«Все мифы, подтверждаемые географическими данными и археологическими находками, указывают на южный берег озера Титикака как на колыбель не только человеческой цивилизации в Южной Америке, но и самих богов. Именно отсюда, как говорят нам легенды, началось заселение Анд после Великого потопа; именно здесь была обитель богов во главе с Виракочей; именно здесь основателям Древней Империи были даны знания, маршрутные карты и Золотой Жезл, при помощи которого они определили положение «Пупа Земли», где и был основан город Куско.
Что касается первых людей в Андах, то мифы связывают их появление с двумя островами у южного берега озера Титикака. Они носили название острова Солнца и острова Луны, поскольку эти два небесных светила считались главными помощниками Виракочи. Связанная с календарем символика этих мифов обратила на себя внимание многих ученых. Как бы то ни было, обитель Виракочи располагалась не на острове, а на южном побережье озера в Городе Богов. Это место, называвшееся Тиахуанаку, было населено богами (согласно местным преданиям) с незапамятных времен. Легенды рассказывают, что там были колоссальные по своим размерам сооружения, которые могли построить только гиганты».
Захария Ситчин «Армагеддон откладывается»[1]
Тиауанако – самый древний, самый большой и самый загадочный город Америки, который по преданиям был возведен богами. С тем, что строительство в Тиауанако велось богами во плоти, согласны сторонники теории палеоконтакта, такие, как З. Ситчин, и молодое поколение исследователей, в частности отечественных, интересы которых лежат в области «запретных тем истории» (А. Скляров). Но если апологеты палеоконтакта под богами подразумевают инопланетян, то исследователи «запретных тем» аккуратно обходят вопрос о происхождении богов, всегда берут это слово в кавычки и говорят о «древней высокоразвитой цивилизации».
В связи с Тиауанако было высказано множество различных утверждений и гипотез, бóльшую часть из которых перечислил чешский американист Милослав Стингл:
«Историческая исключительность Тиауанако прежде порождала самые фантастические предположения. Так, X.С. Белами считал, что этот «священный город» вообще является старейшим городом в мире и построен 250 тысяч лет назад! Артур Познанский, у которого немало заслуг в изучении Тиауанако, утверждал, что Вечный город возник 17 тысяч лет назад и является «колыбелью американского человека». <…> Известный норвежский ученый Тур Хейердал считал его жителей также создателями позднейших огромных статуй на полинезийском острове Пасхи… Некоторые исследователи полагали, что к строительству Тиауанако причастны североевропейские викинги. А происхождение аймара, живущих по соседству с Тиауанако, связывалось даже с библейским Адамом (если поверить одному из старых боливийских авторов, Адам говорил на языке аймара!). Даже нацисты, провозгласившие викингов своими предшественниками, предъявляли права на Тиауанако. Уже после войны некоторые несерьезные авторы все еще повторяли мистическое утверждение, будто строителями Тиауанако были рыжеволосые викинги»[3].
Краткий исторический экскурс
Официальная историческая наука говорит нам, что Тиауанако было столицей одноименной доинкской цивилизации, которая доминировала в регионе Андских гор между 500 и 900 гг. н.э. В городе во время его расцвета проживало 20000 жителей, он занимал площадь в 2,6 кв. км. Сейчас Тиауанако – археологический комплекс, расположенный на центральном боливийском Альтиплано (высокогорном плато) в 20 км к юго-востоку от озера Титикака, департамент Ла-Пас, Боливия.
Когда-то город назывался Тайпикала – Центр мира, по другим данным, Виньаймарка – Вечный город, а ныне его имя – Тиауанако (Tiahuanaco), или Тиванаку (Tiwanaku) – Мертвый город.
Ученые считают, что тиауанаканская культура зародилась приблизительно в 2000 – 1500 гг. до н.э.[5]. В период между 300 г. до н.э. и 300 г. н.э. город Тиауанако был религиозным центром, в который совершались паломничества.
Со временем Тиауанако стало имперской столицей. Однако первые исследователи Тиауанако считали, что оно не могло быть крупным городом, а лишь «церемониальным центром с небольшим количеством постоянных обитателей». Так, пионер американской археологии Эфраим Джордж Скуайер в 1877 г. писал: «…Этот район не может снабжать продуктами питания или поддерживать значительное население и определенно не подходит для расположения столицы государства. Тиауанако мог играть роль священного города, положение которого было определено случаем, пророчеством или сновидением, но мне трудно поверить, что здесь находился центр власти»[6].
