Рис 1[1]. Монолит Хинчункала и его крылатая викунья с головой пумы крупным планом (справа)
К археологическому сайту Конко-Ванкане (Khonkho Wankane), где располагаются руины древнего церемониального комплекса, мое внимание привлекла фотография одного из его монолитов – Хинчункалы (рис. 1). Мне показалось, что он очень похож на Бородатый монолит Храма каменных голов Тиауанако. Резьба Хинчункалы достаточно хорошо сохранилась, и я решила, что это поможет мне лучше понять, что было изображено на сильно эродированном Бородатом монолите. Поэтому я внимательно изучила материалы сайта международного проекта «Большая Мачака» (насколько я поняла, Мачака – это название местности). Конко-Ванкане было тесно связано с Тиауанако, поэтому через его историю и его монументы, мне открылось много нового вообще и о Тиауанако, в частности.
Большой неожиданностью для меня стало узнать, что в Конко-Ванкане существовал мощный культ викуньи, что отражает резьба на его монолитах (см., например, рис. 1). Мне было, конечно, известно, что викунья – это священное животное в андской религии, но чтобы она почиталась где-либо как божество высокого ранга, я не могла и предположить.
КОНКО-ВАНКАНЕ
Рис. 2. Расположение Конко-Ванкане в южном бассейне озера Титикака[2]
Сайт Конко-Ванкане находится на измененном аллювиальном образовании долины реки Десагуадеро ниже предгорий хребта Кимсачата-Чилья (Kimsachata-Chilla) в 25 км к югу от Тиауанако (рис. 2).
Рис 3. Конко-Ванкане в контексте ландшафта[3]
Сайт состоит из двух курганов – Ванкане и Путуни (Putuni) в окружении нескольких небольших холмов (рис. 3 и 4). Восточная и западная стороны сайта ограничены двумя потоками, которые несут свои воды из полупостоянных источников предгорий хребта Кимсачата-Чилья в Рио-Гранде. Северный и южный края сайта окружены узкими болотами, остатками искусственных канав[4].
Рис. 4. Топографическая карта курганов Конко[5]
Основной курган – Ванкане представляет собой природный холм с искусственно поднятой плоской возвышенностью. На ее поверхности находятся крупные блоки основ нескольких архитектурных огороженных пространств и три эродированные земляные платформы, которые окружают обширную площадь (рис. 5). Кроме того, там есть четыре скульптурных монолита[6]. Американский исследователь Алан Колата (Alan Kolata) писал о комплексе:
«Конко-Ванкане, как и его северные аналоги Лукурмата и Пахчири, обладает впечатляющим центром гражданско-церемониальной архитектуры. В случае Конко-Ванкане эта архитектура имеет форму массивных террасно-платформенных курганов, увенчанных ансамблем построек из тесаного камня…»[7].
Рис. 5[8]
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНКО-ВАНКАНЕ
На протяжении веков Конко-Ванкане и его три скульптурных монолита (четвертый был обнаружен археологами) были объектами поклонения общины Кунку-Ликилики (Qhunqhu Liqiliqi) и, возможно, более крупной общины Хесус-де-Мачака (Jesus de Machaca).
Рис. 6[9]
Вплоть до ХХ в. о руинах не существует известных упоминаний. Сайт открыл в начале 1936 г. испанец Валентин Лопес де Диего (Valentín López de Diego). В 1936 г. Макс Португал Саморра (Max Portugal Zamorra), директор Национального музея Ла-Паса, опубликовал краткое описание сайта и его монолитов в столичной газете. В ноябре 1937 г. министр образования и по делам коренных народов Альфредо Пекаранда (Alfredo Pecaranda) организовал первую археологическую экспедицию по изучению сайта и его зоны. В ее состав вошли Макс Португал (руководитель), Гильермо Марьяка (Guillermo Mariaca) и Фриц Бак (Fritz Buck), который (по некоторым данным) принимал участие в тайных раскопках Валентина Лопеса де Диего и первый сообщил о них общественности. В результате Конко-Ванкане стало вторым археологическим сайтом, зарегистрированным в Боливии (1936), после Тиауанако (1919)[10].
