Современное чаку

_____________________________________________________________

[i]

СОВРЕМЕННОЕ ЧАКУ

[ii]

_____________________________________________________________

В соот­вет­ствии с Согла­ше­нием по сохра­не­нию и управ­ле­нию вику­ньей и Кон­вен­цией о меж­ду­на­род­ной тор­говле видами диких живот­ных и рас­те­ний, нахо­дя­щи­мися под угро­зой исчез­но­ве­ния для полу­че­ния шер­сти вику­ний вику­ньи должны быть пой­маны живыми и после стрижки осво­бож­дены в их среде оби­та­ния. Это стало воз­мож­ным бла­го­даря исполь­зо­ва­нию чаку – древ­ней доинк­ской прак­тики, кото­рая была вос­при­нята инками и широко ими при­ме­ня­лась (см. «Хро­ника экс­плу­а­та­ции вику­ний», § 2 «Инк­ская импе­рия»).

В насто­я­щее время чаку – это облава на вику­ний, во время кото­рой люди обра­зуют боль­шое кольцо вокруг стада; затем, посте­пенно сжи­мая кольцо, гонят вику­ний в загон – кор­раль, или серко. Здесь вику­ний метят, пере­счи­ты­вают, лечат при необ­хо­ди­мо­сти и стри­гут. После живот­ных выпус­кают на волю.

[iii]Вику­ньи Пампа-Галераса, отпу­щен­ные после Наци­о­наль­ного чаку. Остри­жены только взрос­лые животные

Такая «охота» на вику­ний отве­чает рели­ги­оз­ным тра­ди­циям корен­ных наро­дов Анд, в соот­вет­ствии с кото­рыми дикие живот­ные счи­та­ются ста­дами богов, т.е. они не при­над­ле­жат чело­веку. Их нельзя уби­вать без надоб­но­сти и без раз­ре­ше­ния. А вику­ний и гуа­нако доз­во­ля­ется только стричь живыми, пой­мав их с помо­щью чаку, а потом отпус­кать на волю.

Конечно, далеко не все индейцы живут по божьим зако­нам, и мало для кого теперь вику­нья – свя­щен­ное живот­ное. Для боль­шин­ства чаку – спо­соб пой­мать вику­ний и полу­чить хоть какой-то доход, при­чем закон­ным обра­зом, в отли­чие от неза­кон­ного – бра­ко­ньер­ства. Однако суще­ствует и дру­гое пред­став­ле­ние о чаку, сохра­нив­ше­еся в памяти народа с неза­па­мят­ных вре­мен. Вот суж­де­ние одного из ста­рей­ших жите­лей Лука­наса – Эсте­бана Эспиро (Esteban Espiro). Со дня учре­жде­ния наци­о­наль­ного фести­валя чаку в Пампа-Галерасе в 1993 г. сеньор Эспиро, как он сам с гор­до­стью заяв­ляет, нико­гда не про­пус­кал этого тор­же­ства. Он гово­рит: «…«Chaccu» – кечу­ан­ское слово, кото­рое зна­чит «охот­ни­чий кораль», празд­не­ство, кото­рое прак­ти­ку­ется с инк­ских вре­мен в анд­ском высо­ко­го­рье, и, в соот­вет­ствии с тра­ди­цией, это спо­соб попро­сить Пача­маму и Апу (богов-защитников, пред­став­лен­ных горами) гаран­ти­ро­вать (garanticen) пло­до­ро­дие земли и живот­ных в обмен на тон­кую шерсть вику­ньи, кото­рая явля­ется при­но­ше­нием»[1]. Дру­гими сло­вами, для него чаку – это не столько метод ловли вику­ний, сколько рели­ги­оз­ная цере­мо­ния, как это было в древности.

Взяв­шись за вос­ста­нов­ле­ние попу­ля­ции вику­ний и их сохра­не­ние, в Перу скоро поняли, что без индей­цев, кото­рые все­гда жили бок о бок с вику­ньями, в этом деле не обой­тись. Необ­хо­димо было инте­гри­ро­вать корен­ное насе­ле­ние в начав­шийся про­цесс. Однако вос­при­я­тие вику­ний в общей массе с инк­ских вре­мен изме­ни­лось. За века без­жа­лост­ного истреб­ле­ния живот­ных к вику­ньям пере­стали отно­ситься как к ста­дам богов. Необ­хо­димо было вер­нуть ува­же­ние к вику­ньям и снова сде­лать их обра­зом жизни общин. Для этого тре­бо­ва­лось воз­ро­дить тра­ди­ции, что и попы­та­лись сде­лать вла­сти Перу, прежде всего, создав еже­год­ный фести­валь вику­ньи в Пампа-Галерасе и свя­зав чаку с инк­ской мифо­ло­гией и рели­ги­оз­ными церемониями.

