2.3. Образ божества-корабля в скульптуре

1.2.5.2. Жерт­во­при­но­ше­ния на тема­ла­катле, при­ло­же­ние

Сим­во­лика тема­ла­катля и жерт­во­при­но­ше­ний на тема­ла­катле, про­дол­же­ние

image001

2.3. Образ божества-корабля в скульп­туре
2.3.1. Тайна йопи­цонтли

image029Фото 1. Фигурка Тла­лока. Раз­меры: 91×34,5×19,5 см. Место про­ис­хож­де­ния: ста­дион для игры в мяч I, к северу от Пира­миды атлан­тов, Тула, Идальго. Куль­тура толь­те­ков (700 – 1200 гг. н.э.). Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико, Мек­сика[i]

Кодекс Бек­кера I, как уже было ска­зано, явля­ется самой древ­ней из сохра­нив­шихся книг миш­те­ков и дати­ру­ется XII в. Соот­вет­ственно в нем, по срав­не­нию с Кодек­сом Зуш-Наттолл, изоб­ра­жены более ран­ние вари­анты гла­ди­а­тор­ского риту­ала и риту­ала рас­стре­ли­ва­ния. Они во много сохра­нили черты своей изна­чаль­ной вер­сии, сло­жив­шейся в те вре­мена, когда месо­аме­ри­канцы видели богов во плоти, судя по мифам и изоб­ра­же­ниям майя, толь­те­ков, миш­те­ков и куль­туры Вера­крус. Однако при­сут­ству­ю­щий в Кодексе Бек­кера I образ божества-корабля едва чита­ется. Ибо в нем защит­ное сна­ря­же­ние и аппа­раты пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций пере­даны не «фото­гра­фи­че­ски», а с помо­щью изоб­ра­же­ния при­выч­ных и понят­ных пред­ме­тов и цере­мо­ни­аль­ных дей­ствий. Их более узна­ва­е­мые образы можно видеть у скульп­тур, най­ден­ных на тер­ри­то­рии Мек­сики. Так, защит­ное сна­ря­же­ние богов во плоти наи­бо­лее четко про­смат­ри­ва­ется у скульп­тур­ных вопло­ще­ний Бога воды Тла­лока, кото­рые в боль­шом коли­че­стве име­ются в кол­лек­ции Наци­о­наль­ного музея антро­по­ло­гии Мек­сики. При­ме­ром может слу­жить неболь­шая фигурка (фото 1), весьма напо­ми­на­ю­щая камен­ные изва­я­ния богов Тиа­у­а­нако (фото 2).

image031Фото 2[ii]. Моно­лит Понсе. Высота: 3 м. Мате­риал: анде­зит. Куль­тура: Тиа­у­а­нако, 1580 г. до н.э. – 1187 г. н.э. Рас­ко­пан в 1957 г. боли­вий­ским архео­ло­гом Кар­ло­сом Понсе. Храм Кала­са­сайя, Тиа­у­а­нако, Боливия

Согласно онлай­но­вому ката­логу музея, пер­со­наж фигурки был иден­ти­фи­ци­ро­ван как Тла­лок, поскольку он несет на себе харак­те­ри­стики этого бога – круг­лые наглаз­ные эле­менты и голов­ной убор с фрон­таль­ной лен­той и тра­пе­ци­е­вид­ным эле­мен­том. Пер­со­наж осна­щен копьем, кото­рое дер­жит в пра­вой руке, а также тре­уголь­ным нагруд­ни­ком, кото­рый, воз­можно, пред­став­ляет жилет-броню из рако­вины. Послед­ние два эле­мента пока­зы­вают, что в толь­тек­ские вре­мена боже­ство воды в цен­траль­ной Мек­сике было свя­зано с воен­ными практиками.

image033Фото 3. Гли­ня­ный идол Тла­лока. Зал Оахаки, Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[iii]

Вто­рая фигура Тла­лока (фото 3) про­ис­хо­дит из штата Оахаки, где нахо­дятся земли миш­те­ков. Пер­со­наж фигуры весьма напо­ми­нает сидя­щего лет­чика, кото­рый осна­щен при­спо­соб­ле­ни­ями для под­вод­ного пла­ва­ния. В их числе: кольца на гла­зах и эле­менты, похо­жие на зубы змеи. Они выхо­дят из щеле­вид­ного рта, кото­рый иде­аль­ным ова­лом окру­жают тол­стые губы. Эти атри­буты Тла­лока ассо­ци­и­ру­ются с защит­ными очками и дыха­тель­ным устрой­ством, а боль­шие плос­кие ступни его ног – с ластами.

