I.2.3.3.2. Божества со звериными чертами

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.2. Боже­ства со зве­ри­ными чертами

Наи­боль­шую группу моти­вов на тка­нях в стиле Некро­поля Пара­каса состав­ляют те, кото­рые пока­зы­вают божеств со зве­ри­ными чер­тами. Для их изоб­ра­же­ния были взяты каноны, раз­ра­бо­тан­ные во вре­мена тек­стиля корич­не­вой гаммы и изме­нен­ные в период тка­ней с крас­ной кай­мой. На тка­нях с крас­ной кай­мой каноны тек­стиля корич­не­вой гаммы были при­спо­соб­лены для изоб­ра­же­ния божеств в воде. А если на теле фигуры поме­ща­лась птица, то такое боже­ство пред­став­ля­лось и как летя­щее, и как плы­ву­щее, т.е. оно наде­ля­лась обе­ими силами. Но все же мотивы с летя­ще­плы­ву­щими боже­ствами исполь­зо­ва­лись редко. На узо­рах в стиле Некро­поля каноны тка­ней гео­мет­ри­че­ского стиля тоже широко при­ме­ня­ются в сюже­тах, свя­зан­ных с водой, а также для изоб­ра­же­ния лета­ю­щих божеств, кото­рые теперь встре­ча­ются гораздо чаще. Появ­ля­ются и дру­гие каноны, кото­рых не было на тка­нях гео­мет­ри­че­ского стиля.

Однако от обра­зов божеств, кото­рые при­сут­ство­вали на тка­нях гео­мет­ри­че­ского стиля, оста­лась лишь харак­тер­ная поза, преду­смот­рен­ная тем или иным кано­ном. Поме­нялся не только спо­соб изоб­ра­же­ния с гео­мет­ри­че­ских форм на есте­ствен­ные, но и пред­став­ле­ние о боже­стве, и система сим­во­лов, в кото­рой со вре­ме­нем появи­лись чавин­ские эле­менты. Перед нами уже не живые божества-машины, а божества-животные и божества-люди с голо­вой в маске, а не с мас­кой вме­сто головы. Маска теперь часто чита­ется неясно. На мно­гих изоб­ра­же­ниях она как бы срос­лась с лицом, стала лицом пер­со­нажа. Глаза про­дол­жают изоб­ра­жаться круг­лыми и без век, но обыч­ного раз­мера. Поэтому тер­мины сер окулядо и фелино окулядо уже не под­хо­дят к обра­зам пери­ода Некро­поля Пара­каса, тем более что ими обо­зна­ча­лись совсем дру­гие боже­ства, кото­рые оста­лись в эпохе Пещер.

Боже­ства со зве­ри­ными чер­тами раз­ли­ча­ются по сте­пени сво­его вопло­ще­ния в живот­ное. Можно выде­лить группу моти­вов, где это вопло­ще­ние прак­ти­че­ски пол­ное (зооан­тро­по­морф­ные боже­ства), и дру­гую, где боже­ства выгля­дят как люди, кото­рые имеют лишь неко­то­рые при­знаки зверя (антро­по­зо­оморф­ные божества).

Зооан­тро­по­морф­ные боже­ства изоб­ра­жа­ются с голо­вой зверя – коша­чьего (дра­кона) или обе­зьяны. Ино­гда голова соче­тает в себе черты обоих живот­ных. Но есть доста­точно много моти­вов, где кон­крет­ные при­знаки того или иного живот­ного отсут­ствуют или их трудно иден­ти­фи­ци­ро­вать. Тело у божеств почти все­гда обе­зья­нье с харак­тер­ными конеч­но­стями, пальцы кото­рых снаб­жены длин­ными ког­тями, а боль­шой палец на ступне – по сути руке – про­ти­во­по­став­лен дру­гим паль­цам (фото 9). И, кстати говоря, в этих руках-ступнях боже­ства нередко дер­жат какой-либо пред­мет, дей­стви­тельно как обезьяна.

