Тупу, окончание
Тупу с гладкими навершиями в виде круга и полукруга, которые я объединила в одну – третью группу, подверглись моему самому пристальному изучению, поскольку я стремилась отделить булавки от астрономических инструментов. Те и другие имеют одинаковую форму и одно название. Однако музейные каталоги определяют тупу как украшение, в то время как Артур Познански расценивает их как астрономические инструменты. В своей книге он подробно рассказывает о том, как жрецы-астрономы работали с ними, и публикует их снимок (фото 1). На фотографии показаны topos, как называет их А. Познански, с тупыми концами, но бóльшая их часть имела заостренные концы (см. «Астрономическая наука Тиауанако»).
Фото 1. Иллюстрация из книги А. Познански[i]
Для обозначения инструмента А. Познански использует слово «topo», отметив его курсивом, как это делают с употребляемыми в тексте словами из другого языка. Видимо он взял его из испанского, с которого оно переводится как «крот», «верх», «вершина», а в его южно-американских версиях еще и как «топо» (мера длины), и как «большая булавка, брошка». (Замечу в скобках, что на латинском слово «topo» и вовсе имеет массу значений, которые могли бы показаться весьма символичными применительно к данному предмету и придать ему мистический характер.) Видимо, в значении «булавка» оно пришло в испанский из аймарского языка (tupu, topo).
Теперь я понимаю, что напрасно стремилась отделить украшение от астрономического инструмента, потому что это – одно и то же. В Андском мире каждый жрец был астрономом. Поскольку он часто пользовался тупу, оно должно было быть всегда при нем. Чтобы тупу не потерялось, ничего не было лучше, как вколоть его в одежду. Так оно стало отличительным знаком жреца и в то же время булавкой и инструментом одновременно. (Маленькие тупу, заснятые на фото 2, напоминают ключи. Наверное, можно сказать, что жрец всегда носил с собой ключи от неба.)
Фото 2. Серебряные тупу. Хронология по Джону Роу: Поздний промежуточный период (1000 – 1476 гг. н.э.): 1) размеры 12,9×0,3×4,4 см, вес 13 г[ii]; 2) размеры 9,4×0,2×2,7 см, вес 3 г[iii]; 3) размеры 10,4×0,3×4,1 см, вес 12 г[iv]. Музей Рафаэля Ларко
Поскольку астрономии андцев научили боги, то тупу сделалось символом божественной власти как инструмент богов и их ставленников. Понятно, что медные тупу использовали жрецы низшего уровня, а из драгоценных металлов – высшего. Чем более роскошно было тупу, тем выше был уровень его обладателя. Я думаю, что некоторые из них не использовались по прямому назначению, а были именно отличительным знаком жреца-правителя высокого уровня, символом божественной власти и не более. Такие тупу демонстрируются в Музее золота Перу (фото 3). Они имеют характерную форму, но не снабжены необходимым отверстием. Булавки сделаны из золота, что говорит само за себя.
Фото 3. Золотые тупу Зала космовидения Музея золота Перу, Лима[v]
Самые первые тупу с навершием в форме круга и полукруга, судя по датировкам каталогов музеев, появились не ранее VIII в. Следовательно, их появление связано с возникновением Империи Уари. Но нельзя оставить без внимания гипотезу А. Познански о функции Каласасайи как астрономической обсерватории, ее возрасте и соответственно возрасте обнаруженных там тупу. Я думаю, что правильнее говорить о том, что тупу с дискообразным навершием не появились, а получили распространение в VIII в. Многие из фигурных тупу (вторая группа) также имеют у начала ножки маленькое круглое отверстие, но неясно, использовались ли они как астрономические инструменты или были лишь их символами.