image035Фото 4[iv]. Гли­ня­ный идол Тла­лока, най­ден­ный в 1966 г. в Пасо-дель-Торо (Paso del Toro), штат Вера­крус, Мек­сика. Куль­тура Вера­круса (I – XI вв. н.э.). Зал Вера­круса, Наци­о­наль­ный музей антро­по­ло­гии, Мехико[v]

image019Наи­бо­лее цен­ным сви­де­тель­ством при­сут­ствия пред­ста­ви­те­лей высо­ко­раз­ви­тых циви­ли­за­ций в Месо­аме­рике явля­ется гли­ня­ная скульп­тура Тла­лока (фото 4). В ней мы нахо­дим пре­крас­ный при­мер вопло­ще­ния образа божества-корабля, в кото­ром чело­век соеди­нен с маши­ной в еди­ное целое. Эта уни­каль­ная скульп­тура была най­дена в Пасо-дель-Торо (штат Вера­крус) и при­над­ле­жит к куль­туре Вера­круса, кото­рая суще­ство­вала на побе­ре­жье Мек­си­кан­ского залива в I – XI вв. н.э. Ее цен­тром был зна­ме­ни­тый Тахин. Тла­лок на скульп­туре пока­зан в полу­маске с коль­цами на гла­зах. Из его рта выхо­дят два клыка, пред­став­ля­ю­щие собой пере­осмыс­лен­ную худож­ни­ком часть дыха­тель­ного устрой­ства. То, что худож­ник не смог пере­дать, исполь­зуя эле­менты окру­жа­ю­щего его мира при­роды, нахо­дится в цен­тре тела фигуры и состав­ляет его неотъ­ем­ле­мую часть. Это – весьма реа­ли­стично изоб­ра­жен­ный дви­жи­тель с вра­ща­ю­щи­мися лопа­стями, кони­че­ский эле­мент кото­рого обвя­зан верев­кой. При взгляде на дан­ный объ­ект сразу вспо­ми­на­ется йопи­цонтли – шапка Шипе-Тотека (фото слева). Она в прин­ципе имеет такую же кон­струк­цию и поз­во­ляет ему пере­ме­щаться между вод­ными и воз­душ­ными мирами. Исходя из этого, мы можем с боль­шой долей уве­рен­но­сти утвер­ждать, что про­то­ти­пом важ­ней­шего атри­бута Шипе-Тотека был дви­жи­тель с пря­мыми лопа­стями, кото­рый исполь­зо­вался в воз­душ­ных и/или вод­ных аппа­ра­тах богов во плоти.

image037Фото 5[vi]. Тла­лок, Бог дождя, гос­по­дин пер­вого пери­ода Венеры (по Э.-Г. Зей­леру[vii]). Стра­ница 25, фраг­мент. Кодекс Борджиа

Однако если в изоб­ра­зи­тель­ной тра­ди­ции месо­аме­ри­кан­цев эпохи ацте­ков дви­жи­тель с пря­мыми лопа­стями сде­лался атри­бу­том Шипе-Тотека, то лице­вая маска с очками и дыха­тель­ным при­спо­соб­ле­нием оста­лась атри­бу­том Тла­лока (фото 5). При этом ее эле­менты были осмыс­лены с помо­щью зме­и­ной сим­во­лики, согласно кото­рой, очки Тла­лока обра­зо­ваны пере­пле­та­ю­щи­мися телами двух змей. Из его рта выхо­дят длин­ные ядо­ви­тые зубы этих реп­ти­лий. Хобо­то­по­доб­ные усы – это верх­няя губа Тла­лока, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая вход в пещеру, кото­рая свя­зана с Под­зем­ным миром[viii]. В усах-губе уга­ды­ва­ется гиб­кий шланг дыха­тель­ной системы для погру­же­ния под воду или дыха­тель­ная трубка для пла­ва­ния под поверх­но­стью воды. Чер­ный цвет, при­су­щий коже Тла­лока, ассо­ци­и­ру­ется с наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным цве­том гидрокостюма.

image013image015image017

 



[iii] Gálvez Rosales M. Xantiles y señores: una forma de representación de los dioses prehispánicos en la región de Tehuacán, Puebla (http://www.fundacionarmella.org/blogazine/xantiles-y-senores-una-forma-de-representacion-de-los-dioses-prehispanicos-en-la-region-de-tehuacan-puebla-2/).

[v] Gálvez Rosales M. Opus cit.

[vii] Ком­мен­та­рии к Кодексу Бор­джиа Э.-Г. Зей­лера / Пере­вод Д.В. Ива­нова. 2014 (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia4.shtml).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>