I.2.3.3. Текстиль в стиле Некрополя

 Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

image001

I.2.3.3. Тек­стиль в стиле Некро­поля. Узор­ные композиции

Покровы в стиле Некро­поля в основ­ном сохра­няют ту же форму, кото­рая стала харак­терна для покро­вов позд­него гео­мет­ри­че­ского стиля, опре­де­ля­е­мую кай­мой осо­бой кон­фи­гу­ра­ции. Но ком­по­зи­ци­он­ное и цве­то­вое реше­ния меня­ются. Изме­ня­ется и стиль рисунка. Он уже имеет не гео­мет­ри­че­ские, а кри­во­ли­ней­ные, есте­ствен­ные формы и пред­став­ляет божеств в виде людей и живот­ных, фигуры кото­рых при­бли­жены к реальным.

image001Фото 1. Сохра­нив­шийся фраг­мент каймы погре­баль­ного покрова. Раз­меры: 48×14 см. Мате­ри­алы:  хло­пок (ткань), шерсть вер­блю­до­вых (вышивка). Куль­тура: Пара­кас. Период: 600 – 100 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[1]

Стиль, харак­тер­ный для пери­ода Некро­поля, заро­дился в эпоху Пещер. Одна из самых ран­них ком­по­зи­ций этого стиля пока­зана на фото 1. На кайме изоб­ра­жена фигура чело­века в стиле Некро­поля, но с лицом робота, что харак­терно для стиля Пещер. Она вышита нит­ками только крас­ного цвет по чер­ной ткани, что свой­ственно направ­ле­нию, явля­ю­ще­муся пере­ход­ным от стиля Пещер к стилю Некро­поля. Трудно ска­зать, дей­стви­тельно ли чер­ные участки узора не были запол­нены наме­рено или же вышивка на них не сохра­ни­лась. Как бы то ни было, сей­час узор рисует кар­тину танца ночью при свете огром­ного пла­мени костра и про­из­во­дит силь­ное впе­чат­ле­ние. Мате­ри­алы, из кото­рых выпол­нена кайма (ткань – хло­пок, вышивка – шерсть), отно­сят ее к эпохе Некро­поля. В этот период Некро­поля чисто­шер­стя­ные ткани про­дол­жали делать, но, для вышивки в есте­ствен­ном стиле выра­ба­ты­вали покровы с основ­ным полем из шер­сти и кай­мой из хлопка, а также соткан­ные цели­ком из хлопка. Но для вышивки при­ме­ня­лись, как пра­вило, окра­шен­ные шер­стя­ные нитки.

image003Фото 2[2]. Фраг­мент каймы покрова. Раз­мер: 342×20 см. Мате­риал и тех­ника: вышивка шер­стью 23 цве­тами сте­бель­ча­тым швом по хлоп­ко­вому полотну. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период-2. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[3]

Если кайма, а ско­рее всего, и сам древ­ней­ший покров Некро­поля выдер­жаны в двух цве­тах, то тек­стиль зре­лого стиля Некро­поля отли­ча­ется мно­го­цве­тием. Об этом сви­де­тель­ствует, напри­мер, кайма несо­хра­нив­ше­гося покрова, пока­зан­ная на фото 2. Уче­ные опре­де­лили, что в тка­нях могло исполь­зо­ваться до 19 цве­тов, но, как пра­вило, при­ме­ня­лось 7 цве­тов, а также белый и корич­не­вый, кото­рые явля­ются есте­ствен­ными цве­тами перу­ан­ского хлопка[4]. Тем не менее, вышивка на дан­ной кайме сде­лана 23 цветами.

image005Фото 3[5]. Фраг­мент каймы несо­хра­нив­ше­гося покрова. Перу, Южное побе­ре­жье, Пара­кас, около 100 – 50 гг. до н.э. Тек­стиль­ный музей, Вашинг­тон, США