[iv]Эпи­зод Наци­о­наль­ного чаку в запо­вед­нике Пампа-Галерас

Чаку по инк­скому образцу и с доинк­скими рели­ги­оз­ными риту­а­лами про­во­дят глав­ным обра­зом в Перу. Посему я рас­скажу именно о перу­ан­ском чаку. Но начать, я думаю, нужно с основы чаку – анд­ской рели­гии. (Посвя­щен­ный ей пара­граф я поме­стила в руб­рику «Боги и духи Анд».) А уже потом хорошо бы перейти ко вто­рому  пара­графу главы «Совре­мен­ное чаку»,  кото­рый назы­ва­ется «Орди­нар­ное чаку».

.

[2]

ОРДИНАРНОЕ ЧАКУ

Отлов и стрижка вику­ний общи­нами про­во­дятся в Перу с 15 мая по 15 ноября каж­дого года (до начала сезона дождей). Для отлова и стрижки нужно было полу­чить пред­ва­ри­тель­ное раз­ре­ше­ние Наци­о­наль­ного совета по южно­аме­ри­кан­ским вер­блю­до­вым (CONACS). CONACS уста­нав­ли­вал наци­о­наль­ный кален­дарь стрижки, кото­рая про­хо­дила в при­сут­ствии наблю­да­те­лей от этого учре­жде­ния[3].

В марте 2009 г., когда про­цесс сли­я­ния путем погло­ще­ния CONACS с мини­стер­ством сель­ского хозяй­ства был завер­шен и CONACS был деак­ти­ви­ро­ван, закон­чи­лась и пере­дача функ­ций и пол­но­мо­чий CONACS реги­о­наль­ным правительствам.

На фото: «Под взо­ром Педро Риверы, функ­ци­о­нера от сель­ского хозяй­ства, начи­на­ется стрижка» («Crónica Viva», 31 авгу­ста 2009 г.). «Стри­жет» вику­нью реги­о­наль­ный пре­зи­дент Аякучо Эрне­сто Молина Чавес (Ernesto Molina Chávez). Дей­ствие про­ис­хо­дило в послед­ние выход­ные авгу­ста 2009 г. в общине Санта-Крус-де-Хоспи­сио (Santa Cruz de Hospicio) реги­она Аякучо (Ayacucho). Община про­вела II фести­валь чаку. Жители общины отло­вили 175 вику­ний. 85 из них были остри­жены. Полу­чено 15 кг шер­сти, кото­рые оце­ни­ва­ются в более чем 16 тыс. новых солей[4].

Система отлова

Отлов вику­ний осу­ществ­ля­ется с помо­щью пор­та­тив­ных лову­шек (mangas). Ловушка состоит из рас­труба и загона (кораля, серко).

[5]

Ограж­де­ния рас­труба изго­тав­ли­ва­ются из сетки. Они имеют высоту 2 м и базо­вую длину от 500 до 1000 м. Ограж­де­ния ста­вятся под углом при­бли­зи­тельно 35°. Рас­труб снаб­жен двумя попе­реч­ными сетями, кото­рые лежат на земле и под­ни­ма­ются, когда живот­ные их пере­се­кают. Вто­рая сеть пред­на­зна­чена для того, чтобы при необ­хо­ди­мо­сти можно было раз­де­лить живот­ных на под­группы[6].

Перед уста­нов­кой лову­шек изу­ча­ется пере­дви­же­ние вику­ний, чтобы рас­труб раз­ме­стить вхо­дом в сто­рону того места, откуда должны появиться животные.

Для того чтобы загнать вику­ний в ловушку, посту­пают сле­ду­ю­щим обра­зом (см. схему[7], где · – люди, V – вику­ньи). Часть загон­щи­ков выстра­и­ва­ется по обе сто­роны рас­труба, как бы ста­но­вясь его про­дол­же­нием. Дру­гая группа людей обра­зует барьер позади стада вику­ний. Она и гонит живот­ных к ловушке. Люди объ­еди­нены верев­кой с цвет­ными лен­тами, кото­рые отпуг­нут вику­ний, если те попы­та­ются убе­жать[8].

