Гипотезы об облике Каласасайи

Кала­са­сайя, окон­ча­ние

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Как должна была выгля­деть Кала­са­сайя, по мне­нию немец­кого гео­лога Аль­фонса Штю­беля (Alphons Stübel), можно видеть на фото 20. В Тиа­у­а­нако он про­вел девять дней в 1876 г. На основе тща­тель­ных изме­ре­ний А. Штю­бель создал карту ком­плекса и сде­лал наброски арте­фак­тов, а также этот впе­чат­ля­ю­щий рису­нок сво­его вари­анта рекон­струк­ции Кала­са­сайи[1].

Фото 20[2]

Однако больше всего потря­сают вооб­ра­же­ние рисунки Эдмунда Кисса. (В моло­до­сти он учился на архи­тек­тора.) На них Кисс пред­ста­вил глав­ный вход в Кала­са­сайю (фото 21), ее внут­рен­ний храм с Вра­тами Солнца (фото 22) и сами Врата Солнца (фото 23).

Фото 21[3]

Фото 22[4]

Фото 23[5]

Конечно, нельзя ска­зать, что работы Э. Кисса – это исто­ри­че­ская рекон­струк­ция Кала­са­сайи, тем более что в таком вари­анте она никак не могла слу­жить обсер­ва­то­рией, поскольку все ее аст­ро­но­ми­че­ские «при­боры» – моно­лит­ные столбы скрыты обли­цов­кой стен. Но если при­гля­деться, то не так уж она и фан­та­стична, и на его рисун­ках мы видим реаль­ные арте­факты, най­ден­ные во время рас­ко­пок. Так, блок из анде­зита с полу­круг­лым окном  и слож­ней­шей резь­бой (фото 24), по сло­вам Э. Кисса, суще­ство­вал в дей­стви­тель­но­сти, но впо­след­ствии про­пал[6]. То же можно ска­зать и о моно­лите, кото­рый А. Познан­ски назы­вал пье­де­ста­лом (фото 25) и счи­тал, что он слу­жил для про­ве­де­ния аст­ро­но­ми­че­ских наблю­де­ний (см. рис. 16 на с. 2).

Фото 24[7] и 25

В срав­не­нии с кар­ти­ной непри­гляд­ных ново­де­лов и руин, кото­рую мы видим сего­дня, кра­сота Кала­са­сайи на рисун­ках Э. Кисса кажется нере­ально изыс­кан­ной. Но писал же А. Познан­ски, что, если бы Тиа­у­а­нако было достро­ено, это был бы самый пре­крас­ный город на земле. Те немно­гие пред­меты, кото­рые оста­лись от Тиа­у­а­нако пери­ода рас­цвета, под­твер­ждают это пред­по­ло­же­ние и являют собой при­меры непре­взой­ден­ного мастер­ства резьбы по камню.

Фото 26[8]

На фото 26 – 28 пока­заны экс­по­наты из музея архео­ло­ги­че­ского ком­плекса Тиа­у­а­нако, а на фото 28а – из Этно­ло­ги­че­ского музея Бер­лина. Неясно, к какому соору­же­нию они отно­сятся, но, тем не менее, эти арте­факты дают пред­став­ле­ние о былом вели­ко­ле­пии Тиа­у­а­нако и Пума-Пунку.

Фото 27[9] и 28[10]. Алтари (жертвенники)

image019Фото 28а. Камен­ный рельеф. 18,5×57×10 см. Боли­вия. Тиа­у­а­нако. 400 – 800 гг. н.э. Этно­ло­ги­че­ский музей, Бер­лин, Гер­ма­ния[10а]

Вспом­ним также, что резьба на пор­та­лах была покрыта золо­тыми пла­сти­нами, а в глаза неко­то­рых изоб­ра­же­ний были встав­лены дра­го­цен­ные камни. Импер­ская сто­лица и рели­ги­оз­ный центр Аме­рик обя­зан был бли­стать вели­ко­ле­пием и роскошью.

Фото 29[11]. Один из вари­ан­тов рекон­струк­ции ком­плекса Тиа­у­а­нако и, в част­но­сти, Каласасайи

По мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, Врата Солнца были глав­ным вхо­дом в sanctissimum. Это отра­жено на кар­тине неиз­вест­ного худож­ника  (фото 29).

Фото 30. Схема-реконструкция соору­же­ний ком­плекса Тиа­у­а­нако боли­вий­ского архи­тек­тора Хавьера Ф. Эска­ланте Мос­косо[12]:
1 – Храм камен­ных голов, 2 – Боро­да­тый моно­лит, 3 – храм Кан­та­та­льита, 4 – пира­мида Ака­пана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Кери­кала, 7 – храм Путуни, 8свя­ти­лище Кала­са­сайи и моно­лит Понсе, 9 – храм Кала­са­сайя, 10 – Лака­ко­лью

Как пред­став­ляли себе Тиа­у­а­нако боли­вий­ские архео­логи сере­дины про­шлого века, изоб­ра­жено на схеме-реконструкции (фото 30), кото­рая в части Кала­са­сайи была уже почти пол­но­стью реа­ли­зо­вана в 60-х гг. Будет ли построен храм с Вра­тами Солнца, неизвестно.