Сайт Конко-Ванкане исследовали многие ученые, которые имели различные мнения касательно стилей его архитектуры и скульптуры, а также его исторического значения и периодизации. Но, так или иначе, Конко-Ванкане рассматривалось в связи с Тиауанако, однако без учета его хронологии, определенной А. Познански. Если А. Познански датировал самое древнее сооружение Тиауанако – Храм каменных голов (Полуподземный храм) – первым, доисторическим периодом, который он относил ко временам, гораздо более ранним, чем 15000 г. до н.э. (дата закладки Каласасайи), то все исследователи Конко-Ванкане придерживаются точки зрения официальной науки на хронологию Тиауанако. Американские ученые, которые составили ядро проекта «Большая Мачака», датируют его возникновение и постройку Каласасайи, в частности, периодом Тиауанако I, который совпадает с так называемым Поздним периодом становления 1 (100 г. до н.э. – 250 гг. н.э.) по хронологической системе, принятой для бассейна Титикаки, и заканчивают его историю периодом Тиауанако V (800 – 1100 гг. н.э.). А период гегемонии Тиауанако в бассейне Титикаки они относят к 500 – 1100 гг. н.э.
Конечно, совместить воззрения Артура Познански на возраст Тиауанако, с которыми я вполне согласна, с позицией традиционных историков очень сложно. Однако, к сожалению, мне известно только мнение А. Познански относительно глубокой древности Тиауанако, ведь возраст Тиауанако последнего, третьего периода он считал старше 10000 лет. Какова же была истории Тиауанако после – вплоть до 1100 г. н.э., который принято считать годом окончательного падения Тиауанако? Возможно, А. Познански и писал об этом, но его книги (кроме отрывков) недоступны и никто из исследователей Тиауанако его воззрения на этот счет не цитирует.
Макс Португал Саморра[11]
Между 1937 и 1941 г. Конко-Ванкане раскапывал Макс Португал Саморра. Работая в районе восточной платформы Конко, М. Португал обнаружил, по крайней мере, три структурных основы: две прямолинейные и одну полукруглую. Полукруглая основа граничит с одной из прямолинейных стен (рис. 7).
Рис. 7[12]. План раскопок Макса Португала в восточной части платформы Ванкане (1941)
На восточной платформе М. Португал раскопал три гробницы. Две из них считаются самыми удачными находками такого рода в южном бассейне Титикаки этого периода. В первой (гробница А, рис. 7) был похоронен местный властитель в ожерелье из бронзовых подвесок в виде звезд, круглой бронзовой пекторали, бронзовой labrette, или подбородочном украшении и с бронзовая булавкой. Менее метра на северо-восток находилась гробница B, содержавшая почти полностью распавшиеся человеческие останки. Единственную оставшуюся от черепа часть – лобную кость покрывала красная охра. Человек, похороненный здесь, также имел бронзовую labrette. Его правая рука была вытянута в сторону приношений, которые состояли, в частности, из круглой бронзовой подвески, булавки и ожерелья из бронзовых украшений, соединенного с куском золотой пластинки.
Все три захоронения включали в себя сосуды в стиле Тиауанако в качестве похоронных приношений, и одно содержало курильницу в виде камелида. Португал пришел к выводу, что эти захоронения относятся к более раннему периоду, нежели монолиты, найденные на сайте. Использование красного песчаника в архитектуре Конко и монолитах, по его мнению, относит сайт к стилю каменных скульптур Pa-Ajanu, который он датировал 250 – 500 гг. н.э.
Термин «Pa-Ajanu» (у других авторов – Pajano) впервые использовал А. Познански (1945). Он происходит от аймарского «двуликий» и связан с изображением двух антропоморфных существ на противоположных сторонах скульптуры[13].
Стиг Райден[14]
Шведский археолог Стиг Райден (Stig Rydén) был приглашен властями Боливии, чтобы помочь с раскопками, вскоре после того, как они узнали о Конко. Он прибыл на сайт в конце 1938 г. вслед за тем, как закончил свои раскопки и анализы керамики в Тиауанако. Райден сделал фотографии и чертежи, проанализировал иконографию монолитов и выкопал двенадцать ям на Конко-Ванкане. Он первым провел раскопки на кургане Путуни.
На основании все еще видимых очертаний вертикальных каменных плит Райден заключил, что Конко –«меньшего масштаба аналог Каласасайи в Тиауанаку».
