_____________________________________________________________
СОВРЕМЕННОЕ ЧАКУ
_____________________________________________________________
В соответствии с Соглашением по сохранению и управлению викуньей и Конвенцией о международной торговле видами диких животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения для получения шерсти викуний викуньи должны быть пойманы живыми и после стрижки освобождены в их среде обитания. Это стало возможным благодаря использованию чаку – древней доинкской практики, которая была воспринята инками и широко ими применялась (см. «Хроника эксплуатации викуний», § 2 «Инкская империя»).
В настоящее время чаку – это облава на викуний, во время которой люди образуют большое кольцо вокруг стада; затем, постепенно сжимая кольцо, гонят викуний в загон – корраль, или серко. Здесь викуний метят, пересчитывают, лечат при необходимости и стригут. После животных выпускают на волю.
[iii]Викуньи Пампа-Галераса, отпущенные после Национального чаку. Острижены только взрослые животные
Конечно, далеко не все индейцы живут по божьим законам, и мало для кого теперь викунья – священное животное. Для большинства чаку – способ поймать викуний и получить хоть какой-то доход, причем законным образом, в отличие от незаконного – браконьерства. Однако существует и другое представление о чаку, сохранившееся в памяти народа с незапамятных времен. Вот суждение одного из старейших жителей Луканаса – Эстебана Эспиро (Esteban Espiro). Со дня учреждения национального фестиваля чаку в Пампа-Галерасе в 1993 г. сеньор Эспиро, как он сам с гордостью заявляет, никогда не пропускал этого торжества. Он говорит: «…«Chaccu» – кечуанское слово, которое значит «охотничий кораль», празднество, которое практикуется с инкских времен в андском высокогорье, и, в соответствии с традицией, это способ попросить Пачамаму и Апу (богов-защитников, представленных горами) гарантировать (garanticen) плодородие земли и животных в обмен на тонкую шерсть викуньи, которая является приношением»[1]. Другими словами, для него чаку – это не столько метод ловли викуний, сколько религиозная церемония, как это было в древности.
Взявшись за восстановление популяции викуний и их сохранение, в Перу скоро поняли, что без индейцев, которые всегда жили бок о бок с викуньями, в этом деле не обойтись. Необходимо было интегрировать коренное население в начавшийся процесс. Однако восприятие викуний в общей массе с инкских времен изменилось. За века безжалостного истребления животных к викуньям перестали относиться как к стадам богов. Необходимо было вернуть уважение к викуньям и снова сделать их образом жизни общин. Для этого требовалось возродить традиции, что и попытались сделать власти Перу, прежде всего, создав ежегодный фестиваль викуньи в Пампа-Галерасе и связав чаку с инкской мифологией и религиозными церемониями.
[iv]Эпизод Национального чаку в заповеднике Пампа-Галерас
.
ОРДИНАРНОЕ ЧАКУ
Отлов и стрижка викуний общинами проводятся в Перу с 15 мая по 15 ноября каждого года (до начала сезона дождей). Для отлова и стрижки нужно было получить предварительное разрешение Национального совета по южноамериканским верблюдовым (CONACS). CONACS устанавливал национальный календарь стрижки, которая проходила в присутствии наблюдателей от этого учреждения[3].
В марте 2009 г., когда процесс слияния путем поглощения CONACS с министерством сельского хозяйства был завершен и CONACS был деактивирован, закончилась и передача функций и полномочий CONACS региональным правительствам.
На фото: «Под взором Педро Риверы, функционера от сельского хозяйства, начинается стрижка» («Crónica Viva», 31 августа 2009 г.). «Стрижет» викунью региональный президент Аякучо Эрнесто Молина Чавес (Ernesto Molina Chávez). Действие происходило в последние выходные августа 2009 г. в общине Санта-Крус-де-Хосписио (Santa Cruz de Hospicio) региона Аякучо (Ayacucho). Община провела II фестиваль чаку. Жители общины отловили 175 викуний. 85 из них были острижены. Получено 15 кг шерсти, которые оцениваются в более чем 16 тыс. новых солей[4].
