Человеческие жертвоприношения с позиции физической антропологии

 1.2. Жерт­во­при­но­ше­ния ацте­ков, при­ло­же­ние

image001ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
С ПОЗИЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
[i]

image001В 2017 г. мек­си­кан­ский архео­лог и физи­че­ский антро­по­лог Симена Чавес Баль­де­рас (Ximena Chávez Balderas) опуб­ли­ко­вала книгу «Чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние и обра­ботка после жерт­во­при­но­ше­ния в Вели­ком храме» («Sacrificio humano y tratamientos postsacrificiales en el Templo Mayor»). Книга осно­вана на ана­лизе 99 чере­пов взрос­лых в воз­расте от 15 до 40 лет и 2 чере­пов детей, най­ден­ных при рас­коп­ках пира­миды храма на сто­роне, посвя­щен­ной Уици­ло­по­чтли. В ней отра­жены иссле­до­ва­ния, кото­рые Симена Чавес про­во­дит по дан­ной теме с 2005 г. Ранее, в 2007 г., вышла ее работа «Чело­ве­че­ское жерт­во­при­но­ше­ние и посмерт­ная обра­ботка в Вели­ком храме Тено­чтит­лана» (Sacrificio humano y tratamientos mortuorios en el Templo Mayor de Tenochtitlán).

image057Отсе­че­ние головы

image003Фото 1. Общий вид архео­ло­ги­че­ской зоны Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико, Мек­сика. Сни­мок 2005/2007 г.[ii]

Воз­ве­де­ние Вели­кого храма, Уэй тео­калли (Huey teocalli – «Вели­кий дом бога»), нача­лось после 1325 г., а в 1521 г. он был раз­ру­шен испан­цами. (Впо­след­ствии вся тер­ри­то­рия цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Тено­чтит­лана была застро­ена домами.) В тече­ние сво­его суще­ство­ва­ния храм неод­но­кратно под­вер­гался обнов­ле­нию, совер­шать кото­рое счи­та­лось обя­зан­но­стью каж­дого импе­ра­тора. В XVI в. храм обнов­лялся шесть раз. Под обнов­ле­нием под­ра­зу­ме­ва­лось уве­ли­че­ние раз­ме­ров соору­же­ния. Новый храм воз­во­дили поверх ста­рого. В резуль­тате зда­ние при­об­рело кон­струк­цию мат­решки (фото 2).

image005Фото 2[iii]. Рису­нок, изоб­ра­жа­ю­щий вир­ту­аль­ную рекон­струк­цию пира­миды Вели­кого храм Тено­чтит­лана (в раз­резе) и рас­ко­пан­ные архео­ло­гами руины храма (впи­сан­ные в про­ек­цию пира­миды), кото­рые рас­по­ла­га­ются в цен­тре Мехико (фото 1)

Про­стран­ство между ста­рыми и новыми сте­нами запол­няли стро­и­тель­ными мате­ри­а­лами. В нем делали ниши, куда в ходе цере­мо­ний осве­ще­ния стро­и­тель­ных работ и цере­мо­ний обнов­ле­ния храма поме­щали при­но­ше­ния. Они вклю­чали в себя головы людей, при­не­сен­ных в жертву на этих цере­мо­ниях. Головы были захо­ро­нены без обра­ботки, почти сразу после обезглавливания.

image007Фото 3[iv]. Захо­ро­не­ние черепа внутри храма (по С. Чавес). Стра­ница 4, фраг­мент. Кодекс Бор­джиа (Codex Borgia). Тип объ­екта: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­риал: кожа оленя. Объем: 39 листов (76 стра­ниц). Раз­меры листа: 27×27 см, длина кодекса 11 м. Язык: нау­атль. Время созда­ния: неиз­вестно, пред­по­ло­жи­тельно до кон­ки­сты. Место созда­ния: штат Пуэбла, Мек­сика. Апо­сто­ли­че­ская биб­лио­тека Ватикана

