4. Культ грибов в Ацтекской империи и царстве миштеков
4.2. Грибы в доиспанских пиктографических кодексах
4.2.2. Миштекская группа
Венский мексиканский кодекс
Единственный пиктографический документ доконкистской Мексики, где присутствуют изображения, которые с большой долей уверенности можно назвать изображениями грибов, – это Венский мексиканский кодекс. Он, вероятно, принадлежал последнему доиспанскому правителю царства Тилантонго – господину 4 Олень и был передан испанцам вскоре после их прибытия в 1519 г.[i]. В этом же году кодекс был послан в Севилью вместе с Кодексом Зуш-Наттолл в качестве подарка императору Священной римской империи Карлу V. В дальнейшем он оказался в Португалии, затем в Риме, Веймаре и, наконец, в Вене. Переходя от владельца к владельцу, кодекс 18 раз менял свое название[ii]. Сейчас его оригинал хранится в Австрийской национальной библиотеке Вены и поэтому называется Венским мексиканским кодексом. В цифровом виде он представлен, как и Кодекс Зуш-Наттолл, только факсимильными изданиями 20-х гг. XIX – начала XX в. Поэтому при их исследовании приходится надеяться на верный глаз и высокую квалификацию художников-копиистов.
Фото 1[iii]. Карта Ацтекской империи в 1427 – 1520 гг.
Венский кодекс относится к культуре миштеков, которые и теперь населяют штат Оахака и штаты, расположенные к северу от него в высокогорной Мексике. На языке науа «Mixtec» означает «народ из страны облаков». Миштеки называли себя «Ñuudzahui», что переводится с их языка как «люди дождя»[iv].
Фото 2[v]. Территория Миштеки на физической карте Мексики с указанием крупных городов разных исторических периодов
Местом изготовления Венского кодекса, по одной версии, был город Сантьяго-Апоала, а по другой – город Тилантонго. Он был создан для жречества и правящей элиты в начале XVI в. до конкисты[vi]. Каталог Британского музея датирует кодекс 1500 г.[vii]. Существует и другая датировка кодекса, согласно которой, он был изготовлен раньше: аверс – до 1350 г., а реверс – после 1350 г.[viii]. На 52 страницах аверса изложены мифы, связанные с космологией миштеков, включая миф о творении. Реверс из 13 страниц описывает историю и генеалогию правителей Тилантонго – одного из крупнейших миштекских царств, а также божественное происхождение династий из места под названием Апоала или Юта-Тноо (Yuta Tnoho) в Миштеке[ix].
По словам Карла Борхеги, тысяча лет истории записана в Миштекском кодексе, и Кецалькоатль в нем упоминается в качестве великого основателя всех царских династий. К. Борхеги утверждает, что Кецалькоатль (Quetzalcōātl – «Пернатый змей») в ацтекской и тольтекской мифологии был «богом-царем, который сошел с неба, чтобы принести человечеству священные грибы». Именно он «научил людей, как совершать жертвоприношения крови в обмен на бессмертие»[x]. Согласно письменным источникам, Кецалькоатль, известный в эру майя как Кукулькан и Кукумац, был правителем тольтеков. Он отождествлялся с Венерой и почитался как Венера. Грибной ритуал Кецалькоатля, который предполагает ягуаровую трансформацию в Подземном мире и воскрешение Венеры, был «настолько священным, что, если человек отдавал свою собственную жизнь в жертву, его деяние имитировало самого Кецалькоатля»[xi].
Фото 3[xii]. Страница 24. Венский мексиканский кодекс-1 (Codex Vindobonensis Mexicanus 1). Тип объекта: пиктографический документ. Объем: 52 листа. Размеры листа: 22×26 см. Общая длина кодекса: 13,5 м. Вес: 2,687 кг. Культура миштеков. Место создания: Сантьяго-Апоала (Santiago Apoala) или Тилантонго (Tilantongo), штат Оахака. Время создания: начало XVI в. н.э. (до конкисты). Факсимильное издание издательского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», Грац, Австрия. Место хранения оригинала: Национальная библиотека, Вена, Австрия[xiii]
Грибы в их природном виде показаны на двух страницах Венского кодекса. Страница 24 (фото 3 и 4), по словам К. Борхеги, касается церемониальной роли грибов у миштеков и ее пиктографический текст повествуют о том, как Кецалькоатль в образе Бога ветра Эекатля подарил грибы человечеству.
