Послание Врат Солнца, продолжение
§ 4. Боги побережья и империя Уари,
или
Держава Уари в свете археологических открытий
конца XX – начала XXI в.
Возникновение государства Уари
Возникновение державы Уари ученые относят ко второй половине I тыс. н.э. С ее появлением Центральные Анды вступают в новую эпоху. На смену монокультурным и, вероятно, моноэтничным предгосударственным образованиям предыдущего периода приходит империя Уари с центром в долине Аякучо (Ayacucho).
Предшественницей археологической культуры Уари была культура Уарпа (Huarpa). Конфедерация племен Уарпы в раннем промежуточном периоде (около 200 г. до н.э. – 600 г. н.э.) занимала огромные территории, простирающиеся от центрального горного бассейна Аякучо до соседнего бассейна Уанта (Huanta)[i].
В результате сплошного обследования долины Аякучо было обнаружено несколько десятков поселений культуры Уарпа с однокомнатными каменными домами, земледельческими террасами и оросительными каналами. В центре долины археологи зафиксировали три группы поселений, в каждой из которых два-три крупных поселения окружены средними и мелкими. В целом материал этой культуры свидетельствует о догосударственном уровне социальной организации племен Уарпы.
Приблизительно в 500 г. начались активные контакты между долиной Аякучо и долиной Наски, находящейся в 200 км к юго-западу (южное побережье нынешних регионов Ики и Арекипы Перу). Это взаимодействие было разным по интенсивности и сохранялось, по крайней мере, еще четыре столетия. Вместе с этим в начале 500-х гг. на смену культуре Уарпа приходит заметно отличающаяся от нее культура Уари[ii].
Фото 1[iii].
Город Уари
Фото 2[iv]. Руины стен Уари
К VI в. в жизни и материальной культуре населения долины Аякучо происходят резкие изменениям. Поселения культуры Уарпа объединяются вокруг нескольких центров. Формируется четырехступенчатая иерархия поселений, характерная для государственной стадии общественной организации[v]. При этом крестьяне сгоняются со своих земель и собираются в укрупненных поселениях насильно, чтобы стать воинами, ремесленниками или возделывать земледельческие террасы, расположенные вблизи городских комплексов, чтобы выращивать то, что станет пропитанием для ремесленников, воинов. Быстрыми темпами прокладываются дороги.
Историки отмечают необычную стремительность процессов. В этой связи складывается впечатление, что в судьбу племен, доселе находившихся на низком уровне развития, вмешалась некая могучая сила, которая запустила, мощно продвигала и руководила этими процессами, а также приложила руку к созданию столицы будущей империи, которая со временем охватила бóльшую часть гор и побережья сегодняшнего Перу.
В этой связи интересен тот факт, что по мнению ученых, пик активности по созданию знаменитых изображений на плато Наска ученые отнесли к середине I тыс. н.э.[vi]. А именно интенсивные контакты Уари с Наской, начавшиеся в это же время, и запустили процесс формирования уарийской державы.
Фото 3[vii]. План города Уари – столицы империи
Столица Уари носила также имя Уари. Впрочем, некоторые испанские хронисты называли ее Виньяке (Viñaque)[viii]. Ее археологический комплекс расположен в 22 км к северо-западу от современного города Аякучо.
Сайт был раскопан в самом начале 1980-х гг. Но поскольку он находился в сердце партизанского движения «Сияющий путь», которое как раз в это время активизировалось, археологические исследования были прекращены примерно на 10 лет[ix] и возобновились в 1990-х гг., когда движение было деактивировано тогдашним президентом Перу Альберто Фухимори. Одним из ведущих исследователей столицы Уари является американский археолог и антрополог, специалист по доколумбовой истории Перу и Боливии Уильям Исбелл (William Isbell)[x], Государственный университет Нью-Йорка. Он начал работать в Аякучо с 1967 г.[xi].
