I.2.3.3.1. Фауна

 Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

Ткани в стиле Некро­поля Пара­каса изго­тав­ли­ва­лись на про­тя­же­нии веков. Поэтому есте­ственно, что изоб­ра­зи­тель­ный ряд на них менялся, поскольку меня­лось пред­став­ле­ние о богах и соот­вет­ственно рели­ги­оз­ная идео­ло­гия, кото­рая опре­де­ляла каноны изоб­ра­же­ния и их при­о­ри­тет­ность. На тка­нях Пара­каса в стиле Некро­поля пред­став­лены 1) божества-люди в своем есте­ствен­ном (чело­ве­че­ском) виде, 2) люди-птицы, 3) боже­ства, кото­рых из-за пре­об­ла­да­ния зве­ри­ных состав­ля­ю­щих в их облике трудно назвать людьми и пра­виль­нее оха­рак­те­ри­зо­вать как антро­по­зо­оморф­ные боже­ства, а также 4) живот­ные. К сожа­ле­нию, точно дати­ро­вать каноны нельзя и почти невоз­можно опре­де­лить после­до­ва­тель­ность их появ­ле­ния. Но выявить опре­де­лен­ные зако­но­мер­но­сти в изоб­ра­же­нии божеств, сгруп­пи­ро­вать их и про­ана­ли­зи­ро­вать попы­таться стоит.

I.2.3.3.1. Фауна

На части тка­ней в стиле Некро­поля в каче­стве глав­ных пер­со­на­жей моти­вов при­сут­ствуют изоб­ра­же­ния живот­ных. Это, прежде всего, птицы и коша­чьи, услов­ные образы кото­рых можно видеть и на тек­стиле гео­мет­ри­че­ского стиля. К ним добав­ля­ются пред­ста­ви­тели круп­ной мор­ской фауны. Живот­ные под­час пока­заны вполне реа­ли­стично, без каких-либо боже­ствен­ных атри­бу­тов, и кажется, что они явля­ются лишь укра­ше­нием тек­стиля. Однако не стоит забы­вать, что все покровы, пончо, тюр­баны и пр., най­ден­ные в захо­ро­не­ниях, имеет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к покло­не­нию пред­кам и явля­ются цере­мо­ни­аль­ными. Поэтому на них вышиты исклю­чи­тельно куль­то­вые живот­ные, живот­ные боже­ства, живот­ные сим­волы. Кроме того, мно­гие фигуры мно­го­лики и имеют несколько про­чте­ний в соот­вет­ствии с их поло­же­нием отно­си­тельно зри­теля. Так, при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии их со всех сто­рон ста­но­вится ясно, что они изоб­ра­жают не одно живот­ное, а, ска­жем, два раз­ных, или не столько живот­ное, сколько божество-человека в опре­де­лен­ной ипо­стаси и т.д.

 

I.2.3.3.1.1. Птицы

image001Фото 1. Покров. Раз­меры: 2,5×1,6 м. Мате­риал: ткань. Место изго­тов­ле­ния: Пара­кас. Куль­тура: Пара­кас. Дата или период: 800 – 100 гг. до н.э. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии, Лима, Перу[1]

Покров, засня­тый на фото 1, выгля­дит таким про­стым, домаш­ним. На его кайме повто­ря­ется ком­по­зи­ция из двух птиц и цветка. Но, навер­няка, и она имеет сакраль­ный смысл. Это един­ствен­ный арте­факт, из тех, кото­рые я видела, где есть цветы.

image003Фото 2. Выши­тая кайма с бахро­мой. Раз­меры: 65×25 см. Наска/Паракас, Южное побе­ре­жье Перу. Ран­няя часть Ран­него про­ме­жу­точ­ного пери­ода (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Тек­стиль­ная кол­лек­ция, Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии, Кем­бридж­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, Вели­ко­бри­та­ния[2]

Узор с колибри, выши­тый на кайме покрова из Тек­стиль­ной кол­лек­ции Музея архео­ло­гии и антро­по­ло­гии Кем­бридж­ского уни­вер­си­тета (фото 2 и 3), также кажется вполне обыч­ным. Но нет ника­ких сомне­ний в том, что колибри явля­ется важ­ным обра­зом в системе рели­ги­оз­ных сим­во­лов Пара­каса и Наски. Ведь узоры с колибри, по све­де­ниям уче­ных Кем­бридж­ского уни­вер­си­тета, были очень попу­лярны в Древ­нем Перу. Ими часто укра­шали тек­стиль, при­сут­ствуют они и на рос­пи­сях кера­мики. Изоб­ра­же­ние колибри есть среди гео­гли­фов Наски[3].

