«Боги и духи Анд», продолжение
Пагапус
Боги и духи могут проголодаться, рассердиться, обидеться, и люди должны позаботиться о том, чтобы отдать им должное, и поддерживать с ними добрые отношения. Чтобы получить хороший урожай и большой приплод животных, избежать болезней и стихийных бедствий, в течение всего года проводятся религиозные церемонии. Они включают в себя сложные ритуалы, состоящие из молитв, приношений, возлияний и даже жертвования животных (редко) богам данной местности[i]. Основная церемония у андцев – это церемония благодарности богам, которая называется пагапус (pagapus, от кечуанского pago – платеж, приношение, apus – боги), а одному богу – пагапу, или паго. Различают паго богу горы – покровителю округи и паго Пачамаме. Но часто эти две церемонии объединяют в одну. В ходе паго люди не только благодарят богов, но и просят их о милости. Благодарность и просьбы выражают приношения, которые называются также паго, но чаще деспачо.
Деспачо
Деспачо (despacho) всегда включают в себя набор листьев коки – кьинту (k’intu). Основной кьинту состоит из трех листьев. Самый крупный и самый длинный представляет апу (мужские божества), средний и округлый – Пачамаму (женское божество), а самый маленький и продолговатый представляет человечество. Эти листья располагают один над другим и держат между указательным и большим пальцем правой руки, в то время как левая защищает их. Для более торжественного акта подготавливают кьинту из шести или девяти листьев[iii]. В деспачо, кроме коки, входят засушенный зародыш ламы, ракушки, злаки, еда, фрукты, цветы и, чтобы дать больше силы, то, что представляет для просящего жертву. Так, андские крестьяне, занимающиеся разведением верблюдовых, раньше жертвовали ламу. Большое значение также имеет напиток, которым может быть вино или чича (кукурузное пиво).
Церемония может быть персонифицирована и использована для соединения с духами земли для достижения цели, к которой люди стремятся. В соответствии с намеченной целью нужно изменить элементы, включенные в деспачо. Состав деспачо – это малые символы того, что хотят привлечь, притянуть. Они составляют назначение деспачо.
Не только крестьяне проводят паго земле. Оно, похоже, в обычае и у жителей городов. Вот состав одного из деспачо 2010 г.: игрушечные деньги, изображение пары (четы), семена, маленький дом, предметы, связанные с работой[iv]. Все необходимое для деспачо, в том числе деньги – доллары и евро, домик и пр. (см. фото[v]), можно купить на рынке, например, таком, как «ведьмин рынок» внутри рынка Сан-Педро в Куско. Здесь также продаются и засушенные зародыши ламы.
Когда приношения делают Матери-Земле, их закапывают, могут просто бросать на землю, иногда сжигают. Когда приношения делают богу горы, их сжигают предпочтительно внутри или рядом с руинами инков, т.е. на священной земле[vi].
Подробнее о деспачо и паго земле см. в фотоподборке «Паго земле для программы «Willay»».
Пако
Духовный руководитель обрядов – андский священнослужитель – называется пако (paqo). Пако как представители андской религии имеют разные иерархии священства. Для того чтобы стать одним из них, нужно пройти обучение у мастера. Чтобы стать мастером, нужно быть принятым горными духами, которые показывают это через листья коки или сны. Подлинным пако считается человек, переживший удар молнии, и, следовательно, избранный богами на должность жреца.
Как правило, те, кто знает, как сделать приношение, также знает, как читать листья коки. Другими словами, пако являются также предсказателями[vii].
Во время болезни люди обращаются к пако, чтобы он открыл причину несчастья. Пако действуют по-разному: одни прорицают, читая по листьям коки, другие связываются с духами напрямую[ix].
Продолжение: «Паго Пачамаме»
[i] Хогарт Л. Анды. Первобытные религии (http://religionpeace.ru/ocherk_12_andy.html).
[ii] http://www.flickr.com/photos/rollyvaldivia/2315990929/
[iii] http://www.qosqo.com/religion.shtml
[iv] http://www.foros.canalizandoluz.com/2010/07/01-de-agosto-pago-a-la-tierra
[v] http://www.myperu.org/traditions_in_peru_despacho.html
[vi] http://www.perutraces.com/english/mysticism_in_peru.html; http://www.qosqo.com/religion.shtml
[vii] http://www.perutraces.com/english/mysticism_in_peru.html; http://www.qosqo.com/religion.shtml
[viii] http://www.flickr.com/photos/tupacarballo/5085419866/sizes/z/in/photostream/
[ix] Хогарт Л. Анды. Первобытные религии (http://religionpeace.ru/ocherk_12_andy.html).