I.2.3.2.6. Красные покровы с «прорезями»

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.2.6. Крас­ные покровы с «прорезями»

image001Фото 1[1]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Среди тек­стиля гео­мет­ри­че­ского стиля осо­бую группу состав­ляют хорошо узна­ва­е­мые покровы, на основ­ном поле кото­рых крас­ные узор­ные полосы чере­ду­ются с глад­кими темно-синими поло­сами, что создает впе­чат­ле­ние про­ре­зей. Полосы могут быть ском­по­но­ваны в пря­мо­уголь­ник, где они парал­лельны друг другу, но пер­пен­ди­ку­лярны поло­сам сосед­них пря­мо­уголь­ни­ков (фото 1 и 2). Однако более рас­про­стра­нены покровы, где все полосы парал­лельны друг другу.

image003Фото 2[2]. Круп­ный план основ­ного поля покрова

Ткани крас­ных покро­вов выпол­нены, как пра­вило, из одно­тон­ных шер­стя­ных ниток, а затем вышиты иглой. Вышивка зани­мает во мно­гих слу­чаях почти всю их поверх­ность (кроме темно-синих полос).

Крас­ные покровы с «про­ре­зями» имеют не только почти оди­на­ко­вые форму и цве­то­вую гамму, но и схо­жую лен­точ­ную узор­ную ком­по­зи­цию моти­вов. Она осно­вана на S-образной фигуре и суще­ствует в трех основ­ных вариантах.

image036Фото 2а[2а]. Круп­ный план мотива каймы покрова с фото 1

Пер­вый вари­ант пред­став­лен един­ствен­ным из извест­ных мне покро­вов с бло­ками из «про­ре­зей» (фото 1, 2, 2а). Такой узор мне пока больше не встре­чался. На нем S–образ­ная фигура мотива ском­по­но­вана с мас­кой, кото­рую состав­ляют две головы птицы на одной шее. По край­ней мере, так они вос­при­ни­ма­ются на мотиве основ­ного поля. На мотиве каймы эта маска выгля­дит иначе (фото 2а). Дру­гие два вари­анта мотива, видимо, были более рас­про­стра­нены. В соот­вет­ствии с ними покровы с «про­ре­зями» можно раз­де­лить на две части. В одной из них глав­ная фигура мотива – маска сера окулядо, а в дру­гой – фигура дино­завра в маске. Но посла­ния, кото­рые они несут, дума­ется, схожи, хотя в них сде­ланы раз­ные акценты.

Пер­вая группа покро­вов (фото 3 – 8) вышита узо­рами, где глав­ным пер­со­на­жем высту­пает сер окулядо, вер­нее его маска с лучами, боль­шая часть из кото­рых закан­чи­ва­ется округ­лым сги­бом или спи­ра­лью. Дино­завр в маске здесь постав­лен на вто­рой план, и поэтому его фигура зна­чи­тельно меньше.

image005Фото 3. Покров. Раз­меры: длина 181 см, ширина 95,5 см. Мате­ри­алы: ткань (шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние; сте­бель­ча­тый шов и др. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Ика. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[3]

Судя по дати­ровке Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии, покров, кото­рый там хра­нится (фото 3 и 4), – самый древ­ний из этой группы. Как и тот, что будет рас­смот­рен далее (фото 11 и 12), он был най­ден не на полу­ост­рове Пара­кас, а в долине Ики. Покровы Ики меньше пара­кас­ских. У них нет бахромы, кайма узкая, и ее имеют часто только длин­ные сто­роны. Крас­ные полосы более широ­кие, чем у дру­гих покровов.

image007Фото 4. Круп­ный план угла покрова из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории

Почти пол­ной копией моти­вов каймы и полос основ­ного поля покрова из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии явля­ются мотивы покрова из Музея изящ­ных искусств Бостона (фото 4а и 4b).

image014Фото 4а. Покров. Раз­меры: 133,4×288,3 см. Мате­риал или тех­ника: ткань из шер­сти вер­блю­до­вого полот­ня­ного пере­пле­те­ния темно-синего цвета с вышив­кой сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками крас­ного, жел­того, синего, зеле­ного цве­тов; бахрома. Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1, 0 – 100 гг. н.э. Южное побе­ре­жье, Пара­кас, Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[3а]

image034Фото 4b. Круп­ный план участка покрова с каймой

Тре­тьим покро­вом с ана­ло­гич­ным узо­ром вла­деет Музей Аме­рики (фото 5 – 7). По дан­ным ката­лога музея, он создан позже пер­вых двух покровов.

