Каласасайя, продолжение
Sanctissimum
Фото 12[1]
Внутри огороженного пространства Каласасайи существовал «небольшой подземный (subterranean) храм» четырехугольной формы «со ступенчатыми внутренними стенами», образовывавшими прямоугольник внутреннего помещения. Это святилище А. Познански называет «sanctissimum» (превосходная степень от латинского «sanctus» – священный), или «sanctum sanctorum» («святая святых»). ««Sanctissimum» – небольшой подземный храм – состоял в своей окружности из трех террас, – пишет он, – которые в свою очередь образовывали три ступени, благодаря которым эта конструкция снижалась и углублялась по направлению к внутренней части»[2]. Эти руины были впервые изучены в конце 1903 г. А. Познански пришел к выводу, что ««sanctum sanctorum» была солнечной обсерваторией третьего периода Тиуанаку»[3].
Фото 13. Чертежи «sanctissimum», сделанные Эдмундом Киссом. Они основаны «на работах Познански, а также на его собственных замерах и исследованиях»[4]
По нескольким частям «sanctissimum», «оставленным древними и современными разрушителями», А. Познански определил его внешние размеры: длина 72,10 м и ширина 64,20 м. Что касается внутренних террас, то блоки, которые образовывали их и были отмечены А. Познански на карте, начерченной с 1904 по 1912 г., почти полностью исчезли. Террасы служили для поддержки внутренних стен и имели ширину около 41 м 90 см[5].
Самой важной частью «sanctissimum» А. Познански считал «блок из некоего особого, крайне редкого трахита (рис. 26), добываемого только во многих лигах от Тиуанаку, который дал доказательство того, что доставка камней осуществлялась издалека».
«Рис. 26. Наблюдательный камень третьего периода священников и астрономов Тиуанаку. Он был расположен в самой высокой части Храма Солнца и был задуман как основа или фундамент для более низкой структуры, которая в свою очередь, поддерживала центральный блок Храм Солнца, знаменитую дверь, сегодня называемую Солнечной Дверью Тиуанаку»[6]
«Этот блок, который находится в самой высокой части храма, составляет главную часть внешней западной стены «sanctissimum», и он должен был служить, по нашему мнению, основой для Солнечной Двери, скажем, когда база и Солнечная Дверь были бы полностью завершены. Этот блок, который мы обозначили как один из «наблюдательных» третьего периода… является, естественно, только центральной частью основной стены, которая должна была существовать ранее и которая сегодня исчезла, как почти все составные части «sanctissimum». Из таких блоков, повторяем, они построили храм новой веры, католической, в современной деревне Тиуанаку»[7].
«Sanctissimum», по мнению А. Познански, «должен был иметь полностью или частично, более высокий уровень» в интерьере Каласасайи, о чем свидетельствует большая высота «наблюдательного блока», «который в свою очередь, представляет собой в настоящее время самую высокую точку в интерьере»[8].
«Самой интересной часть остатков этой древней конструкции» А. Познански признавал «северо-восточный столб, который служил той же цели, что и северо-восточный столб второго периода, т.е. отмечал зимнее солнцестояние (рис. 25)». Столб показывал, что жрецы-астрономы третьего периода не вели больше наблюдение на угловых блоках, как это делали их ученые предшественники второго периода, а использовали центр каждого столба балконной стены.
«Рис. 25. Столб зимнего солнцестояния третьего периода. В его верхней части можно видеть половину небольшого окна, как это видно из реконструкции».
«Рис. 25а. Солнце появлялось на мгновение в зимнее солнцестояние в виде вертикального светового луча. Это было в случае, когда восход солнца наблюдался с визуального угла приблизительно 23°30′»[9]
А. Познански пишет об этом наблюдательном блоке:
«Как можно видеть, он имел маленькое окно, окруженное лестничным орнаментом в типичном стиле Тиуанаку. Таким образом получалось, что при наблюдении восхода Солнца в день зимнего солнцестояния с упомянутого выше трахитового наблюдательного блока третьего периода точно в момент, когда Солнце появлялось на горизонте или видимом горизонте, оно зажигало окошко на несколько секунд, и от наблюдательной точки можно было тогда заметить световой вертикальный луч.
Это был пример, потому что взгляд наблюдателя проходил маленькое окно блока косо или под углом 24°38′. Естественно, что столб не был изолирован, как сегодня, а формировал угол внешней стены «sanctissimum» и имел, кроме того, как видно на чертеже этого блока, надстройку… (рис. 25а)»[10].