И действительно высокогорная местность близ озера Титикаки мало пригодна для ведения земледелия обычными методами. Плачевное состояние сельского хозяйства в этом районе сегодня – прямое тому доказательство. Однако исследования показали, что сельское хозяйство тиауанаканцев находилось на столь высоком уровне, что вполне могло прокормить столицу.
На обнажившихся от ушедшей воды озера землях имелись характерные чередующиеся полосы поднятия и опущения почвы. Только в 60-х гг. XX в. удалось понять назначение этих поднятых полос-платформ и мелких каналов. Видимые сегодня эти «вару-ваару», как называют их индейцы, оказались частью агротехнического комплекса, созданного в доисторические времена, но «превзошедшего современные системы землепользования»[7]. Сейчас они называются поднятыми полосами (поднятыми полями). На равнине вокруг озера Титикака жители насыпали искусственные курганы из почвы, орошаемые с помощью каналов между полями[8].
Работы по воссозданию системы поднятых полей показали, что картофель, к примеру, здесь растет гораздо лучше, чем при обычной посадке в сухую почву на равнине. На этой высоте главным врагом земледельцев являются заморозки, которые наносят большой ущерб урожаю. На поднятых полях воздействие заморозков сводилось к минимуму, так как вода в каналах вокруг них сохраняла дневное тепло и поддерживала более высокую температуру, чем на окружающей равнине[9]. Урожай на поднятых полях не пострадал и от жгучей засухи, а затем и от наводнения, когда затопило соседние поля. На экспериментальных участках картофель давал втрое больший урожай, чем на наиболее продуктивных современных полях[10].
Для А. Познански не было сомнений в том, что Тиауанако – самым древний и самый значительный город Нового Света. Здесь правила верховная раса, учредившая законы и нормы морали, которые распространились до Аргентины и юго-запада современных Соединенных Штатов. Прибрежное положение Тиауанако обусловливало процветание города[11]. Археологи согласны с Артуром Познански в том, что Тиауанако был крупным центром власти, хотя и не приемлют его датировки[12]. Кроме того, никто не отрицает ритуального предназначения Тиауанако[13].
Империя в период своего расцвета (700 – 900 гг. н.э.) занимала значительную часть Андского нагорья и распространялось до побережья Тихого океана. На этой территории находятся нагорный запад современной Боливии, юг Перу, север Чили и северо-запад Аргентины. Торговые и культурные связи Тиауанако распространялись на бо́льшую часть Южной Америки[14]. Империя завершила свое существование примерно к 900 – 1200 гг. Причины ее падения неясны. Похоже, что перемены были внезапными: пустеют как столица, так и провинциальные центры[15]. Гибель столицы вызвала братоубийственные войны, довершившие развал страны, которую захватили племена колья (аймаров)[16].
А. Познански пришел к заключению о том, что Тиауанако пережило две катастрофы – одну природную, вызванную лавиной воды, а затем некое бедствие неизвестного происхождения[17].
«По мнению Познански, о том, что непосредственной причиной гибели Тиауанако явилось наводнение, – пишет Г. Хэнкок, – свидетельствует «наличие представителей озерной флоры (Paludestrina culminea, P. andecola, Planorbis titicacensis и др.) в наносах вместе со скелетами людей, погибших в катаклизме. Кроме того, в этом же наносном слое обнаружены кости рыб Orestias из современного семейства bogas… Также было обнаружено, что фрагменты скелетов людей и животных лежат «в хаотическом беспорядке вместе с обработанными камнями, орудиями, инструментами и бесчисленным количеством других предметов. Видно, что все это волокла, ломала и сваливала в кучу какая-то сила. Любой, кто взял бы на себя труд выкопать шурф метра в два глубиной, не смог бы отрицать, что все эти кости, керамику, драгоценности, орудия и инструменты собрала и смешала разрушительная сила воды в сочетании с резкими движениями грунта… Слои наносов покрывают целые поля обломков строений, и озерный песок, смешанный с раковинами из Титикаки, раздробленный полевой шпат и вулканический пепел накопились в замкнутых пространствах, окруженных стенами…»[18].