Судя по остат­кам каймы (фото 3), для созда­ния несо­хра­нив­ше­гося покрова, частью кото­рого она была, было исполь­зо­вано не мень­шее коли­че­ство цве­тов. Весьма изощ­рен­ный рису­нок мотива изоби­лует мел­кими дета­лями, кото­рые изоб­ра­жены очень отчет­ливо. Я думаю, что покров являлся одной из самых кра­си­вых и слож­ных по тех­нике испол­не­ния тка­ней. Трудно даже пове­рить, что его узор выпол­нен иглой и нит­кой, а не крас­ками. Покров был дей­стви­тельно цар­ским. Глядя на это про­из­ве­де­ние искус­ства, начи­на­ешь заду­мы­ваться о том, как вза­и­мо­дей­ство­вали худож­ник и выши­валь­щик. Для такой слож­ной работы выши­валь­щику необ­хо­дим живо­пис­ный обра­зец, а чтобы выпол­нить его, худож­нику нужны бумага (холст), краски, кисти. Бумаги, ско­рее всего, в Пара­касе не было. Оста­ется пред­по­ло­жить, что худож­ник писал прямо на ткани буду­щего покрова. Теперь ста­но­вится понятно, почему тка­не­вая основа покро­вов Некро­поля сде­лана из хлопка и имеет самое про­стое из пере­пле­те­ний – полот­ня­ное, как и хол­сты, кото­рые исполь­зуют худож­ники, когда пишут кар­тины. Правда, в Ста­ром свете хол­сты чаще ткут не из хлопка, а изо льна, кото­рого в Новом свете не было.

Ткань из дра­го­цен­ной тон­кой шер­сти аль­паки, и осо­бенно вику­ньи, в Анд­ском мире счи­та­лась более достой­ной вла­сти­те­лей и богов, нежели ткань из хлопка. Кроме того, выши­вать на шер­стя­ной ткани гораздо легче и резуль­тат полу­ча­ется лучше, чем на полотне. Поэтому в период Пещер ткань, по кото­рой дела­лась вышивка, была шер­стя­ной. Гиг­ро­ско­пич­ность и эла­стич­ность воло­кон шер­сти делают ткань из нее не при­год­ной для рос­писи. Но гео­мет­ри­че­ский узор стиля Пещер, кото­рый выпол­нялся всего несколь­кими цве­тами, видимо, и не тре­бо­вал, чтобы его пред­ва­ри­тельно нано­сили на ткань крас­ками. Узор доста­точно было про­сто наме­тить с помо­щью, напри­мер, мела или угля, а затем про­ло­жить его кон­туры тем же сте­бель­ча­тым швом, кото­рым эти кон­туры запол­ня­лись на сле­ду­ю­щем этапе.

image007Фото 4. Пончо. Раз­меры: 220×92 см. Мате­ри­алы и тех­ника: Рос­пись по ткани из хлопка. Вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками в стиле цве­то­вых бло­ков. Пончо сшито из девяти кус­ков ткани. Эпоха и про­ис­хож­де­ние: Пара­кас, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фазы 2 – 3. Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[6]

Мое пред­по­ло­же­ние о том, что мно­го­цвет­ные вышивки в эпоху Некро­поля дела­лись по зара­нее нане­сен­ной на ткань рос­писи, в какой-то мере под­твер­ждает неза­кон­чен­ное пончо из Музея миро­вой куль­туры (фото 4 – 7). На нем вышита только кайма, а основ­ное поле и бахрома покрыты рос­пи­сью. Ком­по­зи­ция рос­писи основ­ного поля очень слож­ная (фото 5). Такой хаос из тел харак­те­рен, ско­рее, для чавин­ского стиля, нежели стиля Некро­поля, отли­ча­ю­ще­гося упо­ря­до­чен­но­стью цве­то­вых бло­ков. Рос­пись сде­лана довольно грубо и в цве­то­вом отно­ше­нии никоим обра­зом не соче­та­ется с вышив­кой каймы. Пончо выгля­дит неряш­ли­вым и бед­ным. Это дает осно­ва­ние пред­по­ло­жить, что работа по тем или иным при­чи­нам была пре­рвана и отделка пончо оста­лась незавершенной.

