Кодекс Зуш-Наттолл

КУЛЬТ ГРИБОВ

4. Культ гри­бов в Ацтек­ской импе­рии и цар­стве миштеков

4.2. Грибы в доис­пан­ских пик­то­гра­фи­че­ских кодек­сах
4.2.2. Миш­тек­ская группа

image001image057Кодекс Зуш-Наттолл

Помимо Вен­ского мек­си­кан­ского кодекса, среди книг Миш­тек­ской группы изоб­ра­же­ния, похо­жие на грибы, встре­ча­ются в основ­ном только в Кодексе Зуш-Наттолл. Он был изу­чен Фер­ди­нан­дом Андер­сом (Ferdinand Anders, род. в 1930 г.), австрий­ским исто­ри­ком и этно­ло­гом, спе­ци­а­ли­стом по куль­ту­рам Месо­аме­рики. Резуль­таты иссле­до­ва­ний Ф. Андерс вме­сте с соав­то­рами изло­жил в работе «Мек­си­кан­ская хро­ника: царь 8 Олень, Коготь Ягу­ара, и дина­стия Теоцакуалько-Цаачила. Книга, объ­яс­ня­ю­щая так назы­ва­е­мый Кодекс Зуш-Наттолл», кото­рая вышла в свет в 1992 г.[i]. В каче­стве иллю­стра­ций в книге он исполь­зует, в част­но­сти, про­ри­совки стра­ниц, на кото­рых все пер­со­нажи, пред­меты и объ­екты про­ну­ме­ро­ваны в соот­вет­ствии с при­ня­тым у наро­дов Месо­аме­рики направ­ле­нием письма и чте­ния – справа налево. Исполь­зуя эти номера, Ф. Андерс каж­дую стра­ницу сопро­во­дил подроб­ными ком­мен­та­ри­ями, фак­ти­че­ски пере­во­дом ее пик­то­гра­фи­че­ского тек­ста на испан­ский язык, кото­рый я цити­рую в своей работе. Нуме­ра­цию Ф. Андерса я пере­несла на фото­гра­фии стра­ниц кодекса из фак­си­миль­ного изда­ния, хра­ня­ще­гося в Бри­тан­ском музее.

image001Фото 1[ii]. Скрин­фолд  фак­си­миль­ного изда­ние Кодекса Зуш-Наттолл, осу­ществ­лен­ного Музеем архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди Гар­вард­ского уни­вер­си­тета в 1902 г. Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия

На реверсе кодекса (стра­ницы 42 – 84) запи­сана жизнь миш­тек­ского царя по имени 8 Олень, Коготь Ягу­ара. Он пра­вил Тилантонго (Tilantongo) и боль­шой частью Миш­теки и был зако­лот ножом в году 12 Трост­ник (1115 г.) в воз­расте 52 лет. Аверс (стра­ницы 1 – 41) содер­жит рас­сказ о дина­стиях неко­то­рых сеньо­рий, кото­рые были частью моза­ики неболь­ших миш­тек­ских госу­дарств в пост­клас­си­че­скую эпоху, т.е. в тече­ние пяти сто­ле­тий до испан­ского заво­е­ва­ния. Осо­бое вни­ма­ние на аверсе уде­ля­ется свя­щен­ному про­ис­хож­де­нию этих пра­вя­щих семей[iii]. Исто­рии дина­стий на аверсе нераз­рывно свя­заны с мифо­ло­гией миш­те­ков и сами более напо­ми­нают мифы, нежели рас­сказы о реально про­ис­хо­див­ших собы­тиях. Герои в них визу­ально пред­став­лены как боги. И вза­и­мо­дей­ствуют они часто с боже­ствами, пер­со­на­жами мифов. При этом собы­тия раз­во­ра­чи­ва­ются в свя­щен­ных местах, рас­по­ло­жен­ных как в мире людей, так и в мире богов.

