ЗОЛОТЫЕ САМОЛЕТИКИ
Тему полета, которая является главной у артефактов из золота древней Колумбии, раскрывают знаменитые золотые самолетики. Многими они считаются олицетворением летательных аппаратов богов во плоти. Бόльшая их часть хранится в Музее золота Колумбии Боготы. Коллекцией меньших размеров владеет Метрополитен-музей искусств Нью-Йорка.
Метрополитен-музей искусств
Фото 1. Самолетики из собрания Метрополитен-музея искусств[i]
В Метрополитен-музее самолетики составляют часть Мемориальной коллекции Майкла Рокфеллера. Они были найдены в регионе реки Магдалены. В онлайновом каталоге музея эти ювелирные изделия записаны как подвески в форме летучей рыбы, отнесены к культуре Толимы (Tolima) и датируются X – XV вв. н.э.
Фото 2[ii]. Подвеска с инвентарным № 1991.419.26
Всего в каталоге представлено три самолетика (фото 1). При этом первые два (фото 2 и 3) почти одинаковые. Но самолетик с фото 2 крупнее. Его длина составляет 5,7 см, тогда как размеры второго самолетика – 4,8×4,5 см.
Фото 3[iii]. Подвеска с инвентарным № 1991.419.25
Третий самолетик (фото 4 и 5) немного отличается от первых двух, и он при сравнимых размерах (4,1×2,5×5,4 см) кажется не таким массивным.
Фото 4[iv] Подвеска с инвентарным № 1979.206.782
На снимках «летучих рыбок» хорошо видны детали, которые никак не могут быть свойственны живому организму. Если первые две рыбки похожи на космический челнок, то третья кажется самолетом-амфибией.
Фото 5[v]. Подвеска с инвентарным № 1979.206.782
Художественный стиль фигурок с характерными завитками и выпуклыми глазами имеет много общего с тем, в котором работали мастера Чавин-де-Уантара, создавая своих драконов. Поэтому сущность, которую представляют золотые самолетики Толимы, воспринимается мной как дракон. Примечательно, что у всех драконов Метрополитен-музея на морде изображен знак туми со скругленным (в двух случаях) и острым завершением (в третьем).
Фото 6. Летучая рыба[vi]
Конечно, хотелось бы оспорить термин «летучая рыба», которым каталог музея обозначает данные артефакты. Думается, они не были определены как птицы из-за своей зубастой пасти и вертикального расположения хвоста. Но на летучих рыб подвески также мало похожи. Хотя с рыбкой, заснятой на фото 6, некоторое сходство все же есть.
Фото 7. Подвеска в виде летучей рыбы. Инвентарный № 032924. Размеры: 9,7×3,1×8,8 см. Материал и техника: золото, метод потерянного воска. Культура Сан-Агустин (San Agustin). 1 – 900 гг. н.э. Найдена: Колумбия, Уила, Сан-Агустин. Музей золота Колумбии[vii]
Достаточно реалистичное изображение летучей рыбы можно видеть на золотой подвеске в Музее золота Колумбии (фото 7 и 8). Она была найдена в захоронении вождя в Сан-Агустине – высоко в Андах.
Фото 8. Крупный план головы рыбы
На первый взгляд между этой рыбкой и самолетиками сходство практически отсутствует. Однако рыбка также демонстрирует свои зубы в оскале и обладает очень выпуклыми глазами, которые у рыб обычно являются наименее заметной частью.
Фото 9[viii]. Рыбки в витрине Музея золота Колумбии
В Музее золота Колумбии экспонируется множество золотых подвесок культуры Толимы в форме обычной, не летучей, рыбы (фото 9 – 11). Фигурки составляли когда-то ожерелья предположительно жрецов-властителей. В зависимости от дизайна они в большей или в меньшей степени напоминают золотые самолетики.
Фото 10[ix]. Рыбки крупным планом
К несвойственным рыбе деталям у некоторых из фигурок добавляется еще нечто, напоминающее вытянутую вперед руку пловца (фото 11). Такие божества в образе рыбы с рукой характерны для доинкской культуры Наски (Перу). Судя по руке, скругленной форме головы, ее горизонтальному положению и соответственному размещению глаз, можно допустить, что к чертам рыб здесь добавлены черты «ходячей рыбы», а именно, личинки саламандры, например, аксолотля. У него, как и у рыбки на фото 11, тоже есть зубы, правда рудиментарные. Подобные ровные, одинаковые зубы без клыков присущи также голове дракона на самолетиках Толимы (подробнее см. во второй части статьи).
Фото 11. Подвеска в форме рыбы. Культура Толимы. Музей золота Колумбии[x]
Подвески в форме рыбы были характерны также для культуры Чирики, которая существовала в XI – XVI вв. н.э. на территории современной Панамы. Две из них хранятся в Метрополитен-музее искусств (фото 12 и 13) и называются в его каталоге подвесками в форме акулы.
Фото 12. Подвеска в форме акулы. Инвентарный № 04.34.7. Размеры: 9,53 см. Материал: золото. Культура: Чирики (Chiriqui). Дата: XI – XVI вв. н.э. География: Панама. Метрополитен-музей искусств[xi]
Однако очевидно, что даже по количеству, форме и расположению плавников рыбки этих подвесок не могут соответствовать акуле, не говоря уже о выпуклых глазах, отсутствию зубастой пасти, а также о «завитых усах» рыбки на фото 12. Несомненно, подвески представляют божество, образ которого сложился под воздействием наблюдения кораблей богов во плоти, которые могли не только плавать под водой, по поверхности воды, но, возможно, и летать. Более всего такому аппарату соответствуют формы рыбки, данной на фото 12.
Фото 13. Подвеска в форме акулы. Инвентарный № 1979.206.1054. Размеры: 7,9×3,2 см. Материал: золото (литейный сплав). Культура: Чирики. Дата: XI – XVI вв. н.э. География: Коста-Рика или Панама, полуостров Бурика (Burica). Мемориальная коллекция Майкла С. Рокфеллера. Метрополитен-музей искусств[xii]
Рыбка, показанная на фото 13, интересна тем, что она украшена резным орнаментом в форме полосы, которая тянется по ее бокам (так и хочется написать «по бортам») и носу. (Кстати, схожий узор есть и у рыбки Толимы, представленной на фото 11.) В треугольные окошки видно, что внутри рыбка пустая. Для обычного украшения фигурки достаточно было начертить узор на ее поверхности. Однако мастер усложнил работу. Он сделал рыбку полой, а узор вырезал. Как известно, на ритуальных предметах ни одна из деталей не может быть случайной. А значит, художник стремился подчеркнуть то, что у рыбы есть внутреннее пространство, которое имеет свое предназначение. По аналогии с косатками керамических росписей Наски, которые перевозят «пассажиров» в своем чреве, можно предположить, что этот корабль предназначен для перевозки усопших через воды мира внизу.
[i] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Colombia,_tolima_(attr.),_pendenti_a_forma_di_pesce_volante,_X-XV_sec,_oro_a_fusione,_02.JPG
[iii] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50009353; http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50009352
[v] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Colombia,_tolima_(attr.),_pendente_a_forma_di_pesce_volante,_X-XV_sec,_oro_a_fusione,_01.JPG
[vii] http://www.googleartproject.com/collection/museo-del-oro-bogota/artwork/pendant-in-the-shape-of-a-winged-fish-san-agustin-upper-magdalena-region-regional-classical-period/500067/details/
[xii] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/313247?sortBy=Relevance&where=Panama&ft=*&offset=120&rpp=20&pos=140