«Боги и духи Анд», продолжение
Пачамама – божественный творец, защитница и кормилица. Она способствует жизни и благоприятствует плодовитости и плодородию. Пачамама всегда присутствует в жизни горца. С ней он ведет постоянный диалог, моля о поддержке или прося прощение за проступки, совершенные в отношении природы.
Вот как говорят о Пачамаме «Аргентинские сказки»:
«Пачамама – покровительница всех животных, что обитают в горах. Она там полновластная хозяйка. И сама Пачамама живет в горах; от нее полностью зависит, будет ли год урожайным или она накажет людей и нашлет на них недород.
В наших местах, чтобы скот хорошо плодился, надо о том просить Пачамаму. И не просто просить, а следует соорудить «апачету» [apachiqta] и сложить возле загона для скота «илью» [illa]. Апачету делают из камней: каждый, проходя мимо, кладет небольшие камешки, один на другой, и получается невысокая горка, такая аккуратная кучка камней. Апачета приносится в дар Пачамаме, и к ней надо относиться с почтением. Илья походит на апачету, но только складывают эту горку не из камней, а из поленьев. И поленья принадлежат только Пачамаме, их никто никогда не должен трогать. Правда, если у кого-нибудь в доме случается страшная неудача и нет ни одной щепки, чтобы развести огонь, а на дворе выпало много снега, то просят разрешения у Пачамамы и берут несколько поленьев.
Еще апачету сооружают на склонах гор во время подъема вверх в благодарность Пачамаме за дозволение добраться до нужного места, а также просят ее не насылать падеж на вьючных животных.
Пачамаме следует приносить дары. На апачету и илью бросают шарики пережеванной коки, которые называются «акуйко» [akuyku], и поливают их тонкой струйкой спирта или вина. Чаще всего такие дары приносят во время клеймения скота или когда подковывают животных. Земля, где складывают дары Пачамаме, считается священной»[ii].
Апачета – обрядовая пирамида из камней в Андах. Апачету делает путник, поместив под нижний камень приношение Пачамаме, чтобы она была к нему благосклонна в дороге. Снимок 2009 г. (Каньон Колка)[iii]
Пачамаме поклоняются в течение всего года. Главной церемонией в ее честь является паго – паго Пачамаме, или паго земле (pago a la tierra). Оно проводится по определенному случаю, а во многих местах также в первую пятницу каждого месяца и весь август[iv].
В Перу существует день Пачамамы. Это 1 августа.
Инки считали, что ко дню зимнего солнцестояния (21 июня) Солнце и Земля очень ослабевали и были вынуждены отдыхать для восстановления сил. Этот отдых заканчивался к 1 августа, т.е. через 40 дней после 21 июня (когда завершался сбор урожая). Через 40 дней Земля, как и женщина после родов, становилась абсолютно здоровой и была готова к новому зачатию. Поэтому день 1 августа отмечался как один из праздников Матери-Земли, или Пачамамы. С этого времени принимались очищать поля для посадок. Чистили также жилища и в четырех углах дома и поля сжигались ароматные смолы. Праздник начинался с жертвоприношений ламы и викуньи во всех храмах на землях инков. В полдень, когда солнце стояло высоко, люди обнимались и забывали все обиды, оскорбления. Пачамама, или Мать-Земля снова начинала свой жизненный цикл[v].
Считается, что Пачамама «оживает» в августе, наступление которого знаменует собой начало сельскохозяйственного сезона. Она готова принять семена. Пришла пора провести церемонии для повышения урожая растений и увеличения приплода животных. Нужно накормить Мать-Землю. Ведь в августе она особенно голодна.
Церемонии поклонения Пачамаме и время их проведения варьируются в зависимости от мест и обычаев.
В северных Андах во время церемонии копают яму, в которую кладут глиняный горшок с едой, хлеб и конфеты, початок кукурузы, бутылку чичи или водки, табак и листья коки, чтобы покормить Пачамаму. Над ямой затем делают апачету[vii].