Фото 31[13]. Врата и лест­ница внут­рен­него храма Кала­са­сайи. В про­еме врат – моно­лит Понсе. По бокам лест­ницы – внеш­ние стены Кала­са­сайи. На перед­нем плане – стена Храма камен­ных голов и верх­няя часть Боро­да­того монолита

Сей­час внут­рен­ний храм Кала­са­сайи обо­зна­чают три стены из крас­ного пес­ча­ника, пор­тал и лест­ница. Мону­мен­таль­ное крыльцо было вос­ста­нов­лено в соот­вет­ствии с пла­ном, начер­чен­ным А. Познан­ски (рис. 24, с. 1). Были отстро­ены и внеш­ние стены Кала­са­сайи, т.е. про­ме­жутки между стол­бами были запол­нены мел­кими бло­ками. Не были забыты и водо­сточ­ные желоба, высту­па­ю­щие из стен (фото 32).

Фото 32. Сни­мок 2005 г.[14]

Рекон­струк­цию Кала­са­сайи нельзя назвать науч­ной. Она вызы­вает много наре­ка­ний со сто­роны уче­ных и обще­ствен­но­сти. А. Познан­ски от нового Сол­неч­ного Хра­мам, конечно, при­шел бы в ужас, поскольку о том, что Кала­са­сайя – это камен­ная обсер­ва­то­рия и кален­дарь, при ее стро­и­тель­стве в наше время было забыто абсо­лютно. Работа «рестав­ра­то­ров» выгля­дит так, как будто она была сде­лана в отча­ян­ной спешке. Непри­вя­зан­ными к сте­нам  храма оста­лись даже неко­то­рые довольно круп­ные объ­екты, такие, как лест­ницы. Одна из них – даже не лест­ница, а целое крыльцо – нахо­дится у восточ­ной стены Кала­са­сайи (фото 33), а дру­гая поменьше, при­став­ная, – у север­ной (ее можно раз­гля­деть на фото 37).

Фото 33[15]. Крыльцо у восточ­ной стены Каласасайи

Осо­бенно бро­са­ется в глаза то, что про­ме­жутки между моно­ли­тами запол­нены раз­но­цвет­ным микс­том из древ­них камен­ных бло­ков раз­ных раз­ме­ров и от раз­ных построек, среди кото­рых попа­да­ются совре­мен­ные кир­пичи. Выгля­дит это неряш­ливо, недо­стойно такого зна­чи­тель­ного соору­же­ния (см. фото 32 – 34).

Фото 34. Сни­мок 2006 г.[16]

Но не стоит забы­вать, что кладка стен Кала­са­сайи была исполь­зо­вана для постройки церкви в сосед­нем селе­нии еще во вре­мена кон­ки­сты и для стро­и­тель­ства желез­ной дороги и моста. В резуль­тате храм на 90 % ока­зался раз­ру­шен[17]. Поэтому запол­нить про­ме­жутки между стол­бами бло­ками, кото­рые их состав­ляли когда-то, невоз­можно. В то же время по срав­не­нию со сте­нами из сме­шен­ной кладки запад­ная стена Кала­са­сайи вос­при­ни­ма­ется еще хуже. Здесь про­ме­жутки между стол­бами сде­ланы из совре­мен­ных камен­ных бло­ков, скреп­лен­ных к тому же рас­тво­ром. Поэтому стена выгля­дит бес­стыд­ным ново­де­лом (фото 35).

Фото 35[18]

 

ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КАЛАСАСАЙИ

Фото 36[19]

В свя­ти­лище поме­щен моно­лит Понсе (край­ний слева на фото 36). У запад­ной стены Кала­са­сайи рас­по­ло­жены моно­лит Монах и Врата Солнца.

Фото 37[20]. Вид на Кала­са­сайю с Ака­паны (2005): 1 – Врата Солнца, 2 – цере­мо­ни­аль­ная плат­форма, 3 – моно­лит Понсе, 4 – одно из неболь­ших полу­под­зем­ных помещений

Внутри sanctissimum нахо­дятся остатки того, что было неболь­шими полу­под­зем­ными поме­ще­ни­ями. Они рас­по­ло­жены по семь с каж­дой сто­роны свя­ти­лища[21] (фото 30, 37). Их стены сло­жены из мел­ких бло­ков песчаника.

Фото 38[22]. Неболь­шие полу­под­зем­ные помещения

Назна­че­ние этих поме­ще­ний неиз­вестно. На фото 39 (1989) пока­зано одно из них до того, как было частично отко­пано, а на фото 38 – как эти соору­же­ния выгля­дят сейчас.

