Фото 24. Традиционный костюм Каталонии, Испания[i]
Современный традиционный костюм кечуанов Перу разительно отличается от того костюма, который носили андцы до конкисты. От доколумбовой одежды в нем осталось, пожалуй, только пончо, а также чуспа, как его аксессуар. В то же время сравнение нынешней традиционной одежды с испанским костюмом, напротив, выявило много совпадений. Об этом наглядно свидетельствуют литографии (фото 24 и 25) французского художника Эмиля Галлуа (1882 – 1965) из его книги «Испанские костюмы» (Émile Gallois «Costumes Espagnols». New York: French & European Publications, 1939). Они дают еще одно подтверждение того, что традиционный андский костюм Перу сформировался в колониальные времена под влиянием испанского костюма.
Фото 25. Традиционный костюм Валенсии, Испания[ii]
Думается, что в основе процесса формирования костюма, принципиально отличного от доколумбового, лежало принуждение завоевателей, которые запрещали андцам ходить в своей одежде. Добиться выдвинутых требований в полной мере испанцы смогли на острове Такиле на озере Титикака (Перу). Такильцы вынуждены были носить одежду испанских крестьян. Она и стала основой для их теперешнего костюма, который остался до сих пор испанским костюмом колониальных времен, исключая некоторые сугубо андские дополнения (подробнее см.: «Традиционный костюм острова Такиле»). Такильское чульо (фото 26 и 27), в отличие от классического, не имеет наушников и обладает большим сходство с колпаками, которые носили испанцы (фото 24).
Фото 26[iii] и 27[iv]. Чульо острова Такиле и их вязальщики (2011 и 2013)
В плане изучения истории чульо большой интерес представляют литографии французских художников XIX в., посвященные традиционным костюмам XIX в. жителей Верхних Пиренеев, Франция (фото 28 – 31, 32а). Они хранятся в Муниципальной библиотеке Тулузы (Франция). Литографии говорят о том, что не только чульо, но и обычай, по которому его вяжут лишь мужчины, в Андах могли появиться под влиянием испанцев. Мало того, я думаю, что и само умение вязать на спицах бывшие подданные Инкской империи переняли у испанцев, а до их появления они вязали с помощью иглы, как об этом свидетельствуют, в частности, капучи, выполненные в технике узловязания.
Не будучи знакомой с обычаями жителей Верхних Пиренеев, я с удивлением узнала, что мужчины этих мест занимались вязанием. Я была уверена, что вяжет лишь мужское коренное население Анд и это занятие только здесь считается традиционно мужским. Причем вяжут андцы исключительно чульо и более ничего. Оказалось, что пиренейские пастухи не только вязали на спицах, но и носили колпаки, похожие на такильское чульо (фото 28).
Фото 28. «Пастухи долины Аран. Костюмы Котре. Баньер-де-Люшон. Вид на озеро Гоб» (Верхняя Гаронна и Верхние Пиренеи). Цветная литография. Размер 39 см. Серия литографий «Костюмы Пиренеев», нарисованных с натуры Альфредом Дартигенавом (Alfred Dartiguenave, 1821 – 1885), литографированных Жаном-Виктором Адамом (Jean Victor Adam, 1801 – 1867) и др. Отпечатаны в 1855 – 1856 гг.[v]
Пиренеи – это горная система, по которой сейчас проходит граница между Испанией и Францией. Она вряд ли могла в свое время служить препятствием для передвижения пастухов обеих стран с их стадами, а тем более – мешать взаимопроникновению обычаев и традиций, и в частности в костюмах. Это позволяет предположить, что носили колпаки, похожие на чульо, и вязали не только пиренейские пастухи, но и другие испанцы, населявшие Пиренейский полуостров, и те, которые вслед за конкистадорами иммигрировали в Новый свет. При этом умение вязать не было чем-то особенным для испанских мужчин (скорее всего, низших сословий, крестьян) – забавным увлечением отдельных чудаков, как в наши дни. Оно было мужским занятием, явно освященным обычаем. Это открыто демонстрировалось, о чем свидетельствуют литографии из Муниципального музея Тулузы, где запечатлены вяжущие мужчины – пастухи, контрабандисты и др. А на литографии, заснятой на фото 30, мы видим, что вязание для мужчины, как и прядение для женщины, во время выходов в люди считалось хорошим тоном.
