О происхождении чульо, окончание

image048Фото 24. Тра­ди­ци­он­ный костюм Ката­ло­нии, Испа­ния[i]

Совре­мен­ный тра­ди­ци­он­ный костюм кечу­а­нов Перу рази­тельно отли­ча­ется от того костюма, кото­рый носили андцы до кон­ки­сты. От доко­лум­бо­вой одежды в нем оста­лось, пожа­луй, только пончо, а также чуспа, как его аксес­суар. В то же время срав­не­ние нынеш­ней тра­ди­ци­он­ной одежды с испан­ским костю­мом, напро­тив, выявило много сов­па­де­ний. Об этом наглядно сви­де­тель­ствуют лито­гра­фии (фото 24 и 25) фран­цуз­ского худож­ника Эмиля Гал­луа (1882 – 1965) из его книги «Испан­ские костюмы» (Émile Gallois «Costumes Espagnols». New York: French & European Publications, 1939). Они дают еще одно под­твер­жде­ние того, что тра­ди­ци­он­ный анд­ский костюм Перу сфор­ми­ро­вался в коло­ни­аль­ные вре­мена под вли­я­нием испан­ского костюма.

image050Фото 25. Тра­ди­ци­он­ный костюм Вален­сии, Испа­ния[ii]

Дума­ется, что в основе про­цесса фор­ми­ро­ва­ния костюма, прин­ци­пи­ально отлич­ного от доко­лум­бо­вого, лежало при­нуж­де­ние заво­е­ва­те­лей, кото­рые запре­щали анд­цам ходить в своей одежде. Добиться выдви­ну­тых тре­бо­ва­ний в пол­ной мере испанцы смогли на ост­рове Такиле на озере Тити­кака (Перу). Такильцы вынуж­дены были носить одежду испан­ских кре­стьян. Она и стала осно­вой для их тепе­реш­него костюма, кото­рый остался до сих пор испан­ским костю­мом коло­ни­аль­ных вре­мен, исклю­чая неко­то­рые сугубо анд­ские допол­не­ния (подроб­нее см.: «Тра­ди­ци­он­ный костюм ост­рова Такиле»). Такиль­ское чульо (фото 26 и 27), в отли­чие от клас­си­че­ского, не имеет науш­ни­ков и обла­дает боль­шим сход­ство с кол­па­ками, кото­рые носили испанцы (фото 24).

 image052 image054Фото 26[iii] и 27[iv]. Чульо ост­рова Такиле и их вязаль­щики (2011 и 2013)

В плане изу­че­ния исто­рии чульо боль­шой инте­рес пред­став­ляют лито­гра­фии фран­цуз­ских худож­ни­ков XIX в., посвя­щен­ные тра­ди­ци­он­ным костю­мам XIX в. жите­лей Верх­них Пире­неев, Фран­ция (фото 28 – 31, 32а). Они хра­нятся в Муни­ци­паль­ной биб­лио­теке Тулузы (Фран­ция). Лито­гра­фии гово­рят о том, что не только чульо, но и обы­чай, по кото­рому его вяжут лишь муж­чины, в Андах могли появиться под вли­я­нием испан­цев. Мало того, я думаю, что и само уме­ние вязать на спи­цах быв­шие под­дан­ные Инк­ской импе­рии пере­няли у испан­цев, а до их появ­ле­ния они вязали с помо­щью иглы, как об этом сви­де­тель­ствуют, в част­но­сти, капучи, выпол­нен­ные в тех­нике узловязания.

Не будучи зна­ко­мой с обы­ча­ями жите­лей Верх­них Пире­неев, я с удив­ле­нием узнала, что муж­чины этих мест зани­ма­лись вяза­нием. Я  была уве­рена, что вяжет лишь муж­ское корен­ное насе­ле­ние Анд и это заня­тие только здесь счи­та­ется тра­ди­ци­онно муж­ским. При­чем вяжут андцы исклю­чи­тельно чульо и более ничего. Ока­за­лось, что пире­ней­ские пас­тухи не только вязали на спи­цах, но и носили кол­паки, похо­жие на такиль­ское чульо (фото 28).