В долине Аякучо, где возникла империя Уари, а именно в городе Кончопате, было обнаружено производство медных и золотых тупу. Его масштабы позволяют предположить, что тупу там изготавливались не только для местного использования, но ими снабжались и другие поселения, где были найдены такие же тупу. А конструкция типичных уарийских храмов (D-образных структур), которые, как и инкские обсерватории имели круглую форму стен, и, в частности, храмов двух уарийских столиц – городов Кончопаты и Уари, – а также их местоположение и астрономическая ориентация, говорят о том, что они были обсерваториями.
Фото 4. Тупу, найденное в одной из уарийских гробниц Вилькабамбы
В уарийских гробницах Вилькабамбы было найдено множество тупу обычной конфигурации – на тонкой ножке с круглыми навершиями и одной дырочкой. Среди них было также обнаружено тупу (фото 4) с большим количеством круглых отверстий и двумя полосками, которые отходили от верхней части навершия. Сейчас, к сожалению, от них остались только пеньки. Кроме того, в гробнице самого Властителя Уари были захоронены тупу в виде птичьих перьев с узкой прорезью посередине (фото 5).
Фото 5[vi]. Предметы, найденные в гробнице Властителя Уари
Судя по тому, что тупу в форме перьев для съемки расположили над погребальной маской, они были идентифицированы как украшение головного убора. Видимо, такая оценка была им дана потому, что в захоронении они находились в районе головы властителя. (Подробнее см. «Гробница Властителя Уари».). Следовательно, тупу как символ божественной власти носили не только на одежде, но и крепили к головному убору.
Инкские верховные правители, если судить по рисункам индейского историка Фелипе Гуамана Помы де Айалы в его рукописи «Первая новая хроника и доброе правление» (1615), не носили тупу. Но, возможно, такое представление сложилось у Гуамана Помы, жившего уже после гибели Инкской империи, на основе костюмов, которые носили инки в колониальное время. Известно, что инкские императоры лично руководили важными религиозными церемониями. Следовательно, они имели статус жреца. Однако, описывая открывающую церемонию Инти-Райми, которую проводил Сапа Инка, Гарсиласо де ла Вега говорит, что «эту церемонию он совершал (как перворожденный) от имени Солнца, своего отца»[vii]. А из его рассказа о жрецах мы узнаем, что император не являлся верховным жрецом, который «должен был быть дядей или братом короля или в крайнем случае чистокровным [инкой]». Правда, под жрецами Гарсиласо де ла Вега понимал только жертвоприносителей. «У них были жрецы, чтобы совершать жертвоприношения», – пишет он об инках. И астрономов он не называет жрецами. Он употребляет термин не «астрономия», а «астрология» и относит лиц, которые ее занимались, к амаутам – «людям больших способностей», т.е. ученым мужам[viii].
Благодаря текстам Гарсиласо де ла Веги становится отчасти понятным, почему император не носил знак жреца-астронома – тупу. Но до инков тупу было также символом божественной власти. Следовательно, как и туми, оно утратило это свое значение, уступив место иным образам в имперской символике. Но почему же тогда тупу носили инкские женщины и, в частности, сама койя? Ведь тупу, как показало данное исследование, – это исключительная принадлежность жрецов. Имела ли койя сан жрицы?
Фото 6. Восьмая койя Мама Йунто Кайан (Mama Yunto Cayan)[ix]
Из рисунков Фелипе Гуамана Помы де Айалы можно заключить, что тупу, которые носили супруги Инки – койи, – были разной формы (см. «Тупу в инкском костюме»). Но есть только один рисунок (фото 6), где у койи и ее придворных дам йикьи сколоты тупу с навершием в форме плоского гладкого круга с отверстием, т.е. тупу, которое могло быть астрономическим инструментом.