Фото 4. Страница 24. Факсимиле Венского мексиканского кодекса-1. Музейные № Am2006,Drg.226. Размеры: высота 22,6 см, длина 1316 см. Материал: бумага. Копирование рисунков: Агостино Аглио (Agostino Aglio). Время и место создания оригинала: 1500 г., Мексика. Время и место создания факсимиле: 1825 – 1831 гг., Вена, Австрия, по заказу лорда Кингсборо. Британский музей, Лондон, Англия[xiv]
Карл Борхеги так комментирует изображения этой страницы:
«Во втором ряду сверху, предпоследняя фигура слева, которая носит маску птицы, была определена как Бог ветра Эекатль – воплощение Кецалькоатля. Он показан дарующим божественные грибы человечеству. Согласно ацтекской легенде, Эекатль-Кецалькоатль создал человечество из костей, которые он украл из Подземного мира бога смерти, чью отрубленную голову Кецалькоатль держит в руке. Обратите внимание на слезы благодарности у человека, сидящего прямо напротив Кецалькоатля. Этот человек и те, кто сидит за Кецалькоатлем слева, также держат священные грибы, и у всех, как представляется, есть клыки. Клыки предполагают, что под магическим влиянием гриба, они были преобразованы в Подземном мире в ягуара Подземного мира.
В середине страницы на правой стороне Кецалькоатль изображен показывающим жестами богу Тлалоку (или курильнице почитания бога Тлалока), находящемуся прямо перед ним, чтобы тот открыл портал в Подземный мир. (Тлалок – Бог дождя и плодородия, был связан с водяным миром мертвых и с землей. – Ф.Ó.) Согласно Ферсту, который описывает эту иконографию, сцена изображает божественное установление ритуального потребления священных грибов. Он идентифицирует расселину треугольной или V-образной формы в бассейне воды слева как космический канал, по которому божества, люди, животные и растения переходят из одной космической плоскости в другую.
Слева внизу две фигуры стоят рядом с другим V-образным порталом воскрешения в Подземном мире. Персонаж слева, который указывает на небо, также имеет клыки. Он представляется человеком, который трансформируется в момент смерти в Подземном мире в Бога Солнца, или мифического «человека-ягуара». Этот жест, вероятно, означает воскрешение из Подземного мира. Двуликий бог перед ним держит то, что представляется священными псилоцибиновыми грибами, похожими по форме на символ Fleur-de-lis (геральдической лилии – Ф.Ó.) Старого Света.
Это двуликое божество, по всей вероятности, – дуалистическая планета Венера и Бог Подземного мира, обезглавленный и воскрешенный. Обратите внимание, что двуликое божество окрашено в черный цвет (означающий Подземный мир) и носит головной убор с двойным клювом орлиной гарпии (означающий воскрешение Солнца). Пять шлейфов в головном уборе орлиной гарпии относятся к пяти синодическим циклам Венеры. Три гриба в его руке относятся к месоамериканской троице: трем основам создания, т.е. солнцу, утренней звезде и вечерней звезде»[xv].
Думается, что элемент, который К. Борхеги называет геральдической лилией, представляет собой ветку или отрубленную верхушку древа Тамоанчана или Тлалокана с листьями-грибами, схожие изображения которых присутствуют в Кодеке Борджиа (подробнее см.: 3.2.1. Группа Борджиа).
Толкование текста страницы 24 в изложении Карла Борхеги, основанное на мнении американского антрополога и археолога Питера Ферста (Peter T. Furst), весьма впечатляет и, несомненно, представляет большой интерес. Однако стоит отметить, что свое заключение К. Борхеги сделал на основании фотографий (см. фото 3) факсимиле кодекса издательского дома «Akademische Druck — u. Verlagsanstalt», которые выложены на сайте FAMSI (Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies – Фонд содействия развитию месоамериканских исследований). А они имеют маленький размер и низкое качество воспроизведения, что не позволяет хорошо рассмотреть ни персонажи, ни их атрибутику. Онлайновый каталог Британского музея предлагает гораздо более четкие изображения страниц другого факсимильного издания кодекса. Оно было осуществлено по заказу лорда Кингсборо в 1825 – 1831 гг. и содержит реконструированные рисунки, которые я и использую в своем тексте.