Реверс был создан пред­по­ло­жи­тельно в XIV в. в городе Тилантонго, аверс – в начале XV в. в Тео­ца­ку­алько (Teozacualco)[iv].

 image057Аверс

На стра­ни­цах аверса встре­ча­ются изоб­ра­же­ния, подоб­ные фигуре из трех гри­бов Кодекса Фейервари-Майера, в кото­ром грибы свя­заны с Дре­вом Тамо­ан­чана. Поэтому на пер­вом этапе иссле­до­ва­ния я пред­по­ла­гала, что три гриба Кодекса Зуш-Наттолл также пред­став­ляют собой ветвь или вер­хушку свя­щен­ного Древа Тамо­ан­чана с грибами-листьями цвета неф­рита, золота и крови. Они обычно имеют вытя­ну­тую ост­ро­ко­неч­ную форму. Круг­лые шляпки-листья появ­ля­ются гораздо реже. Но в отли­чие от Кодекса Фейервари-Майера, «ветвь» в Кодексе Зуш-Наттолл изоб­ра­жа­ется только в руках пер­со­на­жей, кото­рые дер­жат ее как жезл.

Для того чтобы понять, что собой пред­став­ляет этот атри­бут и дей­стви­тельно ли он имеет отно­ше­ние к гри­бам, я про­чла несколько стра­ниц кодекса в интер­пре­та­ции Фер­ди­нанда Андерса. Как и сле­до­вало ожи­дать, Андерс чаще всего никак его не опре­де­ляет и нико­гда не свя­зы­вает с гри­бами, назы­вая тра­вой, листом или веткой.

image003Фото 2[v]. Празд­но­ва­ние дня 1 Дви­же­ние. Стра­ница 2. Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип доку­мента: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­ри­алы: оле­нья кожа, краска. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 11,35 см. Куль­тура: миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Фак­си­миль­ное изда­ние изда­тель­ского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хра­не­ния ори­ги­нала: Бри­тан­ский музей

Обра­тимся вна­чале к стра­нице 2 (фото 2), где пока­заны два вида гриб­ных жез­лов – с круг­лыми и вытя­ну­тыми ост­ро­ко­неч­ными шляп­ками. Пик­то­гра­фи­че­ский текст этой стра­ницы вхо­дит в рас­сказ о гос­по­дине по имени 8 Ветер, Орел, из Сучишт­лана (Suchixtlan), запи­сан­ный на стра­ни­цах 1 – 8. Стра­ница 2 повест­вует о годе 7 Трост­ник, дне 1 Дви­же­ние, кото­рые были «свя­щен­ной датой», «поскольку рас­те­ния, такие, как магей, появи­лись и родились».

Гос­по­дин 8 Ветер, Орел, вос­се­дает «на Горé дождя, на Чер­ной горе» с изоб­ра­же­нием головы Тла­лока (на фото 2 справа). Перед ним стоят нобли, кото­рые при­шли при­вет­ство­вать сво­его пра­ви­теля, при­зна­вая его в каче­стве суверена.

image005Фото 3. Гос­по­дин 2 Вода, Дождь, и гос­по­дин 10 Ягуар, носи­тель Кале­басы с Таба­ком. Стра­ница 2, фрагмент

Среди них – гос­по­дин 2 Вода, Дождь, и гос­по­дин 10 Ягуар, носи­тель Кале­басы с Таба­ком (фото 3). Эти гос­пода, по сло­вам Ф. Андерса, отдают пра­ви­телю «дань, при­нося листья пальмы и трáвы». То есть те атри­буты пер­со­на­жей, кото­рые я бы назвала жез­лами с тремя гри­бами с круг­лой шляп­кой и тремя гри­бами с ост­ро­ко­неч­ной шляп­кой, Ф. Андерс харак­те­ри­зует как при­но­ше­ние из листьев пальмы и трав. Такое утвер­жде­ние пока­за­лось мне весьма спор­ным, поскольку ни на лист пальмы, ни на траву эти атри­буты совсем не похожи. В то же время я отме­тила, что гос­по­дин 2 Вода, Дождь, одет как Бог дождя и пло­до­ро­дия Тла­лок, к цар­ству кото­рого как раз отно­сятся грибы. А гос­по­дин 10 Ягуар, явля­ется носи­те­лем Кале­басы с Таба­ком, кото­рая счи­та­ется атри­бу­том жреца.