А. Познански предполагает, что ««sanctissimum» третьего периода, который находится в ограждении Каласасайи второго периода, возможно, был подземным храмом, похожим на дворец или храм первого периода», т.е. на Храм каменных голов. Вполне вероятно, что в его внутренних стенах также были установлены скульптурные человеческие головы. Эта гипотеза основана на том, что на участке «sanctissimum» были найдены «блоки тонкой резьбы в технике и материале третьего периода, которые показывают человеческие лица в высоком рельефе (рис. 22)». «Если корпус третьего периода был бы завершен, то, несомненно, на его углубленной внутренней поверхности была размещена наиболее важная священная часть поклонения в Тиуанаку»[11], – утверждает он.
«Рис. 22. Одна из резных голов третьего периода Тиуанаку, которые были вставлены во внутренние стены Солнечного Храма». «Рис. 22а. Два изваяния человеческих лиц, которые были вставлены в одну из внутренних стен Храма Солнца. Лица показывают «mascajo» коки, который увеличивает щеку»[12]
В огороженном пространстве Каласасайи на уровне верхней платформы монументального крыльца был обнаружен «тонкий слой белой глины, как осадок, вроде каолина или пресноводной извести». А. Познански пишет:
«Этот факт позволяет предположить два варианта: либо, что это белый слой отложений из озера, образованный, когда воды, которые вторглись на участок храма, сошли, или, что более вероятно, материал, из которого этот белый слой состоит, был принесен туда рукой человека, чтобы сформировать в интерьере белоснежный пол… который дал бы внутренней части здания чрезвычайно привлекательный внешний вид. Возможно, это было запланировано в качестве основы для пола мозаичной работы, аналогичного тому, что был найден на раскопках крыльца (см. рис. 23) – пола, который установили бы, когда здание было бы полностью завершено»[13].
При раскопках крыльца был обнаружен относящийся к третьему периоду Каласасайи «великолепный пол, который, как мозаичный пол современной ванной комнаты, простирался перед лестницей»[14]. В ночь после раскопок жители деревни унесли часть пола, а через несколько дней взяли и остальное.
Балконная стена (Стоунхендж)[15]
Почему А. Познански называл западную стену балконной, становится понятно, если посмотреть на схему-реконструкцию храма (60-е гг. XX в.). С такой реконструкцией он вряд ли бы согласился, но, тем не менее, ее изображение дает нам возможность узнать, что у западной стены храма действительно существовал большой прямоугольный выступ, похожий на балкон.
Схема-реконструкция сооружений комплекса Тиауанако боливийского архитектора Хавьера Ф. Эскаланте Москосо (Javier F. Escalante Moscoso)[16]:
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Керикала, 7 – храм Путуни, 8 – святилище Каласасайи (sanctissimum) и монолит Понсе, 9 – храм Каласасайя, 10 – Лакаколью
Балконная стена представляет собой одну из наиболее интересных деталей Каласасайи третьего периода. Познански считал ее «самой монументальной и значительной частью храма». Эфраим Скуайер и Хуан-Диего де Чуди (Juan Diego de Tschudi) называли ее Стоунхенджем. Стена была разрушена в начале XVII в. Осталось стоять только девять больших столбов, один лежал на земле. Другой столб, который находился между четвертым и пятым столбами, считая с юга, по словам А. Познански, стал «основой для индейского забора» в деревне Тиауанако.
Фото 14[17]
«Эти столбы или колонны, которые формируют балконную стену, – пишет он, – были в свое время настоящей стеной, как можно видеть в первую очередь по остаткам стены, найденным в нижней части крайнего южного столба. <…>
Фото 15[18]. Изображение Тиауанако из альбома Мариано-Эдуардо де Риверо (Mariano Eduardo de Rivero) и Хуана-Диего де Чуди «Перуанские древности» («Antigüedades Peruanas»),1851 г.
Ни Скуайер, ни Чуди и Риверо не обнаружили остатки промежуточных стен на поверхности, как указывают иллюстрации к их работам, по этой причине авторы назвали блоки «Стоунхендж». Другим очевидным доказательством существования промежуточных стен, кроме уже упоминавшихся остатков стен, являются углубления, вырезанные на боковых гранях столбов и остающиеся прекрасно видимыми. В эти вырезы ранее были вставлены или с ними соединены блоки промежуточных стен.