[9] [10]

С кри­ками «Чаку! Чаку!» вику­ний гонят в кораль. При этом могут быть исполь­зо­ваны мото­циклы и авто­ма­шины. Впро­чем, в Перу, в отли­чие от Чили, для облавы на вику­ний транс­порт­ные сред­ства при­ме­ня­ются редко.

Чаку в общине Пампа-Каньяхуас (Pampa Cañahuas), Перу, 2008 г.[11]

Спе­ци­а­ли­сты по вер­блю­до­вым (GECS) реко­мен­дуют делать загон круг­лым с целью не допу­стить скоп­ле­ния вику­ний в углах и соот­вет­ственно облег­чить доступ к каж­дому животному.

Загон сле­дует раз­де­лить на зоны: 1) пред­ва­ри­тель­ных мани­пу­ля­ций, 2) мани­пу­ля­ций и стрижки и 3) пред­ва­ри­тель­ного осво­бож­де­ния[12].

Вику­ньи в ловушке перед вхо­дом в загон[13]

Зона пред­ва­ри­тель­ных мани­пу­ля­ций должна иметь фанер­ные стены и крышу из хол­ста, чтобы живот­ные были визу­ально изо­ли­ро­ваны. Они не видят, куда им можно было бы убе­жать, поэтому ведут себя более спокойно.

На фото слева[14] – вику­ньи в зоне пред­ва­ри­тель­ных мани­пу­ля­ций. На фото справа[15] – вику­ньята в зоне пред­ва­ри­тель­ного осво­бож­де­ния. Их сразу отде­ляют от пой­ман­ного стада, чтобы в тол­чее они не были слу­чайно травмированы

Зону пред­ва­ри­тель­ного осво­бож­де­ния тоже нужно визу­ально изо­ли­ро­вать, но в меньше сте­пени. Крыши у нее может не быть, но метал­ли­че­скую сетку ограж­де­ния необ­хо­димо затя­нуть тка­нью. В этой зоне скап­ли­ва­ются вику­ньи по мере обра­ботки. На волю живот­ных сле­дует отпус­кать всех сразу, чтобы их семьи быст­рее вос­со­еди­ни­лись[16].

Так дол­жен быть устроен загон согласно реко­мен­да­циям спе­ци­а­ли­стов. Но на деле редко какая община их соблю­дает в пол­ной мере.

Чаку в общине Санта-Барбара-де-Кархуакаян (Santa Bárbara de Carhuacayán),
8 сен­тября 2008 г.[17]

В запо­вед­нике Па­мпа-Галерас при­ме­няют свою соб­ствен­ную систему отлова вику­ний. В ней люди, объ­еди­нен­ные верев­кой с цвет­ными лен­тами, обра­зуют лишь поло­вину круга. Вто­рую поло­вину круга состав­ляет ограж­де­ние. Живот­ные, убе­гая от людей, наты­ка­ются на это ограж­де­ние, сле­дуют вдоль него в поис­ках выхода и неиз­бежно попа­дают в рас­труб ловушки[18].

Боль­шое чаку в Пампа-Галерасе[19]

Стрижка

С ока­зав­шихся в ловушке вику­ний сни­мают био­мет­ри­че­ские дан­ные и поме­чают серь­гой, номер кото­рой зано­сится в базу дан­ных. Самцы носят серьгу в пра­вом ухе, а самки – в левом. Кроме того, изме­ряют длину шер­сти, кото­рая должна быть не менее 2,5 см, чтобы живот­ных можно было стричь. Самок с боль­шим сро­ком бере­мен­но­сти, малы­шей до года и живот­ных, кото­рые были стри­жены в преды­ду­щем году, либо нахо­дятся в пло­хом физи­че­ском состо­я­нии, с при­зна­ками болезни, не стри­гут[20].

