Кончопата, продолжение
Особый интерес для исследователей представляет керамика, найденная на сайте.
В Кончопате независимое производство бытовой керамики существовало с 400 г. н.э. Начиная примерно с 600 г. возникает производство повседневной и церемониальной керамики, контролируемое государством. Это производство не было рассеяно по поселениям долины Аякучо, а было сосредоточено исключительно в Кончопате и, возможно, в Уари. Интенсификация керамического производства сочеталась с плановым строительством архитектурных сооружений и изменениями в церемониальной практике[i].
В основном найденная керамика была разбитой. Необходимо пояснить, что керамические изделия считались у андцев большой ценностью, поэтому они использовались в качестве жертвоприношений, т.е. разбивались. В период Среднего горизонта такой ритуал был одним из часто используемых и распространенных в разных местностях Анд. На центральном дворе умышленно разбивались специально изготовленные для этого гигантские сосуды (урны и кувшины лицо-на-горлышке). Затем черепки собирались и захоранивались в особых ямах, вырытых в земле. Основными местами, где совершались жертвоприношения данного типа, были Кончопата, Пачеко (Ика), Кахамаркилья (Лима) и Айапата (Уанкавелика)[ii].
Фото 5[iii]. Антропоморфный сосуд лицо-на-горлышке
В Кончопате склад разбитых урн, покрытых фигурной иконографией Уари, раскопал в 1942 г. Хулио С. Тельо. Затем в 1977 г. был обнаружен второй склад. В результате реконструкции из черепков было сформировано множество огромных антропоморфных сосудов (фото 5, 6) с фигурами, одетыми в унку, несущими иконографию Уари, в том числе Врат Солнца Тиауанако. Этот керамический стиль стал называться «Кончопата», поскольку подобные сосуды были впервые найдены именно в Кончопате.
Фото 6. Реставрация больших сосудов лицо-на-горлышке[iv]
Находки экспедиции 2001 г. показали, что керамические артефакты Кончопаты имеют различную форму, разнообразные стили и иконографию. Эти свидетельства, по мнению А. Кук и У. Исбелла, позволяет по-новому взглянуть на нерешенный и широко обсуждаемый вопрос, была фигурная иконография, общая с Тиауанако, основной в державе Уари. Раскопки в Кончопате обнаружили новую иконографию урн, которая не вытекает из большого пантеона, общего с Тиауанако, а скорее представляет собой набор фигур Аякучо, связанных с возникновением политической элиты и воинов, изображенных на церемониальных сосудах[v].
Погребения, содержащие керамику, которая относится к позднему периоду Уарпы и раннему Среднему горизонту эпохи 1, находились ниже на метр склада с большими фрагментами урн богато украшенных человеческими головами в новой иконографии. Так, урна, представленная на фото 7, показывает целых семь голов и соответственно семь различных вариантов головных уборов и раскраски лица, отображенных на кайме ниже обода.
Фото 7[vi]. Экспонат Музея Аякучо (2002)
На урне изображены головы без тела и с высунутым языком. Нет никаких оснований полагать, что они представляют собой личины божеств. Поэтому, я думаю, что это, скорее всего, – головы убитых и/или подчиненных врагов – правителей покоренных племен. Изображать покоренных демонов и божеств невысокого ранга с высунутым языком очень характерно для Моче и Сикана. Обращает на себя внимание необычная форма крыльев носа и отсутствие ноздрей у всех персонажей.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
[i] Wolff B.L. Potters, Power and Prestige: Early Intermediate Period and Middle Horizon Ceramic Production At Conchopata, Ayacucho, Peru (A.D. 400‑1000) (http://aladinrc.wrlc.org/handle/1961/10302?show=full).
[iii] Cook A., Isbell W.H. Project Grant Report. Emergency Excavations at Conchapata:
Huari Temple Architecture and Iconography in Ayacucho, Peru (http://www.doaks.org/research/pre_columbian/doaks_pco_project_grant_report_2001.html).
[iv] http://kennethgarrett.photoshelter.com/gallery-image/Wari-Huari-Tiwanaku-Tiahuanaco/G0000yC.QS3dap6w/I00002vvihBUiXYo/C0000S6meOV9vTSQ
[v] Cook A., Isbell W.H. Opus cit. (http://www.doaks.org/research/pre_columbian/doaks_pco_project_grant_report_2001.html).