Система отлова
Отлов викуний осуществляется с помощью портативных ловушек (mangas). Ловушка состоит из раструба и загона (кораля, серко).
Ограждения раструба изготавливаются из сетки. Они имеют высоту 2 м и базовую длину от 500 до 1000 м. Ограждения ставятся под углом приблизительно 35°. Раструб снабжен двумя поперечными сетями, которые лежат на земле и поднимаются, когда животные их пересекают. Вторая сеть предназначена для того, чтобы при необходимости можно было разделить животных на подгруппы[6].
Перед установкой ловушек изучается передвижение викуний, чтобы раструб разместить входом в сторону того места, откуда должны появиться животные.
Для того чтобы загнать викуний в ловушку, поступают следующим образом (см. схему[7], где · – люди, V – викуньи). Часть загонщиков выстраивается по обе стороны раструба, как бы становясь его продолжением. Другая группа людей образует барьер позади стада викуний. Она и гонит животных к ловушке. Люди объединены веревкой с цветными лентами, которые отпугнут викуний, если те попытаются убежать[8].
С криками «Чаку! Чаку!» викуний гонят в кораль. При этом могут быть использованы мотоциклы и автомашины. Впрочем, в Перу, в отличие от Чили, для облавы на викуний транспортные средства применяются редко.
Чаку в общине Пампа-Каньяхуас (Pampa Cañahuas), Перу, 2008 г.[11]
Специалисты по верблюдовым (GECS) рекомендуют делать загон круглым с целью не допустить скопления викуний в углах и соответственно облегчить доступ к каждому животному.
Загон следует разделить на зоны: 1) предварительных манипуляций, 2) манипуляций и стрижки и 3) предварительного освобождения[12].
Викуньи в ловушке перед входом в загон[13]
Зона предварительных манипуляций должна иметь фанерные стены и крышу из холста, чтобы животные были визуально изолированы. Они не видят, куда им можно было бы убежать, поэтому ведут себя более спокойно.
На фото слева[14] – викуньи в зоне предварительных манипуляций. На фото справа[15] – викуньята в зоне предварительного освобождения. Их сразу отделяют от пойманного стада, чтобы в толчее они не были случайно травмированы
Зону предварительного освобождения тоже нужно визуально изолировать, но в меньше степени. Крыши у нее может не быть, но металлическую сетку ограждения необходимо затянуть тканью. В этой зоне скапливаются викуньи по мере обработки. На волю животных следует отпускать всех сразу, чтобы их семьи быстрее воссоединились[16].
Так должен быть устроен загон согласно рекомендациям специалистов. Но на деле редко какая община их соблюдает в полной мере.
Чаку в общине Санта-Барбара-де-Кархуакаян (Santa Bárbara de Carhuacayán),
8 сентября 2008 г.[17]
В заповеднике Пампа-Галерас применяют свою собственную систему отлова викуний. В ней люди, объединенные веревкой с цветными лентами, образуют лишь половину круга. Вторую половину круга составляет ограждение. Животные, убегая от людей, натыкаются на это ограждение, следуют вдоль него в поисках выхода и неизбежно попадают в раструб ловушки[18].
Большое чаку в Пампа-Галерасе[19]
Стрижка
С оказавшихся в ловушке викуний снимают биометрические данные и помечают серьгой, номер которой заносится в базу данных. Самцы носят серьгу в правом ухе, а самки – в левом. Кроме того, измеряют длину шерсти, которая должна быть не менее 2,5 см, чтобы животных можно было стричь. Самок с большим сроком беременности, малышей до года и животных, которые были стрижены в предыдущем году, либо находятся в плохом физическом состоянии, с признаками болезни, не стригут[20].