Так вде­вают серьгу в Пампа-Галерасе[21]

Уче­ные счи­тают, что вику­нью можно стричь каж­дые 2 года, но при усло­вии, что ее шерсть выросла, по мень­шей мере, до 3 см. При этом мини­мум 5 мм сле­дует оста­вить на живот­ном[22]. Уче­ные реко­мен­дуют выпол­нять частич­ную стрижку вику­ньи. Пол­ная стрижка может отри­ца­тельно повли­ять на тер­мо­ре­гу­ля­цию живот­ного, и оно рис­кует замерз­нуть. Шерсть сле­дует состри­гать лишь в обла­сти спины и боков[23]. Таким обра­зом соблю­да­ется баланс инте­ре­сов биз­неса и живот­ного, так как та шерсть, кото­рую остав­ляют на живот­ном менее цен­ная, чем со спины и боков, но зато она остав­ляет закры­тыми зоны, важ­ные для тер­мо­ре­гу­ля­ции вику­ньи[24].

Реко­мен­ду­е­мая зона стрижки вику­ний[25]

Стрижка про­из­во­дится элек­три­че­скими машин­ками. У спе­ци­а­ли­ста на одну вику­нью ухо­дит немно­гим более 2 мин. Это сни­жает уро­вень стресса у живот­ного. Кроме того, элек­три­че­ские нож­ницы стри­гут ров­нее меха­ни­че­ских, что поло­жи­тельно вли­яет на каче­ство руна. Руно должно быть целым, иначе оно теряет цену.

[26]

Сбор, хра­не­ние и очистка шерсти

Полу­чен­ное руно взве­ши­вают, иден­ти­фи­ци­руют и реги­стри­руют, упа­ко­вы­вают в пла­сти­ко­вые мешки и отправ­ляют на склады (см. фото слева[27]) – цен­тры сбора шер­сти. Реги­о­наль­ные ассо­ци­а­ции, Наци­о­наль­ное обще­ство вику­ньи имеют свои отдель­ные цен­тры сбора. Здесь шерсть не только хра­нится, но и, как пра­вило, очищается.

Шерсть очи­ща­ется от пыли и дру­гих загряз­не­ний, из нее уда­ля­ется ость – гру­бые волоски белого цвета. Сте­пень очистки шер­сти от ости опре­де­ляет ее цену. Шерсть, про­шед­шая только пред­ва­ри­тель­ную очистку, – из нее уда­лена ость, вес кото­рой состав­ляет 12 % от веса шер­сти, – стоит намного меньше пол­но­стью очи­щен­ной (вес уда­лен­ной ости состав­ляет 32 % от веса шер­сти). Так, община Лука­наса (Lucanas), со слов ее пред­се­да­теля Хосе Сар­мьенто Чипаны (José Sarmiento Chipana), про­дает ита­льян­ской ком­па­нии «Loro Piana» пред­ва­ри­тельно очи­щен­ную шерсть по цене 420 дол. за кило­грамм, а очи­щен­ную шерсть – ком­па­нии «Inca Alpaca» (Перу) по 650 дол. за кило­грамм (интер­вью 2010 г.)[28].

Раньше очистка шер­сти дела­лась в самих общи­нах. Это была един­ствен­ная опла­чи­ва­е­мая работа для жен­щин. Ею зани­ма­лись с сен­тября по ноябрь. Но впо­след­ствии очи­щать шерсть стали централизовано.

Жен­щины зани­ма­ются пред­ва­ри­тель­ной очист­кой шер­сти.
Чаку в общине Сан-Хуан-де-Тарукани (San Juan de Tarucani), кото­рая вхо­дит в Наци­о­наль­ный запо­вед­ник Салинас-и-Агуада-Бланка (Salinas y Aguada Blanca), сен­тябрь 2009 г.[29]

Общи­нам оста­вили лишь пред­ва­ри­тель­ную очистку шер­сти. Однако лидеры вику­ние­вод­ства – общины Лука­наса и Сан-Крис­тобаля (San Cristóbal) депар­та­мента Аякучо про­дол­жают выпол­нять и пол­ную очистку.

Мастер­ская по обра­ботке шер­сти общины Лука­наса[30]

[31]

Для пол­ной очистки 1 кг шер­сти опыт­ной работ­нице тре­бу­ется месяц (25 дней), если она рабо­тает 8 ч в день[32]. По сло­вам Хосе Сар­мьенто, «работа очень труд­ная, сеньоры тра­тят ино­гда пол­тора месяца на очистку кило­грамма шер­сти». Работа сдель­ная. Жен­щины общины Лука­наса полу­чают за кило­грамм очи­щен­ной шер­сти от 120 до 125 дол.[33]

Из цен­тра сбора шерсть посту­пает на продажу.