image008Фото 5. Круп­ный план угла пончо с рас­пи­сан­ными основ­ным полем и бахро­мой и выши­той каймой

На рос­писи патрона (шаб­лона) вышивки исполь­зо­ваны всего три цвета: беже­вый, чер­ный и серо-зеленый. (Видимо, кра­си­тели, кото­рые давали именно такие цвета, легко смы­ва­лись после того, как выши­валь­щик закан­чи­вал работу.) А на кайме вышивка сде­лана семью цве­тами, и пре­об­ла­да­ю­щим явля­ется цвет фона – серовато-бордовый, а не беже­вый, как на основ­ном поле.

image009Фото 6. Головы «змей» на бахроме пончо

Хотя на вышивке исполь­зо­вано всего около 7 цве­тов, а не, ска­жем, 27, логично было бы пред­по­ло­жить, что они будут обо­зна­чены на патроне вышивки основ­ного поля. Но почему-то этого не про­изо­шло вопреки необ­хо­ди­мо­сти. Ведь если на регу­лярно повто­ря­ю­щихся фигу­рах каймы цвета меня­ются в уста­нов­лен­ном порядке и выши­валь­щик в состо­я­нии его запом­нить, то для столь слож­ной кар­тины, как та, что наме­чена на основ­ном поле пончо, уста­но­вить такой поря­док невоз­можно. Сле­до­ва­тельно, цвета должны быть раз­ме­чены на шаб­лоне, кото­рый нане­сен на ткань, или выши­валь­щику дол­жен быть предо­став­лен цвет­ной патрон на дру­гом носи­теле. Но, воз­можно, выши­валь­щик сам был худож­ни­ком – авто­ром кар­тины на пончо и мог под­би­рать цвета в соот­вет­ствии со своим замыс­лом во время работы. Или же худож­ник нахо­дился рядом с выши­валь­щи­ком и ука­зы­вал ему, нитки каких цве­тов сле­дует брать. Пред­по­ло­же­ний можно выдви­нуть доста­точно. Ясно только, что для того чтобы вышить такую ком­по­зи­цию, нужно обла­дать тер­пе­нием, мастер­ством и иметь спо­соб­но­сти худож­ника. Вполне веро­ятно, что это пончо и не было закон­чено потому, что замы­сел был слиш­ком гран­ди­о­зен и шел враз­рез с изоб­ра­зи­тель­ными кано­нами стиля Некрополя.

image027Коробка и кисти. Куль­тура: Чиму. Позд­ний про­ме­жу­точ­ный период (900 – 1476 гг. н.э.). Музей архео­ло­гии и антро­по­ло­гии, Кем­бридж­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, Вели­ко­бри­та­ния[i]

На фото­гра­фии заснята цилин­дри­че­ская бам­бу­ко­вая коробка с кистями. Их, воз­можно, при­ме­няли для рос­писи кера­мики или тек­стиля. Тон­кие кисти имеют пуши­стые кон­чики из рас­ти­тель­ного мате­ри­ала и кро­шеч­ных перьев, веро­ятно, попу­гаев. Лопа­точка была най­дена вме­сте с этим набо­ром. Она, ско­рее всего, слу­жила для при­го­тов­ле­ния и сме­ши­ва­ния кра­сок. На осно­ва­нии узора, нане­сен­ного на цилин­дри­че­скую коробку, уче­ные Кем­бридж­ского уни­вер­си­тета сде­лали вывод о том, что она была сде­лана на Цен­траль­ном побе­ре­жье и отно­сится к куль­туре Чиму[ii], кото­рая уна­сле­до­вала тка­че­ские тра­ди­ции Пара­каса и Наски. Поэтому, хотя набор для рос­писи отно­сится к гораздо более позд­ней эпохе, есть веро­ят­ность того, что мастера Пара­каса поль­зо­ва­лись такими же кистями.