image001На моти­вах, где пара­кас­ская сим­во­лика сме­шена с чавин­ской и где кот усту­пает место дра­кону, кисти и стопы изоб­ра­жа­ются по чавин­ской тра­ди­ции (см. «Боже­ствен­ный дра­кон»). В соот­вет­ствии с ней пальцы рук и ног имеют длин­ные загну­тые внутрь ногти, боль­шой палец на стопе, рас­ту­щий в обла­сти пятки, согнут по кон­туру пятки и похож на запя­тую (фото 3, пер­со­наж справа). Пальцы на руке, в кото­рой пер­со­наж дер­жит тот или иной пред­мет, не под­вер­нуты внутрь, а про­сто при­жаты к ладони. При этом боль­шой палец обычно длин­нее осталь­ных. Он тесно при­жат к кулаку и накры­вает его у начала роста пальцев.

Несмотря на то, что у зооан­тро­по­морф­ных пер­со­на­жей зача­стую прак­ти­че­ски нет ничего от чело­века, они вос­при­ни­ма­ются как люди. Это про­ис­хо­дит в первую оче­редь бла­го­даря тому, что тело обе­зьяны по сво­ему стро­е­нию близко к телу чело­века. Кроме того, все пер­со­нажи – и зооан­тро­по­морф­ные и антро­по­зо­оморф­ные – изоб­ра­жа­ются в одежде, что также застав­ляет счи­тать их людьми. На них надеты пончо, туники, тапар­рабо, фал­де­льины и ино­гда нечто, похо­жее на рей­тузы, но чаще на гетры, нали­чие кото­рых на пер­со­на­жах выши­вок отме­чают мно­гие музей­ные ката­логи. Дума­ется, что гетры и рей­тузы – это отоб­ра­же­ние брюк гид­ро­ко­стюма, сверху при­кры­того одеж­дой, кото­рую боги во плоти наде­вали, чтобы не отли­чаться от мест­ных жителей.

image032Гетры и рей­тузы не вхо­дят в тра­ди­ци­он­ный костюм кечу­а­нов сего­дня. Но нельзя ска­зать, что они нико­гда не были частью анд­ского костюма. Пара муж­ских гетр (leggings) раз­ме­ром 29,5×58,5 см, свя­зан­ных из шер­сти, вхо­дит в Анд­скую тек­стиль­ную кол­лек­цию Джеф­фри Эпплби из Музея изящ­ных искусств Сан-Франциско (Янг-музя), США. Они отно­сятся к началу XX в., были при­об­ре­тены в Потоси (Боли­вия), счи­та­ются кечу­ан­скими и назы­ва­ются winchucas [i].

Харак­те­ри­стики (силы) божеств пока­зы­ва­ются с помо­щью черт птиц, зве­рей, мор­ских живот­ных и рыб, пред­ме­тов, кото­рые они дер­жат в руках, а также змее­по­доб­ных сущ­но­стей. Осо­бое зна­че­ние в созда­нии образа боже­ства имеют голов­ные укра­ше­ния, поскольку с их помо­щью пере­да­ется голов­ной убор, кото­рый явля­ется одним из основ­ных при­зна­ков боже­ствен­но­сти. Это: 1) боль­шой круг­лый глу­хой шлем, соот­вет­ству­ю­щий шлему водолаза/космонавта, 2) шлем мень­шего раз­мера, соот­вет­ству­ю­щий более лег­кому сна­ря­же­нию, 3) ком­плект из очков (маски) и дыха­тель­ного аппа­рат (трубки) для под­вод­ного пла­ва­ния (по боль­шей части при­сущ изоб­ра­же­ниям людей без зве­ри­ных черт, о кото­рых речь пой­дет в дру­гом подразделе).

Рос­пись кера­ми­че­ского сосуда, пока­зан­ного на фото 1, демон­стри­рует два наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных вари­анта пред­став­ле­ния боже­ства: 1) в тяже­лом сна­ря­же­нии для глу­бо­кого погру­же­ния и 2) в костюме для под­вод­ного пла­ва­ния, кото­рые раз­ли­ча­ются в основ­ном лишь изоб­ра­же­нием головы.

