Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.2. Божества со звериными чертами
Наибольшую группу мотивов на тканях в стиле Некрополя Паракаса составляют те, которые показывают божеств со звериными чертами. Для их изображения были взяты каноны, разработанные во времена текстиля коричневой гаммы и измененные в период тканей с красной каймой. На тканях с красной каймой каноны текстиля коричневой гаммы были приспособлены для изображения божеств в воде. А если на теле фигуры помещалась птица, то такое божество представлялось и как летящее, и как плывущее, т.е. оно наделялась обеими силами. Но все же мотивы с летящеплывущими божествами использовались редко. На узорах в стиле Некрополя каноны тканей геометрического стиля тоже широко применяются в сюжетах, связанных с водой, а также для изображения летающих божеств, которые теперь встречаются гораздо чаще. Появляются и другие каноны, которых не было на тканях геометрического стиля.
Однако от образов божеств, которые присутствовали на тканях геометрического стиля, осталась лишь характерная поза, предусмотренная тем или иным каноном. Поменялся не только способ изображения с геометрических форм на естественные, но и представление о божестве, и система символов, в которой со временем появились чавинские элементы. Перед нами уже не живые божества-машины, а божества-животные и божества-люди с головой в маске, а не с маской вместо головы. Маска теперь часто читается неясно. На многих изображениях она как бы срослась с лицом, стала лицом персонажа. Глаза продолжают изображаться круглыми и без век, но обычного размера. Поэтому термины сер окулядо и фелино окулядо уже не подходят к образам периода Некрополя Паракаса, тем более что ими обозначались совсем другие божества, которые остались в эпохе Пещер.
Божества со звериными чертами различаются по степени своего воплощения в животное. Можно выделить группу мотивов, где это воплощение практически полное (зооантропоморфные божества), и другую, где божества выглядят как люди, которые имеют лишь некоторые признаки зверя (антропозооморфные божества).
Зооантропоморфные божества изображаются с головой зверя – кошачьего (дракона) или обезьяны. Иногда голова сочетает в себе черты обоих животных. Но есть достаточно много мотивов, где конкретные признаки того или иного животного отсутствуют или их трудно идентифицировать. Тело у божеств почти всегда обезьянье с характерными конечностями, пальцы которых снабжены длинными когтями, а большой палец на ступне – по сути руке – противопоставлен другим пальцам (фото 9). И, кстати говоря, в этих руках-ступнях божества нередко держат какой-либо предмет, действительно как обезьяна.
На мотивах, где паракасская символика смешена с чавинской и где кот уступает место дракону, кисти и стопы изображаются по чавинской традиции (см. «Божественный дракон»). В соответствии с ней пальцы рук и ног имеют длинные загнутые внутрь ногти, большой палец на стопе, растущий в области пятки, согнут по контуру пятки и похож на запятую (фото 3, персонаж справа). Пальцы на руке, в которой персонаж держит тот или иной предмет, не подвернуты внутрь, а просто прижаты к ладони. При этом большой палец обычно длиннее остальных. Он тесно прижат к кулаку и накрывает его у начала роста пальцев.
Несмотря на то, что у зооантропоморфных персонажей зачастую практически нет ничего от человека, они воспринимаются как люди. Это происходит в первую очередь благодаря тому, что тело обезьяны по своему строению близко к телу человека. Кроме того, все персонажи – и зооантропоморфные и антропозооморфные – изображаются в одежде, что также заставляет считать их людьми. На них надеты пончо, туники, тапаррабо, фалдельины и иногда нечто, похожее на рейтузы, но чаще на гетры, наличие которых на персонажах вышивок отмечают многие музейные каталоги. Думается, что гетры и рейтузы – это отображение брюк гидрокостюма, сверху прикрытого одеждой, которую боги во плоти надевали, чтобы не отличаться от местных жителей.