Фото 29. «Пиренейцы-контрабандисты. Окрестности Гаварни (Gavarny)». Цветная литография. Размер 34 см. 1834 г. Автор Эдуард Пангре (Edouard Pingret, 1788 – 1875) [vi]. Фото 30. «Пиренейцы. Жак Эстерле (Jasque Esterlet), гид, и торговка маслом». Цветная литография. Размер 34 см. 1834 г. Автор Эдуард Пангре[vii]
Ясность в вопрос о вязальщиках-мужчинах вносит статья «Вязание» из Терминологического словаря одежды Л.В. Орленко (1996), где, в частности, говорится: «Первые вязанные изделия (носки) были найдены в Египте в коптских гробницах V в. н.э. Затем искусство вязания, по-видимому, было утрачено и восстановлено только в XIII в. В это время в Италии и Испании ручное вязание на двух спицах уже существовало как ремесло. В XVI в. в Европе появились первые бесшовные чулки, которые вязали по кругу на пяти спицах. Поначалу вязанием чулок занимались мужчины. В Англии, Франции, Германии были организованы цехи вязальщиков чулок»[viia].
Среди литографий более всего меня заинтересовала работа французского художника и литографа Ш. Мориса (Ch. Maurice, 18… – 18… гг.), изображающая пиренейского пастуха (фото 31). В правой руке пастух держит вещь, которую вяжет по кругу – на четырех или пяти спицах. Его одежда и колпак на голове очень схожи с теми, что носят жители острова Такиле.
Фото 31. «Озеро Гоб» (lac de Gaube). Традиционный костюм пастуха Верхних Пиренеев (Франция) XIX в. Автор Ш. Морис. Литография, раскрашенная акварелью. Размер 15 см. Альбом из 25 литографий «Воспоминания о Пиренеях». Отпечатан в 50-х гг. XIX в.[viii]
Что вяжут контрабандисты (фото 29), непонятно. Гид вяжет чулок (фото 30). А пастух, несомненно, вяжет шапку-колпак. В целом он сильно напоминает вяжущего чульо такильца (фото 32). Интересно, что и тот, и другой – горцы, живущие у озера.
Фото 32[ix]. Житель острова Такиле за вязанием чульо
Одна из самых ранних литографий в собрании Муниципальной библиотеки Тулузы (фото 32а) изображает испанского пастуха в красной шапке с довольно узким и очень длинным завершением. Вяжет он, похоже, такой же колпак, но уже серого цвета.
Фото 32а. «Испания – Арагон – Пастух в высокогорье». Художник Гаварни (Gavarni, 1804 – 1866). Цветная литография. Размер 29 см. Отпечатана в 1829 г.[ixa]
Таким образом, прототипом чульо острова Такиле, несомненно, был испанский колпак. Однако происхождение классического чульо так и осталось для меня загадкой. Оно и форму имеет не такую, как такильское.
Фото 33. Чульо Такиле (2013)[x]. Фото 34. Чульо Чинчеро (2013)[xi].
Строго говоря, такильский головной убор и чульо–то называть можно лишь с натяжкой. Он представляет собой довольно правильный конус, наушники отсутствуют (фото 33). Напротив, конус классического чульо нельзя считать правильным. Он имеет заметное (в разной степени) деление на головку и трубу (фото 34). Правда, убор, который надет на голову мужчины, представляющего костюм Валенсии (см. фото 25), также выполнен не в форме колпака, а сделан в виде обтягивающей голову маленькой шапочки с узким хвостом. Возможно, у нее такой же фасон, как у вязаной шапки XVIII в. из красного шелка, хранящейся в Музее Виктории и Альберта (фото 34а и 34b).
Фото 34а и 34b. Шапка. Материалы и техники: красный шелк; ручная вязка. Размеры: длина от кромки до макушки 21 см, ширина по кромке 25 см. Место изготовления: Испания. Дата: XVIII в. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания[xia]
Согласно каталогу музея, подобные шапки с длинной кистью в Испании мужчины и женщины надевали на праздник. Интересно, что simphanas – украшения для кос женщин островов Титикаки (фото 34с) – имеют тот же дизайн, что и кисть испанской шапки (фото 34b).
Фото 34с[xib]. Женщина островов Урос в традиционном костюме рядом с тростниковой лодкой
Фасон, напоминающий испанские маленькие шапки с длинной узкой кистью, характерен для кечуанских чульо некоторых общин Священной долины инков Перу (фото 35 – 37).
Фото 35 – 37. Шапка. Размеры: длина 92 см, ширина 22 см. Материал: шерсть. Техники: вязание, бисероплетение. Найдено/приобретено: Перу. Коллекция Пенни Бэтман (Penny Bateman). Собрана в Перу в 1981 – 1982 гг. Британский музей[xii]
Следовательно, основным конструктивным отличием классического чульо от испанских шапок и чульо острова Такиле являются наушники.
В то же время, кроме свисающей с головы удлиненной части с густой короткой кистью на конце, классическое и такильское чульо объединяют и яркие узоры, которые, впрочем, у такильского чульо не такие многоцветные и более мелкие, нежели у классического. Тем не менее, узоры обеих шапок составлены из андских религиозных символов. А испанские колпаки, судя по литографиям, были гладкими, одноцветными, и имели чисто практическую функцию.
