Венский мексиканский кодекс, окончание

 КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.2. Грибы в доис­пан­ских пик­то­гра­фи­че­ских кодек­сах
4.2.2. Миш­тек­ская группа:
Вен­ский мек­си­кан­ский кодекс
, окон­ча­ние

image001

image022Однако вер­немся к стра­нице 24 и попы­та­емся про­честь ее по пра­ви­лам. Крас­ная черта делит стра­ницу на три части: пра­вую и левую поло­вины и верх, кото­рый их объ­еди­няет. По идее, такую стра­ницу нужно читать справа налево, идя снизу пра­вой поло­вины вверх, а затем к низу левой поло­вины. На стра­нице ука­заны даты собы­тий – год и день, кото­рые изоб­ра­жены с помо­щью гли­фов, рас­по­ло­жен­ных рядом друг с дру­гом. Глиф года похож на вен­зель из буквы «А» (на фото слева). По нему и стоит ори­ен­ти­ро­ваться при поиске даты.

image007Фото 7. Стра­ница 24

Собы­тия, рас­ска­зан­ные на пра­вой сто­роне стра­ницы, отме­чены годом 8 Трост­ник, а на левой сто­роне – 5 Кре­мень. То есть их раз­де­ляют четыре года или, по мень­шей мере, год. На пра­вой сто­роне запи­сана длин­ная исто­рия, кото­рую, видимо, нужно назвать мифом о Кецаль­ко­атле и свя­щен­ных гри­бах. Поэтому эпи­зоды его начала худож­ник по тра­ди­ции нари­со­вал с помо­щью малень­ких фигур. Чем ближе конец рас­сказа, тем фигуры ста­но­вятся больше. Левая сто­рона стра­ницы посвя­щена двум эпи­зо­дам, слу­чив­шимся в один и тот же день одного и того же года. Поэтому по раз­меру фигур они равноценны.

image025На пра­вой сто­роне стра­ницы пер­вая сцена снизу в левом углу содер­жит, как я уже гово­рила, глиф года 8 Трост­ник, когда про­ис­хо­дили собы­тия, рас­ска­зан­ные на этой поло­вине стра­ницы, и глиф дня 4 Яще­рица, в кото­рый они нача­лись. В пра­вом углу в виде поло­вины пря­мо­уголь­ника изоб­ра­жен некий вод­ный мир с дра­го­цен­ной водой. Рядом сидят и раз­го­ва­ри­вают друг с дру­гом два малень­ких суще­ства, кото­рые, судя по жестам, обсуж­дают про­ис­хо­дя­щие собы­тия. У них изо рта высту­пают длин­ные загну­тые зубы – один из иден­ти­фи­ка­ци­он­ных зна­ков этих существ на изоб­ра­же­ниях. Они пред­став­ляют народ Ньюу (Ñuhu) – самых древ­них из миш­тек­ских божеств, кото­рые живут в камне, горе, пещере, овраге, реке и др. и в том числе явля­ются так назы­ва­е­мыми боже­ствами (духами) места. Видимо, два раз­го­ва­ри­ва­ю­щих друг с дру­гом ньюу – это хра­ни­тели вод­ного мира, рядом с кото­рым они сидят. Выше изоб­ра­жены бесе­ду­ю­щие между собой Кецаль­ко­атль и пер­со­наж с крас­ной рас­крас­кой кожи, белыми воло­сами, белой сер­по­вид­ной поло­сой на лице и высту­па­ю­щими длин­ными зубами, харак­тер­ными для ньюу. Судя по тому, что пер­со­наж носит круп­ные неф­ри­то­вые укра­ше­ния и сидит на воз­вы­ше­нии, воз­можно троне, он не кто иной, как царь ньюу или его чело­ве­че­ский нау­аль (двой­ник). Надо думать, что в раз­го­воре между Кецаль­ко­ат­лем и царем ньюу речь идет о свя­щен­ных гри­бах, кото­рыми они владеют.

