Динозавр в маске человека и фелино окулядо

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, I.2.3.2.4. Ткани с крас­ной кай­мой, про­дол­же­ние

image001

image030Дино­завр в маске чело­века и фелино окулядо. Для этого образа исполь­зу­ется тот же канон, что и для фигуры сера окулядо в ипо­стаси дино­завра, но ноги в нем пока­заны, как у сера окулядо на одном из моти­вов корич­не­вого покрова (фото слева), т.е. как у живот­ного, сто­я­щего на всех четы­рех ногах (фото 13). В резуль­тате боже­ства обоих кано­нов – сер окулядо в ипо­стаси дино­завра и дино­завр в маске чело­века – имеют харак­тер­ное тело с пря­мыми углами и гор­бом сверху, змее­по­доб­ные хво­сты, а также схо­жие маски, и един­ствен­ным раз­ли­чием между ними ста­но­вятся конеч­но­сти – их кон­фи­гу­ра­ция и поло­же­ние отно­си­тельно тела.

image032Фото 13. Фраг­мент каймы. Раз­меры: 15,24×22,23 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. V – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[i]

image034Резуль­та­том посте­пен­ной утраты сером окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси чело­ве­че­ских черт ста­но­вится появ­ле­ние фелино окулядо. Одним из ран­них, судя по дати­ровке Метрополитен-музея искусств, сле­дует счи­тать его изоб­ра­же­ние на кайме, засня­той на фото 14. Мотив узора пока­зы­вает его нам котом с длин­ными ост­рыми ушами и телом в виде пра­виль­ной пира­миды. По сути, здесь мы видим уве­ли­чен­ную и дета­ли­зи­ро­ван­ную фигуру гор­ба­того кота, кото­рая все­гда на ком­по­зи­циях была маленькой.

image036Фото 14. Фраг­мент выши­той каймы. Раз­меры: 8,89×61,47 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. V – IV вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[ii]

На кайме двух дру­гих покро­вов (фото 15 и 16) тело у фелино изоб­ра­жено в соот­вет­ствии с кано­ном дино­завра в маске чело­века. Уши у него круг­лые, а на более круп­ном мотиве (фото 16) в каж­дом из них нахо­дится малень­кая фигурка гор­ба­того кота.

image038Фото 15. Фраг­мент выши­той каймы. Раз­меры: 11,43×19,05 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. V – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[iii]

image040Фото 16. Фраг­мент каймы. Раз­меры: 17,78×28,58 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. V – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[iv]

Сер окулядо в ипо­стаси чело­века. Един­ствен­ной тка­нью из группы тек­стиля с крас­ной кай­мой, где изоб­ра­жен сер окулядо в этом образе, явля­ется хорошо сохра­нив­шийся покров из Метрополитен-музея искусств (фото 17 – 19). Покров имеет кайму только с двух сто­рон в отли­чие от покро­вов стиля Некро­поля, но блоки моти­вов уже раз­ли­ча­ются по цвету фона, хотя пока раз­ница про­яв­ля­ется лишь в оттен­ках одного – крас­ного цвета. Здесь мы не наблю­даем чере­до­ва­ния пря­мых и пере­вер­ну­тых моти­вов на одном поле. Однако орна­мент пра­вой и левой каймы пере­вер­нут на 180о один отно­си­тельно другого.

image042Фото 17. Фраг­мент покрова. Раз­меры: 139,7×261,62 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: V – III вв. до н.э. Гео­гра­фия: Перу. Метрополитен-музей искусств[v]

image044Фото 18

image046Фото 19

В целом содер­жа­ние мотива покрова близко сюжету рос­пи­сей тка­ней для лож­ных голов. Сер окулядо на нем пока­зан в каче­стве пер­во­предка вме­сте с обе­зья­нами. Их доста­точно боль­шие фигуры соеди­нены с пото­ками, кото­рые идут от голов­ного убора сера окулядо. Обе­зьяны при­няли позу боже­ства в зве­ри­ной ипо­стаси, харак­тер­ную для канона тка­ней корич­не­вой гаммы, т.е. позу дино­завра, сто­я­щего вер­ти­кально и при этом опи­ра­ю­ще­гося на свой хвост. Рядом с их голо­вами рас­по­ло­жены малень­кие чер­ные фигурки динозавров-обезьян. В кор­пусе фигуры сера окулядо также нахо­дится обе­зьяна, изоб­ра­жен­ная фрон­тально. Вме­сто пере­вер­ну­той маски над голо­вой сера окулядо поме­щено изоб­ра­же­ние чело­вечка вверх ногами.

image048Фото 20[vi]. Покров. Наци­о­наль­ный музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу(?)