Фото 7. Первый Инка Манко Капак[x]. Фото 8. Девятая койя Мама Ана Уарке (Mama Ana Uarque)[xi]
Фелипе Гуаман Пома де Айала нередко рисует койю с чуспой в руках, как, впрочем, и Сапу Инку (фото 6 – 8). А чуспу, по моему разумению, могли иметь только жрецы и жрицы (см. статью «Чуспа»). Возможно, у койи и был такой статус как у дочери Инти. Но, думается, в случае с церемониальной одеждой императорской четы чуспа и тупу выступают в качестве дани традициям, как, может быть, и весь костюм. Видимо, в Инкской империи у высшей знати было принято надевать по торжественным случаям костюмы первых инков. А они по легенде пришли от озера Титикаки и должны были одеваться как жрецы-правители Тиауанако, атрибутами костюма которых являлись, в частности, чуспа и тупу. В связи с этим возникает вопрос: имели ли право носить тупу женщины неинкской крови?
Таким образом, тупу было булавкой, украшением, отличительным знаком жреца, астрономическим инструментом, символом божественной власти и всегда имело статус ритуального предмета, исключая, возможно, инкские времена, когда этим же словом стали называть также женские булавки для скрепления накидок. Тупу знатных дам было знаком статуса и чистоты инкской крови, а также оберегом, но уже не являлось астрономическим инструментом и приобрело затейливые формы ювелирного украшения в колониальные времена.
Персидское «тупу»
Андский мир весь состоит из удивительных тайн. И когда кажется, что уже одну из них тебе удалось постичь, на смену ей появляется другая, не менее поразительная.
В Британском музее хранится персидская булавка (фото 8), которая имеет ту же форму, что и андские тупу с плоским круглым навершием инкской культуры («Доколумбовые тупу», фото 20), и схожие размеры. Однако азиатская булавка намного древнее андских и датируется 1000 – 800 гг. до н.э. Она характеризуется в каталоге музея как чеканная булавка для одежды из медного сплава с плоским дискообразным навершием. Булавка украшена «стилизованным цветочным венком, возможно, включающим цветки лотоса, расположенным, как ореол, вокруг приподнятой центральной розетки с закругленными лепестками, исходящими из небольшой выпуклости». Эта композиция окружена двумя концентрическими линями и внешним рядом из точек. Такой тип булавки «иногда помещался как составная часть вклада по обету (votive deposits) в стенах святилища»[xii].
Фото 8. Булавка. Размеры: высота 41,4 см, диаметр навершия 12,3 см. Вес: 78 г. Материал: медный сплав. Техника: чеканка. Культура/период: железный век. Дата: 1000 – 800 гг. до н.э. Место изготовления: Луристан (Азия, Иран, Западный Иран, провинция Луристан). Британский музей[xiii]
Фотография булавки в каталоге музея сопровождается следующими комментариями:
«Очень похоже украшенные булавки представлены в других коллекциях и из раскопок в Dum Surkh, но, в отличие от данной булавки, они, как правило, украшены различными фруктами и бутонами…
Этот тип булавки с дискообразным навершием, вероятно, был современным булавкам с ажурным литым навершием: они разделяют ту же иконографию… Они имеют в среднем от 15 до 20 см в длину, хотя некоторые из них небольшие, около 8,5 см, и настоящий экземпляр является исключительно длинным. Тем не менее, несмотря на свои размеры, эта булавка не особенно тяжелая, и ее можно было бы носить с толстой мантией или одеждой из меха, и выступ в верхней части ножки, вероятно, был предназначен для того, чтобы ее закрепить.
Многие подобные булавки были найдены вставленными в стены святилища в Dum Surkh… а также были переданы по обету туда вместе с одеждой и другими предметами из ткани, как это было принято в Греции. Тот факт, что подобные орнаменты из растительных венков повторяются не только на ассирийской и иранской настенной плитке, но и на ассирийских изображениях одежды, укрепляет связь между этими булавками и текстилем. Одна из этих булавок показывает сидящую фигуру, борющуюся с парой змей и одетую в длинную перепоясанную мантию с бахромой внизу и двумя длинными булавками с дискообразными навершиями спереди… Хотя другие булавки этого типа известны на артрынке… они не были найдены в могильниках, исследованных Бельгийской археологической экспедиции в Луристане. Тем не менее, пара небольших булавок-пуговиц (toggle pins) была обнаружена в двух гробницах раннего железного века в Duruyeh, что поддерживает идею, что их носили в паре и использовали в качестве булавок для одежды… Эта традиция закончилась в 8-м веке до нашей эры, когда стали использовать фибулы как форму безопасной булавки»[xiv].
