«Боги и духи Анд», продолжение
Пачамама требует бережного отношения к растениям и животным и запрещает под страхом потери имущества или даже жизни их чрезмерную эксплуатацию. Существует такая легенда[i].
Дон Иларио и его сын часто охотились на гуанако, викуний и лам. Как правило, они убивали больше животных, чем им было нужно. А мы все знаем, что Пачамама, или Мать-Земля, запрещает это. Но дон Иларио не хотел следовать повелениям Пачамамы. Утром, когда он в очередной раз отправился на охоту, Пачамама послала ему предупреждение, заставив землю дрожать и лавины грохотать вниз по склонам. Отец и сын пытались укрыться под навесом, но их мул вдруг отказался идти дальше и начал метаться, потерял равновесие и упал в овраг. Когда землетрясение закончилось, испуганные охотники поспешили сделать приношение Матери-Земле, чтобы успокоить ее гнев. Они поднесли ей то, что было у них с собой, – аквавит, коку и сигары – и умоляли ее о прощении, о том, чтобы у них был хороший урожай и много животных. Дон Иларио также попросил позволения продолжить охоту. Он молился и молился Пачамаме и зашел так далеко, что в ее честь принес в жертву ламу.
Дон Иларио был убежден, что он получил разрешение продолжить охоту, пошел в горы снова, но его сын не захотел последовать за ним. Когда Иларио вернулся с охоты, сына дома не было. Он ушел пасти коз. Иларио спросил своих соседей, но они не знали, куда он отправился. Сына искали, но без успеха. Лишь на закате, после вечерней молитвы, наконец, нашли коз вдали от жилья и прекратили поиски. Через несколько дней Иларио тоже прекратил поиски.
Однажды утром на рассвете, когда несколько пастухов возвращались домой, они увидели сына дона Иларио. Одетый в шкуры животных, он ехал на гуанако впереди стада и был похож на привидение. Вскоре он скрылся в горах вместе со стадом. Мать-Земля забрала сына дона Иларио в обмен на животных, которых тот убил без надобности. Пастухи рассказали дону Иларио, что они видели. И, хотя он начал приносить жертвы Пачамаме, урожаи были плохими. Тем не менее, дон Иларио молился так много, и его раскаяние было настолько чистым, что несколько лет спустя он был одарен еще одним сыном, которого он учил уважать и животных, и землю.
Еще одним защитником диких верблюдовых является Кокена (Coquena)[ii].
Кокена – маленького роста, элегантный, с лицом, обрамленным густой бородой, с ожерельем из сверкающих змей на шее, в неизменной шляпе из шерсти викуньи. Он живет на высокогорных равнинах, следя за тем, чтобы диких гуанако, лам и викуний охотники не убивали без уважительных причин. Кокена позволяет их преследовать только тогда, когда это действительно необходимо, в соответствии с традицией, окружая стада веревками и красочными лохмотьями, без ущерба для них.
Кокена избегает встреч с человеком. Но если вы увидели его, не бойтесь. Если вы не сделали ничего противозаконного, он исчезнет, как призрак в ночи. Но если вы плохо относились к его стаду и стреляли по нему из своего ружья, Кокена накажет вас.
Как-то один горец услышал, что Кокена дал мешок с золотыми монетами браконьеру, чтобы тот прекратил свои убийства. Горец сразу же взял ружье, отправился в горы и начал убивать викуний. Кокена сам не показался человеку, но заставил его бродить по долинам за мнимым стадом, пока тот не сошел с ума.
Пастухов, которые хорошо заботятся о своих животных и не перегружают их во время длительных горных переходов, Кокена награждает блестящими золотыми монетами.
Если вы, отправляясь в путешествие со своими животными, попросите у Кокены разрешения и помощи, вы будете вознаграждены. Просто оставьте ему свои приношения рядом с курганом из камней – вкусной еды или несколько листьев коки и немного чичи, чтобы утолить жажду.
Окончание: «Церемонии, сопровождающие чаку»
[i] http://www.vicuna.loropiana.com/
[ii] http://www.vicuna.loropiana.com/