image007Фото 4[vi]. Брак и потомки гос­пожи 9 Обе­зьяна, дочери гос­по­дина 8 Ветер. Стра­ница 11

На стра­нице 11 (фото 4) пока­заны брак и потомки гос­пожи 9 Обе­зьяна, дочери гос­по­дина 8 Ветер, Орла, из Сучишт­лана. Здесь гриб­ной жезл в пра­вой руке дер­жит гос­по­дин 6 Собака, Орел, Ягуар, с Горы Орла (1). Что у этого гос­по­дина нахо­дится в левой руке, оста­ется неиз­вест­ным, поскольку в этом месте изоб­ра­же­ние утра­чено. Вто­рой гриб­ной жезл дер­жит гос­по­дин 10 Собака, Орел (5), в сцене сво­его бра­ко­со­че­та­ния с гос­по­жой 1 Вода, Вее­ром Колибри (4). Гриб­ные жезлы пер­со­на­жей этой стра­ницы Ф. Андерс никак не комментирует.

image009Фото 5. Бра­ко­со­че­та­ние гос­пожи 3 Кре­мень (дочери) и гос­по­дина 12 Ветер, Глаза, Кото­рый Дымит. Раз­во­рот стра­ниц 20 и 19

Стра­ницы 14 – 22 посвя­щены исто­рии гос­пожи 3 Кре­мень (дочери), Чаши из Неф­рита, и гос­по­дина 12 Ветер, Глáза, Кото­рый Дымит, или Курит (Ojo que Humea). Раз­во­рот стра­ниц 20 и 19 (фото 5) рас­ска­зы­вает об их бра­ко­со­че­та­нии и свя­зан­ных с ним собы­тиях. Из всех стра­ниц кодекса на этом раз­во­роте гриб­ных жез­лов пока­зано наи­боль­шее коли­че­ство. (В цита­тах из пере­вода тек­ста этих стра­ниц я поме­тила номера несу­щих их пер­со­на­жей жир­ным шрифтом.)

Сама сва­дьба, состо­яв­ша­яся в год 10 Дом, день 2 Орел, изоб­ра­жена на зеле­ном поле, кото­рое обве­дено жел­той (золо­той) кай­мой и пред­став­ляет собой гору с плос­кой вер­ши­ной и усту­пами, на одном из кото­рых стоит храм. Она назы­ва­ется Горой Насе­ко­мого, глиф кото­рого поме­щен непо­сред­ственно под хра­мом. Собы­тия, пред­ше­ство­вав­шие сва­дьбе и про­изо­шед­шие в год 6 Кро­лик, день 12 Ветер, нари­со­ваны вне горы – на белом фоне.

image011Фото 6[vii]. Стра­ница 19

Обра­тимся вна­чале к тек­сту на стра­нице 19 (фото 6). Здесь запи­сано повест­во­ва­ние о том, как гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит, перед сва­дьбой, в год 6 Кро­лик, день 12 Ветер, полу­чил от богов бла­го­сло­ве­ние на осно­ва­ние соб­ствен­ной сеньо­рии вме­сте с хра­мом и инстру­мен­том для свер­ле­ния Нового Огня. Инстру­менты, пред­на­зна­чен­ные для того, чтобы зажечь новый огонь, счи­та­лись боже­ствен­ными у науа и миш­те­ков. У науа они исполь­зо­ва­лись в цере­мо­нии Нового Огня. У миш­те­ков они при­ме­ня­лись в цере­мо­ниях осно­ва­ния и освя­ще­ния посе­ле­ний и вла­де­ний. После цере­мо­ний миш­теки сохра­няли эти инстру­менты и поме­щали их внутри хра­мов вме­сте со Свя­щен­ным Сверт­ком[viii]. Такой храм назы­вался Хра­мом Свя­щен­ного Свертка.