Так вдевают серьгу в Пампа-Галерасе[21]
Ученые считают, что викунью можно стричь каждые 2 года, но при условии, что ее шерсть выросла, по меньшей мере, до 3 см. При этом минимум 5 мм следует оставить на животном[22]. Ученые рекомендуют выполнять частичную стрижку викуньи. Полная стрижка может отрицательно повлиять на терморегуляцию животного, и оно рискует замерзнуть. Шерсть следует состригать лишь в области спины и боков[23]. Таким образом соблюдается баланс интересов бизнеса и животного, так как та шерсть, которую оставляют на животном менее ценная, чем со спины и боков, но зато она оставляет закрытыми зоны, важные для терморегуляции викуньи[24].
Рекомендуемая зона стрижки викуний[25]
Стрижка производится электрическими машинками. У специалиста на одну викунью уходит немногим более 2 мин. Это снижает уровень стресса у животного. Кроме того, электрические ножницы стригут ровнее механических, что положительно влияет на качество руна. Руно должно быть целым, иначе оно теряет цену.
Сбор, хранение и очистка шерсти
Полученное руно взвешивают, идентифицируют и регистрируют, упаковывают в пластиковые мешки и отправляют на склады (см. фото слева[27]) – центры сбора шерсти. Региональные ассоциации, Национальное общество викуньи имеют свои отдельные центры сбора. Здесь шерсть не только хранится, но и, как правило, очищается.
Шерсть очищается от пыли и других загрязнений, из нее удаляется ость – грубые волоски белого цвета. Степень очистки шерсти от ости определяет ее цену. Шерсть, прошедшая только предварительную очистку, – из нее удалена ость, вес которой составляет 12 % от веса шерсти, – стоит намного меньше полностью очищенной (вес удаленной ости составляет 32 % от веса шерсти). Так, община Луканаса (Lucanas), со слов ее председателя Хосе Сармьенто Чипаны (José Sarmiento Chipana), продает итальянской компании «Loro Piana» предварительно очищенную шерсть по цене 420 дол. за килограмм, а очищенную шерсть – компании «Inca Alpaca» (Перу) по 650 дол. за килограмм (интервью 2010 г.)[28].
Раньше очистка шерсти делалась в самих общинах. Это была единственная оплачиваемая работа для женщин. Ею занимались с сентября по ноябрь. Но впоследствии очищать шерсть стали централизовано.
Женщины занимаются предварительной очисткой шерсти.
Чаку в общине Сан-Хуан-де-Тарукани (San Juan de Tarucani), которая входит в Национальный заповедник Салинас-и-Агуада-Бланка (Salinas y Aguada Blanca), сентябрь 2009 г.[29]
Общинам оставили лишь предварительную очистку шерсти. Однако лидеры викуниеводства – общины Луканаса и Сан-Кристобаля (San Cristóbal) департамента Аякучо продолжают выполнять и полную очистку.
Мастерская по обработке шерсти общины Луканаса[30]
Для полной очистки 1 кг шерсти опытной работнице требуется месяц (25 дней), если она работает 8 ч в день[32]. По словам Хосе Сармьенто, «работа очень трудная, сеньоры тратят иногда полтора месяца на очистку килограмма шерсти». Работа сдельная. Женщины общины Луканаса получают за килограмм очищенной шерсти от 120 до 125 дол.[33]
Из центра сбора шерсть поступает на продажу.
[1] http://www.expreso.com.pe/edicion/index.php?option=com_content&task=view&id=106045&Itemid=81
[2] Yacobaccio H. The Historical Relationship Between People and the Vicuña // The Vicuña. The theory and practice of community based wildlife management (http://www.vicam.org.ar/publi/cap2Yacobaccio2009.pdf)
[3] Letts A.B., Rodríguez E.P. Privaticemos las vicuñas: Cómo eliminar el peligro de extinción y aprovechar su potencial económico (http://web.mac.com/epasquel/iWeb/Website%20de%20Enrique%20Pasquel/publicaciones_files/Privaticemos%20las%20vicu%C3%B1as.pdf).
[4] http://www.cronicaviva.com.pe/content/view/93669/313/
[5] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[6] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[7] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú // PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[8] Lichtenstein G., Oribe F., Grieg-Gran M., Mazzucchelli S. Manejo Comunitario de Vicuñas en Perú // PIE. Series № 2. Mayo 2002 (http://www.macs.puc.cl/Publications/Manejo_de_vicuna_en_peru.pdf).