«Рис. 14. Бронзовый болт (зажим) в половинном размере. С помощью этих приспособлений, которые также встречаются больших размеров, они соединяли резные блоки, в поверхности которых ранее были сделаны углубления по форме и размеру болта»[19]
Основной целью этих выемок было сделать камни меньшего размера, которые составляли стену, единым целым со столбами; таким образом была добавлена необходимая поддержка, чтобы в случае внезапного движения недр промежуточные стены не выходили за уровень. В этот период раствор или другое связывающее вещество не были использованы, чтобы соединять составные части конструкции, как это имеет место в современной технике, и, следовательно, те вырезанные углубления были необходимы. В дополнение к этой системе… они использовали металлические болты (рис. 14) и каменные клинья для крепления мелких блоков вместе».
Фото 16. «Монолиты с прямоугольными углублениями». Снимок Э. фон Дэникена (1966)[20]
На мой взгляд, судя по очертаниям выемок (фото 14 и 16), промежутки между стенами были изначально заполнены не мелкими прямоугольными блоками, которые находятся у основания столба (фото 14), а блоками более сложной формы, но, возможно, лишь в верхней части и не в каждом промежутке. Вряд ли стены столь важного храма имели вид забора загородной усадьбы богатого чиновника, который хочет скрыть свою жизнь от посторонних глаз. По крайней мере, такой забор напоминает современная реконструкция западной стены (фото 17).
Фото 17[21]. Западная стена Каласасайи (2007)
Бóльшая часть «Kalasasayas» имеют на своих вершинах вырезы, которые указывают на то, что существовала надстройка с маленьким окном, как у столба к северо-востоку от «sanctissimum» (рис. 25). Это предположение подтверждается и тем фактом, что все столбы были разной высоты.
Столбы балконной стены равномерно сужаются к своим вершинам. Но это сужение столба происходит только с внешней стороны. Отклонение от вертикали по отношению к верхней части, или «наклон составляет около двух градусов вовнутрь». «Это эквивалентно сужению по направлению к верхней части около 38 мм за метр, так как внутри они прямые, или, скажем, вертикальные, – отмечает А. Познански. – Таким образом, они, возможно, думали придать бóльшую устойчивость стене конструкции». Он пишет:
«Не существует ни малейшего сомнения, что эта стена была не просто стеной, и что ее массивные столбы служили не просто для ее поддержки. После первого наблюдения этого ряда столбов можно заключить, что они были организованы без учета симметрии, так как расстояние от опоры до опоры меняется. Однако при наблюдении с бóльшим вниманием получается, что строители не беспокоились вообще о пространстве между столбами, так как оно не имело одинаковой ширины, но расстояние между центром одного столба и следующего было на удивление одинаковым во всех случаях, в расчет могли бы приниматься, конечно, небольшие смещения стены, связанные с геотектоническими факторами, которые заставили их изменить позицию, хотя и очень незначительным образом…». В то же время, по мнению А. Познански, разница в несколько сантиметров, существующая в расстояниях между центрами столбов, «возможно, находилась в некоторой связи с закатом, учитывая, что шесть месяцев между весенним и осенним равноденствиями имеют цикл, который отличается от цикла от осеннего до весеннего равноденствия».
Расстояние от центра одного столба к другому в среднем составляет 4 м 84 см 5,75 мм, что соответствует трем размахам рук, или трем Lokas – мере длины, которая в Тиауанако третьего периода была равна 161,51 см. Всего между центрами крайних столбов стены было тридцать Lokas.
Астрономическая наука Тиауанако
А. Познански посчитал необходимым в отношении Храма Солнца «снять завесу невежества, которой до сих пор покрыты цель его строительства и его значение для жизни, экономики и религии народа того далекого времени»[22]. Он писал:
«Как известно, большое население Анд и близлежащих регионов, составляли в основном крестьяне и скотоводы (там также существовали племена, которые посвятили себя исключительно рыбной ловле), и Тиуанаку являлось религиозным и культурным центром. Население было очень плотным, как показывают серьезные исследования в этой области.
В результате это привело к тому, что земледелие и скотоводство относительно небольшого региона должны были обеспечить поддержку значительных масс людей, и поэтому страна культивировалась интенсивным способом… Плохой сельскохозяйственный год приносит голод, недовольство, социальные потрясения и, как следствие, дискредитацию доминирующей касты. Известно также даже самым несведущим в агрономии лицам, что для получения хороших урожаев и обильного потомства у скота, точное знание календаря необходимо. Разные сезоны и правильное время для вспашки поля должны быть определены, как и соответствующие сезоны для посева определенных сельскохозяйственных культур, а также точный момент для размножения различных видов скота.
