Храм Каласасайя (слева) и Храм каменных голов (справа), 1998 г.[i]
Снимок комплекса Тиауанако со спутника (2011)[ii]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Керикала, 6 – Врата Луны, 7 – храм Путуни, 8 – Врата Солнца, 9 – монолит Монах, 10 – «sanctissimum» и в нем – монолит Понсе, 11 – храм Каласасайя
То, что сейчас предстает перед нами как большое огороженное пространство, очевидно, было храмом-обсерваторией. Но как он выглядел, никто доподлинно пока не знает. Более 90 % Каласасайи было разрушено, и до нас дошли лишь остатки скелета здания. «Древнее и настоящее имя этого «солнечного храма» неизвестно в настоящее время»[iii], – писал А. Познански. Ведь «Каласасайя» на языке аймаров означает не более чем «стоящие камни» (Kalasasaya, kala – камень, saya или sayasta – стоящий вертикально)[iv].
ИСТОРИЯ РАЗРУШЕНИЯ
Храм Каласасайя первые прибывшие в Тиауанако инки застали, как и весь церемониальный комплекс, разрушенным и разрушенным давно. Однако инки почитали это место. Оно было для них священным. С появлением здесь испанцев около 1630 г. начинается его разрушение и осквернение, к которым были причастны и жители деревни Тиауанако.
«Как и все другие здания Тиуанаку, это было разрушено в начале семнадцатого века ревностным священником деревни – Педро де Кастильо, – пишет А. Познански. По его словам, Педро де Кастильо «уничтожил наиболее значимые и ценные части великолепного города и построил огромный храм новой веры на том же месте, где этот город возвышался» (фото 1 и 2).
Фото 1[v] и 2[vi]. Церковь св. Петра в городе Тиауанако
Но еще более шокирует роль в «завершении уничтожения самых величественных монументов своих предков» индейского вождь Paxi-pati. В благодарность за это клирик – автор картин в церкви Тиуанаку – поместил в ней картину, где был изображен «индейский вождь с лицом благородного Kholla рядом с женой»[vii].
Фото 3[viii]
На картине, которая показана на фото 3, художник запечатлел Тиауанако исполненным покоя. Оно предстает перед нами надежно укрытым землей. Мы видим только огромные столбы Каласасайи и поменьше – Акапаны, а также ровно стоящие и еще не расколотые Врата Солнца.
Эта картина – наиболее раннее изображение Каласасайи и всего комплекса Тиауанако, которое я видела. Написал ее неизвестный художник предположительно XVIII в. школы Куско. Как тогда вполне допускалось, он мог писать Тиауанако и спустя время после посещения, по памяти.
Каласасайя обращена к нам своей западной стороной, противоположной современному парадному входу, а перед ней – почти утонувший в земле Дворец саркофагов (Путуни). Художник, видимо, находился на холме, оставшемся от пирамиды Лакаколью.
Слой почвы настолько толстый, что территория церемониального центра частично превратилась в пахотное поле. Но для образования культурного слоя подобной толщины нужно, чтобы здесь жило очень много людей в течение очень долго времени. Но ничего такого не было. Следовательно, почву принесла с собой вода, иными словами Тиауанако было укрыто в результате катастрофического наводнения.
В таком состоянии храм пребывал такое долгое время, что индейцы Тиауанако забыли о его предназначении, поэтому и называли его просто Каласасайей – Храмом стоящих камней.
Фото 4[ix]. «Американский Стоунхендж» (западная стена Каласасайи)
О том, как выглядела Каласасайя в 1860-е гг. можно получить представление из гравюры (фото 4), опубликованной в книге Эфраима Скуайера «Перу. Эпизоды путешествия и исследование в стране инков». Покой священного места нарушен. Храмы взрывали, а их камни увозили и использовали как строительный материал. Кладоискатели рыли ямы и уродовали то, что не успели изуродовать взрывники. Последствия всего этого и отображено на гравюре, которую Э. Скуайер назвал «Американский Стоунхендж».
