Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
Ткани в стиле Некрополя Паракаса изготавливались на протяжении веков. Поэтому естественно, что изобразительный ряд на них менялся, поскольку менялось представление о богах и соответственно религиозная идеология, которая определяла каноны изображения и их приоритетность. На тканях Паракаса в стиле Некрополя представлены 1) божества-люди в своем естественном (человеческом) виде, 2) люди-птицы, 3) божества, которых из-за преобладания звериных составляющих в их облике трудно назвать людьми и правильнее охарактеризовать как антропозооморфные божества, а также 4) животные. К сожалению, точно датировать каноны нельзя и почти невозможно определить последовательность их появления. Но выявить определенные закономерности в изображении божеств, сгруппировать их и проанализировать попытаться стоит.
I.2.3.3.1. Фауна
На части тканей в стиле Некрополя в качестве главных персонажей мотивов присутствуют изображения животных. Это, прежде всего, птицы и кошачьи, условные образы которых можно видеть и на текстиле геометрического стиля. К ним добавляются представители крупной морской фауны. Животные подчас показаны вполне реалистично, без каких-либо божественных атрибутов, и кажется, что они являются лишь украшением текстиля. Однако не стоит забывать, что все покровы, пончо, тюрбаны и пр., найденные в захоронениях, имеет непосредственное отношение к поклонению предкам и являются церемониальными. Поэтому на них вышиты исключительно культовые животные, животные божества, животные символы. Кроме того, многие фигуры многолики и имеют несколько прочтений в соответствии с их положением относительно зрителя. Так, при внимательном рассмотрении их со всех сторон становится ясно, что они изображают не одно животное, а, скажем, два разных, или не столько животное, сколько божество-человека в определенной ипостаси и т.д.
I.2.3.3.1.1. Птицы
Фото 1. Покров. Размеры: 2,5×1,6 м. Материал: ткань. Место изготовления: Паракас. Культура: Паракас. Дата или период: 800 – 100 гг. до н.э. Национальный музей археологии, антропологии и истории, Лима, Перу[1]
Покров, заснятый на фото 1, выглядит таким простым, домашним. На его кайме повторяется композиция из двух птиц и цветка. Но, наверняка, и она имеет сакральный смысл. Это единственный артефакт, из тех, которые я видела, где есть цветы.
Фото 2. Вышитая кайма с бахромой. Размеры: 65×25 см. Наска/Паракас, Южное побережье Перу. Ранняя часть Раннего промежуточного периода (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Текстильная коллекция, Музей археологии и антропологии, Кембриджский университет, Кембридж, Великобритания[2]
Узор с колибри, вышитый на кайме покрова из Текстильной коллекции Музея археологии и антропологии Кембриджского университета (фото 2 и 3), также кажется вполне обычным. Но нет никаких сомнений в том, что колибри является важным образом в системе религиозных символов Паракаса и Наски. Ведь узоры с колибри, по сведениям ученых Кембриджского университета, были очень популярны в Древнем Перу. Ими часто украшали текстиль, присутствуют они и на росписях керамики. Изображение колибри есть среди геоглифов Наски[3].
Фото 3. Мотив каймы крупным планом
По словам специалистов из Думбартон-Оакса, «колибри, как правило, связаны с растениями и плодородием, а в некоторых частях современного Перу считается, что они воплощают в себе духов мертвых, которые посещают тех, кого они знали при жизни»[3a]. Тем не менее, как мне кажется, ни одно из перечисленных значений символа колибри не является ключом к прочтению тайны изображенного на кайме и не проясняет, что за предмет они поддерживают своими клювами.
Фото 4. Покров. Размеры: 276,1×129,1 см. Материалы и техники: вышивка шерстяными нитками по тканой основе из шерсти. Культура: Наска или Некрополь Паракаса. Место находки: Южное побережье Перу. Период: 0 – 100 гг. н.э. Бруклинский музей, США[4]
Судя по гребешку, на покрове из Бруклинского музея, показанном на фото 4 – 6, вышиты кондоры. Их фигуры, представленные в трех вариантах, просты и не имеют никаких атрибутов. Видимо, этого и не требовалось, поскольку кондор – всеандский символ царства мертвых.
Фото 5. Крупный план основного поля покрова
Фото 6. Крупный план узора каймы
Покров с кондорами специалисты Бруклинского музея характеризуют как отличающийся безупречным мастерством. При всей строгости узора он выделяется необыкновенно красивой и благородной цветовой гаммой, которая может быть присуща только одеяниям властителей.
