Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.2.6. Красные покровы с «прорезями»
Фото 1[1]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу
Среди текстиля геометрического стиля особую группу составляют хорошо узнаваемые покровы, на основном поле которых красные узорные полосы чередуются с гладкими темно-синими полосами, что создает впечатление прорезей. Полосы могут быть скомпонованы в прямоугольник, где они параллельны друг другу, но перпендикулярны полосам соседних прямоугольников (фото 1 и 2). Однако более распространены покровы, где все полосы параллельны друг другу.
Фото 2[2]. Крупный план основного поля покрова
Ткани красных покровов выполнены, как правило, из однотонных шерстяных ниток, а затем вышиты иглой. Вышивка занимает во многих случаях почти всю их поверхность (кроме темно-синих полос).
Красные покровы с «прорезями» имеют не только почти одинаковые форму и цветовую гамму, но и схожую ленточную узорную композицию мотивов. Она основана на S-образной фигуре и существует в трех основных вариантах.
Фото 2а[2а]. Крупный план мотива каймы покрова с фото 1
Первый вариант представлен единственным из известных мне покровов с блоками из «прорезей» (фото 1, 2, 2а). Такой узор мне пока больше не встречался. На нем S–образная фигура мотива скомпонована с маской, которую составляют две головы птицы на одной шее. По крайней мере, так они воспринимаются на мотиве основного поля. На мотиве каймы эта маска выглядит иначе (фото 2а). Другие два варианта мотива, видимо, были более распространены. В соответствии с ними покровы с «прорезями» можно разделить на две части. В одной из них главная фигура мотива – маска сера окулядо, а в другой – фигура динозавра в маске. Но послания, которые они несут, думается, схожи, хотя в них сделаны разные акценты.
Первая группа покровов (фото 3 – 8) вышита узорами, где главным персонажем выступает сер окулядо, вернее его маска с лучами, большая часть из которых заканчивается округлым сгибом или спиралью. Динозавр в маске здесь поставлен на второй план, и поэтому его фигура значительно меньше.
Фото 3. Покров. Размеры: длина 181 см, ширина 95,5 см. Материалы: ткань (шерсть верблюдовых, хлопок). Техники: полотняное переплетение; стебельчатый шов и др. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Ика. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[3]
Судя по датировке Американского музея естественной истории, покров, который там хранится (фото 3 и 4), – самый древний из этой группы. Как и тот, что будет рассмотрен далее (фото 11 и 12), он был найден не на полуострове Паракас, а в долине Ики. Покровы Ики меньше паракасских. У них нет бахромы, кайма узкая, и ее имеют часто только длинные стороны. Красные полосы более широкие, чем у других покровов.
Фото 4. Крупный план угла покрова из Американского музея естественной истории
Почти полной копией мотивов каймы и полос основного поля покрова из Американского музея естественной истории являются мотивы покрова из Музея изящных искусств Бостона (фото 4а и 4b).
Фото 4а. Покров. Размеры: 133,4×288,3 см. Материал или техника: ткань из шерсти верблюдового полотняного переплетения темно-синего цвета с вышивкой стебельчатым швом шерстяными нитками красного, желтого, синего, зеленого цветов; бахрома. Паракас, Ранний промежуточный период, фаза-1, 0 – 100 гг. н.э. Южное побережье, Паракас, Перу. Музей изящных искусств, Бостон, США[3а]
Фото 4b. Крупный план участка покрова с каймой
Третьим покровом с аналогичным узором владеет Музей Америки (фото 5 – 7). По данным каталога музея, он создан позже первых двух покровов.
Фото 5. Покров. Размеры: 284×150 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культурный контекст/стиль: Некрополь Паракаса. Южное побережье. Период: 100 – 200 гг. н.э. Музей Америки, Мадрид, Испания[4]
Фото 6. Крупный план каймы покрова
Фото 7. Покров в интерьере Музея Америки[5]
Покров, хранящийся в Музее искусств округа Лос-Анджелес (фото 8), был найден в самом Некрополе. Он несколько отличается по рисунку мотивов от других покровов первой группы. Кроме того, геометрический орнамент в духе Пещер выполнен на них плавными линиями. Маски сера окулядо здесь имеют острый подбородок, что характерно для его звериной ипостаси.
Фото 8. Покров. Размеры: 249,56×145,42 см. Материал: шерсть верблюдовых. Место находки: Перу, Южное побережье, Некрополь Паракаса, 200 г. до н.э. – 200 г. н.э. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[6]
Вторая группа покровов (фото 8а – 12) посвящена динозавру в кошачьей маске – фелино окулядо. При этом маска сера окулядо показана более мелко, да и присутствует она далеко не на всех покровах.
Фото 8а[6а]. Мотив каймы неизвестного покрова крупным планом. (Сведений о покрове нет.)
Музей Рафаэля Ларко владеет покровом, который имеет самые большие размеры и наиболее детально и четко проработанный рисунок, а значит, и наиболее четко сформулированное послание. Особый интерес представляет тот факт, что этот текстиль был обнаружен в Чавин-де-Уантаре.
Фото 9. Покров с изображением животных семейства кошачьих с телом змеиной формы. Материал: шерсть верблюдовых. Размеры: 153,5×302,4×0,2 см. Вес: 1379 г. Культура/стиль: Паракас. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха становления (Época Formativa) (1250 г. до н.э. – 1 г. н.э.), по Джону Роу: Ранний горизонт (800 – 200 гг. до н.э.). Регион: Южное побережье. Долина: Мосна (Mosna). Место: Чавин-де-Уантар. Музей Рафаэля Ларко, Лима, Перу[7]
Основной мотив покрова состоит из двух больших фигур фелино окулядо, которые повернуты друг к другу спинами. При этом их головы находятся в противоположных концах. Фелино окулядо вписаны в прямоугольник, внутри которого есть значительно более мелкие и еще более геометричные фигурки горбатых котов и птиц.