Алан Колата (Alan L. Kolata)[19], американский археолог, антрополог и этноисторик (Чикагский университет), наряду с боливийскими учеными исследовавший Тиауанако и его окрестности в течение 80-х и начале 90-х гг. XX в., считал, что причиной падения Тиауанако стала «природная катастрофа беспрецедентных масштабов», но не наводнение, а нечто прямо противоположное. В андских ледниках и в осадках на дне озера Титикака сохранились свидетельства долгого засушливого периода, который начался в X в. и продолжался не менее чем до 1300 г. Вода ушла с поднятых полос, что привело к неурожаям. В результате вся дорогостоящая система имперской власти начала рушиться. Оказавшись не в состоянии поддерживать внушительное городское хозяйство, люди покинули Тиауанако и больше уже не возвращались туда[20].
Первым инкским правителем (если не считать легендарного Манко Капака), который побывал в Тиауанако, был четвертый Инка – Майта Капак. Город в то время уже был вымершим. Именно инки назвали его Мертвым городом – Тиауанако[21].
По свидетельству испанского хрониста Педро Сьесы де Леона, «первые Инки постоянно занимались строительством своего двора и резиденции в нем в этом Тиагуанако»[22]. В стороне от древних сооружений Тиауанако в его бытность находились «постоялые дворы Инков, и дом где родился Манко Инка, сын Вайна Капака». Рядом с ними были «расположены две гробницы местных правителей этого селения, высотой как башни, широкие и угловатые, двери обращены к восходу солнца»[23].
Гравюра «Храм Солнца на острове Титикака», 1887 г.[24]
На священном острове Титикака, куда по легенде Инти спустил на землю первых инков Манко Капака и его сестру и жену Маму Окльо, инки построили «богатейший храм, целиком обшитый слитками золота, посвятив его Солнцу, куда поголовно (universalmente) все провинции, подчиненные инке, каждый год приносили подношения [в виде] множества золота, и серебра, и драгоценных камней»[25].
Одна из комнат храма Солнца. Гравюра из книги Э. Скуайера «Перу. Эпизоды путешествия и исследование в стране инков»[26]
По данным Педро Сьесы де Леона, из храма Солнца «испанцы в разные времена взяли прилично» и сокровищ там уже нет[27]. Однако у Гарсиласо де ла Веги другая версия: «…Как только индейцы узнали о приходе на те земли испанцев и что они забирали себе все богатства, которые находили, они бросили все в то великое озеро»[28].
Современный вид руин Храма Солнца на острове Солнца[29]
Со слов Гарсиласо де ла Веги известно, что инкские правители «не только храмом и его богатейшими украшениями облагородили тот остров»: «Они сколько могли, выровняли его, убрав с него камни и глыбы; построили платформы, которые засыпали хорошей плодородной землей, [специально] привезенной издалека, чтобы посадить здесь маис, ибо во всем том районе, поскольку это очень холодная земля, он никак не принимался. На тех платформах они высаживали его вместе с семенами других [растений], и, хотя за ним много ухаживали, они собирали лишь немногочисленные початки, которые как священная вещь доставлялась королю, а он относил их в храм Солнца, и посылал избранным девственницам, которые находились в Коско, и приказывал, чтобы их направили [и] в другие обители и храмы, которые имелись в Королевстве: в один год – одним, в другой – другим, чтобы все насладились бы тем зерном, которое принесли как бы с неба. Его высаживали в садах храмов Солнца и домов избранниц в провинциях, где они имелись, а то, что собиралось, распределялось среди селений тех провинций. Несколько зерен кидали в житницы Солнца и короля и в хранилища советов, чтобы они, будучи божественного происхождения, охраняли бы, увеличивали и спасали бы от порчи хлеб, который был там собран для всеобщего поддержания (sus tento). Если же индеец мог заполучить одно зернышко того маиса или любого другого злака (semilla), чтобы бросить его в свои склады, он считал, что всю свою жизнь не будет испытывать недостатка в хлебе; такими вот суеверными они были во всем, что касалось их инков»[30].
Со времен вторжения испанцев и до сравнительно недавнего времени Тиауанако подвергался разрушению.
Знание под запретом богов
Существование множества различных теорий, мнений и гипотез касательно Тиауанако объясняется невозможностью составить полное, а соответственно правильное представление об его истории из-за недостаточности исторических источников. Создается впечатление, что божественные строители и жители Тиауанако намеренно сделали знание о нем недоступным.
