§ 4. Боги побережья и империя Уари

Посла­ние Врат Солнца, про­дол­же­ние

 

§ 4. Боги побе­ре­жья и импе­рия Уари,
или
Дер­жава Уари в свете архео­ло­ги­че­ских откры­тий
конца
XX – начала XXI в.

Воз­ник­но­ве­ние госу­дар­ства Уари

Воз­ник­но­ве­ние дер­жавы Уари уче­ные отно­сят ко вто­рой поло­вине I тыс. н.э. С ее появ­ле­нием Цен­траль­ные Анды всту­пают в новую эпоху. На смену моно­куль­тур­ным и, веро­ятно, моно­эт­нич­ным пред­го­су­дар­ствен­ным обра­зо­ва­ниям преды­ду­щего пери­ода при­хо­дит импе­рия Уари с цен­тром в долине Аякучо (Ayacucho).

Пред­ше­ствен­ни­цей архео­ло­ги­че­ской куль­туры Уари была куль­тура Уарпа (Huarpa). Кон­фе­де­ра­ция пле­мен Уарпы в ран­нем про­ме­жу­точ­ном пери­оде (около 200 г. до н.э. – 600 г. н.э.) зани­мала огром­ные тер­ри­то­рии, про­сти­ра­ю­щи­еся от цен­траль­ного гор­ного бас­сейна Аякучо до сосед­него бас­сейна Уанта (Huanta)[i].

В резуль­тате сплош­ного обсле­до­ва­ния долины Аякучо было обна­ру­жено несколько десят­ков посе­ле­ний куль­туры Уарпа с одно­ком­нат­ными камен­ными домами, зем­ле­дель­че­скими тер­ра­сами и оро­си­тель­ными кана­лами. В цен­тре долины архео­логи зафик­си­ро­вали три группы посе­ле­ний, в каж­дой из кото­рых два-три круп­ных посе­ле­ния окру­жены сред­ними и мел­кими. В целом мате­риал этой куль­туры сви­де­тель­ствует о дого­су­дар­ствен­ном уровне соци­аль­ной орга­ни­за­ции пле­мен Уарпы.

При­бли­зи­тельно в 500 г. нача­лись актив­ные кон­такты между доли­ной Аякучо и доли­ной Наски, нахо­дя­щейся в 200 км к юго-западу (южное побе­ре­жье нынеш­них реги­о­нов Ики и Аре­кипы Перу). Это вза­и­мо­дей­ствие было раз­ным по интен­сив­но­сти и сохра­ня­лось, по край­ней мере, еще четыре сто­ле­тия. Вме­сте с этим в начале 500-х гг. на смену куль­туре Уарпа при­хо­дит заметно отли­ча­ю­ща­яся от нее куль­тура Уари[ii].

Фото 1[iii].

 

Город Уари

Фото 2[iv]. Руины стен Уари

К VI в. в жизни и мате­ри­аль­ной куль­туре насе­ле­ния долины Аякучо про­ис­хо­дят рез­кие изме­не­ниям. Посе­ле­ния куль­туры Уарпа объ­еди­ня­ются вокруг несколь­ких цен­тров. Фор­ми­ру­ется четы­рех­сту­пен­ча­тая иерар­хия посе­ле­ний, харак­тер­ная для госу­дар­ствен­ной ста­дии обще­ствен­ной орга­ни­за­ции[v]. При этом кре­стьяне сго­ня­ются со своих земель и соби­ра­ются в укруп­нен­ных посе­ле­ниях насильно, чтобы стать вои­нами, ремес­лен­ни­ками или воз­де­лы­вать зем­ле­дель­че­ские тер­расы, рас­по­ло­жен­ные вблизи город­ских ком­плек­сов, чтобы выра­щи­вать то, что ста­нет про­пи­та­нием для ремес­лен­ни­ков, вои­нов. Быст­рыми тем­пами про­кла­ды­ва­ются дороги.

