Андский текстиль Перу

[i]

Искус­ство древ­него ткачества

Кечу­аны сохра­нили тка­че­ство таким, каким оно было в инк­ские вре­мена. В период рас­цвета инк­ской циви­ли­за­ции тек­стиль­ное искус­ство явля­лось одним из наи­бо­лее раз­ви­тых. Счи­та­ется, что инки взяли тра­ди­ции анд­ского тек­стиля, глав­ным обра­зом, у куль­туры Уари[ii]. Импе­рия Уари суще­ство­вала с 600 по 850 (1000) г. н.э. Ее сто­лица, также Уари, нахо­ди­лась в несколь­ких десят­ках кило­мет­ров от совре­мен­ного города Аякучо в Перу. Однако в ходе своих иссле­до­ва­ний я при­шла к  дру­гому выводу. Тезис о том, что инки пере­няли искус­ство тка­че­ства у Уари, неве­рен. Оно, я думаю, заро­ди­лось на побе­ре­жье, в част­но­сти во вре­мена куль­туры Пара­каса, и под­дер­жи­ва­лось масте­рами куль­туры Наски, тер­ри­то­рия кото­рой вошла в импе­рию Уари. Пра­ви­тели импе­рии носили одежду и голов­ные уборы (чуку), сши­тые из тка­ней Наски. Отсюда и пошло это заблуждение.

Ткац­кий ста­нок инков был очень про­стым (см. рису­нок[iii]): нити основы натя­ги­ва­лись между двумя план­ками. Верх­няя планка при­креп­ля­лась к ветке дерева или к столбу, а ниж­няя – с помо­щью спе­ци­аль­ной лямки удер­жи­ва­лась на талии тка­чихи. Но, несмотря на свою внеш­нюю при­ми­тив­ность, такой ста­нок поз­во­лял созда­вать ткани прак­ти­че­ски любой сложности.

Коопе­ра­тив Чин­черо, 2010 г.[iv]

На древ­них стан­ках можно было ткать лишь неши­ро­кие и недлин­ные полот­нища, как раз такие, из кото­рых полу­ча­ются опле­чье (lliclla) и пончо цели­ком. Эта одежда, как известно, не кро­ится и не сши­ва­ется. После кон­ки­сты в XVI в. появился испан­ский ткац­кий ста­нок, кото­рый предо­став­лял воз­мож­ность анд­ским тка­чам зна­чи­тельно уве­ли­чить раз­меры тка­ней как в ширину, так и в длину[v]. Испан­ский ста­нок поз­во­лил изго­тав­ли­вать накидки (mantas), покры­вала (cubrecamas), оде­яла (frazadas). На нем стали рабо­тать пре­иму­ще­ственно муж­чины. Но древ­ний ста­нок не ушел в про­шлое. Пончо и опле­чья про­дол­жают ткаться на таком станке, и, как и прежде, рабо­тают на нем жен­щины. Для тка­нья лент при­ме­ня­ется совсем уже кро­шеч­ное приспособление.

Изго­тов­ле­ние лент в коопе­ра­тиве Чин­черо, 2010 г.[vi]

Хотя кечу­анки исполь­зуют при­ми­тив­ные руч­ные станки, их ткани имеют очень высо­кое каче­ство, слож­ный рису­нок и бога­тую цве­то­вую палитру.

Ткани, изго­тов­лен­ные коопе­ра­ти­вом Чин­черо[vii]

Ткань не имеет изнанки, каж­дая сто­рона – лицевая.

Ткань коопе­ра­тива Чин­черо[viii]

Из тка­ней изго­тав­ли­вают тра­ди­ци­он­ную одежду – пончо для муж­чин и опле­чья (lliclla) для жен­щин, а также сумки, шляп­ные ленты, шарфы и др.

[ix]

Кечу­аны носят тра­ди­ци­он­ные костюмы не только по празд­ни­кам, но часто и каж­дый день. Это поз­во­ляет сохра­нять древ­нее тка­че­ство в кон­крет­ной мест­но­сти. В то же время, там, где ткац­кое ремесло утра­чено, нет и народ­ных костюмов.

Основ­ным мате­ри­а­лом для тка­ней слу­жит шерсть овец и вер­блю­до­вых. После стрижки шерсть очи­щают от мусора и стирают.

