Конко-Ванкане

Рис 1[1]. Моно­лит Хин­чун­кала и его кры­ла­тая вику­нья с голо­вой пумы круп­ным пла­ном (справа)

К архео­ло­ги­че­скому сайту Конко-Ванкане (Khonkho Wankane), где рас­по­ла­га­ются руины древ­него цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса, мое вни­ма­ние при­влекла фото­гра­фия одного из его моно­ли­тов – Хин­чун­калы (рис. 1). Мне пока­за­лось, что он очень похож на Боро­да­тый моно­лит Храма камен­ных голов Тиа­у­а­нако. Резьба Хин­чун­калы доста­точно хорошо сохра­ни­лась, и я решила, что это помо­жет мне лучше понять, что было изоб­ра­жено на сильно эро­ди­ро­ван­ном Боро­да­том моно­лите. Поэтому я вни­ма­тельно изу­чила мате­ри­алы сайта меж­ду­на­род­ного про­екта «Боль­шая Мачака» (насколько я поняла, Мачака – это назва­ние мест­но­сти). Конко-Ванкане было тесно свя­зано с Тиа­у­а­нако, поэтому через его исто­рию и его мону­менты, мне откры­лось много нового вообще и о Тиа­у­а­нако, в частности.

Боль­шой неожи­дан­но­стью для меня стало узнать, что в Конко-Ванкане суще­ство­вал мощ­ный культ вику­ньи, что отра­жает резьба на его моно­ли­тах (см., напри­мер, рис. 1). Мне было, конечно, известно, что вику­нья – это свя­щен­ное живот­ное в анд­ской рели­гии, но чтобы она почи­та­лась где-либо как боже­ство высо­кого ранга, я не могла и предположить.

 

КОНКО-ВАНКАНЕ

Рис. 2. Рас­по­ло­же­ние Конко-Ванкане в южном бас­сейне озера Тити­кака[2]

Сайт Конко-Ванкане нахо­дится на изме­нен­ном аллю­ви­аль­ном обра­зо­ва­нии долины реки Деса­гу­а­деро ниже пред­го­рий хребта Кимсачата-Чилья (Kimsachata-Chilla) в 25 км к югу от Тиа­у­а­нако (рис. 2).

Рис 3. Конко-Ванкане в кон­тек­сте ланд­шафта[3]

Сайт состоит из двух кур­га­нов – Ван­кане и Путуни (Putuni) в окру­же­нии несколь­ких неболь­ших хол­мов (рис. 3 и 4). Восточ­ная и запад­ная сто­роны сайта огра­ни­чены двумя пото­ками, кото­рые несут свои воды из полу­по­сто­ян­ных источ­ни­ков пред­го­рий хребта Кимсачата-Чилья в Рио-Гранде. Север­ный и южный края сайта окру­жены узкими боло­тами, остат­ками искус­ствен­ных канав[4].

Рис. 4. Топо­гра­фи­че­ская карта кур­га­нов Конко[5]

Основ­ной кур­ган – Ван­кане пред­став­ляет собой при­род­ный холм с искус­ственно под­ня­той плос­кой воз­вы­шен­но­стью. На ее поверх­но­сти нахо­дятся круп­ные блоки основ несколь­ких архи­тек­тур­ных ого­ро­жен­ных про­странств и три эро­ди­ро­ван­ные зем­ля­ные плат­формы, кото­рые окру­жают обшир­ную пло­щадь (рис. 5). Кроме того, там есть четыре скульп­тур­ных моно­лита[6]. Аме­ри­кан­ский иссле­до­ва­тель Алан Колата (Alan Kolata) писал о комплексе:

«Конко-Ванкане, как и его север­ные ана­логи Лукур­мата и Пах­чири, обла­дает впе­чат­ля­ю­щим цен­тром гражданско-церемониальной архи­тек­туры. В слу­чае Конко-Ванкане эта архи­тек­тура имеет форму мас­сив­ных террасно-платформенных кур­га­нов, увен­чан­ных ансам­блем построек из теса­ного камня…»[7].

Рис. 5[8]

 

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНКО-ВАНКАНЕ

На про­тя­же­нии веков Конко-Ванкане и его три скульп­тур­ных моно­лита (чет­вер­тый был обна­ру­жен архео­ло­гами) были объ­ек­тами покло­не­ния общины Кунку-Ликилики (Qhunqhu Liqiliqi) и, воз­можно, более круп­ной общины Хесус-де-Мачака (Jesus de Machaca).