image011Сле­ду­ю­щий эпи­зод пока­зы­вает, что Кецаль­ко­атль добился не только раз­ре­ше­ния пере­дать грибы людям. Он полу­чил воз­мож­ность взять в мир людей боже­ство с тремя гри­бами на голове, кото­рое тоже имеет клык и, сле­до­ва­тельно, отно­сится к ньюу. Однако длин­ная юбка гово­рит о том, что боже­ство это жен­ское, а зна­чит, это – Богиня гри­бов. Из ее рта исхо­дят завитки глифа речи. Поэтому можно пред­по­ло­жить, что она поет. По сви­де­тель­ству Кодекса Зуш-Наттолл, таким же спо­со­бом, на спине, у миш­те­ков было при­нято достав­лять неве­сту по гор­ным тро­пам к месту про­ве­де­ния сва­дьбы (на фотоimage023 справа). Поэтому скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что Кецаль­ко­атль в дан­ной сцене играет роль носи­теля неве­сты. Это впе­чат­ле­ние уси­ли­ва­ется при взгляде на сидя­щую позади жен­щину, кото­рая ука­зы­вает паль­цем на ухо­дя­щего Кецаль­ко­атля, глядя ему вслед. Кажется, что она про­во­жает свою дочь или девушку из сво­его клана, поскольку на ее голове рас­тет целых четыре гриба. Судя по тому, что ниж­няя часть лица жен­щины изоб­ра­жена как челюсть у черепа, она явля­ется цици­мит­лью и свя­зана с Под­зем­ным миром. На ее носу нари­со­ван хобо­то­по­доб­ный зави­ток голу­бого цвета, кото­рый отно­сится к атри­бу­там Тла­лока и при­чис­ляет это гриб­ное боже­ство к миру дождя и воды цар­ства Тлалока.

Перед фигу­рой иду­щего Кецаль­ко­атля поме­щено несколько гли­фов. Один из них обо­зна­чает смерть пер­со­нажа (спе­ле­на­тое тело умер­шего чело­века). На этот глиф Кецаль­ко­атль ука­зы­вает паль­цем левой руки. Рядом изоб­ра­жена голова Тла­лока, у кото­рой зубы такие же длин­ные, как у ньюу. Ее К. Бор­хеги назы­вает куриль­ни­цей почи­та­ния Тла­лока. Она, на мой взгляд, имеет отно­ше­ние к умер­шему пра­ви­телю. Он, видимо, носил костюм и маску этого бога. Такой вывод можно сде­лать, опи­ра­ясь на пред­став­ле­ние неко­то­рых гос­под в кодексе Зуш-Наттолл, кото­рые, как и пер­со­нажи Вен­ского кодекса, оде­ва­ются словно боги. А в набор атри­бу­тов для цере­мо­нии погре­бе­ния пра­ви­теля при­нято было вклю­чать идол бога, кото­рый был покро­ви­те­лем умер­шего. Вто­рой рукой Кецаль­ко­атль пока­зы­вает вверх, уста­нав­ли­вая связь между этим и сле­ду­ю­щим эпи­зо­дами, из чего можно заклю­чить, что он нес неве­сту пра­ви­телю, кото­рый умер. Поэтому Кецаль­ко­атль пере­дает ее и свя­щен­ные грибы сле­ду­ю­щему царю, с кото­рым он бесе­дует в сцене, пока­зан­ной далее.

image030Пра­ви­теля зовут 7 Цве­ток, Кро­ко­дил. Он сидит на троне, устлан­ном шку­рой ягу­ара, кото­рый соот­вет­ствует лицу выс­шего соци­аль­ного ранга, т.е. царю. Гос­по­дин 7 Цве­ток, Кро­ко­дил, дер­жит в руке два гриба. Из его глаз льются слезы. За его спи­ной сидят два ньюу. Кецаль­ко­атль в одной руке дер­жит за волосы голову бога Под­зем­ного мира, кото­рая все­гда изоб­ра­жа­ется как череп. В дру­гой его руке – нож или топор, кото­рым он, видимо, ее и отру­бил. Изо рта крас­ной маски, кото­рую носит Кецаль­ко­атль в ипо­стаси Эекатля, исхо­дит боль­шой раз­но­цвет­ный глиф речи, озна­ча­ю­щий длин­ное и важ­ное выска­зы­ва­ние. Таким обра­зом, вся сим­во­лика дей­стви­тельно гово­рит о том, что дан­ная сцена «изоб­ра­жает боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние риту­аль­ного потреб­ле­ния свя­щен­ных гри­бов» и, воз­можно, свя­зы­вает его с само­по­жерт­во­ва­нием в обмен на бессмертие.