Исто­рики отме­чают необыч­ную стре­ми­тель­ность про­цес­сов. В этой связи скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что в судьбу пле­мен, доселе нахо­див­шихся на низ­ком уровне раз­ви­тия, вме­ша­лась некая могу­чая сила, кото­рая запу­стила, мощно про­дви­гала и руко­во­дила этими про­цес­сами, а также при­ло­жила руку к созда­нию сто­лицы буду­щей импе­рии, кото­рая со вре­ме­нем охва­тила бóль­шую часть гор и побе­ре­жья сего­дняш­него Перу.

В этой связи инте­ре­сен тот факт, что по мне­нию уче­ных, пик актив­но­сти по созда­нию зна­ме­ни­тых изоб­ра­же­ний на плато Наска уче­ные отнесли к сере­дине I тыс. н.э.[vi]. А именно интен­сив­ные кон­такты Уари с Наской, начав­ши­еся в это же время, и запу­стили про­цесс фор­ми­ро­ва­ния уарий­ской державы.

Фото 3[vii]. План города Уари – сто­лицы империи

Сто­лица Уари носила также имя Уари. Впро­чем, неко­то­рые испан­ские хро­ни­сты назы­вали ее Виньяке (Viñaque)[viii]. Ее архео­ло­ги­че­ский ком­плекс рас­по­ло­жен в 22 км к северо-западу от совре­мен­ного города Аякучо.

Сайт был рас­ко­пан в самом начале 1980-х гг. Но поскольку он нахо­дился в сердце пар­ти­зан­ского дви­же­ния «Сия­ю­щий путь», кото­рое как раз в это время акти­ви­зи­ро­ва­лось, архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния были пре­кра­щены при­мерно на 10 лет[ix] и воз­об­но­ви­лись в 1990-х гг., когда дви­же­ние было деак­ти­ви­ро­вано тогдаш­ним пре­зи­ден­том Перу Аль­берто Фухи­мори. Одним из веду­щих иссле­до­ва­те­лей сто­лицы Уари явля­ется аме­ри­кан­ский архео­лог и антро­по­лог, спе­ци­а­лист по доко­лум­бо­вой исто­рии Перу и Боли­вии Уильям Исбелл (William Isbell)[x], Госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет Нью-Йорка. Он начал рабо­тать в Аякучо с 1967 г.[xi].

Сто­лица была самым круп­ным горо­дом, свя­зан­ным с куль­ту­рой Уари, и цен­тром импе­рии. В эпоху рас­цвета город зани­мал около 2000 га. А его ядро имело пло­щадь 18 кв. км. В рай­о­нах плот­ной застройки Уари жили несколько тысяч семей. Город рас­по­ла­гался на наклон­ной рав­нине между реками Тара­найко (Taranayco) и Пакай­каса (Pacaycasa). Он был обне­сен высо­кими сте­нами, кото­рые в неко­то­рых местах дости­гали 7 м[xii]. Стены были выстро­ены и внутри города. План Уари, пока­зан­ный на фото 3, поз­во­ляет пред­ста­вить, каким боль­шим для тех вре­мен был город.

Фото 4[xiii]

Город вклю­чал в себя пря­мо­уголь­ные ком­паунды – четко спла­ни­ро­ван­ные квар­талы с двух-, если не трех­этаж­ными зда­ни­ями, окру­жен­ные высо­кой сте­ной. Пред­по­ла­га­ется, что они явля­лись сре­до­то­чием госу­дар­ствен­ной адми­ни­стра­ции[xiv]. В сто­лице были также жилые дома, храмы, мав­зо­леи и пло­щади. Город стро­ился из необ­ра­бо­тан­ного камня и глины. Боль­шин­ство зда­ний было покрыто белой штукатуркой.

Фото 4а[xv]. Руины построек Уари

В Уари дела­лись кера­мика, ткани, неболь­шие скульп­туры из бирюзы, юве­лир­ные изде­лия и др.[xvi].