Фото 10. Основной мотив узора на кайме покрова
Фигура фелино окулядо представлена не как живое существо. Мало того, что все ее контуры изгибаются не плавно как у животных и людей, а под углом. Ее части – голова/маска, лапы с когтями и не горбатое, как обычно, а прямоугольное тело, переходящее в хвост, не составляют единого целого. Они не соединены одна с другой, а как бы приставлены друг к другу. А между головой, вернее, маской и телом даже есть существенный зазор. На мотивах других покровов отчетливо видно, что голова/маска соединена с телом посредством трубкообразной шеи. В теле фелино окулядо находится еще один такой же фелино окулядо меньшего размера, в котором помещен еще один – третий.
Фото 10а[7a] и 10b[7b]. Варианты цветовых решений мотива
Прямоугольная часть мотива с фелино ограничена с двух сторон другим прямоугольником, составленным из лестничных элементов, которые включают в себя улыбающуюся человеческую маску сера окулядо с исходящими от нее завитками, маленькие фигурки горбатого кота и птицы.
В целом непрерывный (ленточный) узор каймы напоминает кардиограмму. В принципе, как и на остальных красных покровах, в нем угадываются очертания разновидности меандрового узора, который в более поздних культурах определяется учеными как символ морских волн. Видимо, и на паракасских тканях морские волны – одно из его значений. Впрочем, S-образная фигура с двумя головами толкуется и как амару, что не мешает этой фигуре нести оба значения.
Узорная композиция настолько многопланова и многозначна, что, наверняка, можно найти в ней и другие, менее очевидные фигуры, которые получаются из очевидных. Так, например, пространство между большими кошачьими можно прочесть как змею с двумя головами и т.д.
Рисунок мотива как каймы, так и основной части покрова неизменен. Меняется только комбинация из трех цветов (желтый, зеленый и черный), которыми выполнены обводы фигур. Желтый появляется во всех цветовых сочетаниях.
Фото 11. Покров. Размер: 191,7 см. Материал: ткань (шерсть верблюдовых). Техники: полотняное переплетение; стебельчатый шов и шов скрещенной вязальной петлей (cross knit loop stitch). Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побережье, Ика. Американский музей естественной истории[8]
Основной мотив узора на покрове, которые был найден в долине Ики (фото 11 и 12), близок по положению фигур фелино окулядо к мотиву покрова из Чавин-де-Уантара, но он гораздо проще и, в частности, не содержит прямоугольника с лестничными элементами и маской сера окулядо. В то же время на покрове мы видим еще один вариант положения фигур фелино окулядо: они повернуты друг к другу не спинами, а лапами. При этом на покрове присутствуют два разных фелино окулядо. У основного фелино тело длинное, верхушка горба срезана и он так же, как и фелино на покрове из Чавин-де-Уантара (фото 9), напоминает бронепоезд. Тело второго фелино короче, а горб выше и маска имеет уши несколько другой формы. Его сходство с котом очевидно.
Фото 12. Крупный план угла покрова, обнаруженного в Ике
В Музее мировой культуры хранится эсклавина, найденная в Некрополе Паракаса, с очень похожей орнаментальной композицией (фото 13 и 14). Видимо, покров из Ики и эсклавина из Некрополя были вышиты мастерами одного поколения.
Фото 13. Пончо. Размеры: 102×129 см. Материал: шерсть верблюдовых. Эпоха/происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период. Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[9]
Фото 14. Отделка горловины крупным планом
Существуют и другие тканые артефакты, которые можно отнести к стилю красных покровов с «прорезями», но они не так хороши, как те экземпляры, о которых сейчас шла речь. Во-первых, выбранные мной для изучения покровы сохранились почти полностью и почти не утратили своего декора. Кстати сказать, я думаю, что именно вышивка помогла им сохраниться. Она, прежде всего, укрепила тканую подложку. Не исключено, что свою роль сыграли и красители ниток, которые, возможно, включали в свою формулу и консервирующие шерсть добавки. Эту мысль подтверждает хотя бы то, что невышитое основное поле тканей, которые находятся, например, в коллекции Американского музея естественной истории, часто сильно повреждено временем (фото 3 и 15) или вообще отсутствует, и в музее хранится только их вышитая кайма.
Фото 15. Крупный план каймы рубашки. Полуостров Паракас. «Данные источника гласят: …украшенный текстиль, связанный с перуанскими мумиями, развернутыми в Американском музее естественной истории в сентябре 1949 г.». Американский музей естественной истории[10]
Во-вторых, представленные здесь ткани – одна из вершин творений паракасцев в данном стиле. Они вышиты каноническими, а значит, лучшими узорами с выверенной символикой, которые выполнены с наивысшим мастерством и представляют собой классику красных покровов.
Продолжение: с. 14
[2] http://www.flickr.com/photos/richgad/5906474257/in/photostream/
[2а] http://www.larepublica.pe/10–03-2013/textiles-prehispanicos-del-peru-se-exhibiran-en-palacio-de-la-moneda
[3] http://anthro.amnh.org/anthropology/databases/common/image_dup.cfm?catno=41.0%2F%201504&from_anthro=yes
[7] http://www.museolarco.org/catalogo/ficha.php?id=43903
[7b] http://farm8.staticflickr.com/7338/8726772669_4f4ed4e0bb_b.jpg