Змее­об­раз­ные сущ­но­сти в мас­ках также при­сут­ствуют на кайме покрова в каче­стве основ­ной фигуры мотива. Как пра­вило, они изоб­ра­жа­ются в виде буквы «S», из кото­рой состав­ля­ется непре­рыв­ный орна­мент, как на кайме покрове с фото 20, или орна­мент из отдельно сто­я­щих моти­вов, как на кайме покрова с фото 21 – 23. В ком­по­зи­цию узора вхо­дит обычно маска сера окулядо с загну­тыми на кон­цах лучами/потоками.

image050Фото 21. Покров. Раз­меры: ширина 41 см, длина 146 см. Мате­ри­алы и тех­ники: основ­ное поле – ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния из темно-коричневого хлопка, кайма из шер­сти вер­блю­до­вого, вышивка сте­бель­ча­тым швом, швом скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей, кре­стом. Культура/период: Пара­кас. Дата: 1 – 500 гг. н.э. Бри­тан­ский музей[vii]

Фигуры, изоб­ра­жен­ные на кайме покрова с фото 21 – 23, ката­лог Бри­тан­ского музея назы­вает дву­гла­выми зме­ями. Тело боль­шой змеи напо­ми­нает кайму, кото­рая стала кано­ни­че­ской для покро­вов позд­него гео­мет­ри­че­ского стиля. Так же как и на покрове у нее есть зубчики-бахрома по бокам тела, кото­рое состоит из квад­ра­тов и само имеет форму полосы, изги­ба­ю­щейся под пря­мым углом четыре раза. Дума­ется, этот узор – шаг к раз­гадке тайны формы каймы покро­вов позд­него гео­мет­ри­че­ского и блоч­ного сти­лей. Вполне веро­ятно, что кайма могла сим­во­ли­зи­ро­вать амару.

image052Фото 22[viii]. Круп­ный план каймы покрова

image054Фото 23[ix]. Круп­ный план одного из моти­вов покрова

image001

Под­водя итог, можно ска­зать, что, судя по зна­чи­тель­ным изме­не­ниям тех­ники деко­ри­ро­ва­ния тка­ней, их общего дизайна, а глав­ное – содер­жа­ния посла­ний узо­ров, эпоха богов Некро­поля нача­лась раньше, чем это при­нято счи­тать. Боги Некро­поля при­шли в Пара­кас уже в эпоху, кото­рую Хулио Тельо, назвал эпо­хой Пещер. При­над­ле­жали ли они к новому поко­ле­нию того звезд­ного дома, пред­ста­ви­тели кото­рого уже обос­но­ва­лись в Пара­касе, или к иному дому, трудно ска­зать. Пре­ем­ствен­ность в отно­ше­нии тра­ди­ций, рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний и культа ими была соблю­дена. Об этом гово­рят уже не тка­ные, а выши­тые узоры, выпол­нен­ные по кано­нам тка­ней корич­не­вой гаммы, кото­рые были при­спо­соб­лены для пере­дачи новой инфор­ма­ции. В резуль­тате тот канон, кото­рый изна­чально пред­на­зна­чался для изоб­ра­же­ния сера окулядо в ипо­стаси дино­завра, сто­я­щего на зад­них ногах, стал при­ме­няться в основ­ном для изоб­ра­же­ния боже­ства, нахо­дя­ще­гося под поверх­но­стью вод, а змеи-молнии – мор­ских змей, змее­по­доб­ных сущ­но­стей, кото­рые соот­вет­ствуют шлангам-воздуховодам. Дру­гими сло­вами, начала раз­ви­ваться циви­ли­за­ция, цен­тры кото­рой нахо­ди­лись в водах океана.

Про­дол­же­ние: с. 12

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 11 | 12 |


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>