image056Фото 28. «Пас­тухи долины Аран. Костюмы Котре. Баньер-де-Люшон. Вид на озеро Гоб» (Верх­няя Гаронна и Верх­ние Пире­неи). Цвет­ная лито­гра­фия. Раз­мер 39 см. Серия лито­гра­фий «Костюмы Пире­неев», нари­со­ван­ных с натуры Аль­фре­дом Дар­ти­ге­на­вом (Alfred Dartiguenave, 1821 – 1885), лито­гра­фи­ро­ван­ных Жаном-Виктором Ада­мом (Jean Victor Adam, 1801 – 1867) и др. Отпе­ча­таны в 1855 – 1856 гг.[v]

Пире­неи – это гор­ная система, по кото­рой сей­час про­хо­дит гра­ница между Испа­нией и  Фран­цией. Она вряд ли могла в свое время слу­жить пре­пят­ствием для пере­дви­же­ния пас­ту­хов обеих стран с их ста­дами, а тем более – мешать вза­и­мо­про­ник­но­ве­нию обы­чаев и тра­ди­ций, и в част­но­сти в костю­мах. Это поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что носили кол­паки, похо­жие на чульо, и вязали не только пире­ней­ские пас­тухи, но и дру­гие испанцы, насе­ляв­шие Пире­ней­ский полу­ост­ров, и те, кото­рые вслед за кон­ки­ста­до­рами имми­гри­ро­вали в Новый свет. При этом уме­ние вязать не было чем-то осо­бен­ным для испан­ских муж­чин (ско­рее всего, низ­ших сосло­вий, кре­стьян) – забав­ным увле­че­нием отдель­ных чуда­ков, как в наши дни. Оно было муж­ским заня­тием, явно освя­щен­ным обы­чаем. Это открыто демон­стри­ро­ва­лось, о чем сви­де­тель­ствуют лито­гра­фии из Муни­ци­паль­ного музея Тулузы, где запе­чат­лены вяжу­щие муж­чины – пас­тухи, кон­тра­бан­ди­сты и др. А на лито­гра­фии, засня­той на фото 30, мы видим, что вяза­ние для муж­чины, как и пря­де­ние для жен­щины, во время выхо­дов в люди счи­та­лось хоро­шим тоном.

 image058 image060Фото 29. «Пиренейцы-контрабандисты. Окрест­но­сти Гаварни (Gavarny)». Цвет­ная лито­гра­фия. Раз­мер 34 см. 1834 г.  Автор Эду­ард Пан­гре (Edouard Pingret, 1788 – 1875) [vi]. Фото 30. «Пире­нейцы. Жак Эстерле (Jasque Esterlet), гид, и тор­говка мас­лом». Цвет­ная лито­гра­фия. Раз­мер 34 см. 1834 г. Автор Эду­ард Пан­гре[vii]

Ясность в вопрос о вязальщиках-мужчинах вно­сит ста­тья «Вяза­ние» из Тер­ми­но­ло­ги­че­ского сло­варя одежды Л.В. Орленко (1996), где, в част­но­сти, гово­рится: «Пер­вые вязан­ные изде­лия (носки) были най­дены в Египте в копт­ских гроб­ни­цах V в. н.э. Затем искус­ство вяза­ния, по-видимому, было утра­чено и вос­ста­нов­лено только в XIII в. В это время в Ита­лии и Испа­нии руч­ное вяза­ние на двух спи­цах уже суще­ство­вало как ремесло. В XVI в. в Европе появи­лись пер­вые бес­шов­ные чулки, кото­рые вязали по кругу на пяти спи­цах. Пона­чалу вяза­нием чулок зани­ма­лись муж­чины. В Англии, Фран­ции, Гер­ма­нии были орга­ни­зо­ваны цехи вязаль­щи­ков чулок»[viia].