Подводя итог, можно сказать следующее. Чульо появилось и стало неотъемлемой частью традиционного костюма коренных народов Центральных и отчасти Южных Анд в постинкский период. Его форма, как и техника вязания на спицах, могла быть заимствована у испанских завоевателей. Однако чульо является не простым заимствованием, а представляет собой исключительно андский феномен, которым этот головной убор стал в результате наделения его андскими религиозными ценностями, выраженными в традициях андского изобразительного искусства, которые сформировались задолго до нашей эры и в части костюма были отражены еще на текстиле Паракаса. В условиях запрета на ношение национальной одежды и головных уборов чульо, представлявшееся завоевателям копией испанских колпаков, не вызывало у них неприятия, а для андцев оно не было абсолютно чуждым. Ведь божествам, которым поклонялись некоторые из племен, входивших в состав Инкской империи, например, народ Чиму, были присущи похожие головные уборы. При этом известно, что подобные головные уборы в Южных Андах носили жители Атакамы и, возможно, Тарапаки и не только.
Однако полной ясности проведенное мной исследование происхождения и значения чульо не дало. Остались без ответа многие вопросы. И ключевым из них мне кажется вопрос о наушниках, которых не было у испанских колпаков. Откуда они появились и каково их значение? Почему именно чульо с наушниками, а не чульо без наушников острова Такиле, стало традиционным головным убором коренных народов Перу и Боливии?
Думается, что дело совсем не в том, что в горах холодно и у мужчин могут мерзнуть уши. Очевидно, что наушники являются одним из важнейших символических элементов чульо.
Фото 38. Керамический сосуд. Высота 20 см, диаметр 20 см. Культура Рекуай. III – VII вв. н.э. Внеевропейская коллекция замка Сфорца, Милан, Италия[xiii]
У многих доинкских культур Центральных Анд головной убор изображаемого божества, обожествленного предка и реального жреца-правителя являлся переосмысленной копией шлема или другого защитного устройства богов во плоти (фото 38 – 40). Шлем представлялся андцам очень сложным, а значит максимально статусным головным убором божества и главным выражением божественной сущности, поскольку никто, кроме божеств, не мог носить такой убор. Поэтому андцы в меру своего понимания и воспроизводили его на изображениях божеств.
Фото 39 и 40. Скульптурный барабан. Музыкальный инструмент. Высота 45,1 см, диаметр 25,4 см. Материал: керамика. Культура: Наска, I в. н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[xiv]
У культур Паракаса и Наски полный шлем, наподобие шлема водолаза, неполный шлем для плавания на небольшой глубине передавались с помощью головных и лицевых украшений, пекторалей, ожерелий и др. (см., например: «Божества со звериными чертами», «Божества – почти люди»). На тканях этих культур вышиты и вытканы не только шлемы и маски с трубками для подводного плавания, показанные посредством определенного набора украшений, но и другое защитное снаряжение богов во плоти, изображенное с помощью религиозных символов – фигур животных, растений и др.
Есть археологические свидетельства (например, упоминавшаяся неоднократно скульптура эквадорского космонавта), говорящие о том, что представители других миров маскировали свои защитные костюмы и шлемы с помощью одежды, наподобие пончо, и париков из волос или ниток и капюшонов (шапок). Головные уборы эквадорского космонавта более всего соответствуют форме чульо. Форма другой важнейшей в истории доколумбовых Центральных Анд трикотажной шапки – чуку, ставшей церемониальным головным убором жрецов-властителей Тиауанако и Уари (600 – 1200 гг. н.э.), соответствует форме головного убора статуй Тиауанако. Как я уже говорила, чуку используется и в наши дни как часть церемониального одеяния андских священников Боливии.
Фото 41. «Статуя, обнаруженная Французской миссией». Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Синтич Херманос. Бруклинский музей, США[xv]. Фото 42[xvi]. Монолит Понсе, Каласасайя, Тиауанако, Боливия
С большей или меньшей очевидностью скульпторы Тиауанако изобразили у персонажей монолитов шлем с прямоугольным окном, а поверх него – высокую четырехугольную шапку (фото 41), из-под которой на спину и плечи персонажей иногда падают волосы, заплетенные в мелкие косицы (монолиты Понсе и Беннетта), которые у монолита Понсе (фото 42) более напоминают металлические ленты из подвижных элементов.
Фото 43 – 45. Церемониальный питьевой кубок. Размеры: 19×21,2×16,3 см. Материалы: дерево, краска, древесная смола. Техники: резьба, роспись. Культура: инкская колониальная. Дата создания: 1550 – 1800 гг. Национальный музей американских индейцев[xvii]
На андских изображениях уши могут быть вообще не показаны, а закрыты волосами или тканью. У статуй Тиауанако они изображены похожими на настоящие человеческие уши. Но у большинства культур уши часто заменяются орехерами – атрибутом божественности властителей на протяжении всей истории Андского мира. По логике вещей, большие круглые диски орехер должны были передавать наушники шлема. Голову божества в шлеме с наушниками демонстрирует инкский деревянный керо (фото 43 – 45), выполненный как подобие каменных голов Полуподземного храма Тиауанако. Однако уши-наушники изображены здесь как круглые орехеры, которые были отличительным знаком инков.
