Фото 1[i] и 2[ii]. Украшения, изображающие воинов с копьеметалкой и дубинкой. Инвентарные № 1987.394.86 и 1987.394.73. Размеры: 1) 19,1×16 см и 2) 24,5 см. Материалы: позолоченная медь, ракушка, бирюза. География: Перу. Культура: Моче (Лома-Негра). Дата: 390 – 450 гг. Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США
Воины Моче были вооружены, помимо дубинки и щита, копьеметалками и копями, а также уаракой (huaraca – праща). Об этом главным образом свидетельствуют росписи сосудов в стиле тонкой линии. На них воинов Моче от противников можно отличить по чальчальче, а также темной раскраске всего лица или его половины и раскраске ног. (Она на прорисовках росписей выглядит как черные носки и круглые заплатки на коленях, а иногда – как чулки, достигающие середины бедра.)
Фото 3[iii]. Прорисовка развертки росписи, изображающей сражение с иноземными воинами. Архив Моче К.Б. Доннана и Д. Мак-Клелланд
Однако сражаются воины Моче только дубинками, которые они нередко держат наперевес, направляя на противника острый наконечник из меди. Как показывает роспись сосуда, представленная на фото 3, остальное оружие воины могут зажимать в левой руке, на предплечье которой надет щит.
Фото 4. Бутыль стремя-горлышко с изображением батальных сцен. Идентификационный № V A 666. Размеры: 30,4×14,8×14,7 см. Материал: керамика. Культура: Моче. Дата: 0 – 600 гг. Этнологический музей, Берлин, Германия[iv]
Но чаще воины используют только дубинку и щит. А на росписи сосуда (фото 4), прорисовка которой дана на фото 5, они сражаются и вовсе без щита, только одной дубинкой. Воины держат ее двумя руками и когда направляют на противника острый конец дубинки, и когда бьют его по лицу головой дубинки. Удар дубинкой в челюсть противника можно видеть на снимке сосуда (фото 4) в нижнем ряду росписи.
Фото 5. Бои между мочикскими и иноземными воинами и захват пленных. Прорисовка развертки росписи сосуда № V A 666. Архив Моче К.Б. Доннана и Д. Мак-Клелланд[v]
В нижнем ряду прорисовки первой изображена пара бойцов, на примере которой продемонстрирован еще одни прием действий воина Моче в схватке. Острым концом дубинки, зажатой в правой руке, он колет противника выше локтя, а левой – ударяет его в лицо. При этом художник рисует очень характерный для воинов Моче жест, когда три пальца руки сжаты в кулак, а указательный и большой – выпрямлены. Создается впечатление, что кулаком воин бьет противника в лицо так, чтобы попасть указательным пальцем ему в нос и вызвать кровотечение.
В центре композиции верхнего ряда нарисован, видимо, самый искусный воин Моче. Он схватил напавшего на него противника за волосы, стоя на одном колене, повернувшись к нему вполоборота и все свое оружие зажав в правой руке.
Обращает на себя внимание тот факт, что на металлических украшениях, росписях сосудов и на скульптурных изображениях, дубинка обычно имеет коническую или биконическую голову. Такие дубинки часто делались из дерева и являлись ритуальными. Они характерны только для культуры Моче. Как показывают исследования археологических свидетельств гробниц Уаки Рахады, ритуальная дубинка неизменно сопровождала на землю предков членов династии правителей Сипана, начиная с ее основателя, захоронение которого датируется II в. н.э.
Фото 6. Боевые дубинки и их навершия. Северное побережье Перу (1250 г. до н.э. – 800 г. н.э.). Музей Ларко, Лима, Перу[vi]
Между тем боевые дубинки Северного побережья (1250 г. до н.э. – 800 г. н.э.), согласно каталогу Музея Ларко, снабжались головой из камня или металла в форме дисков, розеток и звезд, а также кактуса и зооморфных голов[vii] и были довольно короткими (фото 6). Однако их изображения на росписях встречаются довольно редко, да и то лишь у противников воинов Моче. Это может говорить о том, что художники рисовали в основном ритуальные сражения. Задачей таких сражений было не убить противника, а взять его в плен, чтобы в дальнейшем использовать для жертвоприношений. Впрочем, как свидетельствует роспись, представленная на фото 7, и в смертельных схватках художники показывают воинов Моче сражающимися дубинкой с конической головой.
Фото 7[viii]. Прорисовка развертки росписи бутыли с изображением настоящего боя
[iii] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963–2011, PH.PC.001_299-RAP 82−7−28, Image Collections and Fieldwork Archives, Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, Washington, D.C. (http://www.doaks.org/resources/online-exhibits/capturing-warfare/moche-depictions-of-warfare/combat).
[iv] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=ExternalInterface&module=collection&objectId=910&viewType=detailView
[v] Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, Trustees for Harvard University, Washington D.C. (http://www.nationalgeographic.com.es/historia/actualidad/el-museo-de-arte-de-lima-exhibe-el-soberbio-arte-mochica_10182/2).