Одна из самых больших проблем исследования истории цивилизаций, находившихся на территориях современных Перу и Боливии, – это отсутствие у них письменности. Есть сведения о том, что письменность была, но в какое-то время боги ее запретили, и все письменные объекты были уничтожены по их приказу. А важнейшие события были отражены в мифах и легендах, которые индейцам было велено запоминать и передавать изустно из поколения в поколение в виде песен. Единственными письменными источниками по доколумбовой истории Перу являются записи испанских священнослужителей, в обязанности которых входило путешествовать по завоеванным местам для изучения нравов, обычаев и верований народа их населяющего. Эти записи должны были облегчить покорение индейцев и обращение их в христианство. Однако информация, собранная священниками, зачастую была изначально искажена индейцами из-за нежелания сотрудничать с оккупантами или из-за страха перед наказанием за приверженность своей вере. Она могла быть неправильно понята хронистами, поскольку сообщалась на чужом, малознакомом языке и могла быть столь невероятна для европейца, что его ум отказывался ее понимать и интерпретировал в соответствии с привычными представлениями о миропорядке и пр.
О Тиауанако бесценная информация содержится в «Хронике Перу» Педро Сьесы де Леона. В 1540 г. он посетил развалины Тиауанако и записал связанные с ним легенды[31]. Также представляет большой интерес труд Инки Гарсиласо де ла Веги «История государства инков».
Испанцы, с одной стороны, собрали важнейшую информацию, которая и сейчас используется историками, но с другой стороны, они лишили их не менее важных – материальных свидетельств. Конкистадоры сделали все, чтобы уничтожить духовную и материальную культуру индейцев, обращая их насильно в христианство и грабя и разрушая их храмы и используя их камни для строительства своих зданий. По данным А. Познански, бóльшей части составлявших их блоков руины Тиауанако лишились в начале XVII в., когда была построена церковь в деревне Тиауанако[32]. «Бронза огромных болтов, которыми соединялись каменные плиты, – писал он, – была использована при отливке колоколов для той же церкви»[33]. В относительной сохранности после конкистадоров осталось лишь то, что было надежно укрыто землей и могло быть найдено археологами.
Картина неизвестного художника показывает нам, что Тиауанако какое-то время действительно было надежно укрыто землей, над которой возвышались только огромные вертикальные столбы и, что удивительно, совершенно ровно стоящие и не расколотые Врата Солнца. Больше всего меня поразило даже не запустение этого места, а то, что оно было покрыто таким слоем почвы, что смогло превратиться в пахотное поле. Но для образования культурного слоя подобной толщины, нужно, чтобы здесь жило очень много людей в течение очень долго времени. Но ничего такого не было. Значит, в самом деле Тиауанако было спрятано богами с помощью какого-то стихийного бедствия. Какого? На эту роль подходит только наводнение. А что уж совсем поразительно, так это то, что и Акапана выглядит совершенно как обычная невысокая гора. Наверное, ее так сгладила вода.
Видимо, этот пейзаж с пасторальной группой написан еще до того, как на территории Тиауанако начались добыча камня и поиски кладов инков. Жаль, что нельзя установить время написания картины, потому что она является очень важным историческим документом. Можно лишь предположить, что это – работа художника XVIII в. школы Куско, т.е. школы колониальной, европеизированной.
Схема-реконструкция сооружений комплекса Тиауанако боливийского архитектора Хавьера Ф. Эскаланте Москосо (Javier F. Escalante Moscoso)[35]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Керикала, 7 – храм Путуни, 8 – монолит Понсе, 9 – храм Каласасайя, 10 – Лакаколью
Необычен и ракурс, в котором было изображено Тиауанако. Современные путешественники с этой точки не фотографируют. Каласасайя обращена к нам своей западной стороной, противоположной современному парадному входу, а перед ней – почти утонувший в земле Дворец саркофагов (Путуни). Художник, видимо, находился на холме, оставшемся от пирамиды Лакаколью.
По поводу наносов аллювия А. Познански писал следующее:
«Есть много оснований полагать, что Пума-Пунку было почти полностью покрыто наносами аллювия, которые были сметены, в частности, во время очень старых поисков задолго до конкисты. Позже, когда жители Пиренейского полуострова пришли на Альтиплано, новые раскопки в поисках скрытых сокровищ были проведены в больших масштабах.
Еще позже, в тот период, когда эти руины служили карьером для строительства церкви в современной деревне Тиуанаку, остальная часть наносов, которыми все еще были покрыты руины, была удалена. Охотники за сокровищами искали даже под огромными блоками, таково было жгучее желание найти богатство»[36].