[9] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[10] http://www.terra.com.pe/turismo/gal27021/2/fotos-de-ritual-milenario.html
[11] http://www.slide.com/s/evzYxnb-1j-gXp9ikT2Ta_qmczk1FtH9?dir=1
[12] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[13] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[14] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[15] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[16] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[17] http://sites.google.com/site/carhuacayan2/corral-2.jpg
[18]Domingo Hoces Roque Conservation and current use of the Vicuña (Vicugna Vicugna mensalis) in Peru. Mexico, 2008 (http://www.conabio.gob.mx/institucion/cooperacion_internacional/TallerNDF/Links-Documentos/WG-CS/WG5-Mammals/WG5-CS8%20Vicugna/WG5-CS8-P.pdf); http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[19] http://www.flickr.com/photos/lucanas/4197031556/sizes/o/
[20] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[21] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[22] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[23] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[24] Vilá B., Bonacic C., Arzamendia Y., Wawrzyk A., Lamas H. Captura y esquila de vicuñas en Cieneguillas (http://www.vicam.org.ar/publi/CapturaEsquilaVicuniasCieneguillas.pdf).
[25] Criterios de bienestar animal para el manejo de la vicuña (Vicugna vicugna) (http://www.vicam.org.ar/GECS/CriteriosBienestarAnimal.pdf).
[26] Фото: http://www.conveniovicuna.org/Informe%20Gestion%20Peru%202008.pdf
[27] Vilá B., Bonacic C., Arzamendia Y., Wawrzyk A., Lamas H. Captura y esquila de vicuñas en Cieneguillas (http://www.vicam.org.ar/publi/CapturaEsquilaVicuniasCieneguillas.pdf).
[28] http://spanish.news.cn/entrevista/2010–06/22/c_13361920_3.htm
[29] http://vicugnas.blogspot.com/2009/09/festival-vicunero-de-san-juan-de.html
[30] http://www.lucanas.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=50
[31] http://www.vicuna.loropiana.com
[32] sanrem.cals.vt.edu/1300/GCCV_4-11–08.doc -
[33] http://spanish.news.cn/entrevista/2010–06/22/c_13361920_3.htm
__________________
[i] http://news.webshots.com/photo/2862463400057821084pbvTaR
[ii] http://news.webshots.com/photo/2485016200057821084RAbFWs
[iii] http://www.vicuna.loropiana.com/eng/riserva/riserva.php
[iv] http://www.vicuna.loropiana.com/eng/riserva/riserva.php
Чаку имеет много схожего с загонной охотой древних тюрков. Древние тюрки загоняли горных козлов и баранов в каменные загоны-араны. Более подробно можно ознакомиться на сайтах:
http://kultura.az/articles.php?item_id=20120511034514407&sec_id=11;
http://www.proza.ru/avtor/qahraman
Уважаемый г-н Гумбатов!
Информация действительно очень интересная. Я узнаю об аранах и коллективной охоте древних тюрков впервые. Однако разница между ней и чаку очень существенная. Тюрки убивали всех загнанных джейранов, муфлонов и сайгаков. Об этом свидетельствуют остро отточенные колья на дне ловушек. Инки же убивали не всех животных. Самок, детенышей и лучших самцов копытных они освобождали. Викуний же, стригли и, кроме больных и старых, отпускали на волю всех.
Уважаемая fedosya,
Цель строительства аранов-это приручение диких животных.
Для того, чтобы просто убивать животных нет необходимости строить сложные трудоемкие многокилометровые загоны. Достаточно иметь лук и стрелы (у современных охотников дальнобойные мощные винтовки с оптическим прицелом). Используя араны древние тюрки доместицировали, обитающих в горах Кавказа горных козлов и горных баранов. Об этом, при желании, читайте мою книгу «Историческая прародина тюрков». С уважением.