[ii] http://museum.archanth.cam.ac.uk/textiles/collection/samerica/peru/technique/148/

image010Фото 7. Мотив с жен­ским боже­ством на кайме пончо

Дан­ный арте­факт по праву можно назвать уни­каль­ным среди пончо Пара­каса. Обычно узор­ная ком­по­зи­ция на пончо проще, чем на покрове. Оно укра­ша­ется только пре­ры­ва­ю­щейся, как и на покро­вах, выши­той кай­мой по низу и вокруг щеле­вид­ной гор­ло­вины. Основ­ное поле оста­ется глад­ким. Узоры на кайме, как пра­вило, не содер­жат изоб­ра­же­ний божеств в чело­ве­че­ском облике, как на непре­рыв­ной вопреки стан­дарту кайме дан­ного пончо. К его осо­бен­но­стям сле­дует отне­сти и изоб­ра­же­ние боже­ства, кото­рое, судя по двум длин­ным косам, явля­ется жен­ским (фото 7). А жен­ские пер­со­нажи – боль­шая ред­кость для анд­ской ико­но­гра­фии. Однако об одежде Пара­каса речь впе­реди. Пора вер­нуться к покро­вам и пого­во­рить об их типич­ной орна­мен­таль­ной композиции.

image005Фото 8. Покров. Раз­меры: длина 276,7 см, ширина 144 см. Мате­риал: ткань (шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок). Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние; сте­бель­ча­тый шов. Куль­тура: Пара­кас. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу, Ика. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии Нью-Йорк, США[7]

Мотивы на основ­ном поле покро­вов в стиле Некро­поля рас­по­ла­га­ются в шах­мат­ном порядке, а на кайме – выстро­ены в ряд (фото 8, 10). Часто исполь­зу­ется только один мотив, состав­лен­ный из фигуры одного и того же боже­ства и его атри­бу­тов. Но при неиз­мен­ных общих очер­та­ниях мотива и рисунка фигуры боже­ства на повто­рах мотива раз­нятся неко­то­рыми дета­лями и цве­то­вой гам­мой. Нередко покровы бывают укра­шены моти­вом с фигу­рой боже­ства, кото­рое с помо­щью совер­шенно, каза­лось бы, незна­чи­тель­ных изме­не­ний на повторе мотива пре­вра­ща­ется в дру­гое божество.

Ори­ен­та­ция фигуры пер­со­нажа на основ­ном поле также варьи­ру­ется. Фигура может отра­жаться как по гори­зон­тали (смот­реть в раз­ные сто­роны), так и по вер­ти­кали (быть повер­ну­той то вверх, то вниз головой).

Изме­не­ние ори­ен­та­ции фигуры, я думаю, свя­зано с тем, что покровы были не только погре­баль­ными. В зем­ной жизни они набра­сы­ва­лись на плечи чело­века и слу­жили ман­тией. Тогда поло­же­ние фигур ста­но­ви­лось раз­ным в зави­си­мо­сти от того, нахо­ди­лись ли они на груди или на спине. Поэтому худож­ники Пара­каса рас­по­ла­гали фигуры так, чтобы все­гда какая-то из них была пра­вильно ори­ен­ти­ро­вана по отно­ше­нию к присутствующим.

image007Фото 9. Мотив основ­ного поля покрова из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории

Осо­бенно важно было учесть то, что фигуры выши­вок изме­нят свое поло­же­ние на теле чело­века, когда дело каса­лось божеств, плы­ву­щих парал­лельно поверх­но­сти воды (изоб­ра­жен­ных в позе пловца). Они явно должны были бы иметь гори­зон­таль­ную ори­ен­та­цию на ткани, но раз­ме­ща­ются на ней вер­ти­кально (фото 8 – 10). Да, на спине чело­века пер­со­нажи нахо­дятся в вер­ти­каль­ном поло­же­нии. Они стоят на ногах в неле­пой позе со сло­ман­ной шеей. Зато на груди их фигуры при­ни­мают пра­виль­ное – гори­зон­таль­ное поло­же­ние. А вла­сти­тель все­гда обра­щен к своим под­дан­ным лицом. Но люди не смеют смот­реть ему в глаза. В зави­си­мо­сти от ста­туса они видят либо его ноги, либо грудь. Впро­чем, фигуры моти­вов всех типов, кроме плы­ву­щих парал­лельно поверх­но­сти воды, изоб­ра­жены так, что в любом поло­же­нии на ткани они выгля­дят вполне адек­ватно. А ком­по­зи­ци­он­ное постро­е­ние неко­то­рых из них, напри­мер, фигуры боже­ства в круг­лом шлеме, о кото­ром речь пой­дет далее, настолько искусно, что при отра­же­нии по вер­ти­кали меня­ется его вос­при­я­тие. Так, если его голова нахо­дится вверху, он стоит на земле, а если внизу – летит на крыльях.

image009Фото 10. Круп­ный план угла покрова из Аме­ри­кан­ского музея есте­ствен­ной истории

Боже­ство, состав­ля­ю­щее основ­ной мотив поля покрова в стиле Некро­поля, при­сут­ствует и на его кайме (фото 10). На кайме фигуры все­гда как бы сле­дуют в одном направ­ле­нии друг за дру­гом. Исклю­че­нием явля­ются фигуры с гори­зон­таль­ной ори­ен­та­цией. Они раз­ме­ща­ются попе­ре­менно то вниз, то вверх ногами. Общий фон каймы обычно глад­кий одно­цвет­ный, кон­траст­ный по отно­ше­нию к основ­ному полю покрова.

image011Фото 11. Вари­анты мотива основ­ного поля покрова. Куль­тура: Пара­кас. Место находки: Южное побе­ре­жье, Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[8]

На мно­гих покро­вах рису­нок мотива вышивки насы­щен дета­лями, кото­рые рас­по­ло­жены очень тесно дуг другу. Это поз­во­ляет при­дать мотиву чет­кие внеш­ние кон­туры излюб­лен­ной формы стиля Некро­поля – пря­мо­уголь­ника (см. фото 8 – 10). Но суще­ствуют и мотивы, кото­рые не впи­саны жестко в пря­мо­уголь­ник. Напри­мер, внеш­ние кон­туры мотива покрова, пока­зан­ного на фото 6, ско­рее, при­бли­жа­ются к форме круга. На неко­то­рых покро­вах кон­туры моти­вов вообще не стре­мятся к какой-либо гео­мет­ри­че­ской фигуре. В них гораздо больше «воз­духа» и меньше дета­лей. Такая ком­по­зи­ция харак­терна для моти­вов с ико­но­гра­фией опре­де­лен­ного типа, где фрон­тально изоб­ра­жен сто­я­щий на поверх­но­сти чело­век, зве­ри­ные эле­менты почти пол­но­стью отсут­ствуют или их очень мало (фото 12). Подоб­ными моти­вами укра­шен зна­ме­ни­тый Белый покров Паракаса.

image013Фото 12[9]

Более всего стиль Некро­поля оправ­ды­вает свое назва­ние блоч­ного бла­го­даря группе покро­вов, име­ю­щих вид шах­мат­ной доски (фото 13). На них пустые клетки ткани основ­ного поля чере­ду­ются с выши­тыми клет­ками, кон­траст­ными им по цвету сво­его фона. Тем не менее, оче­видно, что назва­ние «блоч­ный» можно дать далеко не всем направ­ле­ниям орна­мен­таль­ных ком­по­зи­ций тек­стиля Некро­поля, кото­рые доста­точно раз­но­об­разны. Поэтому ткани лучше рас­смат­ри­вать, на мой взгляд, не с точки зре­ния формы мотива, а с точки зре­ния его содер­жа­ния. Тема­тика узо­ров весьма мно­го­об­разна, а ее посла­ния необык­но­венно крас­но­ре­чивы. Необ­хо­димо только их про­честь, чтобы пред­ста­вить себе, каков был мир божеств во плоти и как он менялся с тече­нием вре­мени в реаль­но­сти и в пред­став­ле­нии людей.