Фото 5[x]. Каласасайя в1892 г. Снимок сделан с Акапаны. Врата Солнца находятся слева в верхнем углу
Судя по снимку 1892 г. (фото 5), к концу XIX в. Тиауанако снова затянуло землей. Врата Солнца уже расколоты, бóльшая часть сильно накренилась. Фото опубликовано в книге «Руины Тиауанако в горах древнего Перу» (фотограф и инженер Б. фон Грумбкоф – B. von Grumbkow) немецкого археолога Макса Уле (Max Uhle). Он изучал Тиауанако в 1892 г. Эта большая работа считается первым глубоким научным исследованием комплекса[xi].
«Систематическое разрушение величественных руин Тиуанаку» продолжили строители железной дороги Гуаки–Ла-Пас»[xii]. По данным А. Познански, железнодорожный мост был построен «из лучших блоков руин, которые были предварительно нарезаны по размеру». Среди них – «блоки, прекрасно вырезанные в центре», которые «не могли иметь другого назначения, как служить для астрономических целей», например, «полностью законченный блок такого рода, который был удален из руин и который по-прежнему показывает крестообразные знаки для алидады». В разрушении Каласасайи принимал участие и «индейский контингент современной деревни Тиуанаку, который использовал руины в качестве карьера для коммерческой эксплуатации»[xiii].
«Рис. 20. Фотография продольной траншеи, отрытой французской миссией в 1903 г.»[xiv]
Немногим лучше разрушителей и мародеров были и некоторые археологи, которые не стремились к сохранению индейского наследия и его систематическому изучению. В 1903 и в начале 1904 г. в Тиауанако работала научная миссия французского правительства под руководством Жоржа Креки де Монфора (Georges Créqui de Monfort) и Сенешаля де ла Гранжа (Senechal de la Grange). Одной из ее задач были раскопки, которые проводились варварскими методами. Приблизительно по центру Каласасайи по направлению с востока на запад была просто прорыта траншея (рис. 20), что никак не соответствует научным способам ведения раскопок. Команда Креки де Монфора выкапывала только то, что ей было нужно, и повреждала или даже уничтожала все, что ей мешало. Так она поступила с водоводной системой Тиауанако. В ходе раскопок было найдено большое крыльцо Каласасайи и «несколько великолепно вырезанных блоков»[xv], в числе которых «наблюдательный блок» святилища («sanctissimum») Каласасайи. Миссия также выкопала из земли Врата Солнца. Правительство Боливии в тайне дало разрешение на вывоз большой археологической коллекции, которую Жорж Курти (George Courty), оставшийся работать в Тиауанако после отъезда миссии еще на несколько месяцев, забрал с собой на старый континент[xvi].
Фото I. «Объекты, найденные Французской миссией и помещенные в здание суда Тиауанако» (подпись к фотографии). Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Синтич Херманос. Бруклинский музей, США[1]
В Бруклинском музее хранится альбом с 60 черно-белыми фотографиями (размер 23×17 см), сделанными во время пребывания миссии в Тиауанако. Он называется «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автором альбома и подписей к фотографиям является некий Синтич Херманос (Sintich Hermanos), который, возможно, входил в команду миссии. Фотографии, несомненно, представляют большой интерес для изучения истории археологических работ в Тиауанако, а также для исследования самих находок, тем более что следы некоторых из тех, что запечатлены на снимках, утеряны.
Фото II. «Статуи, обнаруженные Французской миссией»[2]
Так, например, на фото II засняты три монолита, два из которых показаны на фото III и IV отдельно.
Фото III. «Статуя, обнаруженная Французской миссией»[3]
Фото IV. «Статуя, обнаруженная Французской миссией»[4]
Крайние монолиты так и остались стоять под открытым небом, а место среднего – самого высокого – сейчас занимает современная мемориальная плита (фото V). Нет его и среди экспонатов боливийских музеев.
