I.2.3.3.1.2. Двойная рыба Паракаса

Исто­ри­че­ский костюм Анд­ского мира. Часть I. Одежда доинк­ских вре­мен. I.Одежда пер­вых циви­ли­за­ций Цен­траль­ных Анд и воз­ник­но­ве­ние тка­че­ства. I.2.Пара­кас, про­дол­же­ние

http://vicuna.ru/wp-content/uploads/2013/05/image0011.jpg

I.2.3.3.1.2. Двой­ная рыба Паракаса

image001Фото 1. Покров. Раз­меры: 300×162 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых (ткань основ­ного поля и вышивка), хло­пок (ткань каймы). Раз­мер: взрос­лый. Веро­ят­ный вла­де­лец: муж­чина. Куль­тура: Наска; Пара­кас. Место находки: Южное побе­ре­жье Перу, Некро­поль Пара­каса. Период: Ран­ний про­ме­жу­точ­ный, фаза-1 (0 – 100 гг. н.э.). Бруклин­ский музей, США[1]

На покрове из Бруклин­ского музея (фото 1 и 2) изоб­ра­жена так назы­ва­е­мая двой­ная рыба Пара­каса (Paracas «double fish»). Обра­щает на себя вни­ма­ние то, что у рыбы есть нечто вроде руки. Покров шире обычного.

image003Фото 2. Сни­мок пра­вого ниж­него угла покрова

Фраг­мент каймы со схо­жим моти­вом хра­нится в Метрополитен-музее искусств. И снова, как и в слу­чае с моти­вами, на кото­рых изоб­ра­жена птица (фото 9 – 11, с. 15), в дати­ровке этих арте­фак­тов наблю­да­ются суще­ствен­ные рас­хож­де­ния. Бруклин­ский музей отно­сит покров с двой­ной рыбой к концу пери­ода Некро­поля, а Мет­ро­по­ли­тен музей фраг­мент с таким же узо­ром – к пери­оду Пещер.

image005Фото 3. Фраг­мент выши­той каймы. Раз­меры: 14,61×16,19 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IV в. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[2]

Мотив с двой­ной рыбой Пара­каса был весьма рас­про­стра­нен­ным. Им укра­ша­лись не только покровы, но и пончо.

По мне­нию уче­ных Бруклин­ского музея, про­об­ра­зом двой­ной рыбы была акула. Осно­ва­нием для такого заклю­че­ния слу­жат вол­ни­стые линии рядом с гла­зами, кото­рые могут быть вос­при­няты как жабер­ные щели. Вто­рой пре­тен­дент на роль про­то­типа двой­ной рыбы – орка. Но, на мой взгляд, у двой­ной рыбы сход­ство с оркой пол­но­стью отсут­ствует. К тому же орку худож­ники Пара­каса изоб­ра­зили на покрове, пока­зан­ном на фото 12, 13 и 15, с. 15, совер­шенно по-другому.

image007Фото 4. Покров. Раз­меры: 260×110 см. Мате­ри­алы и тех­ники: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ной пря­жей по шер­стя­ной ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Покров состоит из двух кус­ков мате­рии, сши­тых вме­сте. Дати­ровка и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг, Шве­ция[3]

image009Фото 5. Основ­ное поле покрова круп­ным планом

Двой­ная рыба Пара­каса вышита также на покрове (фото 4 и 5) и тюр­бане (фото 6 – 8) из Музея миро­вой куль­туры Гете­борга. Навер­ное, эти вещи вхо­дили в фардо одной мумии. Здесь у рыбы есть не только рука, пальцы кото­рой каса­ются чело­ве­че­ской маски, но и ноги, а также кры­лья. А у ее головы дей­стви­тельно можно найти сход­ство с голо­вой орки (осо­бенно на мотиве с фото 9).