image019Фото 13. Покров. Раз­мер: 149,86×256,54 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, вышивка сте­бель­ча­тым швом. Перу, Южное побе­ре­жье, Пара­кас, 100 г. до н.э. – 200 г. н.э. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США[10]

Пара­кас пери­ода Некро­поля уна­сле­до­вал пан­теон эпохи Пещер, где вер­хов­ным явля­ется бог, культ кото­рого воз­ник в резуль­тате обо­жеств­ле­ния при­шель­цев и их кораб­лей, слив­шихся в пред­став­ле­нии анд­цев в одно целое – в образ божества-корабля. Образ божества-машины сло­жен для пони­ма­ния и изоб­ра­же­ния. Тем не менее, этому боже­ству покло­ня­лись вплоть до уста­нов­ле­ния вла­сти инков.

В отли­чие от вре­мен Пещер изоб­ра­же­ние божества-корабля пери­ода Некро­поля не состав­ля­ется из гео­мет­ри­че­ских фигур и не вос­при­ни­ма­ется нами как образ, в кото­ром на пер­вое место высту­пают внеш­ние харак­те­ри­стики машины. Напро­тив, фигура боже­ства ком­по­ну­ется из живых созда­ний – чело­века и живот­ных (сим­во­лов его воз­мож­но­стей) и на пер­вый план выхо­дит не машина, а чело­век. В основе всех вари­ан­тов изоб­ра­же­ния пер­со­на­жей лежит уве­рен­ность народа Пара­каса в том, что вер­хов­ное боже­ство суть его пре­док, и пре­док этот, прежде всего, – чело­век. Поэтому на подав­ля­ю­щем числе изоб­ра­же­ний, в каком бы образе не пред­ста­вало боже­ство, в нем неиз­менно есть чело­ве­че­ские черты. Сим­волы ука­зы­вают на то, что он власт­вует в трех мирах анд­ского кос­моса: в мире наверху (птица), мире внизу (рыба) и в сред­нем мире – мире сей­час (коша­чье). А если под­хо­дить к боже­ству как к кораблю, то сим­волы оли­це­тво­ряют его воз­мож­ность пере­дви­гаться по воз­духу, по земле и под водой. Мотивы, где пока­заны боже­ства в виде живот­ных – коша­чьего, рыбы (орки), птицы – также суще­ствуют. Есть и слож­ные кон­струк­ции, такие, как, напри­мер, птица-кот-орка в маске чело­века (см. фото 11).

Таким обра­зом, в период Некро­поля меня­ется не только харак­тер линий рисунка с гео­мет­ри­че­ских на кри­во­ли­ней­ные, но и вос­при­я­тие боже­ства, а также система сим­во­лов, ука­зы­ва­ю­щих на его воз­мож­но­сти. Основ­ным отли­чием системы сим­во­лов пери­ода Некро­поля от пери­ода Пещер явля­ется то, что прак­ти­че­ски исче­зает образ дино­завра. Он заме­ня­ется сим­во­лом воды – фигу­рой рыбы или орки (косатки).