Рис. 6[9]

Вплоть до ХХ в. о руи­нах не суще­ствует извест­ных упо­ми­на­ний. Сайт открыл в начале 1936 г. испа­нец Вален­тин Лопес де Диего (Valentín López de Diego). В 1936 г. Макс Пор­ту­гал Саморра (Max Portugal Zamorra), дирек­тор Наци­о­наль­ного музея Ла-Паса, опуб­ли­ко­вал крат­кое опи­са­ние сайта и его моно­ли­тов в сто­лич­ной газете. В ноябре 1937 г. министр обра­зо­ва­ния и по делам корен­ных наро­дов Аль­фредо Пека­ранда (Alfredo Pecaranda) орга­ни­зо­вал первую архео­ло­ги­че­скую экс­пе­ди­цию по изу­че­нию сайта и его зоны. В ее состав вошли Макс Пор­ту­гал (руко­во­ди­тель), Гильермо Марьяка (Guillermo Mariaca) и Фриц Бак (Fritz Buck), кото­рый (по неко­то­рым дан­ным) при­ни­мал уча­стие в тай­ных рас­коп­ках Вален­тина Лопеса де Диего и пер­вый сооб­щил о них обще­ствен­но­сти. В резуль­тате Конко-Ванкане стало вто­рым архео­ло­ги­че­ским сай­том, заре­ги­стри­ро­ван­ным в Боли­вии (1936), после Тиа­у­а­нако (1919)[10].

Сайт Конко-Ванкане иссле­до­вали мно­гие уче­ные, кото­рые имели раз­лич­ные мне­ния каса­тельно сти­лей его архи­тек­туры и скульп­туры, а также его исто­ри­че­ского зна­че­ния и пери­о­ди­за­ции. Но, так или иначе, Конко-Ванкане рас­смат­ри­ва­лось в связи с Тиа­у­а­нако, однако без учета его хро­но­ло­гии, опре­де­лен­ной А. Познан­ски. Если А. Познан­ски дати­ро­вал самое древ­нее соору­же­ние Тиа­у­а­нако – Храм камен­ных голов (Полу­под­зем­ный храм) – пер­вым, дои­сто­ри­че­ским пери­о­дом, кото­рый он отно­сил ко вре­ме­нам, гораздо более ран­ним, чем 15000 г. до н.э. (дата закладки Кала­са­сайи), то все иссле­до­ва­тели Конко-Ванкане при­дер­жи­ва­ются точки зре­ния офи­ци­аль­ной науки на хро­но­ло­гию Тиа­у­а­нако. Аме­ри­кан­ские уче­ные, кото­рые соста­вили ядро про­екта «Боль­шая Мачака», дати­руют его воз­ник­но­ве­ние и постройку Кала­са­сайи, в част­но­сти, пери­о­дом Тиа­у­а­нако I, кото­рый сов­па­дает с так назы­ва­е­мым Позд­ним пери­о­дом ста­нов­ле­ния 1 (100 г. до н.э. – 250 гг. н.э.) по хро­но­ло­ги­че­ской системе, при­ня­той для бас­сейна Тити­каки, и закан­чи­вают его исто­рию пери­о­дом Тиа­у­а­нако V (800 – 1100 гг. н.э.). А период геге­мо­нии Тиа­у­а­нако в бас­сейне Тити­каки они отно­сят к 500 – 1100 гг. н.э.

Конечно, сов­ме­стить воз­зре­ния Артура Познан­ски на воз­раст Тиа­у­а­нако, с кото­рыми я вполне согласна, с пози­цией тра­ди­ци­он­ных исто­ри­ков очень сложно. Однако, к сожа­ле­нию, мне известно только мне­ние А. Познан­ски отно­си­тельно глу­бо­кой древ­но­сти Тиа­у­а­нако, ведь воз­раст Тиа­у­а­нако послед­него, тре­тьего пери­ода он счи­тал старше 10000 лет. Какова же была исто­рии Тиа­у­а­нако после – вплоть до 1100 г. н.э., кото­рый при­нято счи­тать годом окон­ча­тель­ного паде­ния Тиа­у­а­нако? Воз­можно, А. Познан­ски и писал об этом, но его книги (кроме отрыв­ков) недо­ступны и никто из иссле­до­ва­те­лей Тиа­у­а­нако его воз­зре­ния на этот счет не цитирует.