Храм Свя­щен­ного Свертка (47), постро­ен­ный впо­след­ствии гос­по­ди­ном 12 Ветер, Гла­зом, Кото­рый Дымит, вме­сте с самим Свя­щен­ным Сверт­ком, огром­ным тек­пат­лем и инстру­мен­тами для свер­ле­ния Нового Огня, водру­жен­ными поверх свертка, стоит на свя­щен­ной Горе Насе­ко­мого (18).

Итак, у Фер­ди­нанда Андерса читаем:

«На Небе­сах, в Месте Солнца и Луны, Звезд и Ночи (1), гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит (2), при­нял настав­ле­ния от гос­по­дина 4 Яще­рица, Пер­на­того Змея, Кой­ота (3), и гос­по­дина 11 Яще­рица, Дра­го­цен­ного Пер­на­того Змея (4). Так он полу­чил ношу с хра­мом и Новым Огнем (5), знак осно­ва­ния сеньории.

Затем, окру­жен­ный тьмой и мра­ком, гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит (6), спу­стился с Неба вме­сте с гос­по­ди­ном 3 Кре­мень, Тем, Кто Несет Жезл Венеры (7), и с Тем, Кто Несет Жезл Шипе (8). На свя­щен­ной веревке, кото­рая изви­ва­лась по воз­духу, гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит (9), сошел на землю, неся храм на спине, с сона­хой в руке. За ним после­до­вали: гос­по­дин 5 Собака, Стрела (10), дер­жа­щий ветку, как носи­тель Свя­щен­ного Свертка и инстру­мента для свер­ле­ния Нового Огня; гос­по­дин 7 Орел, Корал­ло­вый Аспид (11), с паль­мой и инстру­мен­том для само­по­жерт­во­ва­ния и гос­по­дин 9 Дви­же­ние, Факел Пыла­ю­щего Табака (12), как носи­тель Рако­вины. Там гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит (9), был при­нят цере­мо­ни­ально, радостно, ста­рей­шими носи­те­лями Кале­басы с Таба­ком: гос­по­ди­ном 10 Трава (13) и гос­по­ди­ном 10 Дождь (14), кото­рые при­несли в жертву пере­пела; гос­по­ди­ном 12 Яще­рица (15), кото­рый пред­ло­жил цере­мо­ни­аль­ную одежду, и гос­по­ди­ном 12 Гриф (16), кото­рый про­де­мон­стри­ро­вал свое почте­ние, скре­стив руки на груди».

«Там же, с дру­гой сто­роны, был дра­го­цен­ный Храм (47) со Свя­щен­ной Сверт­ком, Ножом из Кремня и инстру­мен­том для свер­ле­ния Нового Огня, перед зуб­ча­тым алта­рем Огнен­ного Змея (48), во входе на Пло­щадку для игры в мяч Суме­рек (Pasajuego del Oscurecer). Там, в свя­ти­лище, между метел­ками куку­рузы (49), этой земли, воз­никла гос­пожа 1 Смерть (50) [веро­ятно, как дочь гос­по­дина 12 Ветер и гос­пожи 3 Кремень]».

По вер­шине горы к гос­поже 1 Смерть сле­дует про­цес­сия ноблей, кото­рые «при­шли, чтобы воз­дать долж­ное и при­вет­ство­вать ее как принцессу-наследницу». Среди них: «гос­по­дин 13 Цве­ток, Кецаль (51), с листьями и сум­кой с копа­лом; гос­по­дин 1 Яще­рица, Яще­рица (52), с Жез­лом Венеры; гос­по­дин 6 Смерть, Смерть (53), с листьями и сум­кой с копа­лом; гос­по­дин 6 Вода (54) с листьями и костя­ным пер­фо­ра­то­ром для само­по­жерт­во­ва­ния; гос­пожа 13 Цве­ток, Кецаль (55), с прял­кой и мачете для тка­нья; гос­по­дин 1 Яще­рица, Звезд­ный Ягуар (56), с ору­жием; гос­по­дин 12 Яще­рица, Дву­гла­вый Орел, из Боль­шого Дерева (57), с листьями и сум­кой с копа­лом и гос­по­дин 10 Яще­рица, Орел (58)». (Эта про­цес­сия пока­зана на стра­нице 20, фото 7.)