Трудно ска­зать, сим­во­ли­зи­ро­вал ли дино­завр в куль­туре Пара­каса то же, что дра­кон в чавин­ской куль­туре, – воз­мож­ность суще­ство­вать и власт­во­вать на земле, в воде и воз­духе. Можно ли между ними ста­вить знак равен­ства? Изоб­ра­же­ния сера и фелино окулядо сопро­вож­да­ются только зна­ком птицы. Не сле­дует ли из этого заклю­чить, что оба боже­ства не имели отно­ше­ния к вод­ной сти­хии? Но на крас­ных покро­вах с про­ре­зями вода пока­зана с помо­щью меанд­ро­вид­ного орна­мента, сим­во­ли­зи­ру­ю­щего в дан­ном слу­чае волны. Зна­чит, и вода была их род­ной сти­хией. В таком слу­чае сле­дует пред­по­ло­жить, что в Пара­касе пери­ода Некро­поля зна­ния о динозавре-драконе, воз­можно, были утра­чены и его слож­ная сим­во­лика стала непо­нят­ной, чуж­дой. Посему вла­де­ние боже­ством всеми тремя сти­хи­ями стало обо­зна­чаться при­сут­ствием в его образе трех более про­стых и понят­ных сим­во­лов: птицы (воз­дух), коша­чьего (суша) и рыбы (вода). Но, дума­ется, что все же дело не в том, что пони­ма­ние сим­во­лики динозавра-дракона в позд­нем Пара­касе ушло. Ведь в цар­стве Моче – одном из пре­ем­ни­ков Чавина дра­кон был весьма почи­та­е­мым боже­ством, его сим­во­лика широко исполь­зо­ва­лась во всей неоча­вин­ской ико­но­гра­фии. Веро­ят­нее всего, изме­ни­лись сами боже­ства, а также место и образ их жизни. Именно в при­бреж­ных водах Тихого оке­ана пара­касцы чаще всего могли видеть богов во плоти и с ними общаться. И если на арте­фак­тах дру­гих куль­тур вода при­сут­ствует только в виде сим­вола воз­мож­но­стей божества-корабля, то в Пара­касе пери­ода Некро­поля на узо­рах боль­шой группы тек­стиля она явля­ется сре­дой, в кото­рой суще­ствует боже­ство. Во мно­гих слу­чаях поло­же­ние тела и атри­буты боже­ства, изоб­ра­жен­ного на ткани или кера­мике, четко гово­рят о том, что оно нахо­дится в воде. Сле­до­ва­тельно, можно пред­по­ло­жить, что сим­во­лику образа дино­завра прак­ти­че­ски пере­стали исполь­зо­вать не столько потому, что она начала забы­ваться. Ско­рее, вода из-за оби­та­ния в ней божеств была так важна, что потре­бо­вала сво­его соб­ствен­ного, отдель­ного знака. При этом недо­ста­точно было знака волны (поверх­но­сти моря), тре­бо­вался знак под­вод­ных глу­бин. На эту роль подо­шли рыбы, орки, мор­ские гады.

В изоб­ра­же­нии боже­ства на тка­нях пери­ода Некро­поля часто акцен­ти­ру­ется одна из его сил, а дру­гие пред­став­лены в виде атрибутов-символов или божеств-помощников. Так, на фраг­менте каймы покрова (фото 14) боже­ство пока­зано пред­по­ло­жи­тельно в ипо­стаси фелино, о чем гово­рят его коша­чья маска, ушки и хвост. Поло­же­ние его тела и осо­бенно головы, а также те атри­буты, кото­рыми пере­дано под­вод­ное сна­ря­же­ние, гово­рят о том, что боже­ство плы­вет под водой. Млад­шее боже­ство – малень­кая фигура чело­века с кры­льями, с кото­рым фелино соеди­нен шлангом-змеей, – гово­рит о том, что он может еще и летать как птица.

image017Фото 14. Фраг­мент каймы. Раз­меры: длина 61 см, ширина 13 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Тех­ники: полот­ня­ное пере­пле­те­ние, вышивка (сте­бель­ча­тый шов и шов скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей), бахрома. Куль­тура: Пара­кас. Место: Ика. Период: 800 – 100 гг. до н.э. Аме­ри­кан­ский музей есте­ствен­ной исто­рии[11]