Таким образом, если ученые из Музея Рафаэля Ларко и Метрополитен-музея искусств уверены в том, что тупу – это булавка для одежды, то у специалистов Британского музея подобной уверенности нет, поскольку факты, прямо подтверждающие такое предположение, отсутствуют. Хотя у данной конкретной булавки из Британского музея нет отверстия у основания навершия, как у большинства тупу такой формы инкской культуры, я думаю, что азиатские булавки с отверстием должны существовать. Видимо, как и в Андах, они служили изначально астрономическими инструментами, а затем стали символом, сакральным предметом. Однако в отличие от андцев никто из смертных в древнем Луристане не осмеливался носить их в качестве украшения.
[vii] Вега, Гарсиласо де ла. История государства инков (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text41.phtml?id=434).
[viii] Вега, Гарсиласо де ла. Указ. соч. (http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vega/text22.phtml?id=431).
[xi] http://www.kb.dk/permalink/2006/poma/136/en/text/?open=id2973071&imagesize=normal
[xii] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?assetId=227916&objectId=367148&partId=1
[xiii] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?assetId=227916&objectId=367148&partId=1
[xiv] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?assetId=227916&objectId=367148&partId=1
Уважаема госпожа Fedosya!
К фото №8.
Перейдите по ссылке:
http://budetinteresno.info/kraeved/skif_1-2.htm
Посмотрите рисунок 26 (булавка поз.2).
Люди устроены одинаково? И очень давно.
Уважаемый г-н Milicho!
Спасибо за важную информацию. Теперь мы знаем, что тупу с дискообразным навершием были и на Кавказе. Меня данный факт, как и Вас, не удивляет. Жаль, что это – единичная находка, что не позволяет делать какие-либо выводы.
Уважаема госпожа Fedosya!
Этот материал я нашел навскидку, поэтому не уверен, что находка единичная. А свой вывод я написал. Пончо, плащ и прочие накидки скреплялись булавками. Наверное, отсюда пошли различные украшения-брошки. Голова у изобретателей часто работает в одном направлении.
Мне бы очень хотелось найти аналоги тупу с широкими ножками, как в книге у Познански. Ещё меня смущают отверстия; вероятно, булавки закрепляли на одежде продевая нить или веревку в эти дырки. Такие кольца или дыры есть у булавок не только тупу-образных.
Широкая ножка без острия может говорить о том, что такие тупу уже не булавки. Пока, кроме вашего источника, в инет пусто. Это и тормозит меня.
PS.
Кажется, идея о геодезическом назначении тупу принадлежит Эдуардо Эррану, это известный перуанский летчик, постоянно фотографирующий плато Наска и Пальпа.
Мне не нравится, что источники информации вторичные. Если у Вас будут ссылки на основной источник, сообщите пожалуйста. Разбирать его идею не могу, так как не уверен в чистоте интернетовских публикаций, даже имя и фамилия Эррана могут быть искажены.
PS. PS.
Нашел оригинал имени и фамилии героя, это Eduardo Herran, всё правильно в –Гугле и Панарамио можно найти его фотографии. Ищу дальше…
Уважаемый г-н Milicho!
Радуюсь тому воодушевлению, которое дает Вам исследование тупу. Кусок из книги А. Познански под названием «The Astronomic Science of Tihuanacu…» можно найти по ссылке http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky5.htm
Спасибо, изображения от Познански есть у Вас. Нужно ещё найти у других авторов или в музейных каталогах.
PS
Чем дольше ищу, тем дальше от задуманного!
Пока искал нужную картинку, догадался как использовалась дырочка в тупу.
