Фото 1[i] и 2[ii]. Скульптурный сосуд стремя-горлышко, представляющий коленопреклоненного воина. Код каталогизации: ML001573. Размеры: 24,6×13,6×16,7 см. Вес: 794 г. Основной материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье Перу. Музей Ларко, Лима, Перу[iii]
Коренное называние металлической пластины, которая крепилась сзади к поясу воина, – чальчальча (chalchalcha). Она частично закрывала поясницу и ягодицы и поэтому именуется также коксальным щитком (исп. protector coxal – дословно «протектор копчика»). Чальчальча оценивается в каталоге Музея Ларко как украшение и часть церемониального костюма.
Чальчальча представляет собой трапециевидную пластину с прямыми или изогнутыми сторонами. Она изготавливалась из меди, которая могла быть позолочена или посеребрена, а также из золота и серебра. Различают простые (ничем не украшенные) и декорированные чальчальчи.
1. Простые чальчальчи
1.1. Широкие чальчальчи
Ничем не украшенная чальчальча в форме широкой трапеции с прямыми (фото 2 – 5) или слегка изогнутыми сторонами (фото 6), судя по иконографии Моче, имела самое широкое распространение. Встречается также чальчальча, напоминающая туми, которым боги Моче сражаются между собой на скульптурных и живописных изображениях. Такая чальчальча сильно сужается в направлении верха, образуя нечто вроде короткой ручки. Ее боковые стороны заметно вогнуты, а низ выгнут (фото 7).
Фото 3. Расписная бутыль стремя-горлышко, изображающая бегущих воинов. Инвентарный № 64.228.4. Размеры: 31,12×15,54 см. Материалы: керамика, пигмент. География: Перу. Культура: Моче. Дата: III – V вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[iv]
Как правило, простые чальчальчи были монохромными – золотого или серебряного цвета. Однако существовали также двуцветные, или биметаллические чальчальчи (фото 3 и 3а).
Фото 3а[v]. Биметаллическая чальчальча жреца Властителя Сипана. Материалы: золото и серебро. Высота 28,6 см. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу. Снимок 2007 г.
Единственным археологическим примером биметаллической чальчальчи является чальчальча, обнаруженная в погребальном приданом жреца молодого правителя Сипана (фото 3а), который был похоронен в мавзолее Уаки Рахады. Она составлена из двух половин – золотой и серебряной. Ее высота равна 28,6 см. Примечательно, что жрец не был воином и его фардо не содержало оружия. (О находках чальчальч, сделанных в мавзолее Уаки Рахады, читайте на следующей странице.)
Фото 4 и 5. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, представляющая сидящего воина. Код каталогизации: ML040401. Размеры: 24,5×19,5×15,5 см. Вес: 750 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Наска. Место: Ниеверия (Nievería). Музей Ларко[vi]
У воина-стражника, показанного на фото 1 и 2, чальчальча довольно плотно пригнана к поясу, который имеет вид кожаного ремня. Она висит на двух коротких петлях заметной ширины, которые тоже, скорее всего, сделаны из кожи. Верхний край чальчальчи находится впритык к ремню. Такая конструкция на основе жестких кожаных ремней, как можно предположить, не позволяла чальчальче свободно двигаться. У второго воина, показанного на фото 4 и 5, чальчальча присоединена к ремню с помощью только одного крепления. Однако оно шире креплений чальчальчи первого воина и, возможно, сделано из меди. При этом крепление также надежно фиксирует чальчальчу почти вплотную к ремню.
Фото 6[vii]. Расписная бутыль стремя-горлышко с изображением ритуальных боев. Код каталогизации: ML001730. Размеры: 15,5×16,5×16,5 см. Вес: 804 г. Материал: керамика. Культура: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Музей Ларко[viii]
Но у сражающихся или бегущих воинов на росписях сосудов (фото 6 и 7) чальчальча подвешена с помощью одной или двух петель, длина которых явно больше, чем у петель чальчальч скульптурных воинов. Поэтому чальчальча далеко отстает от тела хозяина и даже нередко находится ниже копчика. А значит, во время движений воина она, грубо говоря, болталась и крутилась сзади, хлопая его по ягодицам и путаясь в ногах. В результате чальчальча, на мой взгляд, не только не защищала, но мешала в бою.