image004Фото 3. Мотив каймы круп­ным планом

По сло­вам спе­ци­а­ли­стов из Думбартон-Оакса, «колибри, как пра­вило, свя­заны с рас­те­ни­ями и пло­до­ро­дием, а в неко­то­рых частях совре­мен­ного Перу счи­та­ется, что они вопло­щают в себе духов мерт­вых, кото­рые посе­щают тех, кого они знали при жизни»[3a]. Тем не менее, как мне кажется, ни одно из пере­чис­лен­ных зна­че­ний сим­вола колибри не явля­ется клю­чом к про­чте­нию тайны изоб­ра­жен­ного на кайме и не про­яс­няет, что за пред­мет они под­дер­жи­вают сво­ими клювами.

image005Фото 4. Покров. Раз­меры: 276,1×129,1 см. Мате­ри­алы и тех­ники: вышивка шер­стя­ными нит­ками по тка­ной основе из шер­сти. Куль­тура: Наска или Некро­поль Пара­каса. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу. Период: 0 – 100 гг. н.э. Бруклин­ский музей, США[4]

Судя по гре­бешку, на покрове из Бруклин­ского музея, пока­зан­ном на фото 4 – 6, вышиты кон­доры. Их фигуры, пред­став­лен­ные в трех вари­ан­тах, про­сты и не имеют ника­ких атри­бу­тов. Видимо, этого и не тре­бо­ва­лось, поскольку кон­дор – все­анд­ский сим­вол цар­ства мертвых.

image007Фото 5. Круп­ный план основ­ного поля покрова

image009Фото 6. Круп­ный план узора каймы

Покров с кон­до­рами спе­ци­а­ли­сты Бруклин­ского музея харак­те­ри­зуют как отли­ча­ю­щийся без­упреч­ным мастер­ством. При всей стро­го­сти узора он выде­ля­ется необык­но­венно кра­си­вой и бла­го­род­ной цве­то­вой гам­мой, кото­рая может быть при­суща только оде­я­ниям властителей.

image011Фото 7. Пря­мо­уголь­ный фраг­мент каймы с бахро­мой. Мате­ри­алы: шерсть, хло­пок. Раз­меры: 24,5×103 см. Куль­тура: Пара­кас. Период: 1 – 500 гг. н.э. Место находки: Наска, захо­ро­не­ния. Бри­тан­ский музей[5]

Напро­тив, очень слож­ным и мно­го­знач­ным явля­ется орна­мент каймы несо­хра­нив­ше­гося покрова с пти­цами из захо­ро­не­ний Наски, при­над­ле­жа­щей Бри­тан­скому музею (фото 7 и 8). Нетрудно себе пред­ста­вить, судя по дошед­шему до нас фраг­менту, каким поис­тине цар­ским дол­жен был быть покров и сколько труда и вре­мени потре­бо­ва­лось на его изго­тов­ле­ние. Ведь он, ско­рее всего, был весь изу­кра­шен слож­ней­шими узорами.

image013Фото 8. Круп­ный план одного из участ­ков каймы

Фигуры на кайме изоб­ра­жены в духе гео­мет­ри­че­ского стиля Пещер. И, воз­можно, они являют собой новую трак­товку двой­ной птицы. На каж­дом крыле боль­ших птиц вышита еще одна – кро­шеч­ная птица. А их головы пред­став­ляют собой улы­ба­ю­щу­юся маску с огром­ными круг­лыми гла­зами без век, кото­рые сразу застав­ляют вспом­нить о сере окулядо. Божества-птицы пока­заны в фазе полета. В зави­си­мо­сти от ори­ен­та­ции фигуры они устрем­ля­ются вер­ти­кально вверх либо вер­ти­кально вниз, что также харак­терно для изоб­ра­же­ния птиц на тек­стиле гео­мет­ри­че­ского стиля. Кроме того, каж­дая из них может вос­при­ни­маться как пока­зан­ная сверху.