 

Макс Пор­ту­гал Саморра[11]

Между 1937 и 1941 г. Конко-Ванкане рас­ка­пы­вал Макс Пор­ту­гал Саморра. Рабо­тая в рай­оне восточ­ной плат­формы Конко, М. Пор­ту­гал обна­ру­жил, по край­ней мере, три струк­тур­ных основы: две пря­мо­ли­ней­ные и одну полу­круг­лую. Полу­круг­лая основа гра­ни­чит с одной из пря­мо­ли­ней­ных стен (рис. 7).

Рис. 7[12]. План рас­ко­пок Макса Пор­ту­гала в восточ­ной части плат­формы Ван­кане (1941)

На восточ­ной плат­форме М. Пор­ту­гал рас­ко­пал три гроб­ницы. Две из них счи­та­ются самыми удач­ными наход­ками такого рода в южном бас­сейне Тити­каки этого пери­ода. В пер­вой (гроб­ница А, рис. 7) был похо­ро­нен мест­ный вла­сти­тель в оже­ре­лье из брон­зо­вых под­ве­сок в виде звезд, круг­лой брон­зо­вой пек­то­рали, брон­зо­вой labrette, или под­бо­ро­доч­ном укра­ше­нии и с брон­зо­вая булав­кой. Менее метра на северо-восток нахо­ди­лась гроб­ница B, содер­жав­шая почти пол­но­стью рас­пав­ши­еся чело­ве­че­ские останки. Един­ствен­ную остав­шу­юся от черепа часть – лоб­ную кость покры­вала крас­ная охра. Чело­век, похо­ро­нен­ный здесь, также имел брон­зо­вую labrette. Его пра­вая рука была вытя­нута в сто­рону при­но­ше­ний, кото­рые состо­яли, в част­но­сти, из круг­лой брон­зо­вой под­вески, булавки и оже­ре­лья из брон­зо­вых укра­ше­ний, соеди­нен­ного с кус­ком золо­той пластинки.

Все три захо­ро­не­ния вклю­чали в себя сосуды в стиле Тиа­у­а­нако в каче­стве похо­рон­ных при­но­ше­ний, и одно содер­жало куриль­ницу в виде каме­лида. Пор­ту­гал при­шел к выводу, что эти захо­ро­не­ния отно­сятся к более ран­нему пери­оду, нежели моно­литы, най­ден­ные на сайте. Исполь­зо­ва­ние крас­ного пес­ча­ника в архи­тек­туре Конко и моно­ли­тах, по его мне­нию, отно­сит сайт к стилю камен­ных скульп­тур Pa-Ajanu, кото­рый он дати­ро­вал 250 – 500 гг. н.э.

Тер­мин «Pa-Ajanu» (у дру­гих авто­ров – Pajano) впер­вые исполь­зо­вал А. Познан­ски (1945). Он про­ис­хо­дит от аймар­ского «дву­ли­кий» и свя­зан с изоб­ра­же­нием двух антро­по­морф­ных существ на про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах скульп­туры[13].

 

Стиг Рай­ден[14]

Швед­ский архео­лог Стиг Рай­ден (Stig Rydén) был при­гла­шен вла­стями Боли­вии, чтобы помочь с рас­коп­ками, вскоре после того, как они узнали о Конко. Он при­был на сайт в конце 1938 г. вслед за тем, как закон­чил свои рас­копки и ана­лизы кера­мики в Тиа­у­а­нако. Рай­ден сде­лал фото­гра­фии и чер­тежи, про­ана­ли­зи­ро­вал ико­но­гра­фию моно­ли­тов и выко­пал две­на­дцать ям на Конко-Ванкане. Он пер­вым про­вел рас­копки на кур­гане Путуни.

На осно­ва­нии все еще види­мых очер­та­ний вер­ти­каль­ных камен­ных плит Рай­ден заклю­чил, что Конко –«мень­шего мас­штаба ана­лог Кала­са­сайи в Тиауанаку».

Хотя С. Рай­ден выде­лил кера­ми­че­ские черепки, пред­став­ля­ю­щие раз­лич­ные стили и формы, вклю­чая стили, кото­рые теперь при­нято отно­сить к Позд­нему пери­оду ста­нов­ле­ния (с 1 до 500 г. н.э.), он был пора­жен нали­чием «дека­дент­ского» Тиа­у­а­нако и мень­шим коли­че­ством пост­ти­а­у­а­нак­ской кера­мики в несколь­ких ямах.

