Ключи от неба

Тупу, окон­ча­ние

Тупу с глад­кими навер­ши­ями в виде круга и полу­круга, кото­рые я объ­еди­нила в одну – тре­тью группу, под­верг­лись моему самому при­сталь­ному изу­че­нию, поскольку я стре­ми­лась отде­лить булавки от аст­ро­но­ми­че­ских инстру­мен­тов. Те и дру­гие имеют оди­на­ко­вую форму и одно назва­ние. Однако музей­ные ката­логи опре­де­ляют тупу как укра­ше­ние, в то время как Артур Познан­ски рас­це­ни­вает их как аст­ро­но­ми­че­ские инстру­менты. В своей книге он подробно рас­ска­зы­вает о том, как жрецы-астрономы рабо­тали с ними, и пуб­ли­кует их сни­мок (фото 1). На фото­гра­фии пока­заны topos, как назы­вает их А. Познан­ски, с тупыми кон­цами, но бóль­шая их часть имела заост­рен­ные концы (см. «Аст­ро­но­ми­че­ская наука Тиа­у­а­нако»).

image054Фото 1. Иллю­стра­ция из книги А. Познан­ски[i]

Для обо­зна­че­ния инстру­мента А. Познан­ски исполь­зует слово «topo», отме­тив его кур­си­вом, как это делают с упо­треб­ля­е­мыми в тек­сте сло­вами из дру­гого языка. Видимо он взял его из испан­ского, с кото­рого оно пере­во­дится как «крот», «верх», «вер­шина», а в его южно-американских вер­сиях еще и как «топо» (мера длины), и как «боль­шая булавка, брошка». (Замечу в скоб­ках, что на латин­ском слово «topo» и вовсе имеет массу зна­че­ний, кото­рые могли бы пока­заться весьма сим­во­лич­ными при­ме­ни­тельно к дан­ному пред­мету и при­дать ему мисти­че­ский харак­тер.) Видимо, в зна­че­нии «булавка» оно при­шло в испан­ский из аймар­ского языка (tupu, topo).

Теперь я пони­маю, что напрасно стре­ми­лась отде­лить укра­ше­ние от аст­ро­но­ми­че­ского инстру­мента, потому что это – одно и то же. В Анд­ском мире каж­дый жрец был аст­ро­но­мом. Поскольку он часто поль­зо­вался тупу, оно должно было быть все­гда при нем. Чтобы тупу не поте­ря­лось, ничего не было лучше, как вко­лоть его в одежду. Так оно стало отли­чи­тель­ным зна­ком жреца и в то же время булав­кой и инстру­мен­том одно­вре­менно. (Малень­кие тупу, засня­тые на фото 2, напо­ми­нают ключи. Навер­ное, можно ска­зать, что жрец все­гда носил с собой ключи от неба.)

image045Фото 2. Сереб­ря­ные тупу. Хро­но­ло­гия по Джону Роу: Позд­ний про­ме­жу­точ­ный период (1000 – 1476 гг. н.э.): 1) раз­меры 12,9×0,3×4,4 см, вес 13 г[ii]; 2) раз­меры 9,4×0,2×2,7 см, вес 3 г[iii]; 3) раз­меры 10,4×0,3×4,1 см, вес 12 г[iv]. Музей Рафа­эля Ларко

Поскольку аст­ро­но­мии анд­цев научили боги, то тупу сде­ла­лось сим­во­лом боже­ствен­ной вла­сти как инстру­мент богов и их став­лен­ни­ков. Понятно, что мед­ные тупу исполь­зо­вали жрецы низ­шего уровня, а из дра­го­цен­ных метал­лов – выс­шего. Чем более рос­кошно было тупу, тем выше был уро­вень его обла­да­теля. Я думаю, что неко­то­рые из них не исполь­зо­ва­лись по пря­мому назна­че­нию, а были именно отли­чи­тель­ным зна­ком жреца-правителя высо­кого уровня, сим­во­лом боже­ствен­ной вла­сти и не более. Такие тупу демон­стри­ру­ются в Музее золота Перу (фото 3). Они имеют харак­тер­ную форму, но не снаб­жены необ­хо­ди­мым отвер­стием. Булавки сде­ланы из золота, что гово­рит само за себя.