Двой­ная птица явля­ется типич­ным моти­вом тка­ней гео­мет­ри­че­ского стиля Пара­каса. И если, глядя на крас­ную кайму из Бри­тан­ского музея, можно лишь пред­по­ло­жить, что на ней изоб­ра­жена двой­ная птица, то вышивка на покрове из Этно­ло­ги­че­ского музея Бер­лина (фото 8а) не остав­ляет в этом ника­кого сомне­ния. Она сви­де­тель­ствует о том, что и для тка­ней в стиле Некро­поля дан­ный сим­вол не утра­тил сво­его зна­че­ния. Выпол­нен­ный с исполь­зо­ва­нием есте­ствен­ных, а не гео­мет­ри­че­ских форм, сим­вол двой­ной птицы вызы­вает ассо­ци­а­ции с дву­гла­выми орлами – гер­бами импе­рий Ста­рого Света. Правда, на пара­кас­ском мотиве изоб­ра­жена не одна птица с двумя голо­вами, а две, соеди­нен­ные в одно целое. (Поэтому пара­кас­скую птицу пра­виль­нее было бы назы­вать не двой­ной, а сдво­ен­ной.) В ког­тях каж­дой лапы птица дер­жит змею. Такой образ застав­ляет вспом­нить сле­ду­ю­щий эпи­зод из легенды ацте­ков. В поис­ках нового дома они при­были на необи­та­е­мый ост­ров озера Тес­коко и уви­дели орла, дер­жа­щего в своих ког­тях змею, – образ из про­ро­че­ства, гла­сив­шего, что именно в таком месте их народ дол­жен посе­литься. Эта сцена – орел, сидя­щий на как­тусе и поеда­ю­щий змею, – изоб­ра­жена на мек­си­кан­ском флаге[5а]. Между тем, пара­кас­ская птица куда как старше и импер­ского дву­гла­вого орла, и орла ацтеков.

image006Фото 8а. Ткань (фраг­мент). Раз­меры: длина 150 см, ширина 80 см. Мате­риал и тех­ника: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых, вышивка. Пара­кас 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Перу, Пара­кас. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[5b]

К самым хит­ро­ум­ным узо­рам в пара­кас­ском духе сле­дует отне­сти два выре­зан­ных по кон­туру изоб­ра­же­ния птицы, хра­ня­щи­еся в Метрополитен-музее искусств и в Бри­тан­ском музее. Они отли­ча­ются только коли­че­ством паль­цев на лапах. Правда, сотруд­ники Бри­тан­ского музея не уве­рены в том, что узор изоб­ра­жает птицу. По их мне­нию, это может быть и рыба.

image015 image017Фото 9. Выши­тый фраг­мент. Фото 10. Его отра­же­ние по вер­ти­кали. Раз­меры: 10,8×12,07 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IVIII  вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[6]

В поло­же­нии, пока­зан­ном на фото 9, фигура выгля­дит как птица (почему-то груст­ная и застен­чи­вая). Однако ее кры­лья при таком ракурсе зани­мают непра­виль­ное поло­же­ние. Наи­бо­лее адек­ватно – как птица, летя­щая прямо на зри­теля, фигура выгля­дит отра­жен­ной по вер­ти­кали (фото 10). А в этом ракурсе меня­ется вос­при­я­тие ее головы. Она пре­вра­ща­ется в голову гроз­ного боже­ства в маске с тре­уголь­ным выре­зом, обла­да­ю­щего длин­ным и широ­ким клю­вом и одно­вре­менно двумя рядами зубов. В каче­стве птицы мотив вос­при­ни­ма­ется и в гори­зон­таль­ном поло­же­нии (фото 11) – как вид сверху. Но в этой пози­ции того, что у ее головы два лица, можно и не заметить.

image019Фото 11. Выре­зан­ный тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: длина 10 см, ширина 12 см. Мате­ри­алы и тех­ники: шерсть вер­блю­до­вых; темно-коричневая/черная тка­не­вая основа, покры­тая вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками жел­того, темно-коричневого, зеле­ного и крас­ного цве­тов. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Бри­тан­ский музей[7]

В Бруклин­ском музее также хра­нятся фраг­менты выши­вок, сде­лан­ных по канону птицы-чудовища. Это три вари­анта мотива с остат­ками основ­ного поля покрова (фото 12) и три вари­анта мотива, кото­рые были поса­жены на ткань, изго­тов­лен­ную в наше время (фото 13 – 15).