С. Рай­ден заклю­чил, что Конко-Ванкане впер­вые было засе­лено в то время, кото­рое аме­ри­кан­ские уче­ные опре­де­ляют тер­ми­ном «Тиа­у­а­нако V» (800 – 1100 гг. н.э.), и про­дол­жало быть окку­пи­ро­ван­ным в пост­ти­а­у­а­нак­ский период. Таким обра­зом, он при­шел к выводу, совер­шенно отли­ча­ю­ще­муся от вывода Макса Пор­ту­гала. С. Рай­ден осно­вы­вал свои заклю­че­ния на архи­тек­тур­ном стиле, рас­ко­пан­ных наход­ках, моно­ли­тах при­ле­га­ю­щих руин и, в неко­то­рой сте­пени, харак­те­рах могил Конко. Что каса­ется архи­тек­туры, то Рай­ден рас­це­ни­вал полу­под­зем­ные храмы как ана­ло­гич­ные Кала­са­сайе в Тиа­у­а­нако, но отме­тил, что в Конко камни меньше, а соору­же­ния бед­ные и вырож­да­ю­щи­еся. Рай­ден интер­пре­ти­ро­вал моно­литы Хин­чун­калу и Вила­калу как «дека­дент­ское» Тиа­у­а­нако, а не как пре­ти­а­у­а­нак­ские скульп­туры. Под­водя итог своим иссле­до­ва­ниям, Рай­ден писал, что «ран­ний Тиа­у­а­нако» был «совсем не пред­став­лен» в Конко.

 

Кар­лос Понсе Сан­хи­нес[15]

После быст­рой и эффек­тив­ной госу­дар­ствен­ной аграр­ной реформы и поли­ти­че­ской рево­лю­ции в Боли­вии про­изо­шла «архео­ло­ги­че­ская рево­лю­ция». С фор­ми­ро­ва­нием Цен­тра архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в Тиа­у­а­нако в 1957 г. воз­никла боли­вий­ская архео­ло­гия, осно­ван­ная на наци­о­на­ли­сти­че­ских прин­ци­пах, дви­га­те­лем кото­рой являлся Кар­лос Понсе Сан­хи­нес (Carlos Ponce Sanginés). Двумя его сорат­ни­ками были Макс Пор­ту­гал Саморра и Гре­го­рио Кор­деро (Gregorio Cordero). Кар­лос Понсе пере­осмыс­лил зна­че­ние Тиа­у­а­нако для страны и оце­нил его как куль­тур­ное насле­дие Боли­вии. По его мне­нию, все зна­чи­тель­ное в боли­вий­ском доис­пан­ском про­шлом было в неко­то­ром роде свя­зано с раз­ви­тием госу­дар­ства Тиа­у­а­нако или его военно-политическим кон­тро­лем. Конко-Ванкане не стало исклю­че­нием. И хро­но­ло­гия Макса Пор­ту­гала, а не С. Рай­дена, лучше увя­зы­ва­лась с этой наци­о­на­ли­сти­че­ской идеологией.

Кон­цен­три­руя свои научно-исследовательские уси­лия на памят­ни­ках Тиа­у­а­нако, К. Понсе нико­гда не рас­ка­пы­вал Конко-Ванкане. Тем не менее, он срав­нил ико­но­гра­фию моно­ли­тов Конко с моно­ли­тами Тиа­у­а­нако, кото­рые имеют ана­ло­гич­ные харак­те­ри­стики. Вслед за М. Пор­ту­га­лом Самор­рой и в отли­чие от С. Рай­дена и У. Бен­нетта он счи­тал, что моно­литы Конко соот­вет­ствуют ран­нему стилю, также обна­ру­жен­ному в Полу­под­зем­ном храме (Храме камен­ных голов) в Тиауанако.

На тыся­чах стра­ниц пуб­ли­ка­ций и в силь­ных, хариз­ма­тич­ных лек­циях и выступ­ле­ниях Понсе харак­те­ри­зо­вал Конко как поли­ти­че­ского и куль­тур­ного «вун­дер­кинда» Тиа­у­а­нако. По его сло­вам, Конко было доис­пан­ским город­ским цен­тром и под­чи­ня­лось Тиа­у­а­нако. Он счи­тал, что тиа­у­а­нак­ская «город­ская форма управ­ле­ния была сосре­до­то­чена исклю­чи­тельно в цен­трах его куль­туры и вклю­чала в себя сам город Тиа­у­а­нако, а также Лукур­мату (Lukurmata), Пах­чири (Pajchiri) и Конко-Ванкане (рис. 8).