Извле­чен­ные 100 чере­пов отно­сятся к пери­оду рас­ши­ре­ния Ацтек­ской импе­рии, кото­рое про­ис­хо­дило при Ашай­я­катле, Тисоке и Ауиц­отле между 1469 и 1502 гг. Архео­ло­ги­че­ские кон­тек­сты, в кото­рые вхо­дили черепа, были обна­ру­жены во вто­рой поло­вине XX в. Бόль­шая их часть была открыта после 1978 г. с созда­нием архео­ло­ги­че­ского Про­екта Вели­кого храма. Изу­чен­ные Симе­ной Чавес черепа состав­ляют остео­ло­ги­че­скую кол­лек­цию, кото­рая была собрана в резуль­тате рас­ко­пок, про­во­див­шихся с 1978 по 2005 г. Поэтому черепа, обна­ру­жен­ные в ходе рас­ко­пок Вели­кого цом­пантли, откры­того в 2015 г., в это иссле­до­ва­ние не вошли.

В своих кни­гах Симена Чавес подробно оста­нав­ли­ва­ется на тех­ни­ках отде­ле­ния головы от тела чело­века после жерт­во­при­но­ше­ний, сопро­вож­дав­ших раз­лич­ные цере­мо­нии в хра­мо­вом ком­плексе Тено­чтит­лана. В цен­тре ее вни­ма­ния нахо­дятся также про­це­дуры, кото­рые про­во­ди­лись с голо­вой впоследствии.

image009Фото 4[v]. Гос­по­дин 10 Дождь совер­шает ритуал обез­глав­ли­ва­ния. Стра­ница 22, фраг­мент. Кодекс Зуш–Натолл (Codex Zouche-Nuttall). Музей­ный № Am1902,0308.1. Тип доку­мента: пик­то­гра­фи­че­ская руко­пись. Мате­ри­алы: оле­нья кожа, краска. Раз­меры стра­ницы: высота 19 см, ширина 23,5 см. Объем: 47 листов. Длина кодекса: 113,5 см. Куль­тура: миш­тек­ская. Дата: 1200 – 1521 гг. Бри­тан­ский музей, Лон­дон, Англия

Симена Чавес под­чер­ки­вает, что отсе­че­ние головы не явля­лось фор­мой жерт­во­при­но­ше­ния. Жрецы отде­ляли голову от туло­вища уже после смерти жертвы. В то же время в миш­тек­ском кодексе Зуш–Натолл изоб­ра­жена сцена, на кото­рой гос­по­дин 10 Дождь совер­шает риту­аль­ное обез­глав­ли­ва­ние. Асси­сти­рует ему Кецаль­ко­атль в ипо­стаси жреца (фото 4). А при­ве­ден­ная в книге Симены Чавес идео­грамма из Кодекса Бор­джиа (см. фото 3) содер­жит изоб­ра­же­ние отсе­чен­ной головы, из кото­рой исхо­дит поток чаль­чи­уатль («дра­го­цен­ной воды») – жерт­вен­ной крови. Эти изоб­ра­зи­тель­ные сви­де­тель­ства всту­пают в неко­то­рое про­ти­во­ре­чие с выво­дами Симены Чавес.

image011Фото 5. Про­ри­совка фриза восточ­ной стены Боль­шого ста­ди­она для игры в мяч, центр. Рас­по­ло­же­ние: Чичен-Ица, Юка­тан, Мек­сика. Куль­тура: Майя, Клас­си­че­ский период. Рисунки № JM01902 и JM01903. Кол­лек­ция рисун­ков Джона Монт­го­мери[vi]