image010Фото 6. Тюр­бан. Раз­меры: 150×47 см. Мате­ри­алы и тех­ники: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ной пря­жей по шер­стя­ной ткани полот­ня­ного пере­пле­те­ния. Дати­ровка и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[4]

image012Фото 7. Круп­ный план угла тюр­бана
image013Фото 8. Мотив, выши­тый на кайме тюр­бана (на фото 7 вверху слева)

image014Фото 9. Круп­ный план мотива каймы тюр­бана (край­ний справа на фото 7)

Более типич­ные очер­та­ния двой­ная рыба имеет на покрове из Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства (фото 9а – 10а). Но на нем уже пока­зано вопло­ще­ние чело­века в это создание.

image063Фото 9а. Погре­баль­ный покров. Куль­тура: Пара­кас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[4а]

image016 image050Фото 10[5]. Фраг­мент покрова. Фото 10а. Рису­нок мотива покрова из книги Ребеки Кар­рион Кашо

image052Бла­го­даря рисо­ван­ным копиям моти­вов выши­вок  из книги пер­вого перу­ан­ского археолога-женщины, уче­ницы Хулио Тельо Ребеки Кар­рион Кашо (1907 – 1960) «Пара­кас: куль­тур­ные эле­менты» (Carrión Cachot, R. Paracas: Cultural elements. Lima, 1949), мы можем видеть раз­лич­ные вари­анты изоб­ра­же­ния божеств-людей в ипо­стаси двой­ной рыбы. Пред­став­лен­ные здесь рисунки (фото 10а и 10b) вхо­дят в блок иллю­стра­ций под назва­нием «Изоб­ра­же­ние мифо­ло­ги­че­ской рыбы Пара­каса»[5а]. Покров, выши­тый моти­вом, ско­пи­ро­ван­ным на пер­вом рисунке с фото 10b, хра­нится в Наци­о­наль­ном музее архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу и рас­смот­рен в «Змее­по­доб­ных сущ­но­стях».

image054 image056 image058 image060Фото 10b. Рисунки из книги Ребеки Кар­рион Кашо

На основе рас­про­стра­нен­но­сти мотива с двой­ной рыбой и широ­кого исполь­зо­ва­ния ее образа в дру­гих ком­по­зи­циях можно сде­лать вывод о том, что она была важ­ным боже­ством в пан­теоне Пара­каса. Но, видимо, чет­кого пони­ма­ния свойств этого боже­ства не было и у самих пара­кас­цев, поскольку она изоб­ра­жа­лась с серьез­ными отли­чи­ями. Так, на мотиве покрова из Метрополитен-музея искусств, где двой­ная рыба пока­зана как атри­бут боже­ствен­ной силы божества-человека, у нее появ­ля­ются на затылке два рога, кото­рые можно трак­то­вать и как клюв (фото 11).

image018 image020 image022Фото 11. Выши­тый фраг­мент покрова в трех ракур­сах. Раз­меры: 12,7×15,24 см. Мате­риал: шерсть вер­блю­до­вых. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IIIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[6]

На кайме покрова из Музея миро­вой куль­туры (фото 12 и 13) изоб­ра­жено уже божество-человек, по всей веро­ят­но­сти, в образе такой рыбы с рогом/клювом на затылке. У боже­ства есть горб и не одна, как у двой­ной рыбы, а две руки, про­тя­ну­тые впе­ред. К кисти ниж­ней из них при­креп­лена на тон­кой ниточке маска с лини­ями в виде бороды. Мотив при­бли­жен к канону сера окулядо в зве­ри­ной ипо­стаси (ипо­стаси дино­завра) на тка­нях корич­не­вой гаммы.