235500_000_001_20071022_ps.tif 235500_000_002_20071022_ps.tifФото 1. Пара­кас­ский сосуд. Раз­меры: 33×34,3 см. Мате­ри­алы: кера­мика, краски. Культура/народ: веро­ятно, Пара­кас. Дата созда­ния: 200 г. до н.э. – 1 г. н.э. Место: Хуан-Пабло (Juan Pablo), долина Ики. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев, США[1]

Сосуд сде­лан в манере Пещер, но отно­сится к пери­оду Некро­поля. На нем два пер­со­нажа, кото­рых еще можно назвать сер окулядо из-за харак­тер­ных глаз, пред­став­лены в соот­вет­ствии с неоча­вин­ским кано­ном вер­хов­ного боже­ства с жез­лами (вся сто­я­щая вер­ти­кально фигура пока­зана спе­реди, полу­со­гну­тые в лок­тях руки раз­ве­дены в сто­роны, стопы нахо­дятся во вто­рой балет­ной пози­ции). Божества-люди стоят на земле (не плы­вут и не ныряют), но обла­чены в костюмы для под­вод­ного погружения/плавания: одно в ска­фандре (на фото 1 слева), а дру­гое – в более лег­ком сна­ря­же­нии (фото 1 справа). Изоб­ра­же­ния узна­ва­емо пере­дают гид­ро­ко­стюм и ласты. На фигуре справа костюм даже имеет темно-коричневый, почти чер­ный цвет, как в наше время. В руках фигуры дер­жат дро­тики и копья, в кото­рые, видимо, были пере­осмыс­лены ружья для под­вод­ного пла­ва­ния и, может быть, еще какие-то инстру­менты. Кре­сты с удли­нен­ной вер­ти­каль­ной поло­сой на груди пер­со­на­жей, навер­ное, озна­чают летя­щих птиц. Но чем они явля­ются с точки зре­ния под­вод­ного сна­ря­же­ния, – не ясно. Воз­можно, они пред­став­ляют собой только сим­волы полета. Такие кре­сты встре­ча­ются и на дру­гих арте­фак­тах Паракаса.

На пер­вой фигуре надет мас­сив­ный шлем с круг­лыми отвер­сти­ями для глаз. Тол­щину сте­нок шлема мастер под­черк­нул, сде­лав для них углуб­ле­ния в глине и крас­кой нари­со­вав кон­цен­три­че­ские окруж­но­сти. Шлем окру­жают зуб­чики почти чер­ного цвета, кото­рые можно вос­при­ни­мать и как при­су­щие серу и фелино окулядо зуб­ча­тые гребни или как сия­ние, исхо­дя­щее от головы боже­ства. Фигура в лег­ком сна­ря­же­нии имеет только лице­вую маску и налоб­ное укра­ше­ние, кото­рые пока­зы­вают более лег­кий шлем. У маски отвер­стия для глаз также круг­лые, но тол­щина сте­нок маски не акцен­ти­ру­ется, сле­до­ва­тельно, она намного меньше, чем у шлема.

image007Фото 2[2]. Круп­ный план мотива покрова (подроб­нее см.: «Боже­ства – почти люди»)

На рос­писи сосуда лег­кий шлем лишь обо­зна­чен налоб­ни­ком и мас­кой, а на выши­том мотиве несо­хра­нив­ше­гося покрова (фото 2) его изоб­ра­же­ние, как мне кажется, очень близко к тому, что исполь­зо­вали боже­ства во плоти. Абрис шлема пере­дан шап­кой с вер­ти­каль­ными поло­сами (как сто­я­щие дыбом волосы у малень­ких голов/масок) и налоб­ным укра­ше­нием, двумя лен­тами из оре­хер и рото­вой мас­кой. Осо­бенно похоже, на мой взгляд, пере­даны загуб­ник и дру­гие части дыха­тель­ной системы. Она, судя по всему, вклю­чала в себя два шланга, кото­рые были на вышив­ках и рос­пи­сях кера­мике пере­осмыс­лены в змей. Кстати, на дан­ном мотиве шланги в соот­вет­ствии с тра­ди­цией тоже изоб­ра­жены как змеи с огром­ными све­тя­щи­мися шаро­вид­ными гла­зами и высу­ну­тым язы­ком. Именно загуб­ник поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что у шлема было стекло, закры­ва­ю­щее только поло­вину лица, или его не было вовсе. (Так, на мотиве, пока­зан­ном на фото 5, поло­вину лица боже­ства закры­вают очки.) Синий цвет лица боже­ства и отсут­ствие носа гово­рят о том, что на лицо пер­со­нажа надета маска. На неко­то­рых вышив­ках у божеств в подоб­ном ком­плекте укра­ше­ний лицо также изоб­ра­жено как маска (фото 3 слева). Это может озна­чать, что боги во плоти носили маски для того, чтобы спря­тать свое лицо, или же рисо­вали чело­ве­че­ское лицо на стекле шлема. Также веро­ятно, что тот ком­плект укра­ше­ний, кото­рый изоб­ра­жа­ется на вышив­ках, они наде­вали в дей­стви­тель­но­сти, чтобы замас­ки­ро­вать шлем и его при­спо­соб­ле­ния или же скрыть свои при­род­ные отли­чия от землян.

