Исторический костюм Андского мира. Часть I. Одежда доинкских времен. I.Одежда первых цивилизаций Центральных Анд и возникновение ткачества. I.2.Паракас, продолжение
I.2.3.3.1.2. Двойная рыба Паракаса
Фото 1. Покров. Размеры: 300×162 см. Материал: шерсть верблюдовых (ткань основного поля и вышивка), хлопок (ткань каймы). Размер: взрослый. Вероятный владелец: мужчина. Культура: Наска; Паракас. Место находки: Южное побережье Перу, Некрополь Паракаса. Период: Ранний промежуточный, фаза-1 (0 – 100 гг. н.э.). Бруклинский музей, США[1]
На покрове из Бруклинского музея (фото 1 и 2) изображена так называемая двойная рыба Паракаса (Paracas «double fish»). Обращает на себя внимание то, что у рыбы есть нечто вроде руки. Покров шире обычного.
Фото 2. Снимок правого нижнего угла покрова
Фрагмент каймы со схожим мотивом хранится в Метрополитен-музее искусств. И снова, как и в случае с мотивами, на которых изображена птица (фото 9 – 11, с. 15), в датировке этих артефактов наблюдаются существенные расхождения. Бруклинский музей относит покров с двойной рыбой к концу периода Некрополя, а Метрополитен музей фрагмент с таким же узором – к периоду Пещер.
Фото 3. Фрагмент вышитой каймы. Размеры: 14,61×16,19 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: IV в. до н.э. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[2]
Мотив с двойной рыбой Паракаса был весьма распространенным. Им украшались не только покровы, но и пончо.
По мнению ученых Бруклинского музея, прообразом двойной рыбы была акула. Основанием для такого заключения служат волнистые линии рядом с глазами, которые могут быть восприняты как жаберные щели. Второй претендент на роль прототипа двойной рыбы – орка. Но, на мой взгляд, у двойной рыбы сходство с оркой полностью отсутствует. К тому же орку художники Паракаса изобразили на покрове, показанном на фото 12, 13 и 15, с. 15, совершенно по-другому.
Фото 4. Покров. Размеры: 260×110 см. Материалы и техники: вышивка стебельчатым швом шерстяной пряжей по шерстяной ткани полотняного переплетения. Покров состоит из двух кусков материи, сшитых вместе. Датировка и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг, Швеция[3]
Фото 5. Основное поле покрова крупным планом
Двойная рыба Паракаса вышита также на покрове (фото 4 и 5) и тюрбане (фото 6 – 8) из Музея мировой культуры Гетеборга. Наверное, эти вещи входили в фардо одной мумии. Здесь у рыбы есть не только рука, пальцы которой касаются человеческой маски, но и ноги, а также крылья. А у ее головы действительно можно найти сходство с головой орки (особенно на мотиве с фото 9).
Фото 6. Тюрбан. Размеры: 150×47 см. Материалы и техники: вышивка стебельчатым швом шерстяной пряжей по шерстяной ткани полотняного переплетения. Датировка и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-2 (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[4]
Фото 7. Крупный план угла тюрбана
Фото 8. Мотив, вышитый на кайме тюрбана (на фото 7 вверху слева)
Фото 9. Крупный план мотива каймы тюрбана (крайний справа на фото 7)
Более типичные очертания двойная рыба имеет на покрове из Чилийского музея доколумбового искусства (фото 9а – 10а). Но на нем уже показано воплощение человека в это создание.
Фото 9а. Погребальный покров. Культура: Паракас. Период: 300 – 100 гг. до н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[4а]
Фото 10[5]. Фрагмент покрова. Фото 10а. Рисунок мотива покрова из книги Ребеки Каррион Кашо
Благодаря рисованным копиям мотивов вышивок из книги первого перуанского археолога-женщины, ученицы Хулио Тельо Ребеки Каррион Кашо (1907 – 1960) «Паракас: культурные элементы» (Carrión Cachot, R. Paracas: Cultural elements. Lima, 1949), мы можем видеть различные варианты изображения божеств-людей в ипостаси двойной рыбы. Представленные здесь рисунки (фото 10а и 10b) входят в блок иллюстраций под названием «Изображение мифологической рыбы Паракаса»[5а]. Покров, вышитый мотивом, скопированным на первом рисунке с фото 10b, хранится в Национальном музее археологии, антропологии и истории Перу и рассмотрен в «Змееподобных сущностях».