image032Фото 8. Боже­ства и нау­али божеств, дару­ю­щие грибы царю 7 Цве­ток, Кро­ко­дил. Стра­ница 24, фрагмент

image034В кон­тек­сте изло­жен­ных собы­тий пер­со­нажи с гри­бами в руках, кото­рые изоб­ра­жены на верх­ней (тре­тьей) части стра­ницы 24, вос­при­ни­ма­ются не как люди, а как боже­ства, дару­ю­щие свя­щен­ные грибы чело­ве­че­скому царю в ходе гриб­ной цере­мо­нии, руко­во­ди­мой Кецаль­ко­ат­лем (фото 8). Среди них могут быть и жрецы–нау­али этих божеств, напри­мер, гос­пожа 1 Орел (тре­тья слева в ниж­нем ряду на фото 8), кото­рая при­сут­ствует в гриб­ных сце­нах на обеих стра­ни­цах. А гос­по­дин 2 Собака, раз­го­ва­ри­ва­ю­щий с гос­по­ди­ном 7 Дви­же­ние, Ягу­а­ром, Ртом Кро­ко­дила, и гос­по­ди­ном 7 Ветер, Дву­гла­вым Орлом, в сцене на стра­нице 23, имеет боль­шое сход­ство с крас­но­ко­жим царем ньюу, или жре­цом – науа­лем этого царя, изоб­ра­жен­ным на стра­нице 24 (оба – на фото справа).

image036Фото 9. Эпи­зоды с пор­та­лами в вод­ный мир. Пока­заны: слева – гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Ягуар, Рот Кро­ко­дила, справа – гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел. Стра­ница 24, фрагмент

На левой сто­роне стра­ницы 24 (фото 9) изоб­ра­жены, как я уже гово­рила, два эпи­зода одного дня 5 Кре­мень года 5 Кре­мень. В пер­вом эпи­зоде пер­со­наж с чер­ной рас­крас­кой тела ныряет в V-образный пор­тал вод­ного мира. Этот мир обо­зна­чен гли­фом руки с тра­вой мали­налли, кото­рая свя­зана с Под­зем­ным миром. Слева от пор­тала нари­со­ван круг, раз­де­лен­ный на четыре части, кото­рые рас­кра­шены в темно-серый и белый цвета пооче­редно. Центр круга окра­шен в жел­тый цвет. На сег­мен­тах круга нари­со­ваны ступни, кото­рые обо­зна­чают дви­же­ние в пути и его направ­ле­ние, в дан­ном слу­чае – дви­же­ние по кругу. Дума­ется, что худож­ник с помо­щью этой идео­граммы пере­дал дви­же­ние солнца по ноч­ному и днев­ному небу и смену сезо­нов, состав­ля­ю­щих год.

Во вто­ром эпи­зоде изоб­ра­жен точно такой же «бас­сейн», как его назы­вает К. Бор­хеги. Но в нем появ­ля­ется глиф в виде веревки, завя­зан­ной узлом. Этот глиф обо­зна­чает про­це­дуру свя­зы­ва­ния веков (52-летних цик­лов), или «свя­зы­ва­ния годов», говоря сло­вами испан­ских хро­ни­стов. Появ­ле­ние такого глифа вполне согла­су­ется с собы­ти­ями, изоб­ра­жен­ными на сле­ду­ю­щей стра­нице. Видимо, один из двух пер­со­на­жей, сто­я­щих на поверх­но­сти вод­ного мира, отправ­лялся туда за бла­го­сло­ве­нием его богов и в первую оче­редь Тла­лока – Бога воды, дождя и пло­до­ро­дия, покро­ви­теля миш­те­ков. Дума­ется, что им был не гос­по­дин 7 Дви­же­ние, Ягуар, Рот Кро­ко­дила, а гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел, поскольку именно его чер­ные ноги были видны, когда он нырял в пор­тал в пер­вом эпи­зоде. Кроме того, именно гос­по­дин 7 Ветер, Дву­гла­вый Орел, дер­жит в руках ветку с листьями-грибами древа Тамо­ан­чана или Тла­ло­кана – цар­ства Тла­лока. Она была ему дана как знак благословения.