К счастью, монолит, заснятый на фото VI, теперь хранится в специально построенном здании музея археологического комплекса.
Фото VI. «Статуя группы Пума-Пунку»[5]
Как выглядел интерьер музея в 1903 г., можно видеть на фото VII.
Фото VII. «Музей Тиауанако»[6]
КАЛАСАСАЙЯ АРТУРА ПОЗНАНСКИ
В 1903 г. А. Познански находился в окрестностях озера Титикака, когда команда французской научной миссии раскапывала Тиауанако. Он посетил руины и сфотографировал их[xvii]. А. Познански был заворожен Тиауанако и оставшуюся жизнь посвятил изучению этой древней цивилизации и сохранению ее памятников. «Это было в 1904 г. когда мы начали нашу работу, направленную на открытие тайн, хранимых Каласасайей и Солнечной Дверью, ее основной каменной частью»[xviii], – писал он.
Фото 6. Панорама Тиауанако во времена А. Познански[xix]
Датировка закладки Каласасайи
А. Познански называл Каласасайю Храмом Солнца и главным сооружением Тиауанако. Он считал ее «истинной солнечной обсерваторией, расположенной на астрономическом меридиане, и в то же время великолепным каменным календарем»[xx].
У З. Ситчина читаем:
«Место у середины западной стены было занято террасой, центр которой, в свою очередь, располагался на оси восток-запад всего комплекса Каласасайя. Познански обнаружил на этой оси особым образом обтесанные камни, позволявшие вести астрономические наблюдения, и его вывод о том, что Каласасайя представляла собой оригинальную астрономическую обсерваторию, сегодня уже не подвергается сомнению.
Самые заметные археологические объекты Каласасайи – это колонны, обрамляющие прямоугольную площадку. И хотя не все колонны служили опорой для сплошной стены, остатки которой еще можно увидеть, их количество ассоциируется с числом дней в солнечном году и в лунном месяце. Особенно заинтересовали Познански одиннадцать колонн (рис. 121) вдоль террасы, протянувшейся от середины западной стены. Линии наблюдения, обозначенные специальными каменными маркерами, ориентация всего комплекса, а также небольшое намеренное отклонение от точного направления на стороны света убедили его, что строители Каласасайи обладали едва ли не современным знанием астрономии, позволявшим им точно вычислять моменты равноденствия и солнцестояния.
Рис. 121
<…>
Именно здесь Познански сделал самое удивительное свое открытие, вызвавшее настоящую бурю. Измерив расстояние и угол между двумя точками солнцестояния, он понял, что наклон земной оси по отношению к плоскости орбиты, на котором основывались астрономические аспекты конструкции Каласасайи, составлял не 23,5 градуса, как в настоящее время.
Познански вычислил, что величина наклонения, использованная для ориентации линий наблюдений Каласасайи, равняется 23°8′. В соответствии с формулами, принятыми на международной конференции в Париже в 1911 году и учитывающими географическое положение и высоту места, это означает, что комплекс Каласасайя был построен примерно в 15000 году до нашей эры!
Объявив Тиауанаку древнейшим городом мира, построенным еще до Потопа, Познански неизбежно навлек на себя гнев научного сообщества того времени, поскольку большинство ученых придерживалось теории Макса Уле, утверждавшего, что Тиауанаку был основан в самом начале христианской эры»[xxi].
«Познански сумел датировать Каласасайю вследствие того, что циклическое изменение наклона эклиптики вызывает постепенное, от века к веку, изменение азимутального положения Солнца на восходе и закате, – пишет Г. Хэнкок. – Взяв за основу ориентацию определенных сооружений по Солнцу и убедившись, что в настоящее время она несколько иная, он убедительно показал, что в момент постройки Каласасайи угол составлял 23°8’48″. После этого по графику Международной конференции по эфемеридам было легко установить, что этому углу соответствует 15000 год до н.э.