Уважаемая Fedosya!
Вы написали: «Тюрки убивали всех загнанных джейранов, муфлонов и сайгаков. Об этом свидетельствуют остро отточенные колья на дне ловушек.«
Прошу прощения! Но я в огромном изумлении. Откуда такие данные. Насколько мне известно, араны были найдены недавно. Никаких кольев там нет. Араны не заметны наземному наблюдателю, если он заранее не знает о их структуре. До сих пор теория о ловушках для животных не является основной. Хотя, я верю в теорию ловушек. Вы можете ознакомится с подобными структурами на территории Саудовской Аравии и Йемена; они хорошо заметны в программе Google Earth. Например: 32°24’0.98«С 37°59’43.99«В.
Уважаемый г-н Milicho!
Эти данные содержатся на сайте
http://kultura.az/articles.php?item_id=20120511034514407&sec_id=11
Вот цитата:
Доктор биологических наук А. Г. Банников пишет о загонах Устюрта следующее: «История донесла до нас их названия — араны. Араны представляли собой каменную изгородь высотой в четыре локтя — около полутора метров, перед которой шел глубокий ров. Ямы глубиной более двух метров имели отвесные стены, а дно их покрывали остро отточенные колья. В одну такую ловушку за один загон попадало до двенадцати тысяч сайгаков или сотни куланов! Араны служили по многу лет и подновлялись перед сезонной миграцией».
Уважаемая Fedosya!
Спасибо за ответ. Но эту ссылку я уже видел. Это пример реконструкции; такой способ охоты мог иметь место, а мог и не иметь. Будь возможность обратится непосредственно к автору — было бы проще. Пока увы…
Те, кто изучают древние ловушки (их термин — «кайт», ) на территории С. Аравии, находят в конце ловушки (на кончике «стрел») не ямы, а кольцеобразные строения. Предполагают, что это временные хранилища освежованных животных. Я в это не очень верю, полагаю, что там просто сидели охотники.
Если вы можете ответить по е-мэйл, сделайте милость! Не хочу перегружать Ваши странички. У меня есть ещё, что сказать.
Уважаемый г-н Milicho!
Г-н Гумбатов считает, что пойманных животных «доместицировали». Насколько я знаю, этот процесс весьма длительный и не требует ловли животных в огромных количествах. Вы же, как и я, не отвергаете версию охоты на них. С чем же Вы не согласны?
Я думаю, что Ваша гипотеза будет интересна читателям. Прошу Вас высказаться публично.
Уважаемая Fedosya!
Очень жаль, что Вы не захотели использовать предложенный обмен по е-мэйл. Дело Ваше, настаивать не могу. Поэтому большая часть информации, коей я хотел с Вами обменяться в моём сообщении, будет отсутствовать. Открытое размещение всего могло бы вызвать некрасивую возню в комментариях и обмен колкостями, так как неминуемо затронет личности. Думаю, Вам этого совершенно не хочется. Такого в интернет достаточно.
Насчет гипотезы? В нашем с Вами случае это не гипотеза, я не осмеливаюсь так называть моё мнение. Просто, я считаю что ловушки служили не определённой одной цели, а были многофункциональны.
Хочу ещё обратить Ваше внимание на другое. Высота ловушек незначительна, а протяженность огромна. Настолько огромна, что никаких рвов с кольями там быть не могло. Не исключаю и не настаиваю, что иногда такие ямы с кольями строили, но в конце «стрел». Посмотреть на стены ловушек вы можете в Панарамио. Если сами не найдёте, то я могу дать ссылки. Антилопа или кулан, особенно в состоянии отчаянья, легко может перемахнуть через стенку 1,5м. Вы это лучше меня знаете, так как работаете с животными. Почему они этого не делали? Или делали? Значит, стадо шло с малышами, которых бросить не могло. В этом и есть коварство древних охотников. В конце пути они собирали не только мясо взрослых животных, но и пленников — молодь. А приручать молодых животных проще, не так ли? Кстати, сайгаки и джейраны не пригодны для одомашнивания? А по Устюрту мигрировали, там до сих пор их ареал, не так ли? Значит, их кушали?