Кар­тина, изоб­ра­жен­ная на мотиве с фото 2, похожа на репор­таж­ный сни­мок, сде­лан­ный фото­гра­фом, кото­рый нахо­дился в воде перед плы­ву­щим суще­ством. Оно смот­рело прямо в объ­ек­тив фото­ка­меры, а сей­час со «снимка» смот­рит нам в глаза. Волей не волей, вос­при­ни­мая узор как фото­гра­фию, начи­на­ешь думать о том, что у суще­ства могли быть длин­ные зве­ри­ные когти и отстав­лен­ный боль­шой палец.

image009Фото 3. Кайма покрова. Раз­меры: 225×13 см. Мате­ри­алы и тех­ника: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками на ткани из хлопка. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[3]

Довольно типич­ные вари­анты пред­став­ле­ния обоих шле­мов с помо­щью укра­ше­ний на вышив­ках демон­стри­руют пер­со­нажи пар­ного мотива каймы несо­хра­нив­ше­гося покрова из Музея миро­вой куль­туры в Гете­борге (фото 3). У фигуры в жел­той тунике лег­кий шлем с окош­ком пере­дан посред­ством, как ска­зано в ката­логе, шапки в форме головы кота, налоб­ника, двух лент из оре­хер, голу­бой маски и кулона. (Кулон здесь, видимо, изоб­ра­жает загуб­ник, кото­рому на боль­шин­стве моти­вов соот­вет­ствует рото­вая маска.) Набор укра­ше­ний, кото­рым пере­да­ется шлем пер­со­нажа в жел­той тунике, почти такой же, как на мотиве с фото 2. Но здесь явного сход­ства со шле­мом нет, укра­ше­ния явля­ются только сим­во­лом шлема, а вер­нее голов­ного убран­ства боже­ства. То же можно ска­зать и о голов­ном уборе вто­рого пер­со­нажа этого мотива. Его круг­лый шлем состав­лен из жел­той полу­круг­лой шапочки и крас­ной маски, также при­бли­жа­ю­щейся по форме к кругу, налоб­ника, двух лент с одной оре­хе­рой и ожерелья.

Paracas - Primera Parte by Tello, Julio C.Фото 4[4]. Боже­ство Пара­каса, выши­тое на покрове из Некро­поля. Рису­нок из книги: Tello, Julio C. Paracas. Primera Parte. Lima, 1959

Однако сле­дует при­знать, что для изоб­ра­же­ния укра­ше­ний головы на тка­нях Пара­каса есть несколько кано­нов и раз­де­лить их на те, кото­рые соот­вет­ствуют тяже­лому или лег­кому шлему, бывает трудно. При­ме­ром тому слу­жит рису­нок мотива из книги Хулио Тельо (фото 4).

image029Фото 4а. Покров, на кото­ром вышит мотив из книги Хулио Тельо, в про­цессе рестав­ра­ции в Тек­стиль­ной мастер­ской Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу[4а]