Конечно, человек, который является продуктом современной культуры, у которого есть календарь, вряд ли может оценить важность обладания в ту эпоху точным календарным знанием. Для того чтобы получить эти данные, была необходимость в касте, которая правила народом, чтобы получать точные астрономические знания, и, следовательно, эта наука играла очень важную роль в самой цивилизованной зоне континента даже в то далекое время. Большое Альтиплано, зажатое между Андами, было покрыто в значительной степени водой, из которой выступали обширные острова и полуострова. Самый маленький кусок земли был использован посредством «сельскохозяйственных террас».
Таким образом, наблюдение за явлениями, которые имели место на небосводе, особенно определенные знания о небесной механике были необходимы для Khollas, жреческой касты, для того, чтобы обеспечить своим подданным хороший урожай и, как следствие, социальное спокойствие и престиж, необходимые для выполнения их миссии. Следовательно, астрономия имела не только религиозную, но и по существу практическую и социальную основу. Священники или «Willkas», так они, конечно, назывались, имели авторитет у своих подданных, они правили полудикими ордами, обладая духовной и божественной властью в дополнение к своей земной власти. Таким образом, было необходимо для них указать не только определенные сельскохозяйственные даты, которые были нужны для ирригации, разведения животных, рыбной ловли и т.д., но и для многих праздников, связанных с сезонами и подразделениями года.
Благодаря этому краткому введению становится понятно, что Каласасайя была нечто более важное, чем просто храм Солнца, она была календарем из резного камня… с которым были определены, математическим способом, разные сезоны и подразделения года. Эти расчеты были возможны только с помощью здания, расположенного точно по меридиану, длина и ширина которого соответствовали максимальному углу солнечного склонения между двумя солнцестояниями»[23].
«Рис. 30. Восход солнца в центре двери небольшой святыни Лукурмата в день весеннего равноденствия»[24]
Построить четырехугольник Каласасайи в соответствии с перечисленными критериями, по мнению А. Познански, не составляло серьезной проблемы. Ведь «внимательные наблюдатели небесных явлений того времени, которыми были священники и правители, и которые, безусловно, составляли специальную касту племени Kholla, сохранили традиции многовекового опыта наблюдений». Нет ни малейшего сомнения в том, что, прежде чем рискнуть построить «великий Храм Солнца Анд», они имели в самом Тиауанако или на одном из крупных островов и полуостровов Титикаки соответствующий участок для наблюдений или, возможно, подобное здание в меньшем масштабе, «где они получили свой большой опыт в проведении наблюдений и определения дат в году»[25]. Возможно, одна из таких обсерваторий находилась в раскопанной при А. Познански недалеко от Тиауанако Лукурмате (Lukurmata), где был обнаружен небольшой полуподземный храм.
Фото 18[26]. Руины полуподземного храма в Лукурмате
Для точных расчетов жрецы-астрономы не имели в своем распоряжении таких инструментов, как теодолиты, секстанты, астрономические календари и т.д., а только солнечные часы, отвесы, уровни и topos (прицел? визир?). (Topos А. Познански определял как «бронзовые, серебряные или золотые предметы в форме плоской ложки с отверстием в широкой части».) Поэтому возникает вопрос, как астрономы проводили небесные наблюдения. А. Познански, напомнив, что в глубокой древности астрономия была развита в Китае, Вавилоне и в Халдее, подробно останавливается на способах, которые могли использовать ученые Тиауанако. Вот один из них.
«Рис. 16а. Есть несколько этих серебряных topos с незаостренными ручками в Музее американских индейцев (Фонд Хайе). Мы также видели такие предметы, изготовленные из золота, которые унесли туристы»[27]. Самый большой серебряный topo, экспонирующийся в этом музее, по словам А. Познански, имеет 24 см в длину[28]
Мне удалось установить, что topos А. Познански – это предметы, которые сочетают в себе функции булавки и астрономического инструмента и называются тупу (аймарск. tupu, topu). Подробнее об этом читайте в заключительной части статьи «Тупу». Два тупу инкской культуры. Размеры: 6,4×17,1 см. Материалы: серебро (кованое), позолота. География: Перу. XV – XVI вв. Метрополитен музей искусств[i] |
А. Познански предположил, что для точного наблюдения солнцестояний можно было бы построить на месте, где сегодня находится центр примитивных западных стен Каласасайи второго периода, платформу соответствующей высоты, а на нее поставить «наблюдательный пьедестал». Он был обнаружен во время раскопок Французской научной миссией во главе с Жоржем Креки де Монфором на средней линии Каласасайи, по которой была прорыта траншея (фото 19). (По мнению А. Познански, на снимке он перевернут вверх ногами.) Пьедестал имел «отверстие для своего рода «ящика» внутри, а также типичные лестничные украшения в верхней части»[29]. Этот блок был разбит на куски и унесен жителями деревни.