После разграбления Тиауанако в XVII в. интерес к нему, видимо, ослабел, и его на некоторое время оставили в покое. Но в любом случае для испанцев оно являлось наследием коренного населения, к которому они испытывали отвращение и ненависть.
Изменение отношения к этим руинам имело место во время войны за независимость от испанского господства (1810 – 1826), когда Тиауанако и доколумбовое прошлое были поддержаны молодыми борцами за независимость в качестве икон новой нации. Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что в 1825 г. Хосе Антонио де Сукре (José Antonio de Sucre) – вначале правивший как освободитель Боливии, а затем как президент – приказал выкопать из земли и поднять Врата Солнца в Тиауанако в качестве символа роста новой нации (по данным Карлоса Понсе Санхинеса). Эти националистические настроения были недолгими, а боливийская республиканская интеллигенция затем оказалась под влиянием научного расизма и выступала в поддержку идеи о врожденной преступности и неполноценности коренных андцев. Сочинения боливийских ученых в это время изображали Тиауанако либо как символ прошлого, который должен быть уничтожен, чтобы перейти к более просвещенной эре, или как образец цивилизации, забытой ее индейскими потомками[37].
Эфраим Скуайер во время своего посещения Тиауанако в начале 60-х гг. XIX в. явился свидетелем проявлений этой идеологии.
Гравюра из книги Э. Скуайера, изображающая портал ограды церкви в селении Тиауанако, рядом с которым установлены статуи из Храма каменных голов
В своей книге «Перу. Эпизоды путешествия и исследование в стране инков» Э. Скуайер писал:
«Первое, что поражает в селе Тиауанако посетителя, – это большое количество прекрасного тесаного камня в грубых строениях, мостовых, оградах дворов. Он используется в качестве перемычек, косяков, сидений, столов, емкостей для воды. Церковь построена в основном из него… Повсюду остатки древностей из соседних развалин, которые были реальным карьером, откуда были взяты тесаные камни не только для Тиауанако и для всех деревень и церквей его долины, но и для возведения собора Ла-Паса, столицы Боливии… Памятники прошлого обеспечили материалами большинство общественных зданий, мостов, автомобильных дорог сегодняшнего дня»[38].
Снимки 1915 г.[39]
Слова Э. Скуайера подтверждают старинные фотографии дома в деревне Тиауанако. В его стенах из сырцового кирпича сооружен портал из древних монолитов, которые поражают фантастической техникой резьбы и великолепной сохранностью. В 1903 г. дом принадлежал бывшему главе администрации деревни Тиауанако. Об этом говорит подпись к фотографии портала (снимок внизу) из Бруклинского музея, которая была сделана в период работы на раскопках церемониального комплекса Французской научной миссии: «Вход в дом бывшего коррехидора Тиауанако. Построен из камней руин».
Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Sintich Hermanos. Бруклинский музей, США[39a]
Фотография из Музея Пибоди дает возможность увидеть не только дом с порталом, но и прилегающие сооружения, при постройке которых тоже использовались каменные блоки Тиауанако, а также двор с лежащими в беспорядке артефактами.
Черно-белая фотография, подписанная «Дом в Тиауанако». Размер: 10,16×12,7 см. Сделана, возможно, в 1910 г. Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[39b]
«С 1833 года, однако, иконоборцы заработали с новой силой, – рассказывает Э. Скуайер. – Не сумев демонтировать массивные камни, составлявшие базу так называемого Зала правосудия, они заминировали их и взорвали их с порохом, извлекая многие тщательно вырезанные фрагменты, чтобы выстлать собор Ла-Паса»[40].
Зал правосудия находился в 250 шагах к юго-востоку от Акапаны, стоял на платформе, скрепленной медными зажимами, и имел стены из гигантских монолитов. Размерам слагающих его камней, по словам Э. Скуайера, удивлялся Педро Сьеса де Леон. Осталось только описание Зала правосудия и тех архитектурных и строительных чудес, которые там были, сделанное незадолго до их уничтожения Альсидом д’Орбиньи. Я так и не смогла понять из текста книги Э. Скуайера, о каком объекте идет речь. Видимо, он либо еще не раскопан, либо полностью исчез.