Боже­ство на мотиве изоб­ра­жено в гид­ро­ко­стюме, поверх кото­рого надета корот­кая туника и тапар­рабо. На его голове мы видим кон­струк­цию, состав­лен­ную из укра­ше­ний, кото­рые пред­став­ляют обычно оба вари­анта шлема по раз­дель­но­сти. Кроме того, в нее вхо­дят очки в виде змеи, окру­жив­шей глаза, кото­рые исполь­зуют для под­вод­ного пла­ва­ния с труб­кой. Они явля­ются атри­бу­том отдель­ного канона, где боже­ства пока­заны именно в таком сна­ря­же­нии. Чер­ные лучи-шипы, рас­ту­щие из круг­лой каски боже­ства, явля­ются кро­хот­ными копи­ями стан­дарт­ного налоб­ного укра­ше­ния с лицом посе­ре­дине. Зве­ри­ная состав­ля­ю­щая боже­ства пока­зана вытя­ну­той мор­дой с широ­кими нозд­рями и оска­лен­ными зубами. Она более соот­вет­ствует не коту, а дра­кону. Поза боже­ства с жез­лами, ипо­стась дра­кона и слез­ный эле­мент на масках/головах на кон­цах змей/шлангов – все это гово­рит о том, что ком­по­зи­ция создана под боль­шим вли­я­нием чавин­ской традиции.

image013Фото 5. Фраг­мент каймы с бахро­мой. Раз­меры: длина 5 см (+3 см бахрома), ширина 97,5 см. Мате­ри­алы и тех­ники: основа – ткань из хлопка полот­ня­ного пере­пле­те­ния; вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками темно-коричневого, крас­ного, зеле­ного, золо­того, синего, белого цве­тов, а также швом скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей по бор­тику каймы. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Наска, захо­ро­не­ния. Бри­тан­ский музей[5]

Наблю­де­ния, кото­рые каса­ются раз­ли­чий в пред­став­ле­нии божеств, опи­ра­ю­щи­еся на кон­струк­цию их голов­ных укра­ше­ний (шле­мов), дают лишь некую путе­вод­ную нить в иссле­до­ва­нии тема­тики моти­вов тка­ней Пара­каса пери­ода Некро­поля. Более устой­чи­вая связь есть между типом голов­ного убора и поло­же­нием тела фигуры, кото­рое соот­вет­ствует опре­де­лен­ному образу боже­ства. В лег­ком шлеме изоб­ра­жены пер­со­нажи, плы­ву­щие под водой парал­лельно ее поверх­но­сти (фото 5), а в тяже­лом – летя­щие в воз­душ­ной среде или ухо­дя­щие в глу­бину вод (на фото 6 слева), а при отра­же­нии мотива на 180о – сто­я­щие вер­ти­кально (на фото 6 справа).

image015Фото 6. Круп­ный план мотива покрова. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

 

I.2.3.3.2.1. Гори­зон­таль­ная ком­по­зи­ция (поза пловца)

Пер­со­нажи на моти­вах с гори­зон­таль­ной ком­по­зи­цией напо­ми­нают плов­цов в более лег­ком, чем у водо­лаза, под­вод­ном сна­ря­же­нии. Они дви­га­ются под водой парал­лельно ее поверх­но­сти и пока­заны сбоку.

 image017                image019Фото 7 и 8

В период Некро­поля для изоб­ра­же­ния пер­со­нажа в позе пловца про­дол­жали при­ме­няться каноны тка­ней корич­не­вой гаммы, при­спо­соб­лен­ные к изоб­ра­же­нию боже­ства в воде в период тка­ней с крас­ной кай­мой (фото 7 и 8). Они под­верг­лись оче­ред­ной транс­фор­ма­ции, но пол­но­стью при­спо­со­бить их для изоб­ра­же­ния чело­века не уда­лось. Ведь каноны исполь­зо­ва­лись на тка­нях гео­мет­ри­че­ского стиля для изоб­ра­же­ния божеств-машин. Поэтому неесте­ствен­ное для чело­века поло­же­ние головы отно­си­тельно тела, кото­рая к тому же к нему про­сто при­став­лена, как на мотиве с фото 8, или же при­со­еди­нена с помо­щью трубки/палки (фото 7), у божеств-машин выгля­дело вполне адек­ватно и оправ­данно. Теперь, когда их место заняли антро­по­морф­ные и зооан­тро­по­морф­ные боже­ства, худож­ни­кам при­шлось поста­раться, чтобы и канон соблю­сти, и сде­лать поло­же­ние головы более или менее есте­ствен­ным. Но это редко кому удавалось.

