Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.2.5. Ткани позднего геометрического стиля
Фото 1. Фрагмент каймы. Размеры: 165,1×27,94 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Дата: V – II вв. до н.э. География: Перу. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[1]
Двуглавая птица – спутник сера окулядо – становится излюбленным мотивом текстиля позднего геометрического стиля. Ее размеры всегда были маленькими, намного уступали размерам главного божества. Теперь двуглавая птица выступает как самостоятельный персонаж. Отступлений от канона двуглавой птицы на разных тканях почти нет. Видимо, причина строгости канона заключается в том, что он имеет очень хитроумную и сложную композицию, составленную из взаимозависимых фигур, которая при отступлении от образца разрушается.
Одним из наиболее ранних примеров применения канона двуглавой птицы, судя по датировке Метрополитен-музей искусств, является красная кайма несохранившегося покрова (фото 1 и 2). На ней мотив, хотя и имеет форму прямоугольника, не отличается от соседнего цветом фона. (Впрочем, кайма имеет такой же вид и на покровах в стиле Некрополя.) На более позднем покрове из Бруклинского музея (фото 3 и 4) цвета фона мотивов (желтый, черный и красный) контрастируют друг с другом. То есть появляются цветовые блоки, которые присущи стилю Некрополя. Но они пока располагаются только на кайме, а основное поле остается гладким. На текстиле Некрополя цветовые блоки перебираются на основное поле, а на кайме цвет фона мотивов снова становится единым.
Фото 3. Покров. Размеры: 280×124 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Место находки: Южное побережье Перу. Период: 100 г. до н.э. – 100 г. н.э. Бруклинский музей, США[2]
Покров из Бруклинского музея уже имеет форму, характерную для периода Некрополя. Она определяется особой формой каймы, которая не является непрерывной. Кайма сверху и снизу как бы заключает покров в прямые скобки, оставляя свободной около трети от длины коротких сторон покрова в их середине. Как правило, внешняя сторона классической каймы украшается бахромой из ниток тех цветов, которые использовались для выполнения узоров. По внутреннему краю каймы проходит узкий орнамент из уменьшенных фигур основного мотива (фото 4).
Фото 4. Крупный план угла покрова Бруклинского музея
Прерывать кайму также полагалось и на паракасском пончо, которое называется «эсклавина» (исп. esclavina) – маленькое пончо. Эсклавина более походила не на полноценную одежду, а на большой накладной воротник.
Фото 5. Эсклавина. Размеры: 64,8×50,8 см. Материал или техника: ткань темно-синего цвета из шерсти верблюдового полотняного переплетения, вышитая шерстью желтого, красного, темно-зеленого и фиолетового цветов. Культура Паракас, Ранний горизонт, возможно, фаза-10, 100 г. до н.э. – 0 г. н.э. Южное побережье Перу. Музей изящных искусств, Бостон, США[3]
Фото 5а. Кайма горловины крупным планом
В Музее изящных искусств Бостона хранится эсклавина с очень похожей орнаментальной композицией (фото 5 и 5а). Вероятно, обе вещи были сделаны в одной мастерской и входили в погребальное приданое одной и той же мумии.
Фото 6[4]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу(?)
Покровы, о которых пойдет речь далее, еще более приближены к блочному стилю Некрополя, нежели упомянутые эсклавина и покров. Их основное поле выглядит как шахматная доска, что считается отличительной особенностью стиля Некрополя. В то же время рисунок мотивов остается геометрическим. Это позволяет назвать стиль данных покровов блочно-геометрическим. Среди цветов основными являются черный и красный.
Фото 7[5]. Крупный план покрова. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу(?)
Кажется, что на фото 6 и 7 представлен один и тот же покров и на них показаны его общий вид и крупный план. Но при внимательном сравнении видно, что на них засняты два разных покрова. Однако снимки в купе дают достаточно полное представление об этих почти одинаковых покровах и о такого типа покровах вообще.
Фото 8. Покров. Размеры: длина 260 см, ширина 102 см. Материал: ткань (шерсть верблюдовых). Техники: полотняное переплетение; стебельчатый и тамбурный швы, бахрома. Культура: Паракас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побережье(?). Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[6]
Фото 9. Крупный план угла покрова Американского музея естественной истории
Третий покров с птицами на шахматном поле (фото 8 и 9) сделан по тому же образцу, что и первые два. К сожалению, он истлел в некоторых местах и потерял кайму одной из длинных сторон. Хотя этот покров, как и почти вся паракасская коллекция Американского музея естественной истории, датирован 800 – 100 гг. до н.э., на основании его схожести с другими покровами, которые относятся к блочно-геометрическому стилю периода Некрополя, я бы датировала его не ранее 100 г. до н.э.
Фото 10[7]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу(?)
Кроме тканей с птицами, к черно-красному текстилю блочно-геометрического стиля можно отнести покров с сером окулядо (фото 10 – 12). Его фигура выполнена по канону «сер окулядо в ипостаси динозавра», который характерен для тканей с красной каймой.
Фото 11[8]. Крупный план основного поля покрова
Фото 12[9]. Крупный план каймы покрова
Схожую иконографию имеет покров из Бруклинского музея (фото 13 – 15).
Фото 13. Покров. Размеры: 267×131,9 см. Материал: основное поле темно-зеленого цвета – шерстяная ткань полотняного переплетения; кайма (24 см с бахромой) – хлопковая ткань; вышивка шерстью. Место находки: Южное побережье Перу. Культура: Некрополь Паракаса «линейный». Даты: 100 г. до н.э. – 100 г. н.э. Период: Ранний промежуточный период, фаза-1. Бруклинский музей[10]
Фото 15. Участок основного поля покрова
Продолжение: с. 13