Фото 7. Прямоугольный фрагмент каймы с бахромой. Материалы: шерсть, хлопок. Размеры: 24,5×103 см. Культура: Паракас. Период: 1 – 500 гг. н.э. Место находки: Наска, захоронения. Британский музей[5]
Напротив, очень сложным и многозначным является орнамент каймы несохранившегося покрова с птицами из захоронений Наски, принадлежащей Британскому музею (фото 7 и 8). Нетрудно себе представить, судя по дошедшему до нас фрагменту, каким поистине царским должен был быть покров и сколько труда и времени потребовалось на его изготовление. Ведь он, скорее всего, был весь изукрашен сложнейшими узорами.
Фото 8. Крупный план одного из участков каймы
Фигуры на кайме изображены в духе геометрического стиля Пещер. И, возможно, они являют собой новую трактовку двойной птицы. На каждом крыле больших птиц вышита еще одна – крошечная птица. А их головы представляют собой улыбающуюся маску с огромными круглыми глазами без век, которые сразу заставляют вспомнить о сере окулядо. Божества-птицы показаны в фазе полета. В зависимости от ориентации фигуры они устремляются вертикально вверх либо вертикально вниз, что также характерно для изображения птиц на текстиле геометрического стиля. Кроме того, каждая из них может восприниматься как показанная сверху.
Двойная птица является типичным мотивом тканей геометрического стиля Паракаса. И если, глядя на красную кайму из Британского музея, можно лишь предположить, что на ней изображена двойная птица, то вышивка на покрове из Этнологического музея Берлина (фото 8а) не оставляет в этом никакого сомнения. Она свидетельствует о том, что и для тканей в стиле Некрополя данный символ не утратил своего значения. Выполненный с использованием естественных, а не геометрических форм, символ двойной птицы вызывает ассоциации с двуглавыми орлами – гербами империй Старого Света. Правда, на паракасском мотиве изображена не одна птица с двумя головами, а две, соединенные в одно целое. (Поэтому паракасскую птицу правильнее было бы называть не двойной, а сдвоенной.) В когтях каждой лапы птица держит змею. Такой образ заставляет вспомнить следующий эпизод из легенды ацтеков. В поисках нового дома они прибыли на необитаемый остров озера Тескоко и увидели орла, держащего в своих когтях змею, – образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте их народ должен поселиться. Эта сцена – орел, сидящий на кактусе и поедающий змею, – изображена на мексиканском флаге[5а]. Между тем, паракасская птица куда как старше и имперского двуглавого орла, и орла ацтеков.
Фото 8а. Ткань (фрагмент). Размеры: длина 150 см, ширина 80 см. Материал и техника: хлопок, шерсть верблюдовых, вышивка. Паракас 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Перу, Паракас. Этнологический музей, Берлин, Германия[5b]
К самым хитроумным узорам в паракасском духе следует отнести два вырезанных по контуру изображения птицы, хранящиеся в Метрополитен-музее искусств и в Британском музее. Они отличаются только количеством пальцев на лапах. Правда, сотрудники Британского музея не уверены в том, что узор изображает птицу. По их мнению, это может быть и рыба.
Фото 9. Вышитый фрагмент. Фото 10. Его отражение по вертикали. Размеры: 10,8×12,07 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: IV – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[6]
В положении, показанном на фото 9, фигура выглядит как птица (почему-то грустная и застенчивая). Однако ее крылья при таком ракурсе занимают неправильное положение. Наиболее адекватно – как птица, летящая прямо на зрителя, фигура выглядит отраженной по вертикали (фото 10). А в этом ракурсе меняется восприятие ее головы. Она превращается в голову грозного божества в маске с треугольным вырезом, обладающего длинным и широким клювом и одновременно двумя рядами зубов. В качестве птицы мотив воспринимается и в горизонтальном положении (фото 11) – как вид сверху. Но в этой позиции того, что у ее головы два лица, можно и не заметить.
Фото 11. Вырезанный текстильный фрагмент. Размеры: длина 10 см, ширина 12 см. Материалы и техники: шерсть верблюдовых; темно-коричневая/черная тканевая основа, покрытая вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками желтого, темно-коричневого, зеленого и красного цветов. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Британский музей[7]
В Бруклинском музее также хранятся фрагменты вышивок, сделанных по канону птицы-чудовища. Это три варианта мотива с остатками основного поля покрова (фото 12) и три варианта мотива, которые были посажены на ткань, изготовленную в наше время (фото 13 – 15).