Гетры и рейтузы не входят в традиционный костюм кечуанов сегодня. Но нельзя сказать, что они никогда не были частью андского костюма. Пара мужских гетр (leggings) размером 29,5×58,5 см, связанных из шерсти, входит в Андскую текстильную коллекцию Джеффри Эпплби из Музея изящных искусств Сан-Франциско (Янг-музя), США. Они относятся к началу XX в., были приобретены в Потоси (Боливия), считаются кечуанскими и называются winchucas [i]. |
Характеристики (силы) божеств показываются с помощью черт птиц, зверей, морских животных и рыб, предметов, которые они держат в руках, а также змееподобных сущностей. Особое значение в создании образа божества имеют головные украшения, поскольку с их помощью передается головной убор, который является одним из основных признаков божественности. Это: 1) большой круглый глухой шлем, соответствующий шлему водолаза/космонавта, 2) шлем меньшего размера, соответствующий более легкому снаряжению, 3) комплект из очков (маски) и дыхательного аппарат (трубки) для подводного плавания (по большей части присущ изображениям людей без звериных черт, о которых речь пойдет в другом подразделе).
Роспись керамического сосуда, показанного на фото 1, демонстрирует два наиболее распространенных варианта представления божества: 1) в тяжелом снаряжении для глубокого погружения и 2) в костюме для подводного плавания, которые различаются в основном лишь изображением головы.
Фото 1. Паракасский сосуд. Размеры: 33×34,3 см. Материалы: керамика, краски. Культура/народ: вероятно, Паракас. Дата создания: 200 г. до н.э. – 1 г. н.э. Место: Хуан-Пабло (Juan Pablo), долина Ики. Национальный музей американских индейцев, США[1]
Сосуд сделан в манере Пещер, но относится к периоду Некрополя. На нем два персонажа, которых еще можно назвать сер окулядо из-за характерных глаз, представлены в соответствии с неочавинским каноном верховного божества с жезлами (вся стоящая вертикально фигура показана спереди, полусогнутые в локтях руки разведены в стороны, стопы находятся во второй балетной позиции). Божества-люди стоят на земле (не плывут и не ныряют), но облачены в костюмы для подводного погружения/плавания: одно в скафандре (на фото 1 слева), а другое – в более легком снаряжении (фото 1 справа). Изображения узнаваемо передают гидрокостюм и ласты. На фигуре справа костюм даже имеет темно-коричневый, почти черный цвет, как в наше время. В руках фигуры держат дротики и копья, в которые, видимо, были переосмыслены ружья для подводного плавания и, может быть, еще какие-то инструменты. Кресты с удлиненной вертикальной полосой на груди персонажей, наверное, означают летящих птиц. Но чем они являются с точки зрения подводного снаряжения, – не ясно. Возможно, они представляют собой только символы полета. Такие кресты встречаются и на других артефактах Паракаса.
На первой фигуре надет массивный шлем с круглыми отверстиями для глаз. Толщину стенок шлема мастер подчеркнул, сделав для них углубления в глине и краской нарисовав концентрические окружности. Шлем окружают зубчики почти черного цвета, которые можно воспринимать и как присущие серу и фелино окулядо зубчатые гребни или как сияние, исходящее от головы божества. Фигура в легком снаряжении имеет только лицевую маску и налобное украшение, которые показывают более легкий шлем. У маски отверстия для глаз также круглые, но толщина стенок маски не акцентируется, следовательно, она намного меньше, чем у шлема.
Фото 2[2]. Крупный план мотива покрова (подробнее см.: «Божества – почти люди»)
На росписи сосуда легкий шлем лишь обозначен налобником и маской, а на вышитом мотиве несохранившегося покрова (фото 2) его изображение, как мне кажется, очень близко к тому, что использовали божества во плоти. Абрис шлема передан шапкой с вертикальными полосами (как стоящие дыбом волосы у маленьких голов/масок) и налобным украшением, двумя лентами из орехер и ротовой маской. Особенно похоже, на мой взгляд, переданы загубник и другие части дыхательной системы. Она, судя по всему, включала в себя два шланга, которые были на вышивках и росписях керамике переосмыслены в змей. Кстати, на данном мотиве шланги в соответствии с традицией тоже изображены как змеи с огромными светящимися шаровидными глазами и высунутым языком. Именно загубник позволяет предположить, что у шлема было стекло, закрывающее только половину лица, или его не было вовсе. (Так, на мотиве, показанном на фото 5, половину лица божества закрывают очки.) Синий цвет лица божества и отсутствие носа говорят о том, что на лицо персонажа надета маска. На некоторых вышивках у божеств в подобном комплекте украшений лицо также изображено как маска (фото 3 слева). Это может означать, что боги во плоти носили маски для того, чтобы спрятать свое лицо, или же рисовали человеческое лицо на стекле шлема. Также вероятно, что тот комплект украшений, который изображается на вышивках, они надевали в действительности, чтобы замаскировать шлем и его приспособления или же скрыть свои природные отличия от землян.