image009Фото 5. Покров. Раз­меры: 284×150 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тур­ный контекст/стиль: Некро­поль Пара­каса. Южное побе­ре­жье. Период: 100 – 200 гг. н.э. Музей Аме­рики, Мад­рид, Испа­ния[4]

image011Фото 6. Круп­ный план каймы покрова

image012Фото 7. Покров в инте­рьере Музея Аме­рики[5]

Покров, хра­ня­щийся в Музее искусств округа Лос-Анджелес (фото 8), был най­ден в самом Некро­поле. Он несколько отли­ча­ется по рисунку моти­вов от дру­гих покро­вов пер­вой группы. Кроме того, гео­мет­ри­че­ский орна­мент в духе Пещер выпол­нен на них плав­ными лини­ями. Маски сера окулядо здесь имеют ост­рый под­бо­ро­док, что харак­терно для его зве­ри­ной ипостаси.

image032Фото 8. Покров. Раз­меры: 249,56×145,42 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Место находки: Перу, Южное побе­ре­жье, Некро­поль Пара­каса, 200 г. до н.э. – 200 г. н.э. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[6]

Вто­рая группа покро­вов (фото 8а – 12) посвя­щена дино­завру в коша­чьей маске – фелино окулядо. При этом маска сера окулядо пока­зана более мелко, да и при­сут­ствует она далеко не на всех покровах.

image030Фото 8а[6а]. Мотив каймы неиз­вест­ного покрова круп­ным пла­ном. (Све­де­ний о покрове нет.)

Музей Рафа­эля Ларко вла­деет покро­вом, кото­рый имеет самые боль­шие раз­меры и наи­бо­лее детально и четко про­ра­бо­тан­ный рису­нок, а зна­чит, и наи­бо­лее четко сфор­му­ли­ро­ван­ное посла­ние. Осо­бый инте­рес пред­став­ляет тот факт, что этот тек­стиль был обна­ру­жен в Чавин-де-Уантаре.

image016Фото 9. Покров с изоб­ра­же­нием живот­ных семей­ства коша­чьих с телом зме­и­ной формы. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Раз­меры: 153,5×302,4×0,2 см. Вес: 1379 г. Культура/стиль: Пара­кас. Хро­но­ло­гия по Рафа­элю Ларко: Эпоха ста­нов­ле­ния (Época Formativa) (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.), по Джону Роу: Ран­ний гори­зонт (800 – 200 гг. до н.э.). Регион: Южное побе­ре­жье. Долина: Мосна (Mosna). Место: Чавин-де-Уантар. Музей Рафа­эля Ларко, Лима, Перу[7]

Основ­ной мотив покрова состоит из двух боль­ших фигур фелино окулядо, кото­рые повер­нуты друг к другу спи­нами. При этом их головы нахо­дятся в про­ти­во­по­лож­ных кон­цах. Фелино окулядо впи­саны в пря­мо­уголь­ник, внутри кото­рого есть зна­чи­тельно более мел­кие и еще более гео­мет­рич­ные фигурки гор­ба­тых котов и птиц.

image018Фото 10. Основ­ной мотив узора на кайме покрова

Фигура фелино окулядо пред­став­лена не как живое суще­ство. Мало того, что все ее кон­туры изги­ба­ются не плавно как у живот­ных и людей, а под углом. Ее части – голова/маска, лапы с ког­тями и не гор­ба­тое, как обычно, а пря­мо­уголь­ное тело, пере­хо­дя­щее в хвост, не состав­ляют еди­ного целого. Они не соеди­нены одна с дру­гой, а как бы при­став­лены друг к другу. А между голо­вой, вер­нее, мас­кой и телом даже есть суще­ствен­ный зазор. На моти­вах дру­гих покро­вов отчет­ливо видно, что голова/маска соеди­нена с телом посред­ством труб­ко­об­раз­ной шеи. В теле фелино окулядо нахо­дится еще один такой же фелино окулядо мень­шего раз­мера, в кото­ром поме­щен еще один – третий.

image038 image040Фото 10а[7a] и 10b[7b]. Вари­анты цве­то­вых реше­ний мотива

Пря­мо­уголь­ная часть мотива с фелино огра­ни­чена с двух сто­рон дру­гим пря­мо­уголь­ни­ком, состав­лен­ным из лест­нич­ных эле­мен­тов, кото­рые вклю­чают в себя улы­ба­ю­щу­юся чело­ве­че­скую маску сера окулядо с исхо­дя­щими от нее завит­ками, малень­кие фигурки гор­ба­того кота и птицы.

В целом непре­рыв­ный (лен­точ­ный) узор каймы напо­ми­нает кар­дио­грамму. В прин­ципе, как и на осталь­ных крас­ных покро­вах, в нем уга­ды­ва­ются очер­та­ния раз­но­вид­но­сти меанд­ро­вого узора, кото­рый в более позд­них куль­ту­рах опре­де­ля­ется уче­ными как сим­вол мор­ских волн. Видимо, и на пара­кас­ских тка­нях мор­ские волны – одно из его зна­че­ний. Впро­чем, S-образная фигура с двумя голо­вами тол­ку­ется и как амару, что не мешает этой фигуре нести оба значения.

