Каласасайя, окончание
ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ
Как должна была выглядеть Каласасайя, по мнению немецкого геолога Альфонса Штюбеля (Alphons Stübel), можно видеть на фото 20. В Тиауанако он провел девять дней в 1876 г. На основе тщательных измерений А. Штюбель создал карту комплекса и сделал наброски артефактов, а также этот впечатляющий рисунок своего варианта реконструкции Каласасайи[1].
Фото 20[2]
Однако больше всего потрясают воображение рисунки Эдмунда Кисса. (В молодости он учился на архитектора.) На них Кисс представил главный вход в Каласасайю (фото 21), ее внутренний храм с Вратами Солнца (фото 22) и сами Врата Солнца (фото 23).
Фото 21[3]
Фото 22[4]
Фото 23[5]
Конечно, нельзя сказать, что работы Э. Кисса – это историческая реконструкция Каласасайи, тем более что в таком варианте она никак не могла служить обсерваторией, поскольку все ее астрономические «приборы» – монолитные столбы скрыты облицовкой стен. Но если приглядеться, то не так уж она и фантастична, и на его рисунках мы видим реальные артефакты, найденные во время раскопок. Так, блок из андезита с полукруглым окном и сложнейшей резьбой (фото 24), по словам Э. Кисса, существовал в действительности, но впоследствии пропал[6]. То же можно сказать и о монолите, который А. Познански называл пьедесталом (фото 25) и считал, что он служил для проведения астрономических наблюдений (см. рис. 16 на с. 2).
Фото 24[7] и 25
В сравнении с картиной неприглядных новоделов и руин, которую мы видим сегодня, красота Каласасайи на рисунках Э. Кисса кажется нереально изысканной. Но писал же А. Познански, что, если бы Тиауанако было достроено, это был бы самый прекрасный город на земле. Те немногие предметы, которые остались от Тиауанако периода расцвета, подтверждают это предположение и являют собой примеры непревзойденного мастерства резьбы по камню.
Фото 26[8]
На фото 26 – 28 показаны экспонаты из музея археологического комплекса Тиауанако, а на фото 28а – из Этнологического музея Берлина. Неясно, к какому сооружению они относятся, но, тем не менее, эти артефакты дают представление о былом великолепии Тиауанако и Пума-Пунку.
Фото 27[9] и 28[10]. Алтари (жертвенники)
Фото 28а. Каменный рельеф. 18,5×57×10 см. Боливия. Тиауанако. 400 – 800 гг. н.э. Этнологический музей, Берлин, Германия[10а]
Вспомним также, что резьба на порталах была покрыта золотыми пластинами, а в глаза некоторых изображений были вставлены драгоценные камни. Имперская столица и религиозный центр Америк обязан был блистать великолепием и роскошью.
Фото 29[11]. Один из вариантов реконструкции комплекса Тиауанако и, в частности, Каласасайи
По мнению некоторых исследователей, Врата Солнца были главным входом в sanctissimum. Это отражено на картине неизвестного художника (фото 29).
Фото 30. Схема-реконструкция сооружений комплекса Тиауанако боливийского архитектора Хавьера Ф. Эскаланте Москосо[12]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Керикала, 7 – храм Путуни, 8 – святилище Каласасайи и монолит Понсе, 9 – храм Каласасайя, 10 – Лакаколью
Как представляли себе Тиауанако боливийские археологи середины прошлого века, изображено на схеме-реконструкции (фото 30), которая в части Каласасайи была уже почти полностью реализована в 60-х гг. Будет ли построен храм с Вратами Солнца, неизвестно.
Фото 31[13]. Врата и лестница внутреннего храма Каласасайи. В проеме врат – монолит Понсе. По бокам лестницы – внешние стены Каласасайи. На переднем плане – стена Храма каменных голов и верхняя часть Бородатого монолита
Сейчас внутренний храм Каласасайи обозначают три стены из красного песчаника, портал и лестница. Монументальное крыльцо было восстановлено в соответствии с планом, начерченным А. Познански (рис. 24, с. 1). Были отстроены и внешние стены Каласасайи, т.е. промежутки между столбами были заполнены мелкими блоками. Не были забыты и водосточные желоба, выступающие из стен (фото 32).
Фото 32. Снимок 2005 г.[14]
Реконструкцию Каласасайи нельзя назвать научной. Она вызывает много нареканий со стороны ученых и общественности. А. Познански от нового Солнечного Храмам, конечно, пришел бы в ужас, поскольку о том, что Каласасайя – это каменная обсерватория и календарь, при ее строительстве в наше время было забыто абсолютно. Работа «реставраторов» выглядит так, как будто она была сделана в отчаянной спешке. Непривязанными к стенам храма остались даже некоторые довольно крупные объекты, такие, как лестницы. Одна из них – даже не лестница, а целое крыльцо – находится у восточной стены Каласасайи (фото 33), а другая поменьше, приставная, – у северной (ее можно разглядеть на фото 37).
Фото 33[15]. Крыльцо у восточной стены Каласасайи
Особенно бросается в глаза то, что промежутки между монолитами заполнены разноцветным микстом из древних каменных блоков разных размеров и от разных построек, среди которых попадаются современные кирпичи. Выглядит это неряшливо, недостойно такого значительного сооружения (см. фото 32 – 34).
