Ракета, пропеллер и/или гребной винт?
Таким образом, исследования иконографии Моче и археологических свидетельств, содержавшихся в гробницах Уаки Рахады и Уаки Као-Вьехо, показывают, что дубинка была не просто оружием. Она являлась символом культа крови, который реализовывался посредством ритуальных боев, жертвоприношений и церемонии вручения. Художники Моче часто давали анимированное изображение дубинки и представляли ее как младшее божество. Кроме того, будучи священным предметом, дубинка служила инсигнией власти правителя и знаком принадлежности его к клану обожествленного родоначальника династии. Он же в свою очередь считался потомком верховного бога – бога-прародителя.
Образ бога-прародителя у андских культур формировался в результате контакта с богами во плоти (представителями высокоразвитых цивилизаций), которых андцы считали своими божественными первопредками. Поэтому многие атрибуты божеств, обладающие священным статусом, отражают вид тех вещей, предметов, которые были у богов во плоти и являлись частями их машин. Изучение иконографии Моче показывает, что средства личной защиты, летательные и/или плавательные аппараты богов во плоти практически не нашли в ней своего узнаваемого отражения, а образы божеств полностью построены на основе системы символов, что характерно для заключительного этапа развития иконографии божества-прародителя. Однако существуют редкие примеры изображений, которые позволяют понять, какой предмет или объект был переосмыслен в дубинку.
Образ дубинки был настолько важен, что она предстает в искусстве Моче не только в своем основном виде – как оружие, но и как украшение. Именно в качестве украшения дубинка и открывает свою тайну.
Фото 1. Ожерелье из бусин-дубинок. Инвентарный № 64.228.196. Материал: камень. География: Перу. Культура: Моче. Дата: I – V вв. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США[1]
Так, например, существует ожерелье, составленное из бусин-дубинок (фото 1), которые очень напоминают ракеты.
Фото 2. Скульптурная бутыль стремя-горлышко в форме воина. Инвентарный № 63.226.8. Размеры: 23,18×24,51 см. Материал: керамика. География: Перу. Культура: Моче. Дата: III – V вв. Метрополитен-музей искусств[2]
Согласно комментариям каталога Музея Ларко, конические и биконические навершия дубинок украшают головные уборы персонажей скульптурных сосудов Моче. С этим утверждением я долгое время не могла согласиться, поскольку подобное украшение головы мне казалось нелепым, а потому невозможным. Между тем, скульптурных фигур и скульптурных портретов персонажей с навершием дубинки на голове в Музее Ларко и других музеях мира имеется большое множество. Навершие дубинки может быть помещено спереди, сбоку и сзади на голове персонажа. Чаще всего оно представлено в единственном числе. Но есть головные уборы, украшенные двумя (фото 2) и даже тремя навершиями.
Фото 3[3]. Скульптурная бутыль стремя-горлышко в форме портретной головы. Инвентарный № PM 16–62-30/F729. Размеры: 35,5×19×19,5 см. Материал: керамика. Культура/период: Моче. Фаза IV. География/происхождение: Южная Америка, Перу. Место: Долина Виру (Viru); Долина Койкамак (Cohicamac); Долина Чикама (Chicama). Музей археологии и этнологии Пибоди, Кембридж, США[4]
Но верх подобных элементов в составе головных уборов чаще всего покрыт круглыми пятнами. Соответственно при красно-сливочной раскраске сосудов они выглядят как мухоморы (фото 3). При этом есть основание полагать, что грибы в культуре Моче имели статус священных объектов, как уллючо и другие растения, изменяющие сознание и употреблявшиеся в церемониальной практике. А значит, их появление в составе головного убора персонажа, на мой взгляд, было более оправдано, чем появление дубинки, которую персонажи-воины и так имели при себе, держа ее в руках. Кроме того, данный аксессуар не всегда точно повторяет форму навершия дубинки и появляется не только в составе головного убора знатной персоны, правителя, воина, но и на голове персонажа с невысоким социальным статусом, например, жреца-служки низшего уровня.
Фото 4. Скульптурная бутыль стремя-горлышко, представляющая сидящего сановника. Высота: 24 см. Материалы: керамика, перламутр. Культура: Моче. Дата: 200 – 450 гг. Иллюстрация из каталога: African, Oceanic and Pre-Columbian Art Including Property from the Pierre and Tana Matisse Foundation. New York, 2011[5]
Однако керамическая скульптура персоны высокого ранга, возможно, жреца-правителя, показанная на фото 4, убедила меня отчасти в правоте составителей каталога Музея Ларко. На его голове коническое навершие дубинки расположено сзади. А спереди находятся два элемента, которые с одной стороны напоминают металлические навершия боевой дубинки, которые показаны на фото 5, а с другой – пропеллеры летательного аппарата, который ясно читается на голове персонажа с учетом положения головы пумы (ягуара), а также необычных формы и положения ее лап. (Такой же головной убор, но в упрощенном варианте, носит Аяпаэк, показанный на фото 3 в статье «Чальчальча».)
Фото 5. Боевые дубинки и их навершия. Северное побережье Перу (1250 г. до н.э. – 800 г. н.э.). Музей Ларко, Лима, Перу[6]
Не менее странным мне казался обычай украшать дубинками крыши храмов и алтарей, в которых на троне восседает божество (фото 6).