Фото 10b. Рисунки из книги Ребеки Каррион Кашо
На основе распространенности мотива с двойной рыбой и широкого использования ее образа в других композициях можно сделать вывод о том, что она была важным божеством в пантеоне Паракаса. Но, видимо, четкого понимания свойств этого божества не было и у самих паракасцев, поскольку она изображалась с серьезными отличиями. Так, на мотиве покрова из Метрополитен-музея искусств, где двойная рыба показана как атрибут божественной силы божества-человека, у нее появляются на затылке два рога, которые можно трактовать и как клюв (фото 11).
Фото 11. Вышитый фрагмент покрова в трех ракурсах. Размеры: 12,7×15,24 см. Материал: шерсть верблюдовых. Культура: Паракас. Дата: III – II вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[6]
На кайме покрова из Музея мировой культуры (фото 12 и 13) изображено уже божество-человек, по всей вероятности, в образе такой рыбы с рогом/клювом на затылке. У божества есть горб и не одна, как у двойной рыбы, а две руки, протянутые вперед. К кисти нижней из них прикреплена на тонкой ниточке маска с линиями в виде бороды. Мотив приближен к канону сера окулядо в звериной ипостаси (ипостаси динозавра) на тканях коричневой гаммы.
Фото 12. Вышитый фрагмент каймы покрова. Размеры: 250×21 см. Материалы и техники: вышивка стебельчатым швом шерстяной пряжей по хлопковой ткани. Датировка и происхождение: Некрополь Паракаса, Ранний промежуточный период, фаза-1А (100 г. до н.э. – 100 г. н.э.). Музей мировой культуры, Гетеборг[7]
Фото 13. Мотив каймы крупным планом
Божество, которому присуща голова, имеющая одновременно и вытянутую зубастую пасть с одной стороны, и нечто вроде клюва или рога с другой, часто встречается на артефактах, найденных на побережье Перу. В частности, оно есть на барельефах Уаки (Храма) дракона (фото 14). Этот храм был построен между 800 и 1000 г. н.э. (по другим данным, в 1100 – 1450 гг. н.э.) и относится к культуре Чиму.
Фото 14[8]. Одна из стен Уаки дракона
Схожее божество, но с четырьмя конечностями, изображено и на сонахе культуры Викус (Северное побережье Перу, 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.), показанной на фото 15 и 16. Сонаха по времени изготовления ближе к культуре Паракаса, а символика ее орнаментов гораздо более понятна, чем символика барельефов Уаки дракона.
Фото 15 и 16. Сонаха. Размеры: высота 5,2 см, диаметр 7,3 см. Материал: серебро. Культура: Викус (Vicus). 500 г. до н.э. – 500 г. н.э. Чилийский музей доколумбового искусства[9]
На верхнем орнаменте сонахи фигуры человека-дракона перемежаются с фигурами летящей птицы с одним глазом и двумя клювами (фото 15 и 16). Но, думается, правильнее было бы сказать – с головой рыбы. Такие же странные летящие птицы помещены и на орнаменте нижней части шара. Фигуры птиц здесь чередуются с фигурами рыб или скатов (по оценке Чилийский музей доколумбового искусства). Их можно рассмотреть лишь на абрисе сонахи (фото слева). Я думаю, что орнаментальная композиция сонахи посвящена живущему в воде и летающему по небу дракону без крыльев в его воплощениях: дракон-человек, птица и рыба.
На основании сходства иконографии божеств Уаки дракона культуры Чиму, сонахи культуры Викус и сера окулядо на кайме Паракаса можно сделать вывод о том, что на кайме изображен сер окулядо в образе водного дракона/динозавра. Следовательно, в пантеоне Паракаса было божество, которое можно назвать морским сером окулядо.
Фото 17. Фрагмент вышитой каймы. Размеры: 4,75×53,34 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. Культура: Паракас. Дата: IV – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[10]. Фото 18. Три мотива каймы крупным планом
На кайме покрова, заснятой на фото 17 и 18, можно видеть еще одно божество, которое похоже на морского сера окулядо. Правда, хотя оно и имеет черты двойной рыбы Паракаса, хвост у него не рыбий, а крысиный.
Фото 19. Бутыль два-горлышка-и-мост, вид сбоку и сверху. Размер: 15,88 см. Материал: керамика. Культура: Паракас. Дата: IV – III вв. до н.э. Метрополитен-музей искусств[11]
Такое же животное, но без плавников/гребней изображено на керамическом сосуде периода Пещер (фото 19). Но оно стоит на четырех массивных ногах.