Фото 34. Снимок 2006 г.[16]
Но не стоит забывать, что кладка стен Каласасайи была использована для постройки церкви в соседнем селении еще во времена конкисты и для строительства железной дороги и моста. В результате храм на 90 % оказался разрушен[17]. Поэтому заполнить промежутки между столбами блоками, которые их составляли когда-то, невозможно. В то же время по сравнению со стенами из смешенной кладки западная стена Каласасайи воспринимается еще хуже. Здесь промежутки между столбами сделаны из современных каменных блоков, скрепленных к тому же раствором. Поэтому стена выглядит бесстыдным новоделом (фото 35).
Фото 35[18]
ОБЪЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КАЛАСАСАЙИ
Фото 36[19]
В святилище помещен монолит Понсе (крайний слева на фото 36). У западной стены Каласасайи расположены монолит Монах и Врата Солнца.
Фото 37[20]. Вид на Каласасайю с Акапаны (2005): 1 – Врата Солнца, 2 – церемониальная платформа, 3 – монолит Понсе, 4 – одно из небольших полуподземных помещений
Внутри sanctissimum находятся остатки того, что было небольшими полуподземными помещениями. Они расположены по семь с каждой стороны святилища[21] (фото 30, 37). Их стены сложены из мелких блоков песчаника.
Фото 38[22]. Небольшие полуподземные помещения
Назначение этих помещений неизвестно. На фото 39 (1989) показано одно из них до того, как было частично откопано, а на фото 38 – как эти сооружения выглядят сейчас.
Фото 39[23]
В северной стене святилища находятся два блока, в верхней трети которых есть отверстие, называемое ухом (фото 40). Через это отверстие будто бы можно услышать звуки или разговоры в отдаленных местах[24]. Есть мнение, что отверстие служило не только ухом, но и рупором. Им могли пользоваться жрецы Тиауанако[25]. Однако, я думаю, что это – «легенда», которую придумал кто-то из туристов. Такие отверстия в блоках, по мнению А. Познански, жрецы использовали при астрономических наблюдениях.
Фото 40. Усилитель звука (2009)[26]
Более важным представляется объект (фото 41), находящийся почти в центре огороженного пространства Каласасайи (его расположение отмечено на фото 37). Назначение объекта мне неизвестно. Однако его огромная расколотая плита считается одним из чудес Тиауанако. Она похожа на застывшую плиту из бетона, в который были намешены камни как крупные, так и мелкие. Плиту называют смешенным (amasada) камнем. Кстати испанский глагол «amasar» имеет значение как «месить», так и «смешивать». Народ считает, что тиванакоты (tiwanakotas) – тиауанаканцы могли формировать камень любой формы[27].
Фото 41[28]
Не позднее 2005 г. на фотографиях sanctissimum Каласасайи появилось новое сооружение. Это так называемая церемониальная платформа (фото 42). Ее местоположение отмечено на фото 37. Платформу также можно видеть и на фото 41.
Фото 42. Церемониальная платформа (2009)[29]
Вначале я решила, что она была построена к индейской «инаугурации»2006 г. Эво Моралеса, когда он был избран президентом Боливии в первый раз. Но я ошиблась.
В ходе своих изысканий о платформе я выяснила очень мало, только то, что она является, по нашей терминологии, алтарем, или жертвенником. На ней происходят религиозные церемонии, и сжигается деспачо во время пагапуса (на фото 42 виден черный след от костра). Но зато я узнала, что Тиауанако сейчас – это не только археологический и туристический комплекс, но и место крупных религиозных церемоний. Здесь проходили обе индейские «инаугурации» Эво Моралеса (в 2006 и 2010 гг.). Кстати, жертвенник использовался только во время второй «инаугурации». В древнем городе на государственном уровне также празднуется «аймарский новый год» – праздник зимнего солнцестояния 21 июня. Если в Перу он называется Инти-Райми, то в Боливии его именуют Willka Kuti (возвращение солнца). Думается, за все это нужно благодарить Эво Моралеса, который с первых дней своего правления стал очень мощно продвигать национальную идею и возрождать культуру и традиции коренных народов. Достаточно сказать, что, согласно новой конституции, почитание Пачамамы в Боливии получило государственную поддержку.
Я, конечно, не смогла не полюбопытствовать, что же за церемонии проводятся сейчас в Тиауанако, и не пожалела. Это действительно впечатляющие действа. Читайте: «Первая индейская «инаугурация» Эво».
[10] http://www.flickr.com/photos/george-lessard/74204259/sizes/z/in/pool-1110833@N20/
[10а] http://www.smb-digital.de/eMuseumPlus?service=direct/1/ResultLightboxView/result.t1.collection_lightbox.$TspTitleImageLink.link&sp=10&sp=Scollection&sp=SfieldValue&sp=0&sp=16&sp=3&sp=Slightbox_3x4&sp=60&sp=Sdetail&sp=0&sp=F&sp=T&sp=71
[17] Харт У. Когда официальная наука не имеет никакого удовлетворительного объяснения, куда мы идем // Atlantis Rising. № 50 (http://www.uroboros.org.ru/Articles/Atlantis_Rising/ands.htm).