image021Фото 9. Мотив покрова, засня­того на фото 4 – 6, с. 22

Ненор­маль­ное поло­же­ние конеч­но­стей на неко­то­рых моти­вах (см., напри­мер, фото 9), тоже бро­са­ется в глаза. А виной тому – также соблю­де­ние канона. В соот­вет­ствии с ним ракурс изоб­ра­же­ния боже­ства и его поза в общем оста­лись преж­ними, как и поло­же­ние ног. Их было два вари­анта: 1) ноги вытя­нуты парал­лельно поверх­но­сти воды (фото 7, 10, 11 и др.) и 2) ноги опу­щены вниз под пря­мым углом к телу (фото 8 и 9).

Един­ствен­ной ком­по­зи­цией, где при соблю­де­нии канона люди пока­заны есте­ственно, можно назвать пар­ный мотив с фото 3. Здесь не только головы героев постав­лены пра­вильно, но даже пози­ция ног фигуры в чер­ном, обра­зу­ю­щих пря­мой угол с телом, не вызы­вает недоумения.

image030Фото 10[6]. Покров из Наци­о­наль­ного музея архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

image023Поло­же­ние рук имело несколько вари­ан­тов. От его изме­не­ния зави­село вос­при­я­тие фигуры в про­стран­стве. Так, на мотиве каймы покрова, засня­того на фото 10, худож­ник, изме­нив лишь поло­же­ние рук отно­си­тельно головы, добился впе­чат­ле­ния того, что боже­ство дви­га­ется на зри­теля. В резуль­тате у пер­со­нажа тело ока­за­лось пере­гнуто в талии под углом 90о, что вряд ли возможно.

image025Фото 11. Фраг­мент каймы покрова или пончо. Раз­меры: 11,7×57,2 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Тех­ники: тка­нье, вышивка. Место находки: Пара­кас, Южное побе­ре­жье Перу. Куль­тура: Пара­кас. Период: 200 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклин­ский музей, США[7]

Узор с плы­ву­щим боже­ством адек­ватно смот­рится, как пра­вило, только в гори­зон­таль­ном поло­же­нии мотива. Но на кайме покро­вов каж­дый вто­рой мотив обычно пере­вер­нут (фото 11).

image027Фото 12. Рубашка. Выши­тая гор­ло­вина, деталь. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние: полу­ост­ров Пара­кас – Ика – Перу. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[8]

Наи­бо­лее ран­ним моти­вом, изоб­ра­жа­ю­щим чело­века в позе пловца, дума­ется, можно счи­тать тот, что укра­шает гор­ло­вину пончо/унку из долины Ики (фото 12). Он сде­лан, видимо, еще во вре­мена тка­ней с крас­ной кай­мой. Об этом гово­рят отсут­ствие узо­ров на неокра­шен­ном основ­ном поле беже­вого цвета из нитей хлопка и выши­тая кайма с чер­ными фигу­рами на крас­ном фоне. Здесь мы видим пер­со­наж со всеми атри­бу­тами гео­мет­ри­че­ского стиля, но изоб­ра­жен­ный в более есте­ствен­ном фор­мате, при­бли­жа­ю­щем мотив к стилю Некро­поля. Хотя его тело и напо­ми­нает холо­диль­ник, в кото­ром нахо­дится кот, пер­со­наж уже не робот, не меха­ни­че­ский дино­завр с мас­кой вме­сто головы на шесте вза­мен шеи, а почти чело­век с голо­вой в шлеме и с шеей. Но вот вопрос: дей­стви­тельно ли дан­ный пер­со­наж явля­ется чело­ве­ком или он уже стал обе­зья­ной, как на тка­нях в зре­лом стиле Некро­поля? Сход­ство с обе­зья­ной на дан­ном мотиве уже можно найти.

 

Про­дол­же­ние: с. 20

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 1718 19 | 20 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>