Про­дол­же­ние: с. 2, 3, 4, 5


[1] http://www.expreso.com.pe/edicion/index.php?option=com_content&task=view&id=106045&Itemid=81

[2] Yacobaccio H. The Historical Relationship Between People and the Vicuña // The Vicuña. The theory and practice of community based wildlife management (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2­Yacobaccio2009.pdf)

[3] Letts A.B., Rodríguez E.P. Privaticemos las vicuñas: Cómo eliminar el peligro de extinción y aprovechar su potencial económico (http://web.mac.com/epasquel/iWeb/Website%20de%20Enrique%20Pasquel/publicaciones_files/Privaticemos%20las%20vicu%C3%B1as.pdf).

[4] http://www.cronicaviva.com.pe/content/view/93669/313/

[5] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[6] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[7] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú // PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[8] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú // PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).

[9] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[10] http://www.terra.com.pe/turismo/gal27021/2/fotos-de-ritual-milenario.html

[11] http://www.slide.com/s/evzYxnb-1j-gXp9ikT2Ta_qmczk1FtH9?dir=1

[12] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[13] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[14] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[15] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[16] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[17] http://sites.google.com/site/carhuacayan2/corral-2.jpg

[18]Domingo Hoces Roque Conservation and current use of the Vicuña (Vicugna Vicugna mensalis) in Peru. Mexico, 2008 (http://www.conabio.gob.mx/institucion/cooperacion_internacional/TallerNDF/Links-Documentos/WG-CS/­WG5-Mammals/WG5-CS8%20Vicugna/WG5-CS8-P.pdf); http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[19] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197031556/sizes/o/

[20] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[21] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[22] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[23] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[24] Vilá B., Bonacic C., Arzamendia Y., Wawrzyk  A., Lamas H. Captura y esquila de vicuñas en Cieneguillas (http://www.vicam.org.ar/publi/CapturaEsquilaVicuniasCieneguillas.pdf).

[25] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).

[26] Фото: http://www.conveniovicuna.org/Informe%20Gestion%­20Peru%202008.pdf

[27] Vilá B., Bonacic C., Arzamendia Y., Wawrzyk  A., Lamas H. Captura y esquila de vicuñas en Cieneguillas (http://www.vicam.org.ar/publi/CapturaEsquilaVicuniasCieneguillas.pdf).

[28] http://spanish.news.cn/entrevista/2010–06/22/c_13361920_3.htm

[29] http://vicugnas.blogspot.com/2009/09/festival-vicunero-de-san-juan-de.html

[30] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50

[31] http://www.vicuna.loropiana.com

[32] sanrem.cals.vt.edu/1300/GCCV_4-11–08.doc -

[33] http://spanish.news.cn/entrevista/2010–06/22/c_13361920_3.htm

__________________

[i] http://news.webshots.com/photo/2862463400057821084pbvTaR

[ii] http://news.webshots.com/photo/2485016200057821084RAbFWs

[iii] http://www.vicuna.loropiana.com/eng/riserva/riserva.php

[iv] http://www.vicuna.loropiana.com/eng/riserva/riserva.php

12 комментариев: Современное чаку

  1. Гумбатов Гахраман говорит:

    Чаку имеет много схо­жего с загон­ной охо­той древ­них тюр­ков. Древ­ние тюрки заго­няли гор­ных коз­лов и бара­нов в камен­ные загоны-араны. Более подробно можно озна­ко­миться на сай­тах:
    http://kultura.az/articles.php?item_id=20120511034514407&sec_id=11;
    http://www.proza.ru/avtor/qahraman

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Гум­ба­тов!
      Инфор­ма­ция дей­стви­тельно очень инте­рес­ная. Я узнаю об ара­нах и кол­лек­тив­ной охоте древ­них тюр­ков впер­вые. Однако раз­ница между ней и чаку очень суще­ствен­ная. Тюрки уби­вали всех загнан­ных джей­ра­нов, муфло­нов и сай­га­ков. Об этом сви­де­тель­ствуют остро отто­чен­ные колья на дне лову­шек. Инки же уби­вали не всех живот­ных. Самок, дете­ны­шей и луч­ших сам­цов копыт­ных они осво­бож­дали. Вику­ний же, стригли и, кроме боль­ных и ста­рых, отпус­кали на волю всех.