Фото 7[ix]. Прорисовка развертки росписи сосуда, изображающей шествие воинов и их пленников. Архив Моче К.Б. Доннана и Д. Мак-Клелланд
Между тем, чальчальча являлась отличительным знаком воинов Моче в сражении с иноземцами, а также показателем высокого ранга погребенной персоны. Следовательно, она была наделена большим символическим значением, которое до конца не ясно. Важно отметить также, что чальчальча существовала только у культуры Моче.
1.2. Узкие чальчальчи
Фото 8[x]. Прорисовка развертки росписи сосуда № 64.228.4
Есть основания полагать, что помимо широкой существовала также узкая чальчальча. Об этом свидетельствуют росписи нескольких сосудов в стиле тонкой линии.
Фото 9 и 10. Расписная бутыль стремя-горлышко, изображающая бегущих воинов. Инвентарный № 64.228.4. Размеры: 31,12×15,54 см. Материалы: керамика, пигмент. География: Перу. Культура: Моче. Дата: III – V вв. Метрополитен-музей искусств[xi]
Примером может служить бутыль из Метрополитен-музея искусств, на которой изображены четыре бегущих воина (фото 8). Из них двое носят обычные чальчальчи, а двое – намного более узкие чальчальчи (фото 9 и 10), сравнимые по размеру с туми вытянутой трапециевидной формы. При этом у одного воина их две, а у другого – три, и все они прикреплены ремешком или шнурками к поясу. Две узкие чальчальчи носит также воин, изображенный на бутыли из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу (фото 11).
Фото 11. Расписная бутыль стремя-горлышко. Материал: керамика. Культура: Моче IV. Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, Лима[xii]
На росписи третьего сосуда (фото 12) также представлено два вида чальчальч: широкая и узкая. Узкие чальчальчи носят два проигравших воина, лишившиеся своих шлемов. Рисуя чальчальчу проигравшего воина, второго справа, художник отчетливо показал, что она имеет форму удлиненного трапециевидного туми.
Фото 12[xiii]. Прорисовка развертки росписи сосуда с изображением ритуального боя в пустыне
На фото 13 представлены предметы, обнаруженные при раскопках одного из наиболее значительных церемониальных центров Моче – Уаки Луны. Среди них – элемент церемониального одеяния в виде шкуры дракона (справа), о котором говорится в статье «Защитник спины», а также части головного убора (слева вверху). А рядом с грибом находится нож с узким лезвием, который обычно можно видеть в составе жезлов-ножей с фигурными сонахерами в качестве навершия. В частности, такие жезлы содержались в фардо старого и молодого правителей Сипана (фото 14).
Фото 13. Предметы, найденные командой перуанских археологов под руководством Сантьяго Уседы при раскопках Уаки Луны[xiv]. Музей уак Моче, провинция Трухильо, регион Ла-Либертад, Перу. Фото 14[xv]. Жезлы молодого правителя Сипана. Музей царских гробниц Сипана, город Ламбайеке, Перу
Но у этого ножа навершие отсутствует, а в верхней части рукояти проделано отверстие. Оно позволяет предположить, что данный нож использовался как чальчальча. Однако узкие чальчальчи, видимо, не попали в поле зрения ученых, и какие-либо сведения о них отсутствуют. Поэтому сосредоточим наше внимание на обычных чальчальчах.
[iv] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/308510?sortBy=Relevance&ft=Gift+of+Nathan+Cummings&offset=940&rpp=20&pos=950
[v] https://www.flickr.com/photos/bassdrumben/966270955/in/photostream/
[ix] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_299-RAP 82−7−28, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/victory-parade).
[x] Sawyer A.R. Ancient Peruvian ceramics: the Nathan Cummings collection (http://libmma.contentdm.oclc.org/cdm/compoundobject/collection/p15324coll10/id/35107).
[xi] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/308510?sortBy=Relevance&ft=Gift+of+Nathan+Cummings&offset=940&rpp=20&pos=950
[xii] http://www.flickr.com/photos/boringlovechild/4446507134/in/photostream/
[xiii] Hocquenghem A.M. Sacrifice et calendrier cérémoniel dans les sociétés des Andes centrales // Catalogue de l’exposition L’or des Incas origines et mystères: Livre VIII 289–303. Pinacothèque de Paris (http://www.hocquenghem-anne-marie.com/20101204/a_rajouter_dans_mochica/126_sacrifice_et_calendier_ceremoniel28429.pdf).
[xiv] Hocquenghem A.M. Opus cit.