Фото 5. Формы и отли­тые в них изде­лия из глины куль­туры Уари[xvii]

Около 600 г. н.э. в сто­лице было начато воз­ве­де­ние полу­под­зем­ного храма, похо­жего по про­екту на Полу­под­зем­ный храм (Храм камен­ных голов) в Тиа­у­а­нако. По сло­вам У. Сал­ли­вана, он соору­жался камен­щи­ками Тиа­у­а­нако[xviii].

Най­ден­ные мною фото (2007 и 2010 гг.) руин города Уари, к сожа­ле­нию, не сопро­вож­дены доста­точ­ной тек­сто­вой инфор­ма­цией. Поэтому я не знаю, есть ли среди них раз­ва­лины полу­под­зем­ного храма. Тем более что все объ­екты архео­ло­ги­че­ского ком­плекса, хотя и ука­заны на плане города (см. фото 3), имеют назва­ния на кечу­ан­ском языке. Но визу­аль­ная инфор­ма­ция о том, что при обра­ботке камня здесь исполь­зо­ва­лась та же тех­но­ло­гия богов, что и в Пума-Пунку, хотя и в гораздо мень­ших объ­е­мах, на сним­ках отражена.

Фото 6[xix]. Моно­литы с цилин­дри­че­скими выем­ками. Фото 7[xx]. «Камень жертвоприношения»

Среди стен из мел­кого необ­ра­бо­тан­ного камня, типич­ных для индей­ских посе­ле­ний, на фото­гра­фиях видны иде­ально обра­бо­тан­ные огром­ные моно­лит­ные плиты, в том числе и с цилин­дри­че­скими выем­ками (фото 6). Кроме того, есть и камен­ные блоки с боль­шими цилин­дри­че­скими отвер­сти­ями, кото­рые, ско­рее всего, были частью водо­вода, дей­ство­вав­шего в Уари (фото 8). Поверх­ность отвер­стий и выемок – без­упречно глад­кая, чего невоз­можно было добиться древними инстру­мен­тами индейцев.

Фото 8[xxi]. Остатки водо­вод­ной системы

Стро­е­ния города в основ­ном имеют пря­мо­ли­ней­ную кон­струк­цию, но среди них при­сут­ствуют и D-образные струк­туры (фото 9, 11 и 12).

Фото 9[xxii]. Мора­до­чайок (Moradochayoc). Фото 10[xxiii]. Чеко-Васи (Cheqo Wasi)

Фото 11[xxiv]. Одна из D-образных структур

На фото 12 пока­зана боль­шая D-образная струк­тура. В городе Уари ее назы­вают хра­мом Вегачайок-Моко (Vegachayoq Moqo)[xxv].

Фото 12[xxvi]. Вегачайок-Моко

| 1 | 2 | 3 | 45 | 6 | 7 | 8 |



[i] Cook A., Isbell W.H. Project Grant Report. Emergency Excavations at Conchapata:
Huari Temple Architecture and Iconography in Ayacucho, Peru (http://www.doaks.org/research/pre-columbian/pre-columbian-project-grant-reports-1/doaks-pco-project-grant-report-2001).

[iii] Alvarez Garcia C. Huari: el primer imperio en los Andes (http://www.satrapa1.com/articulos/media/peru/HUARI.htm).

[v] http://www.mezoamerica.ru/indians/south/uari_culture.html

[vi] Жуков А. Камни Ики – посла­ние невоз­мож­ной циви­ли­за­ции (http://lah.ru/text/zhukov/ika/ika-text.htm).

[xviii] Сал­ли­ван У. Тайны инков: Мифо­ло­гия, Аст­ро­но­мия и Война со Вре­ме­нем. М.: Вече, 2000 (http://svitk.ru/004_book_book/1b/161_sallipan-tayni_inkov.php).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>