I.2.3.2.5. Ткани позднего геометрического стиля

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

image001

I.2.3.2.5. Ткани позд­него гео­мет­ри­че­ского стиля

image025Фото 1. Фраг­мент каймы. Раз­меры: 165,1×27,94 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых.  Куль­тура: Пара­кас. Дата: VII вв. до н.э. Гео­гра­фия: Перу. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[1]

Дву­гла­вая птица – спут­ник сера окулядо – ста­но­вится излюб­лен­ным моти­вом тек­стиля позд­него гео­мет­ри­че­ского стиля. Ее раз­меры все­гда были малень­кими, намного усту­пали раз­ме­рам глав­ного боже­ства. Теперь дву­гла­вая птица высту­пает как само­сто­я­тель­ный пер­со­наж. Отступ­ле­ний от канона дву­гла­вой птицы на раз­ных тка­нях почти нет. Видимо, при­чина стро­го­сти канона заклю­ча­ется в том, что он имеет очень хит­ро­ум­ную и слож­ную ком­по­зи­цию, состав­лен­ную из вза­и­мо­за­ви­си­мых фигур, кото­рая при отступ­ле­нии от образца разрушается.

image003Фото 2. Круп­ный план каймы

Одним из наи­бо­лее ран­них при­ме­ров при­ме­не­ния канона дву­гла­вой птицы, судя по дати­ровке Метрополитен-музей искусств, явля­ется крас­ная кайма несо­хра­нив­ше­гося покрова (фото 1 и 2). На ней мотив, хотя и имеет форму пря­мо­уголь­ника, не отли­ча­ется от сосед­него цве­том фона. (Впро­чем, кайма имеет такой же вид и на покро­вах в стиле Некро­поля.) На более позд­нем покрове из Бруклин­ского музея (фото 3 и 4) цвета фона моти­вов (жел­тый, чер­ный и крас­ный) кон­тра­сти­руют друг с дру­гом. То есть появ­ля­ются цве­то­вые блоки, кото­рые при­сущи стилю Некро­поля. Но они пока рас­по­ла­га­ются только на кайме, а основ­ное поле оста­ется глад­ким. На тек­стиле Некро­поля цве­то­вые блоки пере­би­ра­ются  на основ­ное поле, а на кайме цвет фона моти­вов снова ста­но­вится единым.

image005Фото 3. Покров. Раз­меры: 280×124 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу. Период: 100 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклин­ский музей, США[2]

Покров из Бруклин­ского музея уже имеет форму, харак­тер­ную для пери­ода Некро­поля. Она опре­де­ля­ется осо­бой фор­мой каймы, кото­рая не явля­ется непре­рыв­ной. Кайма сверху и снизу как бы заклю­чает покров в пря­мые скобки, остав­ляя сво­бод­ной около трети от длины корот­ких сто­рон покрова в их сере­дине. Как пра­вило, внеш­няя сто­рона клас­си­че­ской каймы укра­ша­ется бахро­мой из ниток тех цве­тов, кото­рые исполь­зо­ва­лись для выпол­не­ния узо­ров. По внут­рен­нему краю каймы про­хо­дит узкий орна­мент из умень­шен­ных фигур основ­ного мотива (фото 4).

image007Фото 4. Круп­ный план угла покрова Бруклин­ского музея

Пре­ры­вать кайму также пола­га­лось и на пара­кас­ском пончо, кото­рое назы­ва­ется «эскла­вина» (исп. esclavina) – малень­кое пончо. Эскла­вина более похо­дила не на пол­но­цен­ную одежду, а на боль­шой наклад­ной воротник.