image056Фото 3. Золо­тые тупу Зала кос­мо­ви­де­ния Музея золота Перу, Лима[v]

Самые пер­вые тупу с навер­шием в форме круга и полу­круга, судя по дати­ров­кам ката­ло­гов музеев, появи­лись не ранее VIII в. Сле­до­ва­тельно, их появ­ле­ние свя­зано с воз­ник­но­ве­нием Импе­рии Уари. Но нельзя оста­вить без вни­ма­ния гипо­тезу А. Познан­ски о функ­ции Кала­са­сайи как аст­ро­но­ми­че­ской обсер­ва­то­рии, ее воз­расте и соот­вет­ственно воз­расте обна­ру­жен­ных там тупу. Я думаю, что пра­виль­нее гово­рить о том, что тупу с дис­ко­об­раз­ным навер­шием не появи­лись, а полу­чили рас­про­стра­не­ние в VIII в. Мно­гие из фигур­ных тупу (вто­рая группа) также имеют у начала ножки малень­кое круг­лое отвер­стие, но неясно, исполь­зо­ва­лись ли они как аст­ро­но­ми­че­ские инстру­менты или были лишь их символами.

В долине Аякучо, где воз­никла импе­рия Уари, а именно в городе Кон­чо­пате, было обна­ру­жено про­из­вод­ство мед­ных и золо­тых тупу. Его мас­штабы поз­во­ляют пред­по­ло­жить, что тупу там изго­тав­ли­ва­лись не только для мест­ного исполь­зо­ва­ния, но ими снаб­жа­лись и дру­гие посе­ле­ния, где были най­дены такие же тупу. А кон­струк­ция типич­ных уарий­ских хра­мов (D-образных струк­тур), кото­рые, как и инк­ские обсер­ва­то­рии имели круг­лую форму стен, и, в част­но­сти, хра­мов двух уарий­ских сто­лиц – горо­дов Кон­чо­паты и Уари, – а также их место­по­ло­же­ние и аст­ро­но­ми­че­ская ори­ен­та­ция, гово­рят о том, что они были обсерваториями.

image057Фото 4. Тупу, най­ден­ное в одной из уарий­ских гроб­ниц Вилькабамбы

В уарий­ских гроб­ни­цах Виль­ка­бамбы было най­дено мно­же­ство тупу обыч­ной кон­фи­гу­ра­ции – на тон­кой ножке с круг­лыми навер­ши­ями и одной дыроч­кой. Среди них было также обна­ру­жено тупу (фото 4) с боль­шим коли­че­ством круг­лых отвер­стий и двумя полос­ками, кото­рые отхо­дили от верх­ней части навер­шия. Сей­час, к сожа­ле­нию, от них оста­лись только пеньки. Кроме того, в гроб­нице самого Вла­сти­теля Уари были захо­ро­нены тупу в виде пти­чьих перьев с узкой про­ре­зью посе­ре­дине (фото 5).

image059Фото 5[vi]. Пред­меты, най­ден­ные в гроб­нице Вла­сти­теля Уари

Судя по тому, что тупу в форме перьев для съемки рас­по­ло­жили над погре­баль­ной мас­кой, они были иден­ти­фи­ци­ро­ваны как укра­ше­ние голов­ного убора. Видимо, такая оценка была им дана потому, что в захо­ро­не­нии они нахо­ди­лись в рай­оне головы вла­сти­теля. (Подроб­нее см. «Гроб­ница Вла­сти­теля Уари».). Сле­до­ва­тельно, тупу как сим­вол боже­ствен­ной вла­сти носили не только на одежде, но и кре­пили к голов­ному убору.