Конечно, ни один ортодоксальный историк или археолог не готов был согласиться с таким древним происхождением Тиауанако, предпочитая… относить его к 500 году до н.э. Однако в течение 1927 – 1930 годов некоторые ученые из других научных областей тщательно проверили астроархеологические исследования Познански. Этими учеными были члены весьма представительной команды, которые изучали также данные археологических раскопок в Андах: доктор Ганс Людендорф (в то время директор Потсдамской астрономической обсерватории), доктор Фридрих Бекер из «Спекула Ватиканика» и еще два астронома: профессор Арнольд Кольшуттер из Боннского университета и доктор Рольф Мюллер из Потсдамского института астрофизики.
В итоге своей трехлетней работы ученые пришли к выводу, что в основном Познански был прав. Они не задавались вопросом о том, как их заключение может повлиять на господствующие в исторической науке взгляды; они просто подтвердили выводы, сделанные из наблюдений реальной ориентации различных сооружений в Тиауанако. И самым важным из них был вывод, что Каласасайя строилась в соответствии с наблюдениями звездного неба, сделанными очень и очень давно – намного раньше 500 года до н.э. Было отмечено, что оценки Познански (15000 года до н.э.) лежат во вполне разумных пределах»[xxii].
«Исследования, измерения и визуальные наблюдения ученых «в первую очередь подтвердили вывод о том, что Каласасайя представляла собой астрономическую обсерваторию». Они обнаружили, к примеру, – отмечает З. Ситчин, – что западная терраса с одиннадцатью колоннами позволяла – благодаря расположению колонн, их ширине и расстоянию между ними – проводить точные измерения движения Солнца, учитывающие разное число дней, разделяющих точки равноденствия и солнцестояния»[xxiii].
В соответствии с точкой зрения А. Познански Каласасайя была построена во втором периоде, частично перестраивалась, а также ремонтировалась в третьем периоде. При этом он установил, основываясь на астрономических данных и очень большом износе столбов второго периода по сравнению со столбами третьего периода, что эти периоды разделяет «длительный промежуток времени»[xxiv].
Каласасайя второго периода
Стены
«Ко второму периоду относится, без сомнения, большой четырехугольник, для возведения и архитектуры, которого они, похоже, черпали свое вдохновение из небольшого храм в первом периоде… После того как раскопали его. Каласасайя второго периода имеет 128 м 74 см в длину и 118 м 26 см в ширину. Монументальное крыльцо на востоке относится к этому периоду»[xxv], – пишет А. Познански.
Во втором периоде были использованы, хотя и в небольшом масштабе, крайне твердые породы, такие, как андезиты. Кроме того, во втором периоде тиауанаканцы использовали монолиты из песчаника, принадлежавшие храмам предыдущего периода, переделывая их «в соответствии со своим собственным мерилом, со своим новым стилем и символическим декором»[xxvi].
Фото 7. Южная стена[xxvii]
Южная, западная и северная стены (стены меньшего ранга), принадлежащие ко второму периоду Каласасайи, сделаны из красного песчаника.
Фото 8. Восточная стена[xxviii]
Восточная стена, или стена большого ранга, также второго периода, была уже построена из магматических, андезитовых пород.
А. Познански указывает на «огромный износ» блоков второго периода, что подтверждает его вывод об исключительной древности храма.
Фото 9. Северная стена[xxix]
«Блоки из красного песчаника внешней северной и южной стен Каласасайи, которые, когда они были построены, имели правильную форму, – пишет он, – были очень хорошо вырезаны и покрыты идеосимволическими надписями на внутренней стороне, о чем свидетельствует фрагмент, сохранившийся случайно (рис. 21 и 21а). Теперь они имеют вид грубых блоков, недавно извлеченных из карьеров, некоторые даже распались или исчезли, или есть лишь их скудные остатки»[xxx].