Фото 6[7]. Расписная бутыль стремя-горлышко, представляющая перевозку и вручение приношений раковин стромбуса. Код каталогизации: ML013653. Размеры: 29,0×14,1×15,2 см. Вес: 694 г. Материал: керамика. Культура/стиль: Моче. Хронология по Рафаэлю Ларко: Эпоха апогея (1 – 800 гг. н.э.), по Джону Роу: Ранний промежуточный период (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). Регион: Северное побережье. Долина: Моче. Место: Уака Солнца. Музей Ларко[8]
Понять, образ какого именно объекта передавала дубинка, позволил орнамент, вытканный на чуспе, которая датируется V – VII вв. (фото 7). Он является тем редким примером изображений, которые, казалось бы, не передают реальный облик представителей высокоразвитых цивилизаций и их аппаратов, но позволяют подтвердить факт присутствия богов во плоти на побережье древнего Перу.
Фото 7. Тканая сумка-мешочек для листьев коки (чуспа). Инвентарный № 1994.35.88. Размеры: 12,7×15,2 см. Материалы: шерсть верблюдовых, хлопок. География: Перу. Культура: Моче. Дата: V – VII вв. Метрополитен-музей искусств[9]
Орнамент представляет крылатый персонаж в маске с приоткрытым длинным клювом, на четвереньках и с различными предметами в руках, который как бы бежит, не касаясь земли. Опираясь на опыт изучения иконографии Паракаса, я могу сказать, что столь трудная поза персонажа объясняется тем, что он показывает обожествленного предка, который в защитном снаряжении плывет под поверхностью воды, двигаясь с помощью какого-то индивидуального транспортного средства. Спереди части аппарата изображены в виде предметов, которые персонаж держит в руках. Они напоминают дубинку с биконической головой и туми или керо на ножке для жертвенной крови. Сзади части аппарата переданы с использованием наверший дубинок биконической формы, которые прикреплены к ногам персонажа. То, что персонаж находится под поверхностью воды, подтверждается узором из волн, который закрывает композицию сверху и снизу.
Между тем, у персонажа есть птичьи крылья и маска с птичьим клювом. А значит, божество не только может плавать под водой, но и летать по воздуху. Такими же силами обладает и божество, которое было главным у культур Моче, Сикана–Ламбайеке и других культур Андского мира. Оно носит разные имена (Божество уллючо, Божество-дракон, Дегольядор, Аяпаэк, Йампайек, Найламп и др.) и, несомненно, является результатом объединения в один образ черт и свойств человека в защитном костюме и корабля богов во плоти. Были ли у звездных гостей такие индивидуальные аппараты, которые могли одновременно служить для плавания под поверхностью воды и для полета по воздуху, как об этом говорит изображение божества на орнаменте чуспы? Или же в образе этого божества слились в один два разных аппарата? Эти вопросы остаются открытыми.
Однако расшифровка орнамента чуспы позволяет предположить, что биконическая и коническая формы навершия, столь характерные для ритуальной дубинки Моче, происходят от небольшого движителя, похожего на маленький вентилятор. Это предположение также объясняет казавшееся странным обыкновение художников Моче украшать крыши храмов и алтарей, в которых восседает на троне божество или обожествленный правитель, рядами из верхней части дубинки. Теперь становится понятно, что они являются движителями, а сам храм – кораблем. А поскольку символов полета у храмов Моче, подобных тому, что дан на фото 8, обычно не бывает, их можно считать подводным кораблем.
Фото 8. Скульптурный сосуд. Инвентарный № 41.2⁄8022. Размеры: 24×13×17,5 см. Материал: керамика. География: Перу. Культура: Моче. Дата: 450 – 550 гг. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, США[10]
Если принять во внимание то, что на орнаменте чуспы дубинка является атрибутом божества, плывущего под водой, то ее следует считать символом водного мира, т.е. мира внизу (мира смерти и возрождения жизни), через который проходил путь в мир вверху. Соответственно изображение дубинок на крыше храма говорит о том, что он находится под водой, в мире внизу.
Фото 9[11]. Осмотр погребального фардо Властительницы Као
Особенно важные свидетельства понимания роли дубинки в путешествии на землю предков у культуры Моче дает погребальное фардо Властительницы Као. На фото 9 и 10 видно, что оно имеет вытянутую овальную форму, напоминающую капсулу небольшого корабля, которым может быть космический челнок или маленькая подводная лодка. Сверху, как и корабль, оно покрыто «броней» из металлических листов. В данном случае – это листы позолоченной меди. А по бокам к нему прикреплены две большие церемониальные дубинки, которые также изначально были ламинированы позолоченной медью. Головы дубинок здесь четко ассоциируются с гребными винтами или соплами, что довершает сходство с кораблем.
Фото 10[12]. Вскрытие погребального фардо Властительницы Као
Таким образом, фардо с умершей властительницей и ее погребальным приданым внутри, являлось своего рода аналогом корабля богов во плоти, который мог плавать под водой и летать по воздуху. Он должен был доставить ее через воды мира внизу в мир вверху, на землю предков.
«Кровать» из четырех дубинок, на которой лежало фардо Воина с путуто из Уаки Рахады, также, по всей вероятности, мыслилась как часть корабля.
[1] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/308729?sortBy=Relevance&ft=Gift+of+Nathan+Cummings&offset=520&rpp=20&pos=531
[2] http://www.metmuseum.org/art/collection/search/308410?sortBy=Relevance&ft=Gift+of+Nathan+Cummings&offset=320&rpp=20&pos=336
[4] http://pmem.unix.fas.harvard.edu:8080/peabody/view/objects/asitem/search$0040/0?t:state:flow=36bea01e-7ced-4c79-a2e5-3be06c340ce6