На основании изложенного я предполагаю, что классическое чульо – это головной убор андских божеств, переосмысленный шлем богов во плоти, а наушники чульо – наушники шлема, труба – труба, шланг системы жизнеобеспечения.
Можно, конечно, предположить, что шапка, похожая на современное классическое чульо (с наушниками и трубой), также существовала в эпоху Инкской империи. Она была головным убором, скажем, горской общины, племенного объединения, которое входило в состав империи, но не была обнаружена археологами, поскольку в климатических условия гор текстиль плохо сохраняется в отличие от условий приморской пустыни (Паракас). Но эта гипотеза представляется мне маловероятной. Скорее, считать прототипом чульо все же следует шапки персонажа черного сосуда Чиму и связанного с ним эквадорского космонавта.
Но как получилось, что не имевшая повсеместного распространения шапка Чиму стала главным головным убором большой части народов погибшей империи?
Конечно, в произошедшем можно видеть руку провидéния.
Инки нарушили незыблемое правило, лежавшее в основе Андского мира с начала времен. Оно гласило: чтобы иметь право на власть, нужно быть одного рода с божественными праотцами, – божествами, в нашем понимании, сочетавшими в себе человека и машину (корабль, летательное устройство, робота и пр.), – и соответственно поклоняться им. То есть требовалось быть приверженцами культа предков, который сложился в незапамятные времена и практически в неизменном виде просуществовал до появления инков. Этот закон соблюдали все жрецы-властители до инков. Однако инки разделили культ и власть. Сапа Инка оставил себе только власть и божественное происхождение, а культ перешел к верховному жрецу. Культ предков отошел на второй план и был реформирован, а на имперском уровне он был заменен на поклонение Инти, богу солнца, и младшим богам. Насколько хорошо сплачивала народы империи новая религиозная идеология, которая в целом была им чужда, а главное – отнимала у них сознание того, что все они одного рода с верховным богом? Связано ли забвение инками прежних богов с их падением? Не было ли это наказанием? Кто знает? Вполне может быть. Ведь накануне вторжения испанцев империя уже была близка к развалу, находилась в состоянии гражданской войны и, не оказав практически никакого сопротивления захватчикам, была завоевана небольшой кучкой авантюристов.
Однако на пепелище уничтоженного Андского мира незаметно для его завоевателей возник его самый главный символ, признак божественной сущности обладающего им человека – головной убор божества – праотца ныне живущих коренных народов Перу и Боливии – чульо. Как часть традиционного костюма оно будет с этими народами вечно – пока они будут существовать как народы.
В Перу официальной религией является католицизм. Католиками стали и коренные народы Перу. Они соблюдают все установления церкви, ходят в храмы и отмечают христианские праздники. Однако параллельно они продолжают быть приверженцами андской религии, одним из признанных богов которой является Пачамама. В Боливии андская религия имеет государственный статус, президент принимает участие в больших религиозных церемониях, местом проведения которых стало Тиауанако. Эво Моралес и сам имеет статус, соответствующий жрецу-властителю (см.: «Первая индейская «инаугурация» Эво»). Культ предков в этой стране существует, и каменные статуи Тиауанако, в частности, считаются их изображениями.
Ну, а если рассуждать логически, то шапка божества Чиму, изображенная на черных сосудах, могла стать прототипом современного чульо потому, что именно ремесленники Чиму, воспринявшие и сохранившие искусство мастеров Паракаса и Наски, в колониальный период способны были, благодаря своему знанию техник вязания иглой, с легкостью обучиться вязанию на спицах. Они, как мне представляется, и создали церемониальный головной убор, наподобие того, что носило их божество, привнеся в него цветные символические узоры в виде геометрических фигур, а также фигур животных, птиц и людей. Такой головной убор не раздражал завоевателей, потому что в их глазах он не ассоциировался с инками и традиционной инкской одеждой, а, напротив, походил на испанские колпаки.
Таким образом, к своей радости я могу констатировать: в традиционном костюме кечуанов и аймаров, который сложился на базе испанского колониального костюма, родными, коренными элементами являются не только пончо и чуспа, но и чульо.
6 мая 2014 г.
[ix] http://perumachupicchutravel.com/es/urosdoses.php
[ixa] http://numerique.bibliotheque.toulouse.fr/ark:/74899/B315556101_A_GAVARNI_2_024
[xii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=1004728&objectid=641446