Фото 19. «Трахитовый резной камень, обнаруженный Французской миссией. Внутренняя часть больших выравниваний (grands alignements). Группа Ак-Капана» (подпись к фотографии). Черно-белая фотография (оригинальный принт), размер 23×17 см. Альбом фотографий «Французская научная миссия в Южной Америке: работа и раскопки Тиауанако, 1903 г.». Автор Синтич Херманос. Бруклинский музей, США[29а]
«Рис. 16. Реконструкционный рисунок диоптра на пьедестале. С двумя «topos» они получали «линию визирования»»[30].
Этот простой аппарат, сделанный из бронзы, имеет форму коробки или крышки размером с последний шаг пьедестала, на котором она закреплена. Почти у края крышки рядом с наблюдателем высверлено отверстие (рис. 16).
«Рис. 17. Реконструкционный рисунок диоптра, размещенного на узких, подвижных пластинах, показанный сверху и сбоку»[31]
На этой бронзовой крышке, установленной на верхней части «наблюдательного пьедестала» с отверстием, помещена полоска из бронзы, серебра или золота около 10 см шириной, 1 см толщиной и менее 73,4 см в длину (ширина платформы пьедестала). Оба ее конца являются остроконечными (рис. 17). Каждый конец полосы просверлен так, чтобы можно было разместить на них наблюдательный «topos» стационарным образом, который вставляли в верхнее отверстие или отверстие в бронзовой крышке.
«Рис. 18. Реконструкционный рисунок диоптра, с которым они определяли углы солнечной амплитуды 49°23′ в период Тиуанаку»[32]
«Этим очень простым способом, – пишет А. Познански, – они могли бы сделать аппарат, который сегодня мы называем прицелом или диоптром. Их манипуляция была бы предельно проста, как видно на рис. 18, и, глядя через два отверстия в «topos», они бы наблюдали не только восход солнца в солнцестояния, но также ежедневно и на протяжении многих лет тщательно отмечали максимальное колебание солнца к северу и к югу. Таким образом, они получали бы легко и просто угол, который будет представлять собой полную амплитуду солнца между двумя солнцестояниями…»[33].
Интересно, что topos были найдены в археологическом комплексе Эспириту-Пампа (Espíritu Pampa) в дистрикте Вилькабамба (Vilcabamba) департамента Куско. Они были обнаружены одновременно с открытием захоронения Властителя Уари в одной из гробниц более низкого ранга. Гробницу Властителя Уари относят к VIII – X вв. н.э.[34]. Об ее обнаружении – событии, которое, считается, столь же значимым, как и открытие гробницы Властителя Сипана, – было объявлено в феврале 2011 г.[35].
Фото. 19а[36]. Металлические предметы из гробниц Эспириту-Пампы,
среди них № 5 – 7 – topos
Фото 19b[37]. Один из topos необычной формы (№ 5 на фото 19а) крупным планом
Для своих наблюдений жрецы Тиауанако, как уже было сказано, использовали во втором периоде угловые столбы Каласасайи, а в третьем – использовали центр каждого столба балконной стены. Кроме того, важным элементом в системе астрономических наблюдений было большое крыльцо Каласасайи, сооруженное во втором периоде и достроенное в третьем периоде.