Инк­ские вер­хов­ные пра­ви­тели, если судить по рисун­кам индей­ского исто­рика Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы в его руко­писи «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» (1615), не носили тупу. Но, воз­можно, такое пред­став­ле­ние сло­жи­лось у Гуа­мана Помы, жив­шего уже после гибели Инк­ской импе­рии, на основе костю­мов, кото­рые носили инки в коло­ни­аль­ное время. Известно, что инк­ские импе­ра­торы лично руко­во­дили важ­ными рели­ги­оз­ными цере­мо­ни­ями. Сле­до­ва­тельно, они имели ста­тус жреца. Однако, опи­сы­вая откры­ва­ю­щую цере­мо­нию Инти-Райми, кото­рую про­во­дил Сапа Инка, Гар­си­ласо де ла Вега гово­рит, что «эту цере­мо­нию он совер­шал (как пер­во­рож­ден­ный) от имени Солнца, сво­его отца»[vii]. А из его рас­сказа о жре­цах мы узнаем, что импе­ра­тор не являлся вер­хов­ным жре­цом, кото­рый «дол­жен был быть дядей или бра­том короля или в край­нем слу­чае чисто­кров­ным [инкой]». Правда, под жре­цами Гар­си­ласо де ла Вега пони­мал только жерт­во­при­но­си­те­лей. «У них были жрецы, чтобы совер­шать жерт­во­при­но­ше­ния», – пишет он об инках. И аст­ро­но­мов он не назы­вает жре­цами. Он упо­треб­ляет тер­мин не «аст­ро­но­мия», а «аст­ро­ло­гия» и отно­сит лиц, кото­рые ее зани­ма­лись, к амау­там – «людям боль­ших спо­соб­но­стей», т.е. уче­ным мужам[viii].

Бла­го­даря тек­стам Гар­си­ласо де ла Веги ста­но­вится отча­сти понят­ным, почему импе­ра­тор не носил знак жреца-астронома – тупу. Но до инков тупу было также сим­во­лом боже­ствен­ной вла­сти. Сле­до­ва­тельно, как и туми, оно утра­тило это свое зна­че­ние, усту­пив место иным обра­зам в импер­ской сим­во­лике. Но почему же тогда тупу носили инк­ские жен­щины и, в част­но­сти, сама койя? Ведь тупу, как пока­зало дан­ное иссле­до­ва­ние, – это исклю­чи­тель­ная при­над­леж­ность жре­цов. Имела ли койя сан жрицы?

image061Фото 6. Вось­мая койя Мама Йунто Кайан (Mama Yunto Cayan)[ix]

Из рисун­ков Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы можно заклю­чить, что тупу, кото­рые носили супруги Инки – койи, – были раз­ной формы (см. «Тупу в инк­ском костюме»). Но есть только один рису­нок (фото 6), где у койи и ее при­двор­ных дам йикьи ско­лоты тупу с навер­шием в форме плос­кого глад­кого круга с отвер­стием, т.е. тупу, кото­рое могло быть аст­ро­но­ми­че­ским инструментом.

image063Фото 7. Пер­вый Инка Манко Капак[x]. Фото 8. Девя­тая койя Мама Ана Уарке (Mama Ana Uarque)[xi]

Фелипе Гуа­ман Пома де Айала нередко рисует койю с чус­пой в руках, как, впро­чем, и Сапу Инку (фото 6 – 8). А чуспу, по моему разу­ме­нию, могли иметь только жрецы и жрицы (см. ста­тью «Чуспа»). Воз­можно, у койи и был такой ста­тус как у дочери Инти. Но, дума­ется, в слу­чае с цере­мо­ни­аль­ной одеж­дой импе­ра­тор­ской четы чуспа и тупу высту­пают в каче­стве дани тра­ди­циям, как, может быть, и весь костюм. Видимо, в Инк­ской импе­рии у выс­шей знати было при­нято наде­вать по тор­же­ствен­ным слу­чаям костюмы пер­вых инков. А они по легенде при­шли от озера Тити­каки и должны были оде­ваться как жрецы-правители Тиа­у­а­нако, атри­бу­тами костюма кото­рых явля­лись, в част­но­сти, чуспа и тупу. В связи с этим воз­ни­кает вопрос: имели ли право носить тупу жен­щины неинк­ской крови?

