1.2. Жертвоприношения ацтеков, приложение
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
С ПОЗИЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ[i]
В 2017 г. мексиканский археолог и физический антрополог Симена Чавес Бальдерас (Ximena Chávez Balderas) опубликовала книгу «Человеческое жертвоприношение и обработка после жертвоприношения в Великом храме» («Sacrificio humano y tratamientos postsacrificiales en el Templo Mayor»). Книга основана на анализе 99 черепов взрослых в возрасте от 15 до 40 лет и 2 черепов детей, найденных при раскопках пирамиды храма на стороне, посвященной Уицилопочтли. В ней отражены исследования, которые Симена Чавес проводит по данной теме с 2005 г. Ранее, в 2007 г., вышла ее работа «Человеческое жертвоприношение и посмертная обработка в Великом храме Теночтитлана» (Sacrificio humano y tratamientos mortuorios en el Templo Mayor de Tenochtitlán).
Фото 1. Общий вид археологической зоны Великого храма Теночтитлана, Мехико, Мексика. Снимок 2005/2007 г.[ii]
Возведение Великого храма, Уэй теокалли (Huey teocalli – «Великий дом бога»), началось после 1325 г., а в 1521 г. он был разрушен испанцами. (Впоследствии вся территория церемониального комплекса Теночтитлана была застроена домами.) В течение своего существования храм неоднократно подвергался обновлению, совершать которое считалось обязанностью каждого императора. В XVI в. храм обновлялся шесть раз. Под обновлением подразумевалось увеличение размеров сооружения. Новый храм возводили поверх старого. В результате здание приобрело конструкцию матрешки (фото 2).
Фото 2[iii]. Рисунок, изображающий виртуальную реконструкцию пирамиды Великого храм Теночтитлана (в разрезе) и раскопанные археологами руины храма (вписанные в проекцию пирамиды), которые располагаются в центре Мехико (фото 1)
Пространство между старыми и новыми стенами заполняли строительными материалами. В нем делали ниши, куда в ходе церемоний освещения строительных работ и церемоний обновления храма помещали приношения. Они включали в себя головы людей, принесенных в жертву на этих церемониях. Головы были захоронены без обработки, почти сразу после обезглавливания.
Фото 3[iv]. Захоронение черепа внутри храма (по С. Чавес). Страница 4, фрагмент. Кодекс Борджиа (Codex Borgia). Тип объекта: пиктографическая рукопись. Материал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 страниц). Размеры листа: 27×27 см, длина кодекса 11 м. Язык: науатль. Время создания: неизвестно, предположительно до конкисты. Место создания: штат Пуэбла, Мексика. Апостолическая библиотека Ватикана
Извлеченные 100 черепов относятся к периоду расширения Ацтекской империи, которое происходило при Ашайякатле, Тисоке и Ауицотле между 1469 и 1502 гг. Археологические контексты, в которые входили черепа, были обнаружены во второй половине XX в. Бόльшая их часть была открыта после 1978 г. с созданием археологического Проекта Великого храма. Изученные Сименой Чавес черепа составляют остеологическую коллекцию, которая была собрана в результате раскопок, проводившихся с 1978 по 2005 г. Поэтому черепа, обнаруженные в ходе раскопок Великого цомпантли, открытого в 2015 г., в это исследование не вошли.
В своих книгах Симена Чавес подробно останавливается на техниках отделения головы от тела человека после жертвоприношений, сопровождавших различные церемонии в храмовом комплексе Теночтитлана. В центре ее внимания находятся также процедуры, которые проводились с головой впоследствии.
Фото 4[v]. Господин 10 Дождь совершает ритуал обезглавливания. Страница 22, фрагмент. Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музейный № Am1902,0308.1. Тип документа: пиктографическая рукопись. Материалы: оленья кожа, краска. Размеры страницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 113,5 см. Культура: миштекская. Дата: 1200 – 1521 гг. Британский музей, Лондон, Англия
Симена Чавес подчеркивает, что отсечение головы не являлось формой жертвоприношения. Жрецы отделяли голову от туловища уже после смерти жертвы. В то же время в миштекском кодексе Зуш–Натолл изображена сцена, на которой господин 10 Дождь совершает ритуальное обезглавливание. Ассистирует ему Кецалькоатль в ипостаси жреца (фото 4). А приведенная в книге Симены Чавес идеограмма из Кодекса Борджиа (см. фото 3) содержит изображение отсеченной головы, из которой исходит поток чальчиуатль («драгоценной воды») – жертвенной крови. Эти изобразительные свидетельства вступают в некоторое противоречие с выводами Симены Чавес.