Ещё одно замечание. Кайты и араны строили в тех местах, где можно было достать камни для строительства стенок. В Саудовской Аравии кайты находятся, чаще всего, рядом с районами лавовых полей и вулканов, там много нужного материала. Ещё, они находятся в районах, где происходила миграция животных. И ещё, рядом часто находятся обрывы (чанки Устьюрта) или горные цепи, которые служили дополнительными препятствиями для животных.
Араны-каменные охотничьи загоны древних тюрков.
На Южном Кавказе до сих пор сохранились остатки каменных охотничьих загонов. Древние тюрки называли эти загоны аранами, а заградительные камни этих загонов — гошундашами, то есть — каменными охотниками или каменным войском. На сегодня некоторые гошундаши-араны сохранились во многих регионах Евразии. При изучении наскальных рисунков в разных местах Евразии от Закавказья до Алтая, археологи обнаружили множество рисунков сцен загонной охоты и загонов-ловушек.
Например, Несколько лет тому назад археологами на плато Устюрт были найдены следы
огромной системы загонных сооружений древних тюрков — аранов. Протяженность
системы измеряется многими десятками километров и ее фрагменты с высоты птичьего
полета напоминают загадочные стреловидные знаки, указывающие куда-то в глубь
пустыни. Учёные определили, что выявленные на Устюрте араны — стреловидные загоны
предназначались для отлова джейранов, муфлонов и сайгаков.
Константин Плахов, долгие годы работавший в должности заместителя директора по научной работе Устюртского заповедника, говорит о загонах– аранах следующее: «Наиболее примечательными памятниками истории региона считаются так называемые «стреловидные планировки» (араны) — остатки древних загонных сооружений для охоты на копытных, преимущественно устюртских горных баранов. На территории Устюртского заповедника особенно их много на участке от колодца Кокесем до некрополя Табан-ата.
Здесь на расстоянии около 40 километров протянулись многорядные системы загонов, часто смыкающихся друг с другом. Их расположение на длинных, выступающих далеко вперед мысах — «тумсуках» и приуроченность к местам выходов устюртских горных баранов на пастбища позволяют считать, что они использовались для охоты именно на них. В ходе исследований, проведенных в Устюртском заповеднике в период с 1985 по 1989 годы, удалось обнаружить почти полностью сохранившийся загон. Изучив находку, мы смогли понять и воссоздать строение аранов. Следует признать, что древние проектировщики и строители «стреловидных планировок» прекрасно знали повадки устюртского горного барана. Это позволило им разработать и соорудить такие загоны, которые позволяли бы эффективно охотиться на копытных, привлекая к этому минимум людей».
Ученым удалось выявить десятки таких аранов-стреловидных планировок, почти непрерывной цепью протянувшихся в широтном направлении от мыса Дуана на Аральском море в глубь Устюрта. Каждая планировка представляет собой фигуру в виде мешка с втянутой внутрь верхней частью, разорванной широким проходом, к которому на некоторых из планировок ведет направляющий вал. Верхние острые края мешка образуют, таким образом, две растопыренные стрелы, имеющие наконечники в форме удлиненных треугольников — узкий проход ведет в них из тела стрелы. На вершинах треугольников расположены кольца десятиметрового диаметра, служившие, вероятно, когда-то ямами. Длина каждой из планировок 800—900 метров, а вместе с направляющим валом достигает полутора километров, ширина — 400—600 метров, высота ограды в нынешнем состоянии не превышает 80 сантиметров, в прошлом она была, конечно, больше. Циклопическую систему удалось проследить пока на ста километрах, но ученые уверены, что она тянется дальше, по территории Казахстана.
Желающие более подробно ознакомиться с аранами, необходимый материал можете найти в моей книге «Историческая прародина тюрков. От Арана до Алтая».
Скачать книгу можете на сайте: http://webfile.ru/6381474
С уважением, Гумбатов Гахраман