image024Фото 12. Выши­тый фраг­мент каймы покрова. Раз­меры: 250×21 см. Мате­ри­алы и тех­ники: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ной пря­жей по хлоп­ко­вой ткани. Дати­ровка и про­ис­хож­де­ние: Некро­поль Пара­каса, Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1А (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей миро­вой куль­туры, Гете­борг[7]

image026Фото 13. Мотив каймы круп­ным планом

Боже­ство, кото­рому при­суща голова, име­ю­щая одно­вре­менно и вытя­ну­тую зуба­стую пасть с одной сто­роны, и нечто вроде клюва или рога с дру­гой, часто встре­ча­ется на арте­фак­тах, най­ден­ных на побе­ре­жье Перу. В част­но­сти, оно есть на баре­лье­фах Уаки (Храма) дра­кона (фото 14). Этот храм был построен между 800 и 1000 г. н.э. (по дру­гим дан­ным, в 1100 – 1450 гг. н.э.) и отно­сится к куль­туре Чиму.

image027Фото 14[8]. Одна из стен Уаки дракона

Схо­жее боже­ство, но с четырьмя конеч­но­стями, изоб­ра­жено и на сонахе  куль­туры Викус (Север­ное побе­ре­жье Перу, 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.), пока­зан­ной на фото 15 и 16. Сонаха по вре­мени изго­тов­ле­ния ближе к куль­туре Пара­каса, а сим­во­лика ее орна­мен­тов гораздо более понятна, чем сим­во­лика баре­лье­фов Уаки дракона.

 image029 image031Фото 15 и 16. Сонаха. Раз­меры: высота 5,2 см, диа­метр 7,3 см. Мате­риал: серебро. Куль­тура: Викус (Vicus). 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[9]

image033На верх­нем орна­менте сонахи фигуры человека-дракона пере­ме­жа­ются с фигу­рами летя­щей птицы с одним гла­зом и двумя клю­вами (фото 15 и 16). Но, дума­ется, пра­виль­нее было бы ска­зать – с голо­вой рыбы. Такие же стран­ные летя­щие птицы поме­щены и на орна­менте ниж­ней части шара. Фигуры птиц здесь чере­ду­ются с фигу­рами рыб или ска­тов (по оценке Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства). Их можно рас­смот­реть лишь на абрисе сонахи (фото слева). Я думаю, что орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция сонахи посвя­щена живу­щему в воде и лета­ю­щему по небу дра­кону без кры­льев в его вопло­ще­ниях: дракон-человек, птица и рыба.

На осно­ва­нии сход­ства ико­но­гра­фии божеств Уаки дра­кона куль­туры Чиму, сонахи куль­туры Викус и сера окулядо на кайме Пара­каса можно сде­лать вывод о том, что на кайме изоб­ра­жен сер окулядо в образе вод­ного дракона/динозавра. Сле­до­ва­тельно, в пан­теоне Пара­каса было боже­ство, кото­рое можно назвать мор­ским сером окулядо.

image035                   image037

Фото 17. Фраг­мент выши­той каймы. Раз­меры: 4,75×53,34 см. Мате­ри­алы: шерсть вер­блю­до­вых, хло­пок. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IVIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[10]. Фото 18. Три мотива каймы круп­ным планом

На кайме покрова, засня­той на фото 17 и 18, можно видеть еще одно боже­ство, кото­рое похоже на мор­ского сера окулядо. Правда, хотя оно и имеет черты двой­ной рыбы Пара­каса, хвост у него не рыбий, а крысиный.

image039 image041Фото 19. Бутыль два-горлышка-и-мост, вид сбоку и сверху. Раз­мер: 15,88 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Пара­кас. Дата: IVIII вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[11]

Такое же живот­ное, но без плавников/гребней изоб­ра­жено на кера­ми­че­ском сосуде пери­ода Пещер (фото 19). Но оно стоит на четы­рех мас­сив­ных ногах.