Картина, изображенная на мотиве с фото 2, похожа на репортажный снимок, сделанный фотографом, который находился в воде перед плывущим существом. Оно смотрело прямо в объектив фотокамеры, а сейчас со «снимка» смотрит нам в глаза. Волей не волей, воспринимая узор как фотографию, начинаешь думать о том, что у существа могли быть длинные звериные когти и отставленный большой палец.
Фото 3. Кайма покрова. Размеры: 225×13 см. Материалы и техника: вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками на ткани из хлопка. Эпоха и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-2. Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[3]
Довольно типичные варианты представления обоих шлемов с помощью украшений на вышивках демонстрируют персонажи парного мотива каймы несохранившегося покрова из Музея мировой культуры в Гетеборге (фото 3). У фигуры в желтой тунике легкий шлем с окошком передан посредством, как сказано в каталоге, шапки в форме головы кота, налобника, двух лент из орехер, голубой маски и кулона. (Кулон здесь, видимо, изображает загубник, которому на большинстве мотивов соответствует ротовая маска.) Набор украшений, которым передается шлем персонажа в желтой тунике, почти такой же, как на мотиве с фото 2. Но здесь явного сходства со шлемом нет, украшения являются только символом шлема, а вернее головного убранства божества. То же можно сказать и о головном уборе второго персонажа этого мотива. Его круглый шлем составлен из желтой полукруглой шапочки и красной маски, также приближающейся по форме к кругу, налобника, двух лент с одной орехерой и ожерелья.
Фото 4[4]. Божество Паракаса, вышитое на покрове из Некрополя. Рисунок из книги: Tello, Julio C. Paracas. Primera Parte. Lima, 1959
Однако следует признать, что для изображения украшений головы на тканях Паракаса есть несколько канонов и разделить их на те, которые соответствуют тяжелому или легкому шлему, бывает трудно. Примером тому служит рисунок мотива из книги Хулио Тельо (фото 4).
Фото 4а. Покров, на котором вышит мотив из книги Хулио Тельо, в процессе реставрации в Текстильной мастерской Национального музея археологии, антропологии и истории Перу[4а]
Божество на мотиве изображено в гидрокостюме, поверх которого надета короткая туника и тапаррабо. На его голове мы видим конструкцию, составленную из украшений, которые представляют обычно оба варианта шлема по раздельности. Кроме того, в нее входят очки в виде змеи, окружившей глаза, которые используют для подводного плавания с трубкой. Они являются атрибутом отдельного канона, где божества показаны именно в таком снаряжении. Черные лучи-шипы, растущие из круглой каски божества, являются крохотными копиями стандартного налобного украшения с лицом посередине. Звериная составляющая божества показана вытянутой мордой с широкими ноздрями и оскаленными зубами. Она более соответствует не коту, а дракону. Поза божества с жезлами, ипостась дракона и слезный элемент на масках/головах на концах змей/шлангов – все это говорит о том, что композиция создана под большим влиянием чавинской традиции.
Фото 5. Фрагмент каймы с бахромой. Размеры: длина 5 см (+3 см бахрома), ширина 97,5 см. Материалы и техники: основа – ткань из хлопка полотняного переплетения; вышивка стебельчатым швом шерстяными нитками темно-коричневого, красного, зеленого, золотого, синего, белого цветов, а также швом скрещенной вязальной петлей по бортику каймы. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Раскопки/место находки: Наска, захоронения. Британский музей[5]
Наблюдения, которые касаются различий в представлении божеств, опирающиеся на конструкцию их головных украшений (шлемов), дают лишь некую путеводную нить в исследовании тематики мотивов тканей Паракаса периода Некрополя. Более устойчивая связь есть между типом головного убора и положением тела фигуры, которое соответствует определенному образу божества. В легком шлеме изображены персонажи, плывущие под водой параллельно ее поверхности (фото 5), а в тяжелом – летящие в воздушной среде или уходящие в глубину вод (на фото 6 слева), а при отражении мотива на 180о – стоящие вертикально (на фото 6 справа).
