Инкский пантеон
У инков было очень много богов, пантеон которых постоянно расширялся по мере завоевания все новых народов, чьих языческих идолов официальная инкская религия не отвергала. Верховным богом, богом-творцом мироздания был Виракоча. Однако со временем Виракоча передает свои повседневные полномочия другим богам – своим детям, и главным богом становится Инти (на кечуанском inti – «солнце») – бог Солнца, покровитель Тауантинсуйу. От Инти по преданию вели свое происхождение инки. Культ Инти становится главным в империи. Ему поклонялась инкская аристократия и религиозная элита. Сапа Инка – император инков считался земным воплощением Инти и его представителем на земле.
В одной из легенд говорится, что Виракоча вместе со своей женой Мама-Кочей (Мать-Море) родил сына Инти (Солнце) и дочь Мама-Кильу (Луну). В этой легенде Виракоча убивает почти всех людей, живущих вокруг озера Титикака, огромным потопом под названием Уну-Пачакути (водная перемена эпох). Выжить он позволяет только двум людям, которым суждено принести миру цивилизацию. Согласно другой легенде, Виракоча создал восемь первых цивилизованных людей[ii].
Мы практически не знаем, как выглядели изображения инкских богов. Их статуи испанцы разбивали молотами. К тому же инки вообще делали свои наиболее важные культовые изображения не из камня, а из драгоценных металлов, которых у них было в избытке. Естественно, что все это было пущено конкистадорами в переплавку. Виракоча, по всей видимости, изображали с молниями в руках. Из глаз его лились слезы-дожди, а вокруг лица сияла корона-солнце[iv]. Принято считать что, Инти изображали в виде золотого солнечного диска с лицом человека. Огромный солнечный диск – идол Инти из Кориканчи был захвачен в 1571 г. испанцами. Его планировали послать в подарок папе римскому, но затем передумали. Что стало с ним дальше – неизвестно[v]. Однако, по другим данным, солнечный идол из Кориканчи вовсе не был похож на лучистый диск. Он имел человекоподобный облик, а лучи лишь обрамляли голову и плечи божества. По обеим сторонам от него располагались две змеи либо, возможно, одна двуглавая змея изгибалась сверху дугой. Справа и слева стояли золотые пумы или ягуары[vi]. Этот образ очень похож на описание Виракочи.
Некоторые ученые полагают, что инки почитали, в сущности, лишь одно-единственное мужское божество, связанное с небом, солнцем, грозой, дождем. Оно имело отдельные ипостаси и проявления (восходящее и заходящее, летнее и зимнее солнце; видимое светило и предвечный творец; гром, град, рассвет и т.п.)[vii].
Женские божества в имперской инкской религии существовали на всех уровнях, кроме самого высшего. Творец мыслился единым, а разделение на мужскую и женскую линии начиналось с уровня видимых божественных проявлений – Солнца и Луны. Только Луна – Килья входила в официальный пантеон инков. Главная супруга (и сестра) Сапы Инки сопоставлялась с ней так же, как он сам – с Солнцем.
Инти поклонялись на государственном уровне. В его честь проводили одну из самых торжественных религиозных церемоний в году, которая называлась Инти-Райми, строили самые величественные храмы, в которые могли ходить лишь аристократы. Простой народ туда не пускали.
Крестьяне же молились Пачамаме. Она была богиней Земли и плодородия и приходилась дочерью Виракоче и сестрой Инти.
Культ Инти остался в далеком прошлом. Но вера в Пачамаму, богов и духов гор и в священные места и предметы, обладающие сверхъестественной силой и влияющие на все стороны жизни, до сих пор крепка у андских крестьян, хотя официально они являются католиками. По свидетельству Педро Сьесы де Леона, культ гор у андцев существовал задолго до появления инков[viii].
Продолжение: «Религия андского мира»
[i]http://en.wikipedia.org/wiki/Viracocha
[ii] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/625850
[iii] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1079630
[iv] http://en.wikipedia.org/wiki/Viracocha
[v] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/641472
[vi] Берёзкин Ю.Е. Инки: исторический опыт империи. Л.: Наука, 1991 (http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/incber4.html).
[vii] Берёзкин Ю.Е. Инки: исторический опыт империи. Л.: Наука, 1991 (http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/incber4.html).
[viii] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1540_1560/Pedro_Cieza_de_Leon/text7.htm