Столица была самым крупным городом, связанным с культурой Уари, и центром империи. В эпоху расцвета город занимал около 2000 га. А его ядро имело площадь 18 кв. км. В районах плотной застройки Уари жили несколько тысяч семей. Город располагался на наклонной равнине между реками Таранайко (Taranayco) и Пакайкаса (Pacaycasa). Он был обнесен высокими стенами, которые в некоторых местах достигали 7 м[xii]. Стены были выстроены и внутри города. План Уари, показанный на фото 3, позволяет представить, каким большим для тех времен был город.
Фото 4[xiii]
Город включал в себя прямоугольные компаунды – четко спланированные кварталы с двух-, если не трехэтажными зданиями, окруженные высокой стеной. Предполагается, что они являлись средоточием государственной администрации[xiv]. В столице были также жилые дома, храмы, мавзолеи и площади. Город строился из необработанного камня и глины. Большинство зданий было покрыто белой штукатуркой.
Фото 4а[xv]. Руины построек Уари
В Уари делались керамика, ткани, небольшие скульптуры из бирюзы, ювелирные изделия и др.[xvi].
Фото 5. Формы и отлитые в них изделия из глины культуры Уари[xvii]
Около 600 г. н.э. в столице было начато возведение полуподземного храма, похожего по проекту на Полуподземный храм (Храм каменных голов) в Тиауанако. По словам У. Салливана, он сооружался каменщиками Тиауанако[xviii].
Найденные мною фото (2007 и 2010 гг.) руин города Уари, к сожалению, не сопровождены достаточной текстовой информацией. Поэтому я не знаю, есть ли среди них развалины полуподземного храма. Тем более что все объекты археологического комплекса, хотя и указаны на плане города (см. фото 3), имеют названия на кечуанском языке. Но визуальная информация о том, что при обработке камня здесь использовалась та же технология богов, что и в Пума-Пунку, хотя и в гораздо меньших объемах, на снимках отражена.
Фото 6[xix]. Монолиты с цилиндрическими выемками. Фото 7[xx]. «Камень жертвоприношения»
Среди стен из мелкого необработанного камня, типичных для индейских поселений, на фотографиях видны идеально обработанные огромные монолитные плиты, в том числе и с цилиндрическими выемками (фото 6). Кроме того, есть и каменные блоки с большими цилиндрическими отверстиями, которые, скорее всего, были частью водовода, действовавшего в Уари (фото 8). Поверхность отверстий и выемок – безупречно гладкая, чего невозможно было добиться древними инструментами индейцев.
Фото 8[xxi]. Остатки водоводной системы
Строения города в основном имеют прямолинейную конструкцию, но среди них присутствуют и D-образные структуры (фото 9, 11 и 12).
Фото 9[xxii]. Морадочайок (Moradochayoc). Фото 10[xxiii]. Чеко-Васи (Cheqo Wasi)
Фото 11[xxiv]. Одна из D-образных структур
На фото 12 показана большая D-образная структура. В городе Уари ее называют храмом Вегачайок-Моко (Vegachayoq Moqo)[xxv].
Фото 12[xxvi]. Вегачайок-Моко
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
[i] Cook A., Isbell W.H. Project Grant Report. Emergency Excavations at Conchapata:
Huari Temple Architecture and Iconography in Ayacucho, Peru (http://www.doaks.org/research/pre-columbian/pre-columbian-project-grant-reports-1/doaks-pco-project-grant-report-2001).
[iii] Alvarez Garcia C. Huari: el primer imperio en los Andes (http://www.satrapa1.com/articulos/media/peru/HUARI.htm).
[v] http://www.mezoamerica.ru/indians/south/uari_culture.html
[vi] Жуков А. Камни Ики – послание невозможной цивилизации (http://lah.ru/text/zhukov/ika/ika-text.htm).
[xiv] http://www.mezoamerica.ru/indians/south/uari_culture.html
[xv] http://www.flickr.com/photos/peruprofundotours/5143248987/in/photostream/
[xvii] http://kennethgarrett.photoshelter.com/gallery-image/Wari-Huari-Tiwanaku-Tiahuanaco/G0000yC.QS3dap6w/I0000PdhEc5mrScQ/C0000S6meOV9vTSQ
[xviii] Салливан У. Тайны инков: Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).