image014

Таким обра­зом, тупу было булав­кой, укра­ше­нием, отли­чи­тель­ным зна­ком жреца, аст­ро­но­ми­че­ским инстру­мен­том, сим­во­лом боже­ствен­ной вла­сти и все­гда имело ста­тус риту­аль­ного пред­мета, исклю­чая, воз­можно, инк­ские вре­мена, когда этим же сло­вом стали назы­вать также жен­ские булавки для скреп­ле­ния наки­док. Тупу знат­ных дам было зна­ком ста­туса и чистоты инк­ской крови, а также обе­ре­гом, но уже не явля­лось аст­ро­но­ми­че­ским инстру­мен­том и при­об­рело затей­ли­вые формы юве­лир­ного укра­ше­ния в коло­ни­аль­ные времена.

image014

Пер­сид­ское «тупу»

Анд­ский мир весь состоит из уди­ви­тель­ных тайн. И когда кажется, что уже одну из них тебе уда­лось постичь, на смену ей появ­ля­ется дру­гая, не менее поразительная.

В Бри­тан­ском музее хра­нится пер­сид­ская булавка (фото 8), кото­рая имеет ту же форму, что и анд­ские тупу с плос­ким круг­лым навер­шием инк­ской куль­туры («Доко­лум­бо­вые тупу», фото 20), и схо­жие раз­меры. Однако ази­ат­ская булавка намного древ­нее анд­ских и дати­ру­ется 1000 – 800 гг. до н.э. Она харак­те­ри­зу­ется в ката­логе музея как чекан­ная булавка для одежды из мед­ного сплава с плос­ким дис­ко­об­раз­ным навер­шием. Булавка укра­шена «сти­ли­зо­ван­ным цве­точ­ным вен­ком, воз­можно, вклю­ча­ю­щим цветки лотоса, рас­по­ло­жен­ным, как ореол, вокруг при­под­ня­той цен­траль­ной розетки с закруг­лен­ными лепест­ками, исхо­дя­щими из неболь­шой выпук­ло­сти». Эта ком­по­зи­ция окру­жена двумя кон­цен­три­че­скими линями и внеш­ним рядом из точек. Такой тип булавки «ино­гда поме­щался как состав­ная часть вклада по обету (votive deposits) в сте­нах свя­ти­лища»[xii].

image089Фото 8. Булавка. Раз­меры: высота 41,4 см, диа­метр навер­шия 12,3 см. Вес: 78 г. Мате­риал: мед­ный сплав. Тех­ника: чеканка. Культура/период: желез­ный век. Дата: 1000 – 800 гг. до н.э. Место изго­тов­ле­ния: Лури­стан (Азия, Иран, Запад­ный Иран, про­вин­ция Лури­стан). Бри­тан­ский музей[xiii]

Фото­гра­фия булавки в ката­логе музея сопро­вож­да­ется сле­ду­ю­щими комментариями:

«Очень похоже укра­шен­ные булавки пред­став­лены в дру­гих кол­лек­циях и из рас­ко­пок в Dum Surkh, но, в отли­чие от дан­ной булавки, они, как пра­вило, укра­шены раз­лич­ными фрук­тами и бутонами…

Этот тип булавки с дис­ко­об­раз­ным навер­шием, веро­ятно, был совре­мен­ным булав­кам с ажур­ным литым навер­шием: они раз­де­ляют ту же ико­но­гра­фию… Они имеют в сред­нем от 15 до 20 см в длину, хотя неко­то­рые из них неболь­шие, около 8,5 см, и насто­я­щий экзем­пляр явля­ется исклю­чи­тельно длин­ным. Тем не менее, несмотря на свои раз­меры, эта булавка не осо­бенно тяже­лая, и ее можно было бы носить с тол­стой ман­тией или одеж­дой из меха, и выступ в верх­ней части ножки, веро­ятно, был пред­на­зна­чен для того, чтобы ее закрепить.