Среди лито­гра­фий более всего меня заин­те­ре­со­вала работа фран­цуз­ского худож­ника и лито­графа Ш. Мориса (Ch. Maurice, 18… – 18… гг.), изоб­ра­жа­ю­щая пире­ней­ского пас­туха (фото 31). В пра­вой руке пас­тух дер­жит вещь, кото­рую вяжет по кругу – на четы­рех или пяти спи­цах. Его одежда и кол­пак на голове очень схожи с теми, что носят жители ост­рова Такиле.

image062Фото 31. «Озеро Гоб» (lac de Gaube). Тра­ди­ци­он­ный костюм пас­туха Верх­них Пире­неев (Фран­ция) XIX в. Автор Ш. Морис. Лито­гра­фия, рас­кра­шен­ная аква­ре­лью. Раз­мер 15 см. Аль­бом из 25 лито­гра­фий «Вос­по­ми­на­ния о Пире­неях». Отпе­ча­тан в 50-х гг. XIX в.[viii]

Что вяжут кон­тра­бан­ди­сты (фото 29), непо­нятно. Гид вяжет чулок (фото 30). А пас­тух, несо­мненно, вяжет шапку-колпак. В целом он сильно напо­ми­нает вяжу­щего чульо такильца (фото 32). Инте­ресно, что и тот, и дру­гой – горцы, живу­щие у озера.

image064Фото 32[ix]. Житель ост­рова Такиле за вяза­нием чульо

Одна из самых ран­них лито­гра­фий в собра­нии Муни­ци­паль­ной биб­лио­теки Тулузы (фото 32а) изоб­ра­жает испан­ского пас­туха в крас­ной шапке с довольно узким и очень длин­ным завер­ше­нием. Вяжет он, похоже, такой же кол­пак, но уже серого цвета.

image091Фото 32а. «Испа­ния – Ара­гон – Пас­тух в высо­ко­го­рье». Худож­ник Гаварни (Gavarni, 1804 – 1866). Цвет­ная лито­гра­фия. Раз­мер 29 см. Отпе­ча­тана в 1829 г.[ixa]

Таким обра­зом, про­то­ти­пом чульо ост­рова Такиле, несо­мненно, был испан­ский кол­пак. Однако про­ис­хож­де­ние клас­си­че­ского чульо так и оста­лось для меня загад­кой. Оно и форму имеет не такую, как такильское.

 image065 image067Фото 33. Чульо Такиле (2013)[x]. Фото 34. Чульо Чин­черо (2013)[xi].

Строго говоря, такиль­ский голов­ной убор и чульо–то назы­вать можно лишь с натяж­кой. Он пред­став­ляет собой довольно пра­виль­ный конус, науш­ники отсут­ствуют (фото 33). Напро­тив, конус клас­си­че­ского чульо нельзя счи­тать пра­виль­ным. Он имеет замет­ное (в раз­ной сте­пени) деле­ние на головку и трубу (фото 34). Правда, убор, кото­рый надет на голову муж­чины, пред­став­ля­ю­щего костюм Вален­сии (см. фото 25), также выпол­нен не в форме кол­пака, а сде­лан в виде обтя­ги­ва­ю­щей голову малень­кой шапочки с узким хво­стом. Воз­можно, у нее такой же фасон, как у вяза­ной шапки XVIII в. из крас­ного шелка, хра­ня­щейся в Музее Вик­то­рии и Аль­берта (фото 34а и 34b).

 image095 image097Фото 34а и 34b. Шапка. Мате­ри­алы и тех­ники: крас­ный шелк; руч­ная вязка. Раз­меры: длина от кромки до макушки 21 см, ширина по кромке 25 см. Место изго­тов­ле­ния: Испа­ния. Дата: XVIII в. Музей Вик­то­рии и Аль­берта, Лон­дон, Вели­ко­бри­та­ния[xia]

Согласно ката­логу музея, подоб­ные шапки с длин­ной кистью в Испа­нии муж­чины и жен­щины наде­вали на празд­ник. Инте­ресно, что simphanas – укра­ше­ния для кос жен­щин ост­ро­вов Тити­каки (фото 34с) – имеют тот же дизайн, что и кисть испан­ской шапки (фото 34b).

image099Фото 34с[xib]. Жен­щина ост­ро­вов Урос в тра­ди­ци­он­ном костюме рядом с трост­ни­ко­вой лодкой