Возможно, здесь показан морской динозавр. На роль его прототипа мог бы подойти нотозавр (на фото 20 третий сверху), у которого в отличии от других морских ящеров сохранились ноги, поэтому он мог передвигаться и по суше. У нотозавра была очень длинная пасть, но, к сожалению, на голове не было рога (рогов). Зато рог был у летающего ящера птеранодона (фото 21, первый снизу). Известно, что летающие динозавры питались рыбой. Следовательно, они жили у воды и могли нырять в воду за добычей. Правда, у летающих ящеров две ноги, а не четыре, как у животного на сосуде.
Фото 20[12]. Морские ящеры. Фото 21[13]. Летающие ящеры
Конечно, нельзя забывать, что на сосуде изображены вовсе не реальные животные, а божества, которые передают образы обожествленных аппаратов богов во плоти. И если самолет богов изображен в виде ласточки-касатки, то второй корабль (сухопутный или амфибия с возможностью взлетать в воздух и погружаться в воду) может быть передан с помощью образа, составленного из нескольких животных, например, из водного и летающего динозавров. Животное со схожими характеристиками есть на мотиве, который, на мой взгляд, представляет собой изображение спирали ДНК (см.: Змееподобные сущности).
Викунья
Фото 22. Вышитая мантия из шерсти викуньи с изображениями лам и красной бахромой. Размеры: 113×23 см. Ткань полотняного переплетения, вышивка стебельчатым швом. Культура/период: Некрополь Паракаса. Ранний промежуточный период, фаза-1. География/происхождение: Южная Америка, Перу, регион Ики, провинция Писко, Паракас(?). Музей археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж, США[14]
Викуньи на мантии, которая соткана из их шерсти (фото 22 – 24), изображены очень узнаваемо и с большой любовью. Они как будто неспешно шествуют друг за другом по ее середине. А те викуньи, которые помещены в ее углах, даже вышиты вместе с детенышами, которых они кормят (фото 23). Приходит на ум, что эта вещь принадлежала ребенку. Ведь ее размеры невелики.
Фото 23[15]
Сюжет декора кажется даже слишком простым по сравнению с типичными узорами Паракаса, которые перенасыщены сложной символикой. Но это только на первый взгляд. Голова животного схожа с той, которая обсуждалась в «Двойной рыбе Паракаса». Она имеет форму маски с треугольным вырезом, но на этом мотиве воспринимается все же как голова зубастого ящера и одновременно как две сросшиеся головы викуньи.
Фото 24[16]
Среди викуний есть вышитые нитками только одного цвета, но у большинства голова, шея, туловище, ноги разделены пополам по горизонтали и выполнены пряжей контрастных цветов. При этом контрастная окраска головы часто имеет вид шахматных клеток. Животное, у которого вся фигура разделена на светлые и темные зоны, видимо, нужно трактовать как два в одном – как двойную викунью. По всей вероятности белый (светлый) цвет олицетворяет мир вверху – мир божеств и землю предков, а черный (темный) – мир внизу, мир мертвых.
Продолжение: с. 17
[4] http://www.paracas.se/es/turban/turban-2/
[4а] http://www.archivos-ok.cl/cgi-bin/archivos/chilephoto.cgi?main=imageLeech&source=IF&ct=1384159114&file=/MCHAP/03/tn_MCHAP_CRC009.jpg; http://www.precolombino.cl/en/coleccion/fragmento-de-manto-funerario/
[5] http://www.precolombino.cl/en/coleccion/fragmento-de-manto-funerario/
[5а] http://energicentro.blogspot.ru/2010/11/exposicion-de-mantos-paracas-paracas.html; фото Р. Каррион Кашо: http://www.unmsm.edu.pe/sanmarcos/biografia/carrionr.htm
[6] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000644?rpp=20&pg=4&ft=*&who=Paracas&pos=74
[9] http://www.precolombino.cl/educational-resources/cabeza-de-cetro-sonaja-ornitomorfa/#!prettyPhoto
[10] http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/50000640?rpp=20&pg=4&ft=paracas+cavernas&img=1
[11] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/50000861?rpp=20&pg=6&ft=paracas+cavernas&pos=106
[13] http://works.tarefer.ru/10/100365/index.html
[14] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/media/view/Objects/80699/348391?t:state:flow=9b651f5c-cad7-491a-a3fe-e76fff8b10d0
[15] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/media/view/Objects/80699/348392?t:state:flow=9b651f5c-cad7-491a-a3fe-e76fff8b10d0
[16] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/media/view/Objects/80699/348393?t:state:flow=9b651f5c-cad7-491a-a3fe-e76fff8b10d0