Мно­гие подоб­ные булавки были най­дены встав­лен­ными в стены свя­ти­лища в Dum Surkh… а также были пере­даны по обету туда вме­сте с одеж­дой и дру­гими пред­ме­тами из ткани, как это было при­нято в Гре­ции. Тот факт, что подоб­ные орна­менты из рас­ти­тель­ных вен­ков повто­ря­ются не только на асси­рий­ской и иран­ской настен­ной плитке, но и на асси­рий­ских изоб­ра­же­ниях одежды, укреп­ляет связь между этими булав­ками и тек­сти­лем. Одна из этих була­вок пока­зы­вает сидя­щую фигуру, борю­щу­юся с парой змей и оде­тую в длин­ную пере­по­я­сан­ную ман­тию с бахро­мой внизу и двумя длин­ными булав­ками с дис­ко­об­раз­ными навер­ши­ями спе­реди… Хотя дру­гие булавки этого типа известны на арт­рынке…  они не были най­дены в могиль­ни­ках, иссле­до­ван­ных Бель­гий­ской архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции в Лури­стане. Тем не менее, пара неболь­ших булавок-пуговиц (toggle pins) была обна­ру­жена в двух гроб­ни­цах ран­него желез­ного века в Duruyeh, что под­дер­жи­вает идею, что их носили в паре и исполь­зо­вали в каче­стве була­вок для одежды… Эта тра­ди­ция закон­чи­лась в 8-м веке до нашей эры, когда стали исполь­зо­вать фибулы как форму без­опас­ной булавки»[xiv].

Таким обра­зом, если уче­ные из Музея Рафа­эля Ларко и Метрополитен-музея искусств уве­рены в том, что тупу – это булавка для одежды, то у спе­ци­а­ли­стов Бри­тан­ского музея подоб­ной уве­рен­но­сти нет, поскольку факты, прямо под­твер­жда­ю­щие такое пред­по­ло­же­ние, отсут­ствуют. Хотя у дан­ной кон­крет­ной булавки из Бри­тан­ского музея нет отвер­стия у осно­ва­ния навер­шия, как у боль­шин­ства тупу такой формы инк­ской куль­туры, я думаю, что ази­ат­ские булавки с отвер­стием должны суще­ство­вать. Видимо, как и в Андах, они слу­жили изна­чально аст­ро­но­ми­че­скими инстру­мен­тами, а затем стали сим­во­лом, сакраль­ным пред­ме­том. Однако в отли­чие от анд­цев никто из смерт­ных в древ­нем Лури­стане не осме­ли­вался носить их в каче­стве украшения.

| 1 | 2 | 3| 4 |


[vii] Вега, Гар­си­ласо де ла. Исто­рия госу­дар­ства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).

[viii] Вега, Гар­си­ласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text22.phtml?id=431).

22 комментария: Ключи от неба

  1. Milicho говорит:

    Ува­жа­ема гос­пожа Fedosya!
    К фото №8.
    Перей­дите по ссылке:
    http://budetinteresno.info/kraeved/skif_1-2.htm
    Посмот­рите рису­нок 26 (булавка поз.2).
    Люди устро­ены оди­на­ково? И очень давно.

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
      Спа­сибо за важ­ную инфор­ма­цию. Теперь мы знаем, что тупу с дис­ко­об­раз­ным навер­шием были и на Кав­казе. Меня дан­ный факт, как и Вас, не удив­ляет. Жаль, что это – еди­нич­ная находка, что не поз­во­ляет делать какие-либо выводы.

      • Milicho говорит:

        Ува­жа­ема гос­пожа Fedosya!
        Этот мате­риал я нашел навскидку, поэтому не уве­рен, что находка еди­нич­ная. А свой вывод я напи­сал. Пончо, плащ и про­чие накидки скреп­ля­лись булав­ками. Навер­ное, отсюда пошли раз­лич­ные украшения-брошки. Голова у изоб­ре­та­те­лей часто рабо­тает в одном направ­ле­нии.
        Мне бы очень хоте­лось найти ана­логи тупу с широ­кими нож­ками, как в книге у Познан­ски. Ещё меня сму­щают отвер­стия; веро­ятно, булавки закреп­ляли на одежде про­де­вая нить или веревку в эти дырки. Такие кольца или дыры есть у була­вок не только тупу-образных.
        Широ­кая ножка без острия может гово­рить о том, что такие тупу уже не булавки. Пока, кроме вашего источ­ника, в инет пусто. Это и тор­мо­зит меня.

