Искусство древнего ткачества
Кечуаны сохранили ткачество таким, каким оно было в инкские времена. В период расцвета инкской цивилизации текстильное искусство являлось одним из наиболее развитых. Считается, что инки взяли традиции андского текстиля, главным образом, у культуры Уари[ii]. Империя Уари существовала с 600 по 850 (1000) г. н.э. Ее столица, также Уари, находилась в нескольких десятках километров от современного города Аякучо в Перу. Однако в ходе своих исследований я пришла к другому выводу. Тезис о том, что инки переняли искусство ткачества у Уари, неверен. Оно, я думаю, зародилось на побережье, в частности во времена культуры Паракаса, и поддерживалось мастерами культуры Наски, территория которой вошла в империю Уари. Правители империи носили одежду и головные уборы (чуку), сшитые из тканей Наски. Отсюда и пошло это заблуждение.
Ткацкий станок инков был очень простым (см. рисунок[iii]): нити основы натягивались между двумя планками. Верхняя планка прикреплялась к ветке дерева или к столбу, а нижняя – с помощью специальной лямки удерживалась на талии ткачихи. Но, несмотря на свою внешнюю примитивность, такой станок позволял создавать ткани практически любой сложности.
Кооператив Чинчеро, 2010 г.[iv]
На древних станках можно было ткать лишь неширокие и недлинные полотнища, как раз такие, из которых получаются оплечье (lliclla) и пончо целиком. Эта одежда, как известно, не кроится и не сшивается. После конкисты в XVI в. появился испанский ткацкий станок, который предоставлял возможность андским ткачам значительно увеличить размеры тканей как в ширину, так и в длину[v]. Испанский станок позволил изготавливать накидки (mantas), покрывала (cubrecamas), одеяла (frazadas). На нем стали работать преимущественно мужчины. Но древний станок не ушел в прошлое. Пончо и оплечья продолжают ткаться на таком станке, и, как и прежде, работают на нем женщины. Для тканья лент применяется совсем уже крошечное приспособление.
Изготовление лент в кооперативе Чинчеро, 2010 г.[vi]
Хотя кечуанки используют примитивные ручные станки, их ткани имеют очень высокое качество, сложный рисунок и богатую цветовую палитру.
Ткани, изготовленные кооперативом Чинчеро[vii]
Ткань не имеет изнанки, каждая сторона – лицевая.
Ткань кооператива Чинчеро[viii]
Из тканей изготавливают традиционную одежду – пончо для мужчин и оплечья (lliclla) для женщин, а также сумки, шляпные ленты, шарфы и др.
Кечуаны носят традиционные костюмы не только по праздникам, но часто и каждый день. Это позволяет сохранять древнее ткачество в конкретной местности. В то же время, там, где ткацкое ремесло утрачено, нет и народных костюмов.
Основным материалом для тканей служит шерсть овец и верблюдовых. После стрижки шерсть очищают от мусора и стирают.
Натирка мыльного корня[x] и процеживание мыльного раствора[xi] для стирки шерсти, 2009 г.
Затем шерсть прядут, используя только деревянное веретено. Ни простых, как у нас, – деревянных расписных или резных, – ни механических (с колесом) прялок не применяют.
Пряжу красят натуральными красителями – красной капустой, мате, листьями эвкалипта, луковой шелухи, скорлупой грецких орехов, цветами, плодами и корнями и пр.[xiv].
Кооператив Чинчеро, 2010 г.[xv]
После крашения приступают к тканью.
Община Амару, 2010 г.[xvii]
Ручные станки требуют кропотливого труда, усердия и терпения. Наверное, поэтому на таких станках работают в основном женщины. Ремесло передается из поколения в поколение именно по женской линии. Девочки смотрят за работой бабушки, матери, тети, потом постепенно сами начинают ткать – где-то лет с 11.
Стабильного дохода ткачество не дает. Чтобы выжить, ткачихам и членам их семей нередко приходится заниматься и скотоводством, и выращивать овощи и зерновые для питания. Это происходит потому, что рынок домотканых изделий очень нестабилен и во многом зависит от туристов.
Ткачихи работают индивидуально, нередко вместе с дочерьми. Могут создаваться и кооперативы, такие, как в общинах Амару и Чинчеро.
Продолжение: «Кооперативы общины Амару» и «Ткачихи Чинчеро»
[i]http://www.flickr.com/photos/willowd/322687355/sizes/l/in/photostream/
[ii] http://alpacasbest.com/espanol/alpacas.html
[iii] http://alpacasbest.com/espanol/alpacas.html
[iv] http://1.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TP1OakOJPVI/AAAAAAAABDM/CRDkn8eOjzY/s1600/100_7700.jpg
[v] http://www.abakab.es/index.php?las-artes-populares_141/los-reba%E3-os-del-sol-herencia-textil-andina-_143/
[vi] http://3.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TP1OfIzoqsI/AAAAAAAABDQ/0_ewfH9e3sY/s1600/100_7701.jpg
[vii]http://www.myperu.org/images/communities_chinchero_weaving_textiles_peru/chinchero_textiles_cusco_peru_03.jpg
[viii]http://www.myperu.org/images/communities_chinchero_weaving_textiles_peru/chinchero_textiles_cusco_peru_27.jpg
[ix] http://handwerktextiles.blogspot.com/2010/12/day-in-and-around-cusco.html
[x] http://fotki.yandex.ru/users/tecnolux/view/232596/?page=5
[xi] http://fotki.yandex.ru/users/tecnolux/view/59769/?page=0
[xii] http://www.flickr.com/photos/alsufu/2393511239/sizes/z/in/photostream/
[xiii] http://www.flickr.com/photos/davidehringer/2712980056/
[xiv] http://www.revistatigris.com.ar/10_abril/mes.html
[xv] http://1.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TP1O7EThfQI/AAAAAAAABDo/dPXkf6mhb5c/s1600/100_7723.jpg
[xvi] http://www.flickr.com/photos/alsufu/2402735806/in/photostream/
[xvii] http://2.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TPfqIfb7rAI/AAAAAAAAA9U/zAXXpM_pJQc/s1600/100_7437.jpg
[xviii] http://www.myperu.org/images /communities_chinchero_weaving_textiles_peru/chinchero_textiles_cusco_peru_10.jpg