Узор­ная ком­по­зи­ция настолько мно­го­пла­нова и мно­го­значна, что, навер­няка, можно найти в ней и дру­гие, менее оче­вид­ные фигуры, кото­рые полу­ча­ются из оче­вид­ных. Так, напри­мер, про­стран­ство между боль­шими коша­чьими можно про­честь как змею с двумя голо­вами и т.д.

Рису­нок мотива как каймы, так и основ­ной части покрова неиз­ме­нен. Меня­ется только ком­би­на­ция из трех цве­тов (жел­тый, зеле­ный и чер­ный), кото­рыми выпол­нены обводы фигур. Жел­тый появ­ля­ется во всех цве­то­вых сочетаниях.

image020Фото 11. Покров. Раз­мер: 191,7 см. Мате­риал: ткань (шерсть вер­блю­до­вых). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние; сте­бель­ча­тый шов и шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей (cross knit loop stitch). Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побе­ре­жье, Ика. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[8]

Основ­ной мотив узора на покрове, кото­рые был най­ден в долине Ики (фото 11 и 12), бли­зок по поло­же­нию фигур фелино окулядо к мотиву покрова из Чавин-де-Уантара, но он гораздо проще и, в част­но­сти, не содер­жит пря­мо­уголь­ника с лест­нич­ными эле­мен­тами и мас­кой сера окулядо. В то же время на покрове мы видим еще один вари­ант поло­же­ния фигур фелино окулядо: они повер­нуты друг к другу не спи­нами, а лапами. При этом на покрове при­сут­ствуют два раз­ных фелино окулядо. У основ­ного фелино тело длин­ное, вер­хушка горба сре­зана и он так же, как и фелино на покрове из Чавин-де-Уантара (фото 9), напо­ми­нает бро­не­по­езд. Тело вто­рого фелино короче, а горб выше и маска имеет уши несколько дру­гой формы. Его сход­ство с котом очевидно.

image022Фото 12. Круп­ный план угла покрова, обна­ру­жен­ного в Ике

В Музее миро­вой куль­туры хра­нится эскла­вина, най­ден­ная в Некро­поле Пара­каса, с очень похо­жей орна­мен­таль­ной ком­по­зи­цией (фото 13 и 14). Видимо, покров из Ики и эскла­вина из Некро­поля были вышиты масте­рами одного поколения.

image024Фото 13. Пончо. Раз­меры: 102×129 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Эпоха/происхождение: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[9]

image026Фото 14. Отделка гор­ло­вины круп­ным планом

Суще­ствуют и дру­гие тка­ные арте­факты, кото­рые можно отне­сти к стилю крас­ных покро­вов с «про­ре­зями», но они не так хороши, как те экзем­пляры, о кото­рых сей­час шла речь. Во-первых, выбран­ные мной для изу­че­ния покровы сохра­ни­лись почти пол­но­стью и почти не утра­тили сво­его декора. Кстати ска­зать, я думаю, что именно вышивка помогла им сохра­ниться. Она, прежде всего, укре­пила тка­ную под­ложку. Не исклю­чено, что свою роль сыг­рали и кра­си­тели ниток, кото­рые, воз­можно, вклю­чали в свою фор­мулу и кон­сер­ви­ру­ю­щие шерсть добавки. Эту мысль под­твер­ждает хотя бы то, что невы­ши­тое основ­ное поле тка­ней, кото­рые нахо­дятся, напри­мер, в кол­лек­ции Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии, часто сильно повре­ждено вре­ме­нем (фото 3 и 15) или вообще отсут­ствует, и в музее хра­нится только их выши­тая кайма.

image024Фото 15. Круп­ный план каймы рубашки. Полу­ост­ров Пара­кас. «Дан­ные источ­ника гла­сят: …укра­шен­ный тек­стиль, свя­зан­ный с перу­ан­скими муми­ями, раз­вер­ну­тыми в Аме­ри­кан­ском музее есте­ствен­ной исто­рии в сен­тябре 1949 г.». Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[10]

Во-вторых, пред­став­лен­ные здесь ткани – одна из вер­шин тво­ре­ний пара­кас­цев в дан­ном стиле. Они вышиты кано­ни­че­скими, а зна­чит, луч­шими узо­рами с выве­рен­ной сим­во­ли­кой, кото­рые выпол­нены с наи­выс­шим мастер­ством и пред­став­ляют собой клас­сику крас­ных покровов.

 

Про­дол­же­ние: с. 14

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>