«Между тем, от Алтаря Сосуда богов Дождя (17), на Горе Насе­ко­мого (18), по гор­ной тропе (19), гос­по­дин 6 Вода (20) и гос­по­дин 6 Смерть (21) достав­ляли неве­сту (22). Пер­вый нес ее на спине, сжи­мая в руке посох, а дру­гой – сопро­вож­дал ее с цвет­ками магея. Им навстречу вышли гос­по­дин 1 Цве­ток (23), кото­рый пред­ло­жил ей цере­мо­ни­аль­ное оде­я­ние, и гос­по­дин 9 Трост­ник, Стрела на Голове (24), с тра­вами и сум­кой с копалом».

Далее они пошли по дороге со сва­деб­ной сви­той (фото 7): «гос­по­ди­ном 10 Яще­рица, кото­рый несет огонь (25), гос­по­ди­ном 9 Цве­ток, кото­рый играет на рако­вине (26), гос­по­ди­ном 7 Цве­ток (27), ста­рей­шим носи­те­лем Кале­басы с Таба­ком, с кади­лом и сона­хой и, нако­нец, гос­по­ди­ном 6 Дви­же­ние с дра­го­цен­ными цве­тами (28)».

image013Фото 7[ix]. Стра­ница 20

Свита сопро­во­дила неве­сту в пещеру (29), где нахо­дился гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит (30). Неве­ста и жених  купа­ются в пещере, сидя на кор­точ­ках на зеле­ной пальме (31). Их купают гос­пожа 10 Дом (32) и гос­пожа 6 Кре­мень (33), поли­вая сверху водой, с весе­лыми пес­нями. Рядом с этими гос­по­жами сидит к ним спи­ной гос­по­дин 9 Трост­ник, Стрела на Голове (24). Он дер­жит сумку с копа­лом и гриб­ной жезл, кото­рый Ф. Андерс опре­де­лят как травы.

Выше нари­со­вана заклю­чи­тель­ная сцена бра­ко­со­че­та­ния. На ней «гос­по­дин 12 Ветер, Глаз, Кото­рый Дымит (37), и гос­пожа 3 Кре­мень (38) ложатся спать во дворце, под оде­я­лом (39), кото­рое они полу­чили от гос­пожи 1 Орел».

image015Фото 8[x]. Гос­пожа 3 Кре­мень и гос­по­дин 12 Ветер как началь­ная пара. Стра­ница 21, пра­вая половина

Брак гос­пожи 3 Кре­мень (1) и гос­по­дина 12 Ветер, Глаза, Кото­рый Дымит (2), «был нача­лом три­на­дцати гос­под рас­те­ний» (стра­ница 21, фото 8). «Они оба сеяли и раз­мно­жали гос­по­дина Голову Кле­вера (3) и гос­по­дина Как­туса (4), раз­лич­ных гос­под Магеев (5 – 7), Трав Мали­налли – мерт­вых и живых (8, 9), – Дере­вьев и Кустар­ни­ков (10, 11) с очень раз­ными листьями – ост­ро­ко­неч­ными, тон­кими, круг­лыми и зуб­ча­тыми – и ост­рыми листьями, кото­рые режут (12), а также живой пальмы (13), и умер­ших гос­под Листьев Пальмы, сре­зан­ных и при­вя­зан­ных (14, 15)…».