Точнее, есть фотографии, на которых хорошо показано приспособление для застёгивания пончо. Это современные или не очень старинные тупу. В дырочку крепится цепочка, на конце цепочки колечко или трубочка. Это колечко, после прокалывания плаща, надевается плотно на острый конец тупу. Если сильный ветер или движение попытается распахнуть пончо, то колечко только плотнее прихватит острый кончик тупу. Это полностью не снимает вопрос «булавка — не булавка», но шансы подтаяли весьма.
Уважаемый г-н Milicho!
Рада, что Ваши исследования продвигаются. Очень бы хотелось посмотреть на фото, где показано пончо, сколотое булавкой. Никогда не видела.
Уважаема госпожа Fedosya!
Всё хихикаете?
В пончо Вы кому угодно дадите 100 очков форы!
Не видели и не увидите.…
PS
Взгляните на это:
http://www.feetgroup.ru/treasure_hunter/news/3535/
Эти булавки, если только не в нос втыкали, то вполне могли применить для застежек на «пончо» (благодаря Вам теперь всегда «пончо» буду писать в скобках).
А настоящих астрономических тупу а ля Познански так и не видно, все копируют те самые слабые снимки из его книги. Не могу пока найти южно-американских зеркал.
Может быть, эти тупу всегда использовали как зеркала? В Европе находок бронзового века много, смотрелись в эти самые зеркала барышни чаще чем наши, так мне кажется.
Уважаемый г-н Milicho!
Снова Вы возмущаетесь и ругаетесь. И все потому, что Вы оказались не правы. Это как-то несолидно. Меня такая Ваша реакция огорчает.
Зеркала есть на сайтах музеев, но не скажу, что их много. Они в Андах не использовались как инструменты (см.: http://vicuna.ru/index.php/piedras/vestimenta/accesorios/), если не иметь в виду больших тупу, о которых пишет Э. Кенделл (см.: http://vicuna.ru/index.php/origen-2/tupu1/).
Уважаема госпожа Fedosya!
В чем я неправ? Я не имею понятия о многих вещах и легко могу спутать халат с «пончо». И где ругательства? Наоборот, я признал свою некомпетентность, а это солидно, не так ли? Логика подсказывает, что действие может быть либо солидно, либо несолидно. Раз я признаю ошибку, то солидно.
Кстати, Вы не обратили внимания на другую неточность: «…колечко только плотнее прихватит острый кончик тупу». Это я написал, но это неправильно. Одной цепочки с колечком для этого недостаточно.
Это пустяки, так мне кажется, и при оформлении статьи я бы это заметил и исправил. Больно за другое. Меня поставила в тупик эта фотография из Познански, где тупу имеет плоский кончик. Я не могу найти ничего подобного.
И ещё! В интернет постоянно перепечатывают данные о тупу с подставкой такой длины, что с ним можно работать на уровне лица, я даже видел такой рисунок. Но нет ни одной фотографии или солидной книги, где бы это можно посмотреть.
Без уточнений я не могу двинуть дальше. Один мой знакомый с ЛАИ писал, что современные приборы имеют надежную конструкцию; им нестрашны движения оператора или сильный ветер. Устройство должно иметь стабилизацию при наводке, иначе настроиться будет невозможно. Булавка с тонкой иголкой воткнутая в землю — слишком хлипкое устройство, если исходить из таких требований. Он совершенно прав.
Можно попытаться обойти эти скользкие моменты, но это будет нечистая работа.
PS
Полюбуйтесь на это!
http://www.shaping.ru/mku/babanin29.asp — Рис. 2. Зеркало «тупу» в работе.
Тут вам и «индеец племени сиу» и «летающие блюдца». Правильно, что тупу поставил в кавычки.
Или тут: http://arfon.narod.ru/01/paleo-n5.htm — девочка в русском платье начала 20-века и наше любимое тупу.
И это всё
Уважаемый г-н Milicho!