  2. Milicho говорит:

    PS.
    Кажется, идея о гео­де­зи­че­ском назна­че­нии тупу при­над­ле­жит Эду­ардо Эррану, это извест­ный перу­ан­ский лет­чик, посто­янно фото­гра­фи­ру­ю­щий плато Наска и Пальпа.
    Мне не нра­вится, что источ­ники инфор­ма­ции вто­рич­ные. Если у Вас будут ссылки на основ­ной источ­ник, сооб­щите пожа­луй­ста. Раз­би­рать его идею не могу, так как не уве­рен в чистоте интер­не­тов­ских пуб­ли­ка­ций, даже имя и фами­лия Эррана могут быть искажены.

  3. Milicho говорит:

    PS. PS.
    Нашел ори­ги­нал имени и фами­лии героя, это Eduardo Herran, всё пра­вильно в –Гугле и Пана­ра­мио можно найти его фото­гра­фии. Ищу дальше…

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
      Раду­юсь тому вооду­шев­ле­нию, кото­рое дает Вам иссле­до­ва­ние тупу. Кусок из книги А. Познан­ски под назва­нием «The Astronomic Science of Tihuanacu…» можно найти по ссылке http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky5.htm

      • Milicho говорит:

        Спа­сибо, изоб­ра­же­ния от Познан­ски есть у Вас. Нужно ещё найти у дру­гих авто­ров или в музей­ных каталогах.

  4. Milicho говорит:

    PS
    Чем дольше ищу, тем дальше от заду­ман­ного!
    Пока искал нуж­ную кар­тинку, дога­дался как исполь­зо­ва­лась дырочка в тупу.
    Точ­нее, есть фото­гра­фии, на кото­рых хорошо пока­зано при­спо­соб­ле­ние для застё­ги­ва­ния пончо. Это совре­мен­ные или не очень ста­рин­ные тупу. В дырочку кре­пится цепочка, на конце цепочки колечко или тру­бочка. Это колечко, после про­ка­лы­ва­ния плаща, наде­ва­ется плотно на ост­рый конец тупу. Если силь­ный ветер или дви­же­ние попы­та­ется рас­пах­нуть пончо, то колечко только плот­нее при­хва­тит ост­рый кон­чик тупу. Это пол­но­стью не сни­мает вопрос «булавка — не булавка», но шансы под­та­яли весьма.

  5. fedosya.o говорит:

    Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
    Рада, что Ваши иссле­до­ва­ния про­дви­га­ются. Очень бы хоте­лось посмот­реть на фото, где пока­зано пончо, ско­ло­тое булав­кой. Нико­гда не видела.

    • Milicho говорит:

      Ува­жа­ема гос­пожа Fedosya!
      Всё хихи­ка­ете?
      В пончо Вы кому угодно дадите 100 очков форы!
      Не видели и не увидите.…

  6. Milicho говорит:

    PS
    Взгля­ните на это:
    http://www.feetgroup.ru/treasure_hunter/news/3535/

    Эти булавки, если только не в нос вты­кали, то вполне могли при­ме­нить для засте­жек на «пончо» (бла­го­даря Вам теперь все­гда «пончо» буду писать в скобках).

    А насто­я­щих аст­ро­но­ми­че­ских тупу а ля Познан­ски так и не видно, все копи­руют те самые сла­бые снимки из его книги. Не могу пока найти южно-американских зер­кал.
    Может быть, эти тупу все­гда исполь­зо­вали как зер­кала? В Европе нахо­док брон­зо­вого века много, смот­ре­лись в эти самые зер­кала барышни чаще чем наши, так мне кажется.

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
      Снова Вы воз­му­ща­е­тесь и руга­е­тесь. И все потому, что Вы ока­за­лись не правы. Это как-то несо­лидно. Меня такая Ваша реак­ция огор­чает.
      Зер­кала есть на сай­тах музеев, но не скажу, что их много. Они в Андах не исполь­зо­ва­лись как инстру­менты (см.: http://vicuna.ru/index.php/piedras/vestimenta/accesorios/), если не иметь в виду боль­ших тупу, о кото­рых пишет Э. Кен­делл (см.: http://vicuna.ru/index.php/origen-2/tupu1/).