Фасон, напо­ми­на­ю­щий испан­ские малень­кие шапки с длин­ной узкой кистью, харак­те­рен для кечу­ан­ских чульо неко­то­рых общин Свя­щен­ной долины инков Перу (фото 35 – 37).

image069 image071 image073Фото 35 – 37. Шапка. Раз­меры: длина 92 см, ширина 22 см. Мате­риал: шерсть. Тех­ники: вяза­ние, бисе­ро­пле­те­ние. Найдено/приобретено: Перу. Кол­лек­ция Пенни Бэт­ман (Penny Bateman). Собрана в Перу в 1981 – 1982 гг. Бри­тан­ский музей[xii]

Сле­до­ва­тельно, основ­ным кон­струк­тив­ным отли­чием клас­си­че­ского чульо от испан­ских шапок и чульо ост­рова Такиле явля­ются наушники.

В то же время, кроме сви­са­ю­щей с головы удли­нен­ной части с густой корот­кой кистью на конце, клас­си­че­ское и такиль­ское чульо объ­еди­няют и яркие узоры, кото­рые, впро­чем, у такиль­ского чульо не такие мно­го­цвет­ные и более мел­кие, нежели у клас­си­че­ского. Тем не менее, узоры обеих шапок состав­лены из анд­ских рели­ги­оз­ных сим­во­лов. А испан­ские кол­паки, судя по лито­гра­фиям, были глад­кими, одно­цвет­ными, и имели чисто прак­ти­че­скую функцию.

Под­водя итог, можно ска­зать сле­ду­ю­щее. Чульо появи­лось и стало неотъ­ем­ле­мой частью тра­ди­ци­он­ного костюма корен­ных наро­дов Цен­траль­ных и отча­сти Южных Анд в постинк­ский период. Его форма, как и тех­ника вяза­ния на спи­цах, могла быть заим­ство­вана у испан­ских заво­е­ва­те­лей. Однако чульо явля­ется не про­стым заим­ство­ва­нием, а пред­став­ляет собой исклю­чи­тельно анд­ский фено­мен, кото­рым этот голов­ной убор стал в резуль­тате наде­ле­ния его анд­скими рели­ги­оз­ными цен­но­стями, выра­жен­ными в тра­ди­циях анд­ского изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, кото­рые сфор­ми­ро­ва­лись задолго до нашей эры и в части костюма были отра­жены еще на тек­стиле Пара­каса. В усло­виях запрета на ноше­ние наци­о­наль­ной одежды и голов­ных убо­ров чульо, пред­став­ляв­ше­еся заво­е­ва­те­лям копией испан­ских кол­па­ков, не вызы­вало у них непри­я­тия, а для анд­цев оно не было абсо­лютно чуж­дым. Ведь боже­ствам, кото­рым покло­ня­лись неко­то­рые из пле­мен, вхо­див­ших в состав Инк­ской импе­рии, напри­мер, народ Чиму, были при­сущи похо­жие голов­ные уборы. При этом известно, что подоб­ные голов­ные уборы в Южных Андах носили жители Ата­камы и, воз­можно, Тара­паки и не только.

Однако пол­ной ясно­сти про­ве­ден­ное мной иссле­до­ва­ние про­ис­хож­де­ния и зна­че­ния чульо не дало. Оста­лись без ответа мно­гие вопросы. И клю­че­вым из них мне кажется вопрос о науш­ни­ках, кото­рых не было у испан­ских кол­па­ков. Откуда они появи­лись и каково их зна­че­ние? Почему именно чульо с науш­ни­ками, а не чульо без науш­ни­ков ост­рова Такиле, стало тра­ди­ци­он­ным голов­ным убо­ром корен­ных наро­дов Перу и Боливии?