Фото 39[23]

В север­ной стене свя­ти­лища нахо­дятся два блока, в верх­ней трети кото­рых есть отвер­стие, назы­ва­е­мое ухом (фото 40). Через это отвер­стие будто бы можно услы­шать звуки или раз­го­воры в отда­лен­ных местах[24]. Есть мне­ние, что отвер­стие слу­жило не только ухом, но и рупо­ром. Им могли поль­зо­ваться жрецы Тиа­у­а­нако[25]. Однако, я думаю, что это – «легенда», кото­рую при­ду­мал кто-то из тури­стов. Такие отвер­стия в бло­ках, по мне­нию А. Познан­ски, жрецы исполь­зо­вали при аст­ро­но­ми­че­ских наблюдениях.

Фото 40. Уси­ли­тель звука (2009)[26]

Более важ­ным пред­став­ля­ется объ­ект (фото 41), нахо­дя­щийся почти в цен­тре ого­ро­жен­ного про­стран­ства Кала­са­сайи (его рас­по­ло­же­ние отме­чено на фото 37). Назна­че­ние объ­екта мне неиз­вестно. Однако его огром­ная рас­ко­ло­тая плита счи­та­ется одним из чудес Тиа­у­а­нако. Она похожа на застыв­шую плиту из бетона, в кото­рый были наме­шены камни как круп­ные, так и мел­кие. Плиту назы­вают сме­шен­ным (amasada) кам­нем. Кстати испан­ский гла­гол «amasar» имеет зна­че­ние как «месить», так и «сме­ши­вать». Народ счи­тает, что тива­на­коты (tiwanakotas) – тиа­у­а­на­канцы могли фор­ми­ро­вать камень любой формы[27].

Фото 41[28]

Не позд­нее 2005 г. на фото­гра­фиях sanctissimum Кала­са­сайи появи­лось новое соору­же­ние. Это так назы­ва­е­мая цере­мо­ни­аль­ная плат­форма (фото 42). Ее место­по­ло­же­ние отме­чено на фото 37. Плат­форму также можно видеть и на фото 41.

Фото 42. Цере­мо­ни­аль­ная плат­форма (2009)[29]

Вна­чале я решила, что она была постро­ена к индей­ской «инаугурации»2006 г. Эво Мора­леса, когда он был избран пре­зи­ден­том Боли­вии в пер­вый раз. Но я ошиблась.

В ходе своих изыс­ка­ний о плат­форме я выяс­нила очень мало, только то, что она явля­ется, по нашей тер­ми­но­ло­гии, алта­рем, или жерт­вен­ни­ком. На ней про­ис­хо­дят рели­ги­оз­ные цере­мо­нии, и сжи­га­ется дес­пачо во время пага­пуса (на фото 42 виден чер­ный след от костра). Но зато я узнала, что Тиа­у­а­нако сей­час – это не только архео­ло­ги­че­ский и тури­сти­че­ский ком­плекс, но и место круп­ных рели­ги­оз­ных цере­мо­ний. Здесь про­хо­дили обе индей­ские «ина­у­гу­ра­ции» Эво Мора­леса (в 2006 и 2010 гг.). Кстати, жерт­вен­ник исполь­зо­вался только во время вто­рой «ина­у­гу­ра­ции». В древ­нем городе на госу­дар­ствен­ном уровне также празд­ну­ется «аймар­ский новый год» – празд­ник зим­него солн­це­сто­я­ния 21 июня. Если в Перу он назы­ва­ется Инти-Райми, то в Боли­вии его име­нуют Willka Kuti (воз­вра­ще­ние солнца). Дума­ется, за все это нужно бла­го­да­рить Эво Мора­леса, кото­рый с пер­вых дней сво­его прав­ле­ния стал очень мощно про­дви­гать наци­о­наль­ную идею и воз­рож­дать куль­туру и тра­ди­ции корен­ных наро­дов. Доста­точно ска­зать, что, согласно новой кон­сти­ту­ции, почи­та­ние Пача­мамы в Боли­вии полу­чило госу­дар­ствен­ную поддержку.

Я, конечно, не смогла не полю­бо­пыт­ство­вать, что же за цере­мо­нии про­во­дятся сей­час в Тиа­у­а­нако, и не пожа­лела. Это дей­стви­тельно впе­чат­ля­ю­щие дей­ства. Читайте: «Пер­вая индей­ская «ина­у­гу­ра­ция» Эво».

| 1 | 2 | 3 |



[17] Харт У. Когда офи­ци­аль­ная наука не имеет ника­кого удо­вле­тво­ри­тель­ного объ­яс­не­ния, куда мы идем // Atlantis Rising. № 50 (http://www.uroboros.org.ru/Articles/Atlantis_Rising/ands.htm).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>