Община Кьеро (Q’ero), находящаяся в провинции Паукартамбо (Paucartambo) Центральных Анд, паго земле проводит два раза в год: в феврале, чтобы просить о благосостоянии альпак, и в августе, чтобы помолиться за здоровье лам. Паго начинается в сумерках и продолжается всю ночь. Во время паго готовится пакет с приношениями, который затем сжигается в специальном алтаре. По этому случаю собираются родственники и соседи. На праздник они приносят большое количество еды и напитков, которыми и угощаются, в то время как несколько мужчин исполняют умиротворяющие мелодии[viii].
При сжигании деспачо произносится молитва, подобная следующей:
«Пачамама, отдаю тебе должное тем, что служу тебе в августе, в начале года. Ты, которая насыщает меня, прими это приношение. Ты кормишь меня, как мать, своей грудью, или как птица кормит птенцов. Милостиво прими это и защити меня от беды, не дай горю и болезням подойти ко мне близко, и пусть я хорошо проживу еще один год»[x].
Ритуалы благодарности земле за дары, которые питают их, андские крестьяне традиционно проводят и после сбора урожая. В Пуно, где живут аймары, церемония начинается в полночь и продолжается до зари. Руководит церемонией ятири (yatiri). Так аймары называют андского священника. Во время церемонии делают хорошего размера отверстие в земле, украшают его, а затем под песнопения и молитвы заполняют приношениями. В конце отверстие засыпают землей, и землю поливают (поят) ликером или фруктовым соком[xi].
Аймары, живущие в Аргентине также молятся Пачамаме круглый год, но главный праздник в ее честь отмечают в разгар сбора урожая, в июле. Он длится несколько дней, от воскресенья до воскресенья, и по сути представляет собой настоящий карнавал. Мать-Землю обильно «угощают» – посыпают мукой и листьями коки, фруктами и праздничной снедью, поливают чичей, «дают покурить», усыпая сигаретами[xii].
Алкоголь – обязательная составляющая приношений. Аймары считают, что только он может погасить жажду Матери-Земли. Поэтому на протяжении года, прежде чем пить алкоголь, немного жидкости выплескивают на землю. На празднике же алкоголя на землю льется немало. Мужчины выкрикивают молитвы, благодарят богиню и льют на землю пиво[xiii].
В Андах культ Пачамамы существует параллельно с христианством. И многие семьи одновременно являются и христианами, и пачамамистами. В 2009 г. почитание Пачамамы в Боливии, согласно новой конституции, получило государственную поддержку[xiv].
Продолжение: «Хозяйка животных»
[i] Аргентинские сказки. М.: Наследие, 1994 (http://putu.kirkincho-sp.ru/willakuy/
pachamama.htm)
[ii] Аргентинские сказки (http://putu.kirkincho-sp.ru/willakuy/
pachamama.htm)
[iii] http://www.flickr.com/photos/sergio-valcarcel/3633784732/sizes/z/in/photostream/
[iv] http://palachik.ru/?p=1307
[v] http://www.nutricionyrecetas.com/andino/el_picante_de_cuy_.htm
[vi] http://www.incaglossary.org/p.html
[vii] http://www.taringa.net/posts/noticias/3080588/1-de-Agosto-_-dia-de-la-Pachamama-.html
[viii] http://centroyachak.blogspot.com/2008/01/tiempo-de-ofrendar-nuestra-madre-tierra.html
[ix] http://www.flickr.com/photos/tupacarballo/
[x] Хогарт Л. Анды. Первобытные религии (http://religionpeace.ru/ocherk_12_andy.html).
[xi] http://www.foros.canalizandoluz.com/2010/07/01-de-agosto-pago-a-la-tierra/
[xii] http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6532/
[xiii] http://www.stb.ua/news.php?item.4633
[xiv] http://ru.wikipedia.org/wiki/Пачамама
Спасибо большое за этот сайт! Читаем с детьми.