Крыльцо находится не в центре восточной стены здания, как того требовали бы симметрия и все архитектурные стандарты. Оно смещено к северу на 1,116 м[38]. А. Познански сразу предположил, «что отклонение лестницы от средней линии здания Каласасайи должно иметь некоторую связь с перигелием и афелием земной орбиты». И так оно и оказалось. Он пишет:
«…Земле нужно больше времени, чтобы пройти от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния и возвратиться в день весеннего равноденствия, чем идти от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния и вернуться в день осеннего равноденствия. То есть для перемещения земли от двадцать первого марта (день осеннего равноденствия) до двадцать третьего сентября (весеннее равноденствие) необходимо 186 дней, 11 часов (зимой), а для путешествия от весеннего равноденствия до осеннего равноденствия нужно только 178 дней, 19 часов (летом). Таким образом, разница между зимним и летним семестрами составляет 7 дней и 16 часов. В этом заключается суть проблемы, почему крыльцо Тиуанаку не располагается в центре Каласасайя, но находится на расстоянии 1 м 116 мм к северу. Поясним это в простой форме.
После того как жрецы-астрономы Тиуанаку создали, – можно предположить, с системой «topo»-наблюдения – на северо-востоке и юго-востоке углы (солнцестояния) в Каласасайе, и после того как логически разделили угол пополам, они думали, что они также разделили год на четыре части. Однако на практике они отметили вышеупомянутый факт, что солнцу нужно больше времени для перехода с севера к центру здания, чем с юга к тому же месту.
Таким образом, поскольку они хотели бы разделить год на четыре равные части, они сделали дальнейшие наблюдения, чтобы определить, где солнце поднимется точно в середине года, двадцать четвертого марта и двадцать первого сентября и тогда они отметили, – конечно, не без удивления, – что солнце не поднимается в центре храма, но на 1 м116 мм к северу. С этим наблюдением они, возможно, были первыми людьми в мире, отметившими перигелий и афелий или эксцентриситет земной орбиты. Это различие соответствует для 21 сентября 1°0’56,3″ к северу и для 24 марта 1°6’45,3″ к югу.
Это – путь, которым они установили точку, которая отмечала восход солнца точно в середине года в центре массивного крыльца. Этот главный вход во дворец был в то же время календарной точкой для определения великих солнечных праздников: на языке Aymara, вероятно, Kjapak-Tokori и на Quechua – Citua-Raymi (для них двадцать первого сентября) (в соответствии с Фелипе Гуаманом Помой де Айалой – Koya-Raymi).
Двадцать первого сентября было начало весны для них, в начале года – шесть месяцев спустя приходил «Willka-Tokori» (на языке Aymara) или Inti-Raymi (на языке Quechua), в начале осени – праздник урожая (в соответствии с Гуаманом Помой – Inca-Raymi…).
Солнцестояния, «Willka-kuti» были праздниками молитвы, в которой солнце умоляли не уходить прочь, но вернуться и поддержать человека своим светом и живительным теплом. Эти основные сельскохозяйственные периоды и астрономические сезоны породили большие праздники, и определение их дат было мотивом для строительства большого Храма Солнца в Андах.
Другие важные даты, связанные с земледелием или разведением скота, в частности, определялись восходом солнца над тем или иным столбом и сопровождались их соответствующими празднованиями. Таким образом, почти нет сомнений, что восход солнца в центре каждого столба восточной стены, а позже заход солнца на столбах балконной стены на западе означал важные даты в жизни человека того времени»[39].
Подчеркивая большое значение астрономии для андцев, А. Познански писал:
«Даже после конкисты, аборигены занимались наблюдением небесных движений… особенно солнцестояния, которое они назвали «Willakuti», и равноденствий. Вполне возможно, что в эпоху апогея Тиуанаку, когда священническую касту составляло благородное племя Khollas, которое говорило на Aymara, солнечные храмы имели некое многозначительное имя, и особенно это здание, наиболее важное в Тиуанаку»[40].
Окончание: с. 3
[2] Posnansky А. Tihuanacu, the Cradle of American Man (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[3] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky8.htm).
[4] Ситчин З. Потерянные царства (http://www.smoliy.ru/lib/000/000/00000009/sitchin_zahariya_poteryannye_carstva3.htm).
[5] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[7] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[8] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[10] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[11] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[13] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[14] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[15] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[20] Daniken E. von. Twilight of the Gods (http://www.scribd.com/doc/54592190/Twilight-of-the-Gods-the-Mayan-Calendar-Erich-Von-Daniken).
[22] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky3.htm).
[23] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky3.htm).
[25] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky5.htm).
[28] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky5.htm).
[29] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky7.htm).
[29а] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/archives/image/4128/image
[33] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky5.htm).
[39] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky5.htm).
[40] Posnansky А. Opus cit. (http://www.bibliotecapleyades.net/arqueologia/tiahuanaco/posnansky2.htm).