1.2.5.2. Жертвоприношения на темалакатле, приложение
Символика темалакатля и жертвоприношений на темалакатле, продолжение
2.3. Образ божества-корабля в скульптуре
2.3.1. Тайна йопицонтли
Фото 1. Фигурка Тлалока. Размеры: 91×34,5×19,5 см. Место происхождения: стадион для игры в мяч I, к северу от Пирамиды атлантов, Тула, Идальго. Культура тольтеков (700 – 1200 гг. н.э.). Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика[i]
Кодекс Беккера I, как уже было сказано, является самой древней из сохранившихся книг миштеков и датируется XII в. Соответственно в нем, по сравнению с Кодексом Зуш-Наттолл, изображены более ранние варианты гладиаторского ритуала и ритуала расстреливания. Они во много сохранили черты своей изначальной версии, сложившейся в те времена, когда месоамериканцы видели богов во плоти, судя по мифам и изображениям майя, тольтеков, миштеков и культуры Веракрус. Однако присутствующий в Кодексе Беккера I образ божества-корабля едва читается. Ибо в нем защитное снаряжение и аппараты представителей высокоразвитых цивилизаций переданы не «фотографически», а с помощью изображения привычных и понятных предметов и церемониальных действий. Их более узнаваемые образы можно видеть у скульптур, найденных на территории Мексики. Так, защитное снаряжение богов во плоти наиболее четко просматривается у скульптурных воплощений Бога воды Тлалока, которые в большом количестве имеются в коллекции Национального музея антропологии Мексики. Примером может служить небольшая фигурка (фото 1), весьма напоминающая каменные изваяния богов Тиауанако (фото 2).
Фото 2[ii]. Монолит Понсе. Высота: 3 м. Материал: андезит. Культура: Тиауанако, 1580 г. до н.э. – 1187 г. н.э. Раскопан в 1957 г. боливийским археологом Карлосом Понсе. Храм Каласасайя, Тиауанако, Боливия
Согласно онлайновому каталогу музея, персонаж фигурки был идентифицирован как Тлалок, поскольку он несет на себе характеристики этого бога – круглые наглазные элементы и головной убор с фронтальной лентой и трапециевидным элементом. Персонаж оснащен копьем, которое держит в правой руке, а также треугольным нагрудником, который, возможно, представляет жилет-броню из раковины. Последние два элемента показывают, что в тольтекские времена божество воды в центральной Мексике было связано с военными практиками.
Фото 3. Глиняный идол Тлалока. Зал Оахаки, Национальный музей антропологии, Мехико[iii]
Вторая фигура Тлалока (фото 3) происходит из штата Оахаки, где находятся земли миштеков. Персонаж фигуры весьма напоминает сидящего летчика, который оснащен приспособлениями для подводного плавания. В их числе: кольца на глазах и элементы, похожие на зубы змеи. Они выходят из щелевидного рта, который идеальным овалом окружают толстые губы. Эти атрибуты Тлалока ассоциируются с защитными очками и дыхательным устройством, а большие плоские ступни его ног – с ластами.
Фото 4[iv]. Глиняный идол Тлалока, найденный в 1966 г. в Пасо-дель-Торо (Paso del Toro), штат Веракрус, Мексика. Культура Веракруса (I – XI вв. н.э.). Зал Веракруса, Национальный музей антропологии, Мехико[v]
Наиболее ценным свидетельством присутствия представителей высокоразвитых цивилизаций в Месоамерике является глиняная скульптура Тлалока (фото 4). В ней мы находим прекрасный пример воплощения образа божества-корабля, в котором человек соединен с машиной в единое целое. Эта уникальная скульптура была найдена в Пасо-дель-Торо (штат Веракрус) и принадлежит к культуре Веракруса, которая существовала на побережье Мексиканского залива в I – XI вв. н.э. Ее центром был знаменитый Тахин. Тлалок на скульптуре показан в полумаске с кольцами на глазах. Из его рта выходят два клыка, представляющие собой переосмысленную художником часть дыхательного устройства. То, что художник не смог передать, используя элементы окружающего его мира природы, находится в центре тела фигуры и составляет его неотъемлемую часть. Это – весьма реалистично изображенный движитель с вращающимися лопастями, конический элемент которого обвязан веревкой. При взгляде на данный объект сразу вспоминается йопицонтли – шапка Шипе-Тотека (фото слева). Она в принципе имеет такую же конструкцию и позволяет ему перемещаться между водными и воздушными мирами. Исходя из этого, мы можем с большой долей уверенности утверждать, что прототипом важнейшего атрибута Шипе-Тотека был движитель с прямыми лопастями, который использовался в воздушных и/или водных аппаратах богов во плоти.
Фото 5[vi]. Тлалок, Бог дождя, господин первого периода Венеры (по Э.-Г. Зейлеру[vii]). Страница 25, фрагмент. Кодекс Борджиа
Однако если в изобразительной традиции месоамериканцев эпохи ацтеков движитель с прямыми лопастями сделался атрибутом Шипе-Тотека, то лицевая маска с очками и дыхательным приспособлением осталась атрибутом Тлалока (фото 5). При этом ее элементы были осмыслены с помощью змеиной символики, согласно которой, очки Тлалока образованы переплетающимися телами двух змей. Из его рта выходят длинные ядовитые зубы этих рептилий. Хоботоподобные усы – это верхняя губа Тлалока, символизирующая вход в пещеру, которая связана с Подземным миром[viii]. В усах-губе угадывается гибкий шланг дыхательной системы для погружения под воду или дыхательная трубка для плавания под поверхностью воды. Черный цвет, присущий коже Тлалока, ассоциируется с наиболее распространенным цветом гидрокостюма.
[i] http://www.lugares.inah.gob.mx/museos-inah/museo/museo-piezas/7382–7382-representaci%C3%B3n-dios-tl%C3%A1loc.html?&item_lugar=471&seccion=lugar
[iii] Gálvez Rosales M. Xantiles y señores: una forma de representación de los dioses prehispánicos en la región de Tehuacán, Puebla (http://www.fundacionarmella.org/blogazine/xantiles-y-senores-una-forma-de-representacion-de-los-dioses-prehispanicos-en-la-region-de-tehuacan-puebla-2/).
[v] Gálvez Rosales M. Opus cit.
[vii] Комментарии к Кодексу Борджиа Э.-Г. Зейлера / Перевод Д.В. Иванова. 2014 (http://samlib.ru/editors/i/iwanow_dmitrij_wiktorowich/bordzhia4.shtml).