Дума­ется, что дело совсем не в том, что в горах холодно и у муж­чин могут мерз­нуть уши. Оче­видно, что науш­ники явля­ются одним из важ­ней­ших сим­во­ли­че­ских эле­мен­тов чульо.

image075Фото 38. Кера­ми­че­ский сосуд. Высота 20 см, диа­метр 20 см. Куль­тура Рекуай. IIIVII вв. н.э. Вне­ев­ро­пей­ская кол­лек­ция замка Сфорца, Милан, Ита­лия[xiii]

У мно­гих доинк­ских куль­тур Цен­траль­ных Анд голов­ной убор изоб­ра­жа­е­мого боже­ства, обо­жеств­лен­ного предка и реаль­ного жреца-правителя являлся пере­осмыс­лен­ной копией шлема или дру­гого защит­ного устрой­ства богов во плоти (фото 38 – 40). Шлем пред­став­лялся анд­цам очень слож­ным, а зна­чит мак­си­мально ста­тус­ным голов­ным убо­ром боже­ства и глав­ным выра­же­нием боже­ствен­ной сущ­но­сти, поскольку никто, кроме божеств, не мог носить такой убор. Поэтому андцы в меру сво­его пони­ма­ния и вос­про­из­во­дили его на изоб­ра­же­ниях божеств.

image077 image079Фото 39 и 40. Скульп­тур­ный бара­бан. Музы­каль­ный инстру­мент. Высота 45,1 см, диа­метр 25,4 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Наска, I в. н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[xiv]

У куль­тур Пара­каса и Наски пол­ный шлем, напо­до­бие шлема водо­лаза, непол­ный шлем для пла­ва­ния на неболь­шой глу­бине пере­да­ва­лись с помо­щью голов­ных и лице­вых укра­ше­ний, пек­то­ра­лей, оже­ре­лий и др. (см., напри­мер: «Боже­ства со зве­ри­ными чер­тами», «Боже­ства – почти люди»). На тка­нях этих куль­тур вышиты и вытканы не только шлемы и маски с труб­ками для под­вод­ного пла­ва­ния, пока­зан­ные посред­ством опре­де­лен­ного набора укра­ше­ний, но и дру­гое защит­ное сна­ря­же­ние богов во плоти, изоб­ра­жен­ное с помо­щью рели­ги­оз­ных сим­во­лов – фигур живот­ных, рас­те­ний и др.

Есть архео­ло­ги­че­ские сви­де­тель­ства (напри­мер, упо­ми­нав­ша­яся неод­но­кратно скульп­тура эква­дор­ского кос­мо­навта), гово­ря­щие о том, что пред­ста­ви­тели дру­гих миров мас­ки­ро­вали свои защит­ные костюмы и шлемы с помо­щью одежды, напо­до­бие пончо, и пари­ков из волос или ниток и капю­шо­нов (шапок). Голов­ные уборы эква­дор­ского кос­мо­навта более всего соот­вет­ствуют форме чульо. Форма дру­гой важ­ней­шей в исто­рии доко­лум­бо­вых Цен­траль­ных Анд три­ко­таж­ной шапки – чуку, став­шей цере­мо­ни­аль­ным голов­ным убо­ром жрецов-властителей Тиа­у­а­нако и Уари (600 – 1200 гг. н.э.), соот­вет­ствует форме голов­ного убора ста­туй Тиа­у­а­нако. Как я уже гово­рила, чуку исполь­зу­ется и в наши дни как часть цере­мо­ни­аль­ного оде­я­ния анд­ских свя­щен­ни­ков Боливии.

image081 image083Фото 41. «Ста­туя, обна­ру­жен­ная Фран­цуз­ской мис­сией». Черно-белая фото­гра­фия (ори­ги­наль­ный принт), раз­мер 23×17 см. Аль­бом фото­гра­фий «Фран­цуз­ская науч­ная мис­сия в Южной Аме­рике: работа и рас­копки Тиа­у­а­нако, 1903 г.». Автор Син­тич Хер­ма­нос. Бруклин­ский музей, США[xv]. Фото 42[xvi]. Моно­лит Понсе, Кала­са­сайя, Тиа­у­а­нако, Боливия

С боль­шей или мень­шей оче­вид­но­стью скуль­пторы Тиа­у­а­нако изоб­ра­зили у пер­со­на­жей моно­ли­тов шлем с пря­мо­уголь­ным окном, а поверх него – высо­кую четы­рех­уголь­ную шапку (фото 41), из-под кото­рой на спину и плечи пер­со­на­жей ино­гда падают волосы, запле­тен­ные в мел­кие косицы (моно­литы Понсе и Бен­нетта), кото­рые у моно­лита Понсе (фото 42) более напо­ми­нают метал­ли­че­ские ленты из подвиж­ных элементов.