Хотя С. Райден выделил керамические черепки, представляющие различные стили и формы, включая стили, которые теперь принято относить к Позднему периоду становления (с 1 до 500 г. н.э.), он был поражен наличием «декадентского» Тиауанако и меньшим количеством посттиауанакской керамики в нескольких ямах.
С. Райден заключил, что Конко-Ванкане впервые было заселено в то время, которое американские ученые определяют термином «Тиауанако V» (800 – 1100 гг. н.э.), и продолжало быть оккупированным в посттиауанакский период. Таким образом, он пришел к выводу, совершенно отличающемуся от вывода Макса Португала. С. Райден основывал свои заключения на архитектурном стиле, раскопанных находках, монолитах прилегающих руин и, в некоторой степени, характерах могил Конко. Что касается архитектуры, то Райден расценивал полуподземные храмы как аналогичные Каласасайе в Тиауанако, но отметил, что в Конко камни меньше, а сооружения бедные и вырождающиеся. Райден интерпретировал монолиты Хинчункалу и Вилакалу как «декадентское» Тиауанако, а не как претиауанакские скульптуры. Подводя итог своим исследованиям, Райден писал, что «ранний Тиауанако» был «совсем не представлен» в Конко.
Карлос Понсе Санхинес[15]
После быстрой и эффективной государственной аграрной реформы и политической революции в Боливии произошла «археологическая революция». С формированием Центра археологических исследований в Тиауанако в 1957 г. возникла боливийская археология, основанная на националистических принципах, двигателем которой являлся Карлос Понсе Санхинес (Carlos Ponce Sanginés). Двумя его соратниками были Макс Португал Саморра и Грегорио Кордеро (Gregorio Cordero). Карлос Понсе переосмыслил значение Тиауанако для страны и оценил его как культурное наследие Боливии. По его мнению, все значительное в боливийском доиспанском прошлом было в некотором роде связано с развитием государства Тиауанако или его военно-политическим контролем. Конко-Ванкане не стало исключением. И хронология Макса Португала, а не С. Райдена, лучше увязывалась с этой националистической идеологией.
Концентрируя свои научно-исследовательские усилия на памятниках Тиауанако, К. Понсе никогда не раскапывал Конко-Ванкане. Тем не менее, он сравнил иконографию монолитов Конко с монолитами Тиауанако, которые имеют аналогичные характеристики. Вслед за М. Португалом Саморрой и в отличие от С. Райдена и У. Беннетта он считал, что монолиты Конко соответствуют раннему стилю, также обнаруженному в Полуподземном храме (Храме каменных голов) в Тиауанако.
На тысячах страниц публикаций и в сильных, харизматичных лекциях и выступлениях Понсе характеризовал Конко как политического и культурного «вундеркинда» Тиауанако. По его словам, Конко было доиспанским городским центром и подчинялось Тиауанако. Он считал, что тиауанакская «городская форма управления была сосредоточена исключительно в центрах его культуры и включала в себя сам город Тиауанако, а также Лукурмату (Lukurmata), Пахчири (Pajchiri) и Конко-Ванкане (рис. 8).
Рис. 8[16]
Алан Колата[17]
Тиауанакоориентированный взгляд К. Понсе на Конко-Ванкане был подхвачен американским археологом Аланом Колатой в 1980 – 1990-х гг. Он начал с исследования поднятых полей, их производительности, а также их общественной организации в 1978 – 1982 гг. В 1986 г. А. Колата возглавлял масштабные раскопки в одном из, как предполагал Понсе, городских центров – Лукурмате. Анализ материалов его исследования позволили сделать вывод о том, что Лукурмата являлась городской колонией Тиауанако, имеющей большую площадь и значительное население. Осталось сделать то же самое для некоторых других поселений, которые К. Понсе провозгласил тиауанакскими городскими центрами.
Раскопками в Конко А. Колата руководил в ноябре 1987 г. По словам Понсе, Колата стремился исследовать Конко, чтобы понять «тиауанакскую региональную систему колоний». Для А. Колаты вслед за К. Понсе Конко было одним из трех основных подчиненных Тиауанако городских центров, его городов-спутников наряду с Лукурматой и Пахчири. По его мнению, Конко, возможно, вмещало 10000 человек, а большинство людей жили в отдаленных селах и деревнях, занимаясь сельским хозяйством и рыболовством. По словам А. Колаты, не только градостроительство, но и его космологический символизм были перенесены из Тиауанако в Пахчири, Лукурмату и Конко.