По свидетельству д’Орбиньи, в Тиауанако испанцы взрывали даже большие скульптуры, чтобы использовать их куски как строительный материал[41]. Такая судьба постигла и две огромные статуи, которые описывал Педро Сьеса де Леон: «За этим холмом (за Акапаной – Ф.Ó.) находятся два каменных идола, образом и подобием человеческим, с превосходно отделанными и проработанными чертами лица, настолько, что кажется, будто сделано это было руками великих художников или мастеров. Они настолько огромные, что кажутся маленькими гигантами, и видно, что их внешний вид и длинные одеяния отличаются от того, что мы видим у местных жителей этих провинций. На головах у них, кажется, есть их орнамент (украшения)»[42]. Эти статуи, согласно д’Орбиньи, были «разбиты на куски зарядами пороха, вставленными между плечами».
«Голова одной, – пишет Эфраим Скуайер, – лежит в стороне от дороги, в четырех лье на пути в Ла-Пас, куда была сделана попытка перевезти ее. Я не видел ее, но воспроизвожу набросок, данный Д’Орбиньи, лишь заметив, что я не сомневаюсь, что …фигуры изображены тем же автором, что и большой монолит (Врата Солнца – Ф.Ó.). Голова имеет 3 фута 6 дюймов (около 1,07 м) в высоту и 2 фута 7 дюймов (около 0,79 м) в диаметре, так что, если другие пропорции фигуры были соответственны, общая высота памятника могла быть около восемнадцати футов (5,4 м).
По всей вероятности, именно эта голова выставлена теперь в Музее археологического комплекса Тиауанако. На пояснительной карточке музея сказано, что она была найдена на восточной стороне пирамиды Акапаны, сделана из андезита или трахеита и относится к Классической эпохе (374 – 900 гг. н.э.).
Д’Орбиньи нашел и несколько других скульптурных фигур среди руин; одна с человеческой головой и крыльями примитивно выполненная, другая – животного, напоминающего тигра, и т.д. Castelnau упоминает «огромную ящерицу, вырезанную в камне», и другие изваяния. М. Angrand… говорит о восьми таких фигурах в деревне Тиауанако, кроме того, о двух в Ла-Пасе и одной, разбитой по дороге туда»[44].
«Наружные стены террасы Крепости (Акапаны – Ф.Ó.) и рассеянные каменные блоки», – назвал Э. Скуайер эту гравюру. Глядя на нее, действительно можно решить, что территория Тиауанако была полем боя в войне богов
К началу XX в. отношение правящего испанского меньшинства к Тиауанако не изменилось. Его продолжали связывать с нецивилизованным прошлым и не только не пытались сохранить, но по-прежнему стремились уничтожить. По словам А. Познански, происходило «систематическое разрушение величественных руин Тиуанаку, уничтожение, осуществляемое как строителями железной дороги Гуаки–Ла-Пас, так и индейским контингентом современной деревни Тиуанаку, который использовал руины в качестве карьера для коммерческой эксплуатации»[45].
А. Познански обращался к Мануэлю Висенте Балливиану (Manuel Vicente Ballivián), президенту Географического общества Ла-Паса, добился, чтобы в Конгрессе прошли законы по охране археологических памятников Боливии, но они не работали. «Эта программа защиты была отдана в руки государства, которое не выполняет законы, не обязывает кого-либо еще делать это, – с горечью отмечал А. Познански, – в результате чего вандальное разрушение продолжалось безнаказанно»[46].
Отношение к Тиауанако изменилось только в результате революции 1952 г., когда к власти пришли националистические лидеры. При жизни А. Познански они нападали на него. Но после его смерти в 1946 г. они охотно приняли его мнение о том, что Тиауанако как славное прошлое объединяет всех боливийцев. В свете этого нового мировоззрения важные шаги были предприняты правительством Боливии в 1953 г., чтобы институционализировать археологию, что являлось частью задачи интеграции коренного большинства боливийцев в общественную жизнь страны. Археолог Карлос Понсе Санхинес (Carlos Ponce Sanjines) был самопровозглашенным пионером и лидером этого движения, согласно идеологии которого национальная идентичность основана на раскрытии и сохранении общего андского прошлого. Он руководил Боливийским государственным центром археологических исследований Тиауанако (создан в 1957 г.) в течение последующих четырех десятилетий и опубликовал многочисленные эссе, статьи и книги. По сей день он считается самым влиятельным специалистом в Боливии по археологии Тиауанако[47]. К. Понсе и его команда археологов взяла на себя задачу раскопок и восстановления Храма каменных голов и Каласасайи (60-е гг. XX в.).