image001Фото 5. Эскла­вина. Раз­меры: 64,8×50,8 см. Мате­риал или тех­ника: ткань темно-синего цвета из шер­сти вер­блю­до­вого полот­ня­ного пере­пле­те­ния, выши­тая шер­стью жел­того, крас­ного, темно-зеленого и фио­ле­то­вого цве­тов. Куль­тура Пара­кас, Ран­ний гори­зонт, воз­можно, фаза-10, 100 г. до н.э. – 0 г. н.э. Южное побе­ре­жье Перу. Музей изящ­ных искусств, Бостон, США[3]

image027Фото 5а. Кайма гор­ло­вины круп­ным планом

В Музее изящ­ных искусств Бостона хра­нится эскла­вина с очень похо­жей орна­мен­таль­ной ком­по­зи­цией (фото 5 и 5а). Веро­ятно, обе вещи были сде­ланы в одной мастер­ской и вхо­дили в погре­баль­ное при­да­ное одной и той же мумии.

image009Фото 6[4]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу(?)

Покровы, о кото­рых пой­дет речь далее, еще более при­бли­жены к блоч­ному стилю Некро­поля, нежели упо­мя­ну­тые эскла­вина и покров. Их основ­ное поле выгля­дит как шах­мат­ная доска, что счи­та­ется отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью стиля Некро­поля. В то же время рису­нок моти­вов оста­ется гео­мет­ри­че­ским. Это поз­во­ляет назвать стиль дан­ных покро­вов блочно-геометрическим. Среди цве­тов основ­ными явля­ются чер­ный и красный.

image011Фото 7[5]. Круп­ный план покрова. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу(?)

Кажется, что на фото 6 и 7 пред­став­лен один и тот же покров и на них пока­заны его общий вид и круп­ный план. Но при вни­ма­тель­ном срав­не­нии видно, что на них засняты два раз­ных покрова. Однако снимки в купе дают доста­точно пол­ное пред­став­ле­ние об этих почти оди­на­ко­вых покро­вах и о такого типа покро­вах вообще.

image015Фото 8. Покров. Раз­меры: длина 260 см, ширина 102 см. Мате­риал: ткань (шерсть вер­блю­до­вых). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние; сте­бель­ча­тый и там­бур­ный швы, бахрома. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побе­ре­жье(?). Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии, Нью-Йорк, США[6]

image015Фото 9. Круп­ный план угла покрова Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории

Тре­тий покров с пти­цами на шах­мат­ном поле (фото 8 и 9) сде­лан по тому же образцу, что и пер­вые два. К сожа­ле­нию, он истлел в неко­то­рых местах и поте­рял кайму одной из длин­ных сто­рон. Хотя этот покров, как и почти вся пара­кас­ская кол­лек­ция Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной исто­рии, дати­ро­ван 800 – 100 гг. до н.э., на осно­ва­нии его схо­же­сти с дру­гими покро­вами, кото­рые отно­сятся к блочно-геометрическому стилю пери­ода Некро­поля, я бы дати­ро­вала его не ранее 100 г. до н.э.

image017Фото 10[7]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу(?)

Кроме тка­ней с пти­цами, к черно-красному тек­стилю блочно-геометрического стиля можно отне­сти покров с сером окулядо (фото 10 – 12). Его фигура выпол­нена по канону «сер окулядо в ипо­стаси дино­завра», кото­рый харак­те­рен для тка­ней с крас­ной каймой.

image019Фото 11[8]. Круп­ный план основ­ного поля покрова

image021Фото 12[9]. Круп­ный план каймы покрова

Схо­жую ико­но­гра­фию имеет покров из Бруклин­ского музея (фото 13 – 15).

image009Фото 13. Покров. Раз­меры: 267×131,9 см. Мате­риал: основ­ное поле темно-зеленого цвета – шер­стя­ная ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния; кайма (24 см с бахро­мой) – хлоп­ко­вая ткань; вышивка шер­стью. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу. Куль­тура: Некро­поль Пара­каса «линей­ный». Даты: 100 г. до н.э. – 100 г. н.э. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1. Бруклин­ский музей[10]

image029Фото 14. Мотив каймы

image031Фото 15. Уча­сток основ­ного поля покрова


Про­дол­же­ние: с. 13

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 1112 | 13 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>