / University of Kentucky (https://uknowledge.uky.edu/world_mexico_codices/7/).

[iv] Pohl J. Mesoamerica. Ancient Books: Mixtec Group Codices (http://www.famsi.org/research/pohl/jpcodices/pohlmixtec1.html).

[ix] Pool C., Kidder B. Opus cit.

[x] Borhegyi Carl de. Re-opening Old Roads of Archaeological Inquiry. Mushroom Worship In Mesoamerica. 2016 (http://www.mushroomstone.com/mycolatry101.htm).

[xi] Borhegyi Carl de. Opus cit.

[xv] Borhegyi Carl de. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>