      • Гумбатов Гахраман говорит:

        Ува­жа­е­мая fedosya,

        Цель стро­и­тель­ства аранов-это при­ру­че­ние диких живот­ных.
        Для того, чтобы про­сто уби­вать живот­ных нет необ­хо­ди­мо­сти стро­ить слож­ные тру­до­ем­кие мно­го­ки­ло­мет­ро­вые загоны. Доста­точно иметь лук и стрелы (у совре­мен­ных охот­ни­ков даль­но­бой­ные мощ­ные вин­товки с опти­че­ским при­це­лом). Исполь­зуя араны древ­ние тюрки доме­сти­ци­ро­вали, оби­та­ю­щих в горах Кав­каза гор­ных коз­лов и гор­ных бара­нов. Об этом, при жела­нии, читайте мою книгу «Исто­ри­че­ская пра­ро­дина тюр­ков». С уважением.

  2. Milicho говорит:

    Ува­жа­е­мая Fedosya!
    Вы напи­сали: «Тюрки уби­вали всех загнан­ных джейра­нов, муфло­нов и сай­га­ков. Об этом сви­де­тель­ствуют остро отто­чен­ные колья на дне лову­шек.«
    Прошу про­ще­ния! Но я в огром­ном изум­ле­нии. Откуда такие дан­ные. Насколько мне известно, араны были най­дены недавно. Ника­ких кольев там нет. Араны не заметны назем­ному наблю­да­телю, если он зара­нее не знает о их струк­туре. До сих пор тео­рия о ловуш­ках для живот­ных не явля­ется основ­ной. Хотя, я верю в тео­рию лову­шек. Вы можете озна­ко­мится с подоб­ными струк­ту­рами на тер­ри­то­рии Сау­дов­ской Ара­вии и Йемена; они хорошо заметны в про­грамме Google Earth. Напри­мер: 32°24’0.98«С 37°59’43.99«В.

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
      Эти дан­ные содер­жатся на сайте
      http://kultura.az/articles.php?item_id=20120511034514407&sec_id=11
      Вот цитата:
      Док­тор био­ло­ги­че­ских наук А. Г. Бан­ни­ков пишет о заго­нах Устюрта сле­ду­ю­щее: «Исто­рия донесла до нас их назва­ния — араны. Араны пред­став­ляли собой камен­ную изго­родь высо­той в четыре локтя — около полу­тора мет­ров, перед кото­рой шел глу­бо­кий ров. Ямы глу­би­ной более двух мет­ров имели отвес­ные стены, а дно их покры­вали остро отто­чен­ные колья. В одну такую ловушку за один загон попа­дало до две­на­дцати тысяч сай­га­ков или сотни кула­нов! Араны слу­жили по многу лет и под­нов­ля­лись перед сезон­ной миграцией».

  3. Milicho говорит:

    Ува­жа­е­мая Fedosya!
    Спа­сибо за ответ. Но эту ссылку я уже видел. Это при­мер рекон­струк­ции; такой спо­соб охоты мог иметь место, а мог и не иметь. Будь воз­мож­ность обра­тится непо­сред­ственно к автору — было бы проще. Пока увы…
    Те, кто изу­чают древ­ние ловушки (их тер­мин — «кайт», ) на тер­ри­то­рии С. Ара­вии, нахо­дят в конце ловушки (на кон­чике «стрел») не ямы, а коль­це­об­раз­ные стро­е­ния. Пред­по­ла­гают, что это вре­мен­ные хра­ни­лища осве­жо­ван­ных живот­ных. Я в это не очень верю, пола­гаю, что там про­сто сидели охот­ники.
    Если вы можете отве­тить по е-мэйл, сде­лайте милость! Не хочу пере­гру­жать Ваши стра­нички. У меня есть ещё, что сказать.

    • fedosya.o говорит:

      Ува­жа­е­мый г-н Milicho!
      Г-н Гум­ба­тов счи­тает, что пой­ман­ных живот­ных «доме­сти­ци­ро­вали». Насколько я знаю, этот про­цесс весьма дли­тель­ный и не тре­бует ловли живот­ных в огром­ных коли­че­ствах. Вы же, как и я, не отвер­га­ете вер­сию охоты на них. С чем же Вы не согласны?
      Я думаю, что Ваша гипо­теза будет инте­ресна чита­те­лям. Прошу Вас выска­заться публично.

