«Кечуанское чульо от Федосьи Олеговой»,
окончание
Мне бы очень хотелось назвать второе чульо «Викуньи». Ведь узор на прямой части шапки, который я взяла из старого журнала, составлен из верблюдовых, очень напоминающих моих любимиц. Но, судя по хвостику, здесь изображены ламы. Викуньи, в отличии от лам, носят хвостик плотно прижатым к телу. В результате я дала чульо имя «Кондоры». Из стилизованных фигур этой священной для андцев птицы, которые я позаимствовала у чульо пако (фото 1 – 3), составлен узор начала трубы шапки.
Напомню, что чульо «Кондоры» я начала вязать первым, а затем отложила, чтобы впоследствии переделать, отработав способ вязания чульо на второй шапке, которую я назвала «Ламы». Чульо «Ламы» сильно растянулось при глажении. Поэтому у чульо «Кондоры» я постаралась уменьшить высоту донышка и наушников. С этой же целью узор «Окошки» я сократила на 1 ряд. Он имеет в высоту 6 рядов, а не 7. К тому же «Окошки» не всегда начинаются и заканчиваются желтым рядом. Но в принципе чульо «Ламы» и «Кондоры» практически идентичны. Поэтому чульо «Кондоры» следует вязать, руководствуясь описанием работы для чульо «Ламы».
Ширина прямой части головки чульо «Кондоры» (схема 12) так же, как и у чульо «Ламы», равна 160 п. Но ее основной узор «Маленькие ламы» требует 165 п. 5 п. добавляем в первом бордовом ряду узора, делая по одному скрещенному накиду после каждой 32-й п. ряда. После того как узор будет выполнен, эти 5 п. сокращаем в последнем бордовом ряду, провязывая вместе каждую 32– и 33-ю п. Если 32– или 33-й п. оказывается желтая петля, убавку сдвигаем вперед или назад. Иначе пострадает рисунок узора. Вслед за узором «Маленькие ламы» начинаем сокращение петель для донышка шапки.
Нам необходимо убавить 100 п. в четыре приема. Поровну – по 25 п. – распределить убавки не получается, поскольку узоры, составляющие донышко, имеют раппорт по горизонтали 4 п. («Окошки») и 6 п. («Меандр») и соответственно число петель в ряду для их выполнения должно быть кратно 4 в первом случае и 6 во втором. Поэтому я не придумала ничего лучше как распределить убавляемые петли следующим образом: первое сокращение – 40 п., последующие – по 20 п. каждое.
Первый раз убавки делаем в первом зеленом ряду узора «Окошки», провязывая вместе каждую 3– и 4-ю п. Сокращение петель, конечно, очень резкое. Но после глажения легкая сборчатость становится практически незаметной, а растянувшись на голове, и вовсе исчезает (фото 28). Далее убавляем три раза по 20 п.: 1) в первом голубом ряду узора «Меандр», 2) в первом желтом ряду следующего за узором «Меандр» узора «Окошки» и 3) в последнем зеленом ряду этого же узора «Окошки». На спицах остается 60 п. для трубы (фото 29), которая начинается с узора «Кондоры» (раппорт 20 п.).
Убавления для мыска начинаем в первом бордовом ряду после черты (см. схему 13), провязывая 2 п. вместе через одну. Далее вывязываем узор «Маленькие окошки». Вторая убавка приходится на первый бордовый ряд после этого узора. Здесь петли сокращаем вдвое. Следующий ряд вяжем без убавок. Затем снова петли сокращаем вдвое. На спицах остается 10 п. Последний ряд вяжем желтой нитью без убавок.
На схеме 13 показана последовательность всех узоров шапки. Ее составляющие (прямая часть, донышко, труба и мысок) отделены друг от друга жирной черной чертой.
Наушник (схема 14) украшен тем же узором, что и у чульо «Ламы». Но при той же начальной ширине (11,5 см) он имеет высоту на 1 см меньше (8 см). Для того чтобы начать сокращение петель раньше, пришлось немного укоротить ноги у птиц. Первое сокращение попадает на 10-й – изнаночный ряд. Следовательно, и другие сокращения, которые нужно делать через ряд, придутся на изнаночные ряды. Последний ряд наушника – также изнаночный. Поэтому для того чтобы надеть крайние петли на среднюю, в этом варианте наушника работу поворачиваем на лицо.