Фото 5. Прорисовка фриза восточной стены Большого стадиона для игры в мяч, центр. Расположение: Чичен-Ица, Юкатан, Мексика. Культура: Майя, Классический период. Рисунки № JM01902 и JM01903. Коллекция рисунков Джона Монтгомери[vi]
Отсечение головы как способ жертвоприношения наряду со способом, предусматривавшим извлечение сердца, было распространено у юкатанских майя и тольтеков, о чем свидетельствуют рельефы Чичен-Ицы на стенках Большого стадиона для игры в мяч. Прорисовка фриза восточной стены стадиона (фото 5) показывает игрока, который держит за волосы отсеченную голову другого игрока, стоящего напротив в коленопреклоненной позе. Из его шеи хлещут потоки крови, превращаясь в змей. По мнению французского археолога-месоамериканиста Клода-Франсуа Боде (Claude-François Baudez, 1932 – 2013), «для того чтобы кровь вырывалась таким образом, необходимо, чтобы сердце жертвы не было извлечено»[vii]. Исходя из изложенного, следует предположить, что в эпоху ацтеков могли существовать оба способа жертвоприношения. Однако жертвоприношение для вырывания сердца стало предпочтительным и имело повсеместное распространение. А жертвоприношения путем отсечения головы без изъятия сердца были крайне редки, в особенности на заключительном этапе существования империи. Ибо они даже не упоминаются индейскими информантами испанских монахов и соответственно не указываются в постконкистских источниках. Но вернемся к исследованию Симены Чавес.
По словам ученого, археология подтвердила то, что упоминается в письменных источниках. После жертвоприношения часть тел убитых, вероятно, отправлялась в Пантитлан. [Поясню, что Пантитлан (pantitlán – «между флагами») – часть озера Тескоко, где находился мощный водоворот, который был обозначен флагами, предупреждавшими лодочников об опасности.] Другая часть передавалась в кальпулли (кварталы города). Головы жертв оставлялись на священном участке Теночтитлана, где они подвергались специальной обработке для дальнейшего использования.
Фото 6. Фрагмент стойки с черепами Великого цомпантли. Музей Великого храма Теночтитлана, Мехико, Мексика[viii]
Как правило, вначале кости черепа очищали. Затем в черепе проделывали два отверстия, и он отправлялся на стойку для черепов цомпантли (фото 6). Впоследствии череп использовали для строительства башни из черепов.
Фото 7[ix]. Миктлантекутли, господин мира мертвых (по Э.-Г. Зейлеру)[x]. Страница 13, фрагмент. Кодекс Борджиа
Черепа со стоек цомпантли использовали также для изготовления масок с образом божества, чаще всего имевшего отношение к царству мертвых. Обычно маска представляла образ его правителя – Миктлантекутли (фото 7). Для этого у черепа удаляли затылочную часть, полировали и раскрашивали. В глазницы вставляли диски из раковин и пирита, а в ротовое и носовое отверстия – текпатли (фото 8).
Фото 8. Черепная маска из приношения № 6. Имеет остатки боковых перфораций, аналогичных тем, которые делались в черепах для стоек цомпантли[xi]. Музей Великого храма Теночтитлана
Черепные маски, вероятно, использовали в церемониях, а затем помещали в приношения, которые устанавливали в стенах храма (при строительстве) или в тоннелях непосредственно под храмом или рядом с ним. Кроме того, черепные маски входили в состав облачений жрецов как пекторали.
Фото 9 и 10. Инкрустированный череп человека, представляющий Тескатлипоку. Музейный № Am, St.401. Размеры: высота 19 см, ширина 13,9 см, длина 12,2 см. Материалы и техники: Культура/период: миштеки или ацтеки. Дата: 1400 – 1521 гг. Место находки: Мексика. Британский музей[xii]
От себя добавлю, что в коллекции Британского музея хранится черепная маска культуры миштеков, которая представляет Тескатлипоку (фото 9 и 10). По мнению ученых этого музея, она входила в костюм жреца и помещалась на спине. Маска покрыта мозаикой из бирюзы и лигнита на клее из сосновой смолы. Носовая полость черепа облицована красной раковиной спондилуса. Зрачки сделаны из полированного пирита, белки – из белой раковины стромбуса. На внутренней стороне есть подкладка из оленьей кожи и волокон магея (агавы) и длинные ремни из оленьей кожи, которые были первоначально окрашены в красный цвет.