Таким обра­зом, на орна­мен­таль­ных ком­по­зи­циях тка­ней пери­ода Некро­поля Пара­каса изоб­ра­жены сим­волы земли (коша­чье), воды (рыба) и воз­духа (птица). Они исполь­зо­ва­лись в чавин­ской и неоча­вин­ской тра­ди­ции. Сим­волы легко про­честь, потому что зна­че­ние их оче­видно. Но на узо­рах выши­вок Пара­каса есть сим­волы, кото­рые при­над­ле­жат исклю­чи­тельно этому цар­ству, хотя неко­то­рые из них и пере­ко­че­вали впо­след­ствии в ико­но­гра­фию дру­гих куль­тур. Речь идет о малень­ких чело­ве­че­ских мас­ках или лицах, кото­рые часто выгля­дят как головы со сто­я­щими дыбом воло­сами. Понятно, что на боль­шин­стве узо­ров Некро­поля Пара­каса это – один из зна­ков силы боже­ства, а также его связи с обо­жеств­лен­ными пра­щу­рами – богами во плоти. Но если в период Пещер маски обо­зна­чали в основ­ном только энер­гию, то в эпоху Некро­поля маски/головы обо­зна­чают и энер­гию, и богов-прародителей. Сим­вол может при­сут­ство­вать на узоре лишь в виде одной головы в руках у пер­со­нажа, кото­рая уче­ными часто трак­ту­ется как тро­фей­ная голова, или же голов/масок может быть доста­точно много. Так, у пер­со­нажа каймы покрова, засня­той на фото 15, головы (под­черк­нуто чело­ве­че­ские) поме­щены на его голов­ной убор. В пра­вой руке он дер­жит за «волосы» чело­ве­че­скую маску. Его стопы выпол­нены в форме синих чело­ве­че­ских лиц с волосами-пальцами, име­ю­щими белые кон­чики (ногти).

image015Фото 15[12]. Круп­ный план вари­анта основ­ного мотива каймы покрова, пока­зан­ной на фото 2

Про­ис­хож­де­ние и зна­че­ние сим­вола головы (маски) оста­ется для меня не до конца понят­ным. Еще менее понятны, сим­волы, кото­рые неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты назы­вают лен­тами и счи­тают зме­ями. В соот­вет­ствии с чавин­ской тра­ди­цией их сле­до­вало бы трак­то­вать как водя­ного дра­кона. Однако если учесть, что пара­кас­ский дино­завр может не объ­еди­нять в себе тех сим­во­лов, кото­рые при­сущи чавин­скому дра­кону, то смысл, зало­жен­ный в змей жре­цами Пара­каса, оста­ется скры­тым. В Анд­ском мире дву­гла­вая змея – амару – очень мощ­ное боже­ство, но вряд ли именно она пока­зана выхо­дя­щей из головы как пер­со­нажа мотива каймы с фото 10, так и мно­гих дру­гих. К тому же сле­дует учесть, что она – порож­де­ние чавин­ской тра­ди­ции и по сути пред­став­ляет собой дву­гла­вого дра­кона. Одно­гла­вые змеи в анд­ском миро­воз­зре­нии – сим­вол мира внизу, кото­рый явля­ется, как миром смерти, так и рож­де­ния. Более широ­кими лен­тами с зуб­цами (шипами, плав­ни­ками) оче­видно пере­даны шланги под­вод­ного сна­ря­же­ния богов во плоти. Но какой смысл при­да­вался им жре­цами Пара­каса, неизвестно.

image001Итак, прин­ципы постро­е­ния посла­ния орна­мен­таль­ной ком­по­зи­ции на тка­нях Пара­каса пери­ода Некро­поля, его идео­ло­гия и сим­во­лика во мно­гом соот­вет­ствуют тем, что были зало­жены чавин­ской куль­ту­рой, вос­при­няты цар­ствами, вхо­див­шими в сферу вли­я­ния Чавина, а также были моди­фи­ци­ро­ваны в соот­вет­ствии с потреб­но­стями сво­его вре­мени и рас­про­стра­ни­лись почти на всю тер­ри­то­рию Цен­траль­ных Анд в эпоху Импе­рии Уари. В то же время ико­но­гра­фия пери­ода Некро­поля имеет свои суще­ствен­ные особенности.

Про­дол­же­ние: с. 15

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>