Кисти. Оба чульо я украсила желтыми кистями. На чульо «Кондоры» я прикрепила их к наушникам и к вершине трубы. У чульо «Ламы» наушники получились предельно длинными. Удлинять их еще более кистями мне не хотелось. Я попробовала сплести шнуры, но результат меня не удовлетворил. В итоге наушники я ничем не дополнила, а кисть привязала лишь к мыску трубы.
Для того чтобы сделать кисть, я наматывала пряжу на сложенную картонную коробочку из-под лекарства шириной 6,5 см пока не получался довольно толстый валик. При этом я старалась наслаивать нитки друг на друга по одной линии, чтобы легче было перевязать их в вершине кисти – по середине отрезков, поскольку, понятно, «щетинки» кисти должны быть одинаковой длины. Перевязывать нитки нужно перед тем, как разрезать их снизу, и максимально туго, чтобы они не разъехались. Разрезав валик, я обмотала его верхушку ниткой, отступив от верхней точки столько, чтобы получился шарик, связала концы нити и замаскировала их под «щетинки», обрезав до нужной длины. В завершение я подровняла кисть ножницами.
Наверное, чульо «Кондоры» более правильное, но по моим внутренним ощущениям чульо «Ламы» более «чульистое». И в цветовом отношении оно приятнее моим глазам. Кроме того, его узорная композиция гораздо удачнее. Она почти безупречна. Тут только один недостаток – первый узор «Окошки» спорит резинкой. Они схожи и по цветам, и по геометрии. Поэтому их элементам полагается быть выстроенными по вертикали строго один под другим. Но у окошка – 3 п., а у прямоугольника резинки 2 п. В результате получается, что резинка съезжает относительно «Окошек». Впрочем, это почти незаметно. Однако при желании можно попробовать вязать резинку одноцветной – бордовой или двухцветной, но 3×1. Есть и третий вариант – разделить узоры несколькими рядами, связанными бордовой нитью. У чульо «Кондоры» между резинкой и «Окошками» связан узор «Меандр». Поэтому конфликта между ними не возникает.
* * *
Несомненно, мои чульо нельзя назвать настоящими в полной мере. Но они связаны, как я смею надеяться, с соблюдением кечуанских традиций. В то же время их вполне можно носить и у нас. Правда, для того чтобы выйти в таком чульо в город, а не в альпийскую деревушку, нужно, конечно, иметь кураж. Дабы меньше выделяться из толпы, нужно сделать чульо менее этническим. С этой целью достаточно, на мой взгляд, лишь приглушить краски, выбрать более сдержанное цветовое решение для данной композиции узоров. Но при желании стоит пойти и по пути сокращения количества узоров, заменив их на трубе и наушниках однотонным полем, как это сделали дизайнеры чульо музыканта (фото 18) и тех шапок, которые продают на рынке для туристов в Перу. На фото 30 они находятся внизу справа. Эти чульо явно связаны на машине и, конечно, я бы никогда их не купила. Правда, композиционное и цветовое решения голубой шапки (обведена рамкой) мне нравятся. Но нужно сказать, что подобрать в магазине пряжу одинаковой толщины и фактуры (а в идеале одного торгового наименования) белого и трех оттенков синего цвета, как это замыслил дизайнер голубой шапки, – нереально. Проще даже составить многоцветную композицию из контрастных цветов. Если вы вяжете давно, то, наверняка, у вас скопилось много остатков пряжи. На них и следует направить ваше внимание. Так поступила я, подобрав для своих чульо нитки из сундука. Тем более что для чульо пряжи нужно мало и, если купить четыре мотка по 100 г, то много останется. Хотя из неиспользованных ниток хорошо будет связать большой шарф. Как же я про него забыла!? А все потому, что андцы не носят шарфов.
Фото 30[1]
Если вам покажется, что минимизирования цветности и количества узоров для снижения градуса этничности мало, то придется менять уже форму чульо с тем, чтобы она стала привычней. Мне приходят в голову следующие варианты (см. фото 8): 1) связать раструб короче или 2) не вязать его вообще, 3) выполнить чульо в виде невысокого конуса. Сделать шапку более скромной также позволит уменьшение количества и/или размера кистей.
Во первых:понравилось то ‚что автор очень досконально подошел к изучению вопроса.Во вторых:я нашла то что искала,а именно аутентичность, а не стилизацию.B третьих теперь точно свяжу