Поздравляю, Вы нашли очень интересные материалы. Форма булавок без дырочек очень напоминает персидские, о которых я писала, а те, что с дырками – копия андских. Я думаю, что Вам стоит написать на эту тему сообщение. Я бы сама написала, но находка – Ваша.
Что касается «тупу» и линий Наски, то факт обнаружения таких зеркал весьма сомнителен. Ни в одном музее их нет, а автор пишет, что «они были найдены в большом количестве в захоронениях в районе Наска». Куда же они делись? Ведь они такие большие!
Зато у меня есть фото насканского сосуда, изображающего воздушный шар.
Уважаема госпожа Fedosya!
Вы пишете, что сами бы написали? Ну так сделайте это.
Находки эти не мои, а пока неизвестных мне археологов.
Я только наметил цель и попал в яблочко.
Кроме того, Вы и являетесь инициатором поиска, Ваша заслуга несомненна.
Я могу только протянуть время, а Вам и карты в руки.
PS
В этой книге показаны булавки весьма близкие к южно-американским:
http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/skif_2-5.htm
См. рис.106. Диски и грибообразные, но отверстий нет.
Интересны фибулы рис.103,104. Индейцы их не изобрели, или вместо пружинки использовали что-то другое? Я не знал, что наша «английская булавка» произошла от этих фибул.
PS
Эти булавки даже с дырками! См. рис.39.
http://budetinteresno.narod.ru/kraeved/skif_1-3.htm#1
PS
Не хочу делать далеко идущих выводов, но булавки тупу-образные найдены в горах или в предгорьях. Это и в Старом и в Новом свете! Забавное совпадение?
Не могу не написать о человеке раскопавшим и описавшим эти «булавки».
Это Баграт Техов.
Весь материал по этой ссылке:
http://www.yoo.ru/society/so048.html
Цитирую:
«Имя археолога, доктора исторических наук Баграта Техова в Осетии знает каждый просвещенный человек. Мальчик из крестьянской семьи имел упорство получить образование в годы, когда осетинские школы массово переводились на грузинский язык и пустели. Затем имел дерзновение идти по непроторенному в Осетии пути археологической науки. Затем — посвятил всего себя археологии родного края, копал с невероятным тщанием и открыл для своего народа удивительный мир предков — Тлийскую культуру эпохи бронзы. Выводы, сделанные Багратом Теховым на основе найденных в Южной Осетии археологических материалов, являются бесценным подтверждением проживания в Закавказье непрерывной цепи наших ираноязычных предков.
В последние годы Баграт Техов живет и работает во Владикавказе, где вот уже двенадцать лет в «вынужденной эмиграции» находится самое ценное, что есть у этого человека — материалы его раскопок.»
Предполагаю, что это место, где работал Техов:
https://www.dropbox.com/s/dj8qibo6j78cq3h/Tlee.kmz
– файл открывается в Google Earth.
Уважаемая госпожа Fedosya!
Если сможете разместить материал, то очень прошу, не забудьте упомянуть
Б.В.Техова. Это немногое, что можем для него сейчас сделать, но нужно.
Не уверен, что в статье всё правда, журналисты иногда сгущают краски, но всё может быть. Свинство пока процветает.
Уважаемый г-н Milicho!
Спасибо за разрешение использовать найденные Вами материалы. Но я имела в виду только находки тупу на Кавказе. Из этого получится от силы один абзац к персидским тупу. Мне же было бы интересно прочесть Ваше эссе о тупу – геодезических инструментах и пр. Мне кажется, если Вы обобщите все те данные, которые опубликовали в своих комментариях, получится как раз то, что нужно. Попробуйте сделать это в стиле У. Салливана, который описывает ход своего исследования, его этапы и не только окончательные, но и промежуточные выводы. Там Вы сами и напишите про Б. Техова. Я же в геодезии не сильна и в этом аспекте писать о тупу не могу, разве что указать среди прочего, что они были не только булавками, символами жрецов, астрономическими инструментами, но еще и геодезическими инструментами – по мнению имярек (это я о Вас).