Фото 6. Крупный план мотива покрова. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
I.2.3.3.2.1. Горизонтальная композиция (поза пловца)
Персонажи на мотивах с горизонтальной композицией напоминают пловцов в более легком, чем у водолаза, подводном снаряжении. Они двигаются под водой параллельно ее поверхности и показаны сбоку.
В период Некрополя для изображения персонажа в позе пловца продолжали применяться каноны тканей коричневой гаммы, приспособленные к изображению божества в воде в период тканей с красной каймой (фото 7 и 8). Они подверглись очередной трансформации, но полностью приспособить их для изображения человека не удалось. Ведь каноны использовались на тканях геометрического стиля для изображения божеств-машин. Поэтому неестественное для человека положение головы относительно тела, которая к тому же к нему просто приставлена, как на мотиве с фото 8, или же присоединена с помощью трубки/палки (фото 7), у божеств-машин выглядело вполне адекватно и оправданно. Теперь, когда их место заняли антропоморфные и зооантропоморфные божества, художникам пришлось постараться, чтобы и канон соблюсти, и сделать положение головы более или менее естественным. Но это редко кому удавалось.
Фото 9. Мотив покрова, заснятого на фото 4 – 6, с. 22
Ненормальное положение конечностей на некоторых мотивах (см., например, фото 9), тоже бросается в глаза. А виной тому – также соблюдение канона. В соответствии с ним ракурс изображения божества и его поза в общем остались прежними, как и положение ног. Их было два варианта: 1) ноги вытянуты параллельно поверхности воды (фото 7, 10, 11 и др.) и 2) ноги опущены вниз под прямым углом к телу (фото 8 и 9).
Единственной композицией, где при соблюдении канона люди показаны естественно, можно назвать парный мотив с фото 3. Здесь не только головы героев поставлены правильно, но даже позиция ног фигуры в черном, образующих прямой угол с телом, не вызывает недоумения.
Фото 10[6]. Покров из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу
Положение рук имело несколько вариантов. От его изменения зависело восприятие фигуры в пространстве. Так, на мотиве каймы покрова, заснятого на фото 10, художник, изменив лишь положение рук относительно головы, добился впечатления того, что божество двигается на зрителя. В результате у персонажа тело оказалось перегнуто в талии под углом 90о, что вряд ли возможно.
Фото 11. Фрагмент каймы покрова или пончо. Размеры: 11,7×57,2 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Техники: тканье, вышивка. Место находки: Паракас, Южное побережье Перу. Культура: Паракас. Период: 200 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклинский музей, США[7]
Узор с плывущим божеством адекватно смотрится, как правило, только в горизонтальном положении мотива. Но на кайме покровов каждый второй мотив обычно перевернут (фото 11).
Фото 12. Рубашка. Вышитая горловина, деталь. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Географическое положение: полуостров Паракас – Ика – Перу. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[8]
Наиболее ранним мотивом, изображающим человека в позе пловца, думается, можно считать тот, что украшает горловину пончо/унку из долины Ики (фото 12). Он сделан, видимо, еще во времена тканей с красной каймой. Об этом говорят отсутствие узоров на неокрашенном основном поле бежевого цвета из нитей хлопка и вышитая кайма с черными фигурами на красном фоне. Здесь мы видим персонаж со всеми атрибутами геометрического стиля, но изображенный в более естественном формате, приближающем мотив к стилю Некрополя. Хотя его тело и напоминает холодильник, в котором находится кот, персонаж уже не робот, не механический динозавр с маской вместо головы на шесте взамен шеи, а почти человек с головой в шлеме и с шеей. Но вот вопрос: действительно ли данный персонаж является человеком или он уже стал обезьяной, как на тканях в зрелом стиле Некрополя? Сходство с обезьяной на данном мотиве уже можно найти.
Продолжение: с. 20
[i] http://deyoung.famsf.org/search-collections
[1] http://www.nmai.si.edu/searchcollections/item.aspx?irn=250138&catids=2&cultxt=Andes&objtypetxt=vessel&src=1–5&page=2
[4] http://www.klinebooks.com/cgi-bin/kline/33057.html
[4а] http://www.reporterodelahistoria.com/2011/10/expondran-sobre-los-avances-en-la.html