  7. Milicho говорит:

    Ува­жа­ема гос­пожа Fedosya!
    В чем я неправ? Я не имею поня­тия о мно­гих вещах и легко могу спу­тать халат с «пончо». И где руга­тель­ства? Наобо­рот, я при­знал свою неком­пе­тент­ность, а это солидно, не так ли? Логика под­ска­зы­вает, что дей­ствие может быть либо солидно, либо несо­лидно. Раз я при­знаю ошибку, то солидно.
    Кстати, Вы не обра­тили вни­ма­ния на дру­гую неточ­ность: «…колечко только плот­нее при­хва­тит ост­рый кон­чик тупу». Это я напи­сал, но это непра­вильно. Одной цепочки с колеч­ком для этого недостаточно.

    Это пустяки, так мне кажется, и при оформ­ле­нии ста­тьи я бы это заме­тил и испра­вил. Больно за дру­гое. Меня поста­вила в тупик эта фото­гра­фия из Познан­ски, где тупу имеет плос­кий кон­чик. Я не могу найти ничего подоб­ного.
    И ещё! В интер­нет посто­янно пере­пе­ча­ты­вают дан­ные о тупу с под­став­кой такой длины, что с ним можно рабо­тать на уровне лица, я даже видел такой рису­нок. Но нет ни одной фото­гра­фии или солид­ной книги, где бы это можно посмот­реть.
    Без уточ­не­ний я не могу дви­нуть дальше. Один мой зна­ко­мый с ЛАИ писал, что совре­мен­ные при­боры имеют надеж­ную кон­струк­цию; им нестрашны дви­же­ния опе­ра­тора или силь­ный ветер. Устрой­ство должно иметь ста­би­ли­за­цию при наводке, иначе настро­иться будет невоз­можно. Булавка с тон­кой игол­кой воткну­тая в землю — слиш­ком хлип­кое устрой­ство, если исхо­дить из таких тре­бо­ва­ний. Он совер­шенно прав.
    Можно попы­таться обойти эти скольз­кие моменты, но это будет нечи­стая работа.

  8. Milicho говорит:

    PS
    Полю­буй­тесь на это!
    http://www.shaping.ru/mku/babanin29.asp — Рис. 2. Зер­кало «тупу» в работе.

    Тут вам и «индеец пле­мени сиу» и «лета­ю­щие блюдца». Пра­вильно, что тупу поста­вил в кавычки.

    Или тут: http://arfon.narod.ru/01/paleo-n5.htm — девочка в рус­ском пла­тье начала 20-века и наше люби­мое тупу.

    И это всё :(

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
      Поздрав­ляю, Вы нашли очень инте­рес­ные мате­ри­алы. Форма була­вок без дыро­чек очень напо­ми­нает пер­сид­ские, о кото­рых я писала, а те, что с дыр­ками – копия анд­ских. Я думаю, что Вам стоит напи­сать на эту тему сооб­ще­ние. Я бы сама напи­сала, но находка – Ваша.
      Что каса­ется «тупу» и линий Наски, то факт обна­ру­же­ния таких зер­кал весьма сомни­те­лен. Ни в одном музее их нет, а автор пишет, что «они были най­дены в боль­шом коли­че­стве в захо­ро­не­ниях в рай­оне Наска». Куда же они делись? Ведь они такие боль­шие!
      Зато у меня есть фото наскан­ского сосуда, изоб­ра­жа­ю­щего воз­душ­ный шар.

      • Milicho говорит:

        Ува­жа­ема гос­пожа Fedosya!
        Вы пишете, что сами бы напи­сали? Ну так сде­лайте это.
        Находки эти не мои, а пока неиз­вест­ных мне архео­ло­гов.
        Я только наме­тил цель и попал в яблочко.
        Кроме того, Вы и явля­е­тесь ини­ци­а­то­ром поиска, Ваша заслуга несо­мненна.
        Я могу только про­тя­нуть время, а Вам и карты в руки.

  9. Milicho говорит:

    PS
    В этой книге пока­заны булавки весьма близ­кие к южно-американским:
    http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/skif_2-5.htm
    См. рис.106. Диски и гри­бо­об­раз­ные, но отвер­стий нет.
    Инте­ресны фибулы рис.103,104. Индейцы их не изоб­рели, или вме­сто пру­жинки исполь­зо­вали что-то дру­гое? Я не знал, что наша «англий­ская булавка» про­изо­шла от этих фибул.