105859.000 105859.000 105859.000Фото 43 – 45. Цере­мо­ни­аль­ный питье­вой кубок. Раз­меры: 19×21,2×16,3 см. Мате­ри­алы: дерево, краска, дре­вес­ная смола. Тех­ники: резьба, рос­пись. Куль­тура: инк­ская коло­ни­аль­ная. Дата созда­ния: 1550 – 1800 гг. Наци­о­наль­ный музей аме­ри­кан­ских индей­цев[xvii]

На анд­ских изоб­ра­же­ниях уши могут быть вообще не пока­заны, а закрыты воло­сами или тка­нью. У ста­туй Тиа­у­а­нако они изоб­ра­жены похо­жими на насто­я­щие чело­ве­че­ские уши. Но у боль­шин­ства куль­тур уши часто заме­ня­ются оре­хе­рами – атри­бу­том боже­ствен­но­сти вла­сти­те­лей на про­тя­же­нии всей исто­рии Анд­ского мира. По логике вещей, боль­шие круг­лые диски оре­хер должны были пере­да­вать науш­ники шлема. Голову боже­ства в шлеме с науш­ни­ками демон­стри­рует инк­ский дере­вян­ный керо (фото 43 – 45), выпол­нен­ный как подо­бие камен­ных голов Полу­под­зем­ного храма Тиа­у­а­нако. Однако уши-наушники изоб­ра­жены здесь как круг­лые оре­херы, кото­рые были отли­чи­тель­ным зна­ком инков.

На осно­ва­нии изло­жен­ного я пред­по­ла­гаю, что клас­си­че­ское чульо – это голов­ной убор анд­ских божеств, пере­осмыс­лен­ный шлем богов во плоти, а науш­ники чульо – науш­ники шлема, труба – труба, шланг системы жизнеобеспечения.

Можно, конечно, пред­по­ло­жить, что шапка, похо­жая на совре­мен­ное клас­си­че­ское чульо (с науш­ни­ками и тру­бой), также суще­ство­вала в эпоху Инк­ской импе­рии. Она была голов­ным убо­ром, ска­жем, гор­ской общины, пле­мен­ного объ­еди­не­ния, кото­рое вхо­дило в состав импе­рии, но не была обна­ру­жена архео­ло­гами, поскольку в кли­ма­ти­че­ских усло­вия гор тек­стиль плохо сохра­ня­ется в отли­чие от усло­вий при­мор­ской пустыни (Пара­кас). Но эта гипо­теза пред­став­ля­ется мне мало­ве­ро­ят­ной. Ско­рее, счи­тать про­то­ти­пом чульо все же сле­дует шапки пер­со­нажа чер­ного сосуда Чиму и свя­зан­ного с ним эква­дор­ского космонавта.

Но как полу­чи­лось, что не имев­шая повсе­мест­ного рас­про­стра­не­ния шапка Чиму стала глав­ным голов­ным убо­ром боль­шой части наро­дов погиб­шей империи?

Конечно, в про­изо­шед­шем можно видеть руку провидéния.

Инки нару­шили незыб­ле­мое пра­вило, лежав­шее в основе Анд­ского мира с начала вре­мен. Оно гла­сило: чтобы иметь право на власть, нужно быть одного рода с боже­ствен­ными пра­от­цами, – боже­ствами, в нашем пони­ма­нии, соче­тав­шими в себе чело­века и машину (корабль, лета­тель­ное устрой­ство, робота и пр.), – и соот­вет­ственно покло­няться им. То есть тре­бо­ва­лось быть при­вер­жен­цами культа пред­ков, кото­рый сло­жился в неза­па­мят­ные вре­мена и прак­ти­че­ски в неиз­мен­ном виде про­су­ще­ство­вал до появ­ле­ния инков. Этот закон соблю­дали все жрецы-властители до инков. Однако инки раз­де­лили культ и власть. Сапа Инка оста­вил себе только власть и боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние, а культ пере­шел к вер­хов­ному жрецу. Культ пред­ков ото­шел на вто­рой план и был рефор­ми­ро­ван, а на импер­ском уровне он был заме­нен на покло­не­ние Инти, богу солнца, и млад­шим богам. Насколько хорошо спла­чи­вала народы импе­рии новая рели­ги­оз­ная идео­ло­гия, кото­рая в целом была им чужда, а глав­ное – отни­мала у них созна­ние того, что все они одного рода с вер­хов­ным богом? Свя­зано ли забве­ние инками преж­них богов с их паде­нием? Не было ли это нака­за­нием? Кто знает? Вполне может быть. Ведь нака­нуне втор­же­ния испан­цев импе­рия уже была близка к раз­валу,  нахо­ди­лась в состо­я­нии граж­дан­ской войны и, не ока­зав прак­ти­че­ски ника­кого сопро­тив­ле­ния захват­чи­кам, была заво­е­вана неболь­шой куч­кой авантюристов.