Отсе­че­ние головы как спо­соб жерт­во­при­но­ше­ния наряду со спо­со­бом, преду­смат­ри­вав­шим извле­че­ние сердца, было рас­про­стра­нено у юка­тан­ских майя и толь­те­ков, о чем сви­де­тель­ствуют рельефы Чичен-Ицы на стен­ках Боль­шого ста­ди­она для игры в мяч. Про­ри­совка фриза восточ­ной стены ста­ди­она (фото 5) пока­зы­вает игрока, кото­рый дер­жит за волосы отсе­чен­ную голову дру­гого игрока, сто­я­щего напро­тив в коле­но­пре­кло­нен­ной позе. Из его шеи хле­щут потоки крови, пре­вра­ща­ясь в змей. По мне­нию фран­цуз­ского археолога-месоамериканиста Клода-Франсуа Боде (Claude-François Baudez, 1932 – 2013), «для того чтобы кровь выры­ва­лась таким обра­зом, необ­хо­димо, чтобы сердце жертвы не было извле­чено»[vii]. Исходя из изло­жен­ного, сле­дует пред­по­ло­жить, что в эпоху ацте­ков могли суще­ство­вать оба спо­соба жерт­во­при­но­ше­ния. Однако жерт­во­при­но­ше­ние для выры­ва­ния сердца стало пред­по­чти­тель­ным и имело повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние. А жерт­во­при­но­ше­ния путем отсе­че­ния головы без изъ­я­тия сердца были крайне редки, в осо­бен­но­сти на заклю­чи­тель­ном этапе суще­ство­ва­ния импе­рии. Ибо они даже не упо­ми­на­ются индей­скими инфор­ман­тами испан­ских мона­хов и соот­вет­ственно не ука­зы­ва­ются в пост­кон­кист­ских источ­ни­ках. Но вер­немся к иссле­до­ва­нию Симены Чавес.

По сло­вам уче­ного, архео­ло­гия под­твер­дила то, что упо­ми­на­ется в пись­мен­ных источ­ни­ках. После жерт­во­при­но­ше­ния часть тел уби­тых, веро­ятно, отправ­ля­лась в Пан­тит­лан. [Поясню, что Пан­тит­лан (pantitlán – «между фла­гами») – часть озера Тес­коко, где нахо­дился мощ­ный водо­во­рот, кото­рый был обо­зна­чен фла­гами, пре­ду­пре­ждав­шими лодоч­ни­ков об опас­но­сти.] Дру­гая часть пере­да­ва­лась в каль­пулли (квар­талы города). Головы жертв остав­ля­лись на свя­щен­ном участке Тено­чтит­лана, где они под­вер­га­лись спе­ци­аль­ной обра­ботке для даль­ней­шего использования.

image013Фото 6. Фраг­мент стойки с чере­пами Вели­кого цом­пантли. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана, Мехико, Мек­сика[viii]

Как пра­вило, вна­чале кости черепа очи­щали. Затем в черепе про­де­лы­вали два отвер­стия, и он отправ­лялся на стойку для чере­пов цом­пантли (фото 6). Впо­след­ствии череп исполь­зо­вали для стро­и­тель­ства башни из черепов.

image015Фото 7[ix]. Микт­лан­те­кутли, гос­по­дин мира мерт­вых (по Э.-Г. Зей­леру)[x]. Стра­ница 13, фраг­мент. Кодекс Борджиа

Черепа со стоек цом­пантли исполь­зо­вали также для изго­тов­ле­ния масок с обра­зом боже­ства, чаще всего имев­шего отно­ше­ние к цар­ству мерт­вых. Обычно маска пред­став­ляла образ его пра­ви­теля – Микт­лан­те­кутли (фото 7). Для этого у черепа уда­ляли заты­лоч­ную часть, поли­ро­вали и рас­кра­ши­вали. В глаз­ницы встав­ляли диски из рако­вин и пирита, а в рото­вое и носо­вое отвер­стия – тек­патли (фото 8).

image017Фото 8. Череп­ная маска из при­но­ше­ния № 6. Имеет остатки боко­вых пер­фо­ра­ций, ана­ло­гич­ных тем, кото­рые дела­лись в чере­пах для стоек цом­пантли[xi]. Музей Вели­кого храма Теночтитлана