image031Фото 12. Фраг­мент покрова. Раз­меры: 26,5×31 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­туры: Пара­кас или Наска. Место изго­тов­ле­ния: Южное побе­ре­жье Перу. Даты: 200 – 600 гг. н.э. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный. Бруклин­ский музей[8]

Фраг­менты были при­об­ре­тены музеем в раз­ное время и дати­ру­ются по-разному. Но, как счи­тает Энн Роу, они могут при­над­ле­жать к одному и тому же покрову. По мне­нию спе­ци­а­ли­стов музея, на моти­вах изоб­ра­жены «птицы с голо­вами живот­ных»[9].

image033 image035 image037Фото 13. Тек­стиль­ный фраг­мент. Раз­меры: 9,8×12,3 см. Мате­риал и тех­ника: шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния, выши­тая шер­стя­ными нит­ками. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу. Даты: 0 – 100 гг. н.э. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный. Бруклин­ский музей[10]. Фото 14 – 15. Тек­стиль­ные фраг­менты. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых Куль­тура: Некро­поль Пара­каса. Даты: 200 – 600 гг. н.э. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный. Бруклин­ский музей[11]

Дума­ется, птица-чудовище – отоб­ра­же­ние само­лета богов во плоти или лета­ю­щей плат­формы, поскольку тем­ная (на боль­шин­стве выши­вок) зона на ее спине выгля­дит как углуб­ле­ние в кор­пусе машины. Вполне веро­ятно, что аппа­рат мог садиться на воду и дви­гаться по ней. Ведь цар­ство Пара­каса – это цар­ство воды. К тому же фигура имеет неко­то­рое сход­ство с рыбой.

Оче­видно, что мотивы с пти­цей, если и не при­над­ле­жали когда-то к одному покрову, при­над­ле­жали к одному и тому же вре­мени. Но Метрополитен-музей отно­сит арте­факт к пери­оду Пещер, а Бри­тан­ский музей – к концу пери­ода Некро­поля и даже еще более позд­нему вре­мени. Это неуди­ви­тельно. В пери­о­ди­за­ции куль­туры Пара­каса у уче­ных суще­ствуют боль­шие рас­хож­де­ния. А что уж гово­рить о дати­ро­ва­нии отдель­ных пред­ме­тов, кото­рые были пода­рены музеям, как это часто зна­чится в ката­лож­ных опи­са­ниях, част­ными лицами, при­об­рет­шими их, ско­рее всего, у уакеро, весьма дале­ких от науки и ее интересов!

image021Фото 16. Покров. Раз­меры: 298,9×137 см. Мате­ри­алы: хло­пок, шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Наска или Некро­поль Пара­каса. Место находки: Цен­траль­ное побе­ре­жье Перу. Период: 0 – 100 гг. н.э. Бруклин­ский музей[12]

image023Фото 17. Круп­ный план мотива на основ­ном поле покрова

Птица, кото­рая явля­ется одно­вре­менно рыбой, изоб­ра­жена на еще одном покрове Бруклин­ского музея (фото 16, 17 и 19). Но, ско­рее, это не рыба, а косатка, или орка (orca) – вод­ное мле­ко­пи­та­ю­щее семей­ства дель­фи­но­вых отряда кито­об­раз­ных, под­от­ряда зуба­тых китов (фото 18). Англий­ское назва­ние killer whale («кит-убийца») орка полу­чила из-за своей репу­та­ции опас­ного хищника.

image025Фото 18. Орка, выпрыг­нув­шая из воды[13]

Уди­ви­тельно мастер­ство худож­ника, кото­рый сумел так нари­со­вать кры­лья, чтобы они одно­вре­менно могли вос­при­ни­маться как ласты кита, а огром­ная зуба­стая пасть так есте­ственно смот­ре­лась рядом с пти­чьим клю­вом. Его тво­ре­ние дей­стви­тельно похоже и на ласточку-касатку, и на кита-косатку, выпры­ги­ва­ю­щего из воды. На вышивке даже пере­даны харак­тер­ные для орки боль­шие свет­лые пятна на теле.

image027Фото 19. Круп­ный план участка покрова с каймой

 

Про­дол­же­ние: с. 16

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 15 | 16 |

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>