Воз­можно, здесь пока­зан мор­ской дино­завр. На роль его про­то­типа мог бы подойти ното­завр (на фото 20 тре­тий сверху), у кото­рого в отли­чии от дру­гих мор­ских яще­ров сохра­ни­лись ноги, поэтому он мог пере­дви­гаться и по суше. У ното­завра была очень длин­ная пасть, но, к сожа­ле­нию, на голове не было рога (рогов). Зато рог был у лета­ю­щего ящера пте­ра­но­дона (фото 21, пер­вый снизу). Известно, что лета­ю­щие дино­завры пита­лись рыбой. Сле­до­ва­тельно, они жили у воды и могли нырять в воду за добы­чей. Правда, у лета­ю­щих яще­ров две ноги, а не четыре, как у живот­ного на сосуде.

image043       image045Фото 20[12]. Мор­ские ящеры. Фото 21[13]. Лета­ю­щие ящеры

Конечно, нельзя забы­вать, что на сосуде изоб­ра­жены вовсе не реаль­ные живот­ные, а боже­ства, кото­рые пере­дают образы обо­жеств­лен­ных аппа­ра­тов богов во плоти. И если само­лет богов изоб­ра­жен в виде ласточки-касатки, то вто­рой корабль (сухо­пут­ный или амфи­бия с воз­мож­но­стью взле­тать в воз­дух и погру­жаться в воду) может быть пере­дан с помо­щью образа, состав­лен­ного из несколь­ких живот­ных, напри­мер, из вод­ного и лета­ю­щего дино­зав­ров. Живот­ное со схо­жими харак­те­ри­сти­ками есть на мотиве, кото­рый, на мой взгляд, пред­став­ляет собой изоб­ра­же­ние спи­рали ДНК (см.: Змее­по­доб­ные сущ­но­сти).

Вику­нья

image047Фото 22. Выши­тая ман­тия из шер­сти вику­ньи с изоб­ра­же­ни­ями лам и крас­ной бахро­мой. Раз­меры: 113×23 см. Ткань полот­ня­ного пере­пле­те­ния, вышивка сте­бель­ча­тым швом. Культура/период: Некро­поль Пара­каса. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, фаза-1. География/происхождение: Южная Аме­рика, Перу, регион Ики, про­вин­ция Писко, Пара­кас(?). Музей архео­ло­гии и этно­ло­гии Пибоди, Гар­вард­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж, США[14]

Вику­ньи на ман­тии, кото­рая соткана из их шер­сти (фото 22 – 24), изоб­ра­жены очень узна­ва­емо и с боль­шой любо­вью. Они как будто неспешно шествуют друг за дру­гом по ее сере­дине. А те вику­ньи, кото­рые поме­щены в ее углах, даже вышиты вме­сте с дете­ны­шами, кото­рых они кор­мят (фото 23). При­хо­дит на ум, что эта вещь при­над­ле­жала ребенку. Ведь ее раз­меры невелики.

image048Фото 23[15]

Сюжет декора кажется даже слиш­ком про­стым по срав­не­нию с типич­ными узо­рами Пара­каса, кото­рые пере­на­сы­щены слож­ной сим­во­ли­кой. Но это только на пер­вый взгляд. Голова живот­ного схожа с той, кото­рая обсуж­да­лась в «Двой­ной рыбе Пара­каса». Она имеет форму маски с тре­уголь­ным выре­зом, но на этом мотиве вос­при­ни­ма­ется все же как голова зуба­стого ящера и одно­вре­менно как две срос­ши­еся головы викуньи.

image049Фото 24[16]

Среди вику­ний есть выши­тые нит­ками только одного цвета, но у боль­шин­ства голова, шея, туло­вище, ноги раз­де­лены попо­лам по гори­зон­тали и выпол­нены пря­жей кон­траст­ных цве­тов. При этом кон­траст­ная окраска головы часто имеет вид шах­мат­ных кле­ток. Живот­ное, у кото­рого вся фигура раз­де­лена на свет­лые и тем­ные зоны, видимо, нужно трак­то­вать как два в одном – как двой­ную вику­нью. По всей веро­ят­но­сти белый (свет­лый) цвет оли­це­тво­ряет мир вверху – мир божеств и землю пред­ков, а чер­ный (тем­ный) – мир внизу, мир мертвых.

 

Про­дол­же­ние: с. 17

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8910 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1516 | 17 |

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>