Сим­во­лика рисун­ков, пока­зы­ва­ю­щих 13 «гос­под рас­те­ний», неясна. Однако эти рисунки сви­де­тель­ствуют о том, что пальма у миш­те­ков была свя­щен­ным дере­вом, а зна­че­ние ее листьев с раз­но­цвет­ными круж­ками (шляп­ками гри­бов) и без них, было раз­ным. Кстати, жезлы из листьев пальмы без гри­бов также при­сут­ствуют на стра­ни­цах кодекса. Напри­мер, его дер­жит гос­по­дин 7 Орел, Корал­ло­вый Аспид (11), вме­сте с «инстру­мен­том для само­по­жерт­во­ва­ния» – пер­фо­ра­то­ром из кости (см. фото 6). Кроме того, изоб­ра­же­ние дерева (10) под­твер­ждает пред­по­ло­же­ние о том, что в состав жез­лов вхо­дят именно грибы, а не листья. Их срав­не­ние пока­зы­вает, что в отли­чие от шля­пок гри­бов, худож­ники кодекса рисо­вали листья с жил­кой, кото­рая дохо­дит при­мерно до сере­дины листо­вой пластины.

image017Фото 9[xi]. Вто­рая дина­стия Тео­ца­ку­алько. Стра­ница 30

Стра­ница 30 (фото 9) гово­рит о том, что гриб­ной жезл мог состо­ять не только из трех гри­бов, как у гос­по­дина 2 Цве­ток, Дождя с Гро­мом (7), но и из четы­рех, как у гос­по­дина 8 Змея, Орла Венеры (8), и даже из пяти, как у гос­по­дина 9 Ветер, Огнен­ного Змея, Орла (1). Все эти пер­со­нажи явля­ются пред­ста­ви­те­лями вто­рой дина­стии Тео­ца­ку­алько. Важно отме­тить, что гос­пода в костюме орла (1 и 8), дер­жа­щие гриб­ной жезл, в дру­гой руке несут риту­аль­ную сумку с копа­лом, кото­рая счи­та­ется атри­бу­том жреца. А гос­по­дин в костюме Бога дождя и пло­до­ро­дия Тла­лока (7) в дру­гой руке сжи­мает костя­ной пер­фо­ра­тор для кро­во­пус­ка­ния, кото­рый также отно­сится к атри­бу­там жреца.

image019Фото 10[xii]. Тре­тья дина­стия Тео­ца­ку­алько. Стра­ница 33

Еще одни жезл с пятью гри­бами несет пред­ста­ви­тель тре­тьей дина­стии Тео­ца­ку­алько, кото­рая пока­зана на стра­нице 33 (фото 10). Это – Гос­по­дин 2 Вода, Огнен­ный Змей, родив­шийся в 1357 г. (фото 11). В число его про­звищ вхо­дит также имя Нога с Огнем, кото­рое обо­зна­чено на мини­а­тюре гли­фом горе­ния, исхо­дя­щим из щико­лотки его пра­вой войны. Этот знак опре­де­ляет пер­со­наж как гос­по­дина, кото­рый «ходит на войну». Воз­можно, поэтому его жезл окра­шен в желто-серые цвета, как и сам глиф горе­ния. Однако кожа пер­со­нажа имеет телес­ный цвет, а вто­рая его рука пуста. То есть при­знаки того, что он явля­ется жре­цом, в его образе отсутствуют.

image021Фото 11. Гос­по­дин 2 Вода, Огнен­ный Змей, Нога с Огнем, кото­рый ходит на войну

Между тем основа пяти­ко­неч­ных жез­лов весьма напо­ми­нает вее­ро­об­раз­ный лист пальмы, осо­бенно у гос­по­дина 9 Ветер, Огнен­ного Змея, Орла, у кото­рого она имеет зеле­ный цвет. Это наво­дит на мысль о том, что и дру­гие гриб­ные жезлы свя­заны с этим деревом.

image013image015image017



[i] Anders F., Jansen M.Pérez Jiménez G.A. Crónica Mixteca: El rey 8 Venado, Garra de Jaguar, y la dinastía de Teozacualco-Zaachila. Libro explicativo del llamado Códice Zouche-Nuttall. Fondo de Cultura Económica, 1992 (https://openaccess.leidenuniv.nl/handle/1887/17936).

[iii] Anders F., Jansen M.Pérez Jiménez G.A. Opus cit.

[viii] Lejarazu M.A.H. Religiosidad y bultos sagrados en la Mixteca prehispánica / Centro de Investigaciones y Estudios Superiores en Antropología Social. Mexico, 2008 (http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1607-050X2008000200004).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>