Фото 12. Фрагмент покрова. Размеры: 26,5×31 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культуры: Паракас или Наска. Место изготовления: Южное побережье Перу. Даты: 200 – 600 гг. н.э. Период: Ранний промежуточный. Бруклинский музей[8]
Фрагменты были приобретены музеем в разное время и датируются по-разному. Но, как считает Энн Роу, они могут принадлежать к одному и тому же покрову. По мнению специалистов музея, на мотивах изображены «птицы с головами животных»[9].
Фото 13. Текстильный фрагмент. Размеры: 9,8×12,3 см. Материал и техника: шерстяная ткань полотняного переплетения, вышитая шерстяными нитками. Культура: Некрополь Паракаса. Место находки: Южное побережье Перу. Даты: 0 – 100 гг. н.э. Период: Ранний промежуточный. Бруклинский музей[10]. Фото 14 – 15. Текстильные фрагменты. Материал: шерсть верблюдовых Культура: Некрополь Паракаса. Даты: 200 – 600 гг. н.э. Период: Ранний промежуточный. Бруклинский музей[11]
Думается, птица-чудовище – отображение самолета богов во плоти или летающей платформы, поскольку темная (на большинстве вышивок) зона на ее спине выглядит как углубление в корпусе машины. Вполне вероятно, что аппарат мог садиться на воду и двигаться по ней. Ведь царство Паракаса – это царство воды. К тому же фигура имеет некоторое сходство с рыбой.
Очевидно, что мотивы с птицей, если и не принадлежали когда-то к одному покрову, принадлежали к одному и тому же времени. Но Метрополитен-музей относит артефакт к периоду Пещер, а Британский музей – к концу периода Некрополя и даже еще более позднему времени. Это неудивительно. В периодизации культуры Паракаса у ученых существуют большие расхождения. А что уж говорить о датировании отдельных предметов, которые были подарены музеям, как это часто значится в каталожных описаниях, частными лицами, приобретшими их, скорее всего, у уакеро, весьма далеких от науки и ее интересов!
Фото 16. Покров. Размеры: 298,9×137 см. Материалы: хлопок, шерсть верблюдовых. Культура: Наска или Некрополь Паракаса. Место находки: Центральное побережье Перу. Период: 0 – 100 гг. н.э. Бруклинский музей[12]
Фото 17. Крупный план мотива на основном поле покрова
Птица, которая является одновременно рыбой, изображена на еще одном покрове Бруклинского музея (фото 16, 17 и 19). Но, скорее, это не рыба, а косатка, или орка (orca) – водное млекопитающее семейства дельфиновых отряда китообразных, подотряда зубатых китов (фото 18). Английское название killer whale («кит-убийца») орка получила из-за своей репутации опасного хищника.
Фото 18. Орка, выпрыгнувшая из воды[13]
Удивительно мастерство художника, который сумел так нарисовать крылья, чтобы они одновременно могли восприниматься как ласты кита, а огромная зубастая пасть так естественно смотрелась рядом с птичьим клювом. Его творение действительно похоже и на ласточку-касатку, и на кита-косатку, выпрыгивающего из воды. На вышивке даже переданы характерные для орки большие светлые пятна на теле.
Фото 19. Крупный план участка покрова с каймой
Продолжение: с. 16
[5] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=409025&objectid=654072
[5b] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=direct/1/ResultLightboxView/result.t1.collection_lightbox.$TspTitleImageLink.link&sp=10&sp=Scollection&sp=SfieldValue&sp=0&sp=0&sp=3&sp=Slightbox_3x4&sp=24&sp=Sdetail&sp=0&sp=F&sp=T&sp=25
[6] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000679?rpp=20&pg=6&ft=paracas+cavernas&pos=101
[7] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=477640&partId=1&searchText=Paracas&page=1
[9] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/37823/Textile_Fragment_Mounted_on_Modern_Fabric
[10] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/37823/Textile_Fragment_Mounted_on_Modern_Fabric
[11] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/158033/Textile_fragment_or_Mantle_Field_fragment_mounted_on_modern_fabric#; http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/158034/Textile_Fragment_Mounted_on_Modern_Fabric_undetermined_or_Mantle_Field_Fragment_Mounted_on_Modern_Fabric#