  4. Milicho говорит:

    Ува­жа­е­мая Fedosya!
    Очень жаль, что Вы не захо­тели исполь­зо­вать пред­ло­жен­ный обмен по е-мэйл. Дело Ваше, наста­и­вать не могу. Поэтому боль­шая часть инфор­ма­ции, коей я хотел с Вами обме­няться в моём сооб­ще­нии, будет отсут­ство­вать. Откры­тое раз­ме­ще­ние всего могло бы вызвать некра­си­вую возню в ком­мен­та­риях и обмен кол­ко­стями, так как неми­ну­емо затро­нет лич­но­сти. Думаю, Вам этого совер­шенно не хочется. Такого в интер­нет доста­точно.
    Насчет гипо­тезы? В нашем с Вами слу­чае это не гипо­теза, я не осме­ли­ва­юсь так назы­вать моё мне­ние. Про­сто, я счи­таю что ловушки слу­жили не опре­де­лён­ной одной цели, а были мно­го­функ­ци­о­нальны.
    Хочу ещё обра­тить Ваше вни­ма­ние на дру­гое. Высота лову­шек незна­чи­тельна, а про­тя­жен­ность огромна. Настолько огромна, что ника­ких рвов с кольями там быть не могло. Не исклю­чаю и не наста­и­ваю, что ино­гда такие ямы с кольями стро­или, но в конце «стрел». Посмот­реть на стены лову­шек вы можете в Пана­ра­мио. Если сами не най­дёте, то я могу дать ссылки. Анти­лопа или кулан, осо­бенно в состо­я­нии отча­я­нья, легко может пере­мах­нуть через стенку 1,5м. Вы это лучше меня зна­ете, так как рабо­та­ете с живот­ными. Почему они этого не делали? Или делали? Зна­чит, стадо шло с малы­шами, кото­рых бро­сить не могло. В этом и есть ковар­ство древ­них охот­ни­ков. В конце пути они соби­рали не только мясо взрос­лых живот­ных, но и плен­ни­ков — молодь. А при­ру­чать моло­дых живот­ных проще, не так ли? Кстати, сай­гаки и джей­раны не при­годны для одо­маш­ни­ва­ния? А по Устюрту мигри­ро­вали, там до сих пор их ареал, не так ли? Зна­чит, их кушали?
    Ещё одно заме­ча­ние. Кайты и араны стро­или в тех местах, где можно было достать камни для стро­и­тель­ства сте­нок. В Сау­дов­ской Ара­вии кайты нахо­дятся, чаще всего, рядом с рай­о­нами лаво­вых полей и вул­ка­нов, там много нуж­ного мате­ри­ала. Ещё, они нахо­дятся в рай­о­нах, где про­ис­хо­дила мигра­ция живот­ных. И ещё, рядом часто нахо­дятся обрывы (чанки Устьюрта) или гор­ные цепи, кото­рые слу­жили допол­ни­тель­ными пре­пят­стви­ями для животных.

  5. Гумбатов Гахраман говорит:

    Араны-каменные охот­ни­чьи загоны древ­них тюр­ков.
    На Южном Кав­казе до сих пор сохра­ни­лись остатки камен­ных охот­ни­чьих заго­нов. Древ­ние тюрки назы­вали эти загоны ара­нами, а загра­ди­тель­ные камни этих заго­нов — гошун­да­шами, то есть — камен­ными охот­ни­ками или камен­ным вой­ском. На сего­дня неко­то­рые гошундаши-араны сохра­ни­лись во мно­гих реги­о­нах Евра­зии. При изу­че­нии наскаль­ных рисун­ков в раз­ных местах Евра­зии от Закав­ка­зья до Алтая, архео­логи обна­ру­жили мно­же­ство рисун­ков сцен загон­ной охоты и загонов-ловушек.
    Напри­мер, Несколько лет тому назад архео­ло­гами на плато Устюрт были най­дены следы
    огром­ной системы загон­ных соору­же­ний древ­них тюр­ков — ара­нов. Про­тя­жен­ность
    системы изме­ря­ется мно­гими десят­ками кило­мет­ров и ее фраг­менты с высоты пти­чьего
    полета напо­ми­нают зага­доч­ные стре­ло­вид­ные знаки, ука­зы­ва­ю­щие куда-то в глубь
    пустыни. Учё­ные опре­де­лили, что выяв­лен­ные на Устюрте араны — стре­ло­вид­ные загоны
    пред­на­зна­ча­лись для отлова джей­ра­нов, муфло­нов и сайгаков.