«Рис. 21. Фрагмент части одного из «Kalasasayas», найденный в Солнечном Храме. Поскольку он был похоронен, этот кусок сохранил остатки резьбы на одной из своих граней. Это убедительное доказательство того, что столбы Каласасайи во втором периоде имели символическую резьбу с наружной или внутренней стороны»
«Рис. 13. Полностью эродированный блок – в свое время также резной – возвышался в дальнем углу, на котором солнце восходит в день зимнего солнцестояния»[xxxi]
Монументальное крыльцо
Фото 10[xxxii]
Мегалитическое крыльцо Каласасайи А. Познански называл «великолепным архитектурным произведением». Он считал, что оно имеет большое значение не только с астрономической, но и с монументальной точки зрения.
«Рис. 23. Большое крыльцо (great perron), которое ведет к Храму Солнца Каласасайи. Оно было покрыто до 1903 г. аллювиальными землями (отложениями водных потоков – Ф.Ó.), которые были удалены комиссией Креки де Монфора. Оно расположено не у центра здания, а смещено к северу на 1,116 м… У его основания есть следы изысканной мостовой, которая впоследствии была оторвана вышеупомянутыми иконоборцами»[xxxiii]. Фото сделано в начале 1904 г.
«Крыльцо (рис. 23) вдет к главному входу в Каласасайю в восточной стене. Граничат с ним с обеих сторон два больших столба, которые придают этому архитектурному произведению еще более монументальный вид. В отличие от лестницы, которая состоит из красного песчаника, столбы сделаны их твердой андезитовой лавы». И хотя они и были засыпаны землей до 1903 г., они, как и другие андезитовые блоки второго периода на восточном фасаде Каласасайи, показывают значительное изнашивание в результате эрозии. Семь лестничных ступеней большого крыльца в основном состоят из монолитных блоков, последние две ступени на верхней части платформы выполнены из одного куска.
«Рис. 24. Схематический чертеж крыльца Каласасайи»[xxxiv]
На верхней части платформы большого крыльца изначально была надстройка, как показывает «чертеж, сделанный эрозией» в тех местах, где надстройки не было (рис. 24). «Эти места – тени на иллюстрации – показывают абсолютное отсутствие эрозии от атмосферы, или, скажем, от времени, – пишет А. Познански, – можно предположить, что в период конкисты часть этой конструкции на платформе лестницы была перенесена и блоки, из которых она состоит, были использованы злостным разрушителем той эпохи, в которую была построена церковь села Тиауанаку»[xxxv]. Он отмечает:
«Верхняя конструкция на платформе была странного типа и полностью противоречила нашим нынешним архитекнографическим (architecnographic) идеям, которые требовали бы обширного входа в храм. Следовательно, она не была, судя по амплитуде и великолепию крыльца, предназначена для входа пышной процессии или огромных масс людей во время церемонии и литургических торжеств, связанных с поклонением солнцу. Скорее всего, вход был узкий (около 1 м 45 см в ширину) и, возможно, построен для очень эксклюзивного использования. Священники, конечно, проходили через него в самые торжественные моменты празднования важных событий, связанных с тайнами Солнечного Храма.
Эта надстройка относится к третьему периоду и является неотъемлемой частью «sanctissimum», с которым она непосредственно сообщалась, так как выравнивание или внутренние края платформы находятся на одной линии с внешней восточной стеной «sanctissimum», на крайней северной части которого до сих пор находится столб зимнего солнцестояния третьего периода (рис. 25)»[xxxvi].
«Рис. 25. Столб зимнего солнцестояния третьего периода»[xxxvii]
Каласасайя третьего периода
Конструкция храма
Фото 11[xxxviii]. Западная балконная стена
К третьему периоду А. Познански относит западную монументальную колоннаду, или балконную стену и другое здание, находящееся в ограде Каласасайи за лестницей, которое он обозначил как «sanctum sanctorum» («святая святых»), а также ремонт, произведенный на восточной стене, которая сама принадлежит ко второму периоду. «Следует иметь в виду, – добавляет он, – что в этот период существовала, возможно, на том же месте, балконная стена, несомненно, из красного песчаника, с целью защиты от посторонних глаз наблюдательного пункта, который был найден в центре линии между юго-восточными и северо-восточными столбами»[xxxix].