Однако на пепе­лище уни­что­жен­ного Анд­ского мира неза­метно для его заво­е­ва­те­лей воз­ник его самый глав­ный сим­вол, при­знак боже­ствен­ной сущ­но­сти обла­да­ю­щего им чело­века – голов­ной убор боже­ства – пра­отца ныне живу­щих корен­ных наро­дов Перу и Боли­вии – чульо. Как часть тра­ди­ци­он­ного костюма оно будет с этими наро­дами вечно – пока они будут суще­ство­вать как народы.

В Перу офи­ци­аль­ной рели­гией явля­ется като­ли­цизм. Като­ли­ками стали и корен­ные народы Перу. Они соблю­дают все уста­нов­ле­ния церкви, ходят в храмы и отме­чают хри­сти­ан­ские празд­ники. Однако парал­лельно они про­дол­жают быть при­вер­жен­цами анд­ской рели­гии, одним из при­знан­ных богов кото­рой явля­ется Пача­мама. В Боли­вии анд­ская рели­гия имеет госу­дар­ствен­ный ста­тус, пре­зи­дент при­ни­мает уча­стие в боль­ших рели­ги­оз­ных цере­мо­ниях, местом про­ве­де­ния кото­рых стало Тиа­у­а­нако. Эво Мора­лес и сам имеет ста­тус, соот­вет­ству­ю­щий жрецу-властителю (см.: «Пер­вая индей­ская «ина­у­гу­ра­ция» Эво»). Культ пред­ков в этой стране суще­ствует, и камен­ные ста­туи Тиа­у­а­нако, в част­но­сти, счи­та­ются их изображениями.

Ну, а если рас­суж­дать логи­че­ски, то шапка боже­ства Чиму, изоб­ра­жен­ная на чер­ных сосу­дах, могла стать про­то­ти­пом совре­мен­ного чульо потому, что именно ремес­лен­ники Чиму, вос­при­няв­шие и сохра­нив­шие искус­ство масте­ров Пара­каса и Наски, в коло­ни­аль­ный период спо­собны были, бла­го­даря сво­ему зна­нию тех­ник вяза­ния иглой, с лег­ко­стью обу­читься вяза­нию на спи­цах. Они, как мне пред­став­ля­ется, и создали цере­мо­ни­аль­ный голов­ной убор, напо­до­бие того, что носило их боже­ство, при­внеся в него цвет­ные сим­во­ли­че­ские узоры в виде гео­мет­ри­че­ских фигур, а также фигур живот­ных, птиц и людей. Такой голов­ной убор не раз­дра­жал заво­е­ва­те­лей, потому что в их гла­зах он не ассо­ци­и­ро­вался с инками и тра­ди­ци­он­ной инк­ской одеж­дой, а, напро­тив, похо­дил на испан­ские колпаки.

Таким обра­зом, к своей радо­сти я могу кон­ста­ти­ро­вать: в тра­ди­ци­он­ном костюме кечу­а­нов и айма­ров, кото­рый сло­жился на базе испан­ского коло­ни­аль­ного костюма, род­ными, корен­ными эле­мен­тами явля­ются не только пончо и чуспа, но и чульо.

 

6 мая 2014 г.

Начало: с. 1


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>