Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, I.2.3.2.4. Ткани с красной каймой, продолжение
Динозавр в маске человека и фелино окулядо. Для этого образа используется тот же канон, что и для фигуры сера окулядо в ипостаси динозавра, но ноги в нем показаны, как у сера окулядо на одном из мотивов коричневого покрова (фото слева), т.е. как у животного, стоящего на всех четырех ногах (фото 13). В результате божества обоих канонов – сер окулядо в ипостаси динозавра и динозавр в маске человека – имеют характерное тело с прямыми углами и горбом сверху, змееподобные хвосты, а также схожие маски, и единственным различием между ними становятся конечности – их конфигурация и положение относительно тела.
Фото 13. Фрагмент каймы. Размеры: 15,24×22,23 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. V – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[i]
Результатом постепенной утраты сером окулядо в звериной ипостаси человеческих черт становится появление фелино окулядо. Одним из ранних, судя по датировке Метрополитен-музея искусств, следует считать его изображение на кайме, заснятой на фото 14. Мотив узора показывает его нам котом с длинными острыми ушами и телом в виде правильной пирамиды. По сути, здесь мы видим увеличенную и детализированную фигуру горбатого кота, которая всегда на композициях была маленькой.
Фото 14. Фрагмент вышитой каймы. Размеры: 8,89×61,47 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. V – IV вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[ii]
На кайме двух других покровов (фото 15 и 16) тело у фелино изображено в соответствии с каноном динозавра в маске человека. Уши у него круглые, а на более крупном мотиве (фото 16) в каждом из них находится маленькая фигурка горбатого кота.
Фото 15. Фрагмент вышитой каймы. Размеры: 11,43×19,05 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. V – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[iii]
Фото 16. Фрагмент каймы. Размеры: 17,78×28,58 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. V – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[iv]
Сер окулядо в ипостаси человека. Единственной тканью из группы текстиля с красной каймой, где изображен сер окулядо в этом образе, является хорошо сохранившийся покров из Метрополитен-музея искусств (фото 17 – 19). Покров имеет кайму только с двух сторон в отличие от покровов стиля Некрополя, но блоки мотивов уже различаются по цвету фона, хотя пока разница проявляется лишь в оттенках одного – красного цвета. Здесь мы не наблюдаем чередования прямых и перевернутых мотивов на одном поле. Однако орнамент правой и левой каймы перевернут на 180о один относительно другого.
Фото 17. Фрагмент покрова. Размеры: 139,7×261,62 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: V – III вв. до н.э. География: Перу. Метрополитен-музей искусств[v]
В целом содержание мотива покрова близко сюжету росписей тканей для ложных голов. Сер окулядо на нем показан в качестве первопредка вместе с обезьянами. Их достаточно большие фигуры соединены с потоками, которые идут от головного убора сера окулядо. Обезьяны приняли позу божества в звериной ипостаси, характерную для канона тканей коричневой гаммы, т.е. позу динозавра, стоящего вертикально и при этом опирающегося на свой хвост. Рядом с их головами расположены маленькие черные фигурки динозавров-обезьян. В корпусе фигуры сера окулядо также находится обезьяна, изображенная фронтально. Вместо перевернутой маски над головой сера окулядо помещено изображение человечка вверх ногами.
Фото 20[vi]. Покров. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу(?)
Змееобразные сущности в масках также присутствуют на кайме покрова в качестве основной фигуры мотива. Как правило, они изображаются в виде буквы «S», из которой составляется непрерывный орнамент, как на кайме покрове с фото 20, или орнамент из отдельно стоящих мотивов, как на кайме покрова с фото 21 – 23. В композицию узора входит обычно маска сера окулядо с загнутыми на концах лучами/потоками.
Фото 21. Покров. Размеры: ширина 41 см, длина 146 см. Материалы и техники: основное поле – ткань полотняного переплетения из темно-коричневого хлопка, кайма из шерсти верблюдового, вышивка стебельчатым швом, швом скрещенной вязальной петлей, крестом. Культура/период: Паракас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Британский музей[vii]
Фигуры, изображенные на кайме покрова с фото 21 – 23, каталог Британского музея называет двуглавыми змеями. Тело большой змеи напоминает кайму, которая стала канонической для покровов позднего геометрического стиля. Так же как и на покрове у нее есть зубчики-бахрома по бокам тела, которое состоит из квадратов и само имеет форму полосы, изгибающейся под прямым углом четыре раза. Думается, этот узор – шаг к разгадке тайны формы каймы покровов позднего геометрического и блочного стилей. Вполне вероятно, что кайма могла символизировать амару.
Фото 22[viii]. Крупный план каймы покрова
Фото 23[ix]. Крупный план одного из мотивов покрова
Подводя итог, можно сказать, что, судя по значительным изменениям техники декорирования тканей, их общего дизайна, а главное – содержания посланий узоров, эпоха богов Некрополя началась раньше, чем это принято считать. Боги Некрополя пришли в Паракас уже в эпоху, которую Хулио Тельо, назвал эпохой Пещер. Принадлежали ли они к новому поколению того звездного дома, представители которого уже обосновались в Паракасе, или к иному дому, трудно сказать. Преемственность в отношении традиций, религиозных представлений и культа ими была соблюдена. Об этом говорят уже не тканые, а вышитые узоры, выполненные по канонам тканей коричневой гаммы, которые были приспособлены для передачи новой информации. В результате тот канон, который изначально предназначался для изображения сера окулядо в ипостаси динозавра, стоящего на задних ногах, стал применяться в основном для изображения божества, находящегося под поверхностью вод, а змеи-молнии – морских змей, змееподобных сущностей, которые соответствуют шлангам-воздуховодам. Другими словами, начала развиваться цивилизация, центры которой находились в водах океана.
[i] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000620?rpp=20&pg=3&ft=paracas+cavernas&pos=60
[iv] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000619?rpp=20&pg=3&ft=paracas+cavernas&pos=56
[vii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=291901&objectId=477653&partId=1