  10. Milicho говорит:

    PS
    Эти булавки даже с дыр­ками! См. рис.39.
    http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/skif_1-3.htm#1

  11. Milicho говорит:

    PS
    Не хочу делать далеко иду­щих выво­дов, но булавки тупу-образные най­дены в горах или в пред­го­рьях. Это и в Ста­ром и в Новом свете! Забав­ное совпадение?

  12. Milicho говорит:

    Не могу не напи­сать о чело­веке рас­ко­пав­шим и опи­сав­шим эти «булавки».
    Это Баг­рат Техов.
    Весь мате­риал по этой ссылке:
    http://www.yoo.ru/society/so048.html
    Цити­рую:
    «Имя архео­лога, док­тора исто­ри­че­ских наук Баг­рата Техова в Осе­тии знает каж­дый про­све­щен­ный чело­век. Маль­чик из кре­стьян­ской семьи имел упор­ство полу­чить обра­зо­ва­ние в годы, когда осе­тин­ские школы мас­сово пере­во­ди­лись на гру­зин­ский язык и пустели. Затем имел дерз­но­ве­ние идти по непро­то­рен­ному в Осе­тии пути архео­ло­ги­че­ской науки. Затем — посвя­тил всего себя архео­ло­гии род­ного края, копал с неве­ро­ят­ным тща­нием и открыл для сво­его народа уди­ви­тель­ный мир пред­ков — Тлий­скую куль­туру эпохи бронзы. Выводы, сде­лан­ные Баг­ра­том Техо­вым на основе най­ден­ных в Южной Осе­тии архео­ло­ги­че­ских мате­ри­а­лов, явля­ются бес­цен­ным под­твер­жде­нием про­жи­ва­ния в Закав­ка­зье непре­рыв­ной цепи наших ира­но­языч­ных предков.

    В послед­ние годы Баг­рат Техов живет и рабо­тает во Вла­ди­кав­казе, где вот уже две­на­дцать лет в «вынуж­ден­ной эми­гра­ции» нахо­дится самое цен­ное, что есть у этого чело­века — мате­ри­алы его раскопок.»

  13. Milicho говорит:

    Пред­по­ла­гаю, что это место, где рабо­тал Техов:
    https://www.dropbox.com/s/dj8qibo6j78cq3h/Tlee.kmz
    – файл откры­ва­ется в Google Earth.

    Ува­жа­е­мая гос­пожа Fedosya!
    Если смо­жете раз­ме­стить мате­риал, то очень прошу, не забудьте упо­мя­нуть
    Б.В.Техова. Это немно­гое, что можем для него сей­час сде­лать, но нужно.

    Не уве­рен, что в ста­тье всё правда, жур­на­ли­сты ино­гда сгу­щают краски, но всё может быть. Свин­ство пока процветает.

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
      Спа­сибо за раз­ре­ше­ние исполь­зо­вать най­ден­ные Вами мате­ри­алы. Но я имела в виду только находки тупу на Кав­казе. Из этого полу­чится от силы один абзац к пер­сид­ским тупу. Мне же было бы инте­ресно про­честь Ваше эссе о тупу – гео­де­зи­че­ских инстру­мен­тах и пр. Мне кажется, если Вы обоб­щите все те дан­ные, кото­рые опуб­ли­ко­вали в своих ком­мен­та­риях, полу­чится как раз то, что нужно. Попро­буйте сде­лать это в стиле У. Сал­ли­вана, кото­рый опи­сы­вает ход сво­его иссле­до­ва­ния, его этапы и не только окон­ча­тель­ные, но и про­ме­жу­точ­ные выводы. Там Вы сами и напи­шите про Б. Техова. Я же в гео­де­зии не сильна и в этом аспекте писать о тупу не могу, разве что ука­зать среди про­чего, что они были не только булав­ками, сим­во­лами жре­цов, аст­ро­но­ми­че­скими инстру­мен­тами, но еще и гео­де­зи­че­скими инстру­мен­тами – по мне­нию имя­рек (это я о Вас).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>