Череп­ные маски, веро­ятно, исполь­зо­вали в цере­мо­ниях, а затем поме­щали в при­но­ше­ния, кото­рые уста­нав­ли­вали в сте­нах храма (при стро­и­тель­стве) или в тон­не­лях непо­сред­ственно под хра­мом или рядом с ним. Кроме того, череп­ные маски вхо­дили в состав обла­че­ний жре­цов как пекторали.

 image017 image019Фото 9 и 10. Инкру­сти­ро­ван­ный череп чело­века, пред­став­ля­ю­щий Тес­кат­ли­поку. Музей­ный № Am, St.401. Раз­меры: высота 19 см, ширина 13,9 см, длина 12,2 см. Мате­ри­алы и тех­ники: Культура/период: миш­теки или ацтеки. Дата: 1400 – 1521 гг. Место находки: Мек­сика. Бри­тан­ский музей[xii]

От себя добавлю, что в кол­лек­ции Бри­тан­ского музея хра­нится череп­ная маска куль­туры миш­те­ков, кото­рая пред­став­ляет Тес­кат­ли­поку (фото 9 и 10). По мне­нию уче­ных этого музея, она вхо­дила в костюм жреца и поме­ща­лась на спине. Маска покрыта моза­и­кой из бирюзы и лиг­нита на клее из сос­но­вой смолы. Носо­вая полость черепа обли­цо­вана крас­ной рако­ви­ной спон­ди­луса. Зрачки сде­ланы из поли­ро­ван­ного пирита, белки – из белой рако­вины стром­буса. На внут­рен­ней сто­роне есть под­кладка из оле­ньей кожи и воло­кон магея (агавы) и длин­ные ремни из оле­ньей кожи, кото­рые были пер­во­на­чально окра­шены в крас­ный цвет.

image023Фото 11. Череп­ная маска, покры­тая моза­и­кой из бирюзы. Про­ис­хо­дит из гроб­ницы № 7 архео­ло­ги­че­ской зоны Монте-Альбана в Оахаке. Фаза V (800 – 1400 гг.). Куль­тура миш­те­ков. Реги­о­наль­ный музей Оахаки, Мек­сика[xiii]

Несколько масок, деко­ри­ро­ван­ных схо­жим обра­зом, были обна­ру­жены в Монте-Альбане (штат Оахака, Мек­сика), кото­рый счи­та­ется пер­вым горо­дом в Месо­аме­рике и цен­тром Сапо­тек­ской циви­ли­за­ции. Город был забро­шен к 800 г. н.э., однако исполь­зо­вался как клад­бище для миштеко-сапотекской элиты в 1400 – 1521 гг. Погре­баль­ная кон­струк­ция № 7 Монте-Альбана, в кото­рой содер­жался череп, дан­ный на фото 11, зна­ме­нита тем, что в ней было обна­ру­жено самое боль­шое коли­че­ство арте­фак­тов, най­ден­ных в Месо­аме­рике на сего­дняш­ний день. Среди сокро­вищ гроб­ницы – кера­мика, пред­меты из кости, неф­рита и золота и в том числе золо­тые укра­ше­ния, выпол­нен­ные в тех­нике фили­грани[xiv].

image025Фото 12. Слева: череп воина, при­не­сен­ного в жертву, укра­шен­ный для пред­став­ле­ния Микт­лан­те­кутли – бога Под­зем­ного мира. Справа: его точ­ная копия, напе­ча­тан­ная в 3D. Музей Вели­кого храма Тено­чтит­лана[xv]

Помимо череп­ных масок в цере­мо­ниях мешики исполь­зо­вали целые черепа жертв, кото­рые также были обра­бо­таны и укра­шены, чтобы пред­став­лять божеств Микт­лана и его вла­дыки Микт­лан­те­кутли. При­ме­ром может слу­жить череп, пока­зан­ный на фото 12. Вме­сте с еще 6 чере­пами, среди кото­рых был один жен­ский, он вхо­дил в состав при­но­ше­ния № 141, содер­жав­шего в общей слож­но­сти более 18 000 пред­ме­тов[xvi].