Рис. 8[16]

 

Алан Колата[17]

Тиа­у­а­на­ко­ори­ен­ти­ро­ван­ный взгляд К. Понсе на Конко-Ванкане был под­хва­чен аме­ри­кан­ским архео­ло­гом Ала­ном Кола­той в 1980 – 1990-х гг. Он начал с иссле­до­ва­ния под­ня­тых полей, их про­из­во­ди­тель­но­сти, а также их обще­ствен­ной орга­ни­за­ции в 1978 – 1982 гг. В 1986 г. А. Колата воз­глав­лял мас­штаб­ные рас­копки в одном из, как пред­по­ла­гал Понсе, город­ских цен­тров – Лукур­мате. Ана­лиз мате­ри­а­лов его иссле­до­ва­ния поз­во­лили сде­лать вывод о том, что Лукур­мата явля­лась город­ской коло­нией Тиа­у­а­нако, име­ю­щей боль­шую пло­щадь и зна­чи­тель­ное насе­ле­ние. Оста­лось сде­лать то же самое для неко­то­рых дру­гих посе­ле­ний, кото­рые К. Понсе про­воз­гла­сил тиа­у­а­нак­скими город­скими центрами.

Рас­коп­ками в Конко А. Колата руко­во­дил в ноябре 1987 г. По сло­вам Понсе, Колата стре­мился иссле­до­вать Конко, чтобы понять «тиа­у­а­нак­скую реги­о­наль­ную систему коло­ний». Для А. Колаты вслед за К. Понсе Конко было одним из трех основ­ных под­чи­нен­ных Тиа­у­а­нако город­ских цен­тров, его городов-спутников наряду с Лукур­ма­той и Пах­чири. По его мне­нию, Конко, воз­можно, вме­щало 10000 чело­век, а боль­шин­ство людей жили в отда­лен­ных селах и дерев­нях, зани­ма­ясь сель­ским хозяй­ством и рыбо­лов­ством. По сло­вам А. Колаты, не только гра­до­стро­и­тель­ство, но и его кос­мо­ло­ги­че­ский сим­во­лизм были пере­не­сены из Тиа­у­а­нако в Пах­чири, Лукур­мату и Конко.

 

Про­ект «Боль­шая Мачака»

С 2001 по 2008 г. в Конко-Ванкане про­во­ди­лись архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния с исполь­зо­ва­нием новей­ших мето­дик по про­екту «Боль­шая Мачака» (Jach’a Machaca). Про­ек­том руко­во­дил архео­лог Джон В. Яну­сек (John W. Janusek), доцент антро­по­ло­гии Уни­вер­си­тета Ван­дер­бильта, сов­местно с инже­не­ром Вик­то­ром Пла­сой (Victor Plaza), рабо­тав­шим на сайте в 2005 – 2007 гг., и в 2008 г. – с лицен­ци­а­том Кар­ло­сом Лему­сом (Carlos Lemuz) из Обще­ства архео­ло­гии Ла-Паса, Боли­вия. Про­ект в целом являлся меж­дис­ци­пли­нар­ным и при­влек иссле­до­ва­те­лей и сту­ден­тов раз­ных наци­о­наль­но­стей и науч­ных инте­ре­сов[18].

Про­ект преду­смат­ри­вал также этно­гра­фи­че­ские иссле­до­ва­ния, кото­рые его участ­ники вели во мно­гих насе­лен­ных пунк­тах. Но изу­че­ние общины Иру­ито (Iruhito, или Irohito), рас­по­ло­жен­ной на восточ­ном берегу реки Деса­гу­а­деро, при­бли­зи­тельно в 30 км к западу от Конко-Ванкане, имело осо­бое зна­че­ние, поскольку ее члены счи­тают себя уру (Uru)[19].