Даль­ней­шие собы­тия года 5 Кре­мень про­ис­хо­дят в дру­гой день – день 7 Дви­же­ние на пра­вой сто­роне стра­ницы 23. Со стра­ни­цей 24 она состав­ляет раз­во­рот, поэтому текст пра­вой сто­роны нужно читать сверху вниз, про­дол­жая рас­сказ, обо­рвав­шийся внизу левой сто­роны стра­ницы 24. Трак­товка этой части повест­во­ва­ния была мной уже дана. Поэтому я не вижу смысла ее повто­рять. Скажу только, что ни на одной из двух стра­ниц речь о «ягу­а­ро­вой транс­фор­ма­ции в Под­зем­ном мире» не идет.

image038Отдель­ного раз­го­вора заслу­жи­вает образ Богини гри­бов – «неве­сты», кото­рую несет на спине Кецаль­ко­атль. Ее шея и ниж­няя часть лица затем­нены. Схо­жий жен­ский пер­со­наж с тем­ной рас­крас­кой зоны бороды и усов и тремя гри­бами на вер­шине голов­ного убора изоб­ра­жен в Кодексе Риоса на рисунке листа 21r (фото 10). Он пред­став­ляет богиню Май­яу­эль. В тек­сте ком­мен­та­рия к мини­а­тюре говорится:

«Об этой Май­а­гу­эль они измыш­ляют, что это была жен­щина с четырьмя сот­нями сос­ков, и что боги, так как она была настолько пло­до­вита, пре­вра­тили ее в магей, явля­ю­щийся вино­гра­дом [вино­град­ной лозой] этой страны, из кото­рого они делают вино»[1].

image025Фото 10[2]. Богиня Май­яу­эль. Лист 21v, фраг­мент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Иден­ти­фи­ка­ци­он­ный №: Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Мате­риал: евро­пей­ская бумага. Раз­меры листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: ита­льян­ский. Время и место изго­тов­ле­ния: 1570 – 1571 гг., Ита­лия. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Май­яу­эль счи­та­лась боги­ней пло­до­ро­дия, дав­шей людям магей (агаву) и опья­ня­ю­щий напи­ток из нее – пульке. Май­яу­эль явля­лась пер­со­ни­фи­ка­цией магея, сок кото­рого имеет молоч­ный цвет. Моло­ком из своих 400 сос­ков она вскор­мила 400 детей, извест­ных как Сен­цон Тото­чтин, или «400 кро­ли­ков», покро­ви­те­лей опья­не­ния. Сыном Май­яу­эль был бог пульке Оме Точтли[3]. Листья магея исполь­зо­ва­лись как пер­фо­ра­торы для кро­во­пус­ка­ния. Поэтому они изоб­ра­жа­ются окровавленными.

Грибы на голов­ном уборе Май­яу­эль в Кодексе Риоса нари­со­ваны, как и вся мини­а­тюра, в евро­пей­ской манере и весьма узна­ва­емы. Жел­тые «бутоны», сви­са­ю­щие из-под окро­вав­лен­ных листьев магея слева, также можно при­нять за грибы.

При­сут­ствие гри­бов в образе Май­яу­эль и ее сход­ство с Боги­ней гри­бов Вен­ского кодекса, выра­жа­ю­ще­еся в тем­ной окраске ниж­ней части лица и вклю­че­нии гри­бов в голов­ной убор, можно объ­яс­нить сле­ду­ю­щим. Из доку­мен­тов Доми­ни­кан­ского ордена известно, что в 1541 г. Педро де лос Риос, кото­рый был чле­ном этого ордена, нахо­дился в Мехико, в 1547 –1548 гг. – в Оахаке, в 1550 – 1552 гг. – в Пуэбле, в 1553 г. – в Мехико, с 1555 г. – снова в Пуэбле[4]. Будучи в Оахаке, Педро де лос Риос, по всей веро­ят­но­сти, общался с миш­те­ками – носи­те­лями культа гри­бов. В резуль­тате в его кодексе появи­лось изоб­ра­же­ние Май­яу­эль, кото­рое отра­жает пред­став­ле­ние о подоб­ном боже­стве не только жите­лей Мек­си­кан­ской долины, но и жите­лей долины Пуэблы, а также Оахаки. Так образ Богини магея на мини­а­тюре слился с обра­зом миш­тек­ской Богини гри­бов. В дру­гих кодек­сах грибы на изоб­ра­же­ниях Май­яу­эль отсутствуют.