Вполне возможно, что низкое качество фотографий кодекса на сайте FAMSI не позволило К. Борхеги увидеть рядом со всеми персонажами событий, данных на странице 24, изображения глифов календарных имен. Их нет только у Кецалькоатля в ипостаси Эекатля и у тех персонажей, которые также относятся к божествам. Возьмем для примера сцену, показанную на фото слева. Персонаж, «который указывает на небо» и «имеет клыки», представляется К. Борхеги «человеком, который трансформируется в момент смерти в Подземном мире в Бога Солнца, или мифического «человека-ягуара»». Он носит календарное имя 7 Движение, а его прозвище, судя по костюму, шлему и лицевому украшению, – Ягуар, Рот Крокодила. «Двуликого бога» со «священными псилоцибиновыми грибами», скорее всего, зовут господин 7 Ветер, Двуглавый Орел. Раскраска его лица соответствует той, которая характерна для Кецалькоатля. Впрочем, тот факт, что эти персонажи, очевидно, являются представителями династии Тилантонго, не отменяет сверхъестественного, мифического характера сцены. Однако головные и лицевые украшения господина 7 Движение, Ягуара, Рта Крокодила, ввели К. Борхеги в заблуждение. Он не является «человеком, который трансформируется в момент смерти в Подземном мире в Бога Солнца, или мифического «человека-ягуара»». Он просто носит шлем ягуара и маску крокодила. На миниатюре страницы 23 (фото 5) маска изображена как большая наригера в виде верхней челюсти крокодила.
Фото 5[xvi]. Страница 23
На странице 23 есть еще одна сцена с изображением грибов, которая не была замечена К. Борхеги. С учетом принципа чтения справа налево, характерного для народов доконкистской Мексики, события, записанные на ней, должны следовать за теми, которые были изложены на странице 24.
Фото 6. 1 – госпожа 5 Кремень; 2 – госпожа 1 Орел; 3 – госпожа 9 Малиналли, цицимитль; 4 – господин 7 Движение, Ягуар, Рот Крокодила; 5 – господин 7 Ветер, Двуглавый Орел, 6 – господин 2 Собака
На странице 23 показаны некоторые из персонажей, которые присутствуют в сценах, изображенных на странице 24. Среди них (фото 6) – упомянутые господин 7 Движение, Ягуар, Рот Крокодила (4), и господин 7 Ветер, Двуглавый Орел (5). Они разговаривают с господином 2 Собака (6), у которого в углу рта нарисовано нечто, похожее на клык. (На странице 24 этого господина нет.). Выше нарисованы принимавшие участие в грибной церемонии госпожа 5 Кремень (1), госпожа 1 Орел (2) и госпожа 9 Малиналли (3). Последняя, судя по черепу на месте головы, представляет собой цицимитль. Возможно, все три госпожи являются жрицами. Как и у господина 2 Собака, у госпожи 1 Орел есть клык. Только у нее среди всех людей – участников грибной церемонии, показанной на странице 24, есть такой клык.
Госпожи, видимо, разговаривают о тонкостях грибной церемонии, которой их научил Кецалькоатль. В это же время господин 7 Ветер, Двуглавый Орел (5), обсуждает ее с господином 2 Собака (6), указывая пальцем на группу женщин с грибами, чтобы мы поняли, о чем идет речь. По всей вероятности, грибная церемония и ее обсуждение как-то связаны с паломничеством персонажей к священным местам, которые изображены ниже. Это – храм красно-белого цвета с символами горения, который более подробно показан на левой половине страницы. Рядом с храмом нарисовано солнце в радужном венке – глиф названия храма. Думается, перед нами – Храм Нового Огня, который связан с церемониями конца старого века и началом нового. Храм расположен рядом с горной долиной (возможно, долиной Апоалы), по которой течет река с драгоценной водой. Над рекой записаны год 5 Кремень, день 8 Движение. На вершине одной из гор помещен глиф Солнца.
[i] Pool C., Kidder B. A Glimpse into Ancient Mexico: Writings of the Aztecs, Mixtec and Maya / University of Kentucky (https://uknowledge.uky.edu/world_mexico_codices/7/).
[iv] Pohl J. Mesoamerica. Ancient Books: Mixtec Group Codices (http://www.famsi.org/research/pohl/jpcodices/pohlmixtec1.html).
[vii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=560255001&objectId=3179214&partId=1
[ix] Pool C., Kidder B. Opus cit.
[x] Borhegyi Carl de. Re-opening Old Roads of Archaeological Inquiry. Mushroom Worship In Mesoamerica. 2016 (http://www.mushroomstone.com/mycolatry101.htm).
[xi] Borhegyi Carl de. Opus cit.
[xiv] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=560255001&objectId=3179214&partId=1
[xv] Borhegyi Carl de. Opus cit.