Проект «Большая Мачака»
С 2001 по 2008 г. в Конко-Ванкане проводились археологические исследования с использованием новейших методик по проекту «Большая Мачака» (Jach’a Machaca). Проектом руководил археолог Джон В. Янусек (John W. Janusek), доцент антропологии Университета Вандербильта, совместно с инженером Виктором Пласой (Victor Plaza), работавшим на сайте в 2005 – 2007 гг., и в 2008 г. – с лиценциатом Карлосом Лемусом (Carlos Lemuz) из Общества археологии Ла-Паса, Боливия. Проект в целом являлся междисциплинарным и привлек исследователей и студентов разных национальностей и научных интересов[18].
Проект предусматривал также этнографические исследования, которые его участники вели во многих населенных пунктах. Но изучение общины Ируито (Iruhito, или Irohito), расположенной на восточном берегу реки Десагуадеро, приблизительно в 30 км к западу от Конко-Ванкане, имело особое значение, поскольку ее члены считают себя уру (Uru)[19].
Радиоуглеродные исследования сайта[20]
В рамках проекта были проведены исследования углеродных образцов (обугленного дерева и навоза верблюдовых), которые были взяты из определенных мест сайта, в лаборатории AMS Университета Аризоны[21]. На основании радиоуглеродных измерений были сделаны следующие выводы. Конко-Ванкане достиг своего апогея в период 100 г. до н.э. – 500 г. н.э. Сайт был оккупирован и в течение всего тиауанакского периода (500 – 1100 гг. н.э.), но оккупация сайта и его региональное значение в это время, похоже, существенно снизились. Неожиданным и, возможно, важным открытием является сравнительно большой разрыв между последним Поздним периодом становления (430 – 550 гг. н.э.) и ранним Тиауанако (675 – 775 гг. н.э). Это может указывать на перерыв в оккупации сайта в этот промежуток времени. Элементы и структуры посттиауанакского периода (1100 – 1450 гг. н.э.) представлены на сайте Конко-Ванкане. Тем не менее, Пукара-де-Конко в это время была гораздо более густо населена и стала сайтом регионального значения в этот период.
Заключение исследователей проекта «Большая Мачака»[22]
Исследование показывает, что Конко-Ванкане было важным центром в южном бассейне озера Титикака в Позднем периоде становления. Оно впервые появилось как ритуально-политический центр в Позднем периоде становления 1 (100 г. до н.э. – 250 гг. н.э.). Тем не менее, создается впечатление, что большая часть основной платформы Ванкане, которую С. Райден считал одним большим храмом Каласасайя, была закончена в Позднем периоде становления 2 (250 – 500 гг. н.э.). Вместо прямоугольника Каласасайи церемониальный комплекс образует ступенчатую букву «U», которая охватывает центральную площадь. Несмотря на давнюю традицию археологов, характеризующую Конко-Ванкане как тиауанакский региональный центр или даже «второй город» Тиауанако, оккупация в период Тиауанако представляется гораздо менее значительной. Только одна структура на платформе – комплекс северного двойного полуподземного храма, возможно, использовался в этот период. Скорее остатки оккупации тиауанакского периода находятся в северной части кургана Ванкане, вне сформированного церемониального комплекса, а также в южной части соседнего кургана Путуни.
«Конко-Ванкане подтверждает, что Тиауанако не было единственным церемониальным центром в южной части бассейна озера Титикака в период, непосредственно предшествующий гегемонии Тиауанако, – пишет Д.В. Янусек. – Наше исследование заставляет нас предположить, что Конко было центром раннего государства. Группы людей высокого статуса Конко… взаимодействовали и конкурировали с аналогичными группами в современных ему центрах, в том числе в Тиауанако. Государство Тиауанако, по-видимому, возникло в результате взаимодействия этих групп, сосредоточенных в церемониальных центрах, таких, как Конко»[23].
[1] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Khonkho Wankane and the Rise of Tiwanaku (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).
[12] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Opus cit. (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).
[23] Janusek J.W., Ohnstad A.T. and Roddick A.P. Opus cit. (http://antiquity.ac.uk/ProjGall/janusek/janusek.html).