image042На стра­нице 23 Вен­ского кодекса стоит обра­тить вни­ма­ние также на рисунки гор. Их склоны покрыты парами сдво­ен­ных зер­кально отра­жен­ных завит­ков цвета горы. Сле­дует отме­тить, что в искус­стве наро­дов Месо­аме­рики, осо­бенно майя, зави­ток явля­ется одним из излюб­лен­ных эле­мен­тов узо­ров и может озна­чать что угодно. Он вхо­дит в глифы огня, речи, дра­го­цен­ного цветка и т.д. Однако здесь двой­ной зави­ток очень напо­ми­нает шляпки гри­бов, кото­рые дер­жат пер­со­нажи гриб­ной цере­мо­нии. При­сут­ствие двой­ного завитка харак­терно почти для всех гли­фов горы, изоб­ра­жен­ных в Вен­ском кодексе и Кодексе Зуш-Наттолл, и не свой­ственно гли­фам дру­гих объ­ек­тов. Правда, в Вен­ском кодексе изоб­ра­же­ние гор на пер­вых стра­ни­цах ино­гда вклю­чает в себя неболь­шие фигуры круг­лой формы с такими же завит­ками. Они окра­шены в жел­тый цвет и имеют крас­ную сере­динку. К сожа­ле­нию, в фак­си­миль­ном изда­нии лорда Кингсборо эти пер­вые, а вер­нее, послед­ние стра­ницы оста­лись рас­кра­шен­ными не полностью.

image027Фото 11[5]. Стра­ница 4, фрагмент

На одной из мини­а­тюр стра­ницы 4 (фото 11) шарики с завит­ками рас­по­ла­га­ются по склону горы, чере­ду­ясь с «гри­бами». При этом их круг­лая часть углуб­лена в землю. Чем они явля­ются и имеют ли отно­ше­ние к гри­бам, неясно. Но они ста­вят под сомне­ние пред­по­ло­же­ние о том, что худож­ники кодек­сов дей­стви­тельно вклю­чали в глиф горы изоб­ра­же­ния гри­бов. Впро­чем, нужно при­знаться, что им уда­лось создать стой­кую иллю­зию миш­тек­ских гор со свя­щен­ными гри­бами на их скло­нах. К тому же, пары зер­кально отра­жен­ных завит­ков похожи лишь на шляпки гри­бов и не на что иное, тем более что они рас­тут на земле.

image029Фото 12[6]. Стра­ница 1, фрагмент

Зага­доч­ные шарики ино­гда изоб­ра­жа­ются с одним завит­ком. Они рас­по­ла­га­ются не по кон­туру горы, а на основ­ном поле ее изоб­ра­же­ния и напо­ми­нают про­рас­та­ю­щие зерна или про­клю­нув­ши­еся яйца бабочки, как на свя­щен­ной Горе Насе­ко­мого со стра­ницы 1 (фото 12).

image031Фото 13[7]. Стра­ница 5

Навер­ное, раз­гадку сим­во­лики шаров нужно искать в том числе и в зме­и­ных сосу­дах, нари­со­ван­ных на стра­нице 5. Я даю ее в двух вари­ан­тах с тем, чтобы по копии с сайта FAMSI (фото 14) стало понятно, как должна была быть рас­кра­шена копия из онлай­но­вого ката­лога Бри­тан­ского музея (фото 13). Один из сосу­дов изоб­ра­жен здесь в форме змея с двумя голо­вами, у кото­рых есть харак­тер­ный зави­ток на затылке. Внутри сосуда хра­нится свя­щен­ный цве­ток. Такие же цветы рас­тут вокруг него. Сосуд мень­шего раз­мера также напо­ми­нает дву­гла­вую змею, но нари­со­ван­ную не столь реа­ли­стично, как в пер­вом слу­чае. Внутри него нахо­дится нечто, пока­зан­ное с помо­щью шах­мат­ного узора. Видимо, зага­доч­ные шарики на гли­фах гор также пред­став­ляют собой некие сосуды, кото­рые могут хра­нить заро­дыши и в том числе заро­дыши свя­щен­ных грибов.

image033Фото 14[8]. Стра­ница 5

image013image015image017



[1] Мек­си­кан­ская руко­пись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с допол­не­ни­ями из Кодекса Риос) / Под редак­цией и в пере­воде С.А. Куп­ри­енко, В. Н. Талаха. Киев: Вида­вець Куп­рієнко С.А., 2013 (https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r#v=onepage&q&f=true).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>