Фото 11. Черепная маска, покрытая мозаикой из бирюзы. Происходит из гробницы № 7 археологической зоны Монте-Альбана в Оахаке. Фаза V (800 – 1400 гг.). Культура миштеков. Региональный музей Оахаки, Мексика[xiii]
Несколько масок, декорированных схожим образом, были обнаружены в Монте-Альбане (штат Оахака, Мексика), который считается первым городом в Месоамерике и центром Сапотекской цивилизации. Город был заброшен к 800 г. н.э., однако использовался как кладбище для миштеко-сапотекской элиты в 1400 – 1521 гг. Погребальная конструкция № 7 Монте-Альбана, в которой содержался череп, данный на фото 11, знаменита тем, что в ней было обнаружено самое большое количество артефактов, найденных в Месоамерике на сегодняшний день. Среди сокровищ гробницы – керамика, предметы из кости, нефрита и золота и в том числе золотые украшения, выполненные в технике филиграни[xiv].
Фото 12. Слева: череп воина, принесенного в жертву, украшенный для представления Миктлантекутли – бога Подземного мира. Справа: его точная копия, напечатанная в 3D. Музей Великого храма Теночтитлана[xv]
Помимо черепных масок в церемониях мешики использовали целые черепа жертв, которые также были обработаны и украшены, чтобы представлять божеств Миктлана и его владыки Миктлантекутли. Примером может служить череп, показанный на фото 12. Вместе с еще 6 черепами, среди которых был один женский, он входил в состав приношения № 141, содержавшего в общей сложности более 18 000 предметов[xvi].
Фото 13. Четвертый уровень раскопок приношения № 141[xvii]
Депозит был обнаружен в большой камере из тесаного камня (фото 13), датируемой эпохой правления императора Ауицотля (1486 – 1502). Она находилась ровно на центральной оси Великого храма, которая разделяет святилища Тлалока и Уицилопочтли. Приношение № 141 принадлежит богатому комплексу ритуальных депозитов, связанных с монолитом богини Тлальтекутли [xviii].
Фото 14. Цветовая реконструкция черепов из приношения № 141[xix]
Все мужские черепа депозита были раскрашены схожим образом – с использованием черной и голубой красок и несли на себе образ Миктлантекутли. Лицевая часть женского черепа была расписана красной краской с голубыми кружками на скулах. Такая раскраска соответствует образу богини Сиуакоатль, лицо которой часто имело черты черепа. Это божество было тесно связано с войной и смертью и принадлежало к группе женских духов, известных как сиуатетео, т.е. к обожествленным женщинам, которые умерли при первых родах[xx].
[i] Источники: Chávez Balderas X. Sacrificio humano y tratamientos mortuorios en el Templo Mayor de Tenochtitlán. 2007 (http://www.famsi.org/reports/05054es/05054esChavezBalderas01.pdf); Libro desmitifica el sacrificio humano entre los mexicas a través del análisis osteológico // Boletín. 10 October 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6576-libro-desmitifica-el-sacrificio-humano-entre-los-mexicas-a-traves-del-analisis-osteologico); En la FIL del Zócalo, revelan los secretos del sacrificio humano practicado en Tenochtitlan // Boletín. 17 October 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6592-en-la-fil-del-zocalo-revelan-los-secretos-del-sacrificio-humano-practicado-en-tenochtitlan).
[ii] Chávez Balderas X. Opus cit.
[iii] https://userscontent2.emaze.com/images/85f3ca00-ac9c-41ee-8402-13a9df270435/1b8d3244a9d8a6cba9b78ad423296b89.png
[vi] http://research.famsi.org/uploads/montgomery/27/image/jm01902chicrtceneast02.jpg; http://research.famsi.org/uploads/montgomery/hires/jm01903chicrtceneast03.jpg
[vii] Baudez C.-F. Una historia de la religión de los antiguos mayas (http://books.openedition.org/cemca/957?lang=es).
[viii] Museo del Templo Mayor estrena acceso y abre exposición conmemorativa // Boletín 03 November 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6643-museo-del-templo-mayor-estrena-acceso-y-abre-exposicion-conmemorativa).
[x] Комментарии к Кодексу Борджиа Э.-Г. Зейлера / Перевод Д.В. Иванова. 2014 (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia2-1.shtml).
[xi] Chávez Balderas X. Opus cit.
[xii] http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?searchText=Mixtec%20sacrificial%20knife&ILINK|34484,|assetId=34378001&objectId=667485&partId=1
[xv] Inauguran en el Museo del Templo Mayor exposición de escultura polícroma mexica // Boletín. 19 May 2017. Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6166-inauguran-en-el-museo-del-templo-mayor-exposicion-de-escultura-policroma-mexica).
[xvi] López Luján L. (coord.). Nuestra sangre, nuestro color: la escultura polícroma de Tenochtitlan. Exposición temporal en el Museo del Templo Mayor, Ciudad de México, INAH, 2017 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Sangre.pdf).
[xvii] López Luján L. Opus cit.
[xviii] López Luján L. Opus cit.
[xix] López Luján L. Opus cit.
[xx] López Luján L. Opus cit.