image027Фото 13. Чет­вер­тый уро­вень рас­ко­пок при­но­ше­ния № 141[xvii]

Депо­зит был обна­ру­жен в боль­шой камере из теса­ного камня (фото 13), дати­ру­е­мой эпо­хой прав­ле­ния импе­ра­тора Ауиц­отля (1486 – 1502). Она нахо­ди­лась ровно на цен­траль­ной оси Вели­кого храма, кото­рая раз­де­ляет свя­ти­лища Тла­лока и Уици­ло­по­чтли. При­но­ше­ние № 141 при­над­ле­жит бога­тому ком­плексу риту­аль­ных депо­зи­тов, свя­зан­ных с моно­ли­том богини Тлаль­те­кутли [xviii].

image029Фото 14. Цве­то­вая рекон­струк­ция чере­пов из при­но­ше­ния № 141[xix]

Все муж­ские черепа депо­зита были рас­кра­шены схо­жим обра­зом – с исполь­зо­ва­нием чер­ной и голу­бой кра­сок и несли на себе образ Микт­лан­те­кутли. Лице­вая часть жен­ского черепа была рас­пи­сана крас­ной крас­кой с голу­быми круж­ками на ску­лах. Такая рас­краска соот­вет­ствует образу богини Сиуа­ко­атль, лицо кото­рой часто имело черты черепа. Это боже­ство было тесно свя­зано с вой­ной и смер­тью и при­над­ле­жало к группе жен­ских духов, извест­ных как сиуа­те­тео, т.е. к обо­жеств­лен­ным жен­щи­нам, кото­рые умерли при пер­вых родах[xx].

image013image015image017



[i] Источ­ники: Chávez Balderas X. Sacrificio humano y tratamientos mortuorios en el Templo Mayor de Tenochtitlán. 2007 (http://www.famsi.org/reports/05054es/05054esChavezBalderas01.pdf); Libro desmitifica el sacrificio humano entre los mexicas a través del análisis osteológico // Boletín. 10 October 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6576-libro-desmitifica-el-sacrificio-humano-entre-los-mexicas-a-traves-del-analisis-osteologico); En la FIL del Zócalo, revelan los secretos del sacrificio humano practicado en Tenochtitlan // Boletín. 17 October 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6592-en-la-fil-del-zocalo-revelan-los-secretos-del-sacrificio-humano-practicado-en-tenochtitlan).

[ii] Chávez Balderas X. Opus cit.

[vii] Baudez C.-F. Una historia de la religión de los antiguos mayas (http://books.openedition.org/cemca/957?lang=es).

[viii] Museo del Templo Mayor estrena acceso y abre exposición conmemorativa // Boletín 03 November 2017 / Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6643-museo-del-templo-mayor-estrena-acceso-y-abre-exposicion-conmemorativa).

[x] Ком­мен­та­рии к Кодексу Бор­джиа Э.-Г. Зей­лера / Пере­вод Д.В. Ива­нова. 2014 (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia2-1.shtml).

[xi] Chávez Balderas X. Opus cit.

[xv] Inauguran en el Museo del Templo Mayor exposición de escultura polícroma mexica // Boletín. 19 May 2017. Instituto Nacional de Antropología e Historia (http://www.inah.gob.mx/en/boletines/6166-inauguran-en-el-museo-del-templo-mayor-exposicion-de-escultura-policroma-mexica).

[xvi] López Luján L. (coord.). Nuestra sangre, nuestro color: la escultura polícroma de Tenochtitlan. Exposición temporal en el Museo del Templo Mayor, Ciudad de México, INAH, 2017 (http://www.mesoweb.com/about/articles/Sangre.pdf).

[xvii] López Luján L. Opus cit.

[xviii] López Luján L. Opus cit.

[xix] López Luján L. Opus cit.

[xx] López Luján L. Opus cit.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>