«Рис. 13б. Часть западной стены Храма Солнца, которая относится к началу второго периода, ее продолжение – знаменитая балконная стена третьего периода»[xl]
«Все, что до сих пор стоит из третьего периода в Каласасайе, – отмечает А. Познански, – сделано исключительно из твердой андезитовой лавы, как, например, балконная стена, sanctissimum и реконструкции второго периода»[xli].
«Рис. 13а. Остатки разрушенной стены Храма Солнца Каласасайи. Блок слева – из андезита и относится ко второму периоду, в котором этот храм был построен. Блок справа – из третьего периода, он заменил эродированный блок»[xlii]
По данным А. Познански, Тиауанако было «построено на террасах различной высоты, как требовали для этого великого города храмов и садов архитектурный замысел и расположение каждого здания». Он пишет:
«…Внешним ярусом Каласасайи был тот, из которого исходит крыльцо, которое дает доступ на восток к большому Храму Солнца. Основным ярусом интерьера храма можно считать уровень верхней платформы крыльца. Однако в этом же интерьере обсерватории существует еще один небольшой храм или «sanctum sanctorum», хотя он принадлежит к более позднему периоду, периоду славы (третьему периоду Тиуанаку). Есть еще и другие уровни, некоторые выше, чем у платформы крыльца, а другие ниже…
Таким образом, Храм Солнца был построен на искусственной террасе, поддерживаемой двумя другими внешними, что придавало Каласасайе в свое время в ее основе вид ступенчатой пирамиды. Я повторяю, что были, по-видимому, две внешних террасы, поддерживаемые стенами, как показывают их остатки, особенно внешних восточной и северной стен. На западе, представляется, они не планировали строительство террас, так как здание было тесно связано с тем, что называлось «Дворец Саркофагов» и различными подземными комнатами… Не было и террас на юге, или, по крайней мере, нет никаких следов от них в это время.
Несомненно, здание сообщается посредством платформы с «Пукарой Акапаной». Без серьезных раскопок на этом участке было бы вообще невозможно обнаружить признаки связи между этими двумя памятниками, о которой упоминали в предании старейшие жители села»[xliii].
Продолжение: с. 2
[iii] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[vii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky2.htm).
[ix] Squier E.G. Peru. Incidents of Travel and Exploration in the Land of the Incas (http://ia600404.us.archive.org/26/items/peruincidentsoft00squi/peruincidentsoft00squi.pdf).
[xii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[xiii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[xv] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[xvii] Scarborough I. The Bennett Monolith: Archaeological Patrimony and Cultural Restitution in Bolivia (https://segue.atlas.uiuc.edu/uploads/scarboro/Scarborough.BennettMonolith.pdf).
[xviii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky1.htm).
[xx] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[xxi] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[xxii] Хэнкок Г. Следы богов (http://bookz.ru/authors/grem-henkok/hanco1_1/page-6-hanco1_1.html).
[xxiii] Ситчин З. Указ соч. (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[xxiv] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[xxv] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[xxvi] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[xxvii] http://pueblosoriginarios.com/textos/posnansky/tihuanacu.html
[xxviii] http://pueblosoriginarios.com/textos/posnansky/tihuanacu.html
[xxxv] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky6.htm).
[xxxvi] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky6.htm).
[xxxviii] http://pueblosoriginarios.com/textos/posnansky/tihuanacu.html#!prettyPhoto/5/
[xxxix] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[xli] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky4.htm).
[xliii] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky2.htm).
Ссылки к фото из альбома Французской миссии:
[1] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4101/image
[2] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4137/image#
[6] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4102/image#