С 60-х гг. XX в. стало набирать силу движение коренных народов за обретение политической и социальной власти, заявившее о своей потребности в автономной индейской культурной самобытности. Отвергнув мечту националистов о включении индейских народов в западное общество, Боливия начала строить новую модель боливийской национальной идентичности, коренившейся в многоэтничности индейских народов. Тиауанако стало символом для движения коренных народов. В 1992 г. Единая конфедерация профсоюзов трудовых крестьян Боливии организовала акцию протеста по всей стране в связи с пятисотлетием испанского колониализма в Америке. В рамках этих протестов аймары провели символический захват Тиауанако и провозгласили его столицей своего нового государства[48]. Придя к власти, первый индейский президент Боливии Эво Моралес, две инаугурации по обрядам аймаров которого проходили в Тиауанако, дал обещание, что раскопки в археологическом комплексе будут продолжены[49].
Однако работы, которые сейчас ведутся на территории Тиауанако, судя по фото внизу (2009), непохожи на археологические раскопки. Видимо, основной задачей руководства археологического комплекса является отстроить Тиауанако заново.
К настоящему времени восстановлены Храм каменных голов и Каласасайя. Однако реконструкцию этих объектов нельзя назвать научной. Она скорее сделана для привлечения туристов. Так, на снимке внешней стены храма Каласасайя можно видеть качество реставрационных работ. Стена на этом участке состоит, как говорится, из того, что под руку попало. Здесь есть и камни, ровесники храма, но, думается, составлявшие стены другого сооружения, и современные кирпичи, и еще какой-то мусор, и все это понапихано абы как.
Участок внешней стены храма Каласасайя (2009)[51]
В 2000 г. «древний город Тиауанако» как «духовный и политический центр доиспанской индейской культуры» был признан ЮНЕСКО памятником всемирного наследия[52]. Но состояние комплекса вызывает у Центра всемирного наследия ЮНЕСКО большие опасения.
В марте 2010 г. Центр всемирного наследия выразил глубокую обеспокоенность министру культуры Боливии в связи с ненадлежащим осуществлением трехлетнего «Проекта по сохранению и консервации Тиауанако и пирамиды Акапана», финансируемого японскими внебюджетными фондами. Центр недоволен системой управления комплексом и, в частности, музеями, отсутствием работ по укреплению пирамиды Акапана, консервации стел и Врат Солнца, ухудшением сохранности археологических коллекций музеев, отсутствием запланированных археологических раскопок и действиями муниципалитета, предпринятыми без одобрения министерства культуры, что необходимо, учитывая статус Тиауанако как объекта всемирного наследия[53].
Охрана, изучение и восстановление археологического комплекса Тиауанако, несомненно, оставляют желать лучшего. И не для кого не является секретом, что строительство в Тиауанако ведется в основном для того, чтобы получать доход от туризма. А туристам неинтересно смотреть на развалины, поэтому главный объект комплекса – пирамида Акапана должен быть отстроен как можно скорее. По словам оправдывавшегося за неприемлемое качество работ в Акапане тогдашнего министра культуры Боливии Пабло Гру (Pablo Groux), 5 лет назад здесь был просто холм, а теперь (2009) – уже нечто похожее на оригинальную конструкцию[54].
Журналисты, освещающие проблемы Тиауанако, называют восстановление Акапаны «археологической пародией», «косметической подтяжкой лица» для привлечения туристов, пишут, что из-за макияжа пирамиды Тиауанако может потерять статус объекта культурного наследия[55]. И действительно, как можно судить по фото, ступени пирамиды обкладываются кирпичом (скорее всего, необожженным), а затем штукатурятся, тогда как древние строители использовали тесаный камень. Разумеется, результат нужно назвать новоделом и всячески его осудить. Но не стоит забывать, что каменная облицовка пирамиды была утрачена, а добыча, доставка и обработка камня – дорогое удовольствие, тем более в горах. К тому же плиты, весящие немало, нужно еще и уложить. Мы должны понимать, что того произведения высочайшего строительного искусства, исполненного с помощью богов, нам не получить уже никогда. Вряд ли нанятые для «раскопок» и строительства в Тиауанако коренные жители смогут повторить или, по крайней мере, приблизиться к тому, что невозможно сделать даже с применением новейших технических разработок.