  6. Гумбатов Гахраман говорит:

    Кон­стан­тин Пла­хов, дол­гие годы рабо­тав­ший в долж­но­сти заме­сти­теля дирек­тора по науч­ной работе Устюрт­ского запо­вед­ника, гово­рит о заго­нах– ара­нах сле­ду­ю­щее: «Наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ными памят­ни­ками исто­рии реги­она счи­та­ются так назы­ва­е­мые «стре­ло­вид­ные пла­ни­ровки» (араны) — остатки древ­них загон­ных соору­же­ний для охоты на копыт­ных, пре­иму­ще­ственно устюрт­ских гор­ных бара­нов. На тер­ри­то­рии Устюрт­ского запо­вед­ника осо­бенно их много на участке от колодца Коке­сем до некро­поля Табан-ата.
    Здесь на рас­сто­я­нии около 40 кило­мет­ров про­тя­ну­лись мно­го­ряд­ные системы заго­нов, часто смы­ка­ю­щихся друг с дру­гом. Их рас­по­ло­же­ние на длин­ных, высту­па­ю­щих далеко впе­ред мысах — «тум­су­ках» и при­уро­чен­ность к местам выхо­дов устюрт­ских гор­ных бара­нов на паст­бища поз­во­ляют счи­тать, что они исполь­зо­ва­лись для охоты именно на них. В ходе иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в Устюрт­ском запо­вед­нике в период с 1985 по 1989 годы, уда­лось обна­ру­жить почти пол­но­стью сохра­нив­шийся загон. Изу­чив находку, мы смогли понять и вос­со­здать стро­е­ние ара­нов. Сле­дует при­знать, что древ­ние про­ек­ти­ров­щики и стро­и­тели «стре­ло­вид­ных пла­ни­ро­вок» пре­красно знали повадки устюрт­ского гор­ного барана. Это поз­во­лило им раз­ра­бо­тать и соору­дить такие загоны, кото­рые поз­во­ляли бы эффек­тивно охо­титься на копыт­ных, при­вле­кая к этому мини­мум людей».

  7. Гумбатов Гахраман говорит:

    Уче­ным уда­лось выявить десятки таких аранов-стреловидных пла­ни­ро­вок, почти непре­рыв­ной цепью про­тя­нув­шихся в широт­ном направ­ле­нии от мыса Дуана на Араль­ском море в глубь Устюрта. Каж­дая пла­ни­ровка пред­став­ляет собой фигуру в виде мешка с втя­ну­той внутрь верх­ней частью, разо­рван­ной широ­ким про­хо­дом, к кото­рому на неко­то­рых из пла­ни­ро­вок ведет направ­ля­ю­щий вал. Верх­ние ост­рые края мешка обра­зуют, таким обра­зом, две рас­то­пы­рен­ные стрелы, име­ю­щие нако­неч­ники в форме удли­нен­ных тре­уголь­ни­ков — узкий про­ход ведет в них из тела стрелы. На вер­ши­нах тре­уголь­ни­ков рас­по­ло­жены кольца деся­ти­мет­ро­вого диа­метра, слу­жив­шие, веро­ятно, когда-то ямами. Длина каж­дой из пла­ни­ро­вок 800—900 мет­ров, а вме­сте с направ­ля­ю­щим валом дости­гает полу­тора кило­мет­ров, ширина — 400—600 мет­ров, высота ограды в нынеш­нем состо­я­нии не пре­вы­шает 80 сан­ти­мет­ров, в про­шлом она была, конечно, больше. Цик­ло­пи­че­скую систему уда­лось про­сле­дить пока на ста кило­мет­рах, но уче­ные уве­рены, что она тянется дальше, по тер­ри­то­рии Казахстана.

  8. Гумбатов Гахраман говорит:

    Жела­ю­щие более подробно озна­ко­миться с ара­нами, необ­хо­ди­мый мате­риал можете найти в моей книге «Исто­ри­че­ская пра­ро­дина тюр­ков. От Арана до Алтая».
    Ска­чать книгу можете на сайте: http://webfile.ru/6381474
    С ува­же­нием, Гум­ба­тов Гахраман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>