Натирка мыль­ного корня[x] и про­це­жи­ва­ние мыль­ного рас­твора[xi] для стирки шер­сти, 2009 г.

Затем шерсть пря­дут, исполь­зуя только дере­вян­ное вере­тено. Ни про­стых, как у нас, – дере­вян­ных рас­пис­ных или рез­ных, – ни меха­ни­че­ских (с коле­сом) пря­лок не применяют.

[xii][xiii]

Пряжу кра­сят нату­раль­ными кра­си­те­лями – крас­ной капу­стой, мате, листьями эвка­липта, луко­вой шелухи, скор­лу­пой грец­ких оре­хов, цве­тами, пло­дами и кор­нями и пр.[xiv].

Коопе­ра­тив Чин­черо, 2010 г.[xv]

[xvi]

После кра­ше­ния при­сту­пают к тканью.

Община Амару, 2010 г.[xvii]

Руч­ные станки тре­буют кро­пот­ли­вого труда, усер­дия и тер­пе­ния. Навер­ное, поэтому на таких стан­ках рабо­тают в основ­ном жен­щины. Ремесло пере­да­ется из поко­ле­ния в поко­ле­ние именно по жен­ской линии. Девочки смот­рят за рабо­той бабушки, матери, тети, потом посте­пенно сами начи­нают ткать – где-то лет с 11.

[xviii]

Ста­биль­ного дохода тка­че­ство не дает. Чтобы выжить, тка­чи­хам и чле­нам их семей нередко при­хо­дится зани­маться и ско­то­вод­ством, и выра­щи­вать овощи и зер­но­вые для пита­ния. Это про­ис­хо­дит потому, что рынок домо­тка­ных изде­лий очень неста­би­лен и во мно­гом зави­сит от туристов.

Тка­чихи рабо­тают инди­ви­ду­ально, нередко вме­сте с дочерьми. Могут созда­ваться и коопе­ра­тивы, такие, как в общи­нах Амару и Чинчеро.

Про­дол­же­ние: «Коопе­ра­тивы общины Амару» и «Тка­чихи Чин­черо»


[i]http://www.flickr.com/photos/willowd/322687355/sizes/l/in/photostream/

[ii] http://alpacasbest.com/espanol/alpacas.html

[iii] http://alpacasbest.com/espanol/alpacas.html

[iv] http://1.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TP1OakOJPVI/AAAAAAAABDM/CRDkn8eOjzY/s1600/100_7700.jpg

[v] http://www.abakab.es/index.php?las-artes-populares_141/los-reba%E3-os-del-sol-herencia-textil-andina-_143/

[vi] http://3.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TP1OfIzoqsI/AAAAAAAABDQ/0_ewfH9e3sY/s1600/100_7701.jpg

[vii]http://www.myperu.org/images/communities_chinchero_weaving_textiles_peru/chinchero_textiles_cusco_peru_03.jpg

[viii]http://www.myperu.org/images/communities_chinchero_weaving_textiles_peru/chinchero_textiles_cusco_peru_27.jpg

[ix] http://handwerktextiles.blogspot.com/2010/12/day-in-and-around-cusco.html

[x] http://fotki.yandex.ru/users/tecnolux/view/232596/?page=5

[xi] http://fotki.yandex.ru/users/tecnolux/view/59769/?page=0

[xii] http://www.flickr.com/photos/alsufu/2393511239/sizes/z/in/photostream/

[xiii] http://www.flickr.com/photos/davidehringer/2712980056/

[xiv] http://www.revistatigris.com.ar/10_abril/mes.html

[xv] http://1.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TP1O7EThfQI/AAAAAAAABDo/dPXkf6mhb5c/s1600/100_7723.jpg

[xvi] http://www.flickr.com/photos/alsufu/2402735806/in/photostream/

[xvii] http://2.bp.blogspot.com/_UZS6d_4FNJw/TPfqIfb7rAI/AAAAAAAAA9U/zAXXpM_pJQc/s1600/100_7437.jpg

[xviii] http://www.myperu.org/images /communities_chinchero_weaving_textiles_peru/chinchero_textiles_cusco_peru_10.jpg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>