 

Радио­угле­род­ные иссле­до­ва­ния сайта[20]

В рам­ках про­екта были про­ве­дены иссле­до­ва­ния угле­род­ных образ­цов (обуг­лен­ного дерева и навоза вер­блю­до­вых), кото­рые были взяты из опре­де­лен­ных мест сайта, в лабо­ра­то­рии AMS Уни­вер­си­тета Ари­зоны[21]. На осно­ва­нии радио­угле­род­ных изме­ре­ний были сде­ланы сле­ду­ю­щие выводы. Конко-Ванкане достиг сво­его апо­гея в период 100 г. до н.э. – 500 г. н.э. Сайт был окку­пи­ро­ван и в тече­ние всего тиа­у­а­нак­ского пери­ода (500 – 1100 гг. н.э.), но окку­па­ция сайта и его реги­о­наль­ное зна­че­ние в это время, похоже, суще­ственно сни­зи­лись. Неожи­дан­ным и, воз­можно, важ­ным откры­тием явля­ется срав­ни­тельно боль­шой раз­рыв между послед­ним Позд­ним пери­о­дом ста­нов­ле­ния (430 – 550 гг. н.э.) и ран­ним Тиа­у­а­нако (675 – 775 гг. н.э). Это может ука­зы­вать на пере­рыв в окку­па­ции сайта в этот про­ме­жу­ток вре­мени. Эле­менты и струк­туры пост­ти­а­у­а­нак­ского пери­ода (1100 – 1450 гг. н.э.) пред­став­лены на сайте Конко-Ванкане. Тем не менее, Пукара-де-Конко в это время была гораздо более густо насе­лена и стала сай­том реги­о­наль­ного зна­че­ния в этот период.

 

Заклю­че­ние иссле­до­ва­те­лей про­екта «Боль­шая Мачака»[22]

Иссле­до­ва­ние пока­зы­вает, что Конко-Ванкане было важ­ным цен­тром в южном бас­сейне озера Тити­кака в Позд­нем пери­оде ста­нов­ле­ния. Оно впер­вые появи­лось как ритуально-политический центр в Позд­нем пери­оде ста­нов­ле­ния 1 (100 г. до н.э. – 250 гг. н.э.). Тем не менее, созда­ется впе­чат­ле­ние, что боль­шая часть основ­ной плат­формы Ван­кане, кото­рую С. Рай­ден счи­тал одним боль­шим хра­мом Кала­са­сайя, была закон­чена в Позд­нем пери­оде ста­нов­ле­ния 2 (250 – 500 гг. н.э.). Вме­сто пря­мо­уголь­ника Кала­са­сайи цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс обра­зует сту­пен­ча­тую букву «U», кото­рая охва­ты­вает цен­траль­ную пло­щадь. Несмотря на дав­нюю тра­ди­цию архео­ло­гов, харак­те­ри­зу­ю­щую Конко-Ванкане как тиа­у­а­нак­ский реги­о­наль­ный центр или даже «вто­рой город» Тиа­у­а­нако, окку­па­ция в период Тиа­у­а­нако пред­став­ля­ется гораздо менее зна­чи­тель­ной. Только одна струк­тура на плат­форме – ком­плекс север­ного двой­ного полу­под­зем­ного храма, воз­можно, исполь­зо­вался в этот период. Ско­рее остатки окку­па­ции тиа­у­а­нак­ского пери­ода нахо­дятся в север­ной части кур­гана Ван­кане, вне сфор­ми­ро­ван­ного цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса, а также в южной части сосед­него кур­гана Путуни.

«Конко-Ванкане под­твер­ждает, что Тиа­у­а­нако не было един­ствен­ным цере­мо­ни­аль­ным цен­тром в южной части бас­сейна озера Тити­кака в период, непо­сред­ственно пред­ше­ству­ю­щий геге­мо­нии Тиа­у­а­нако, – пишет Д.В. Яну­сек. – Наше иссле­до­ва­ние застав­ляет нас пред­по­ло­жить, что Конко было цен­тром ран­него госу­дар­ства. Группы людей высо­кого ста­туса Конко… вза­и­мо­дей­ство­вали и кон­ку­ри­ро­вали с ана­ло­гич­ными груп­пами в совре­мен­ных ему цен­трах, в том числе в Тиа­у­а­нако. Госу­дар­ство Тиа­у­а­нако, по-видимому, воз­никло в резуль­тате вза­и­мо­дей­ствия этих групп, сосре­до­то­чен­ных в цере­мо­ни­аль­ных цен­трах, таких, как Конко»[23].

 

| 1 | 2 | 3 |



[1] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Khonkho Wankane and the Rise of Tiwanaku (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).

[12] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Opus cit.  (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).

[23] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Opus cit.  (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>