На малобюджетный способ «реставрации» пирамиды Акапана, несомненно, можно было бы, посетовав немного, закрыть глаза. Но хуже всего то, что, по свидетельству сеньора Хосе-Луиса Паса (José Luis Paz), который был назначен проинспектировать состояние дел с Акапаной, ее строительство ведется в свободной художественной манере (free-hand with the design), так как «исследований, показывающих, что стены действительно выглядели подобным образом, нет»[57].
Но все же следует сказать, используя слова Э. Скуайера, что Тиауанако, даже являясь подновленными «разграбленными руинами», все равно имеет «достаточно свидетельств былого величия». Кстати, именно Э. Скуайер назвал Тиауанако Баальбеком Нового Света, а Каласасайю – американским Стоунхенджем. Он писал:
Руины Тиауанако рассматриваются всеми исследователями американских древностей как во многих отношениях наиболее интересные и важные, и в то же время наиболее загадочные среди любых на континенте. Они одинаково возбуждали восхищение и удивление ранних и недавних путешественников, большинство из которых, победило свои попытки проникнуть в тайну их происхождения, довольствуясь присвоением им статуса самых древних из памятников Америки, а также рассматривая их как одиночные остатки цивилизации, которая исчезла раньше, чем инкская началась, и была современницей цивилизаций Египта и Востока. Уникальные, даже совершенные по типу и гармоничные по стилю, они предстают работой людей, которые были истинными мастерами архитектуры, которая не имела детства, не проходила через период роста, и которой мы не находим других примеров. Традиция, которая бормочет более или менее внятно о происхождении многих других американских памятников, нема в их отношении. Интересно: индейцы сказали первым испанцам, что «они существовали прежде, чем солнце засияло в небе», что они были возведены гигантами, или что они были остатками нечестивых людей, которых рассерженное божество обратило в камень, потому что они отказали в гостеприимстве его наместнику и посланнику»[58].
Продолжение: с. 2
[1] Ситчин З. Армагеддон откладывается (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000004/sitchin_zahariya_armageddon_otkladyvaetsya3.htm).
[3] Стингл М. Индейцы без томагавков (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000132/st010.shtml).
[6] Цит. по: Торп Н., Джеймс П. Тайны древних цивилизаций (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).
[7] Хэнкок Г. Следы богов (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).
[8] Торп Н., Джеймс П. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).
[9] Торп Н., Джеймс П. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).
[10] Хэнкок Г. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).
[11] Торп Н., Джеймс П. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).
[12] Торп Н., Джеймс П. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).
[13] Торп Н., Джеймс П. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).
[15] http://www.crystalinks.com/preinca.html; http://es.wikipedia.org/wiki/Tiwanaku; http://ru.wikipedia.org/wiki/Тиуанако; http://wordweb.ru/sto_arheology/84.htm
[17] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[18] Хэнкок Г. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).
[20] Торп Н., Джеймс П. Указ. соч. (http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-14-taini-dr_430.html).
[21] Стингл М. Указ. соч. (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000132/st010.shtml).
[22] Сьеса де Леон П. Хроника Перу (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text9.htm).
[23] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text9.htm).
[25] Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л.: Наука, 1974 (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text32.phtml?id=433).
[26] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[27] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text9.htm).
[28] Гарсиласо де ла Вега. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text32.phtml?id=433).
[30] Гарсиласо де ла Вега. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text32.phtml?id=433).
[31] http://www.crystalinks.com/preinca.html
[32] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[33] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[35] http://www.agrw-netz.de/reload.htm?Tiahuanaco%206.htm
[36] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[37] Scarborough I. The Bennett Monolith: Archaeological Patrimony and Cultural Restitution in Bolivia (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[38] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[39] http://www.agrw-netz.de/reload.htm?Tiahuanaco%206.htm; http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=886390&page=4
[39a] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4095/image
[39b] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/media/view/Objects/533609/335606?t:state:flow=8e5d0acf-284e-4cc6-93ab-ea285e85bf7d
[40] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[41] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[42] Сьеса де Леон П. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text9.htm).
[43] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[43a] http://www.flickr.com/photos/george-lessard/74204541/sizes/l/in/pool-1110833@N20/
[44] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[45] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[46] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[47] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[48] Scarborough I. Opus cit. (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[58] Squier E.G. Opus cit. (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).